Большой требник читать

«Большой» Требник

На рождение младенца

  • Молитвы жене в 1-й день рождения отрочати ея
  • Молитва во еже назнаменати отроча в 8-ой день рождения
  • Молитвы жене родительнице по 40 днех, и во еже воцерковляти отроча
  • Молитва жене, егда извергнет отроча (при выкидыше)

Крещение и Миропомазание

  • Правила свв. Апостол и свв. Отец, о святом Крещении
  • Молитва во еже сотворити оглашенного
  • Последование святого Крещения
  • Последование святого Миропомазания
  • Увещание от иерея к восприемнику, по крещении младенца
  • Чин омовения отрочате, егда приносят его в церковь во осьмой день
  • Молитвы на пострижение власов младенца

Исповедь

  • Предисловие и сказание, о еже какову подобает бытии духовнику
  • Увещевание прежде исповедания ко кающемуся
  • Последование исповедания
  • Увещевания от духовника по исповеди

Обручение и венчание

  • Последование обручения
  • Последование венчания
  • Поучение от иерея к новобранцам
  • Молитва на разрешение венцев в 8-ой день
  • Главизна Никифора патриарха Константинопольского о двоеобрачных
  • Последование о двоебрачном

Елеосвящение или соборование

  • Последование святаго елея, сиречь молитвомаслия, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому
  • Чин, егда случится вскоре больному дати причастие

Водоосвящение

  • Последование малого освящения воды
  • Последование великаго освящения воды

Пострижение в монашество

  • Последование во одеяние рясы и камилавки (клобука) (Пострижение в рясофорного монаха)
  • Последование малыя схимы, сиречь мантии
  • Последование великаго и ангельскаго образа

Погребение

  • Последование исходное (погребения мирских человек)
  • Последование исходное монахов
  • Указ о провождении усопших на Святую Пасху и во всю Светлую седмицу
  • Последование мертвенное над скончавшимся священником
  • Чин погребения младенческаго

При осквернении храмов, колодцев, сосудов и проч.

  • Чин бываемый, аще случится чесому скверному яковомулюбо впасти в кладязь водный
  • Чин бываемый, аще случится чесому скверному впасти в сосуд вина, или елеа, ил меда, или чесого инаго
  • Молитва над сосудом оскверншеюся
  • Молитва над пшеницею оскверншеюся, или мукою, или видом неким
  • Молитва на отверзение храма, от еретиков осквершагося
  • Молитва на отверзение храма, оскверншаго от языков, еще же и еретиков
  • Молитва, глаголемая во входе на отверзение храма, в немже случится человеку умрети нуждно (и на иные случаи)

Разные молитвы

  • Молитва на основание дому
  • Moлитвa, егда кто имать внити в дом нов
  • Молитва о приносящих начатки овощей
  • Молитва над гумном
  • Молитва над коливом
  • Молитва о сущих в запрещениих
  • Молитва, бываемая прежде еже уснути, о искушающемся во сне
  • Молитва на брань блуда
  • Молитва над разрешаемым от запрещения
  • Молитва о дерзостно кленущихся
  • Молитва о скверноядших
  • Молитва на студныя помыслы
  • Молитва о кающихся
  • Молитва по смерти прощальная
  • Молитва на всякую немощь
  • Молитва о копании кладязя
  • Молитва в насаждении винограда
  • Молитва на обимание винограда
  • Молитва на благословение вина
  • Чин, бываемый на нивaх, или винoгpaдe, или вepтoгpaдe, аще случится вредитися от гадов, или иных видов
  • Молитва над сеянием
  • Молитва еже благословити мрежи
  • Молитва во еже устроити корабль
  • Молитва святых седми отроков, о ниемощием и неспящем
  • Молитва над солию
  • Поучение Иоанна Златоустаго во святый Великий четверток Поучение Иоанна Златоустаго во святую и великую Неделю Пасхи
  • Молитва во еже благословити брашна, мяса, во святую и великую Неделю Пасхи
  • Молитва, еже благословити сыр и яица
  • Молитва о храмине, стужаеме от злых духов
  • Молитва во еже благословити стадо
  • Молитва молебная на всякую литию
  • Молитва благословити ваия в Неделю Ваий
  • Молитва во причащение гроздия в 6-й день августа
  • Молитва во обновление Божия храма
  • Молитва умиревающая во вражде сущих

Разные последования

  • Последование на сыноположение (усыновление)
  • Последование над пещию
  • Последование, егда приходит отроча учитися Священным Писанием: и о отроцех неудобоучащихся
  • Последование молебное о немощных, обуреваемых от злых духов нечистых и стужаемых
  • Чин бываемый на разлучение души от тeлa, внегда человек долго страждет
  • Последование божественнаго и священнаго умовения
  • Последование святыя Пентикостии Последование молебнов в различныя литии
  • Канон молебный ко Пресвятей Богородице поемый во всякой скорби душевней и обстоянии
  • О возвышении панагии, егда кто хощет отыти на службу
  • Канон молебный ко Пресвятей Богородице во исповедание грешника
  • Последование Мефодия, патриарха Константинопольскаго о различных лицах и вoзpacтeх, от отвержения к православней и истинней вере обращающихся
  • Молитвы очистительныя от отвержения ко истинней вере обращающемуся
  • Последование о священнице, во сне искусившемся
  • Последование к братотворению духовному
  • Последование, егда крест творит священник на страсть недуга, со святым копием

Указания при обращении в православие иноверцев

  • Изложение, о еже како подобает приимати от иудеов приступающаго к вере христианстей. Образ отрицания сарацынскаго
  • Чин, како приимати к православней вере приходящих, иже измлада воспитани быша вне православныя церкви
  • Чин, еже како миром помазати к православней вере приходящих, и церкви соборной соединяющихся

Последование и молитвы в бедствиях

  • Последование в бездождие
  • Последование во время безведрия, егда дождь многий безгодно идёт
  • Канон в страх труса (при землетрясении)
  • Канон Пресвятей Троице в прещение губительныя немощи
  • Молитва иная в губительный недуг
  • Молитва глаголемая к Богу во время губительства и глада
  • Молитва на прещение громов и молний
  • Молитва от злорастворений ветров и бури морския
  • Последование в нашествии варвар (во время брани против супостатов)
  • Молитва о ИМПЕРАТОРЕ, и о воинстве ЕГО

Освящение храма, водружение креста

  • Чин бываемый на основание хрма, и о водружении креста
  • Указ о храмех, внегда святити, или не святити
  • Служба на обновление храма (священия церкве)

Сословие имен по алфавиту

***

Большой Требник по своему содержанию делится на две части.

В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.
Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды.
Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы.
После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху.
Этим заканчивается первая часть Требника.

Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате djvu.

Читать в формате djvu

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

Источник: Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры, СПб, 1995.

Поделиться ссылкой на выделенное

Большой Требник, гл. 93

008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027 028

О таинствах. Таинство Крещения / Православие.Ru Искать в Источнике pravoslavie.ru
… креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу. Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное обещание, что он отвергается от всех прежних заблуждений, принимает догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха, или нищеты, или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Иногда оба эти оглашения совершаются вместе, напр., при принятии в христианство лиц из иудейской веры и из магометанства ( Большой Требник , гл. 103—104 ) . Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу. Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол. Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять …
Литургика — В.В. Акимов Искать в Источнике azbyka.ru
… СПб., 1902. С. 365) . Виды Требника Требник – церковно-богослужебная книга, содержащая последования с молитвословиями, которые совершаются по особым случаям в связи с особыми жизненными обстоятельствами. Иными словами, в Требнике имеются последования частного богослужения, которые называются также требами. В Требнике находятся последования большинства таинств. Отсутствует только таинство Священства, молитвословия которого имеются в Архиерейском Чиновнике и связаны непосредственно с Божественной литургией. Таинство Причащения в этой книге отражено только в чине причащения больного. Большой Требник: первая часть В первой части Большого Требника имеются молитвословия, последования священнодействий, которые совершаются в обстоятельствах, бывающих в жизни большинства людей. В этой части находятся: Молитва жене в первый день рождения отрочати; Молитва во еже назнаменати отроча в восьмой день; Чин воцерковления; Таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Елеосвящения, Причащения (больного) ; Чин великого и малого освящения воды; Последования для тех, кто избрал монашеский образ жизни – 1 ( на одеяние рясы и камилавки; 2 ) малой схимы; 3 (великого и …
Лекции — протоиерей Владимир Воробьев Искать в Источнике azbyka.ru
… евхаристии их до конца понять нельзя. И в этом году мы решили сначала пройти литургию, а затем уже изучить и основные таинства. Таинства церкви, вернее, их чинопоследование, содержатся в книге, которая называется требник (по-гречески » евхалоги » или » евхалогион «) . В требнике содержатся требы, т. е. те службы, которые совершаются по требованию. Если, скажем, кому-то нужно причастить больного или кого-то поисповедать, крестить, венчать, кому-то отслужить молебен или отпевание, тогда приходят в церковь и требуют, просят, поэтому и службы называются требами. Требники бывают разные — есть большой требник, двухтомный, который называется » Требник Петра Могилы «. Петр Могила — это Киевский митрополит, основатель Киево-Могилянской академии, она носила его имя. Сам Петр Могила получит образование на Западе, у католиков и был весьма не чужд некоторого католического духа. Он был человеком, видимо, весьма одаренным и успел за свою жизнь сделать очень много. В христианстве хотел навести порядок в чинопоследованиях, которые употребляются Православной Церковью, — порядок, который есть у католиков. Поэтому он стал собирать разные чинопоследования и унифицировать их в каком-то …
Настольная книга священнослужителя, Раздел 21 — … Искать в Источнике azbyka.ru
… время пения Триоди постной, наконец, с 48-й до 58-й главы включительно – о храмовых праздниках, какие бывают во дни пения Триоди цветной. В 59-й главе находятся припевы, которые поются на 9-й песни канона утрени в Господние и Богородичные праздники. 60-я глава содержит Индиктион, Пасхалию зрячую и Лунник. Требник. В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по потребам (нуждам) одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Виды Требника: большой; малый; дополнительный и Требник в двух частях (малый) . Требник большой имеет две части. В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни или всех, или большей части христиан. Это главным образом последования таинств – Крещения, Миропомазания, Покаяния, Венчания (Брака) , Елеосвящения – и других Божественных служб, как погребение усопших, освящение воды, пострижение в монашество. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он преселяется в вечность. Молитвословия изложены в том …
Великий пост и общество потребления — еп. Каллист … Искать в Источнике azbyka.ru
… до пятницы шестой недели включительно и таким образом насчитывает сорок дней. Страстная седмица считается особым временем, отличающимся от собственно Великого поста. См. The Lenten Triodion, сс. 31-33. 8. “Cветло усрящим поста вход, вернии, и да не сетуим…” “День един убо, рече, житие всяко земных: труждающымся от любве четырядесять суть дней поста, яже совершим светло” ( канон утрени, глас 2-й ) . — Прим. ред. 9. Очерк мистического богословия восточной церкви, гл. VIII ( см. Москва, 1991 г., с. 129 ) . 10. Беседа о крещении (PG 65. 1028. BC) . 11. См. Канон на страх труса, Большой требник, Свято-Троице-Сергиева лавра, 1992 г., песнь 9-я. 12. Беседы о посте, I, 10 (PG 31. 181B) . 13. В действительности это просто более разработанный чин взаимного прощения, совершающийся в монастырях ежедневно в конце повечерия. 14. Более подробно см. The Lenten Triodion, сс. 35-37. Правила, принятые на Западе, были почти такими же до позднего Средневековья. 15. Этот отрывок читается на вечерне в пятницу последней седмицы перед Великим постом. 16. Это одно из “устных изречений”, agrapha, приписывавшихся Иисусу первохристианами, хотя и не вошедших в евангелия. Вы можете …
Погребение Искать в Источнике azbyka.ru
… где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» ( 9: 20-21 ) . Тела умерших архиереев и священников не омываются водою, а обтираются губкою, пропитанной елеем, и совершается это не мирянами, а священнослужителями (иереями или диаконами) . Тело усопшего монаха не омывают, а лишь отирают теплой водой, «творя прежде губою крест на челе скончавшегося, на персех, на руках, и на ногах, и на коленях, вящше же ничтоже» (Большой требник, «Последование исходное монахов») , затем «его одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, которая и бывает ему как бы гробом; над мантией делают из того же облачения три креста ради Христа, Крест Которого он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, то есть икону Христа» (Новая скрижаль) . Тело священнослужителя облачается во все одежды, соответствующие его сану, чем знаменуется, что на Страшном суде он будет держать ответ не только по исполнению христианского долга, но и по исполнению пастырского служения. …
Литургика — М.С. Красовицкая Искать в Источнике azbyka.ru
… нам окончание литургии, но программное песнопение этого дня – Вечери Твоея тайныя поется еще в трех местах. Во-первых, оно является причастным стихом и звучит в этот день и во время причащения священнослужителей и во время причащения мирян. Кроме того, вместо Да исполнятся уста наша также поется Вечери Твоея тайныя. Не лишним будет напомнить, что в Великий Четверг есть традиция (она оговорена в Уставе) после литургии совершать чин умовения ног. Но он может совершаться лишь в соборных, центральных храмах, когда архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям, двенадцати иереям (впрочем, Большой Требник говорит об игумене, а не об архиерее) . Великий Четверг это также день для освящения мира, которое бывает по окончании Евхаристического канона. Но миро освящается не во все годы. В России оно освящалось в Успенском соборе Московского Кремля и в Киево-Печерской Лавре. Повечерие этого дня малое, с трипеснцем, затем полунощница и утреня. Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, …
Книга получила свое название от слова «треба», … Искать в Источнике azbyka.ru
… Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника. Он получил название Требника Малого. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, напечатав в Малом Требнике Номоканон (в сокращенном виде) . В 1863 году в Киево-Печерской Лавре по благословению киевского митрополита Арсения был издан Требник Дополнительный. Виды Требников и их содержание В церковной практике существуют следующие виды Требника: Большой, Малый, Дополнительный, Малый в двух частях. Требник Большой состоит из двух частей. В первой части содержатся последования Таинств: Крещения, Миропомазания, Венчания (Брака) , Елеосвящения, Покаяния – и других Божественных служб: погребения усопших, освящения воды, пострижения в монашество. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность. Молитвословия изложены в той последовательности, в какой обыкновенно бывают потребны христианину. При тяжелой болезни, препятствующей человеку идти в храм, чтобы принять Святое Причащение, …
Православное венчание. Богослужебный очерк Искать в Источнике pravmir.ru
… издания 1522 г., очевидно, уже не найти. Четыре следующие издания, появившиеся между 1578 и 1614 гг., он не смог найти, в то время как в издании 1614 г. это вопрошание и ответ в первый раз доказательно отсутствуют 53. Устоявшаяся формула, которая, впрочем, не приведена полностью и в цитированном манускрипте Alexandrinus 207, очевидно, никогда не заменялась на вопрошание о согласии. Однако необходимо учесть, что, как кажется, мимо внимания Раэса прошло то, что напечатанный ныне ΜικρÕν ΕùχολÒγιον ‛Малый требник’ греческой Церкви в противоположность тому, который называется Μšγα ΕÙχολÒγιον ‛Большой требник’, предусматривает неоформленное вопрошание о согласии (Ðμολο­γ…α ‛исповедь’) в начале последования обручения. При этом соответствующий раздел дословно совпадает с текстом Cod. Pantocr. 149: ™ρωτ´ αÙτοÚς Ð ƒερεÝς ™¦ν θšλV ¹ νÚμφη τÕν νυμφ…ον, Ðμο…ως καˆ Ð νυμφ…ος τ¾ν νÚμφην ‛спрашивает их священник, желает ли (этого) невеста по отношению к жениху и жених по отношению к невесте’ 54. Более древние прямые свидетельства такого рода указаний на вопрошания о согласии до начала последования обручения, однако, до сих пор неизвестны. Но молитва на передачу колец, которая содержит пассаж …
БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ Искать в Источнике pravenc.ru
… Коккином ( 1353-1354, 1364-1376 ) молебный канон ко Господу «в общих напастех и в бездождие, в глад и мятеж, в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных и во всякое прошение» 6-го гласа с акростихом «Обща мольбы, Христе, Твоих раб приими», известный по мн. рукописям (напр., ГИМ. Син. греч. № 349. Л. 12-14, XV-XVI вв. ; ГИМ. Син. № 307. Л. 240-243, нач. XV в. ; ГИМ. Син. № 468. Л. 97об. — 104, 1457 г.) и старопечатным книгам (московские Потребники 1625 г. Л. 1) по третьему счету (, 1633 и 1636 гг. Л. 437об. ; Потребник 1639 г. Л. 319об.) . Бездождие (Засуха) . Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия ( Л. 197 об. — 205 ) : а (чтения) прокимен 4-го гласа » » ( Пс 64. 11, 13 ) , Апостол ( Иак 5. 7-9, 17-18 ) , аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие ( Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33 ) ; б (канон «к человеколюбцу Господу в бездождие») акростих » » (, по каждой песни к-рого предписана обычная молебная катавасия) в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи» (; в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и …
008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027 028

Постоянная ссылка на эту страницу: Большой Требник, гл. 93

Справочник — ПОИСКОВ.РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *