Агнец божий

Агнец

Материал из Энциклопедия знаков и символов Перейти к: навигация, поиск

́

Основные значения:

См. также:

Животные

́

Прообразом жертвы Христа считается Жертвоприношение Авраама.

Христа иногда изображают в виде жертвенного агнца.

Более распространенное его изображение с ягненком на руках — символ защиты.

Агнец в католических странах — невинность, непорочность, кротость, доброта. Служит олицетворением Христа.

Пасхальный агнец — символ символ Христа, изображение которого широко тиражировалось в самом разном материале от металла до воска. С XIV в. иражения агнца получили папское благословение в качестве пасхального символа. Использовались также в качестве амулета.

Основные значения:

См. также:

•индиф. •конкр.

фр. Agneau; нем. Lamm; англ. lamb

» лат. agnus — ягнёнок и греч. agnoz — чистый.

Козлёнок или ягнёнок, предназначаемый еврейским законом в пасхальную жертву .

²

Гермес (Меркурий) иногда изображался несущим ягненка (Криофорос) и считался богом пастухов и защитник стад.

Библейская символика агнца исходит из книги Еноха где он указывает на чистоту, невинность, кротость, а т.ж. неблагоугодное жертво-приношение. Уподобление агнцу Христа указывает на „Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость“, что переносится и на самого агнца как символ Христа; в особенности же как знак „великой, умилостивительной жертвы за грехи всего рода человеческого“.

Кроме того агнец(цы) или овца(цы) используются для обозначения членов Церкви, верующих, Апостолов и т. п.

В христианской символике агнец обозначает собою:

а). — ветхозаветную жертву, прообразовавшую Христа;

б). — самого Иисуса Христа

Как аллегория любой чистой мысли или справедливого человека.

Пинедо указывает на взамосвязь и взаимообращаемость символических значений агнца и льва. Это косьвенно подтверждается эпиграфом вокруг тимпана с изабражением Агнца Божия в одной из армянских церквей: „Mors ego sum mortis. Voco Agnus, sum Leo fortis.“ (Я смертный из смертных. Меня нарекли ягненком, я — сильный лев.»

Символ нежности, юной невинности, кротости, чистоты и незапятнанности.

А символизирует неофита и мистическое возрождение.

Со львом — рай.

В китае — символ сыновней добродетели

Хрис-во (широкое использование) — распятие Христа, Агнца Божьего, «жертву без изъяна.» Олицетворение страдающего и ликующего Христа, жертву и воскресение. Христос с ягненком на плечах — Добрый пастырь, пекущийся о пастве: или спасшия заблудшего ягненка (грешника).

А. с крестом — распятие, а с флагом или вымпелом — воскресение. А. Апокалипсиса — атрибут книга с семью печатями и олицетворяет Христа как Судию Второго Пришествия; если изображен с семью рогами и глазами — это символизирует семь даров Святого Духа. А. на холме с(из) которого истекают четыре реки (ручья): холм — Церковь, ручьи — Реки Рая и(или) четыре Евангелия. С овцами (12) — Христос с учениками. Иоанн Креститель с А. — олицетворяет предтечу указующего на пришествие Христа. По словам Кирилла Александрийского а. и голубка символизируют тело и душу Христа, его человеческую и божественную природу.

Эмблема святых Агнессы, Екатерины, Климента, Женевьевы, Иоанна Крестителя, Регины.

В иудаизме Непорочный Агнец — символ грядущего Мессии.

Алло в «Происхождении символов» Париж 1958, выводит его этимологию из гр. agnos- неведомое, непостижимое. Многи современные исследователи сближают agnus и agni — огонь и лингвистичиски, и символически как грани манифестацию жертвенности — символа периодического обновления мира.

В ‘СЭ’ агнец, или овца упоминается как ‘знак кротости, девства, непорочностию’. Изображен в эмблеме ‘Агнец возле слона’ соотносимой с девизами:

рус. «Великие уступают место покорным и смиренно- мудрым»,

лат. «Mansuetis grandia cedut»,

фр. «Les plus йlйves cйdent aux humble»,

нем. «Die GrцЯten weichen den Demьtigen»,

англ.»The greatest yield to the humble».{c.176}

и в эмблеме ‘Агнец, на солнце смотрящий’ соотносимой с девизами:

рус. «Ничто любезнее» и ?‘Нет ничего приятнее’,

лат. «nil amabilius»,

фр. «Il n‘y a rien si agrйable»,

нем. «Nichts ist angenehmer»,

англ. «Nothing is more amiable».{c.208}

Сверх того упоминание агнца имеется в девизах к эмблеме «Купидон, сидящий на льве обузданном»:

рус. «Обузданный бывает агнцем»

лат. «Refrenatus agnus»,

фр. «J’en fais un Agneau»,

нем. «Ich mache ein Lamm daraus»,

англ. «I make a lamb of him».{c.110}

²

||| Бестиарий

← Лат. agnus

≈ Ягнёнок / Козлёнок / Овен / Баран / Овца

► Сильное и светлое, солнечное начало, определяющее символические значения времен года.

Чистота, незапятнанность, невинность (юная), нежность, Жертвенность, обновление, искупление, непорочная жертва, Доброта, кротость, человечность, терпение, доверчивость, Неблагоугодное жертвоприношение. Как аллегория, — любая чистая мысль, справедливый человек или Агнец Божий (БПЯС).

Жертвенное животное в древних ближневосточных религиозных обрядах, принятое ранними христианами в качестве символа (аллегорического изображения) Христа и его жертвенной роли.

В Утике (возле Карфагена) ягненка почитали как символ света под именем Кар, в противоположность козленку Тису, олицетворявшему тьму — женское, темное, пассивное начало, соответствующее «закатному» времени года между летним и зимним солнцестоянием. Два этих начала (свет-тьма) делили год на равные части от времени наступления одного солнцестояния до другого:

с 25 декабря — дня рождения «Солнечного бога» по 24 июня (Летнее солнцестояние) — время «ягненка»; с 25 июня по 24 декабря — время «козленка».

Во время попеременного «царствования» каждый встречал свое равноденствие, что нашло выражение в ритуале Плодородия. Равноденственным праздником ягненка является Пасха, для козленка это праздник жатвы.

В христианской, мусульманской и иудейской традициях, молочный ягненок стал приноситься в жертву на такие праздники, как Пасха, Рамадан, etc., а в ведической Индии — на праздник Агни, бога Огня.

Ближний Восток

Ливийская легенда рассказывает как ягненок родился черным в момент зимнего солнцестояния. Затем, по мере взросления, его шерсть светлела, пока не стала белоснежной, что случилось на весеннее равноденствие. Такого ягненка называют невинным.

Психология

Жертва, жертвоприношение.

Алло в «Происхождении символов» (Париж,1958) предположил, что agnus происходит от греческого agnos и таким образом означает неизвестное. Также agnus близко agni (огню) и поэтому является жертвенным символом периодического обновления мира. .

Библия

Замена Исаака овеном в жертвоприношении Авраама — отзвук исторической перемены, когда вместо человека в примитивном обществе стали приносить в жертву животное.

Повествовательные сцены, изображающие агнца в качестве жертвенного животного:

Каин и Авель Иоаким и Анна Очищение Храма

Эмблематика

Атрибут персонификаций Невинности

Кротости Терпения Смирения Флегматика (темпераменты)

Агнец со львом, изображенные вместе, означают рай. Пинедо, указывает на интересную взаимосвязь между ягненком и львом, которая происходит по причине взаимообращения их символических значений (В христианском символизме разных народов находим много общих примеров такой инверсии, особенно в христианстве романского периода. Наглядным подтверждением служит тимпан в одной из церквей Армении, где Агнец Божий изображен в середине круга, символизирующего целостность или совершенство, а рядом начертан эпиграф «Mors ego sum morttis. Voco Agnus, sum Leo fortis» («Я смертный из смертных. Меня нарекли ягненком, я — сильный лев») (ПССИ).).

Пасторали барокко «романтизируя» профессию пастуха и кокетничают невинностью ягненочка в смысле эротической стыдливости.

Китай

Символ сыновней добродетели.

Христианство

► Христианство вообще (особенно в католицизме) — (Откр. 5:6).

Агнцы — христиане (Иоанн 21:15). Неофит и мистическое возрождение. Знаменует собой Слово, или Мессию. Распятие Христа (Принесшего себя в жертву за грехи мира сего), Агнец Божий, «жертва без изъяна».

Изображение ягненка в христианской иконографии восходит к традиции кочевых народов Среднего Востока, приносивших в жертву новорожденного ягненка как символа весеннего обновления. Происхождение символизма агнца в книге Еноха (ЮПИА).

Различные эмблемы, в которых агнец — главный элемент, обнаруживаются уже в римских катакомбах.

Образ используется очень широко, он — один из излюбленных символов во все времена существования христианства, олицетворение страдающего и ликующего Христа, страстей и воскресения. Кирилл Александрийский говорил, что агнец с голубкой символизируют тело и душу Христа — его человеческую и божественную природу. Жертвоприношении Авраама трактовалась как прообраз смерти Христа за род человеческий.

В раннем христианстве апостолы нередко предстают как двенадцать овец (ягнят) с Агнцем Бога в центре. Такие картины поклонения Христу-агнцу, родственные теме Все святые, основаны на Откровении (7:9-17 и 14:1). Трулльский собор (кон. 7 в.) запретил изображения Христа в виде ягненка в византийской иконографии.

Образ божественного пастыря, ведущего стадо в лице своего народа, и раба Божьего, которого ведут на заклание (Ис 53:7), породил новозаветный образ «доброго пастыря». Спаситель, изображенный с ягненком на плечах очень часто встречается в искусстве раннего христианства. Это Христос, пекущийся о своей пастве, ищущий и спасающий грешника в облике заблудшего ягненка. В искусстве эпохи Возрождения этот образ используется редко.

Жертвенный агнец также символ мученичества (между волками в катакомбе Претекстата).

Как символ Христа может иметь разные атрибуты (и значения):

крест — страдания, смерть, распятие, (крестчатый) нимб, изливающаяся в чашу кровь, хоругвь, флаг или вымпел — Воскресение, победа над злом, смертью.

На кресте, внутри нимба, или на хоругви часто пишется «Agnys Dei» (Агнец Божий).

На Западе торжествующий пасхальный Агнец со знаменем победы — излюбленный символ воскресения. Его фигурки из освященного воска используются как амулет.

Агнца Божьего часто изображают торжествующим: стоящим на холме, с которого стекают четыре потока. Образ восходит к Откровению (14:1): «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе…»

Холм олицетворяет Церковь Христову, гору дома Господня.

Ручьи — символ Евангелий,

райских рек, своим течением пополняющих на земле паству Церкви Христовой.

Агнец Апокалипсиса с книгой и семью печатями — это Христос-Судия во Втором Пришествии. Он также может изображаться с семью рогами или семью глазами (символ семи духов Божьих, семи даров Святого Духа). Образ агнца, с передними ногами на книге, лежащей на коленях Христа, также восходик к Откровению (5:6-14).

Агнец Страшного Суда способен к гневу, что противоречит его символике. В этом победительном образе усматривают солнечную символику, сближающую ягненка со львом, который также символ Мессии (Здесь можно найти семантические связи между Агнцем и Агни, ведическим богом огня).

Лежащий на книге Евангелие.

Атрибут: Св. Сусанны,

Св. Агнессы, Св. Венделина, покровителя пастухов. Св. Екатерины, Св. Климента, Св. Женевьевы, Св. Иоанны, Св. Иоанна Крестителя, Св. Регины.

Со связанными ногами встречается в сюжете «Поклонение пастухов» как один из даров на Рождество Христово и символ будущей жертвы Христа.

В эпоху Возрождения част на изображениях Святого Семейства как атрибут Младенца Иоанна.

Ad Vocem

«Агнец божий» (Иоанн 1:29).

Иудаизм

Непорочный Агнец — символ и наименование (например, у Исайи) грядущего Мессии. Кровь пасхального ягненка была со времени Исхода постоянным знаком иудейского спасения.

Ислам

Вечный жертвенный и искупительный символ в праздновании Рамадана.

Агнец Божий

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В другом языковом разделе есть более полная статья Agnus Dei (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

См. также: Агнец Агнец Божий Агнец Божий с вексиллумом и на книге с семью печатями Поклонение Богу и Агнцу. Гравюра из цикла Апокалипсис Альбрехта Дюрера

А́гнец Божий (лат. Agnus Dei, греч. Ἀμνὸς τοῦ Θεοῦ) — символическое наименование Иисуса Христа, известное из Евангелия от Иоанна.

В христианской доктрине Иисус, Сын Божий, решается принести Себя в жертву на Голгофе. Христианское понятие Агнца Божьего связано с иудейской традицией жертвоприношения пасхального агнца.

Упоминания в Библии

Агнец на книге с семью печатями

Прямое указание на то, что слова «Агнец Божий» означают Иисуса Христа, мы находим в Евангелии от Иоанна, согласно которому Иоанн Креститель сказал своим ученикам, указывая на Христа (Ин. 1:29):

Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира.

Наименование «Агнец» Иоанн Богослов неоднократно употребляет в своём Апокалипсисе: Отк. 5:6; Отк. 7:9; Отк. 12:11; Отк. 17:14; Отк. 21:23, Отк. 22:1 — и в других местах. Апостол Пётр напоминает христианам (1Пет. 1:19), что они искуплены

драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…

В Ветхом завете пророк Исайя использует образ агнца, то есть ягнёнка, в 53-й главе своей книги (Ис. 53:7), когда говорит про Мессию, Христа, который искупит своими страданиями и смертью грехи всех людей. Именно это место из книги пророка Исайи читал, сидя на колеснице, ефиопский евнух (Деян. 8:27-28), которого встретил апостол Филипп на дороге «из Иерусалима в Газу» (Деян. 8:26). В ответ на просьбу евнуха разъяснить непонятный отрывок

Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

См. также

  • Добрый пастырь
  • Дукат с Агнцем
  • Lamb of God (группа)

Примечания

  1. ↑ 1 2 Иванов М. С., Квливидзе Н. В. Агнец Божий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 256—257. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
Агнец Божий на Викискладе



Путеводитель по БиблииАзимов Айзек

Агнец

Теперь место действий переносится на небо, и вся остальная часть Откровения является сугубо мистической. Иоанн начинает с того, что описывает Бога посреди небесного двора посредством образов, заимствованных у Даниила и Иезекииля, и заметно представлен у него также образ серафима Исайи. Среди всей этой красоты показана книга, запечатанная семью печатями. Возможно, в ней содержатся тайны будущего, которое не может быть показано до того, как одна за другой не будут вскрыты печати.

Появляется герой, который открывает содержимое книги:

Откр., 5: 6–7. …и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

Образ Мессии как агнца, ставшего своего рода великой жертвой Пасхи, был представлен в четвертом Евангелии. Об этом явно говорится в Первом послании Петра:

1 Петр., 1: 18–19…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…

К концу I в. эта метафора стала настолько известной, что автору Откровения уже не нужно было вдаваться в подробности, чтобы объяснить, кто такой Агнец.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Глава 6.РЫЧАЩИЙ АГНЕЦ Рим. Город фонтанов и базилик, статуй и святынь. В его пейзаже преобладают классические формы красоты. Здесь сконцентрирована история страстей и завоеваний, веры и жертвенности. Здесь в великолепных произведениях искусства мы находим подтверждение

Агнец открывает книгу. Откровение 6:1-8 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как

Глава 12. «Агнец» Время торопило, оно требовало воплощения в жизнь всего задуманного и подготовленного. Все говорило о том, что лучшего момента не будет — приближался праздник Песах. Иерусалим принимал паломников со всей страны. Чиновный, ортодоксальный город заполнялся

Глава вторая Агнец милосердия Хочу надеяться, что у читателя, ознакомившегося с первой главой моей книги, не сложилось впечатления, что принесение человеческих жертв и поедание пленников было распространенным явлением только среди американских индейцев. Всего сто или

5. Агнец Сидящий на престоле — это Тот, от Которого все исходит и к Которому все возвращается: Отец, Творец мира, Владыка бытия. Он царит надо всем, что происходит в Апокалипсисе. Но непосредственно действует не Он, а Тот, Кого Он послал, — Христос. С Христом мы встретились уже

5:1—14 Запечатанная книга и Агнец Фокус видения драматически смещается. Как будто телевизионная камера на небе, направляемая рукой Бога, останавливается на книге, которую никто не может открыть. Камера затем фокусируется на том, чего еще никто не видел: Он стоит в центре

Агнец открывает книгу. Откровение 6:1-8 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как

Трепещущий агнец Старец рассказывал: «Я помогал в церкви, неся послушание пономаря во время Всенощных бдений. Однажды, стоя в алтаре, я наблюдал за совершавшим Проскомидию священником. Когда священник произнес слова»жрется Агнец Божий», я увидел, что Агнец на дискосе

б) Агнец Божий (1:29,36) Что имел в виду Иоанн Креститель, когда назвал Иисуса Агнцем Божьим? Некоторые считают, что Он указывал на фигуру, весьма значимую в еврейских апокалиптических писаниях, которая впоследствии предстает в Отк. 5:6 (ср.: 17:14) в образе Господа Иисуса Христа.

47 Шёл на Голгофу Агнец невинный Шёл на Голгофу Агнец невинный,Шёл, истекая кровью, твой Бог;После бессонной ночи пыток,Крест Свой неся, совсем изнемог.Вот Он висит на древе позорном,Гору окутал мрак среди дня.В страшных мученьях Агнец Божий:Всё это Он терпел за меня.Там на

ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ Вce привыкли к изображению Христа как доброго пастыря и агнца Божия, но пасхальный агнец представляет собой проблему для христиан-вегетарианцев. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, при которой Христос и апостолы вкушали плоть

Агнец Божий (Lamb of God). В НЗ Иисус назван Агнцем Божьим дважды, и каждый раз Его так называет Иоанн Креститель (Ин 1:29,35). Слово amnos («агнец «)встречается в Деян 8:32; 1 Пет 1:19 и в Ис в переводе LXX (53:7). Поэтому можно считать, что слова Иоанна Крестителя о ХристеМессии и Агнце Божьем,

Агнец Божий 29 На следующий день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий! Греху мира сего кладет Он конец. 30 Это — Тот, о Ком сказал я: «Идет за мной Человек, Который стоит выше меня, ибо и до моего рождения был Он уже». 31 Сам я не знал Его, но пришел

Агнец снимает печати После этого увидел я, что Агнец снял первую из семи печатей, и услышал, как одно из четырех живых существ сказало громоподобным голосом: «Выходи!» 2 И вот перед взором моим — белый конь. У всадника был в руке лук, а на голове венец, которого он был

Агнец Божий Свидетельство Иоанна об Иисусе как об Агнце Божием сопровождается в синодальном переводе толкованием «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (ст. 29). Слов «на себя» в греческом подлиннике нет. Переводчик считает их подразумевающимися и вводит, как

Агнец Божий Четвертое Евангелие без всякого сожаления идет еще дальше. Мало того что об Иоанне пишется как об отрицающем свое мессианство, но и после крещения Иисуса он воспринимает последнего как Мессию и провозглашает его таковым: Ин., 1: 29–32. На другой день видит Иоанн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *