Архимандрит Тихон секретарев

Паломничества

Спастись и в разум истины прийти (рассказ о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни)

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь — самый загадочный монастырь Псковщины. Находится в 20 верстах от Порхова и в 63 от Пскова. Возник через несколько лет после смерти преподобного Никандра, который прославил эти места своими духовными подвигами. Родился будущий пустынножитель в селе Виделебье на реке Черехе, примерно в 35 верстах от Пскова, а наречен был Никоном. Было это в 1507 году. За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий. Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь. Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина.
Кто-то сказал Никону, что между Псковом и Порховом есть место на реке Демянке, удаленное от селений, лесом, мхами и болотами закрытое от людей. Он уходит туда, строит хижину, живет в ней в труде и молитве, а, окончательно убедившись в своем выборе, идет в Псков, чтобы постричься в монашество. Произошло это в обители Саввы Крыпецкого, после чего инок по имени Никандр жил там какое-то время. По молитвам и благочестию он получил от Бога дар помогать людям. Но, не желая принимать ни славы мирской, ни благодарности, опять удалился в свою пустынь, где пробыл безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость. Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги. Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли. После случившегося, преподобный второй раз приходит в Крыпецкой монастырь, где ведет жизнь кроткую и смиренную, стараясь, чем может, служить ближним. Однако чрезмерная суровость к себе, не нашла понимания у насельников монастыря. Заметив, что тяготит собою других, Никандр поселяется на островке в четырех верстах от обители. Окрестные жители часто шли к нему за советом и помощью. Это вызвало ревность и зависть братии, и преподобный вынужден был вернуться на реку Демянку.
Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму. Перед смертью предсказал, что над гробом его будет воздвигнута церковь Благовещения, а Псков и Порхов будут осаждены литовскими и польскими войсками. Умер Никандр в сентябре 1581 года. Через три года на место кончины преподобного прибыл мирянин, который позже постригся в монахи под именем Исаия. Еще через несколько лет, уже в чине иеромонаха, он, по благословению архиепископа Новгородского Александра, начал в пустыни строительство церкви во имя Благовещения при гробе преподобного. Тайны Никандровой пустыни В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки. Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители. Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.
Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников. Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес». В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой. Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица. Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов. Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги.
Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины. «Преподобный отче Никандре, моли Бога о нас!» Сколько раз за четырехсотлетнюю свою историю Никандрова пустынь слышала эти слова! С незапамятных времен сюда идут те, чье сердце исполнилось смертельной тоски, кто хочет учиться великому беззлобию и ангельскому смирению, кто решил достичь духовной высоты. Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники. Даже в годы полной разрухи паломники приезжали сюда со всех концов нашей необъятной страны. Поразительно то, что многие не чувствуют расстояния, когда идут в обитель. Есть здесь местечко – называется Каменная гора. Люди оттуда приходят пешком. По карте 18 километров, а все почему-то говорят о десяти.
Всего источников пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз. В километре от монастыря — радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются. Отец Марк, в чье послушание входит обязанность помогать паломникам на источниках, ответит на все возникающие вопросы, расскажет, как правильно себя вести. Надо помнить, что святыни не терпят суеты. Пришел на святой источник, просишь о помощи, значит и вести себя надо с благоговением. Следует подойти к иконам Александра Свирского и преподобного Никандра. Прочитать хотя бы тропарь. Зажечь свечу. Есть деньги – заплати, нет – так возьми и поставь. А потом уже купайся. Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет. Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой.
Отец Марк поведал, как приезжал мужчина из Армении, страдающий тяжелой формой аллергии. Не мог жить без медикаментов. В июле прошлого года купался в источнике, через несколько дней болезнь отступила. Запомнилась женщина-москвичка, страдающая длительное время рожистым воспалением ноги. В какие лечебные учреждения только не обращалась, все было бесполезно. После нескольких купаний она исцелилась. Много случаев, когда бездетные пары после купания и молитв, получали Божие благословение иметь детей. Запомнились мама и дочь лет 12-14 из Дедовичей. У девочки был рак крови. После молитв и купаний ребенок стал поправляться. Многие после купания отмечают уменьшение болей в суставах. Только идти нужно с верой и открытой душой, простив всех, кто причинил тебе боль, и настроившись на добро. На пути возрождения В 2001 году духовенством Псковской епархии во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, представителями общественности и власти был впервые за последнее столетие поставлен вопрос о значении Никандровой пустыни для русской культуры и возрождения духовности. Решение было однозначным – восстанавливать.
По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил. На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили. Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм. Храм совсем простой. Но пережитое чувство, когда ясным морозным утром поднимешься на Божественную литургию, слышишь великолепное пение мужского хора, когда стоишь окруженный ни с чем не сравнимыми запахами свежевыструганного дерева и меда от восковых свечей, а через небольшие оконца в храм спускаются солнечные лучики, ты не забудешь никогда. Наверное, это и есть ни с чем не сравнимая Божия благодать. Совсем недавно в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.
Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного. Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь. Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей. К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим. Никандрова пустынь – один из немногих в России монастырей, в чье социальное служение входит реабилитация наркозависимых. Многие из них, пожив в монастыре и уехав домой, через несколько месяцев возвращаются, не найдя себя в миру. Искренность, возможность жить по правде, быть естественным и при этом нужным кому-то, как оказалось, стоят гораздо дороже минутной эйфории. И люди это понимают и чувствуют сердцем.
Братии монастыря предстоит очень многое сделать, но главное, похоже, свершилось – восстановилась та неповторимая атмосфера Никандровой пустыни, которая была здесь по молитвам святого изначально, ведь именно она давала людям силы совершать невозможное. Все, кто приезжают в обитель, отмечают необыкновенную чистоту и искренность в отношении братии к паломникам. Как бы ни был занят, настоятель монастыря никогда и никому не отказал в духовной помощи или беседе. Неповторимая зимняя сказка, тишина и благодать этого места надолго оставляют в душе неизгладимое впечатление.
Автор заметки — Татьяна Кухальская

Московский патриархат / Татарстанская митрополия / Казанская епархия

12.09.2018 618
ПРАВОСЛАВИЕ РУ

12 сентября 2018 года преставился ко Господу бывший наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев)

«Этой ночью архимандрит Тихон (Секретарёв) вернулся с Афона и этой же ночью Господь призвал к Себе его душу. Отец Тихон хорошо потрудился на земле, теперь он пребывает с Господом. С отцом Тихоном ушла целая эпоха», – отмечается в группе паломников монастыря.

Архимандрит Тихон (Секретарев) – (в миру Алексей Николаевич Секретарёв) родился в 1955 году в семье священника в Подмосковье. Священниками были и оба дедушки будущего архимандрита. В семье было10 детей. Поступив в Ижевский механический институт и прослушав несколько лекций по научному атеизму, институт оставил и ушел служить в армию.С 1976 года — в братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В том же году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонахи. В 1985 году окончил Московскую Духовную Семинарию на заочном секторе.

Исполнял послушания помощника келаря, помощника благочинного, катехизатора и преподавателя Псковского Духовного училища. Около десяти лет был благочинным монастыря.

С 17 августа 1995 года по май 2018 год. — наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 12 сентября 2018 года — мирно отошел ко Господу.

Интервью с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым)

Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) рассказывает о древних традициях никогда не закрывавшегося монастыря, особенностях Богослужения в нем и о том, почему, если вы хотите помолиться, нужно ехать именно в Печоры.

***

– Псково-Печерский монастырь не закрывался ни разу за свою 500–летнюю историю. Какое значение для духовной жизни имеет непрерывная духовная традиция?

– Действительно, наш монастырь ни разу не закрывался. Есть более древние монастыри, которые тоже не закрывались, например Почаевская лавра. Вновь открытый монастырь может иметь всё: устав, монахов, здания; все красиво и хорошо отреставрировано. Но чувствуется прерванная традиция духовного делания. В нашем монастыре ощутимым образом проявляется эта духовная традиция, переданная нам от основателей монастыря через подвижников и старцев. Более того, здесь соединяются несколько духовных потоков христианской жизни, которые существовали в России до революции. К нам в монастырь возвратились старцы из Старого Валаама, у нас пребывал на покое владыка Вениамин (Федченков), приехавший из Америки, у нас были подвижники, которые прошли места заключений. Благодаря этим традициям, а также замечательным игуменам монастыря, которых Господь послал в монастырь в ХХ веке, создались такие условия, в которых смогли раскрыть свои духовные дарования преподобный Симеон Псково-Печерский, отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко) и другие. Эта традиция проявляется во всем: в молитве, в богослужении, в отношении братьев между собой, в пастырском окормлении верующих христиан.

Еще одна сторона уникального положения монастыря в том, что наш монастырь имеет небесным покровителем преподобномученика Корнилия, убитого Иваном Грозным. Мученикам дана особая благодать действовать на земле. Преподобномученик Корнилий умолил Господа нашего Иисуса Христа и Божию Матерь, чтобы его обитель осталась незакрытой. Война, затем хрущевские гонения тоже не смогли уничтожить обитель. Это явное чудо!

– Святейший Патриарх Кирилл во время своего пребывания в обители сказал, что задача монастырей – хранить традицию. Расскажите, как хранит духовную традицию Псково-Печерский монастырь.

– Наши традиции – в Богослужении, чтении Неусыпаемой Псалтири, социальном служении, а в первую очередь – в душепопечении, проявляющемся в общении людей со старцами или с простой братией, которые старались и стараются донести до людей весть о Христе Распятом и Воскресшем. Год назад Псково-Печерский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – это первый Патриарший визит в наш монастырь в ХХI веке. В своем слове к братии Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что есть внутренняя и внешняя сторона традиции. Мы, говоря о монашеской традиции нашего монастыря, имеем в виду обе эти стороны: внешняя – это богослужение, а внутреннее – это стремление к преображению своей души. Для этого мы упражняемся в делании Иисусовой молитвы, совершаем ежедневное молитвенное правило, работаем над собой под руководством братского духовника. Традиция – это в первую очередь внутреннее делание братии, стремление в своем сердце с Божией помощью победить греховные страсти, что необходимо для того, чтобы душа стала доброй и святой.

Богослужение

– Расскажите, какие древние традиции сохраняются в Богослужении монастыря.

– Наша отличительная черта в том, что в монастыре ежедневно совершается полный суточный круг Уставного Богослужения. По благословению высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря священноархимандрита, каждый день совершается по две литургии: ранняя и поздняя, чтобы паломники смогли причаститься. У нас есть особые напевы, например второй глас. Приснопамятный Святейший Патриарх Пимен как-то сказал, что если вы хотите помолиться, то езжайте в Псково-Печерский монастырь.

– Как вы можете описать ваши личные переживания, когда вы входите в Богом зданные пещеры?

– В Богом зданных пещерах молились и подвизались святые отшельники, пришедшие из Киева. Они создали первую церковь Воскресения Словущего в глубине пещер. Годом открытия пещер считается 1392 год. В память Воскресения Словущего, на Радоницу мы совершаем в Пещерном храме литургию. Душой ощущается присутствие более 10 тысяч человек, которые похоронены в Богом зданных пещерах за все время. Человек, посещая с верой Богом зданные пещеры, находит умиротворение для своей души.

О святых старцах

– Расскажите, пожалуйста, что вы помните о святых старцах, которые здесь подвизались.

– В Псково-Печерском монастыре в ХХ веке подвизались исповедники-старцы: схиархимандрит Афиноген, отец Иоанн (Крестьянкин), схииеродиакон Марк и многие другие, а также рядовая братия, которые тоже являются героями духа.

Некоторых из них мы застали и видели, как они молятся Богу, трудятся, общаются с людьми, друг с другом, с нами: это произвело на нас неизгладимое впечатление и принесло неизмеримую пользу. Духовное богатство, которое мы получили в общении с ними, невозможно переоценить. Глядя в их глаза, понимаешь, что такое христианская любовь. Они являются воплощенным Евангелием. То, о чем мы читаем в Евангелии, мы видим в их жизни. Такой опыт общения остается на всю жизнь. Этим богатством мы сейчас и живем. То, что мы сейчас стараемся сохранять традиции в душепопечении, в церковном окормлении православных христиан, приходящих в монастырь, происходит благодаря их молитвам, тому потенциалу духовной жизни, который они вложили в каждого из нас.

Мое первое посещение монастыря произошло более 40 лет назад. Потом я часто приезжал сюда на лето как трудник: мы убирали сено, работали в саду, разгружали машины со стройматериалами и т. п.

Приведу некоторые краткие наставления. Схиархимандрит Александр (Васильев) говорил: «Выделяй главное». Архимандрит Феофан (Молявко): «Сделал дело – отдыхай смело». Отец Досифей (Сороченков): «Главное – в храм ходить». Архимандрит Серафим (Розенберг): «Главное для жизни в монастыре – слушаться начальства». Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий, рассуждение с советом». Чтобы сохранить память о старцах, нами составлены несколько книг: «Врата Небесные», «Будьте совершенны», «Христов пастырь», «Высокопреподобие отца Алипия», «Богородичной обители послушник».

– Вы застали старцев из Старого Валаама?

— К сожалению, нет. Они были молитвенники. Отец Александр (Васильев, братский духовник и благочинный монастыря) рассказывал, что один из них в ответ на вопрос: «Батюшка, как вы определяете, хватит ли вам сил в храм пойти?» – говорил так: «Если я с койки свесил ноги, значит, я могу идти в храм». Валаамские старцы в устав монастыря внесли почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских полиелейной службой с акафистом. И даже в хозяйственные послушания: например, по примеру Валаама ответственный за то или иное послушание не меняется годами, чтобы у него появился навык. Главное – они внесли особую молитвенность в жизнь монастыря.

– Вы в своей книге пишете, что о. Алипий (Воронов) не мог сказать всех вещей из-за гонений на Церковь. Чего он не сказал, что мы должны сказать сегодня?

– Он не мог открыто печатным словом говорить о гонениях на Церковь. Вспоминаю рассказ одного старца, который пережил лагеря и ссылки за веру. Он писал: «Наша вина в том, что мы не научили народ молиться». Вот чему мы должны учить людей: чтобы у человека появился вкус к молитве, чтобы появился личный опыт обращения к Богу, чтобы он увидел результат своей молитвы.

Стихия души – это молитва. Причина всех нестроений в обществе – это отсутствие молитвы. Молитва строится на вере, укрепляет веру; они связаны, как цепочка: одно звено потяни, и остальные потянутся.

О молитве

– Кто должен учить народ молитве?

– Это дело Церкви, задача пастырей и благочестивых православных христиан.

– Как научить народ молиться?

– Вера в триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа укрепляется молитвой. Это первый и главный шаг человека к Богу. Молитва низводит Духа Святого, и человек работает над собой, чтобы разрушить, с Божией помощью, стену греха, которую каждый человек, к сожалению, возводит между собой и Богом, между собой и другими людьми. Увлекся человек мирскими делами, забыв о Боге, – душа постепенно умирает.

Почему некоторые люди молитвенники, а другие нет? Причина – Богом дарованная свобода. Ее никто не может отнять. Когда мы рассуждаем о причинах поступков и доходим до черты, где написано «свобода человека», то должны остановиться. Святитель Феофан Затворник говорит: «Дальше не иди – запутаешься». Выбрал человек благочестие, он молится, не выбрал – его воля. Но будет время, когда его выбор получит нравственную оценку на Страшном суде. Что выбрал человек, то и получит: вечную жизнь или смерть – отвержение от любящего Бога. В этом смысле духовная жизнь проста. Молитва – выражение этой жизни: делает человек добро, преодолел с помощью Божией искушение, у него появляется радость – он благодарит Бога за небесную помощь и молится; выбрал грех – он не имеет духовной радости, пока не покается.

Вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы. Прочитал молитву Оптинских старцев – пошел работать, прочитал правило Серафима Саровского – ложись спать. Человек начинает видеть, как молитва влияет на его повседневную жизнь. Появится вкус к молитве. Так зарождается духовная жизнь. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Чтобы учиться Иисусовой молитве, нужно получить благословение духовника, но что нам мешает благодарить Бога: за работу, за день, за друзей? «Слава Богу! Ты дал мне столько блага»! Через благодарственную молитву Богу мы идем к Богу, через благодарность людям мы идем к людям. Это и есть мой совет: начать с краткой благодарственной молитвы Богу своими словами. Это начало молитвы. Затем выучить молитву «Богородице Дева» и «Отче наш», Трисвятое и Символ веры – это будет продолжением молитвенного возрастания.

– Главная молитва благодарения – это Евхаристия. Как учить людей участвовать в литургии?

– Есть заповедь о воскресном дне. Если человек будет приходить каждое воскресение на литургию, то у него будет появляться любовь к Евхаристии, успех в делах.

Борьба со страстями

– Как монашеский опыт борьбы со страстями приложим к мирянам?

– Я могу только повторить то, что сказал: очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви, прежде всего – исповедь, святое причащение. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни.

Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Я пережил на личном опыте то, что скажу сейчас: только Христос Спаситель спасает каждого человека. Только Он может войти в душу и помочь человеку победить себя. Никто и ничто другое. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5). Когда же посещает Господь душу, то Царство Божие входит внутрь нее.

Большое значение в духовной жизни имеет терпение. Я спросил как-то у отца Иоанна: «Батюшка, как же так: мы и молимся, и таинства принимаем, и святые за нас молятся, а изменения души к лучшему происходят медленно или вообще не происходят». Он ответил: «Не хватает терпения». Это действительно так. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19), – сказал Господь. Терпение ради Христа всего, что с нами случается, – это часто единственное, что мы можем противопоставить греху.

Трудники

– Какую пользу получают трудники в монастыре?

– Давайте сначала дадим определение, кто такой трудник. У нас в монастыре трудник – это мирянин, который изъявил желание поступить в число братии. Тот, кого обычно называют трудником, – человек, который просто пришел поработать в монастыре для души, как говорят в миру «волонтер», – у нас называется паломником. Приехал человек во время отпуска потрудиться у нас – пожалуйста! Милости просим! Но он паломник.

Трудники, будут ли они монахами или не будут, всегда получат опыт молитвы и опыт одухотворенного труда ради Христа. Такой труд начинается с молитвы, кончается молитвой, осуществляется под руководством священноначалия монастыря, в рамках послушания. Вернувшись в мир, паломник научится послушанию Промыслу Божию, который для мирских людей проявляется через обстоятельства жизни; он научится трудиться с молитвой.

Цель же паломничества в том, что когда мы посещаем святое место подвигов преподобных, то мы приобретаем молитвенников за нас на всю жизнь. Более того, они, святые, будут ходатайствовать за нас и на Страшном суде… Чем больше святых мест мы посетим, тем больше небесных покровителей у нас будет. Так пишут Афонские старцы.

Жизнь в обители сегодня

– Сегодня день вашего назначения на должность наместника Псково-Печерского монастыря (беседа состоялась 17 августа. – Прим. авт.). Разрешите вас поздравить с этой датой. Расскажите, как вас назначили на эту должность?

– Благодарю за поздравление. Шестнадцать лет назад на меня было возложено послушание наместника высокопреосвященнейшим митрополитом Евсевием Псковским и Великолукским, священноархимандритом нашей обители. Владыка 17 августа 1995 года приехал в Псково-Печерский монастырь. После беседы с отцом Иоанном (Крестьянкиным), который подтвердил выбор владыки, назначил меня наместником обители. Я этого не искал.

– Как вы управляете обителью?

– Главная духовная цель каждого человека – это Богообщение. Когда я стал монахом, то стал жить не умом, а сердцем. Главная мотивация моей деятельности – это поиск Богообщения. Второй мотив моей деятельности – это послушание ради Христа. Могу сказать, что я за грань послушания не переступил.

Жизнь в монастыре важно построить на твердом фундаменте – страхе Божием. «Начало премудрости – страх Господень» (Притч.1: 7). Страх Божий мы имеем в виду не рабский или наемничий, а сыновний, когда мы из любви к Богу боимся прогневать Его словом, делом или мыслию. Если у человека нет такого сознания, он никогда не приживется в монастыре и не получит духовного дарования. Этот сыновний страх Божий передан нам как главная традиция старцев. Тогда и все внешнее придет в порядок, если же этого нет в душе, то ничего не будет.

Жизнь в монастыре

– Расскажите, какие сейчас ведутся работы в монастыре.

– Богослужение, работа над собой и труд послушаний – основа монастырской жизни. Мы продолжаем строительство второй очереди странноприимного дома для паломников. Это необходимо для того, чтобы как можно больше людей прикоснулись к святыням обители, помолились, исповедовались и причастились святых Христовых таин, умиротворились. Надеемся получить для дома паломника бывшую воинскую часть.

Мы также реставрируем храм святого архангела Михаила.

Впервые за всю историю монастыря на Корнилиевской башне и башне хоздвора появились мозаичные иконы, выполненные на очень высоком художественном уровне.

– Сколько всего насельников в монастыре?

– С трудниками 85 человек: иеромонахов и иеродиаконов 35, 20 монахов. Один схимонах.

– Благодарим вас за ваши ответы.

– Желаю и вам творческих успехов. Дай Бог, чтобы каждый год мы все более преображали наши души и созидали в нашем сердце Царствие Божие.

Теги:

  • Вечная память
  • Публикации

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Скоро

Слово настоятеля

«Сегодня открывается новая страница в жизни православной гимназии. Вы видите, что сбылись наши многолетние чаяния и отныне обучение будет проходить в новом здании. Просторные, светлые аудитории, оборудованные самым современным оборудованием, помогут сделать получение детьми знаний не только более результативным, но и комфортным. Хочу выразить глубокую признательность всем благотворителям, строителям, участникам, оказавшим неоценимую помощь в этом важном деле».

Приветственный адрес в День Знаний

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *