Апокриф

апокрифический

Материал из Викисловаря Текущая версия (не проверялась)

Слово дня 13 августа 2007.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. апокрифи́ческий апокрифи́ческое апокрифи́ческая апокрифи́ческие
Рд. апокрифи́ческого апокрифи́ческого апокрифи́ческой апокрифи́ческих
Дт. апокрифи́ческому апокрифи́ческому апокрифи́ческой апокрифи́ческим
Вн. одуш. апокрифи́ческого апокрифи́ческое апокрифи́ческую апокрифи́ческих
неод. апокрифи́ческий апокрифи́ческие
Тв. апокрифи́ческим апокрифи́ческим апокрифи́ческой апокрифи́ческою апокрифи́ческими
Пр. апокрифи́ческом апокрифи́ческом апокрифи́ческой апокрифи́ческих

а·по-кри-фи́-чес-кий

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -апокриф-; суффикс: -ическ; окончание: -ий .

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. религ. о библейской литературе — содержащий отступления от ортодоксального учения и вследствие этого отвергнутый церковью ◆ Кроме основных евангельских текстов, есть ещё большое количество апокрифических.
  2. недостоверный, легендарный, передающийся слухами ◆ Математический фольклор сохранил и апокрифическую историю визита А.Н. Колмогорова в ленинградское (теперь, разумеется, санкт-петербургское) отделение Математического института. Борис Кушнер, «Учитель», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: неканонический
  2. частичн.: легендарный, мифический, недостоверный, неофициальный

Антонимы

  1. канонический
  2. подлинный, достоверный

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: апокриф

Этимология

Происходит от сущ. апокриф, далее от др.-греч. ἀπόκρυφος «скрытый, тайный; подложный», родств. ἀποκρύπτω «скрываю, прячу, затемняю», из ἀπο- «от-, из-» из праиндоевр. *apo- «от, прочь» + κρύπτω «скрываю, покрываю, прячу», далее из праиндоевр. *krau- «крыть, прятать»

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: apocryphal
  • Белорусскийbe: апакрыфічны
  • Идоиio: apokrifa, ne-autentika
  • Немецкийde: apokryphisch
  • Французскийfr: apocryphe
  • Шведскийsv: apokryfisk
  • Эсперантоиeo: apokrifa
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ЗАПРЕЩЕНО…..ПОЧЕМУ….???

  • Андрей Александрович дий Шишкалов
  • Автор темы
  • Не в сети
  • Новичок

Больше 3 года 4 мес назад #118679 от Андрей Александрович дий Шишкалов Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей. Поэтому он и назван Андрей Первозванный.
Спрашивается, где в Библии Евангелие от Андрея? Нету, его запретили. А почему? Потому что глава 5, так называемого апокрифа «Евангелие от Андрея», начинается:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

  • Александр
  • Не в сети
  • Давно я здесь

Больше 3 года 4 мес назад #118681 от Александр Ответил Александр в топике ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ЗАПРЕЩЕНО…..ПОЧЕМУ….???

Андрей Александрович дий Шишкалов написал(а): Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей. Поэтому он и назван Андрей Первозванный.
Спрашивается, где в Библии Евангелие от Андрея? Нету, его запретили. А почему? Потому что глава 5, так называемого апокрифа «Евангелие от Андрея», начинается:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

Ну и что в этом такого?Господь на Сионе не давал закона язычникам,и как написано:ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:Рим 2:14 Поэтому они исполняли только свои постановления,как и все язычники сегодня.

  • Wanderer
  • Не в сети
  • Пользователь заблокирован

Больше 3 года 4 мес назад — 3 года 4 мес назад #118682 от Wanderer Ответил Wanderer в топике ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ЗАПРЕЩЕНО…..ПОЧЕМУ….???

Александр написал(а):

Андрей Александрович дий Шишкалов написал(а): Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей. Поэтому он и назван Андрей Первозванный.
Спрашивается, где в Библии Евангелие от Андрея? Нету, его запретили. А почему? Потому что глава 5, так называемого апокрифа «Евангелие от Андрея», начинается:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

Ну и что в этом такого?Господь на Сионе не давал закона язычникам,и как написано:ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:Рим 2:14 Поэтому они исполняли только свои постановления,как и все язычники сегодня.
А вы на восток посмотрите. История ужас. Тупизм на тупизме всех этих «избранных» народов. Грязь на грязи. И приходилось жертву приносить Христу,чтобы улучшить нравственное положение.Приходилось Магомеду быть,чтобы улучшить нравственное положение.А толку? Что там,что там все извратили опять. И было у нас всё путем,пока международные связи не начали разбавлять восточной грязью север и увы и ах…Я больше согласен с неканоническими некоторыми. В них чистоты и нравственности больше, да и смысла порой. Вещи многие объяснить можно.А ПОЧЕМУ?(вопрос имею ввиду) Вы у тех спросите, кто решил отделить и сделать именно те канонические,в коих в нравственном и моральном ключе любой родитель воспитывать должен своих детей и не более того.Закрыв многие вещи и пустив розовых слоненков. Но те товарищи мертвы уже, а разум не воспринимает такое самовольство с их стороны. Последнее редактирование: 3 года 4 мес назад — Wanderer.

  • alexey
  • Не в сети
  • Живу здесь

Больше 3 года 4 мес назад #118685 от alexey Ответил alexey в топике ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ЗАПРЕЩЕНО…..ПОЧЕМУ….???

Андрей Александрович дий Шишкалов написал(а): К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
(Рим.3:10-18)

  • Гелена
  • Не в сети
  • Живу здесь

Больше 3 года 4 мес назад #118690 от Гелена Ответил Гелена в топике ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ЗАПРЕЩЕНО…..ПОЧЕМУ….???

Андрей Александрович дий Шишкалов написал(а): Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей. Поэтому он и назван Андрей Первозванный.
Спрашивается, где в Библии Евангелие от Андрея? Нету, его запретили. А почему? Потому что глава 5, так называемого апокрифа «Евангелие от Андрея», начинается:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

Это скифы были безгрешны,скандинавы,русы??Да такие законы были народу израильскому далеко до них…можно сравнить с Ниневией по жестокости…А князья наши,один Владимир Ясно Солнышко чего стоил..Недаром звался Кровавым..
Подразделяют славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавенов
Венеды в междуречье Вислы, Даугавы и верхнего Днепра (территории современной восточной Польши, западной Украины, Белоруссии и Литвы) на карте 125 года
Вене́ды (лат. Venedi, Venethae, Venethi; греч. Ούενέδοι) — древний восточноевропейский народ эпохи Античности, рассматриваемый как возможный предок славян.
Наиболее ранние известия о венедах восходят к концу I—II в. н. э. и принадлежат римским писателям
Согласно Плинию (I век) венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы
Анты
Анты, или антские люди, являются в нынешних и средневековых легендах Тироля и Хорутании: в легендах этих говорится о А., что они жили в пещерах вдали от всех цивилизованных людей и не имели с ними никаких сношений. Подобного содержания легенды рассказываются русским народом о чуди, т. е. о чудском, или чудацком, племени. По предположению А. Н. Веселовского — курганные и озерные находки уже давно возбуждали не только любопытство археологов, но и деятельность народной фантазии: отсюда явились легенды о затонувших городах и селениях, о засыпанных землею людях и богатствах. По народным преданиям, все эти племена искони жили в стране; когда же появились новые, сильные пришельцы, древние жители, не желая оставить отечества или попасть в руки врагов, сами добровольно засыпались землею или затоплялись водою с семействами и всем богатством. Таким образом, эти легенды являются поэтической интерпретацией свайных построек, городищ, курганов, доисторических могил и пещерных находок.
А́НТЫ -ов; мн. Общее название восточнославянских племён 4 — 7 вв., занимавших зону лесостепи между Днестром и Днепром.
А вообще кто такие славяне и откуда пришли до сих пор не известно,в Библии говорится о земле Гога и Магога,то же подразумеваются Северные народы-Русь
Вот из за таких нестыковок во временных циклах,образе,укладе жизни и не воспринимаются эти письмена как благая весть.

  • Гелена
  • Не в сети
  • Живу здесь

Больше 3 года 4 мес назад #118691 от Гелена Ответил Гелена в топике ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ ЗАПРЕЩЕНО…..ПОЧЕМУ….???

Wanderer написал(а):

Александр написал(а):

Андрей Александрович дий Шишкалов написал(а): Кто первый из рыбаков был позван Иисусом? Был позван Андрей. Поэтому он и назван Андрей Первозванный.
Спрашивается, где в Библии Евангелие от Андрея? Нету, его запретили. А почему? Потому что глава 5, так называемого апокрифа «Евангелие от Андрея», начинается:
«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева»
(Евангелие от Андрея, гл.5, ст. 1–3).

Ну и что в этом такого?Господь на Сионе не давал закона язычникам,и как написано:ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:Рим 2:14 Поэтому они исполняли только свои постановления,как и все язычники сегодня.
А вы на восток посмотрите. История ужас. Тупизм на тупизме всех этих «избранных» народов. Грязь на грязи. И приходилось жертву приносить Христу,чтобы улучшить нравственное положение.Приходилось Магомеду быть,чтобы улучшить нравственное положение.А толку? Что там,что там все извратили опять. И было у нас всё путем,пока международные связи не начали разбавлять восточной грязью север и увы и ах…Я больше согласен с неканоническими некоторыми. В них чистоты и нравственности больше, да и смысла порой. Вещи многие объяснить можно.А ПОЧЕМУ?(вопрос имею ввиду) Вы у тех спросите, кто решил отделить и сделать именно те канонические,в коих в нравственном и моральном ключе любой родитель воспитывать должен своих детей и не более того.Закрыв многие вещи и пустив розовых слоненков. Но те товарищи мертвы уже, а разум не воспринимает такое самовольство с их стороны.
Более понятны потому что написаны многие из них позднее утверждаемого,в них сильно много нестыковок по этническим понятиям,времени,оборотами речи,не так изъяснялись в те времена если сравнить с теми же кумранскими свитками… Модераторы: Тарас, Максим

Стих дня

К Ефесянам 5:1-2 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

Христианская музыка

Апокриф

Главная » Алфавитный раздел » А » Апокриф

(17 голосов: 4.24 из 5)

См. раздел ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

  • О термине апокриф А. Емельянов
  • Второе пришествие апокрифов диакон Андрей Кураев
  • Апокрифы: что скрывают «запретные книги»?
  • Сфабрикованный Иисус Крэйг Эванс
  • Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери прот. Петр Преображенский
  • Что такое апокрифы? А.С. Десницкий
  • Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях проф. И.Я. Порфирьев

Апо́криф (от греч. ἀπό-κρῠφος – тайный, сокровенный; (поздн.) подложный) – 1) памятники древней иудейской религиозной письменности, составленные, формально, по образу Священных Книг Ветхого Завета, но не являвшиеся таковыми и не входившие в Священный Канон; 2) памятники ранней псевдохристианской письменности, составленные от имени очевидцев или участников евангельских событий либо событий ранней истории Церкви, выдававшиеся за истинные и почитавшиеся таковыми в определенных религиозных кругах, но отвергнутые Вселенскою Церковьюкак подложные; 3) (в интерпретации протестантов) неканонические Книги, входящие в состав Библии, употребляемой в Православии.

Церковь признает лишь четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Их вы можете найти в любом издании Библии.

Что же такое апокрифы? Те апокрифы, о которых сейчас пойдет речь, претендуют на жанр Евангелия, но Церковь либо отвергает их апостольское происхождение, либо считает, что их содержание было существенно искажено. Поэтому апокрифы не входят в Библейский канон (попросту говоря, в Библию) и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром. Основные апокрифические тексты появляются значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век – с этим фундаментальным фактом сегодня согласны все исследователи, независимо от религиозных убеждений.

Все новозаветные апокрифические книги можно разделить на две большие группы: первая – это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. И вторая – это «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп использовать канву евангельской истории для изложения своих религиозно-философских воззрений. Прежде всего это относится к гностикам (от греческого «гносис» – знание), чье учение является попыткой язычества переосмыслить христианство на свой лад (точно так же, по мнению диакона Андрея Кураева, поступают и многие современные сектанты, пытающиеся написать свое «евангелие»).

Одной из главных причин появления апокрифических писаний первой, «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя. По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, еще раз подтверждает то, что апокрифы были написаны позже, чем Евангелия канонические, – авторы апокрифов домысливали то, о чем Евангелие хранит молчание. По оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. по Р. Х. (написание корпуса новозаветных книг к тому времени было уже закончено).

Характерной особенностью апокрифических писаний данного типа является их фантастический характер: авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой. Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают своей бессмысленностью (мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает ее чистой и начинает управлять ею одним словом), либо жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается). Все это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа – любви. Причиной появления апокрифических текстов второй, «идеологической» группы было стремление к перетолкованию христианства в стереотипах языческой мысли. Евангельские имена, мотивы и идеи становились лишь поводом к пересказу совершенно иных мифов: языческое содержание стало облекаться в христианские формы. При всем разно- и многообразии гностических учений почти все они исходили из одной идеи, которая утверждала греховность материального мира. Творением Божиим они считали только Дух. Естественно, такая традиция предполагала и предлагала принципиально иное прочтение евангельской истории. Так, например, в гностических «Евангелиях Страстей» можно прочитать, что Христос, в общем-то, и не страдал на кресте. Это только так казалось, так как страдать Он в принципе не мог, поскольку у Него и плоти-то не было, она тоже только казалась! Бог не может обладать материальной плотью.

Конечно, апокрифическая литература настолько широка и разнообразна, что ее не так просто привести к какому-то общему знаменателю. Более того, отдельные апокрифические рассказы воспринимаются в качестве дополнения к сжатому евангельскому повествованию и никогда Церковью не отвергались (например, рассказ о родителях Девы Марии, ее введении во храм, повествование о сошествии Христа в ад и др.). Но парадокс апокрифов заключается в том, что при всей их претензии на таинственность подлинно таинственными христианскими книгами являются книги библейские. Раскрытие Тайны Библии требует духовных усилий и состоит в очищении сердца, а не в фантастических описаниях того, как Христос сначала лепит из глины птичек, а потом оживляет их, и они улетают прочь («Евангелие детства»). По замечанию современного индолога и религиеведа В. К. Шохина, апокрифы принципиально отличаются от Евангелий библейских именно подачей материала, способом описания тех или иных событий: апокрифический подход скорее напоминает журналистские приемы программы «Времечко», чем серьезный рассказ о тайном знании. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть и сравнить апокрифы и Евангелия. После чего, кстати сказать, становится очевидным еще один важный момент – это боговдохновенность Евангелий. В Православной Церкви принято считать, что, хотя новозаветные книги и были написаны людьми (что подтверждается особенностями авторского стиля), люди эти писали, будучи движимы Духом Святым. Именно это руководство Святого Духа созидает подлинные Евангелия, которые Церковь с течением времени безошибочно собирает в библейский канон.

В целом можно вполне согласиться с оценкой, данной апокрифической литературе протоиереем Александром Менем: «Когда мы с вами из любопытства или в поисках каких-то действительно сокровенных знаний, какого-то тайного христианства (сейчас часто говорят об эзотерическом христианстве) начинаем обращаться к этой литературе, мы должны помнить, что эта литература есть только памятник, только свидетельство о человеческих поисках. Она содержит в себе блуждания и заблуждения, вопрошания и ошибки человека. А Евангелие содержит в себе ответ. Ответ ясный. Не предназначенный для узкой аудитории избранных ответ, который предполагает избранным любого человека, у которого есть искреннее желание постичь истину, у которого сердце открыто к ней».

Литература:

1. Кураев Андрей, диакон.
– Традиция. Догмат. Обряд. Москва – Клин: Издательство братства Святителя Тихона. 1995;
– Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. Христианство без оккультизма. Москва: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом. 1997. С. 75-79.

2. Свенцицкая И. Апокрифические Евангелия. М.: Присцельс, 1996.

3. Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси. М.: Наука. 1988. С. 30-36 («Индийские религии и апокрифы»).

Фома, 1997, № 4

Домой А Апокриф

  • А

Апокриф это произведение, развивающее темы, идеи и сюжеты Ветхого и Нового Заветов, ориентирующееся на канонические формы, но по каким-либо причинам не вошедшее в канон. Первоначально в разных религиях тайными книгами назывались сборники текстов, происхождение которых приписывалось Гермесу, Зарагустре, Орфею. Такие книги хранились в храмах и доступны были только посвященным. Упоминание о тайных книгах со держится в третьей Книге Ездры (14.4748). В иудаизме и христианстве апокриф возникали из стремления дополнить библейский текст; пояснить его. Различаются прежде всего ветхозаветные и новозаветные апокрифы, часто их авторами считались какие-либо библейские лица. Большинство апокрифов в жанровом от ношении и по названию близки библейским книгам. По образцу ветхозаветных книг созданы: Малое Бытие, или Книга Юбилеев; Псалмы Соломона; Пророчества, или Откровение Еноха, Илии, Исайи, Иеремии. По образу Новозаветных книг составлены: Евангелия Никодима, Иакова, Пере писка Иисуса Христа с Авгарем, Путешествия Апостолов и Евангелистов, Плач Богородицы, Деяния Апостольские, Апокалипсисы и т.д.

Жанры апокриф

Кроме ветхо и новозаветных, существовали также апокрифы, соответствующие другим жанрам церковной литературы: псевдоэпиграфы, т.е. произведения, приписываемые какому-нибудь автору духовных сочинений, чаще всею отцу церкви (Слово Афанасия Александрийского о Мельхиседеке), апокрифические жития (Мучение Св.Феклы). В основу многих апокрифов легли древнейшие устные предания. Большинство апокрифов было составлено в первые века христианства. Церковь на протяжении веков неоднозначно относилась к ним. С одной стороны, существовали индексы запрещенных книг (с конца 4 в.), в которых апокрифические тексты перечислялись и запрещались наряду с различными еретическими произведениями; индексы запрещенных книг составлялись на основании Апостольских и Соборных правил и сочинений Отцов Церкви, однако не отличались единообразием. С другой стороны, апокрифы широко использовались в церковной практике: в текстах церковных, в иконописи, апокрифы широко бытовали в монастырских библиотеках. В средние века апокрифы оказывали большое влияние на развитие духовной поэзии, живописи, скульптуры; их сюжеты могли использоваться в католических мистериях. Так, одна из первых мистерий «Страдания Спасителя» заимствует сюжет из апокрифа «Евангелие рождества пресвятой Девы» и «Евангелия Никодима». Известно обращение к апокрифу в более поздней западноевропейской литературе (Дж.Милтон. Потерянный рай, 1667). У славян апокрифы появились сразу же с принятием христианства. Они распространялись преимущественно в составе особых сборников (Хронографы). Особую популярность апокрифы приобрели в Болгарии в 10 в. при царе Петре, когда они не только переводились, но и сочинялись (поп Иеремия). Исследователи связывают расцвет апокрифической литературы с появлением ереси богомилов. На Русь многие апокрифы пришли из Византии именно через Болгарию, что дало основание А.Курбскому (16 в.) назвать их «болгарскими баснями». Ряд апокрифов стал известен на Руси также в сербской редакции. В славянскую книжность проникли далеко не все апокрифы. Некоторые из них были вовсе не известны в полном виде (Малое Бытие), другие были известны в отрывках или переделках. Так, популярный в Древней Руси апокрифы Сказание Афродитиана, повествующий о приходе волхвов к младенцу Христу, в византийской литературе являлся лишь частью обширной Повести о событиях и Персиде (5 в.). Большинство апокрифов отличается обилием чудес и экзотики, что сближает их с легендами: из апокрифов читатель узнавал о подробностях создания человека (Сказание, как сотворил Бог Адама), о «заклепанных» (заключенных) Александром Македонским в «пустыне Етривьской» нечистых народах (Откровение Мефодия Патарского), о посмертных мытарствах души (Хождение Богородицы по мукам, Хождение апостола Павла по мукам, Вопросы Иоанна Богослова о живых и мертвых), об истории дерева, из которого были сделаны кресты для казни Иисуса Христа и двух разбойников (Сказание о древе крестном, приписываемое Севериану Гевальскому или Григорию Богослову).

Апокрифы в древней Руси

В Древней Руси особо были любимы и распространены Сказание об Адаме и Еве, Сказание о праведном Енохе, Сказание о потопе и праведном Ное, апокриф об Аврааме, Заветы двенадцати патриархов, Исход Моисеев, Сказания о Соломоне, Прение Иисуса Христа с дьяволом. Слово Адама во аде к Лазарю, Беседа трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), Сказание о двенадцати пятницах, Луцидариус (переводная книга апокрифа западноевропейскою происхождения). О популярности апокрифов в Киевскую эпоху свидетельствует использование их в оригинальных памятниках древнерусской письменности («Повесть временных лет», «Хожение Даниила»). Однако, как и везде, положение апокрифов в церковной словесности не было определенным: одновременно с апокрифами в славяно-русскую письменность приходят из Византии и индексы запрещенных книг (впервые — в «Изборнике» Святослава, 1073). Несмотря на это, апокрифы широко распространялись в рукописной традиции, многие из них вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Однако, видимо, в связи с появлением ересей, некоторые древнерусские писатели (Максим Грек, А.Курбский) выступили с критикой отдельных «отреченных книг». Отношение к апокрифам на Руси закрепилось в решениях «Стоглавого» собора 1551 и соборного суда по делу И.М.Висковатого (1570): предпочтение было отдано тем текстам, в которых подчеркивалась связь между ветхо и новозаветными событиями (троичность божества, святость икон). Во время реформ Никона (1653) апокрифы подверглись серьезной критике (известны случаи, когда в 17 в. апокрифы вырезались или вырывались из рукописных сборников) и после Раскола сохранили свою популярность в основном среди староверов. К апокрифам обращались многие древнерусские писатели: Кирилл Туровский, Нил Сорский, Нил Тверской, Зиновий Отенский, Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Сильвестр, Иван Грозный, инок Корнилий, патриарх Гермоген и др. Апокрифы нашли отражение в фольклоре (духовные стихи). Апокрифические сюжеты и мотивы встречаются в творчестве Ф.М.Достоевского («Идиот», 1868; «Братья Карамазовы», 1879-80), Н.С.Лескова («Сошествие во ад», 1894), П.И.Мельникова-Печерского («В лесах», 1871-74).

Слово апокриф произошло от греческого apokryphos, что в переводе означает — скрытый, тайный, сокровенный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *