Александр Невский канонизация

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

ЖЖ оптимистически настроенного пессимиста

Почему Александр Невский — святой и русский национальный герой?

  • Dec. 17th, 2014 at 4:55 PM

После одной из своих статей на тему истории XIII века, посвященной развенчанию мифа об Александре Невском, как национальном герое России, я получил от одного из постоянных читателей моего блога ein_arzt закономерный вопрос: «Почему же вопреки очевидным фактам из Александра делают героя и национальную святыню?».
Такой вопрос, кстати, мне постоянно приходится слышать от своих учеников.
Я обещал посвятить этой теме отдельный пост, и вот теперь, наконец, выполняю свое обещание.
Итак, почему все-таки Александр Невский — святой, к тому же весьма почитаемый на Русской земле, и почему его весьма спорная с точки зрения патриотизма историческая фигура настолько героизировалась?
Часто приходится слышать точку зрения, согласно которой признание великого князя Александра Ярославича святым было обусловлено христианским смирением, с которым он принял ордынскую власть, следуя апостольскому: «Противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13:2).
Однако, по справедливому замечанию моего учителя И. Н. Данилевского, «ожесточенное сопротивление одним завоевателям при раболепном подчинении другим — вряд ли результат признания божественности всякой власти». Если бы это было так, пришлось бы признать, что западные «братья во Христе», в отличие от ордынцев, действовали вне Божией воли, либо Ему об их деятельности было ничего не известно. Однако и то и другое предположение, с точки зрения христианского сознания, просто кощунственны.
Вообще любое выполнение властных функций с христианским смирением вряд ли совместимо, на то оно и правление, т. е. насилие (недаром слово «правый» родственно древнеиндийскому prabhus — «выдающийся по силе» и англосаксонскому fram — «сильный»). Мне, например, известны только два смиренных древнерусских князя: Борис и Глеб Владимировичи. Но для того, чтобы проявить это качество и стать благодаря ему святыми, им пришлось добровольно отказаться от власти и принять мученическую смерть. А ведь Александр Ярославич ни того ни другого делать не пытался. Да и почитнание его такими личностями как Иван Грозный, Петр Великий и И. В. Сталин, говорит о многом, но только не о смирении, присущем якобы этому святому.
К тому же, необходимо отметить, что святость Александра Невского не оправдывает все его поступки. Одно дело — не сопротивляться грабежу Орды и совсем другое — быть его активным соучастником. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Во всяком случае, надеюсь, что святость равноапостольного князя Вдадимира не мешает осуждать растление несовершеннолетних, чем, как известно, грешил этот князь до принятия христианства?
Так что «смирение» Александра Невского в качестве причины его канонизации явно не при чем.
Так почему же Александр Невский был все же причислен к лику святых?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется хотя бы кратко рассмотреть, что происходило в христианском мире в те времена, которые выпали на долю этого древнерусского князя.
В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, что в итоге не только заставило императора Михаила VIII искать помощи на Западе, но и привело в конце концов к полной религиозной капитуляции Константинопольской патриархии перед папой Римским (Лионская уния 1274 г.).
Недаром, завершая свое горестное повествование о завоевании Царьграда «фрягами» в 1204 г., древнерусский книжник — очевидец этого события — заключает: «И тако погыбе царство богохранимого Констянтиняграда и земля Грьчьская въ сваде цесаревъ, еюже обладають Фрязи».
С другой стороны, Даниил Романович Галицкий, героически сопротивляющийся монголам, вынужден был периодически искать убежища у своих католических соседей, в Венгрии, и даже принял от папы Римского королевскую корону, что произошло в 1254 г.
На этом фоне резко выделяется поведение Александра Ярославича.
Он не только не обращается за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывается от какого-либо сотрудничества с «латынянами», когда те его предлагают:
«Некогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима, ркуще: «Папа нашь тако глаголет: Слышахом тя князя честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобе от двоюнадесятъ кординалу два хытреша — Агалдада и Гемонта, да послушаеши учения ихъ о законе Божии».
Князь же Александръ, здумавъ с мудреци своими, въсписа к нему и рече: «…от вас учения не приемлем». Они же възвратишася въсвояси».
Получается, что в условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в XIII веке, воспринимавшихся современниками как предвестники грядущего Апокалипсиса, великий Владимирский князь Александр Ярославич оказался едва ли не единственным из светских правителей, кто не усомнился в своей духовной правоте, не поколебился в своей вере и не отступился от своего — православного Бога. Отказавшись от совместных с католиками действий против Орды, он стал последним в то время властным оплотом православия, последним защитником православного мира (а ордынские ханы, следуя заветам Чингисхана, не преследовали православие на Руси и не пытались обратить покоренный ими народ в свою веру, сначала языческую, а с второй четверти XIV века мусульманскую. Более того, ордынцы отличались значительной веротерпимостью и не препятствовали распространению христианства, в том числе православия даже на территории Орды; так в столице Орды Сарае было несколько православных церквей, мирно соседствовавших с мечетями, возглавляемых православным епископом).
Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? И очевидно, именно по вышеуказанным причинам Александр Невский канонизирован вовсе не как «праведник» (праведности в его политике, о чем недвусмысленно говорят русские летописи, не было ни на грош), но как «благоверный» князь.
Надеюсь я смог ответить на вопрос: почему Александр Невский почитается в качестве святого.
Теперь предлагаю перейти к рассмотрению причин героизации этого князя как военного заступника за Русскую землю.
Вплоть до конца XVII века образ Александра Невского соответствовал изначальному — «святой благоверный князь».
Этот образ начинает трансформироваться в самом начале XVIII века, когда Петр I начал войну с Швецией за выход для России к столь необходимому для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой побережью Финского залива Балтийского моря. Для обоснования претензий на земли, принадлежавшие в это время Швеции, царю Петру Алексеевичу было необходимо найти доказатество того, что они являются исконной территорией Российского государства. Причем, чем дальше в истории найдется такое доказательство, тем будут более обоснованными эти претензии.
Ливонская война Ивана Грозного здесь не очень подходила хотя бы потому, что была не так уж давно, с точки зрения начала XVIII века, да и к тому же, они в итоге была проиграна. Нужен был другой — более древний и победный пример.
Вот тут то и всплыл образ «благоверного» князя Александра Невского, который, во-первых, победил ни кого-нибудь, а именно врагов Петра шведов в Невской битве, а во-вторых, уже являлся святым.
Петр I предпринимает массу действий, которые мы сейчас назвали бы пропагандистскими, для возвеличивания Александра Невского.
В 1724 году, по распоряжению первого российского императора и при его непосредственном участии, останки святого князя были торжественно перенесены из Владимира-на-Клязьме в новую столицу России — Санкт-Петербург.
Петр I устанавливает день празднования памяти Александра (кстати, 30 августа, т. е. в день заключения Ништадтского мира со Швецией).
В дальнейшем образ Александра как защитника Русской земли был закреплен в массовом сознании целым рядом официальных мероприятий.
Так, в 1725 году Екатерина I учредила высший военный орден его имени.
Императрица Елизавета в 1753 году соорудила для мощей Александра серебряную раку:
Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру (один из четырех крупнейших монастырей в России). Кстати этот крестный ход проходил по Невскому проспекту, который называется так вовсе не по реке Неве, как многие до сих пор думают.
Традиция почитания Александра Невского сохранилась и в советский период.
Накануне войны, в 1938 году С. М. Эйзенштейн снял апологетический фильм «Александр Невский». Сценарий этого фильма получил резко отрицательную оценку историков. Фильм был запрещен к показу, но причиной этого стали не расхождения с исторической правдой, а внешнеполитические соображения, в частности нежелание портить отношения с Германией, с которой намечалось заключение военно-политического союза.
Фильм С. М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1941 году, поскольку полностью изменилась внешнеполитическая ситуация, и образ «великого полководца» Александа Невского, под развеселую музыку горомящего немецких захватчиков на льду Чудского озера, снова стал более чем актуальным.
После официального выхода фильма на экраны страны его создатели были удостоены Сталинской премии. С этого момента начался новый взлет популярности древнерусского князя.
29 июля 1942 года был учрежден советский военный орден Александра Невского, на котором изображен не кто иной как актер Николай Черкасов, сыгравший в фильме С. Эйзенштейна роль князя:
В годы Великой Отечественной войны на денежные пожертвования, сделанные верующими, была построена авиционная эскадрилья имени Александра Невского.
А в послевоенное время князю Александру было поставлено несколько памятников, в том числе и во Владимире — столице великого княжения благодаря Неврюевой рати 1252 года.
Впрочем, установка памятников этому князю продолжается и в нвнешние времена:
При этом военные заслуги Александра (победы в 1240 году на Неве над десантом шведских рыцарей и в 1242 году на льду Чудского озера над немецкими рыцарями) всячески преувеличивались, а его тесное сотрудничество с монгольскими завоевателями (подавление антимонгольских восстаний в русских городах, сдача Пскова и Новгорода монголам, использование монгольских отрядов в борьбе за личную власть) замалчивались.
Именно в таком обличье Александр Невский и сохраняется сегодня в качестве культовой фигуры в массовом сознании.
Если же вы снова спросите: «Почему?», то ответ будет простым: с точки зрения современной официальной российской идеологии (кто-то еще верит в то, что согласно Конституции РФ, никакая идеология не может являться обязательной?) образ Александра Невского как национального героя — это «духовная скрепа» (честно говоря, меня просто бесит от этого неуклюжего неологизма). Но подбор «духовных скреп» осуществляю не я, и не я пишу учебники истории для школы и вузов, в которых как и прежде предатель русских национальных интересов превозносится как «защитник Земли Русской».
Думаю, что я теперь ответил на все вопросы по поводу личности Александра Невского. Если же у вас, мои уважаемые читатели, возникнут какие-нибудь еще вопросы, то я постараюсь на них, по мере своих возможностей, ответить.
Сергей Воробьев.
Благодарю за внимание.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII — XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 221.
2. Осипова К. А. Восстановленная Византийская империя: Внутренняя и внешняя политика первых Палеологов // История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3. С. 83.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 49.
4. Повести о житии и храбрости благоверного и великаго князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 436.
5. См., например: Тихомиров М. Н. Издевка над историей // Историк-марксист. 1938. №3. С. 92.

Почему Александр Невский считается святым, Вы узнаете из этой статьи.

Почему Александр Невский причислен к лику святых?

Великий князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен во Владимире в Pождественском монастыре. Практически сразу началось почитание его во Владимиро-Суздальской Руси. А позже князя канонизировали.

Согласно «канонической» версии князь Александр Невский сыграл важную роль в русской истории. В XIII веке великая Русь подвергалась ударам с трех сторон — монголо-татар, католического Запада и Литвы. КнязьНевский, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы, проявил великий талант дипломата и полководца, заключил мир с более сильным врагом — Золотой Ордой. Заручившись поддержкой Орды, он отразил нападение немцев, одновременно с этим защитив от католической экспансии православие.

Во Владимире уже в 1280-х годах начинается почитание князя Александра Невского как святого, позднее его официально канонизировала Русская православная церковь. Александр Невский был единственным светским православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел ради сохранения власти на компромисс с католической церковью.

При активном участии Дмитрия Александровича, его сына, и митрополита Кирилла была написана житийная повесть. За подвиг выдержки и терпения Александр Невский в 1549 году был причислен к лику святых, а также в его честь была основана Александро-Невская лавра в 1710 году.

Почитание как святого Александра Невского началось задолго до того, как князь был канонизирован православной Русской церковью в 1547 году. Там, где люди искренне и от всего сердца просили у него чуда, оно обязательно случалось. Легенды гласят, что святой князь вставал из гробницы и ободрял на совершение подвигов соотечественников, например, в 1380 году накануне Куликовской битвы.

В память о святом князе построили в Петербурге монастырь, Александро-Невскую лавру, куда по указу Петра Великого в 1724 году были перевезены мощи Невского . Петр Великий также постановил отмечать 30 августа день памяти Александра Невского, в честь заключения со Швецией победоносного мира.

Какими чертами характера наделен Александр Невский?

Александр Невским был мудрым, уравновешенным, умным и расчетливым человеком. Это помогло ему в дальнейшем добиться такого успеха.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему Александр Невский считается святым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *