Богородица и божья матерь одно и тоже

Богородица

Главная » Алфавитный раздел » Б » Богородица

(0 голосов: 0 из 5)

  • Богоматерь Христос Яннарас
  • Всесвятая В.Н. Лосский
  • О Божией Матери свящ. К. Пархоменко
  • Почитание Божией Матери свящ. В. Рубский
  • Миссионерские письма свт. Николай Сербский
  • Приснодева Богородица прот. Георгий Флоровский
  • Точное изложение православной веры свт. Иоанн Дамаскин
  • Богородица и святые игумен Иларион (Алфеев)
  • Богородица Дева Мария, родившая, Иисуса, Христа. Житие
  • Как святая Церковь чтила и чтит Божию Матерь свт. Иоанн (Максимович)
  • Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Земная жизнь Богоматери Е. Поселянин
  • Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви
  • Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице прот. Геннадий Фаст
  • Полный список чудотворных икон Богородицы
  • Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы
  • Заступница Усердная архим. Тихон (Агриков)
  • Царица моя Преблагая Илья Кабанов
  • Пресвятая Богородица в России Е.С. Полищук
  • Подражание Пресвятой Богородице
  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей Николаев В.А.
  • Матерь Света архим. Тихон (Агриков)
  • Всех Скорбящих Радость митр. Вениамин (Федченков)
  • Величие Пречистой Девы Богородицы
  • Жизнь Пресвятой Девы Богородицы: по книгам Четьи-Минеям Глинка А.П.
  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон Снессорева С.
  • Ветхозаветные прообразы и пророчества о Богородице
  • Тест: Пресвятая Богородица
  • Молитвы ко Пресвятой Богородице

Богоро́дица (Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь) – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).

1) Несмотря на то, что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица — Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества — соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (Лк.1:35), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица (см.: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).

О том, что Дева Мария является Матерью Бога, Священное Писание удостоверяет нас:
а) прямо именуя рожденного Ею Иисуса Сыном Божьим (Лк.1:35),
б) сообщая об истинности Его рождения от Жены (Гал. 4:4) и действительности воплощения (Ин. 1:14).
в) приводя исповедание Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43).
г) отображая обращение ко Христу святого апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28).
д) многократно свидетельствуя о Христе как о Боге на основании Его собственных Откровений: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11); «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15) и т. д.

Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой.

2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой.

Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви.

Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии (Мф. 1:23).

В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена (Ис. 29:11). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью (1Кор. 1:24).

Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2). Храмом Спасовым, Многоценным Чертогом и даже Раем Небесным Богородица именуется потому, что была обителью Сына Божия и явила в Себе место особого проявления Божественной благодати. Девство Богородицы отображает, помимо Её физического состояния, преданность Богу, высочайшее нравственное совершенство и чистоту. А Своей добродетельностью Богородица превзошла любого другого человека. Так, если Предтеча Господень, о котором сообщается, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11)), констатировал, что «недостоин развязать ремень у обуви» Христа (Ин. 1:27), то Пресвятая Владычица не только одевала и обувала Христа, но и питала, и охраняла, и правильно воспитывала (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной?).

При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» (Ис. 4:1)). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:34). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10).

3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина (Исх. 3:2), Лестница Иакова (Быт. 28:12), скиния (Исх. 26:1), ковчег (Исх. 25:10). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом (1Кор. 15:45,47)).

О Богородице в Библии

Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее:

  • Мф.1:16, 1:18-25, 2:11, 2:13-15, 2:19-23, 12:46-50, 13:55
  • Мк.3:31-35
  • Лк.1:26-56, 2:4-7, 2:16-52, 8:19-21
  • Ин.2:1-12, 19:25-27
  • Деян.1:14

Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях

На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.

Для сравнения следует заметить, что в протестантизме практически отсутствует богословско-мистическое понимание значения личности Богородицы и молитвенное Ее прославление. Формы же католического благочестия в отношении Девы Марии с Православной точки зрения кажутся чрезмерно чувственными и натуралистичными.

Например, католическое именование Богородицы Славой Божией, святой Розой в смысле некоего райского цветка, символа чистоты и непорочности органически чуждо Православию. Кроме того, в католической традиции достоинство Богородицы преуменьшено догматом о Ее непорочном зачатии. Согласно этому догмату, принятому в 1854 г., Богородица была зачата сверхъестественным образом, т.е. промыслительно изъята из состава человечества и еще до своего рождения освобождена от власти первородного греха. Православная Церковь рассматривает этот догмат как умаление нравственного совершенства и личного подвига Божией Матери.

Почему так много чудотворных икон Богородице

Велики помощь и заступничество Пресвятой Девы в жизни Церкви. Чудотворные иконы отражают эту реальность, фиксируя эти факты. Иконы отражают реальность заботы Богородицы о христианах, которые молитвенно обращаются к Ней.

Празднуя память той или иной иконы мы воспоминаем соответствующее её написанию событие и прославляем Пречистую Матерь нашего Спасителя. Как известно, прославление святых является формой прославления Бога, ведь Он является источником святости, «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44-45).
Список чудотворных икон Богородицы.

О молитвенном обращении к Богородице «спаси нас!»

Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.
В-третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.
В-четвртых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: «Моли Сына Твоего и Бога нашего», моли о душах наших, «…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим».

Как совместить приснодевство Богородицы и то, что у Иисуса Христа были братья и сёстры, о них говорится у всех евангелистов, например (Мк.6:3-4).

В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.

Как понять фразу про то, что Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7).

Словом первенец переведено греческое слово прототокос, буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.

Что такое «непорочное зачатие Богородицы»?

Учение католицизма о непорочном зачатии Девы Марии или, что то же, о том, будто Она была сверхъестественным образом изъята от уз первородного греха «с самого первого момента Своего Зачатия», распространилось (в Западной Церкви) во времена позднего средневековья, но было догматизировано лишь в середине XIX века (папой Пием IX, в 1854 г.).
Православная Церковь, высоко оценивая достоинства Божьей Матери, тем не менее никогда не учила, что Она была изначально свободна от первородного греха. В святоотеческом богословии проводится чёткое утверждение, что Дева Мария была предочищена Святым Духом во время Благовещения, перед самым зачатием Господа Иисуса Христа (но не в момент Своего зачатия от Иоакима и Анны). Применительно к Спасителю не принято использовать выражение «непорочное зачатие», но принято: «бессеменное зачатие от Святого Духа».
Следует заметить, что относительно вопроса о времени очищения Богородицы собственно от первородного греха в православно-богословской литературе встречаются разные мнения. Согласно одним, предочищение Её Духом Святым (перед зачатием Мессии) было связано и с Её очищением от первородного повреждения; согласно другим, Богородица была очищена от первородного греха в момент Сошествия Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы; наконец, третьи считают, что Её омытие от скверны первородного греха произошло через принятие Ею Крещения (совершённого Евангелистом Иоанном Богословом). Эти разногласия следует относить к частным богословским мнениям.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

  • Основные молитвы Молитвы ко Пресвятой Богородице (Богородице Дево, Достойно есть, Царице моя Преблагая)
  • Молитвы святых к Божией Матери
  • Акафист Пресвятой Богородице * Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
  • Акафисты, каноны, молитвы, тропари и кондаки пред чудотворными иконами
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день
  • Пяточисленные молитвы
  • Псалтирь Божией Матери святитель Димитрий Ростовский

Богородичные праздники

  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Память святых праведных Иоакима и Анны
  • Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • Успение праведной Анны
  • Собор Пресвятой Богородицы
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

См. МАРИОЛОГИЯ

Материал из Викисловаря

См. также богородица.
Статья недели 01/2007.
В Википедии есть страница «Богородица».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. Богоро́дица Богоро́дицы
Р. Богоро́дицы Богоро́диц
Д. Богоро́дице Богоро́дицам
В. Богоро́дицу Богоро́диц
Тв. Богоро́дицей
Богоро́дицею
Богоро́дицами
Пр. Богоро́дице Богоро́дицах
Зв. Богоро́дице

Бо-го-ро́-ди-ца

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 5a по классификации А. А. Зализняка). Имя собственное.

Корень: -Бог-; интерфикс: -о-; корень: -род-; суффикс: -иц; окончание: -а.

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Богородица с младенцем

Значение

  1. религ. в христианской, иудаистической и исламской традиции — мать Иисуса Христа ◆ На алтарных столбах изображение Благовещения: на левой стороне Ангел с ветвью, а на противоположном столбе прядущая Богородица. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск первый: X–XIV столетия», 1862–1875 г. ◆ Добро б травы худо росли и морозы вдвое серчали, уж человеки, аки звери лютые, предают друг друга, роют друг другу ямы; забыли вовсе бога (тут барская барыня перекрестилась) — прости, мать пресвятая богородица тихвинская, что вхожу во осуждение! И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. ◆ И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Её Церковь, прославляя Её в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окружённая трепетною любовью всех. Антоний Сурожский (Блум), «Успение Божией Матери», 1981 г. ◆ Владычица Богородица, в Тебе почило всё существо благости Божией, святости, премудрости, милости, долготерпения Божия к грешным, вся сила ходатайства за род христианский, чтущий Тя. Иоанн Кронштадтский, «Живое слово мудрости духовной», 1860–1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. Богоматерь, Матерь Божья, Дева Мария, Дева, Мадонна, Царица Небесная, Высочайшая Повелительница Ангелов

Антонимы

Гиперонимы

  1. мать, святой

Гипонимы

Меронимы

  1. греч. мафорий (Богоматери)

Родственные слова

Список всех слов с корнем «бог-/бож-»
  • имена собственные: Бог, Богоматерь, Богородица, Богоявление, Богоявленье, Божена, Дажбог, Даждьбог, Даждьбогъ, Дажьбог, Дажьбогъ
  • фамилии: Боголепов, Боголюбов, Боголюбский, Богомолов, Богородский, Богоявленский, Божедомов, Боженко, Эйбоженко
  • топонимы: Богодухов, Боголюбово, Богородицк, Богородск, Богородское, Богоявленск
  • пр. существительные: безбожие, безбожник, безбожница, безбожность, безбожье, бог, богадельник, богадельня, богинюшка, богиня, богоборец, богоборник, богоборчество, богобоязненность, боговдохновенность, боговидность, богогласник, богоданность, богодарованность, богодухновенность, богоизбранник, богоизбранничество, богоизбранность, богоискатель, богоискательница, богоискательство, боголюбец, боголюбивость, боголюбие, боголюбица, боголюбье, богомаз, богоматерь, богомерзость, богомил, богомильство, богомладенец, богомол, богомолец, богомолица, богомолка, богомолье, богомольница, богомольня, богомольчество, богомольщица, богоненавистник, богоненавистница, богоненавистничество, богоносец, богоносительство, богоносица, богоносность, богоноша, богообщение, богообщенье, богооставленность, богоотрицание, богоотрицанье, богоотступник, богоотступница, богоотступничество, богоподобие, богоподобность, богоподобье, богопознание, богопознанье, богопочитание, богопочитанье, богопродавец, богопротивник, богопротивница, богопротивность, богоравенство, богоравность, богородица, богородичны, богородчанин, богородчанка, богослов, богословие, богословье, богослужебник, богослужение, богослуженье, богоспасаемость, богостроитель, богостроительство, богосыновство, боготворение, боготворенье, богохуление, богохуленье, богохульник, богохульница, богохульственность, богохульство, богоцентричность, богочеловек, богоявленность, божба, божеволец, божедом, божедомка, боженька, божественность, божество, божница, божничка, божок, единобожество, единобожие, единобожье, крестобогородичны, многобожество, многобожие, многобожье, набожность, обоготворение, обоготворенье, обожание, обожанье, обожатель, обожательница, обожательство, обожествление, обожествленье, разубоживание, разубоживанье, самообожание, самообожанье, себяобожание, себяобожанье, убогость, убожество
  • прилагательные: безбожнический, безбожный, богадельный, богоблагодатный, богоборческий, богобоязливый, богобоязненный, богов, боговдохновенный, боговидный, богогласный, богоданный, богодарованный, богодухновенный, богоизбранный, богоискательский, боголюбивый, богомерзкий, богомерзостный, богомильский, богомоловый, богомольческий, богоненавистнический, богоносный, богооставленный, богоотступнический, богоподобный, богопротивный, богоравный, богородицын, богородичный, богородский, богословский, богослужебный, богоспасаемый, богоугодный, богоустановленный, богоучреждённый, богохранимый, богохульный, богохульственный, богоцентричный, богоявленный, божеский, божественный, божий, единобожеский, многобожеский, набожный, обожательский, убогий, убогонький
  • глаголы: безбожничать, богоборствовать, богомольничать, богомольствовать, богословствовать, боготворить, богохульствовать, божиться, забожиться, набогохульствоваться, набожиться, обоготворить, обоготвориться, обоготворять, обоготворяться, обожествить, обожествиться, обожествлять, обожествляться, отбожиться, побожиться, разубоживать, разубоживаться, разубожить, разубожиться
  • наречия: безбожнически, безбожно, богадельно, богоблагодатно, богоборчески, богобоязливо, богобоязненно, боговдохновенно, боговидно, богогласно, богоданно, богодарованно, богодухновенно, богоизбранно, богоискательски, боголюбиво, богомерзко, богомерзостно, богомильски, богомольчески, богоненавистнически, богоносно, богооставленно, богоотступнически, богоподобно, богопротивно, богоравно, богородично, богородски, богословски, богослужебно, богоспасаемо, богоугодно, богоустановленно, богоучреждённо, богохранимо, богохульно, богохульственно, богоцентрично, богоявленно, божески, божественно, божьи, единобожески, многобожески, набожно, обожательски, по-богословски, по-богослужебному, по-божески, по-божественному, убого, убогонько
  • междометия: боже
Список всех слов с корнем «род⁽ʲ⁾-/рож-/рожд-»
  • имена собственные: Богородица, Рождество-Богородичный, Свято-Рождество-Богородичный, Рождествено-Богородичный
  • фамилии: Рожанский, Рождественский
  • топонимы: Рождествено
  • пр. существительные: род, зарад, зарод, зародец, озород, родитель, родительница, прародитель, прародительница, родослов, родословие, родословец, родословная, родословник, родственник, родственничек, родня, родина, родильня, родильница, роженица, роженка, родимица, родимница, родиха, рожоха, выродок, порода, породистость, порождение, порожденье, природа, родинка, рождение, рожденье, вырождение, вырожденье, зарождение, зарожденье, живорождение, живорожденье, перерождение, перерожденье, роды, роженье, Рождество, родич, сородич, народ, народец, народишко, народник, народничество, народность, отродье, родник, родничок, самородок, уроженец, уроженка, урожай, урожайчик, урожаище, урожайность,
  • прилагательные: благородный, родной, родимый, родовой, родительский, родительный, родственный, близкородственный, рождённый, родившийся, породистый, родненький, врождённый, вырожденный, перерождённый, урождённый, нарождённый, богородичный, природный, природоохранный, урожайный, неурожайный, народный, антинародный, всенародный, международный, народнический, родильный, родименький, родненький, родниковый, самородный, близкородственный
  • глаголы: родить, рожать, рождать, рождаться, родиться, уродиться, выродиться, вырождаться, народиться, нарождаться, нарожать, переродиться, разродиться, породить, порождать, породиться, порождаться; уродить, уродиться, урождать, урождаться, породниться, зародить, зародиться
  • наречия: по-родственному, по-родительски, отродясь, отроду, сроду, всенародно, принародно

Этимология

Образовано от бог и род, родить, как калька греч. θεοτόκος, от θεός «бог» и τόκος «рождение, род»; ср.: τοκάς «рождающая», τίκτω «рождаю, произвожу».

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: the Blessed Virgin (en), Mother of God (en), Our Lady (en)
  • Латинскийla: Dei Genitrix (la) ж.
  • Немецкийde: Mutter Gottes (de) ж.
  • Украинскийuk: Богородиця (uk) ж.
  • Шведскийsv: Guds moder (sv), gudaföderskan (sv); jungfru Maria (sv), vår fru (sv)

Библиография

  • Богородица // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *