Боголюбская икона божией матери

Боголюбская икона Божией Матери

Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью изменить вашу судьбу в лучшую сторону.

История иконы

Боголюбская икона Девы Марии — одна из немногих, сохранившихся во время татаро-монгольского ига. В 1157 году князь Андрей Юриевич Долгорукий направлялся из Вышгорода в Суздальские земли в сопровождении иконы Богоматери. Возле города Владимира кони встали, как вкопанные, и перестали повиноваться. Князь и его дружина разбили лагерь и остались на ночлег.

Во сне князю явилась Богородица и повелела основать на этом месте храм в честь Рождества Ее, а чудотворную икону поместить в нем. Воодушевленный явлением Богоматери, князь Андрей тотчас отдал приказ о строительстве церкви и описал явленное ему чудо, повелев написать икону Пречистой Девы такой, какой Она явилась ему. Икона была написана, и в последствие прославила церковь в Боголюбово чудесами исцеления смертельных больных.

Где находится святой образ

Татары не раз совершали набеги на Владимирские земли, среди прочего сжигая и разоряя церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, однако чудотворная икона каждый раз оставалась невредимой. В 15 столетии Боголюбская икона была помещена в Дворцовую Сретенскую церковь в Московском Кремле. В настоящее время образ находится в Успенском Княгининском монастыре города Владимира.

Описание иконы

Основой чудесной иконе служит кипарисовая доска. На иконе изображена Богородица, воздевшая руки в молитве к Господу. В правой руке Дева Мария держит свиток с молитвой Иисусу Христу и просит благословить избранное Ею место для строительства храма.

В чем помогает Боголюбская икона

Самым примечательным чудом, совершенным Боголюбской иконой, считается избавление Владимира от эпидемии холеры и чумы в 1771 году. Череда чудесных исцелений безнадежно больных и стала окончательным подтверждением особенной силы этого образа. Именно поэтому Боголюбской иконе Богородицы молятся об исцелении болезней и о защите от врагов.

Молитвы чудотворному образу

«О, Преблагая Владычица, силою Твоею наполнится ли позволишь? О, Богородительница, не оставь нас, грешных и недостойных рабов Божьих, склонись к нам и позволь смиренно молить Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего, да избавит Он нас от проклятия диавольского и изгонит из душ наших грех и неверие. Да не посрамим благодать Божию и с радостью войдем в Царствие Небесное. Аминь».

Эту молитву необходимо читать, когда вашей семье или лично вам угрожает опасность, либо вы не чувствуете достаточно сил для начала любого богоугодного дела.

«Пресвятая Владычица, утешительница и заступница рода человеческого! В слезах к тебе прибегая, смиренно молю Тебя: исцели, Богородица, раны и болезни телесные и душевные, не оставь живот мой в боли и болезненном жаре! Умоли Бога нашего и Сына Твоего избавить меня от проклятия дьявольского и освободи меня от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь исцелить самые тяжелые болезни и укрепиться в истинной вере.

День памяти Боголюбской иконы Богородицы — 1 июня по новому стилю. В этот день с помощью искренней молитвы можно навсегда изменить свою жизнь. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.07.2017 04:36

Балыкинская икона Божией матери

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять …

Икона Божией Матери «Помощница в родах»

Для любой женщины рождение ребенка — самый главный подарок Бога. Молитва перед иконой Божией Матери …

Седмиезерная икона Божией Матери

Чудотворный образ Божией Матери появился по зову многочисленных молитв в период страшного для людей времени, …

Рудненская икона Божией Матери

Иконы, обладающие чудотворными свойствами, — не редкость в православном мире. Рудненская икона Божией Матери причислена …

Лучшее сегодня:

Гороскоп на неделю с 14 по 20 января 2019 года

Гороскопы помогают нам преодолевать трудности и находить удачу каждый день, каждую неделю и месяц. Советы …

Лунный день сегодня 12 января 2019 года

В лунном календаре собраны полезные советы на каждый день. Наставления астрологов помогут даже в самое …

Любовный гороскоп на неделю с 14 по 20 января 2019 года

Как показывает астрологический прогноз на неделю, с 14 по 20 января не всем Знакам Зодиака …

А.В. Васильева | 1 июля 2012 г.

Портал «Слово»

К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой – Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Сегодня Православная Церковь особенно бережно относится к древним образам, так называемым «домонгольским», т. е. тем, которые были написаны до 1200-х годов. Таких образов сохранилось всего около тридцати и каждая из них невероятно ценна для русского народа. К таким реликвиям относится и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская».

История написания святого лика

Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря). Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.

Боголюбская икона Божией Матери

В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться. Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером. По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.

Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.

Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось.

Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.

С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее. Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева. В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.

После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.

Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире.

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

О чем молиться иконе

Икона Божией Матери Боголюбская считается чудотворной иконой, молитвы которой получают совершенно чудесные сверхъестественные ответы. Боголюбивая Царице Мария всегда выступает посредником между Господом и человеком, моля и ходатайствуя за последнего. Молитва Боголюбской иконе часто сопровождается просьбами молящегося о спасении души его и близких, о защите от бедствий и горя.

А также Боголюбивую Мати просят о:

  • защите от стихийных бедствий и катастроф;
  • погашении национальных распрей;
  • защите от клеветы против народа;
  • предотвращении лесных пожаров;
  • спасении от нищеты и голода;
  • защите от смертоносных эпидемий;
  • благословенном урожае;
  • мире в стране и сохранности государства от врагов;
  • благословенном пути для путешественников;
  • защите для детей и спасении их душ.

    Боголюбская икона Божией Матери написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского

На протяжении всего существования Боголюбской иконы происходили чудеса вокруг нее и образ приобрел славу чудотворного. Он защищал от нашествия татаро-монголов, от французов и прочих нападающих врагов на империю, защищал от голода и морозов, благословлял обильным урожаем.

Важно! Особенно часто икону молят о мире в стране и защите для ее границ. Матери часто просят Боголюбивую Мати о защите своих сыновей на фронте и в пути.

Молятся обычно иконе сначала с помощью тропаря.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

А после него читают молитву Боголюбивой Мати:

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

На заметку! Поскольку дата празднования чудотворной иконы приходятся на 1 июня по новому стилю, все рожденные в этот день, считают Боголюбивую Царицу своей покровительницей. Им обязательно следует читать ей молитвы в день своего рождения, чтобы поблагодарить за покровительство и защиту.

Молитвы к Деве Марии стоит возносить с чистым сердцем и искренно, совершая регулярное молитвенное правило или находясь в храме во время службы.

Икона Божией Матери Боголюбская

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский

05.06.2018

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Память 23 мая (5 июня) и 29 октября (11 ноября).

Святой благоверный великий князь Андрей был сыном великого князя Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. С детства отличался любовью к церковным службам, раздавал щедрую милостыню. В 1155 году, не спросясь отца, князь Андрей отправился во Владимиро-Суздальскую землю, куда перенес из Вышгорода Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Здесь ему явилась сама Пречистая Дева, повелев основать монастырь в честь Ее Рождества. Князь распорядился написать икону в том виде. как ему предстала Матерь Божия. Икону назвали Боголюбской, как и возникший здесь монастырь. Будучи избранным на вече на княжение, князь Андрей впервые на Руси установил единовластие, заботясь о защите и укреплении своей земли. При нем Суздальское княжество расширилось и стало новым центром русских земель, а князь Андрей стал первым великорусским князем. Построил много монастырей и храмов. Был убит в результате заговора царедворцев в 1174 году.

Акафист святому благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Кондак 1

Возбранный воине Царя Небеснаго, великий княже земли Русския, избранный Господом и возлюбленный Богородицею, испроси, святе Андрее, предстоя у престола Всех Творца, да пробавит Всевлагий долготерпение свое Отечеству нашему и ниспошлет нам разум и благочестие воспети деяния славного жития твоего, да зовем ти:
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Икос 1

Яко Ангел Бога вседержителя, свыше посланный на землю Русскую, чудно предыбранный Богоматерию быти верным строителем удела ея на земли, явился есии, святе княже Андрее, и яко достойный преемник святаго Владимира равноапостольного, с ним же ныне во Отчестве Небесном соцарствуеши, приими от нас похвалы сицевыя:
Радуйся, добрый устроителю державы Русския;
Радуйся, дерзновенный собирателю воедино разрозненных уделов ея.
Радуйся, дивный устроителю благолепия церковнаго;
Радуйся, любомудренный созидателю царствия христианскаго.
Радуйся, храмами Бога Вышняго грады и веси чудно украсивый;
Радуйся, основание Руси Святой благочестными делы своими укрепивый.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 2

Видя Господь благочестие твое и усердие к службам церковным, яко посещение храмов от юности твоея усердно прилежал еси и тамо истово в смирении сердца моления Вышнему возносил еси, награди тя за Благоговение многими добродетелями и мудрость монаршую дарова ти, да возможеши право правити народом своим и люди приводити ко спасению, во хвалении поя Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Разумев премудре суету жития княжескаго, тщету и соблазны, стоящия на пути его, и памятующе слова Писания, яко неудобь имущим богатство во Царствие Божие внити, потщался еси милостыню нищим и убогим раздавати, милосердием своим умилостивляя Всемилостиваго Бога, Иже преумножаше ти милости Своея Небесныя, помощь свыше Божественную посылая, да мы дивящеся вопием:
Радуйся, милосердный и милостивый управителю народа, ти врученнаго;
Радуйся, любочестный милостыни раздаятелю сирым и обездоленным.
Радуйся, любимый и почитаемый всеми за велию любы ко Господу;
Радуйся, за сию любы неизреченную званием Боголюбскаго нареченный.
Радуйся, Богославный и Боголюбимый слуго Божий;
Радуйся, яко любы твоя ко Господу вся превозможе
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 3

Слыша княже о велиих нестроениях в земли Киевстей, о междоусобных бранех, клятвопреступлениях, яко иде брат на брата и сродник на сродника своего, возмутися духом и нача молитися за Русь Святую, да избавит ю Всемогущий и Милосердный Бог Наш от крамолы сея, вопия выну от чистаго сердца Ему: Аллилуйя.

Икос 3

Имеюще молитву непрестанную во уме и сердцы своем, сохраняем бяше Спасителем от стрел вражиих и копий неприятельских в битвах и сражениих, ибо Господь храняше тя яко зеницу ока на дела великия и славныя призывая, да прославиши ими имя Христово, славимое народом русским, восхваляющим тя:
Радуйся, живый в помощи Вышняго, Десницею Его сохраняемый;
Радуйся, крилами Ангельскими незримо на всех путях ограждаемый.
Радуйся, к познанию Христовой славы недругов приводивый;
Радуйся, доблественне смирявый нечестивых гордыню.
Радуйся, добропобедный военачальниче и мужемудренный началоуправителю;
Радуйся, благочестием и молитвою к Богу Вседержителю враги побеждавый.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 4

Бурю внутрь помышлений имяше, святе Андрее, егда не хотяше долее оставатися во стольнем Киеве, идеже бе по повелению отца своего, но духом возгореся отъити в родную Суждальскую землю, отец же не дозволяше ти; ты же скорбя и сетуя, ночами молился еси в Вышеградстем соборе, да укажет ти Христос како подобает право ступати, взывал еси Господеви: Аллилуйя.

Икос 4

Слыша, благоговерный княже Андрее, от вышеградских жителей, яко сия чудотворная икона во храме со своего места схождаше и на воздусе среди церкви стояше, возгорелся душею еси, приемлюще сие знамение, яко благоволение Божие ти, изшед оттуду в путь свой, радуяся, неся с собою сокровище многоценное — многочудную икону Пресвятой Богородицы, дерзновенное исшествие твое прославляем, глаголюще:
Радуйся, Богодвижно исшедый из земли Киевския да зачало Руси Московстей обустроиши;
Радуйся, яко Божественный исход твой Богомати иконою Своею осеняше.
Радуйся, Богом званный на дела великия, дл прославиши ими имя Господне;
Радуйся, Богоначальный царю, яко возвыси тя Вседержавный паче иных за Богопочитание твое.
Радуйся, Богомольный христианине, яко возносимыя молитвы твоя выну слыша Господь;
Радуйся, Богом вразумляемый и вспомоществуемый на всех стезях жития своего.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 5

Яко Боготечная звезда бысть икона Богоматери на пути шествия твоего, святе Андрее, и чудо неизреченное от нея явися, егда отшедшу ти не на мнозе от града Владимира, кони, везшие икону, внезапу стаху, и никакая же сила возможе подвигнути их с места того; ты же повелел еси тогда молебствие Богу служити и, припавши к образу Пречистыя, вопиял: Аллилуйя.

Икос 5

Виде внезапу свет неизреченный, иже осия в полунощи шатер княжеский, благоверный Андрее, паде долу в страсе и трепете, яко узре Самую Пресвятую Богородицу, явльшуюся ти молящемуся, призре бо Царица Небесная на сокрушение сердца твоего, на любовь твою ко храмам и народу православному, и прорече ти словеса дивныя, повелевая икону во граде Владимире поставили и на месте сем храм во имя Своего Рождества основати и обитель иноком устроити, и посем молящеся Пречистая явльшемуся во облацех Господу за место сие и Русь Святую пред очами твоими, показуя промышление велие о народе своем, сего видения сподобльшемуся, князю поем:
Радуйся, истово и благогоуветливо изволение Владычицы исполнивый;
Радуйся, обитель Боголюбимую на месте явления Богоматери основавый.
Радуйся, многочудную икону Пресвятыя Богородицы написати повелевый;
Радуйся, многочестно ю каменьми драгими украсивый.
Радуйся, Боголюбивою ю наименовавый, яко возлюби Пречистая место сие;
Радуйся, яко мнози знамения и чудеса от иконы чудотворныя верным Богомати подаде.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 6

Проповедует доныне обитель Боголюбская чудеса деяний твоих, яко Небесное повеление Богоматери исполняя, обитель и храм во славу Пречистой на месте явления Ея воздвигл еси и икону Боголюбивую, первую писанную на Руси в память видения сего, сотворити повелел еси, яко же и доселе вси молящиися пред нею с верою получают просимое, вопия в Благодарении Богу: Аллилуйя.

Икос 6

Возсия во стольнем граде Владимире святыня великая — чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, руками святаго евангелиста Луки сотворенная и твоима, княже Андрее, руками, в сей град Богохранимый принесенная и тамо во храме тобою воздвигнутом, поставленная на поклонение верным, иже и вопиют ти:
Радуйся, повеление Владычицы исполняя, многочудную икону во граде Владимире поставивый;
Радуйся, иконою Владимирскою Русь державную отныне и до века благословивый.
Радуйся, яко сия икона от дне того явися символом и покровом Руси Святой;
Радуйся, яко Богоматерь чрез Свою икону Владимирскую землю Русскую многажды от бед и напастей избавляше и сохраняше.
Радуйся, духоносный правителю, промыслом Божиим таковыя дивныя иконы Пресвятыя Богородицы Отечествию даровавший;
Радуйся, яко и доныне всем молящимся пред ними с верою, Пречистая благодать и милость Сына Своего неоскудно дарует.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 7

Хотяше, благоверный Андрее, земли разрозненныя во едино царствие соединити и едннодержавно землею русскою владети, да богатеет и преуспевает во славе и благочестии, укрепляше грады и веси, всюду храмы Господни созидая, да прославляют в них людие имя Божне, поя: Аллилуйя.

Икос 7

Новый Владимир — креститель земли северной обрелся еси, Богомудрый княже, приводя люди неверныя ко Христу Богу и церковное благолепие преумножая, памятовал еси слова Спасителевы: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его и вся сия приложится вам» и дарова Господь Руси вся земная, яже на потребу суть, не посрамляя упования твоего, еже восхваляем:
Радуйся, адамантову веру, ничем непоколебимую, в целости до смерти своея сохранивый;
Радуйся, яко по молитве твоей к Богородице, дванадесять человек, камением порушившимся побиенных, невредимы обретошася.
Радуйся, благолепие церковное паче иных красот тленного мира сего возлюбивший;
Радуйся, устроением храмов богатство тленное на богатство вечное неоскудевлемое делы рук своих пременивший.
Радуйся, велемудренный зодчий, поспешествуемый силою Творца и Зиждителя;
Радуйся, велений Божиих ревностный исполнителю.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 8

Странно бысть именитым сродницем твоим чудное житие твое, яко не о славе си, но первее о благоукрашении церковнем со всем тщанием прилежал еси и о величин веры Христовой ревновал еси, сего ради и ополчился на тя враг рода человеческаго со приспешники своими, кии поношаху и клеветаху на тя, ты же по заповеди Христовой за злохулителей своих молился еси Богу, взывая Ему: Аллилуйя.

Икос 8

Весь отдал еси ся на служение народу, ти от Бога врученному, покорил еси неверное царство Болгарское под нозе войска русского, проплавлял еси Бога, даровдвшего ти поведу таковую, и в память сего праздник Всемилостиваго Спаса и Покрова Пресвятыя Богородицы праздновати повелел еси, еже мы до дне сего творяще, в блалгодарении вопием ти:
Радуйся, на поле брани знамение от иконы Спасовы — сияние паче луч солнечных изумеваяся узревый;
Радуйся, хвалу Иисусу в день победы над неверными праздновати повелевый.
Радуйся, праздник Покрова Пресвятой Богородицы Богомудренно устроивый;
Радуйся, Русь Святую Покрову Божией Матери посвятивый.
Радуйся, нечестивых не силою оружия токмо, паче же милосердием покоривый
Радуйся, на служение Руси — Дому Пресвятой Богородицы все житие свое положивый.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 9

Всяким добродетелем причастен явился еси, свят и праведен в житии обретыйся своем, сего верою укрепляемый вся напасти за вся яже ниспосла ти Господь, благодарил еси Создателя нашего, в испытаниях и печалях укрепившаго и в милости Своея обильно тя одарившаго. Тем же просим тя: нам сицевыя искушения претерпети и веру непоколебиму сохранити даже до кончины своей, молящеся Подвигоположнику Богу: Аллилуйя.

Икос 9

Ветия мира сего недоумеваху, святе Андрее, како не любил еси застолий княжиих и пиров дружинных, уединяяся в Боголюбове, покоях своих и тамо моляся, тако и сынов своих во благочестии и страсе Божием возрастил еси, яко овы убо на поле брани за Веру и Отечество погибоша; един же, скончавшися в возрасте юношестем, в лице святых обретеся, таковаго родителя почитающе восхваляем:
Радуйся, ибо плоды доброрасленны древа многоплоднаго сыны твоя обретошася;
Радуйся, яко нетленныя мощи сына твоего Глеба славу твою, яко отца его преумножают.
Радуйся, яко чада твоя прежде тя в Горний Иерусалим предъидоша да место упокоения ти уготовают;
Радуйся, отец любвеобильный, бывый не токмо чадом по плоти, но всем людем Царствия твоего.
Радуйся, яко мнози невернии и нечестивни, зряще благочестное житие твое, во Христа крестишася;
Радуйся, яко оныя ныне сорадуются ти во Царствии Небесном Царю Небесному, яко верныя сыны царя земнаго.
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, не устрашился еси злых наветников, иже замыслиша убити тя, токмо вопиял еси убийцом твоим: «Что вам зло сотворих или за кое дело заколаете мя, Горясеру, наемнику Святополкову, подобящеся», мы же, сия ныне поминающе, княже-страстотерпче, восхваляем Подвигоположника Христа, Укрепившего тя в час смертный, воспевая Ему: Аллилуйя.

Икос 10

Стеная и вопия, сшел еси по лестнице долу и спряташеся в нише столпа восходнаго, истекая кровию от лютых ран и язв, ихже злочестивии ти нанесоша, тщался еси стражу на помощь себе призвати, но услышали глас твои, убийцы окаянныя и нашедшу тя, отсекоша ти шуйцу твою, немилостивно удары секирам и мечи наносяще ти удары смертныя, и тако прикончиша тя; ты же с молитвою на устех душу чистую Господу Живодателю предал еси, страдания твоя восхваляюще, зовем:
Радуйся, во испытаниях своих веру крепку, яко Авраам, явивый;
Радуйся, в злостраданиях терпение твердое, яко Иов, показавый;
Радуйся, не суетному унынию, но Божьему благоволению себе предавый;
Радуйся, от лжебратии преданный, жестоко умученный и убиенный.
Радуйся, землю Боголюбимой обители святою кровию обагривший.
Радуйся, житием своим землю Русскую прославивший;
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 11

Пение Богу и Пресвятей Богородице доныне приносим, княже, во храмех, тобою воздвигнутых, памятующе слова Писания, тобою на деле исполненныя: «Стяжите себе сокровище на Небеси, идеже ни тля тлит и татие не подкопывают и не крадут»; стяжал еси себе, святе Андрее, сокровище таковое, имже нас грешных обогощаеши, молящихся Богу, тя прославившему : Аллилуйя.

Икос 11

Светозарный луч света Божественнаго осени все житие твое, и чаяния славных деяний твоих сбышася послежде над Церковню и Отечеством, егда крамолы княжая престаша и воцарися царь един на Руси. Мы же молим тя, святе княже Андрее, молися и ныне Всещедрому Богу, да ниспошлет благодать покаяния всем заблудшим чадом небеснаго Отца и от греха к отеческому дому востекших, укрепит веру истинную в державе земной твоей, и да востановит престол царей христолюбивых, зовем ти:
Радуйся, стольный град Владимир, осеняемый милостию Богородицы, благогоустроивый и благоукрасивый;
Радуйся, славу государства Московскаго прозорливо прознаменовавший.
Радуйся, Богом призванный на служение царское;
Радуйся, приснопеваемый устроителю державы Русския.
Радуйся, к Богопознанию приводящий;
Радуйся, к свету истины прельщенныя обращающий.
Радуйся, страх Божий в сердца вселяющий
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 12

Благодать истекает от мощей твоих, яко всем приходящим к раце твоей, подаеши просимое, сего ради молим: не остави державы твоея и живущих в ней, не престай молитися за весь мир христианский, да вопиют выну вси Всемогущему Богу: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще всесвятую память твою, княже Андрее, прославляем и императора Николая, в день сей страдания Христа ради приявшего, ибо яко Господь Превечен сый, Начаток и Конец, все сущее и созданное в руце Своей выну Содержащий, тако и вы, царие святии, житием своим и кончиною мученическою Господа прославившия, яко первый и последний царство русское, яко царство Божие на земли, промыслом Вышняго увенчали есте, сего ради мы грешныя, дивящеся неизследимым судьбам Божиим, вопием:
Радуйся, яко первым царем некоронованным государства Русскаго от потомков своих наименован бяше.
Радуйся, деннонощно моливыйся о благоденствии Отечествия земнаго и по преселении во Отечествие Небесное не оставивый молитвы своея о нас.
Радуйся, правителей, яко слуг Божиих, поставляяй
Радуйся, судиям и адвокатом святое зерцало правды открываяй
Радуйся, сущих во власти к торжеству добра направляющая.
Радуйся, Святителей правилом веры и образом благочестия украшаяй;
Радуйся, святый благоверный великий княже Андрее.

Кондак 13

О, святый великий княже-страстотерпче Андрее, и ныне не оставляй предстательством народа своего и земли Русстей, молися спастися нам, потомкам подданных твоих и Царствия Небеснаго достигнути, идеже ты с прочими святыми князи и цари и всеми от века праведными чина всякаго, вопиеши к Богу в нескончаемей славе: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Сей Кондак глаголи трижды, посем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва Святому Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбскому

О, святый благоверный великий княже Андрее! Страстотерпче и мучениче! Слуго Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже любодобродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо доброхвальный, монарше Богоизбранный и Боголюбимый, правителю державный и дерзновенный! Русь Святую, на уделы и княжества разобщенную, хотевый во едино царствие собрати и единодержавно ею правити, да непреоборима от враг истиннаго христианства пребудет; за сии деяния во славу и честь Бога Христианского убиенный и кровию своею основание Руси Святой с прочими князи-мученики укрепивший, да во век незыблема пребудет; даровавший Руси многочудныя иконы Богоматери и Тою паче многих иных за Благочестие и Богопочитание возлюбленный.
Сыновей возрастивший, иже тя, отца земнаго своего, житием своим и Отца Небеснаго кончиною своею прославиша. Обитель Боголюбивую основавый и мнози храмы воздвигнувый, в них же доселе молящеся мы, грешнии, просим твоего предстательства и Небесныя помощи; испроси, святе Андрее, у Господа Вседержителя милости богатыя обездоленному царствию русскому и отпущения многих и тяжких грехов народам христианским, да дарует Спаситель нам правителя тебе подобнаго, иже возмогл бы возродити Отечествие наше земное и ко Отечествию Небесному привести нас, идеже ты ныне, княже, во славе Невечерняго Света предстоя со всеми святыми, восхвалявши в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

глас 8

Яко благоверен и праведен, / за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, / кровь свою пролияв, / якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, / якоже Авеля и Захарии праведных, / благоверный страстотерпче, великий княже Андрее, / с ними же Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти / и сыновом российским спастися.

Кондак

глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, / сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, / Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое / и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Величание

Величаем Тя, / святый благоверный великий княже Андрее, / и чтим святую память Твою, / Ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *