Античная концепция здоровья

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Психология Выявление взаимосвязи уровня здоровья, жизненного стиля и направленности локуса контроля у лиц юношеского возраста: гендерный аспект
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Античная концепция здоровья. Европейская модель

Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии. Многие исследователи отмечают влияние на здоровье личности доминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную) природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы. В Древней Греции представления о здоровье развивались, как и психология в рамках натурфилософии. Одним из первых авторов, попытавшихся дать определение и толкование понятия здоровья, является Алкмеон. Он толковал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил . Противоположно направленными силами в его понимании являлись «первоэлементы составляющую природу человека и определяющие различные состояния», например, холодное — горячее, активность — пассивность. Алкмеон считал, что преобладание одного первоэлемента над другими является вредным и губительным для целого, частью которого является этот первоэлемент.

Гиппократ, собрал и систематизировал научные воззрения своего и предшествующих веков. Он считал, что нет абсолютных благ дающий здоровье в любое время, а существуют относительно полезные вещества в то или другое время для человека. Данный ученый считается одним из отцов первооснователей современной медицины. Гиппократ считал, что залогом здоровья является «правильное смешение соков (или гуморов человеческого организма)». Также он считал, что «если бы человек был единое, он бы не болел»

Цицерон, характеризовал здоровье как «правильное соотношение различных душевных состояний или феноменов сходных по своей природе и выступающих как однородные составляющие». Особо важную роль влияния на здоровье в своей жизни и жизни многих людей он отводил холотропным состояниям, пережитых им во время языческих мистерий. Он считал, что то, что нужно человеку для счастья и здоровья есть в самом человеке, так в диалоге “О старости” Цицерон писал: “Тем людям, у которых у самих нет ничего, что позволяло бы им жить хорошо и счастливо, тяжек любой возраст; но тем, кто ищет всех благ в самом себе, не может показаться злом ничто основанное на неизбежном законе природы, а в этом отношении на первом месте стоит старость”. Данный философ считал, что, так как процесс старения рано или поздно все равно снизит силу физического тела, скорости реакции и уровень внешней активности истинное здоровье является стойкость духа и духовные качества и состояния, которые могут быть менее подвержены внешним влияниям, таким как обстоятельства, окружение или естественный процесс старения.

В отличии от Гиппократа и Цицерона определения которых являются однобокими и противоположными по сути определение Платона охватывает и духовное начало в человеке и физическое. Заключается оно в следующем здоровье определяется соразмерностью, требующей «согласие противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного. Данная идея присутствует во многих известных толкованиях здоровья в античности. Платон в своих взглядах отражает двойственную природу человека, а здоровье является сложной, но гармоничной взаимосвязью качественно разных сторон человека, а именно души и тела. В определение Платона здоровье тесно связано с красотой. Эти понятия взаимодополняют друг друга. В сознании античности считалось, что душевная глубина, этическая, эстетическая развитость личности, духовное совершенство, добродетель, благородство, мужество, мудрость и честное отношение к делу должны быть непременно дополнены физической красотой, а физическая красота является отражением вышеперечисленных качеств. В понимании Платона, согласие души и тела это не просто недостижимый идеал, но необходимое условие здорового существования человека. Идеи Платона о согласованности внутреннего и внешнего мира человека стала основой для философии стоицизма.

В античности существовали разные философские школы представления о человеке, его здоровье, в которых отличались друг от друга. Школа киников в своем представлении исходила из, того что человек самодостаточен, т.е. имеет все необходимое для жизни и здоровья в самом себе. Правда, «не каждый человек способен понять себя, прийти к самому себе и довольствоваться только тем, что он имеет в самом себе», — писал Диоген Синопский. Единственный путь к здоровью, как полагали киники, это путь к себе, ограничивающий контакты с внешним миром. Их стремление к полному негативизму вызвало негативную реакцию общества, и данные взгляды не получили широкой популярности.

Эпикурейцы поддерживались мнения о том, что здоровье достигается при получении удовольствий в умеренной жизни. Они были убеждены, что человек сам ответственен за свою жизнь и здоровье. Считая, что Боги хотя и существуют, но не вмешиваются в жизни людей, потому их не следует ни боятся, ни ждать от них помощи.

Стоики считали, что здоровье это не только поддержание гармонии и равновесия души и тела, но также и поддержание гармонии с природой. Здорового человека, по мнению стоиков, отличает здравомыслие и «духовную независимость субъекта, которая выражается в невозмутимости при любых жизненных обстоятельствах.», то есть самообладание и контроль над аффектами и эмоциями. Здравый ум, сосредоточенный на достижении высшего блага и в то же время обращенный на решение обыденных жизненных дел является неизменным спутником здоровья, так как без разумения невозможны ни здоровое тело, ни здоровый дух. Сенека писал: «Тело, после того, как его исцелили, часто болит опять… но разум, излеченный однажды, излечен навсегда. Я скажу тебе, что я понимаю под здоровьем: разум здоров, когда он удовлетворен и уверен в себе, когда он сознает, что все, о чем молятся люди, все благодеяния, к которым они стремятся и которые расточают, совершенно не нужны для счастья». Поясняя второе отличие здорового человека, а именно «духовную независимость субъекта» или внутреннюю свободу хотелось бы отметить, что в отличии от европейского мировоззрения где Природа и дух противоборствующие силы, для философов стоиков данная борьба недопустима. А подчинение Природе не означает порабощение, а наоборот человек доверившись Природе, следует ее законам и она подает пример высшей творческой свободы, так как создала человека существом разумным. Данные философы разделяли свободу на внешнюю и внутреннюю. Человек от рождения практически не обладает внешней свободой, т.к. он не может выбирать себе судьбу, родителей, место рождения. Чтобы обрести внутреннюю свободу человек должен бороться с аффектами вызываемыми внешними обстоятельствами. Свободным считался такой человек, который поступал по своей совести, не боясь никаких напастей и мук, ни даже самой смерти, который, несмотря на то, что мог пользоваться какими-то благами не был к ним пристрастен. “Кто живет разумно и знает, в чем состоит благо, тот свободен от мирских волнений”, — утверждал Эпиктет. Свобода требует разумного самоограничения и обуздания беспорядочных, мятежных порывов души, которые противны самой Природе. “Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно, — рассуждал Эпиктет. — А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собою”. По мере развития стоицизма постепенно основной философской проблемой становится не гражданская позиция и общественная значимость, а забота о себе самом, о собственной душе, ставшая ядром христианского учения. Стоики рассматривают человека как микрокосмос, а здоровье человека собственно так же как гармонию и высший порядок в мире. Сам человек должен упорядочивать свою жизнь и поддерживать порядок в жизни. Античную иерархию ценностей венчают именно здоровье, здоровое состояние души и разумение. Данные категории являются ступенями по достижению всеобщего единого блага. Главной же целью человека, по мнению стоиков, является жизнь в обретении согласии с самим собой и в достижении высшего блага в самом себе. Высшим благом является жить разумно. Человек должен быть независим от внешних факторов, так как они не должны влиять на его внутреннее равновесие, данная идея кардинально отличается от современных мыслей населения о том, что для достижения здоровья необходимы: финансовая обеспеченность, хорошее медицинское обслуживание, условия для заботы о здоровье (например, бассейн), то есть внешние детерминанты.

Итак, подводя итог краткого рассмотрения античных представлений о здоровье, мы можем сказать, что модель здоровья европейских народов Греции и Рима периода античности, включало в себя внутреннюю гармонию, согласованность, умеренность потребностей, связь с природой целого, космоса. Античная философия значительно повлияла на европейское мировоззрение, она оказывает огромное влияние на представления о здоровье, и по сей день, даже в нашей культуре. Стремление к уравновешенности, благоразумию, гармоничному развитию души и тела, заботе о себе актуально и в наши дни, что является возможным влиянием именно античности. Во времена античности развитыми государствами являлись не только государства запада, развитая культура и философия была также и на востоке, для сравнения представлений о здоровье между собой ниже рассмотрены представления о здоровье восточных мудрецов в период античности.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Раннехристианская культура Восточной римской империи (V-VI вв.)

На землях восточнохристианского мира, вошедшего в историю как Византия, начиная с V в. стали формироваться основы нового художественного стиля, определяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма. В Восточной Римской империи, включавшей первоначально Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, часть Месопотамии и Армении, Египет, Кипр, Крит, районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе, преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. И именно ромеи-эллины с их богатым античным культурным наследием сыграли главную роль в формировании художественных принципов, получивших развитие в последующие века.

Первый период развития византийской художественной культуры, длившийся два столетия, примечателен появлением в ней новых направлений, прежде всего создание книги, — так называемого пергаменного кодекса. Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве. Согласно рассказам древних авторов, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа драгоценных рукописей в Пергамской библиотеке, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Пергамская библиотека стала пополняться за счет произведений, написанных на пергаменте, представлявшем собой обработанную особым образом кожу телят или ягнят. Пергамент великолепно впитывал краску. Это позволило красочно оформлять текст. Поскольку для оформления художники использовали более всего красную краску — миниум (лат. minium), книжная иллюстрация стала называться миниатюрой.

Другой областью искусства, где возникали и развивались новые формы, была архитектура. Первоначально крупные города сохраняли облик и планировку античного города с прямыми, как стрела, улицами, пересекающимися под прямым углом, без тех узких и кривых улочек, которые появились значительно позже.

Культовые сооружения сохранились, несомненно, лучше и свидетельствуют о том, что первоначально самым распространенным типом храма в Восточной Римской империи являлась базилика. Таковы церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.), храм Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.), церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.).

Однако с V в. все большее распространение начали получать центрические постройки, в которых важную роль сыграли сирийская строительная школа, одна из ведущих в раннехристианском мире, и уже сложившийся к тому времени ритуал христианского богослужения. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивалась вокруг специального возвышения, отмечавшего центр храма, прообраз будущего амвона (греч. — восхожу). Это определенным образом обусловило появление купольных перекрытий, поскольку купол также подчеркивал значение центра. Впервые переход от квадратного основания стен к окружности купола при помощи четырех сферических треугольников — «парусов» был осуществлен зодчими мавзолея Галлы Плацидии, равеннской царицы V в., в Равенне.

Церковный ритуал продиктовал также художественное оформление интерьера мавзолея. Согласно христианскому учению, оно должно было соединить два мира -реальный и потусторонний. Изобразительное искусство играло первостепенную роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из мира реального в сверхчувственный. Основным способом изображения была мозаика, дающая особые оптические эффекты и как нельзя более подходящая для создания отвлеченного образа, возвышенного и ирреального.

-Все эти сложившиеся в раннехристианском искусстве направления — создание и художественное оформление пергаменного кодекса, возникновение крестово-купольного типа культовых сооружений и мозаичный декор интерьеров — получили дальнейшее развитие в VI в., в годы правления Юстиниана Великого.

Дата добавления: 2015-06-04; просмотров: 679; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *