Александр свирский житие

Преподобный АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (†1533)

Русская Православная Церковь Новости

  • 05 Январь 2019 8 января 2019 года в 11.00 состоится детский Рождественский утренник Воскресной школы нашего Прихода. Учащихся Воскресной школы и гостей утренника ждёт праздничное представление, церковная викторина, подарки и чаепитие. Сбор в актовом зале Воскресной школы. Приглашаются все желающие!
  • 26 Декабрь 2018 30 декабря , Воскресенье, 13.00 — в Кинолектории при храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоится киноведческая лекция, показ и обсуждение фильма Никиты Михалкова «ДВЕНАДЦАТЬ» (2007). Вход свободный.
  • Все новости

Переводчик сайта:

В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. Он был канонизирован уже спустя 14 лет после своей праведной кончины, и житие его было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью.

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь) Стефана и Василиссы (Вассы). Престарелые родители уже имели двух взрослых детей, но они молились даровании им еще одного ребенка, так как чадородие их надолго прекратилось. В одну ночь небесный голос возвестил им о рождении сына. День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.

Когда отрок подрос, его отдали учиться, но учился он «косно и не скоро». Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды во время молитвы перед иконой Божией Матери отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников. После этого он начал ежедневно посещать храм, ел один хлеб, и то не досыта, спал мало.

Когда Амос возмужал, родители хотели женить его, но его аскетические наклонности настолько окрепли, что он решился совсем оставить мир. Юноша стремился в Валаамскую обитель, рассказы о которой ему доводилось слышать. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение по монастырским делам. Одному из них — уже старцу — поведал он о своем желании достичь Валаама и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности, «пока сеятель злый не посеял плевела в сердце…».

Тайно покинув родительский дом, он отправился в дальний путь. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет великий осенил его. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель он не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот.

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Днем он носил воду и дрова из леса, работал в пекарне, а ночью молился, предавая свое тело комарам. Утром первым являлся в церковь. Питался хлебом и водой. Его одежда, худая и обветшавшая, едва ли оберегала от зимних и осенних холодов. Когда родители узнали о местонахождении сына, отец приехал в обитель. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира. И только по просьбе игумена побеседовал с отцом, который хотел уговорить сына вернуться домой, однако после отказа сына покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келлии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг в Введенском монастыре с именем Сергий, а мать Амоса постриглась с именем Варвара.

26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают сырую пещеру, в которой с трудом может поместиться только один человек, и вырытую руками святого собственную могилу. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. Однажды во время ночной молитвы блаженный услышал небесный голос, повелевающий ему направиться на место, которое было указано прежде. Открыв оконце, увидел Александр великий свет, изливавшийся с юго-востока у берега реки Свирь. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.

Александр пришел на озеро Рощинское и поселился в пустыне, неподалеку от реки Свири. В глубине непроходимого бора он поставил небольшую хижину и предался уединенным подвигам. Здесь прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса, претерпевая немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений. Но Господь не оставлял подвижника. Однажды, когда преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты на оленя набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел светлый столп. С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину.

Молва о пустыннике распространилась в окрестностях и дошла до брата Александра — Иоанна. С радостью прибег он в пустынь, чтобы разделить тяготы отшельничества. Смирившись, блаженный принял родного гостя, вспомнив, что при начале его пустынножительства было ему внушение свыше: не чуждаться жаждущих спасения и руководить ими. Иоанн же смирения не усвоил и много огорчений доставлял брату, то дерзко поучая, то отказываясь строить келии для приходящих.

Слезными ночными молитвами побеждал Александр в себе раздражение и досаду и стяжал, наконец, всепобеждающую любовь к ближнему и великий мир в душе. В скором времени Иоанн скончался, и брат похоронил его в пустыни, к Александру же начали собираться жаждущие обитать под сенью его молитвы. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130-ти саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было божественное явление такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа — явление Живоначальной Троицы.

Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим.

После явления Святой Троицы преподобный стал думать, где строить церковь. Ему явился Ангел Божий в мантии и куколе и указал место. В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная).

Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским

Вскоре братия умолила преподобного принять священство, а затем и игуменство. Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Место молитвенных подвигов Александра Свирского

Много людей притекало к нему за духовным советом, и в общении являл он необычайную прозорливость: от некоего Григория не принял дары, обличив его в оскорблении матери; богатому поселянину Симеону дал важный совет, не последовав ему, тот скончался в определенный день; боярина Тимофея Апрелева наставлял, ради рождения сына, подражать странноприимству Авраама и Сарры, и через год Тимофей получил просимое. Для своих духовных чад блаженный Александр был истинным целителем душ и врачевателем недугов. По молитве преподобного рыбак умножал свой улов, а купец — свое имение.

Посетители делали пожертвования на прокормление братии и на строение обители. Великий князь Василий Иванович знал о преподобном и прислал искусных мастеров и множество материала на строительство келий для братьев и каменной Троицкой церкви.

Келия преп. Александра Свирского в Покровской церкви. 1909 год

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, опять же не без царского участия и помощи Небесной. Великий князь Василий Иванович снова оказал действенную помощь, послал архитектора, мастеров и необходимые материалы, которых нельзя было достать в Олонецком крае. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. Пал пред Нею ниц преподобный и услышал утешительное обещание, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления. При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители. Ученик Афанасий лежал при этом как мертвый от чудного видения.

В глубокой старости, когда уже приблизился Александр ко Господу по духовной лестнице своих добродетелей, преподобный собрал братию, поручил их предстательству Божией Матери и назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена. До самой минуты своего отшествия он непрестанно поучал братию хранить смиренномудрие и нищелюбие.

Перед кончиной преподобный Александр Свирский сказал братии: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни» у церкви Преображения Господня. Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В 1545 году его ученик Иродион (Кочнев) по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра.
Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. По указанию царя памяти святого был посвящён один из приделов храма Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного). Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой. Его изображение на знаменитой чудотворной иконе со 128 клеймами, повествующими о его житии, и написанной по велению Московского митрополита Макария в связи с канонизацией святого, находится в Успенском соборе Кремля.

Местно память его празднуется и в день открытия мощей, и в праздник Пятидесятницы, в воспоминание «Трисолнечного сияния» — Святой Троицы.

Известно до 15 учеников преп. Александра Свирского, прославленных Русской Православной Церковью.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси наряду с Валаамским и Соловецким монастырями. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

История обретения мощей

Немощное естество человеческое св. Александра Свирского укреплялось силою Божией, и, как писал его ученик, игумен Иродион в житии, “тело его закалилось так, что не боялось даже каменного ударения”. Вот эта-то плоть святого избранника Божьего сохранилась в небывалом нетленном виде. Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года. Их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим». Дальнейшая судьба св. мощей столь необычна, что стоит подробного повествования.

Рака преп. Александра Свирского. Подарок царя Михаила Феодоровича

С падением царской власти в России началась страшная смута. Мощи прп. Александра Свирского были первыми в печальной цепи поруганных большевиками святынь. Не случайно после захвата власти на севере (5 января 1918 г.) безбожники уже на следующий день (6 января) были у мощей преподобного. Однако шесть(!) раз большевики подходили к св. мощам и не могли вынести святыню — видно, сковывал их страх перед ней.

Как сообщала советская пропаганда, 22 октября 1918 г. при приеме «на учет» (т. е. конфискации) имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20-ти пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». Настоятель монастыря, архимандрит Евгений, который присутствовал во время вскрытия раки, мужественно свидетельствовал против официальной версии властей, утверждая, что в раке находятся подлинные останки святого. Это стоило о. Евгению жизни — через несколько дней он был расстрелян большевиками. Мученическую кончину приняла и вся братия монастыря.

21 декабря 1918 г. таки смогли вывезти мощи: они были изъяты и находились под пристальным наблюдением самого Зиновьева. Именно с его подачи была создана специальная комиссия, которая установила, что мощи — это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть. Тогда большевики начали кампанию по сокрытию мощей преподобного и тайно отправили их в Военно-медицинскую Академию Санкт-Петербурга, где они хранились под биркой «безымянного экспоната», не зарегистрированного в скрупулезно составляемых каталогах анатомического музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все. В нем было более 10000 анатомических препаратов, так что мощи туда спокойно бы влились, не привлекая ничьего внимания. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля зав. кафедрой Владимира Николаевича Тонкова, который по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником», и он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли. И что удивительно, на этой кафедре не был арестован ни один сотрудник, тогда как аресты в то время были обыденным явлением.

В 1997 году начался поиск мощей преподобного. После тщательного изучения всевозможных архивов организатор поиска инокиня Леонида вышла на ВМА – Военно-медицинскую академию, музей при кафедре нормальной анатомии – самый старый из медицинских музеев (ему около 150 лет). Открылись удивительные подробности. Случайно стало известно, что в ВМА не один раз приходили чекисты из НКВД забрать мощи, и тогда прятали “экспонат” между шкафом и стеной, чтобы чекисты его не взяли. Их прятал сам Владимир Николаевич Тонков с санитаркой, которая тоже знала, кого нужно было спрятать.

19 августа 1997 г., произошла официальная передача их монашеской братии Александро-Свирской обители. Историко-архивные и судебно-медицинские исследования, завершившиеся в Санкт-Петербурге, установили, что находившиеся с 1919 г. в анатомическом музее Военно-медицинской Академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат основателю Александро-Свирского монастыря. Останки идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга, при этом отмечено, что «естественная мумификация такой высокой сохранности современной наукой необъяснима».

Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете был отслужен молебен святому. Присутствовавшие «стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием». Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать.

Мощи прп. Александра Свирского уникальны: тело полностью неистлевшее(!), что случается чрезвычайно редко. А, возможно, это и единственный случай, когда не тронуты тлением даже те части лица, которые у обычных людей подвергаются тлению в первую очередь, — мягкие ткани губ, носа и ушей. Исследователи смогли сделать вывод: «Выявлено было сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями прп. Александра». «Сохранилась не только прижизненная моделировка, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком». Так почтил Господь мощи Своего свидетеля и тайнозрителя.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва преподобному Александру Свирскому
О, священная главо, Ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являяй многия милости живущим во святей обители твоей и всем с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй и предстательством твоим, угодниче Божий, на враги видимыя и невидимыя, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова и благостроение зиждется, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудо­творче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миро­держца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренныя моления наша и предстательству за нас пред Престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми мы, недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
От юности богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити. Темже и ангельстии чини зрящее тя удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався премудре, победил еси полки страстей воздержанием, и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне. Моли Христа Бога, да спасет душы наша.
Кондак, глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси отче, вселився в пустыню Христовым стопам последовати усердно возжелел еси, и того святое иго на Рамо твое взем честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния. Темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси мудрее, да зовем ти: радуйся преподобне Александре, отче наш.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Док. фильм «Александр Свирский» (2006)

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому… Что значило это явление новозаветному святому — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» — преподобного отца нашего и чудотворца Александра. Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называеться, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». У святых мощей Преподобного Александра Свирского совершается множество чудес и исцелений. Его тело благоухает, из стопы преподобного исходит миро, запах которого все время присутствует в храме.

Документальный фильм «Александр Свирский»
Год: 2006
Производство: Карельская телекомпания Ника
Режиссер: Илона Румянцева, Леонид Шиловский
Текст читает: Владимир Мойковский

Русской земли святой преподобный Александр Свирский
Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.
Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

( Глазами паломника )
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.
Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.
Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звоницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги». Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд. В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края. Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).
Сайт Свято-Троицкого Александро Свирского мужского монастыря -http://www.svirskoe.ru/index.html

Мощи преподобного Александра Свирского

Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.
Новым насельникам, поселившемся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться,— обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп. Александра Свирского происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель. Приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в г. Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю.

Икона преподобного Александра Свирского
Иконостас Троицкого Собора Самообновляющиеся фрески Троицкого Собора
Враг рода человеческого, висящий на гвозде.
Это получилось случайно, но
местные экскурсоводы рассматривают это
как забавную достопримечательность.
Удивленные паломники

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь
(фото-рассказ Валерия Дегтярева )
О мироточении мощей Александра Свирского
На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.

Святые мощи прп. Александра Свирского Святые мощи прп. Александра Свирского

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в Чашу с Причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля, застывшая под косточкой большого пальца.

Рака с мощами преподобного Александра Свирского Икона преподобного Александра Свирского

При обнаружении первого мироточения фотографическое изображение его на ступнях Преподобного имело иной вид: ступни казались светящимися и в небольшом светящемся ареоле.
Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было видеть вновь усиливающееся мироточение — отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного.
(www.svirskoe.ru/ru/hallows/miro/ )
* * *
Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: «Се, что добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на браду Аароню…» Имя Жениха — Христа в Песни Песней сравнивается с разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое миро для священного помазания.
Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти. Впоследствии миром помазывались цари,
пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания. Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она приготовила Его тело к погребению.
Впоследствии миро станет символом Духа Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник помазует крещаемого со словами: «Печать дара Духа Святаго». Таким образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго.
Миро — это и символ Божественной милости и благодати.
Миро появляется в результате особого сверхестественного явления — мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы — нам же дано видеть только результат свершаемого чуда — капли мира.
Мироточение не засвидетельствовано в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна Богослова ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от которого происходили многие исцеления. В «Деяниях Апостола Филиппа» (памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от него исходило благовонное миро. В «мученичестве Феодота» (III век) также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году, которого греки называют Мировлит, то есть — Мироточивый. Древнейшее свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI век) гласит, что одна женщина исцелилась, «почерпнув святое миро из колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая. Мощи св. Димитрия
источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По свидетельству св. Иоанна
Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) «многие тела святых источили миро». Когда в 1087 году мощи св. Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.
* * *
Как доехать до монастыря:
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
В настоящее время относится к Санкт-Петербургской епархии.
Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода.
До монастыря можно добраться железнодорожным или автотранспортом.

1. Ж/Д: из Петербурга на электричке, а из Петрозаводска — на поезде едем до Лодейного Поля, оттуда местным автобусом до д. Старая Слобода (пос. Свирское).
2. Автобусом:
а) Из Петербурга с 1-го автобусного вокзала по маршруту «С.-Пб — Питкяранта» или «С.-Пб — Петрозаводск» проезжаем Лодейное Поле и выходим на развилке «Свирское» (249-ый км Мурманского шоссе), оттуда до д. Старая Слобода пешком или на попутке 5 км;
б) Из Петрозаводска: автобус «Петрозаводск — С-Пб»; не доезжая Лодейного Поля, выходим на той же развилке;
3. Личным транспортом: 249-ый км Мурманского шоссе, далее 5 км до монастыря.
Справочная автовокзала г.Лодейное Поле (81264) 2-23-50
Справочная железнодорожного вокзала г.Лодейное Поле (81264) 2-18-73 Карельские монастыри -http://eparhia.onego.ru/putmon.htm * * *

Смотрите фото-галерии:
Александро-Свирский монастырь — Праздник св. Троицы, 2006г.
Монастыри и храмы Северо-запада России.

Смотрите фильм ТВ-3:
Святые: Забытый праведник Александр Свирский

Житие

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Жития святых Варлаама и Иоасафа Индийских и Феодора Эдесскаго. Рукопись 1444 года. Библиотека Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Житие́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография.

Западноевропейские жития

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Христианская церковь с первых дней своего существования собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках. Ещё Климент, епископ Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236—251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство.

При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (ум. 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашёл достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинских мучениках». От первых трёх веков дошло до нас ещё несколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, епископ Тагритский (ок. 410 года), автор «Истории персидских мучеников». Монах бенедиктинского монастыря св. Германа близ Парижа, Узуард (Usuard) (ок. 876 года), составил один из древнейших на Западе мартирологов («Usuardi martyrologium», издано в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Париж, 1689).

Кроме мартиролога Узуарда, известны следующие древние западные мартирологи: Беды († 735 год), Флора (Florus de Lyon) († ок. 850 года), Рабана Мавра († 856 год), Вандельберта († 870 год), Адона († 875 год), Ноткера († 912 год)

Более обширна литература житий святых второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея Тирского — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: «Жития честных монахов» патриарха александрийского Тимофея; затем следуют сборники Палладия, Лавсаик («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum», «Historia christiana veterum Patrum» 1582, а также в «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII).

На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»); Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»); Григорий Турский, написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi») и др.

С IX века в житийской литературе появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст, сановник византийского двора, живший, по одним данным, в IX, по другим в X веке или XII веке. Его «Жития святых» стали самым распространенным первоисточником для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе.

Много житий святых находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи, патерики. Прологом называется книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники называются синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи епископа Порфирия Успенского (1249 год), затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к X веку. Другие древнейшие прологи: Петров — в рукописи епископа Порфирия — содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями. Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи: в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имён авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные.

Русские жития

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например, о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими приёмами. Ряд чудес святого — необходимая составная часть жития. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют (по мнению профессора Голубинского) лишь самые первые по времени жития — «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 года) и жития, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII веках, представляющие безыскусный простой рассказ, тогда как столь же древние жития Смоленской области («Житие святого Авраамия» и другие) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV веке ряд составителей житий начинает митрополит Киприан, написавший житие митрополита Петра (в новой редакции) и несколько житий русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (М., 1871). Он составил житие и службу Сергию Радонежскому, житие и службу Никону Радонежскому, житие Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей святого Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат житие новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано десять житий, шесть сказаний, 18 канонов и четыре похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей житий. Как считает исследователь А. И. Лященко, в своих сочинениях Пахомий весьма «свободно относился к историческим фактам и, ради поучительности рассказа, не стеснялся собственных прибавлений».

Не менее знаменит как составитель житий Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре со святым Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший жития обоих этих святых. Он хорошо знал Священное Писание, греческие хронографы, палею, Лествицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI веке в пустыни и отдалённые от культурных центров местности. Авторы этих житий не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Жития этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских житий составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленной деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четьими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские жития, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись Санкт-Петербургской духовной академии) и более полной — Московского собора 1552 года. Изданием этого грандиозного труда занималась Археографическая комиссия, успевшая трудами Павла Савваитова и Михаила Кояловича издать несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627—1632 годах, появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646—1654 годах — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.

Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно жития и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник всё, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками жития, опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий (Гизель) и Варлаам Ясинский — для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлёк к этому делу Димитрия, впоследствии митрополита Ростовского, который, трудясь в течение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи, содержащие в себе жития не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнёсся к труду Димитрия, заметив в нём следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен.

В первый раз Четьи-Минеи Димитрия Ростовского изданы в 1711—1718 годах. В 1745 году Синод поручил киево-печёрскому архимандриту Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архимандрит Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в 1759 году. Жития святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним Отцам Церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, об индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного перед первой и второй частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого жития или повторение с исправлением языка жития древнерусского.

Жития святых в XIX веке

Всех отдельных житий древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В XIX столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия:

  • А. Н. Бахметева «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней» (1860—1868)
  • А. Н. Муравьёв «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1847)
  • Филарет, архиеп. Черниговский, «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их» (1861—1864)
  • Д. А. Эристов «Словарь исторический о святых российской церкви» (1836—1860)
  • Д. И. Протопопов «Жития святых» (1884—1885): Месяц январь-апрель, Месяц май-июнь, Месяц июль-август, Месяц сентябрь — октябрь, Месяц ноябрь-декабрь.

Более или менее самостоятельные издания Жития святых:

  • Филарета, архиеп. Черниговского:
    • «Историческое учение об отцах церкви» (1856)
    • «Исторический обзор песнопевцев» (1860)
    • «Святые южных славян» (1863)
    • «Св. подвижницы Восточной церкви» (1871)
    • «Афонский патерик» (1860—1863)
    • «Вышний покров над Афоном» (1860)
    • «Подвижники благочестия на Синайской горе» (1860)
  • И. Крылова
    • «Жития святых апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (1863)
    • «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, 1856)
  • архимандрита Игнатия, «Краткие жизнеописания русских святых» (1875)
  • Иосселиани, «Жития святых грузинской церкви» (1850)
  • М. Сабинина, «Полное жизнеописание святых грузинских» (1871—1873).

Особенно ценные сочинения для русской агиографии:

  • прот. Д. Вершинского, «Месяцеслов Восточной церкви» (1856)
  • свящ. М. Мирошкина, «Славянский именослов» (1859)
  • И. Мартынова «Греко-славянский церковный год» («Annus ecclesiasticus graeco-slavicus», Пар., 1863; католическая тенденция автора-иезуита придаёт сочинению по местам особый колорит: у него в список святых включён и Иосафат Кунцевич)
  • преосв. Сергия, «Месяцеслов Востока» (1875—1876)
  • В. Ключевского, «Древнерусские жития, как источник исторический» (1871)
  • Н. Барсукова, «Источники русской агиографии» (1882)

См. также

В Викисловаре есть статья «житие»

  • Агиография

Примечания

  1. ↑ Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера/Церковь/ЖМПиЦВ
  2. ↑ Вершинский, Дмитрий Степанович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ М. Я. Морошкин — Славянский именослов 1867

Литература

  • Барсов Н. В. Жития святых // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология. Отдел А. 2. Мартирологи.
  • архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология. Отдел Д. Четии минеи.
  • Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 145—158.
  • Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний / Отв. ред. А. М. Панченко; Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. — 304 с. — 6850 экз.
  • Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003.
  • Лихачёв Д. С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.
  • Ранович А. Б. Как создавались жития святых. — М.: Госполитиздат, 1961. — 72 с. — (Научно-популярная библиотечка по атеизму).
  • Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. (Обзор редакций и тексты). М., 1915.
  • Троицкий С. В. Жития святых // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 582
Словари и энциклопедии
Форма жития
Тип жития
Сборники
Апокрифические жанры
Связанные статьи

Александр Свирский

Александр Свирский — житие чудотворца и знамения от святых мощей

рекомендуем к прочтению

  1. Молитвы Иоанну Кронштадтскому
  2. Акафист Серафиму Саровскому
  3. Сильные молитвы от одиночества

Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.

Многими святыми прославилась Российская земля, но больше всего среди них преподобных. Это чин святых, которые совершили ради Христа многие аскетические подвиги: ведь в России много густых лесов, заброшенных мест, куда и уходили монахи ради молитвы в безмолвии и одиночестве за весь мир: они умирали для мира, чтобы воскреснуть для Христа, возрасти в жизни духовной. И удивительно, но многих из них Господь Бог прославил еще при жизни: даже в непроходимых чащах люди находили праведников, а когда те молитвой своей исцеляли их, помогали во всех нуждах — рассказывали другим. Так вокруг преподобных собирались и князья, и знатные люди, которые просвещались их мудростью. Святые благословляли на ратные подвиги и примиряли воюющих, помогали людям и сами возрастали в воздержании, посте и молитве.

В чем помогают икона и мощи святого Александра Свирского, как преподобный достиг такого преображения и о чем ему молиться вы узнаете их настоящей статьи.

Житие Александра Свирского

рекомендуем к прочтению

  1. Молитва в дорогу
  2. Молитва задержания зла Пансофия
  3. Молитва Матроне Московской в болезни
  4. Молитва от тюрьмы

Святой Александр Свирский появился на свет 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка, память которого празднуется в этот день. Это указывает на богобоязненность и благочестивость его родителей, многих сведений о которых не сохранилось: имена их были Стефан и Василиса или Васса. Они были пожилыми крестьянами села Мандроги или Мандеры, что стоит неподалеку от впадения реки Ояти в Ладожское озеро. Известно, что у святого Александра были двое взрослых братьев или сестер, живших отдельно, а родители просили у Бога младшего сына как утешение в старости. Действительно, после долгих молитв рождение преподобного было предварено голосом Самого Бога, призвавшего добрых супругов радоваться о будущем рождении сына, который будет утешением не только им, но и Церкви Божией.

С рождения святой показал себя избранником Божиим: он не играл много с другими детьми, специально выбирал одежду попроще, постился, сильно ограничивая себя в пище, а главное, был добр ко всем и безгрешен. К моменту совершеннолетия родители задумали женить его, однако сам он уже определился со своим желание посвятить жизнь Богу в монашестве. С проходящими мимо села иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (это также духовная жемчужина ладожских земель, древняя обитель подвижников, расположенная на одиноком острове посреди огромной Ладоги) он отправился сразу в один из Валаамских скитов, где иноки жили по двое-трое человек. По преданию, одним из его проводников туда был Ангел Божий.

Будущий Александр Свирский — Амос — вел послушническую жизнь на скалах Валаама в течение семи лет. Он выполнял все трудные поручения настоятеля обители, как и многие монахи сегодня: днем трудился, нося воду и чистя скотный двор, прислуживая в храме, а ночью старался подвизаться в молитве, не спать, чтобы умерщвлять свои греховные желания. Особенно тяжелы были ночные бдения в лесу на Валааме: карельские земли славятся мошкой и ее укусы — настоящее истязание.

В 1474 году появился на свет монах Александр — для мира умер Амос. Божиим промыслом именно в это время родители его — а в свое время Амос ушел из дома тайно — узнали о его местонахождении и постриге и сами ушли в некие северные монастыри, приняв постриг с именем Сергий и Варвара. Интересно, что здесь и во многих эпизодах житие святого Александра перекликается с житием преподобного Сергия Радонежского — Игумена Земли Русской, этот великий святой также много трудился и молился в глухих лесах, родители его также приняли монашеский постриг.

После пострига преподобный поселился на малом острове в Валаамском архипелаге, устроив келью прямо в расщелине горы. Здесь сегодня стоит прекрасный скит во имя преподобного Александра Свирского с высокой белой церковью. Уже об этих подвигах разнеслась слава не только по Валааму, но и по окрестным селам. К подвижнику стали приходить люди, паломники обители. В 1485 году преподобный, убегая от славы и ища безмолвия, ушел с Валаама. Он избрал место в глухом лесу, на берегу небольшого озера, позже названного Святым, и поставил крохотную келью, где в одиночестве жил около десяти лет, питаясь травами, грибами и ягодами. Он страдал от холода, нередкого в этих местах, голода, болезней и искушений бесовских, но молился ко Господу обо всех людях и возрастал духовно. Бог поддерживал его молитвенное горение. Известно о чудесном исцелении святого: однажды преподобный не мог подняться с кровати, более того — поднять голову и читать молитву. Однако он лежал на постели и пел известные ему наизусть псалмы. Внезапно ему явился Ангел: он положил руку на голову подвижника, перекрестил его и избавил от болезни.

В 1493 году Бог явил святого людям: к его келье пришел дворянин Андрей Завалишин, охотившийся на оленя и видевший несколько раз свет над местом подвига преподобного. Александр Свирский хотел скрыться, но охотник упросил его рассказать о себе с обещанием никому не выдавать место молитвы отшельника. Этот рассказ стал основой начала жития преподобного. Святой стал духовным наставником Андрея, который через некоторой время сам стал иноком Валаамской обители, постригшись в монахи с именем Адриана и со временем прославившись в лике преподобных. Этот в прошлом охотник стал основателем собственного Ондрусовского монастыря. Будущий святой Андриан, возможно, согрешил, не сдержав данное подвижнику слово — но именно благодаря ему к преподобному Александру стали собираться иноки будущей обители.

Святой Александр должен был принять и наставлять приходящую к нему братию, желавшую строгой жизни и со временем по Божьему велению поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, основав одноименную обитель. Сохранилась она и до сего дня в нескольких десятках километров от города Олонец. Однако желание уединения преподобный реализовал в своей «отходной пустыни», на расстоянии около километра от основного монастыря у озера Рощинского.

Известно, что именно в «отходной пустыни», со временем превратившейся в названный именем преподобного Александро-Свирский монастырь, святого постигли и самые страшные искушения, и наибольшая благодать Божия. Вначале ему являлись бесы в облике страшных зверей и множества змей, которых никогда не было в тех местах. Крепкой верой и сильной молитвой святой изгонял чудовищ.

А в 1508 году святому Александру явился Господь. К тому времени прошло 23 года с момента поселения преподобного на Свири. Пустынь ночью ярко осветилась и в келью святого вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку. Предание пересказывает нам Божии слова, обращенные к преподобному: крепко верить в Бога, надеясь на Его милость и не боясь; строить храм и монастырь. Святой даже возражал Творцу, говоря о своем недостоинстве, но Господь Сам поднял его с колен и повелел строить церковь: «Видишь Ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с Тобой Бога в Трех Лицах — поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого. Я оставляю тебя в мире и подаю тебе свою благодать (мир)». После этих слов Ангелы распростерли крылья и поднялись на Небо, а святой стал думать, где же построить храм. Через некоторое время, поскольку святой не начал строительство, но продолжал размышлять о месте храма, молясь, ему вновь явился Ангел, на сей раз молящийся в монашеской одежде с поднятыми руками — он благословил место будущего храма.

Важно отметить, во-первых, что это явление Бога во Святой Троице — русскому святому — единственное в истории нашей Церкви. А во-вторых, эти явления и все житие преподобного Александра показывают нам, как смирение, постоянная надежда только на Бога, избегание людей и их славы возвеличивают человека, считающего себя самым недостойным.

Александро-Свирской монастырь — две обители, основанные святым Александром

Итак, в 1508 году преподобный поставил деревянный Троицкий храм на благословленном ему месте, а в 1526 он был уже перестроен в каменный. Сам преподобный не имел священнического сана, считая себя по смирению недостойным, но братия обители, не имея возможности упросить его, написали святителю Серапиону, епископу Новгородскому, их правящему архиерею — и только по его благословению святой Александр был рукоположен во священника в Новгороде и, наконец, стал игуменом созданной им же обители.

Жизнь его после принятия высокого начальственного звания не изменилась: он делал всю черную работу монастыря, носил лохмотья, спал на голом полу. В Свирский край преподобный принес с Валаама ручные жернова — новшество того времени, став, таким образом, еще и просветителем местных жителей. Молотьба зерна на них была нелегким делом, монахи, очевидно, избегали этой работы как тяжелой и неизвестной, и святой сам втайне, по ночам, молол на жерновах.

К концу жизни святой решил воздвигнуть еще один храм — на сей раз в честь Богородицы, Покровский. Братия заложила фундамент церкви. В один из дней над основанием храма явилась Богоматерь: преподобный Александр почувствовал скорое явление, позвал келейника помолиться вместе и перед кельей, на камнях будущего храма, они увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте, окруженную многими сияющими Небесным Силами — Ангельским Воинством. Сама Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, показав ему видение многих будущих подвижников благочестия, которые просияют в его обители, также сказав о том, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают Александру в его трудах.

Смирение, которое возвеличило святого, он проявил и перед смертью. Он почитал себя недостойным даже простого погребения: он сказал связать его тело веревкой и оттащить в болото. Конечно, братия восстала против такого смирения, и преподобный согласился, чтобы его похоронили в любимой им отходной пустыни — к тому времени (шел 1533 год) здесь уже стояла церковь в честь Преображения Господня. На 85 году жизни преподобный отошел в райские обители. День его смерти — 30 августа (12 сентября) стал первым днем его памяти.

Монастыри же, основанные святым на малом расстоянии друг от друга, существуют и по сей день — им более пяти веков. Ко времени революционных потрясений и гонений ХХ века это был центр духовной, культурной и промышленной жизни края: монастыри держали несколько заводов, имели пристань, хозяйство, огороды, скотный двор. После революции обители были разорены, в Троицком монастыре был устроен психо-неврологический интернат.

Однако сегодня оба монастыря вновь возрождены и действуют. Сохранена часть древних фресок монастырских храмов, вновь обустраивается хозяйство, приезжают паломники. Можете в любой момент посетить обитель и вы, поучаствовав в его возрождении: помните об обещании Самой Богородицы, что Она наградит каждого, кто поможет этой обители.

Чудеса Александра Свирского

При жизни и после смерти смиренный северный святой творил многие чудеса, который и сегодня происходят по молитвам к нему. Он исцелял слепых, парализованных, выгонял бесов из одержимых, подвергнутых порче колдунами людей.

Однажды по молитве святого, как по благословению Самого Христа, была выловлена огромная рыба: рыбак был преследуем неправедным судьей за продажу рыбы, но, отдав выловленную по молитве Александра Свирского рыбу в счет погашения долга, избавился от преследований.

Как и показала Пресвятая Богородица, преподобный Александр воспитал несколько поколений святых: его наставления и молитвы, наполненные смиренным и покаянным духом, они разнесли по всей Руси. Среди учеников преподобного Александра много малоизвестных святых, память которых почиталась до революции в малых монастырях, основанных ими и разрушенных в годы советской власти. Память всех этих подвижников празднуется в Соборе святых, в земле Карельской просиявших.

Уже в 1545 году, через несколько лет после кончины святого, учеником и последователем преподобного на посту настоятеля монастыря — игуменом Иродионом, было составлено его житие, затем празднование памяти святого в день его отшествия ко Господу и служба ему. На его могиле совершались многие чудеса, поэтому несмотря на краткий по церковным меркам срок.

Тогда же были написаны краткие молитвословия — тропарь и кондак Александру Свирскому, которые по сей день поются в дни памяти преподобного, а также могут быть выучены наизусть и читаться в любой момент при опасности для жизни:

С юности, ты, богомудрый, по желанию духовному поселился в пустыне, хотел только усердно ходить по стопам Христа, потому даже Ангельские воинства, видя тебя, удивлялись, как ты, плотский человек, премудро сражался с невидимыми бесовскими силами, победил полки страстей и бесов через воздержания и стал равным Ангелам на земле — преподобный Александр, моли Христа Бога, да спасет души наши!
Как яркая сияющая звезда, в странах российский ты просиял, отец Александр, вселился в пустыню и усердно желал следовать пути Господню, и того святое правило приняв, крест свой неся, умертвил трудами и подвигами своими телесные желания и похоти, потому и молимся тебе усердно: спаси учеников своих, которых ты мудро собрал в обитель свою, и людей, молящихся тебе, чтобы мы пели: радуйся, о преподобный Александр, отец наш!

Мощи святого Александра — чудесная святыня

Спустя век, при перестройке Преображенского храма в «отходной пустыни», 17 апреля 1641 года была открыта могила преподобного: земля над ней поднялась словно свод, ветхий гроб являл светящийся лик преподобного, оставшегося словно уснувшим. Нетленные мощи преподобного Александра были поставлены посреди храма: люди с молитвой целовали десницу (правую, благословляющую руку) святого, молились и получали помощь от преподобного. Мощи пребывали в Александро-Свирском монастыре до начала гонений на Церковь.

Уже в 1918 году началась «кампания по борьбе с останками» — святыми мощами. Обе обители , основанные преподобным, были разграблены, а многие монахи расстреляны. Но даже этих жестоких людей, безбожников, поразил вид открытых и приготовленных к уничтожению и надругательству мощей святого: красноармейцев объял ужас, ведь святой сохранил тот же вид, что и при погребении, и через век при обретении мощей — «словно уснул». Со временем на место мощей была была положена «болванка» из воска, а сами они увезены. Неизвестно, как долго их перевозили и кто принимал решение об этом, но после возвращения Церкви монастырей их обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской Академии. По преданию, их спрятала от уничтожения одна из музейных сотрудниц.

С 1998 года мощи вновь находятся в монастыре, который возрождается из руин по молитвам преподобного. Александро-Свирский монастырь (это общее название для обоих обителей — Александровской и Свято-Троицкой) расположен неподалеку от города Лодейное Поле в Ленинградской области. Почитаемые иконы святого находятся не только в этой обители, но и в столице страны: Свято-Троицком и Александро-Свирском храмах Москвы.

Церковь не препятствует научным исследованиям мощей: все ученые поражены сохранности человеческих тканей в мощах преподобного, и никто не в состоянии объяснить их феномен; кроме того, от мощей исходит приятный запах, на который прилетают пчелы; иногда они источают миро — благоуханную жидкость из эфирных масел также неизвестных на Земле растений (миро в истории Церкви часто источали чудотворные иконы и мощи).

Дни памяти преподобного Александра Свирского установлены для почитания всей Церковью дважды в год: 12 сентября (день кончины преподобного — у всех святых день смерти приравнивается к празднованию памяти, ведь именно в этот день человек восходит ко Господу и обретает покой и славу в Его Царствии) и 17 апреля — день обретения мощей святого в XVII веке.

Значение иконы святого Александра Свирского: как узнать святого

Интересно, что преподобный Александр Свирский имеет большое разнообразие типов иконографии, то есть икон в разных позах и разных моментах жизни. Пребывая всю жизнь вдалеке от бурных событий Российской истории, в чаще лесов Русского Севера, святой созидал духовную историю нашей страны, имея великие дары Божии. Это отражено на иконах преподобного.

  • Одна из первых его икон была создана сразу после обретения мощей подвижника, в XVII веке. Святой Александр изображен на ней лежащим: обретенные мощи были поистине такими, словно святой только что уснул.

  • С мощами преподобного — всероссийской святыней — связан еще один образ: в XIX веке, когда святые изображались в академической манере (то есть иконы были по сути портретами, только с подписью на церковнославянском языке и нимбом над головой изображенного) была написана икона-портрет святого «с натуры», то есть с мощей как с живого человека. Сейчас ее трудно найти.

  • Еще один образ показывает святого Александра в схимнической одежде. Его правая ладонь открыта к молящимся перед иконой, в левой руке святой держит свернутый свиток — символ богомыслия, размышления о Боге и оставленных ученикам наставлений. Преподобного Александра просто узнать по вьющимся седым волосам, округлому лицу и такой же круглой бороде с завитками.

  • Уникален образ преподобного Александра в момент явления ему Трех светлых Ангелов: Бога во Святой Троице. Три Юноши со светлыми волосами в белых сияющих одеждах расположены на левой стороне иконы и показаны идущими с посохами в ярком свете, глядящими на старца, стоящего на коленях в благоговейном трепете на правой стороне иконы. Каждый из них держит в руке жезл. Около святого — ели, мох и другие приметы северной природы. Святой Александр Свирский протягивает ко Господу правую руку, прижимая другую к груди и выражая тем сердечное умиление, страх Божий и молитвенное горение. Святой одет в одежду темного цвета — грубую коричневую монашескую ризу, которая символизирует греховность человеческой природы и тленность ее в сравнении с Божественной.

  • Еще одна икона, указывающая на явление Святой Троицы преподобному Александру, — изображение его опирающего на посох, с иконой «Пресвятой Троицы» в знаменитой иконографии, созданной святым Андреем Рублевым. Голова преподобного при этом покрыта капюшоном монашеской схимы в знак благоговения, а взгляд направлен одновременно перед собой и вглубь себя, как бы сквозь молящегося. Это присущее иконам многих преподобных выражение лика: словно святой видит недоступное простым людям, ощущает Духа Божьего в себе и прислушивается к Нему.

  • Последний тип иконографии преподобного Александра Свирского — образ, впервые написанный в середине XVI века. Это житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в последующие века. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в традиционных монашеских одеждах с благословляющим жестом правой руки и свитком в левой руке.

Как молиться Александру Свирскому

Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.

  • К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях — молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.
  • Преподобному молятся об укреплении веры, любви к Богу, возрастании в добродетелях.
  • Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости — молитесь ему о смирении и мире.
  • Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.
  • Известно, что святой помогает обрести наследника: к нему часто обращались и получали просимое люди, мечтавшие родить именно сына.
  • Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь — о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.
  • Молятся ему и сами родители будущих монахов — о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.
  • Молитесь искренне, с верой в просимое. Думайте о том, можете ли вы быть виновны в сложившейся ситуации, если вам тяжело. Кайтесь в своих грехах.
  • Молитесь дома или в храме перед иконой святого — она достаточно редка, если вы живете не на Северо-Западе России, но ее можно приобрести в больших церковных лавках.
  • Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь к иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку святого, перекреститесь вновь и поклонитесь). Желаем вам благословения преподобного и вдохновения его примером на молитву!

Молитву Александру Свирскому во всех нуждах можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О, святой начальник обители Свирской, ангел земной и человек небесный, преподобный, носящий Дух Божий в себе отец наш Александр, угодник известный Пресвятой и Единосущной Троицы, многие милости насельникам твоей обители и всем, кто с верой и любовью приходит и обращается к тебе, являющий!
Попроси для нас все, нужное для жизни земной, особенно же необходимое для жизни вечной и спасения!
Помоги твоим предстательством, угодник Божий, правителям нашей Российской страны и архипастырям святой Православной Церкви Христовой, да хранит Господь всех нас в мире. Будь всем нам, святой чудотворец, во всех скорбях и горе помощник скорый, особенно же во время смертное будь нам заступник добросердечный, чтобы не были мы на мытарствах преданы власти поднебесной злобного князя мира сего, но удостоились беспрепятственного входа в Небесное Царство Божие.
Отец и молитвенник наш всегдашний! Не обмани надежды нашей, не отвернись от смиренной нашей молитвы, но всегда о нас ходатайствуй перед Престолом Троицы Живоначальной, чтобы сподобились мы вместе с тобой и со всеми святыми, хотя и недостойны этого, в райских селениях прославлять и возвеличивать милосердие и благодать Господа во Пресвятой Троице — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святого Александра Свирского да хранит вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *