Александров троицкий собор

?

Log in

No account? Create an account 6 мая 2014

Москва: Красная площадь, Александровский сад, Храм Христа Спасителя

У torbina красивые фотографии мест всем знакомых:
Итак, на мой день рождения мы поехали гулять в Центр. Я на Красной площади не была несколько лет, а Кира — вообще ни разу.
Приглашаю полюбоваться красотами Москвы.
Начали мы как раз с Красной площади. Перед майскими праздниками там возводят разные конструкции для демонстраций и парада Победы. Под это дело очень удачно задрапировали лесами здание мавзолея. Когда уже похоронят по-человечески этого товарища?
По центру — Собор Казанской иконы Божией Матери. Первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах (в советское время на месте храма был …общественный туалет :() Воссоздали храм в 90-х годах прошлого века.
Главная святыня храма — особо чтимый список иконы Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей (а список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года, с 1930 года пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.)
На фоне ГУМа. Современное здание ГУМа построено в конце XIX века. Но торговые лавки в этом месте были еще в XVII веке.
За мамой и Андреем (по центру) Воскресенские (Иверские) ворота с Иверской часовней. Это двойные проездные ворота Китайгородской стены в одноимённом проезде между зданием Городской думы и Историческим музеем. Ворота дали название Воскресенской площади. В конце 20-х — начале 30-х годов ворота (разумеется, вместе с часовней) были снесены. Восстановлены в 90-х. Проезд под воротами только пешеходный (а в советские годы там было автомобильное движение).
Первоначально ворота были частью крепостного сооружения, построены они в 1535 году. Надстроены шатрами в 1680. В 1917 году Иверская часовня и ворота в Воскресенском проезде использовались как оборонительный рубеж от большевиков. Новые власти им этого не простили… Но хоть не туалет возвели на их месте (всего лишь скульптуру рабочего).
На площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В. И. Ленина, рядом с которым Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены деятели (в основном политические и военные) советского государства. К западу от площади находится Московский Кремль, к востоку — Верхние (ГУМ) и Средние торговые ряды, к северу — Исторический музей и Казанский собор, к югу — храм Василия Блаженного (Покровский собор). Уникальный архитектурный ансамбль площади состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Именование «Красная» (то есть красивая) закрепилось за площадью еще в XVII веке.
Общая длина Красной площади — 330 метров, ширина — 70 метров, площадь 23 100 м².
Кирюша предпочитала обозревать красоты с высоты папиного роста 🙂
Средние торговые ряды и храм Василия Блаженного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский». В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года. Строительство храма обросло легендами и загадками. В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Но богослужения в нем запретили, колокола сняли и с тех пор началось превращение собора в музей. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.
Государственный исторический музей. Основан в 1872 году. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. В собрании отдела письменных источников музея хранится около 15 млн листов уникальных документальных памятников по истории России XVI—XX веков.
Кремлевский проезд. С него выезжает на Красную площадь вся военная техника во время парада Победы. Видите, уже нанесена специальная разметка.
Манежная площадь. Справа — конный памятник Жукову. По центру — удивительное в своих именованиях здание. Гостиница «Москва» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1933—1935 годах. Разобрана в 2004 году. На её месте завершено строительство нового здания гостиницы, в точности (по заявлениям проектировщиков) воспроизводящего внешние формы прежнего. И теперь на здании ДВА названия. Сверху — «Гостиница Москва», а над входом — «Four Seasons Hotel» (что буквально можно перевести как гостиница «Времена года»). Во время реконструкции было украдено более $87 миллионов…
Угловая Арсенальная (Собакина) башня московского Кремля. Построена в 1492 году Пьетро Антонио Солари. Круглая, наиболее мощная башня Кремля. Первое название получила в начале XVIII века после постройки на территории Кремля здания Арсенала, второе происходит от находившейся неподалёку усадьбы бояр Собакиных.
Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Зажжен 8 мая 1967 года. «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»…
С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час.
Стела из красного гранита в честь городов воинской славы.
В Верхнем саду расположен грот «Руины», также известный как «Итальянский грот». Грот в саду задуман как напоминание о войне 1812 года, его крылья выложены обломками московских зданий, разрушенных армией Наполеона. Для постройки Итальянского грота была насыпана искусственная земляная гора, для которой вместо камней использовали каменные ядра, лежавшие в Кремле в большом количестве; последние в древности употреблялись вместо чугунных.
Вид на Манеж. Слева — обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых. Был открыт в 1914 году. В 1918 г. имена Романовых были заменены на имена мыслителей-социалистов и революционных деятелей, а символы царской власти и гербы губерний России удалены. Восстановлен в 2013 году. По центру памятник патриарху Гермогену (Ермогену) — бронзовая скульптура в память о втором Патриархе Всея Руси Гермогене (~1530 — 1612). Открыт в 2013 г.
Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.
Троицкая башня московского Кремля. Построена в 1495 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным (Алоизио да Милано). Проездная, считалась второй по значению после Спасской. Неоднократно меняла названия и в конце концов была названа Троицкой от Троицкого подворья в Кремле (1658 год). В настоящее время — главный вход для посетителей Кремля.
Манеж и цветник в Александровском саду.
Троицкая башня и Троицкий мост — один из старейших каменных мостов в Москве через реку Неглинную и единственный уцелевший до нашего времени (первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен уже в 1367 году, одновременно с возведением каменных стен Кремля). Соединяет Кутафью и Троицкую башни московского Кремля.
Средний сад.
У выхода из Среднего сада.
Слева — Оружейная (Конюшенная) башня. По центру — Боровицкая (Предтеченская) башня московского Кремля. Построена в 1490 году Пьетро Антонио Солари. Проездная. Первое название башни — изначальное, происходит от Боровицкого холма, на склоне которого стоит башня; название холма, видимо, происходит от древнего бора, росшего на этом месте. Второе название, присвоенное царским указом от 1658 года, происходит от располагавшейся рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи и иконы св. Иоанна Предтечи, размещавшейся над воротами. В настоящее время — основной проезд для правительственных кортежей.
Улица Боровицкая площадь. Слева от нее — Нижний Александровский сад (он закрыт для посетителей). Справа — Большой Каменный мост. Современное сооружение построено в 1938 году. Но предшественник был заложен еще в 1643 году. Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо).
Водовзводная (Свиблова) башня. Построена в 1488 году итальянским архитектором Антоном Фрязиным (Антонио Джиларди). Круглая. В башне был устроен колодец и потайной ход к Москве-реке. Первое название происходит от установленной в башне в 1633 году подъёмной машины, подававшей воду в кремлёвские сады. Второе название башни связывают с боярской фамилией Свибло, или Свибловых, отвечавших за её строительство. Справа Кремлевская набережная.
Доходный дом, построенный архитектором С.С. Эйбушитцем в 1889 году. Здесь располагались квартиры, склады, водочный завод; в 1913 году здесь открылись кинотеатр и театр миниатюр. Рядом с ним сохранился фрагмент старинной стены.
Пречистенская набережная и вид на Большой Каменный мост. Пешеходный переход через улицу с дивным названием Ленивка.
Мы пришли, куда хотели: к храму Христа Спасителя.
В саду у храма фонтан с уточками — Кирюшина отрада 🙂
Памятник Александру II Освободителю (открыт в 2005 г.). Царь-освободитель смотрит на храм Христа Спасителя со стороны Всехсвятского проезда. Бронзовая фигура императора высотой более 6 метров и весом 7 тонн установлена на трёхметровом мраморном постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, проведение военной и судебной реформ, завершение многолетней Кавказской войны.
Ножка на ножку 🙂
Улыбаемся и машем 🙂
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроено неподалёку от прежнего места в 1994—1997 годах. Храм имеет статус Патриаршего подворья.
В храме удивительно. Мы там были впервые. Вживую он кажется компактнее внутри, чем ожидаешь после ТВ-трансляций. Но телевизор не в состоянии передать атмосферы. Храм очень воздушный, высокий, устремленный к небу. Людям тесно, а душам просторно.
Я не буду подробно рассказывать историю. Интересующиеся могут почитать сами.
Возвращаемся в сад.
В отличие от, скажем, Александровского сада, где тюльпаны высажены с расчетом на цветение к майским праздникам, тюльпаны в саду храма ХС высажены к Пасхе :love:
Фрагменты.
Патриарший мост.
Вид на Пречистенскую набережную, Большой Каменный мост через Москва-реку.
Трапезная.
Круглый павильон — магазин горячего хлеба.
Патриарший мост — пешеходный мост в Москве. Был открыт в 2004 году. Расположен напротив храма Христа Спасителя, пересекая реку Москву и соединяя Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее стилобатная часть идёт через Болотный остров и пересекает Водоотводный канал, заканчиваясь на Якиманской набережной. Сразу же после открытия этот мост стал популярным местом у влюблённых и молодожёнов. Именно на этом мосту впервые в Москве было замечено новое явление — на его ограде стали появляться «замки любви». С 2008 по 2011 год на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.
Вид на Москва-реку и знаменитый памятник Петру I работы Церетели. Слева — Берсеневская набережная, справа — Пречистенская. По центру виден Центральный дом художника с экспозицией «Искусство XX века» Государственной Третьяковской галереи.
Вид на Кремль. Большой Кремлевский дворец, башни Кремлевской стены, соборы Кремля.
Скворушка.
Закатное солнце горит на крестах храма Христа.
Надеюсь, вам было интересно!
Оригинал взят у torbina в Москва: Красная площадь, Александровский сад, Храм Христа Спасителя
Метки: места, москва за час promo ilovemoscow august 10, 2013 21:59 Buy for 100 tokens

Community Info

  • Current price100 LJ Tokens
  • Social capital701
  • Community readers
  • Duration24 hours
  • Minimal stake100 LJT
  • View all available promo

Мы рады приветствовать вас в сообществе ilovemoscow. Мы надеемся, что материалы, опубликованные здесь, станут не только информативными, но и полезными как для жителей Москвы, так и для приезжих. Давайте открывать новые грани любимого города вместе! Опрос о том — что хотелось бы видеть…

ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт

Категории раздела
Святые
Русь
Метаистория
Владимир
Суздаль
Русколания
Киев
Пирамиды
Ведизм
Муром
Музеи Владимирской области
Монастыри
Судогда
Собинка
Юрьев
Судогда
Москва
Покров
Гусь
Вязники
Камешково
Ковров
Гороховец
Александров
Переславль
Кольчугино
История
Киржач
Шуя
Религия
Иваново
Селиваново
Гаврилов Пасад
Меленки
Писатели и поэты
Промышленность
Учебные заведения
Владимирская губерния
Революция 1917
Новгород
Лимурия
Сельское хозяйство
Медицина
Муромские поэты

Статистика
Онлайн всего: 19 Гостей: 19 Пользователей: 0

Каталог статей
Главная » Статьи » История » Александров

Александровская Слобода при Иване Грозном

Александровская Слобода при Иване Грозном

1. Древнерусские поселения Александровского, Киржачского и Кольчугинского р-ов.
2. Великая (Старая) Слобода.
3. Александровская Слобода при князе Василии III
4. Александровская Слобода при Иване Грозном.
Иоанн Васильевич вероятно не раз бывал в новом селе Александровом вместе с отцем своим. А узнав еще со дней отрочества окрестности этого села, ставшаго при нем «Слободою», в которых, после Троицкого богомолья 1545 г., бояре тешили его охотою, царь езжал сюда за тем же и с царицею Анастасиею; вступив же во второй брак с княжною Черкасскою Мариею Темгрюковной, часто живал в слободе по нескольку месяцев сряду.
Летом 1564 г. он отсюда же начинал объезд нескольких городов, а осенью, оставив царицу в Слободе, отправился сам на встречу Крымского хана Девлет-Гирея, уже прогнанного Басмановым. Возвращаясь той же зимой в Слободу, Иван IV, по сказанию Таубе и Крузе, велел пешком следовать туда же из Москвы нескольким несчастным, раздетым донага.

Опричный монастырь

В январе 1565 г. царь из Александровой Слободы написал митрополиту: «не хотя терпеть ваших измен, мы от великой жалости сердца оставили государство и поехали куда Бог укажет нам путь» и, в тоже время, особою грамотою, сообщил Московскому народу, что царская опала его не касается. Столица пришла в невообразимое смятение, депутация Москвичей представилась в Александровой Слободе пред Иваном IV, и умоляла царя вернуться на царство. Царь согласился, — но учредил Опричнину, назначил Александрову Слободу главным ее пунктом и «нача в Слободе жити со всеми бояры своими, а к Москве приезжати не на великое время»; опричники же «начата в Слободе дворы ставити и избы разрядныя». Жилище царское, окруженное «осыпью» или великим земляным валом и обрытое глубоким рвом, устроилось на самом месте нынешнего Александрова Успенского девичьего монастыря (Место «двора Государева Вел. Кн. Василия Ивановича и царя Иоанна Васильевича определяется тем, что в писцовой книге 1625 г. сказано «место двора Государева придел Св. Николая Чудотворца», а известно, что придел Николая Чудотворца находился там, где придел Марии Египетской, следовательно к нему и примыкало здание Государева дворца, а придел этот имел тоже значение, что придворная церковь.). В этом городе, еще до Иоанна Грозного, уже стоял храм Покрова Богородицы и «двор Государев». Следовательно, монастырские предания, указывающие на то, что уцелевшее при Успенской церкви каменное здание (двухэтажный флигель из трех келлий со сводами) есть часть дворца Иоанна Грозного, должно считать справедливым.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн утверждал, что «шумную и суетную Москву царь не любил, а в Александровской слободе он все устроил так, как хотел — она собственно была «монастырем в миру».
По сведениям, заимствованным у иностранцев, посещавших Александрову Слободу в период Опричнины (1565 —1572 гг.), царь, поселившись в келлии близ церкви, завел у себя весь монастырский обиход, составил из 300 опричников братию, наименовал себя ее игуменом, Вяземского келарем, Малюту Скуратова еклессиархом, сам ежедневно в 4 часа утра ходил с царевичем и Малютою на колокольницу благовестить к заутрени, и, одевшись в «смирное» платье («Живя в Александровском дворце, словно в каком-нибудь застенке, он обычно одевает куколь, черное и мрачное монашеское одеяние…»), становился в храме между опричниками, являвшимися в скуфьях и в черных рясах, из под которых виднелись расшитые золотом кафтаны, опушенные соболями. Из церкви опричники сбирались в 3 часа дня (11 ч., древний час обеда на Руси) за общую трапезу, которая отличалась изобилием яств, медов и вин, а сам царь, стоя у налоя, читал в слух трапезующим душеспасительные поучения, кушал же сам, после.
«Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его монастырскую братию, себя Иоанн называл игуменом всея Руси. Он сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после обедни читал для назидания жития святых, поучения о посте, молитве и воздержании».
Крузе в 1572 г. писал, что в опричнине, в Александр. слободе звонили к заутрени в 4 часа; заутреню пели с 4 до 7 часов утра; и 8 часов благовестили к обедни, продолжавшейся до 10 часов; и этому времени бывал готов обед для опричников, после которого обедал сам царь. В 8 часов благовест к вечернему богослужению, продолжавшемуся до 9 часов.
Академик Д.С. Лихачев видит в опричном монастыре Александровской слободы пародию на монастырь: «здесь пародировались церковные службы и монастырские нравы, монастырские одежды. Опричный двор напоминал шутовской…монастырь, а нравы этого двора — службу кабаку».
Таубе и Крузе подробно описали жизнь этой братии: «После того, как кончает он еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок… заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой причины…»

Неврев Н. В. Опричники
В. Жученков. Опричники. 1960-е гг.

«Родомыслом был призван стать и Иоанн IV. Страшная трансфизическая судьба Грозного коренится в том, что некоторые свойства натуры сделали его легко доступным бессознательным духовным подменам, а неограниченная власть разнуздала его эмоции, развратила волю, расшатала ум, нанесла непоправимый ущерб его эфирному телу и превратила излучины его индивидуального пути, вернее падения, в цепь несчастий для сверхнарода и в катастрофу для государства.
Проследить и выявить внутреннюю сторону этого процесса, метаисторическую и психологическую, – задача особой монографии. Но всякий, даже и не специалист, заинтересовавшись этой темой, может легко проследить, как совмещались в Иоанне, то сливаясь, то вступая в борьбу, влияния демиурга сверхнарода и воинствующего демона великодержавия; как в 1564 году, во время его странного бегства из Москвы сначала к Троице, потом в Александровскую слободу, уицраор всецело подчинил его личность своим заданиям, и жуткая метаморфоза, происшедшая в государственном творчестве, душевном состоянии и даже во внешнем облике царя, потрясла его окружение. Учреждалась опричнина – то ядро абсолютной тирании, которое, по мысли его создателя, должно было организовать в себе и вокруг себя молодой дворянский класс, послушное орудие новой государственности. Вряд ли можно сомневаться в том, что опричнина мыслилась лишь первым этапом на пути превращения в зону абсолютной тирании всей страны, хотя бы ценой истребления целых классов и того стремительного и ужасающего снижения общего творческого и морального уровня, которое сопутствует всякому тираническому народоустройству.
Так отражалось в нашем трехмерном мире усиление того сооружения в мире демоническом, которое является перевернутым подобием Небесного Кремля и его трансфизическим полюсом; и которое сперва закачалось в зеркале истории бесовскою карикатурою на монастырь – Александровской слободою, а потом начало искажать Московский Кремль, осквернив его застенками, тюрьмами, плахами и богомерзкими оргиями. Это сооружалась и крепла в Друккарге черная цитадель, это создавали чертеж Грядущего великие игвы, это бесновались раругги, томимые жаждою крови и подстегиваемые безнаказанностью; это разнуздывались силы той исподней страны, которая была призвана стать несколько веков спустя средоточием планетарных сил, стремящихся вырвать из-под влияния Мировой Сальватэрры весь круг человечества…
Таким образом, Иоанн IV являет собой ярчайший пример не столь уж редкого в истории типа родомысла-тирана, то есть личности, призванной к обширной культурно-государственной деятельности демиургом сверхнарода, блистательно вступившей на это поприще и сорвавшейся в пучину инфрафизических слоев с той крутизны, на которую вознес ее демон государственности. Деятельность Грозного подготовила эпоху Великого Смутного времени – единственную в своем роде. Ее хроники озарены фантастическими отсветами массовых видений, сверхъестественных вмешательств, демонических вторжений. Если метаисторическое созерцание подготовило нас к пониманию таких свидетельств, как выражения массового душевного опыта сверхнарода, мы станем вчитываться в эти исторические события как в шифр, которым написана мрачная поэма всеобщего столкновения иерархий в начале XVII столетия» («Роза Мира» Даниил Андреев).
Выбрал Иван Грозный на крутом надозерном склоне место кары над боярами, и оно поныне зовется «Каринское». Большое Каринское, Малое Каринское. А недалеко от них место, где рубили боярам головы топором,- Топориха называется.
О царе же Иване Васильевиче Грозном известно, что он при церковных службах любил сам участвовать в чтении и пении. В Переяславском Никитском монастыре, на южной стороне паперти соборной церкви, во имя сего Святого построенной царем Иваном Васильевичем Грозным и освященной в присутствии его и всего царского семейства и бояр в 1564 году митрополитом Афанасием с освященным собором, вделана большая плита из белого камня с надписью о самом освящении, в коей между прочим читаем: «благочестивый Государь… всенощное бдение слушал и на утрени первую статью сам Царь пел, и Божественныя литургии слушал, и красным пением с своею станицею сам же Государь пел на заутрени и на литургии».
Живя в Александровой слободе, Иоанн, без сомнения, еще сильнее чувствовал душевную потребность рассеять тьму страстей его обуревавших церковным чтением и пением, до которых был охотник и знаток оных, ибо сие входило в систему тогдашнего воспитания.
В трех верстах от Александровой слободы была расположена Царская стража, без ведома которой никто не смел ни въезжать в слободу, ни выезжать из нее, — и Курбский, конечно, разумел этот запрет, когда иронически писал: «и стала та слобода (свобода) горние Египетского рабства». Предполагают, что множество жертв царского гнева утоплено в прудах, окружавших некогда Успенскую обитель, называвшихся, по описям, «Царскими» и теперь давно иссякнувших, или истомлено пытками и заключением в обширных двухэтажных подвалах Успенской церкви, разбитых, неизвестно для чего, на узкие темные каморы.
Если верить свидетельствам иностранцев, кровопийственный град, как назвал Александрову слободу князь Курбский, целых 17 лет наводил ужас на Россию.
В этой самой Александровой слободе задумал Грозный третью эпоху казней (1567 г.).
Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» — чумы, охватившей Москву в 1568 г.
Отсюда же в 1569 г., не заезжая в Москву, отправился карать Клин, Тверь, Торжок и Новгород.
Если верить свидетельствам иностранцев, кровопийственный град, как назвал Александрову слободу князь Курбский, целых 17 лет наводил ужас на Россию.
В этой самой Александровой слободе задумал Грозный третью эпоху казней (1567 г.).
Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» — чумы, охватившей Москву в 1568 г.
Здесь в 1569 г. изрек он смерть всему семейству несчастного князя Владимира Андреевича Старицкого, отравленному, как рассказывают, на его глазах, в 8-х верстах от слободы в селе Слатине.
Отсюда же в 1569 г., не заезжая в Москву, отправился карать Клин, Тверь, Торжок и Новгород.
В 1569 г. сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Была образована «Печатня слободка», в которой жили печатники типографии, перевезенные сюда из Москвы. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1577 г. печатают в ней Псалтирь («напечатанная в Новом граде Слободе Андроником Тимофеевым Невежею 1577 г., в 4-ю д., 280 лист».), повторившую изданную в 1568 г. в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».

«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

С Александровской слободой связана самая большая и неразгаданная тайна знаменитой либерии Ивана Грозного. О судьбе царской библиотеки мнения ученых до сих пор разноречивы. Наиболее заманчива гипотеза о том, что она сохранилась в целости, замурованная в подземельях Александровской слободы.
Во времена Ивана Грозного в Александровской слободе появился конюшенный двор, из которого позднее уже в эпоху правления династии Романовых был устроен Конный завод, окончательно отстроенный в 1745 году.
Фёдор Христианин (вторая пол. 1530-х-1607 гг.) из Новгорода переехал в Москву в качестве певчего и распевщика Ивана IV Грозного. В его обязанности входило также обучение царских певчих. Авторитет его как учителя был настолько велик, что один из учеников указывал даже, когда и при каких обстоятельствах Фёдор Крестьянин создавал то или иное своё произведение. Удивление исследователей вызывает отсутствие документов об оплате Крестьянина в качестве певчего. Здесь же он служил священником в Благовещенском соборе.
Во время пребывания царского двора в Александровой слободе Фёдор Крестьянин работал там (с 1564 по 1581 год). Вероятно, он находился в штате священников Троицкой церкви (сейчас Покровская) в Александровой слободе.
Самое знаменитое произведение композитора — цикл из одиннадцати Евангельских стихир. Сборник этих песнопений был найден в 1955 году в селе Усть-Цильма на реке Печоре в рукописи XVII века. Этому циклу было посвящено монографическое исследование М. В. Бражникова, изданное в 1974 году под названием «Федор Крестьянин — русский распевщик XVI века. Стихиры». Учёный считал, что сборник стихир был распет Фёдором Крестьянином во время пребывания в Александровой слободе с 1564 по 1581/1582 годы.
В Александровской слободе получил Иван Грозный в 1570 г. страшную весть о сожжении крымцами Москвы и истреблении нескольких тысяч народа.
Сюда в 1571 г. велел свезти со всех концов России 2000 невест, из которых избрал в царицы дочь Новгородского купца Марфу Собакину.
Здесь в 1572 г. вдовый, после двухнедельного брака, послал он в Москву духовное завещание, в котором называл себя «скитающимся по сторонам».
В 1572 г. Иван IV опричнину отменил, и никто не смел вспоминать ее, как пишет современник, «под следующей — угрозой: виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу».
Здесь же отдыхал после Дерптского похода в 1577 г.
Датское посольство 1578 года в Александровской слободе.
Отсюда в 1580 г. в ту пору, когда Ляхи и Шведы громили Россию, повелевал он, укрываясь сам, воеводам своим «промышлять делом Государевым, как Бог вразумит».
Отсюда же писал свои остроумные письма к Польскому и Литовскому королю Стефану Баторию и к Литовским панам, в которых пану Полубенскому, вероятно гордившемуся своим происхождением от баснословного Полемона, говорит: «мню, что ты не Полемонова, а полуумнаго рода».
За все время опричнины, Александрова слобода, благодаря пребыванию в ней Государя, видела послов: Черкасского князя Маметрюка Темгрюковича (1565 г.), Шведского канцлера Нильса Гилленстерна (1567 г.), Английского Райдольфа (1569 г.), Папского Антония Поссевина (1582 г.) и частые депутации от Ливонских рыцарей и панов Польско-Литовской рады. В Литовской метрике не раз упоминается об Александровой слободе, по случаю приема там польско-литовских послов и гонцов.
19 ноября 1582 года, в порыве гнева, собственною рукою пресек жизнь старшего сына и наследника своего, царевича Иоанна, и вслед затем навсегда оставил страшное место. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.
По смерти Ивана IV Васильевича (1584 г.), любимое местопребывание его оставалось забытым.
Центром города является Советская площадь (в народе именуемая просто Площадью), на которой во времена опричнины располагались Посольский двор Ивана Грозного, древний базар, приказная изба.
Шведы в Александровской слободе.
В нач. XVII в. Александровская слобода была сильно разрушена поляками: в 1609 и 1611 гг. её захватили отряды во главе с польским гетманом Яном Сапегой, осаждавшим безуспешно соседнюю слободе Троицкую Лавру.
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, победитель Лисовского под Калязиным монастырем, тогда же прибыл в Александрову слободу, построил в ней острог, и, осенью 1609 года, поразил Сапегу у села Каринского, в 5 верстах от слободы.
Сюда пришла Ярославская дружина, сюда стеклась низовая рать, спешили из Москвы царские войска, сюда ждали союзника русских — Шведского военачальника Якова Делагарди, и здесь, в Александровой слободе, Прокопий Ляпунов предложил Скопину царский венец, честно им отвергнутый.

Общий вид Александровой слободы. Гравюра И.Т. де. Бри. Латинское издание сочинения Я. Ульфельдта 1627 г.

Около 1635 г. для Михаила Фёдоровича Романова в Александровской слободе был построен деревянный царский дворец, просуществовавший около 100 лет.
См. Покровская церковь Александровой Слободы.

Закладной камень на месте будущего памятника Ивану Грозному на берегу реки. Установлен в 2016 году.

Александровский Успенский женский монастырь

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
См. Александровский Успенский женский монастырь.

Успенский монастырь. Слева колокольня и церковь Преображения Господня. Фототипия В. Штейна. Нач. ХХ века.

Царь Феодор Алексеевич (1676 — 1682 г.) в 1677 году, посетив Александрову слободу и в ней Успенский девичь монастырь и «видя тоя святыя обители в нужных потребных оскудство» пожаловал ему две мельницы: одну в той же новой Александровой слободе на реке Сере, на каменной плотине, а другую под деревнею Сноповым, со всяким мельничным строением, безоброчно, на вечные времена.
Государева дворцовая Александрова Слобода, с приписными своими государевыми волостями и дворцовыми селами, составлявшими «Слободской стан» Переславского уезда, искони принадлежала цесаревне Елизавете Петровне, к которой перешла по наследству от ее матери императрицы Екатерины Алексеевны (ум. 1727 г.). Цесаревна провела здесь многие радостные и печальные дни своей жизни. Посещая часто Успенский девич монастырь, она привыкла искать себе утешения в уединении и молитве в этой обители. Ее ласковость и доступность осмеливала живших в обители относиться к ней с своими общими и частными просьбами, которые, по возможности, были ею удовлетворяемы.
Через год по вступлении на престол Елизаветы Петровны, Александровский Успенский монастырь имел счастье принимать в своих стенах ее, как Всероссийскую Императрицу. Это случилось так: «1744: г. 6 марта, во вторник, ея императорское величество, во 2-м часу по полудни, изволила из Троицкого монастыря путь воспринять в Александрову слободу, в разстоянии 40 верст от Троицкого монастыря, при пушечной пальбе, в провождении преосвященного архиерея Крутицкого Платона и оного монастыря архимандрита (Арсения Могилянского) и наместника Феодосия Янковского и, прибыв в 6 часу по полудни в ту Слободу, изволила кушать во дворце; 7-го числа ея императорское величество соизволила со всею своею свитою из дворца шествовать в имеющийся при той Слободе Успенский девичь монастырь, где встречена она игуменьей (Митрополией) с прочими монахинями пред святыми воротами, изволила быть в Успенском соборе, прикладываться к иконам и слушать литургию в Троицком соборе и после нея жаловала игуменью и монахинь к руке. После того изволила ходить в келью к игуменье и возвратилась во дворец кушать, и после кушанья изволила паки возвратиться в Троицкий монастырь».

Город Александров

Екатериной II в 1778 году «Александрова Слобода» обращена в город «Александров».
См. Город Александров.
Используемая литература:
— Александрова Слобода. Слобода до Грозного. Сочинение Н.С. Стромилова. 1884 г. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»

Copyright © 2017 Любовь безусловная

Категория: Александров | Добавил: Николай (01.05.2017)
Просмотров: 1356 | 0.0/0
Всего комментариев: 0

Троицкий собор

1513 в селе Новой Александрове слободе в осыпи соборная церковь каменная Покров Пресвятые Богородицы да у тое ж церкви два предела каменных (из писцовых книг Новоалександровой слободы 1675 года)

В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».

Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.

Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.

В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.

В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.

В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).

По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.

В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.

Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.

С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.

Виды Троицкого собора можно подробнее посмотреть в разделе Фотогалерея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *