Буддизм и христианство

Разница между буддизмом и христианством

Буддизм и христианство относятся к мировым религиям. Это значит, что они не ограничены пределами одного этноса или одной страны (как, например религия евреев – иудаизм, японский синтоизм или некоторые другие религии), а распространены среди многих народов на нескольких континентах. Чем отличается буддизм от христианства, и есть ли у этих религий общее? Вопрос интересный и предполагает основательный экскурс в историю.

Историческая справка

Буддизм среди трех мировых религий (к которым относятся также христианство и ислам) хронологически самый «старший». Он появился в 6 веке до нашей эры на территории Индии. Для сравнения: в Европе это время, когда Рим был ничем не примечательным городом в числе многих других городов-государств Италии, а архаическая Греция стояла на пороге периода своей истории, позже названного классическим – поры наивысшего культурного расцвета. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама, сын раджи одного из небольших индийских княжеств. Позже он стал именоваться Будда (то есть пробужденный или просветленный) Шакьямуни (из рода Шакья).

Отличие буддизма от христианства в том, что последнее появилось значительно позже – в 1 веке нашей эры. Названо так по имени Иисуса Христа, проповедовавшего новую веру на территории, где сейчас расположено государство Израиль. Но говорить о нем как об основателе религии некорректно. Так как он являлся, с точки зрения христиан, сыном Бога (в разных ветках христианства этот термин толкуется по-разному), да и учение Христа мы знаем только в пересказе его учеников – апостолов. Рассказы апостолов о жизни и деяниях Христа легли в основу Евангелия (Благой вести), являющегося одной из книг Библии.

Сравнение

Рассматривая вопрос подробно, можно констатировать, что различия между буддистским и христианским вероучениями колоссальны. Скорее, более верным будет утверждение, что между ними нет практически ничего общего. Христианство, являясь одной из так называемых авраамических религий, возникло на основе древней еврейской религии – иудаизма, и в начальный период своей истории рассматривалось многими как одна из иудейских сект. Авраамическими считаются религии, в основе которых лежит древняя духовная традиция, восходящая к жившему в начале второго тысячелетия до нашей эры патриарху семитских племен Аврааму. К этим религиям относятся две мировых – христианство и ислам, а также национальная еврейская религия иудаизм и ряд более мелких учений, возникших на их основе.

Реклама

«Базой» же для буддизма послужил индуизм – старинная арийская религия. «Отпочковавшись» от индуистского древа, буддизм получил развитие во многих странах. Причем интересно, что в стране, где он появился, – в Индии, – буддизм распространен очень незначительно. Привлекательности новой религии, помимо вероучения, добавляло отрицание присущей индуизму кастовой системы, являющейся тормозом социального развития общества. Индуизм и иудаизм, ставшие основой для возникновения соответственно буддизма и христианства, оспаривают право называться самой древней из ныне действующих религий. Хотя у индуизма позиции все же тверже, ведь религиозные практики, которые легли в его основу, зафиксированы аж в памятниках эпохи позднего неолита (шестое тысячелетие до нашей эры), в то время как иудаизм «моложе» примерно на три тысячи лет. Но это положение не бесспорно, так как преемственность неолитических практик для индуизма – предмет научных дискуссий.

В теологии христианства и буддизма нет абсолютно ничего, что бы их объединяло. Большинство исследователей считает, что буддизм – даже не религия, а философско-этическая традиция. И для этого утверждения есть все основания. В буддизме, в отличие от христианства, нет концепции бога. Будда – всего лишь «просветленный», то есть человек, постигший Истину путем медитации и освобождения от земных привязанностей. Стать Буддой – просветленным может любой человек.

Основа христианства – поклонение Творцу и следование его заповедям. Иисус является сыном Бога, и в том, какова его природа – божественная или человеческая, – христиане единодушно так и не определились. Большинство считает, что божественная, однако часть (монофизиты) утверждает, что человеческая. В христианстве существует концепция Троицы – триединства Бога в лице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Буддисты не говорят о существовании Бога. Они заявляют о наличии некоего единого закона мироздания, постигнув который путем очищения и самосовершенствования, человек становится Буддой и освобождается от череды перевоплощений (сансары). Буддисты, в отличие от христиан, в принципе отвергают любое убийство (даже для пропитания и защиты). Правда, убийство растений (тоже ведь живые существа) для пропитания ими не возбраняется. Во второй половине прошлого века буддизм, прежде популярный преимущественно в Восточной Азии (Китай, Индокитай, Япония, Непал, частично Индия и некоторые другие государства), получил распространение в Европе и Северной Америке. Большую роль в этом, в частности, сыграло творчество британской рок-группы «Битлз» и движение хиппи.

Таблица

Итак, подведем итог, в чем разница между буддизмом и христианством. В приведенной ниже таблице вашему вниманию представлены лишь наиболее общие положения. Тем, кого тема заинтересовала всерьез, можно порекомендовать обратиться к специальной литературе, благо об этом написано немало книг.

Буддизм Христианство
Статус По мнению большинства исследователей – нравственно-философское учение Религия авраамической духовной традиции
Время возникновения 6 век до нашей эры 1 век нашей эры
Отношение к концепции Бога Бога не существует, есть фундаментальный закон эволюции мира, постигнуть который можно, став Буддой (просветленным). В результате чего человек разрывает кольцо сансары (перевоплощений) Существует Бог – творец всего сущего. Большинство христианских церквей признает концепцию Троицы – триединства Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа
Отношение к убийству Не допускает убийства людей и животных Допускает убийство животных для пропитания и людей – для защиты

Трипитака

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Палийский канон

Виная-питака
Суттавибханга Кхандхака Паpивара
Сутта-питака
Дигха-никая Мадджхима
Hикая
Самъютта
Hикая
Ангуттара
Hикая
Кхуддака
Hикая
Абхидхамма-питака
Дха. Виб. Дха.
Пуг.
Кат. Ямака Паттхана
Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали, Типи́така ; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзō; кор.삼장; вьет.Tam tạng) — свод буддийских священных текстов, созданных в V—III вв. до н. э. вскоре после просветления Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует несколько версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или ‘Типи́така’.

Китайская Трипитака переведена и частично составлена в первые века новой эры, и наряду с текстами из палийской Типитаки (санскр. Трипитака) содержит много материалов, восходящим к махаянским индийским источникам и частично отражающих жизнь в индийском обществе в более позднее время и философские идеи более позднего периода, нежели содержащиеся в палийской Типитаке.

Буддизм

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Следует учитывать, что махаянские редакции «Трипитаки» помимо текстов, традиционно считающимися «словами Будды», содержат также огромное количество сочинений буддийских философов, основателей школ (например, Нагарджуны, Васубандху, Дхармакирти и многих др.) и практиков, живших гораздо позднее Будды Шакьямуни.

Первый раздел, Виная-питака («Виная» означает буддийский монашеский устав), содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 227 правил поведения монахов и 250 правил поведения монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутта-питаке (палийская редакция) собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхамма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхаммы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхамма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты палийской Трипитаки (Типитаки) на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

Издания Трипитаки

По мнению доктора исторических наук А. А. Маслова наиболее полным изданием Трипитаки на сегодняшнее время считается японское 55-томное собрание «Тайсё синсю Дайдзокё» («Трипитака годов Тайсё»), изданное в период 1922—1933 годов и переизданное в Токио в 1968 году. Издание состоит из следующих томов:

  • Индийская часть:
    • тома 1—21 включают в себя сутры с проповедями Будды;
    • тома 22—24 — перевод монастырских уложений и монашеских правил;
    • тома 25—29 — переводы Абхидхармы;
    • тома 30—31 — переводы текстов Виджнянавады (Йогачары) и Мадхьямики;
    • том 32 — перевод шастр.
  • Китайская часть, составленная китайскими учителями:
    • тома 33—43 — комментарии китайских учителей на сутры;
    • тома 44—48 — трактаты школ китайского буддизма;
    • тома 49—52 — разнообразные исторические записи, биографии известных учителей разных школ, тексты о паломничествах и полемике школ;
    • тома 53—54 — энциклопедия основных понятий буддизма;
    • том 55 — каталог сутр.

По другим данным издание «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё» (Дачжэн синьсю дацзанцзин, 大正新修大藏经) от 1924—1934 годов включает в себя 85 томов, содержащих 2920 текстов, и 12 томов изображений. Данная Трипитака существует в электронном виде на китайском языке на сайте www.fodian.net.

В 1982 году началось составление «Китайской большой Трипитаки» (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). В 1997 году было издано 106 томов данного издания. Всего запланировано 220 томов, включающих в себя более 4200 текстов, собранных из ранних изданий Трипитаки на тибетском, китайском, маньчжурском и монгольском языках. Данное издание в бумажной версии имеет высокую стоимость, а в электронной версии имеет плохое качество. Поэтому главным источником текстов китайского буддизма для буддологов в настоящий момент остаётся «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё».

См. также

  • Трипитака Кореана
  • Палийский канон
  • Сутра
  • Виная
  • Абхидхарма

Примечания

  1. ↑ Маслов, 2004.
  2. ↑ 1 2 Чебунин, 2009.

Литература

  • Типитака / Андросов В. П. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 152. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Маслов А. А. Традиция чаньских записей // Классические тексты дзэн. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 480 с. — ISBN 5-222-05192-7.
  • Чебунин А. В. Китайский буддийский канон // История проникновения и становления буддизма в Китае: . — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4.
  • Шарыгин Г. В. Об основных проблемах изучения истории раннего буддизма и канонического собрания текстов раннего буддизма // Гуманитарные научные исследования. — Октябрь, 2012.

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
«Трипитака» согласно Энциклопедическому Словарю Брокгауза и Ефрона

  • Index of Suttas (англ.). Проиндексированный список сутт в алфавитном порядке, переведённых на английский язык.
  • Tipitaka (англ.). Проиндексированное оглавление «Палийского Канона» со ссылками на переведённые на английский язык сутты.
  • The Pali Tipitaka: Типитака на многих языках.
  • SuttaCentral: Типитака на многих языках.
  • Legacy SuttaCentral: Типитака на многих языках.

Тема: Христианство с точки зрения буддизма

Показано с 1 по 20 из 345

  • Опции темы
    • Версия для печати
  • Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  1. 02.01.2007, 03:29 #1 Основной участник Регистрация 20.01.2005 Традиция тхеравада Сообщений 716

    Христианство с точки зрения буддизма

    За последнее время я уже несколько раз сталкивался с тем, что люди, заинтересовавшиеся буддизмом, спрашивают, чем буддизм отличается от христианства с точки зрения буддизма (о том, чем буддизм отличается от христианства с точки зрения христианства, дьякон Кураев нам уже рассказал).
    Я, конечно, не Кураев, но написал короткий текст, который прилагаю. Надеюсь, что он окажется кому-нибудь полезным.
    Я буду благодарен за два рода комментариев. Во-первых, если найдете ошибки и упущения, скажите, я исправлю. Во-вторых, я буду очень рад, если кто-нибудь из уважаемых владельцев буддийских сайтов захочет опубликовать эту заметку у себя — если не хотите отвечать здесь, можно написать ПС.
    Антон Николаев
    Христианство с точки зрения буддизма
    1. Кому адресован этот текст
    Буддисты считают, что их религия не нуждается в пропаганде. Согласно представлениям буддистов, любой человек (или, вообще, любое живое существо) будет рождаться много раз (в некотором смысле — бесконечно много раз), пока самостоятельно не придет к буддизму.
    Таким образом, этот текст ни в коем случае не предназначен для того, чтобы обращать убежденных христиан в буддизм. Скорее, он мог бы оказаться полезен тем людям, которые уже заинтересовались буддизмом, однако в то же время интересуются христианством, и хотят разобраться в сходствах и различиях этих двух религий.
    2. Заповеди
    Буддисты считают, что для благоприятного следующего рождения более важно то, что человек прожил моральную жизнь, чем то, что он изучал буддийское учение. Учитывая то, что почти все христианские заповеди (не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти родителей) дословно совпадают с буддийскими, следование христианским заповедям приветствуется буддистами.
    Характерным исключением является то, что буддисты не верят в единого Бога-творца (мы обсудим это ниже); таким образом, заповедь о вере в Бога для буддистов не имеет смысла.
    3. Основатель религии
    Христиане верят, что основатель их религии, Христос, сейчас находится в раю, и с ним можно общаться посредством молитвы. Когда-то в будущем Христос снова придет к нам лично и заберет всех христиан с собой в рай.
    Отношение буддистов к Будде принципиально иное. Буддисты верят, что Будда умер навечно, и никогда не вернется. Таким образом, каждый буддист должен идти к конечной цели — к просветлению — самостоятельно, получая помощь от Будды лишь опосредованно, через учение Будды и через буддийскую общину.
    Изучение буддизма под руководством лично самого Будды приводило его учеников к просветлению особенно быстро, а тем буддистам, которые не знали Будду лично, приходится идти к просветлению дольше, в течение многих жизней. (Поэтому некоторые буддисты верят, что они смогут достичь просветления лишь тогда, когда в мир придет следующий просветленный учитель, которого они называют Майтрейя. То, как эти буддисты ждут Майтрейю, может быть уподоблено тому, как христиане ждут Христа.)
    4. Практика
    Если собрать все проповеди Христа, они поместятся на нескольких страницах. Соответственно, религиозная практика христиан очень ограничена и сводится фактически только к соблюдению моральных заповедей и регулярной молитве.
    В то же время собрание проповедей Будды, так называемый Палийский Канон, занимает несколько томов. Поэтому в буддизме есть развитая религиозная практика, которую преподал буддистам лично Будда, в том числе несколько разных видов медитации.
    5. Бог-творец
    Христиане верят в то, что Бог сотворил мир. С точки зрения буддистов, это ошибочное мировоззрение: буддисты верят, что вначале возник мир, а потом в нем возникли различные существа, в том числе боги, демоны, люди, животные и другие.
    У христиан Бог-творец является и Богом-судьей. Когда человек умирает, Бог принимает решение относительно того, следует ли направить этого человека в рай или в ад. Буддисты категорически не согласны с этим. Согласно представлениям буддистов, нет никого, кто принимает «решение» относительно того, куда отправится умерший человек; этот человек может родиться снова в том или ином мире, или может больше не родиться, однако это происходит не по воле Бога, а в силу действия объективных законов мира.
    6. Христос
    Буддисты не согласны с историей Христа в том виде, как ее излагают христиане, однако они могут согласиться с некоторыми отдельными элементами этой истории.
    Буддисты считают, что бог после своей смерти в мире богов (после бесконечно долгой жизни) может родиться человеком в мире людей.
    Аналогично, буддисты считают, что человек после своей смерти в мире людей может родиться богом в мире богом.
    Буддисты не верят, что человек может быть представителем Бога-творца в мире людей, поскольку, как сказано выше, Бог-творец не существует.
    Что касается общения людей с богами (например, в процессе молитвы), буддисты верят, что это возможно; однако, согласно воззрениям буддистов, эта возможность как таковая не имеет никакого отношения к религии.
    7. Заключение
    На этом я хочу завершить краткое сопоставление христианства и буддизма. Конечно, я не затронул многих деталей, однако поскольку текстов на эту тему почти не существует (или они очень тенденциозны), я уверен, что этот текст окажется кому-нибудь полезен.

  2. 02.01.2007, 04:40 #2 Участник Регистрация 09.07.2003 Традиция Гелуг Сообщений 70 Сообщение от Антон Николаев Согласно представлениям буддистов, любой человек (или, вообще, любое живое существо) будет рождаться много раз (в некотором смысле — бесконечно много раз), пока самостоятельно не придет к буддизму. А что, тот, кто пришел к буддизму, больше не будет рождаться?
  3. 02.01.2007, 06:21 #3 Участник Регистрация 09.07.2003 Традиция Гелуг Сообщений 70 Сообщение от Антон Николаев Буддисты верят, что Будда умер навечно, и никогда не вернется. А может, все-таки, Будда Шакьямуни (Вы Его имеете в виду, да?) ушел в нирвану? А как насчет тех, кто дал обет возвращаться в мир снова и снова?
    «Пока сществует пространство
    И пока живущие пребывают в нем,
    Путсть и я буду жить
    Избавляя мир от страданий» — Бодхисаттвачарьяаватара
    Изучение буддизма под руководством лично самого Будды приводило его учеников к просветлению особенно быстро, а тем буддистам, которые не знали Будду лично, приходится идти к просветлению дольше, в течение многих жизней. Мы, не знающие Будду лично, читаем в Ламриме (1-й том, стр. 36) :»…слушать надо с пятью мыслями…мыслью о великой Пользе, поскольку (Дхарма) в конце концов приносит плоды нирваны и великого Пробуждения…и мыслью о Непогрешимости, так как (Дхарма) позволяет уже сейчас (имеется в виду — в этой жизни) достичь основы тех двух плодов — блаженства Безмятежности и Проникновения…»
    Поэтому некоторые буддисты верят, что они смогут достичь просветления лишь тогда, когда в мир придет следующий просветленный учитель, которого они называют Майтрейя. То, как эти буддисты ждут Майтрейю, может быть уподоблено тому, как христиане ждут Христа.)
    В то же время собрание проповедей Будды, так называемый Палийский Канон, занимает несколько томов. Поэтому в буддизме есть развитая религиозная практика, которую преподал буддистам лично Будда, в том числе несколько разных видов медитации. Совсем не поэтому. Будда преподал более 80 000 учений в соответствии со способностями существ (не могу сейчас назвать источник, точно етсть у Его Святейшества Далай Ламы, да и во многих других книгах тоже).
    буддисты верят, что вначале возник мир, а потом в нем возникли различные существа, в том числе боги, демоны, люди, животные и другие. Опять же, не указываю источник — его Святейшество Далай Лама говорит, что мир возникает благодаря совокупной карме существ.
    Согласно представлениям буддистов, нет никого, кто принимает «решение» относительно того, куда отправится умерший человек; этот человек может родиться снова в том или ином мире, или может больше не родиться, однако это происходит не по воле Бога, а в силу действия объективных законов мира. В силу действия законов кармы, наверное?
    Буддисты не согласны с историей Христа в том виде, как ее излагают христиане, однако они могут согласиться с некоторыми отдельными элементами этой истории. Уверена, что многие практикующие Дхарму никогда и не слышали о Христе
    Что касается общения людей с богами (например, в процессе молитвы), буддисты верят, что это возможно; однако, согласно воззрениям буддистов, эта возможность как таковая не имеет никакого отношения к религии. Немного не понятно, что Вы имеете в виду: общения с существами, которые живут в мире богов или с божествами, например Авалокитешварой, Манджушри и т.д.? В первом случае, нам, скорее всего, придется прибегнуть к услугам медиума А во втором — многие произведения, например «37 практик бодхисаттвы» начинаются с поклонения «…Ченрези, обездоленных защитник, склоняюсь, преисполненный почтения, перд тобою…» и т.д. Почему же не имеет отнощения к религии (если Вы имеете в виду буддизм, конечно).
    На этом я хочу завершить краткое сопоставление христианства и буддизма. Конечно, я не затронул многих деталей, однако поскольку текстов на эту тему почти не существует (или они очень тенденциозны), я уверен, что этот текст окажется кому-нибудь полезен. У меня, как у начинающей, осталась целая куча вопросов, и, ни в коем случае не хочу Вас обидеть, из Вашей работы мне не понятно ровным счетом ничего.
  4. 02.01.2007, 14:13 #4 Участник Регистрация 24.12.2005 Традиция буддист Сообщений 1,434 Будда Гаутама не умер. Он достиг состояния полностью свободного от неведения и страдания.
  5. 02.01.2007, 14:17 #5 Участник Регистрация 24.12.2005 Традиция буддист Сообщений 1,434 В буддизме присутствует возмоность попасть в рай, чистую землю Сукхавати и далее не воплощаясь, изучать Дхарму под руководством будды Амитабхи.
    Иисус Христос — не мирской бог , а просветленное существо, свободное от неведения.
    (с точки зрения Судзуки и с моей точки зрения)
  6. 02.01.2007, 14:30 #6 Участник Регистрация 24.12.2005 Традиция буддист Сообщений 1,434 Да будет практика, а не философская болтовня. Так воспринимаю послание Будды. Да будет обнаружено
    1. страдание
    2. причина страдания — невежество, страсти.
    3. состояние, полностью свободное от страдания.
    4. путь , ведущий к освобождению от страдания
    «Итак, Васеттха, монах не враждебен в мыслях, и Брахма не враждебен в мыслях. Может ли монах, не враждебный в мыслях, встретиться и сойтись с Брахмой, не враждебным в мыслях?»
    – «Да, почтенный Готама».
    – «Хорошо, Васеттха. Итак, Васеттха, этот монах, не враждебный в мыслях, с распадом тела после смерти достигнет соединения с Брахмой, не враждебным в мыслях. – И такое может быть.
    Итак, Васеттха, монах не злонамерен в мыслях, и Брахма не злонамерен в мыслях. Может ли монах, не злонамеренный в мыслях, встретиться и сойтись с Брахмой, не злонамеренным в мыслях?»
    – «Да, почтенный Готама».
    – «Хорошо, Васеттха. Итак, Васеттха, этот монах, не злонамеренный в мыслях, с распадом тела после смерти достигнет соединения с Брахмой, не злонамеренным в мыслях. – И такое может быть.
    Итак, Васеттха, монах не осквернен в мыслях, и Брахма не осквернен в мыслях. Может ли монах, не оскверненный в мыслях, встретиться и сойтись с Брахмой, не оскверненным в мыслях?»
    – «Да, почтенный Готама».
    – «Хорошо, Васеттха. Итак, Васеттха, этот монах, не оскверненный в мыслях, с распадом тела после смерти достигнет соединения с Брахмой, не оскверненным в мыслях. – И такое может быть.
    Итак, Васеттха, монах владеет собой, и Брахма владеет собой. Может ли монах, владеющий собой, встретиться и сойтись с Брахмой, владеющим собой?»
    – «Да, почтенный Готама».
    – «Хорошо, Васеттха. Итак, Васеттха, этот монах, владеющий собой, с распадом тела после смерти достигнет соединения с Брахмой, владеющим собой. – И такое может быть».»
    Тевиджджа сутта.
    http://dhamma.ru/canon/dn13.htm Последний раз редактировалось Платон; 02.01.2007 в 14:53.
  7. 02.01.2007, 16:26 #7 Основной участник Регистрация 09.10.2002 Традиция … Сообщений 3,549 А как насчет тех, кто дал обет возвращаться в мир снова и снова?
    «Пока сществует пространство
    И пока живущие пребывают в нем,
    Путсть и я буду жить
    Избавляя мир от страданий» — Бодхисаттвачарьяаватара Думаю будет много дополнений на эту тему.
    Но одно для меня важно и значимо — давал ли сам Будда Шакьямуни такой обет — возвращаться в мир снова и снова?
  8. 02.01.2007, 16:38 #8 Основной участник Регистрация 16.05.2002 Традиция Mahāyāna Сообщений 7,041 Может быть эта книга окажется вам полезной: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3090017/
    Сообщение от Антон Николаев Буддисты считают, что их религия не нуждается в пропаганде. Вообще-то они так не должны считать. Будда рассылал архатов распространять Дхарму. Возможно вы имели ввиду, что не следует обращать человека в буддизм насильно, но неудачно сформулировали?
    Буддисты считают, что для благоприятного следующего рождения более важно то, что человек прожил моральную жизнь, чем то, что он изучал буддийское учение. Учитывая то, что почти все христианские заповеди (не убивай, не кради, не прелюбодействуй, чти родителей) дословно совпадают с буддийскими, следование христианским заповедям приветствуется буддистами. Буддисты должны считать, что рождение определяется поступками (т.е. кармой), но поступки бывают трех видов — тела, речи и ума. При этом карма ума определяюща. (см. Дхаммапада 1-2). Так что «моральная жизнь», это не только моральная жизнь в социуме, но, самое главное, и «моральная жизнь» в сознании. Вот в этом принципиальное отличие, которого вы не заметили. Насчет неважности изучения, изучение играет свою роль, но разве бывают христиане только лишь изучающие заповеди? Довольно странное у вас противопоставление изучения и жизни.
    Отношение буддистов к Будде принципиально иное. Буддисты верят, что Будда умер навечно, и никогда не вернется. Таким образом, каждый буддист должен идти к конечной цели — к просветлению — самостоятельно, получая помощь от Будды лишь опосредованно, через учение Будды и через буддийскую общину. А так же, что Будда никогда не умирал и никуда не уходил.
    Изучение буддизма под руководством лично самого Будды приводило его учеников к просветлению особенно быстро, Так что у вас всё-таки важнее изучение или моральная жизнь?
    Христиане верят в то, что Бог сотворил мир. С точки зрения буддистов, это ошибочное мировоззрение: буддисты верят, что вначале возник мир, а потом в нем возникли различные существа, в том числе боги, демоны, люди, животные и другие. Мир в смысле сансара?
    У христиан Бог-творец является и Богом-судьей. Когда человек умирает, Бог принимает решение относительно того, следует ли направить этого человека в рай или в ад. Буддисты категорически не согласны с этим. Согласно представлениям буддистов, нет никого, кто принимает «решение» относительно того, куда отправится умерший человек; этот человек может родиться снова в том или ином мире, или может больше не родиться, однако это происходит не по воле Бога, а в силу действия объективных законов мира. Это происходит в соответствии с кармой (т.е. поступками). Туда куда направленны их поступки там люди и рождаются, не осознавая этого.
    Буддисты не согласны с историей Христа в том виде, как ее излагают христиане, однако они могут согласиться с некоторыми отдельными элементами этой истории. А с чего им несоглашаться с историей Христа?
  9. 02.01.2007, 16:50 #9 Основной участник Регистрация 09.10.2002 Традиция … Сообщений 3,549 А с чего им несоглашаться с историей Христа? Сын Божий. Вот единственное с чем не соглашаются
    То есть некое живое существе в виде человека, с особой, отсутствующей у остальных людей напрямую родственной природой.
    В буддизме же, в потенциале, все равны — все обладает одинаковой «природой Будды» (и даже собака)
    А вот природой Христа обладает только он сам. Остальные — только образ и подобие Божье.
    Конечно, это мое понимание «несогласия»
  10. 02.01.2007, 16:50 #10 Участник Регистрация 23.11.2005 Традиция Принял Прибежище у Оле Нидала Сообщений 683 Все-ли помнят — довести до абсурда можно любую мысль? ? ?
  11. 02.01.2007, 17:11 #11 Основной участник Регистрация 16.05.2002 Традиция Mahāyāna Сообщений 7,041 Сообщение от Skyku Сын Божий. Вот единственное с чем не соглашаются
    То есть некое живое существе в виде человека, с особой, отсутствующей у остальных людей напрямую родственной природой. Это метафизика, а человек говорит про историю.
    В буддизме же, в потенциале, все равны — все обладает одинаковой «природой Будды» (и даже собака) В буддизме четыре потенциала.
  12. 02.01.2007, 17:22 #12 Основной участник Регистрация 09.10.2002 Традиция … Сообщений 3,549 Это метафизика, а человек говорит про историю. Само слов — Христос — метафизично. В том контексте, в котором оно родилось и употреблялось.
    Если убрать метафизику, то нужно бы говорить — Иисус из Назарета (Назаретянин).
    Тогда правда и христианства не станет. И сама фраза «христианство с точки зрения буддизма» будет нелепой.
    В буддизме четыре потенциала. Да хоть 124. В данной теме важно что ими обладает каждое живое существо.
  13. 02.01.2007, 18:36 #13 Участник Регистрация 23.11.2005 Традиция Принял Прибежище у Оле Нидала Сообщений 683 Сообщение от Платон
    «Смотри не на человека, а на учение. Смотри не на слова учения, а на смысл. смотри не на смысл, а на свое понимание. Смотри не на свое понимание, а на Запредельную Мудрость.»
    Эти слова Будды посвящены всем учениям. Любую мысль можно довести до абсурда. К нашему сожалению- исключений нет.
  14. 02.01.2007, 19:19 #14 Основной участник Регистрация 16.05.2002 Традиция Mahāyāna Сообщений 7,041 Сообщение от Платон «Смотри не на человека, а на учение. Смотри не на слова учения, а на смысл. смотри не на смысл, а на свое понимание. Смотри не на свое понимание, а на Запредельную Мудрость.» Эти слова Будды посвящены всем учениям. Будте добры, приведите ссылку на источник.
  15. 02.01.2007, 19:23 #15 Участник Регистрация 09.07.2003 Традиция Гелуг Сообщений 70 Сообщение от Антон Николаев Буддисты считают, что для благоприятного следующего рождения более важно то, что человек прожил моральную жизнь, чем то, что он изучал буддийское учение. В книге «Комментарий на 37 практик бодхисаттвы» Его Святейшество Далай Лама говорит:»Чтобы практиковать Дхарму, мы должны обладать знаниями о ней. Чтобы узнать о ней, необходимо ее слушать. Поскольку теперь мы обладаем человеческим телом, внимая и размышляя о Дхарме, мы сможем понять смысл этого Учения. Обладая такой возможностью, спешите практиковать…» Также много указаний на важность слушания и размышления о Дхарме в Ламриме.
  16. 02.01.2007, 19:40 #16 Участник Регистрация 09.07.2003 Традиция Гелуг Сообщений 70 Сообщение от Skyku Но одно для меня важно и значимо — давал ли сам Будда Шакьямуни такой обет — возвращаться в мир снова и снова? Мне тоже не вполне понятен этот аспект, но, может быть, можно порассуждать например так: «Авалокитешвара — воплощение сострадания всех просветленных существ, иными словами — будд…»(Комментарий на «37 практик бодхисаттвы»). Там же:»Достигнутым прозрением окрыленный, от судеб мира — юдоли сансары не устранившись…» — из поклонения Авалокитешваре.
    Еще Его Святейшество Далай Лама говорит (никак не могу найти эту цитату )что считается, что Будда Шакьямуни только показал возможность просветления и уход в нирвану (извините за вольное переложение). Из этого может следовать, что Будда Шакьямуни никогда и не уходил.
  17. 02.01.2007, 19:53 #17 Основной участник Регистрация 20.01.2005 Традиция тхеравада Сообщений 716 Я благодарю всех участников дискуссии за интересные комментарии.
    Однако, пожалуйста, не отходите далеко от темы, а то за вами придет злой модератор.
    А в это время я вспомнил один важный момент, который я не упомянул в моем тексте: Христос, как верят христиане, искупил людские грехи, а с другой стороны, некоторые буддисты верят в возможность передачи заслуг. Я могу добавить абзац с кратким обсуждением того, что здесь похоже, а что — нет.
  18. 02.01.2007, 20:14 #18 Администратор Регистрация 08.05.2002 Традиция чань (религиозный фанатик) Сообщений 12,964 Записей в блоге 4 а то за вами придет злой модератор Придет, придет…
  19. 02.01.2007, 20:21 #19 Участник Регистрация 24.12.2005 Традиция буддист Сообщений 1,434 «Совершение благих деяний, избегание недобродетельных поступков, обуздание ума — такова сущность учения всех Татхагат» из Дхаммапады.
    Если Дхамма не возникнет из глубины сердца, оно останется только на уровне слов!
    Именно это говорит нам Будда в «Четырёх опорах», к этому призывает Иисус своих последователей
    «Опирайтесь на то, что передаёт учитель, не на его личность;
    Опирайтесь на смысл, не просто на слова;
    Опирайтесь на истинный смысл, а не на временный;
    Опирайтесь на свой ум мудрости, не на свой обычный, выносящий суждения, ум»
  20. 02.01.2007, 20:28 #20 Участник Регистрация 15.12.2006 Традиция нет Сообщений 53 Антон Николаев, а Вы вообще Христианскую традицию исключительно с точки зрения «ортодоксов» только воспринимаете?
    Советую Вам почитать Мейстера Экхарта или св.Вранциска Ассийского. Христианство, как и Буддизм (изначально) — это суть религии спасения, безусловно с глубоким духовно-мистическим(внутренним) контентом. А как их интерпритировала светская власть, это по большому счёту дело десятое…
    Так что я считаю, что и Буддизм и Христианство, суть одно и тоже… (естественно с точки зрения Мистических(внутренних), а не Светских (внешних) интерпритаций).

» Предыдущая тема | Следующая тема »

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  • BB коды Вкл.
  • Смайлы Вкл.
  • код Вкл.
  • code is Вкл.
  • HTML код Вкл.

Правила форума

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *