Архитектура православного храма

Содержание

Киевская Русь в терминах и понятиях

Главная | Обратная связь
Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок № 5

Автократия — единовластие, форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица.

Алтарь — восточная часть христианского храма, где находится престол.

Анафема — в христианстве – отлучение от церкви, проклятие, осуждение, т.е. высшая церковная кара.

Апсида –(термин относится к устройству древнерусского храма) – это выступ здания ,полукруглый ,граненный или треугольный.

Берестяные грамоты – памятник древнерусской письменности 11-15 века, написанные на специально подготовленной березовой коре, заменявшей бумагу. Найдены в 1951 г. При раскопках в Новгороде, Витебске, Твери, Москве и др. городах.

Бортничество – собирание мёда диких пчёл у Восточных Славян.

Бояре – высший слой общества в России (наряду с великими и удельными князьями) в 10-17 веке. С 15 века высший чин среди служилых людей «по отечеству», первые чины Боярской думы. Бояре занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром 1 в начале 18 веке.

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Варяги– название воинов-дружинников из скандинавских стран у восточных славян. В Европе их называли норманнами, а сами себя они называли викингами.

Вервь –(от «вервь» — веревка) – первоначально община у восточных славян, основанная на кровнородственных связях, впоследствии сельская соседская община.

Вече – народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Первые летописные упоминания о вече относятся в 10 веку. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины 11-12 веке.

Вира – штраф, судебная пошлина ,шедшая в княжескую на Руси.

Воевода– военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функцию.

Волоститель(волостель) – должное лицо на Руси в 11 – 16 веках , управлявшее волостью от имени великого или удельного князя.

Волхвы– служители языческих богов у древних славян ,знахари. В 10-11 веках являлись организаторами и участниками народных восстаний против принятия христианства.

Восточные славяне – одна из трех групп древних славян , выделившаяся, наряду с западными и южными славянами, из общеславянской этнической общности.

Вотчина– вид крупной феодальной земельной собственности. В Древнерусском государстве в 10-11 век вотчина – это наследственное семейное или групповое владение. В 13-15 века господствующий вид землевладения. С 15 века существовала наряду с поместьем ,с 17 века идет процесс стирания различий между вотчиной и поместьем ,который завершается в 1714 году указом о престолонаследии.

Выверница – мелкие деньги у древних славян.

Галичи– домашние слуги.

Гостьба ( торговля) — на Руси до XVI века крупные купцы, торговавшие с другими городами, или с зарубежными странами.

Грамота– письменный документ на Руси с 10 в виде письма ,послания , свидетельства о жалуемых правах ,наградах ,совершении сделок ,установлении каких-либо отношений.

Гривна– весовая ,денежно-счетная единица Древней Руси в виде серебренного слитка –от 49,25 серебра до 160 г.

Гриди– в Древней Руси 9-12 века княжеские дружинники , телохранители князя,младшие, рядовые дружинники.

Десятина– поземельная мера на Руси, равная 1, 09 га, отменена с 1 сентября 1927 г. Налог в пользу церкви, составляла десятую часть урожая или иных доходов ,взимавшийся с населения на содержание церкви.

Династический брак — это брак между представителями правящих династий разных государств.

Дружина– вооруженный конный, отряд при князе, участвовавший в военных походах ,управлении княжеством ,а также личным хозяйством князя. Проживала на княжеском дворе (гридне) на полном содержании князя. Делилась на старшую («княжьи мужи») и младшую («отроки», «детские», «пасынки»). В 12 веке дружину в княжествах Северо-Восточной Руси сменил так называемый двор со штатом военных слуг (дворян-милостников). Началось формирование дворянства. Изживание дружинных отношений относят к 12-14 векам.

Епископ – в православной и ряде других христианских церковных высшее духовное лицо, глава епархии, церковной территориальной единицы. С 4 века епископы делятся на патриархов, митрополитов (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископов.

Жития— жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.

Жужан – союз кочевых племен.

Закупы – категория зависимых людей на Руси. Люди работавшие в хозяйстве феодала ха купу – заем (земля, скот, зерно, деньги и др.) В отличие от холопов имели свое хозяйство.

Зернь— мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.

Изгой (гоить – жить) – в Древней Руси человек, лишившийся своего прежнего социального положения: крестьянин ,выгнанный из общины по каким-либо причинам ,выкупившийся или вольноотпущенный холоп, разорившийся купец или даже князь, лишившийся своего княжества.

И́конопись(от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

Каган- правитель хазарского государства.В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).

Капище– языческий храм у славян.

Куница (куны) – деньги у древних славян.

Князь– глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов ,позднее – дворянский титул.

Конунг- древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя.

Креще́ние(— «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств.

Кривичи – союз восточных славян.

Лествичное право (от «лествица» -лестница) – обычай княжеского наследования ,согласно которому каждый потомок Владимира Святославича обладал правом на участие в общем дележе Руссой земли ,правом на получение своей доли соответственно положению ,которое он занимал в родовой семье и которое определялось понятием о родовом старшинстве.

Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам)., возникло на Руси в 11 веке.

Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.

Митрополит – крупный иерарх Русской православной и ряда других христианских церквей.

Моза́ика(— (произведение) посвящённое музам) — искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Монотеизм – религия, основанная на единобожии, почитании единого, абсолютного бога.»Нормандская теория» –Возникшее во второй четверти 18 века направление в историографии. Его сторонники считали норманнов (варягов) создателями государства в Древней Руси.

Огнищанин (очаг, двор) – по Русской правде(1072 г.) «княжеский муж» ,слуга князя ,отвечавший за имущество в хозяйстве господина.

Оземь– поле, занятое озимыми культурами ,а также всходы этих растений.

Отрок– младший воин дружины.

Уроки– фиксированная дань. В древней Руси размер дани и сама дань, введенная княгиней Ольгой (945 -957) после восстания древлян.

Патриарх – в христианской церкви название принадлежало сначала всем епископам, затем только римскому, константинопольскому ,александровскому, антихийскому, иерусалимскому. В современном православии патриарх – высший духовный сан ,глава самостоятельной (автокефальной) церкви ,избираемый церковным собором.

Палица – древнее ударное или металлическое оружие из прочных и тяжелых сортов дерева ,позже каменные и бронзовые.

Перун– главнейший среди древнеславянских языческих богов, Бог грома и молнии.

Племя– этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития.

«По́весть временны́х лет» (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») —древнерусский летописный свод начала XII векаБыл составлен в Киеве.

Погосты– место сбора дани, центр административно-податного округа ,крупное селение с церковью и кладбищем.

Половцы — наименование монгольского тюркоизыческого народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в Причерноморские степи.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском государстве-республике, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда ,командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях (подписывал договор с князем).

Посадское население – городское население в Древней Руси.

«Поученье» — литературный памятник XI-XII веков, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.

«Путь из варяг в греки» — название водного торгового пути в Киеской Руси, связавшего Северную Русь с Южной. Он шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве в Ладожское озерозатем по реке Волхов в Ильменское озеро ,затем по реке Ловаль ,откуда в Днепр.

Рало – земледельческое орудие ,схожее по типу плуга.

Регентство– временное правления при малолетстве правителя.

Ру́сская Правда (1072)— правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси, она изображает общество, разделенное на классы рабов и рабовладельцев.

Рюриковичи – княжеский род , правящая династия на Руси (862 – 1598 гг.). Название получило от Рюрика, который, согласно летописным преданиям был предводителем дружины » варягов- русов», призванные для прекращения междоусобиц среди славянских племен.

Ряд (в Древней Руси) — договор.

Рядовичи – категория зависимых людей в Древней Руси. Человек ,заключивший с господином определённый договор – «ряд» и обязанный выполнить какие-либо работы по этому «ряду».

Скань(от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Смерды – полусвободного населения Древней Руси 11- 14 века, крестьяне общинники, несшие повинности в пользу князя и платившие ему дань.

Сошник– рабочий инструмент ,сеялка для образования в почве бороздки ,направление в нее семян и заделки их в почве.

Тиу́н (тиву́н) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя, чиновника. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами.

Тризна– часть поминального обеда.

Ты́сяцкий— должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотцких.

Феодалы – владельцы земли во время феодализма.

Фреска – живопись по сырой штукатурке, разведённой на чистой лил известковой воде красками.

Холопы – категория зависимого населения; в Древнерусском государстве известна с 10 века. В 17 веке полное холопство было ликвидировано, остались кабальные холопы ,которые постепенно сливались с крепостным крестьянством. С 17 века они получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением в 1722 году подушной подати превратилась в крепостных.

Челядь— название зависимого населения в Киевской Руси . В VI — IX веках челядь — рабы-пленники.

Эмаль— тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

Язычество– дохристианские и нехристианские религии, основанные на поколении многим богам, связанным с явлениями природы.

Храм и икона как образ мира

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Культурология ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Посмотреть оригинал

В 1037 г. в Киеве построили храм Святой Софии — символ Божественной Мудрости, совершенства и красоты. И до этого собора в Киеве возводились христианские храмы. Но именно Святая София стала символом Киева как матери городов русских, символом национального, политического и культурного единства Руси.

С помощью Византии Русь знакомится с античным зодчеством, ведущим свое начало от древнегреческой ордерной системы. В результате древнерусская архитектура поднялась на более высокую ступень. Сделать это удалось в довольно короткие сроки, поскольку к этому времени в русском государстве уже сложилась достаточно развитая традиция деревянного зодчества. В стилистике каменного зодчества, как и в литературе, прослеживается идея единого христианского мира, которому теперь принадлежит Русь. Крестово-купольные храмы начинают возводиться по всей русской земле.

Зодчие стремились возводить храмы на высоких местах, чтобы здание было видно издалека и величественно парило над окружающей местностью, чтобы далеко были видны купола и также далеко разносился колокольный звон. Храмы «населяли* и объединяли обширное пространство древней Руси, преодолевая хаос, организуя мир славян. В символике храмового зодчества прослеживается процесс формирования новой культурной модели мира.

Совершенно иную трактовку в контексте христианства приобретает природа. Теперь она видится как творение Бога. Храм подчеркивает это своим величием и торжественностью, но в то же время привязанностью к природному ландшафту.

Символика храмов Киевской Руси. Символика храмов Киевской Руси соответствовала православным ценностям, пришедшим в мир славян из Византии. С помощью храма на Руси формировался христианский образ мира. В храме люди, собравшись вместе и поддерживая друг друга молитвой, сердцами и помыслами, должны были возносить свои души к Богу. Новый образ мира обретал гармонию и завершенность с помощью монументальной живописи, пришедшей в Киев также из Византии. Храмы украшались мозаикой и фресками. Купольный свод храма символизировал царство небесное. В центре изображали Хри- стоса Вседержителя, как бы царящего над миром. На сводах, столпах, стенах (в сложнейшем, но строгом порядке) располагались архангелы, пророки, отцы церкви, мученики. В центральной апсиде (округлой выступающей алтарной части храма), как правило, помещался образ Богородицы — заступницы русской земли.

Остальное пространство храма обычно украшали фресками на темы Нового Завета. Удивительно представлены образы святых — ?лики». Лицо человека, согласно ?Поучению» Владимира Мономаха, самое большое чудо. ?…Яа/с разнообразны человеческие лица, — пишет он, — но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости «. Храм — место созерцания этой мудрости всем православным миром и каждым человеком.

В фресках и мозаиках Киевской Софии воплощены христианские идеалы, с которыми соседствовал идеал воина, сложившийся на Руси до ее крещения. Поэтому святые и праведники (церковные деятели, монахи) изображены как воины Христовы, страдающие и сражающиеся за веру. Их лица полны достоинства, в их руках оружие, книга или свиток (книга для праведника значит то же, что оружие для воина).

Храм символизировал не только величие Бога, но и величие церкви, княжеской власти. Отсюда стремление к созданию больших ансамблей, которое начинает вырабатываться в архитектурном облике Киева уже в XI в.

Зодчие князя Ярослава Мудрого (годы правления 1019- 1054) создали архитектурный ансамбль въезда, начинавшийся от Золотых ворот и завершавшийся Десятинной церковью и собором Святой Софии (1037) о тринадцати ?верхах» (куполах). Сам собор отличался богатством внешнего и внутреннего декора. Храм Святой Софии поражал воображение простого человека. Своей символикой архитектура Киева формировала средневековую иерархическую лестницу ценностей в сознании человека. Лестница вводится и р архитектуру храма. Самые крутые и многочисленные ступени ведут к звоннице, указывая на сложность и многотрудность духовного подвига.

Идея Божественной Софии получает свое развитие в архитектуре других русских земель. Софийские соборы в XI веке строятся в Полоцке, Новгороде.

Во Владимире, Суздале, Ростове, Смоленске возводятся Успенские храмы. В каждом случае это было стремление выразить свою причастность к единому христианскому культурному пространству.

В XI в. при князе Владимире Ярославовиче возводится храм Святой Софии в Новгороде. Это было первое каменное строение в городе. От него концентрическими кругами и радиусами велась вся последующая застройка.

Храм Святой Софии в Новгороде, в отличие от утонченной роскоши соборов Киева, поражает четкостью архитектурных пропорций, лаконизмом и в то же время монументальностью.

Он суров и величав. Мощные стены почти лишены украшений. Грандиозность сооружения подчеркивается белизной стен. Над центральной башней возвышается пять куполов. Шестой купол венчает башню с винтовой лестницей, ведущей на хоры (балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц). Стремление к ясности и простоте форм характерно для Новгорода, рано получившего независимость от Киева.

Изображение настолько связано с литературным словом, что творение художника часто становится объектом литературного творчества.

Удивительно трактует лик человека как чудо киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении*: *И этому чу ду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости*.

Киев как русская Византия. С конца XI — начала XII в., когда начинается рост самосознания русского народа, культура Руси получает новый творческий импульс. Это было время интенсивного развития художественно-эстетического образа православия. Киев постепенно теряет роль политического центра, но продолжает оставаться центром духовной культуры. Многие города развиваются по его образу и подобию. В то же время активное развитие отдельных княжеств и земель порождает новые тенденции в русской культуре. В этот период язык динамического монументализма культуры домонгольской Руси достигает своего наивысшего расцвета. «… Эстетическая формация динамического монументализма создала идеал людей и человеческой деятельности, который лучше всего соответствовал потребностям обширнейшей страны… Она служила целям объединения, умению видеть в малом большое и в боль шом единое* (Д.С. Лихачев).

Культура золотого века развивалась как разнообразие возможностей в рамках единого христианского времени. Наиболее очевидно эти черты просматривались в развитии архитектуры.

Самостоятельные архитектурные традиции на основе западноевропейского романского стиля заметно прослеживаются в Новгородском и Владимиро-Суздальском княжествах.

К середине XII в., когда складывается Новгородская республика, сформировались отличительные черты архитектуры Новгорода. Большинство храмов города теперь возводят не по княжескому заказу, а на средства бояр, купцов, простых новгородцев (уличан). Храмы строят небольшие по размерам и довольно скромные по убранству. Вокруг них сосредотачивается вся многообразная жизнь отдельных районов города (концов и улиц). В храмах хранят товары, в них же спасают имущество прихожан во время пожаров, около храма устраиваются пиры и собрания. Первым из храмов такого типа академик Лихачев называет церковь Параскевы Пятницы на Торговище (1156), которую построили «заморские купцы». В 1198 г. по заказу князя в этой технике строится знаменитая церковь Спаса-Нереди- цы на Рюриковом Городище.

Иная архитектурная традиция формируется во Владимиро-Суздальском княжестве. Это княжество и его главный город Владимир развиваются как альтернатива Киеву. Наивысшего расцвета Владимиро-Суздальская земля достигает при Андрее Боголюбском (1157—1174) и Всеволоде Большое Гнездо (11 Тб- 1212). Мощь владимирских князей позволяла им держать большую и сильную дружину, способную, по словам автора «Слова о полку Игореве», Волгу веслом вычерпать, а Дон шеломами выпить. Начинается своеобразное культурное соперничество Владимира с Киевом.

Андрей Боголюбский создавал архитектурный облик Владимира как новой столицы русских земель. Поэтому символика этого города повторяет киевскую. Как и в Киеве, здесь создается величественный въезд, начинающийся Золотыми воротами и завершающийся Успенским собором (1158-1160), выстроенным в честь Успения Пресвятой Богородицы. Владимирская архитектура, не забывая византийских канонов, черпала идеи и образы из искусства романского запада. Летопись отмечает, что для строительства Успенского собора «Бог привел мастеров из всех земель». Среди них якобы были и такие, которых прислал император Фридрих Барбаросса (1125-1190).

Успенский собор отличался особенной величественностью и в то же время изяществом форм. Помимо аркатурного пояса в оформление внешнего облика храма вводятся скульптурные рельефы, перспективные порталы. Из летописи известно о широком применении золота в отделке храма. За много верст от города были видны его позолоченные купола. Храм дошел до нас в перестроенном виде после пожара 1185 г. Он был значительно расширен и стал пятиглавым. Между первоначальными и новыми стенами появилась галерея, которая стала использоваться как княжеская усыпальница. Золотой ажурный узор украшал дуги закомар, золоченой медью были окованы портал и колонки аркатурного пояса.

Однако, демонстрируя могущество и богатство владимирских князей, Успенский собор прославлял образ Богородицы как заступницы, творящей чудеса. Храмы Успения Богоматери и Покрова, как и сам образ Богородицы, занимают исключительное место в культуре Древней Руси. Не случайно самый совершенный памятник архитектуры Владимиро-Суздальской земли — храм Покрова на Нерли (1165) — помещен на том месте, где корабли поворачивали к княжеской резиденции — Боголюбову.

Легенда о заступничестве Богородицы за воинов-христиан, выступавших против иноверцев, способствовала тому, что Богоматерь стала почитаться как защитница и Русской земли, и русского воинства. Первый в истории Руси Храм Покрова на реке Нерль восхищает безукоризненной соразмерностью и чистотой форм. Архитектурные детали многократно подчеркивают его вертикальный ритм, знаменуют связь собора с воздушной стихией (воздух — стихия Богоматери). Фасады церкви украшены белокаменной резьбой. Над порталами в полукружьях закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский царь Давид с гуслями в руках — символ гармонии и единства христианского мира. Вокруг него — фантастические чудища-грифоны и львы, охраняющие покой царя, еще ниже — женские маски — символ Богородицы. В отличие от Успенского собора, церковь Покрова сохранила белизну своих каменных одежд. Ни пятна фресок, ни блеск позолоты не нарушали белоснежной красоты камня. Отказ от живописных приемов придает собору еще большую целостность и одухотворенность. Поднятая над заливными лугами церковь как бы парит над зеркальной гладью реки, устремляясь ввысь, точно соответствуя идее покровительства, заступничества Пресвятой Богородицы.

Совершенно оригинальным произведением архитектуры Владимира, не имеющим прямого аналога ни на Руси, ни в Западной Европе, выступает Дмитриевский собор (1194-1197), возведенный в правление Всеволода Большое Гнездо и названный в честь Дмитрия Солунского — покровителя князя. Собор завершает архитектурный ансамбль центральной части города. Теперь рядом стоят два храма: кафедральный — Успенский и княжеский — Дмитриевский. Они олицетворяют могущество церковной и светской власти. Дмитриевский собор внушителен и массивен, праздничен и наряден. Вся поверхность храма выше аркатурного пояса украшена богатой резьбой по камню. Растительный и животный орнаменты живописно переплетаются с рельефами святых, среди которых русские князья Борис и Глеб, а также сам Всеволод Большое Гнездо на троне с коленопреклоненными сыновьями. Рельефная резьба по камню Дмитриевского собора воспроизводит художественно-эстетический образ христианского мира домонгольской Руси, преломляя его сквозь призму языческих традиций древнерусской культуры.

Глубоко символичны образы Бориса и Глеба. Они выражают христианские ценности, воспринятые русской душой: сострадание и смирение как духовный подвиг, духовное восхождение. Борис и Глеб — первые русские князья-воины, пострадавшие за христианскую веру. Через их образы русская культура вновь и вновь будет обращаться к теме искупления, жертвы, страдания за веру и за правду.

Новые черты в изобразительном искусстве. Интенсивное развитие образа христианского мира в храмовом зодчестве сопровождалось новыми чертами в изобразительном искусстве. Начиная с XII в., Новгород и Владимир (каждый по-своему) «разрабатывают» тему единства христианского мира домонгольской Руси.

В XI — первой половине XII в. в храмах Руси преобладали иконы византийского письма. В 1135 г. князь Андрей Боголюб- ский привез во Владимир икону Богородицы византийского письма. В честь нее и был построен Успенский собор. Образ Богородицы глубоко драматичен. Он взывает к состраданию и вере в Вознесение принесенного в жертву за грехи людей сына. Икона написана в манере елеуса (умиление). Созерцательный, внешне неяркий, но удивительно аристократичный и утонченный образ Богородицы оказался настолько созвучен миру русской души, что ему надолго было суждено определять канон русской средневековой живописи.

Икона Богоматери Владимирской служила своего рода ступенью, которая позволяла подняться через созерцание совершенной красоты к постижению смысла и сущности всего существующего. Одухотворенный образ материнства, страдания и заступничества вдохновлял иконописцев многих поколений.

И в литературе древней Руси также впервые появляется богородичная тема. В 1163-1164 гг. создается «Сказание о чудесах иконы Пресвятой Богородицы Владимирской».

В результате общения с искусством Византии и романского Запада начинает формироваться своеобразный язык новгородской живописи. Новгородцы усовершенствовали технику фрески. Менее связанные с традициями церковного искусства, чем мастера Византии, они свободнее воспроизводили античные формы. Новгородские фрески XII в. отличаются пристальным вниманием к деталям и в то же время ясностью и обобщенностью образов.

В росписях русских и византийских храмов XI-XIII вв. художники пытались охватить всю человеческую историю, поскольку церковное здание в средние века символизировало собою весь мир. Среди храмов Новгорода самыми совершенными фресками отличается храм Спаса Нередицы. Его росписи слагаются в единую стройную и строго иерархическую систему, отражающую средневековое представление о Вселенной. В суровых, аскетических ликах святых обобщены христианские добродетели, но в то же время в них можно разглядеть черты, присущие жителям Новгорода. В росписи восточной, алтарной части храма рядом с Богородицей, восседающей на троне, помещены образы Бориса и Глеба, символизирующие идею единства христианской Руси, страдающей от княжеских раздоров.

Свое развитие в Новгороде получает богородичная тематика. Одна из самых замечательных икон домонгольского времени «Устюжское Благовещение » отличается простотой, но в то же время благородством образов, попыткой передать значительность происходящего. Большое значение иконописцы придавали деталям, расшифровывающим сложный язык средневековой символики. Яркость, легкость, прозрачность красок создают ощущение радости, праздника. Сцена Благовещения представлена в рамках византийского канона, но в ней достаточно ясно прослеживаются характерные черты новгородской культуры.

Среди дошедших до нашего времени новгородских икон того периода две знаменитые иконы святого Николая как бы подтверждают взаимодействие языческого и христианского мира.

Икона «Николай Чудотворец» начала XIII в. демонстрирует лик несгибаемого ревнителя веры. Икона «Никола Липен- ский» написана в 1294 г. мастером Алексеем Петровым. Это первое Ьроизведение русской живописи, имеющее подпись художника (Л. Любимов). Эта икона уникальна еще и тем, что является своего рода доказательством проникновения христианства в сознание народа. Образ св. Николы Липенского «удаляется » от греческого прототипа и * русифицируется «. Никола превращается в любимого народом покровителя страждущих.

Лев Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» так описывает эту икону: «Какой добродушный ласковый вид у Николы Алексея Петрова! Да это добрый дедушка, наш русский старичок, которому подходят старые русские описания его образа: «…сед, брада невеличка, кручеват, взлысоват, пле- шат…в руце евангелие благословляет». Округлое русское лицо, все детали выявлены плавными линейными очертаниями. Милостивым, снисходительным, доброжелательным — вот каким представлялся русскому человеку той поры истинный святитель».

Так постепенно в XI-XIII вв. ценности христианского мира воплощались в художественно-эстетических формах и образах. Киевская Русь через храм и икону собирала себя духовно. Войдя с помощью Византии в общее русло европейского развития, Русь тем не менее сохранила самостоятельность и оригинальность своей культуры.

  • Мозаика — изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток, смальт (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), которые крепились на слое цемента и мастики.
  • Фреска — живопись водяными красками на свежей штукатурке.
  • Аркатурный пояс — каменный пояс из колонок, разделяющий здание храма на две части по горизонтали.
  • Закомара — полукруглое завершение верхней части храма, отвечающее конструкции перекрытия.

Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
  • Здоровый образ жизни и его составляющие

    Среди многочисленных социально значимых проблем всех жителей Земли, связанных с преобразовательной деятельностью и образом жизни человека, в начале третьего тысячелетия главное место заняла проблема выживания всего живого на планете. По словам Аурелио Печчеи, первого президента Римского клуба, “человек…
    (Безопасность жизнедеятельности)

  • Создание образа

    Путь к смыслу рекламного имени зачастую оказывается непрост. Некоторый момент таинственности, требующий дешифровки, — общее свойство небуквальных выражений. Это происходит, когда получатель рекламного сообщения не сразу понимает, что же ему хотят сказать. Особенности построения коммерческого предложения…
    (Управление продажами)

  • Технологии формирования здорового образа жизни

    В последнее время, когда стало понятно, что медицина не всегда может справиться со всем шквалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание. Уместно вспомнить древнее изречение: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее. Здоровый образ жизни…
    (Технология социальной работы)

  • ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

    Здоровье человека как ценность. Компоненты здоровья Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье»: одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие — как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой,…
    (Физическая культура)

  • Здоровый образ жизни и его составляющие

    Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы, которые отражаются в их образе жизни. Анализ фактических материалов…
    (Физическая культура)

  • Физическое самовоспитание и самосовершенствование — необходимое условие здорового образа жизни

    Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию…
    (Физическая культура)

  • Художественный образ как интегральная структура искусства. Проблема художественного восприятия

    Художественный образ является специфическим средством эстетического освоения мира, как активного преображающего творчества, так и восприятия. Зарождение учения об образе мы видим в античной эстетике, когда, например, Платон говорит об идеальной сущности вещи, которая и делает эту вещь прекрасной. В философской…
    (Эстетика)

  • Свойства и виды восприятия. Перцептивный образ и его свойства

    Восприятие — непосредственное чувственно-предметное отражение внешнего мира. На основе восприятия осуществляется деятельность других психических процессов. Восприятие (перцепция) — отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии…
    (Общая психология)

  • Нравственно-психологический образ педагога в общественном сознании

    Любой «образ», особенно «образ» сложного явления всегда включает в себя, во-первых, объективное, научное или модальное начало; во-вторых, имплицитное представление, формирующееся под влиянием обыденной жизни и часто закрепленное в коллективном сознании в виде общественного мнения,…
    (Психология и педагогика)

Популярные страницы
  • Здоровый образ жизни и его составляющие

    Среди многочисленных социально значимых проблем всех жителей Земли, связанных с преобразовательной деятельностью и образом жизни человека, в начале третьего…

  • Создание образа

    Путь к смыслу рекламного имени зачастую оказывается непрост. Некоторый момент таинственности, требующий дешифровки, — общее свойство небуквальных выражений….

  • Технологии формирования здорового образа жизни

    В последнее время, когда стало понятно, что медицина не всегда может справиться со всем шквалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает…

  • ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

    Здоровье человека как ценность. Компоненты здоровья Сегодня существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье»: одни характеризуют…

  • Здоровый образ жизни и его составляющие

    Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические,…

  • Физическое самовоспитание и самосовершенствование — необходимое условие здорового образа жизни

    Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой, ориентированный на формирование физической…

  • Художественный образ как интегральная структура искусства. Проблема художественного восприятия

    Художественный образ является специфическим средством эстетического освоения мира, как активного преображающего творчества, так и восприятия. Зарождение…

  • Свойства и виды восприятия. Перцептивный образ и его свойства

    Восприятие — непосредственное чувственно-предметное отражение внешнего мира. На основе восприятия осуществляется деятельность других психических процессов….

  • Нравственно-психологический образ педагога в общественном сознании

    Любой «образ», особенно «образ» сложного явления всегда включает в себя, во-первых, объективное, научное или модальное начало; во-вторых,…

Символика православного храма

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: лекции.doc Скачиваний: 15 Добавлен: 30.05.2015 Размер: 290.82 Кб ☆ 1 2 3 4 5 < Предыдущая Стр 6 из 6 6

Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ.

Соответственно, человек, желающий плотнее приобщиться к древнему преданию и традициям, должен, глядя на земное в сооружении храма, стараться видеть в нем небесное. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Рассмотрим символику отдельных частей храма внутри и снаружи через призму идеи православного храма.

Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон».

На стенах пишутся образы святых – князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры. Таким образом, стены храма – это и образ служения Церкви небесной нам, Церкви земной: защита чистоты Православия и соборное молитвенное предстательство о живущих перед Богом». Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни.

Куб. Как видно из сказанного, храм имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, они строятся равновеликими и образуют куб. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский).

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи — амвоном (греч. “восхожу”). Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов, которые называются «ликами», они символизируют ангелов, воспевающих хвалу Богу.

С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон — символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы — места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви — иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

Восточная часть – область света, «страна живых», страна райского блаженства. На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Пришествие будущего Царства Божьего, «восьмой день творения», символизируется восходом солнца, востоком.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние — самые большие — носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Средняя часть храма, «корабль», представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь, Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».

На северных и южных стенах храма – изображения Вселенских соборов – важных событий церковной истории.

Притвор (соответствует двору скинии) – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее таинствах.

Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.

Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, обычно в виде полусферы, подобно тому, как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол – подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол.

Глава храма, венчающая купол с изображением Христа, есть символ Христа – Главы Вселенской Церкви. Если сам храм – тело Церкви, то его глава – вместилище Божественной премудрости. В ранних христианских храмах глава храма напоминала череп, голову (например, собор св. Софии в Константинополе, Спасо-Преображенский собор в Чернигове).

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также «шеи» (в искусствоведении «шею» верха принято называть «барабаном», что не отражает сути данной части храма и не имеет исторической основы), главы, состоящей из «маковицы» (которую часто именуют «луковицей», что тоже не соответствует историческим источникам), и креста.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа, ибо Давид говорит: «Руце Твои сотвористе мя, и создаст мя, то есть создал Сын и Святой Дух».

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

1* Термин выбран сознательно, т.к. понятие «древнерусский» часто применяется лишь к домонгольскому периоду, а то и к этапу Древнерусского государства (X – начало XII в.) и ассоциативно связывается, является синонимом прилагательного «киеворусский».

1 2 3 4 5 < Предыдущая Стр 6 из 6 6

Соседние файлы в предмете

  • # 30.05.2015981.5 Кб179Лекции — Гидрология.doc
  • # 25.03.2016203.78 Кб94Лекции заочникам аудит.doc
  • # 30.05.20152.56 Mб15лекции классы аналитических функций.doc
  • # 30.05.201510.88 Mб106Лекции Механика.doc
  • # 30.05.20151.15 Mб28ЛЕКЦИИ Теория вероятности.doc
  • # 30.05.2015290.82 Кб15лекции.doc
  • # 30.05.201544.65 Кб142лекции.docx
  • # 25.03.2016170.08 Кб24Лекция 1. Возрастные особенности, развитие опорно-двигательного аппарата.docx
  • # 30.05.2015311.81 Кб9ЛЕКЦИЯ 3.doc
  • # 25.03.2016190.77 Кб9Лекция 5. Пищеварительная система..docx
  • # 30.05.2015359.42 Кб10Лекция №8 для студентов 3 к ФМФ 1.doc

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *