Античная литература

ЛЕКЦИЯ 1. 1. Понятие «античная литература», хронологические, территориальные, исторические границы

Главная | Случайная страница | Контакты
12345678

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Понятие «античная литература», хронологические, территориальные, исторические границы. Историческое значение античной литературы.

2. Периодизация древнегреческой литературы. Крито-Микенская культура, ее значение для становления культуры «ранней Греции».

3. Архаический период –общая характеристика форм творчества. Мифология как форма общественного сознания древности. Основные мифологические циклы.

4. Гомер. Гомеровский вопрос: история вопроса и современное состояние.

5. «Илиада» – военно-героическая эпопея. «Одиссея» – сказочно-приключенческий эпос.

6. Искусство Гомера: образ мира в поэмах, характеристики персонажей. Авторская позиция в эпосе.

Античная литература – литература 2-х древних рабовладельческих обществ, греческого и римского. Этим самым мы определяем хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового общества, с одной стороны, и от литературы средних веков – с другой стороны, а также от литератур древнего Востока.

Термин «античный» (лат. Antiquus). Применение этого термина к греко-римскому обществу и его культуре достаточно условно, оно справедливо лишь с ограниченно «европейской» точки зрения. Действительно, греко-римская цивилизация – древнейшая в Европе, но развилась она позднее, чем цивилизации Египта, Мессопотамии, Китая.

Античное общество – общество рабовладельческое, первая форма классового общества. На первых ступенях своего развития рабство являлось прогрессивной формой разделения труда. Ф.Энгельс: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира – для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

История классической древности – это история городов. Полис – город-государство, община свободных граждан – народ (т.к. рабы – только иноземцы). Каждый полис имел свое божество, почитал предков-основателей, своих «героев».

При изучении античного мира встречаются некоторые крайности:

— идеализация античности – подчеркивание только достижений и умолчание недостатков;

— модернизация античности;

— архаизация античности – изображение греков и римлян более примитивными, чем они были на самом деле.

Значение античной культуры для современного мира трудно переоценить. Античные философы поставили и разработали все вопросы, которые и поныне обсуждает человечество. Греческие мифы, гомеровские поэмы, греческая драма, римская поэзия и сейчас воспринимаются как эстетически значимые художественные произведения. Достоинства: содержательность античной литературы, широкий охват действительности, изображение человека в многообразии его окружения. Отличительные черты: прославление доблести и мужества, любви к родине, человечность, вера в силы человека, всестороннее развитие личности. Античная литература выработала почти все известные в наше время жанры литературы – эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (лат) и эпиграмма, различные виды исторического рассказа, диалог, ораторская речь.

Ф.Энгельс: «Греки рассматривали природу как единое целое; всеобщая связь явлений природы является для греков результатом непосредственного созерцания…В философии, как и во многих других областях, мы обращаемся к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории человечества место, на какое не может претендовать н и один другой народ…В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрений».

Периодизация древнегреческой литературы:

1. Архаический период (литература «ранней Греции») – до начала V века до нашей эры. Время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому государству.

2. Аттический (литература «классической Греции») – V-IV века до н.э. Расцвет и кризис рабовладельческих греческих полисов и позднее потеря ими государственной независимости.

3. Эллинистический (литература эллинистического общества) – с конца IV века до конца I века до н.э.

4. Римский (греческая литература времен Римской империи) – с конца I века до н.э.

Архаический период: долитературный(«догомеровский»), древние литературные памятники (гомеровские поэмы, поэмы Гесиода), литература периода становления античного рабовладельческого общества и государства ( VII век — начало V века до н.э.).

Крито – Микенская культура

Археологические раскопки на острове Крит начал проводить знаменитый Г.Шлиман, в частности в 1876 году –раскопки в районе древнего города Микены. В начале ХХ века их продолжил англичанин Эванс. Результаты исследований показали, что во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры на о.Крит существовала богатая материальная культура, высокоразвитое государство и письменность. Вначале было рисуночное письмо, затем иероглифическое, к 1700 г. до н.э. оно стало линейным письмом с двумя разновидностями «А» и «В». Разновидность «А» не расшифрована до сих пор,( не греческая основа); письмо «В» было распространено на Кноссе, Пилосе, в Микенах, Фивах. Было расшифровано английским ученым Вентрисом (слоговое письмо для греческого языка). Со второй половины 2-го тысячелетия начинается упадок Крита и расцвет Микенской культуры на материке. Древние греки называли себя ахейцами («ахайваша» – в египетских текстах). К концу 2-го тысячелетия происходил упадок Микенской культуры. Появились «народы моря» – доряне. В результате смешения происходит формирование основных греческих племен (по легенде у Эллина было три сына – Дор, Эол, Ксуф(Ион). Фольклор того времени: мифы и сказки, заклинания, песни, пословицы, загадки. Микенская культура явилась исторической базой для основных греческих сказаний о героях. История отражена в фантастических образах мифологии.

Общая характеристика форм творчества архаического периода

Предшественницей литературного эпоса была фольклорная эпическая песня. И до Гомера были поэты, но их песни не были зафиксированы в письменных памятниках.

Аэд исполняет песни небольшого размера, выбирая темы из сказаний о богах и героях, и время от времени аккомпанирует себе на лире. Он скорее импровизирует, чем исполняет готовые песни с закрепленным текстом ( общий ход сюжета и каждый раз свежее оформление).

Рапсод («сшиватель песен») – певец, исполнявший более-менее закрепленный текст. (Декламатор). Иногда исполнение гомеровских поэм принимало форму состязания рапсодов. Рапсод исполнял свои песни без лиры, но с напевным характером.

Общепринятым стихотворным размером был гексаметр, который состоит из 6 стоп. Греческая система стиха основана на различии в длительности стоп.

Литературный период представлен знаменитыми поэмами Гомера «Илиада», «Одиссея», которые являются героическим эпосом. Дидактический эпос представлен поэмами Гесиода «Теогония», «Работы и дни», «Каталог женщин».

В VII – VI веках до н.э. растут полисы, развиваются торговля и ремесла, налаживаются денежные отношения. В это же время расширяется территория, населяемая греками — растут многочисленные греческие колонии (Сицилия, Южная Италия, север Балканского полуострова, берега Мраморного и Черного морей, западное Средиземноморье, северная Африка). В это время развиваются греческая наука и философия (особенно в Ионии). По мере появления критики традиционной религиозно-мифологической системы появляются другие культы, например, культ бога Диониса (мистерии), позже – культ бога Пана. Появляются различные философские школы – школа Пифагорейцев, учение орфиков, Дельфийская школа. На храме в городе Дельфы была надпись «Познай самого себя».

В VI веке происходит бурное развитие греческой поэзии, развивается лирика – хоровая и индивидуальная. В Ионии появляются новые формы повествовательной литературы, где мифологическая тематика заменяется исторической и бытовой. Таким образом, начинает развиваться литературная проза – басня, бытовой и исторический рассказ, историография. Усложняется музыка и бурно развиваются изобразительные искусства – архитектура, скульптура, живопись.

Мифология

Через эту ступень познания мира прошли все народы. В мифах отражен весь исторический опыт племени и фантастика сливается с начатками феодального знания. Именно из мифологии впоследствии выросли и наука и искусство. Персонажи греческих мифов, особенно боги, полностью «очеловечены». В мифах преобладают 2 категории образов – бессмертные боги и смертные герои. Основные мифологические циклы: космогония, теогония, сказания о героях. Герои – Прометей, Персей, Тесей, Геракл, Пелопс; Дедал и Икар; Орфей и Эвридика. 12 подвигов Геракла: немейский лев; лернейская гидра; стимфалийские птицы; керинейская лань; эриманфский кабан; авгиевы конюшни; критский бык; кони Диомеда; пояс Ипполиты; коровы Гериона; Цербер: яблоки Гесперид.

Другие мифологические циклы: — Аргонавты; — Троянский цикл; — Странствия Одиссея; — Эдип (Фиванский цикл); Агамемнон и его сын.

Гомер. Гомеровский вопрос.

«Ты не пытайся узнать – где родился Гомер и кем был он. Гордо считают себя его родиной все города; важным является дух, а не место. Отчизна поэта – блеск «Илиады» самой, сам Одиссея рассказ». (Неизвестный греческий поэт II века до н.э.) До сих пор продолжаются споры, был ли Гомер на самом деле, не есть ли это собирательный образ поэта. Внутреннее единство поэмы, единая логика повествования и образной системы говорят в пользу одного создателя. Гомер воспитал античный мир – его поэмы формировали взгляды, вкусы, мораль. Самое изысканные умы античного мира преклонялись перед его авторитетом.

«Илиада» –военно-героическая эпопея. Она состоит из 15700 стихов, которые были разбиты античными учеными на 24 книги (по числу букв греческого алфавита). «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса…». Тема гнева пронизывает всю поэму и главный носитель гнева – Ахиллес, сын мирмидонского царя Пелея и богини Фетиды. На их свадьбе завязывается один из конфликтов поэмы. Затем разгорается конфликт между 3 богинями, разрешить который предстоит Парису, сыну троянского царя Приама. Парис присуждает яблоко ( яблоко раздора) красивейшей, по его мнению, богине Афродите, которая дарует ему в награду любовь красавицы Елены, жены Менелая. Похищение Парисом Елены и послужило формальным поводом к войне между ахейцами и троянцами. Эта война длилась 10 лет. В поэме описывается последний год войны. Рассказ Гомера не бесстрастен. Его герои бушуют, страсти играют их душами, часто толкая их на безумства. Поэт не судит их. Его повествование проникнуто гуманной терпимостью.

Гомер не скрывает своего любования и миром, и человеком. Мир – грандиозен, прекрасен, он может быть грозным, может нести гибель человеку, но не подавляет его. Человек подчиняется неизбежности, ибо ей подчиняются и боги, но человек не унижается по-рабски перед богами. Он спорит с ними, протестует и даже замахивается на богов. Мир у Гомера прекрасен во всех его проявлениях: и в благе, и в зле, и в радости, и в трагизме. И кроме этого, Гомер прославляет жизнь, мудрость и красоту человека.

Гомер выступает за единого правителя (доброго). Его Одиссей был добрым, мудрым царем.

Вывод (на основании жизненного опыта): «Боги судили всесильные нам, человекам несчастным, жить на земле в огорчениях; боги одни беспечальны». Гомер не идеализировал ни своих богов, которые были во всем подобны людям, ни своих героев, которые были подобны их богам и в пороках и в доблести. Все в мире – и зло, и благо – все от богов, а у богов – от великой и всемогущей Судьбы.

Гомер завершает эпоху в древней лирической культуре – ее первоначальный общенародный этап. Отдельные гениальные представители, такие, как Гомер и Гесиод, обобщали и синтезировали достижения своих соплеменников. Древние народы видели в творчестве боговдохновение ( индивидуальное авторство не ценилось). Это был эпический этап в истории культуры.

Гомер – сияющая вершина греческой культуры. Ниже простирались обширные цветущие долины классической Греции с ее лирикой, драмой, исторической, риторической и философской прозой.

12345678

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 489 | Нарушение авторского права страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *