Чем отличается фантазия от лжи

Вопрос, как разграничить ложь ребенка и обычную фантазию, стоит перед многими родителями.
Чем отличается ложь от фантазии? Для начала приведем точные определения этих двух понятий:

  • «Ложь — заведомо неверная информация, неправда, вымысел, дезинформация».
  • «Фантазия — ситуация, представляемая человеком, не соответствующая реальности, но отражающая его желания. Является частью творческого воображения».

Ложь или фантазия? Чем ложь отличается от фантазии?

  • Настоящая ложь появляется с 5-6 лет, до этого чаще всего дети просто фантазируют. До этого возраста для них нет разделения просто неправды от неправда с целью получить выгоду, они не понимают, что делают что-то неправильное, порицаемое обществом, не имеют еще тех нравственных понятий, что есть у взрослых.
  • Задумайтесь, ведь ребенок начинает врать (точнее фантазировать) с самого момента появления воображения и освоения речи. Он «понарошку» кормит кукол, «понарошку» строит дома, «понарошку» делает уколы и т.п. Эти безобидные фантазии позволяют ему избегать запретов и ограничений в процессе познания мира. Например, малышке не разрешают брать мамину помаду, она накрасит губки конфеткой, рассказывая всем, что эта помада.

Как различить детская ложь или фантазия? Такая задача стоит перед родителями детей постарше.

Как определить врёт ребёнок или нет, думается, без труда сможет любой родитель.

Кому как не родителям известны особые признаки в поведении ребенка, когда он врет. Психологи указывает следующие типичные признаки: меняется выражение лица, тон или темп речи, тихий голос, перевозбуждение, излишние суетливые жесты, попытки прикрыть ложь болтовней.
Причины склонности к вранью могут быть разными. Кому-то не комфортно в среде сверстников, своим враньем он пытается завоевать авторитет. Возможно, ребенку не хватает внимания взрослых, совместных занятий и игр с ними. А кто-то просто так выражает свое живое воображение, в данном случае целесообразно перенаправить его в творческие занятия: рисование, рукоделие, лепку и т.д.

А теперь остановимся подробнее на конкретных рекомендациях родителям.

Как научить ребёнка говорить правду и как научить ребёнка не врать? Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам в воспитании детей, как правильно воспитать сына так и дочь:

  • Если Вы понимаете, что ребенок просто фантазирует, покажите ему своим видом понимание того, что он шутит, и включение в его игру. Или же совместно доведите фантазию до абсурда, посмеявшись над ней в конечном итоге.
  • В случаях сознательной лжи скажите ребенку о своих сомнениях в правдивости его слов. Если Ваше чадо сознается, похвалите его. Часто дети оправдывают свою ложь нежеланием огорчить родителей своими неправильными поступками. Объясните, что ложь огорчает близких людей больше, чем сами поступки.
  • Не допускайте собственной лжи при ребенке в повседневной жизни. Например, не говорите никому, что папы нет дома, если он находится дома, и т.п.

Зачастую к лжи приводят неоправданные запреты.

  • Не стоит обижать ребенка тотальной проверкой его честности (выворачиванием карманов, слежкой). При наказании ребенка за проступок учитывайте, сказал ли он правду, или скрыл ее от Вас.
  • Ребенок 5-6 лет пока не может воспринимать абстрактные понятия «о неэтичности лжи». Именно поэтому оперируйте при беседах конкретными примерами из жизни, иллюстрируя все наглядно. Просто расскажите ему поучительные истории из Вашего детства и о том, к чему может привести ложь. Используйте и ролевые игры (лгун и жертва лжи), которые опять же покажут наглядно возможные последствия.

Стоит помнить, что это взрослые воспринимают факт лжи через призму своих моральных норм, у ребенка же еще нет понятия об этике, у него еще только идет процесс усвоения того, что ложь порицаема. Также вы можете почитать про «развитие коммуникабельности у детей» и про то, «как воспитать ребёнка без наказания» на нашем сайте, возможно это поможет также предупредить ложь у детей.

Борьба за слова: обман и фантазия

  • May. 6th, 2015 at 9:09 PM

В чем разница между патологическим лжецом и безобидным фантазером-выдумщиком? Как объяснить ребенку, что врать нехорошо, но в то же время дать ему понять, что «резать правду-матку в глаза» тоже не всегда уместно?
Вопросы, прямо скажем, вечные. Но на мой взгляд, ответы на них трудно найти прежде всего потому, что они поставлены неправильно. Ложь и обман не противоположны правде — они противоположны искренности. Правда, в свою очередь — антоним выдумки, а не лжи.
Поясню подробнее, что я имею в виду.
Маленькие дети обучаются врать раньше, чем говорить.Специалисты знают, что младенец плачет по-разному, когда ему больно, холодно, мокро или хочется есть.
Так вот: стоит ребенку заметить, что мама подходит к нему, когда он заплачет, как он начинает плакать, когда ему не холодно и не голодно, а просто хочется внимания. Это и есть первая ложь в жизни любого человека.
Собственно, с этого начинается мышление: будущий человек замечает, что окружающие отвечают на его сигналы. Подавая правильный сигнал, можно вызвать нужную тебе реакцию, заставить большого и сильного взрослого делать то, что ты хочешь.
Власть манипуляции — первая и чаще всего единственная власть, которую ребенок имеет над родителями. И он использует ее на полную катушку, если родители не остерегутся. Все хотя бы раз видели, как любящая мама пляшет под дудку своего отпрыска, даже не замечая, что уже давно не главная ни в семье, ни в доме.
Манипулятору нет дела ни до правды, ни до лжи. Он может говорить и то, и другое с одинаковым удовольствием. Имеет значение только одно: можно ли с помощью этих слов добиться своего. Все, что может быть использовано против тебя, будет использовано.
На самом деле самый эффективный обман — обман с помощью правды. Нужно лишь знать, в какой момент и какими словами эту правду сообщить, чтобы собеседник сделал именно то, чего ты от него ждешь.
Иногда говорят, что дети от природы искренни, а лживость — результат плохого воспитания и дурного примера родителей. На самом деле дети от природы лжецы и манипуляторы. Плохое воспитание действительно играет в этом немалую роль, но не потому, что родители приучили ребенка лгать, а потому, что не отучили вовремя.
Но, конечно, единственный способ это сделать начинается с того, чтобы прекратить ложь и манипуляции между собой. Дети никогда не слушают родителей, но прекрасно их видят. И повторяют все то, что делают взрослые, даже если взрослые запрещают так делать. Особенно если запрещают.
Чтобы наставления сыграли хоть какую-то роль, ребенок должен видеть, что в его семье все относятся друг к другу с уважением и общаются искренне. Если ты чего-то хочешь — попроси. Если тебе что-то не нравится — скажи прямо и договорись о компромиссе. Если ты что-то чувствуешь — вырази это простыми уважительными словами. Если тебя самого попросили о чем-то — сделай или объясни, почему этого делать не надо.
Нужно только помнить, что искренность неотделима от уважения. Без него она превращается в обыкновенное хамство, эгоцентризм и бесцеремонность. Мне доводилось видеть немало людей, которые кичились тем, что никем не манипулируют и не ведутся ни на чьи манипуляции. При этом вся манера их поведения была оскорбительна до последней крайности. Любые попытки призвать их к порядку и заставить проявлять хоть какую-то вежливость они обзывали манипуляцией и начинали уже адресно оскорблять собеседника.
В то же время совершенно запрещать хитрости, обман и прочие подобные методы тоже не стоит. Это оружие, которому место только во время конфликта, противостояния — как и любому другому оружию. И владеть им очень полезно. Прямота хороша между своими, теми, кого ты любишь и уважаешь. Но если твоя цель — победа, то победить хитростью не менее почетно, чем прямой силой.
Воображение — штука совершенно другого порядка. Оно приходит вместе со словами, то есть позже, чем первый обман. Начиная говорить, человек понимает, что из слов можно составлять картины, которые выглядят точь-в-точь как настоящие, но при этом не существуют. Можно описать выдуманное событие. Ненастоящее животное. Друга, которого у тебя нет, но очень хочется.
Осаживать воображение — дело неблагодарное и вредное. Без него в жизни не обойтись. А вот что нужно сделать — так это приучить ребенка всегда заранее оговаривать, что сейчас будет выдумка. Что-то вроде сказочного зачина по Проппу: это было давно и неправда.
Всегда четко отличать придуманное от настоящего — действительно полезный навык. Особенно потому, что людям в принципе свойственно верить всему, что они в состоянии понять. Мы считаем истинной любую понятную идею, так же как «по умолчанию» считаем существующим любой увиденный предмет. Фильтр сомнения включается уже потом — если включается.
Но сама способность построить у себя в голове реальность из слов, да еще так, чтобы другие тоже могли в нее войти и осмотреться, бесценна. Без нее не было бы всей нашей цивилизации, ведь любое изобретение или открытие (кроме совершенных случайно) должно было появиться в фантазиях изобретателя, а уж потом воплотиться в жизнь. Любая идея, захватившая массы, смогла это сделать только потому, что эти самые массы увидели в своем воображении мир, где эта идея победила, и начали строить его вокруг себя по-настоящему.
Так что ложь и выдумка соотносятся не как разновидности одного и того же, а как цель и средство. Ложь — это манипуляция при помощи выдумки, так же как интриги и шантаж — манипуляция при помощи правды.
Тот, кто не использует свои выдумки для управления другими — не лжет, а фантазирует. Что, естественно, не значит, что у него не может быть каких-то других проблем. Но тем не менее искренняя выдумка ничуть не более лжива, чем искренняя правда.

Выдумка и ложь: детские фантазии

(4 голоса: 5 из 5)

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка… Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Светлая сторона

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша. В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:

— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки. К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.

— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.

— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

Маленькие фантазеры

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

Игрушки

Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам. Зато бьются палками, делают куколок из травы и «ездят» камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка — мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно. Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.

Темная сторона

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу. Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения. Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч. Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия — свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие «лжи» и «правды» приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.

Каковы основные причины лжи?

Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.
Множество запретов. «Пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка»… Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.
Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.
Для самооправдания. «Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.
Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.

Обсудить на форуме

Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

От Психолог Запись обновлена Мар 8, 2017 137 Поделиться

С какого времени ребенок может отличать выдумку от правды?

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама — одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство — приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами.

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где — реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, — для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

До трех лет.

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

— Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

— В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

В четыре года.

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение»).

— Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

— Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

— Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

— Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

— Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью — умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

— Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

— Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости — волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.

— Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

— Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

— Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

— Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

— Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и видеоигры»), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

— С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

— Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

— Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

— Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

— Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма — «понарошку».

— Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера — это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие — «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Детские фантазии.

«Курс полета фантазии» — развитие творческой активности младших школьников.
Воображение — презентация.
Как отучить ребенка врать и сквернословить. 137 Поделиться VKTwitterFacebookGoogle+WhatsAppЭл. адрес Подписывайтесь на нашу новостную рассылку Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время

kid_home_lib

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

Детская библиотека интересов

Что, как и где читать детям, для детей и про детей

Школы фантастические, волшебные и удивительные tomtar wrote in kid_home_lib May 13th, 2009 ОБНОВЛЕНИЕ 19.05.2009
Из обсуждения книг о школах разных стран выделился список сказочных и фантастических повестей на школьно-учебную тему. Дополняйте и уточняйте!
Сборник доступных на сегодняшний день сказок из списка в текстовом формате для чтения на электронных книжках, мобильниках, КПК можно скачать (архив rar. 2,7 Мб — низкий поклон за труд marinaskaz)
Абрагам П. «Школьное привидение» (сб. «Маленький волшебник и большая 2») — чудеса могут случаться и в самой обычной и такой скучной школе: как-то раз маленькая девочка нарисовала мелом на школьной доске саму себя. А картинка мелом ожила и стала привидением, летающим по городу и заглядывающим в окна. Девочка очень завидовала своему привидению, и однажды они обменялись ролями. Но оказалось, что быть привидением совсем не так интересно, как представлялось, и героине захотелось превратиться обратно, но не тут-то было…
Аким Я. «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» — в школе из поющих разноцветных кирпичей, построенной на лесной поляне среди цветов, появляется учитель-волшебник. Он умеет разглядеть в каждом ученике самое лучшее, он учит дружить, быть честным и не причинять боли другому: «научиться слушать и откликаться — это значит быть другом».
Алексеев В. «Проект «АЦ»» — фантастическая повесть. «Объявляется приём учащихся шестых-восьмых классов в спецшколу-интернат для одарённых переростков. Живописные места, санаторный режим, бесплатное питание, общеобразовательная подготовка в рамках десятилетки, уклон по выбору учащихся, обучение ведётся под наблюдением психологов. Обращаться по телефону…». Как обнаруживает откликнувшийся на объявление восьмиклассник, в затерянной в тайге спецшколе собраны дети, обладающие сверхспособностями — своего рода «люди X». Осталось только понять, кто за этим стоит.
Бжехва Я. «Академия пана Кляксы» — в Академии пана Кляксы учатся только мальчики с именами на букву «А». Находится эта Академия на Шоколадной улице. Академия стоит посреди огромного парка, пересеченного оврагами, ямами, канавами, и огорожена каменной стеной. В стене множество железных дверец, которые ведут в соседние сказки, где учеников академии где ждут необыкновенные приключения. Сказки «Академия пана Кляксы» , «Путешествия пана Кляксы» и «Триумф пана Кляксы» были экранизированы в Польше в 1983, 1986 и 2001 годах, а также в 1989 году был снят фильм «Пан Клякса в космосе» по оригинальному сценарию. Фильм.
Большакова Ю. «Эсмеральда на Пангалее» — обыкновенная московская девочка Эсмеральда Цветкова вместе с родителями оказалась на далёкой планете Пангалея. Там ее отправили в привилегированную школу Диолан, где учатся дети всех разумных рас Вселенной. Школа эта мало похожа на земную, да и ученики, мягко говоря, сильно отличаются от вчерашних одноклассников Эсмеральды. В школе Диолан учатся дети жидкие и газообразные, имеющие форму шара или русалочий хвост… Рецензия.
Велтистов Е.

  • «Электроник — мальчик из чемодана»
  • — фантастическая повесть, рассказывающая об удивительных приключениях электронного мальчика по имени Электроник, его друга и двойника Сергея Сыроежкина и о классе «обыкновенных гениев». По нынешним временам книга выглядит несколько наивно, но основная идея была неплоха: послушный и всемогущий персональный робот — мечта каждого ребенка. Продолжения: «Рэсси — неуловимый друг», » Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника».

  • «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» — каких только учеников не встретишь в школе. Даже четвероногих. Крольчонок Одноух и поросенок Дыркорыл, воспитанники доброго сельского бухгалтера Нехлебова, ходят в первый «А», учат уроки, а уж приключения любят ничуть не меньше, чем обычные дети.
    Вольф С. «Завтра утром, за чаем» — фантастическая повесть. Однажды, послушав разговоры своего сына-шестиклассника за утренним чаем, папа отвел его в Особую высшую техническую детскую школу, куда набирали детей, способных генерировать новые научные идеи. Последствия этого шага оказались неожиданными как для самого Мити Рыжкина, так и для его отца.
    Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» — четвероклассник и двоечник Виктор Перестукин со своим вредным котом Кузей мыкаются по волшебной, полной опасностей стране. А все потому, что Виктору было лень учиться, так и дошел он до приговора «Казнить нельзя помиловать». Мультфильм .
    Даль Р. «Матильда» — Матильда — исключительная девочка, любящая читать книги. Ее родители и учителя думают, что от Матильды — одни только неприятности. Матильда же считает, что сами взрослые — большие обманщики, занятые только собой. Обнаружив, что она имеет сверхестественные способности, Матильда решает наказать взрослых, и если не всех, то самую страшную директрису их школы уж точно.
    Джонс Д.У. «Ведьмина неделя» (серия «Миры Крестоманси») — этот мир похож на наш, только там, во-первых,гораздо больше волшебства и,во-вторых,за колдовство отправляют на костер. Но вот приближается Хэллоуин,и в школе-интернате,где учатся дети сожженных и арестованных ведьм и колдунов,начинают происходить странные события. Выясняется,что кто-то во втором «игрек» — колдун. Школу лихорадит,вот-вот появится страшный инквизитор,а дети — один за другим обнаруживают,что не колдовать у них не получается.
    Дружков Ю. «Волшебная школа Карандаша и Самоделкина» -эту школу открыли веселые человечки — художник Карандаш и железный человечек Самоделкин. Уроки в этой школе необыкновенные: урок фантазии,стуканья-бряканья, смеха и радости. Но неожиданно в школу пробираются разбойники — пират Буль-Буль и шпион Дырка, что бы выгнать оттуда Карандаша и Самоделкина и превратить школу волшебников в школу разбойников.
    Дуэйн Д. «Как стать волшебником» — когда Гарри Поттера и в помине не было, борьбу со злыми силами вели отважные школьники Нита и Кит, прочитавшие учебник волшебства. Волшебство — наука точная. Учите матчасть, убедитесь, что ваши мотивы великодушны и будьте внимательны. Заклинания всегда срабатывают, главное — ничего не напутать, произнести нужные слова, начертать правильные знаки, и вы обязательно получите то, о чем просили. «Умело употребленное слово, убедительный тон, убежденный разум — вот основные инструменты Волшебника. С их помощью Колдун в состоянии остановить волну, возродить к жизни сухое дерево, замедлить или ускорить его рост, заморозить огонь, зажечь лед, даже ЗАМЕДЛИТЬ СМЕРТЬ ВСЕЛЕННОЙ». Продолжения: «Высокое волшебство», «Глубокое волшебство», «Безграничное волшебство».
    Каверин В. «Немухинские музыканты» — в Немухинской музыкальной школе появляется новая учительница, у которой способны запеть Черный Фрак, Кремовая Шляпа, Желтая Афиша, Дымчато-Розовый Пудель и даже Кусочек Синего Неба. Ничего удивительного, ведь Варвара Андреевна — фея музыки. Фильм.
    Калмыков П. «Школа Мудрых Правителей, или Истории Королятника» (переиздана под названием «Королятник, или Потусторонним вход воспрещен») — однажды на планете под названием Бланеда в стране под названием Здрана старый педагог, профессор-пенсионер Ифаноф решил организовать школу для отпрысков королевских семей. Со всех концов Бланеды к нему повезли королят. И стали они жить и поживать в Королятнике, с говорящим котенком, ручным пауканом, привидением, летающими чулками, таинственным сонным незнакомцем и свободолюбивым попугаем. А сколько с ними всякого произошло! Прелестная, полная юмора сказка.
    Кант У. «Маленький волшебник и большая двойка» — все как в самой обычной жизни, только мама работает на заводе волшебных палочек, а в школе изучают волшебство. И когда ученик этой школы получил двойку, он, чтобы скрыть это от родителей, попытался вывести ее из дневника с помощью заклинаний. Вот только волшебник он пока неважный, и его заклинания срабатывают не так, как хотелось.
    Коростелева А. «Школа в Кармартене» — в школе Мерлина в Кармартене обучают как побороть дракона, как разговаривать с камнями, как воспринять китайскую поэзию и валлийский эпос, что такое чистая латынь и на какой латыни говорили в прошлом. А еще ee ученики учатся играть в метаморфозы. Попасть туда может каждый, кому исполнилось 16 лет. Eсли, конечно, он ответит на один-единственный экзаменационный билет.Культовая повесть самиздата, написанная лингвистом. Начинающие кельтоманы получат несомненное удовольствие.
    Кривин Ф. «Карманная школа» — короткие сказки и юморески для не самых маленьких читателей. Здесь Грамматика, Математика и Физика расскажут о жизни и поделятся с вами огромным жизненным опытом, потому что ведь грамматика, математика и физика — очень древние предметы, они многое знают, хотя не обо всем говорят. Они расскажут о Безличном Глаголе, который считает себя важной личностью, об атамане разбойников кровожадном Минусе, который у всех все отнимает, о Белой Тучке, которая выплакала себя, потому что связалась с легкомысленным Ветром…
    Курков А. «Школа котовоздухоплавания» — почему коты не летают так, как птицы? Да просто их никто этому не учил. Кот Орлов решил исправить это упущение и открывает для окрестных котят школу летунов.
    Лариан С. «Цветной материк» — сказочная повесть об удивительных приключениях румынского школьника Аурела Веснушки на Цветном материке и Оранжевых островах, в Стране Математики и Зоологии, его однокласниках второгоднике Магпитофоне, отличнице Родике Пенал и других, а также о таинственном оранжевом человечке, исполнившем заветное желание Аурела — быть отличником, не готовя уроков и ничего не уча.
    Ле Гуин У. «Волшебник Земноморья» — классика фэнтези. Юный Гед отправляется учиться волшебству в Академию Волшебства на таинственном острове Рок, попасть куда суждено не каждому. Геду предстоит пройти нелегкий и опасный курс магии и превращений, едва не погибнуть, отпустив на волю свою тень, и пережить множество приключений в разных краях Земноморья. Об Урсуле Ле Гуин на Библиогиде.
    Летко Д. «Поразительные приключения в Академии Зум» — очередная детская фэнтези о волшебстве и супергероях. Героиня книги, Саммер Джоунс, даже не подозревает, что обладает сверхъестественными способностями. Они раскрываются только тогда, когда она попадает в удивительную Академию Зум, где и начинаются ее поразительные приключения.
    Линделл У., Скавлан Ф. «Страшилка Стелла и Школа привидений» — в Школе привидений учат самым необходимым вещам: каждый порядочный призрак должен уметь управлять полетом, преодолевать препятствия, протискиваться в замочную скважину и, конечно, пугать людей.
    Мальмузи Л. «Неандертальский мальчик в школе и дома» — В далекие времена последнего ледникового периода дети тоже ходили в школу. Им нужно было усвоить множество очень важных предметов: охота, рыбалка, собирание грибов и ягод, магический рисунок. Но особенно усердно юные неандертальцы занимались физкультурой. Рецензия Библиогида.
    Мерфи Д. «Самая плохая ведьма» — Милдред Хаббл — самая бестолковая ученица в Академии ведьм мисс Кэкл. Она из тех людей, с кем вечно случаются всякие неприятности. Можно не сомневаться, что она забудет завязать шнурки на ботинках, сварит не тот настой и неправильно произнесет заклинание. Каждая книжка посвящена одному учебному году, и в каждой на тощую долговязую Милли сыпятся разные неприятности: ее дразнят заносчивые отличницы, за нечаянные проступки и плохую успеваемость то и дело грозит исключение. Если вы решили, что речь идет об очередном эпигоне госпожи Роулинг, то будете в корне не правы — книги о Милдред Хаббл появились еще в 70-х, в 2001 году Мерфи даже подала в суд на Роулинг, обвинив ее в плагиате, и, надо признать, основания для этого у нее были. Все иллюстрации к книгам Джилл Мерфи рисовала сама, и герои получились именно такими, какими она их себе представляла. Рецензия. Сериал.
    Михалков С. «Праздник непослушания» — в один прекрасный день близнецы Репка и Турнепка, придя в школу, узнали учительская пуста, кабинет директора закрыт и на доске написано «Все уроки отменяются!» Больше того, в городе не осталось взрослых, делай что хочешь! Но… Мультфильм, фильм.
    Надь К. «Заколдованная школа» — только в детстве можно посадить собаку в футляр от скрипки, только в детстве можно ходить в заколдованную школу, любить мохеровую собачку и быть самой красивой девочкой в классе — если всего этого очень хочется. Почти несказочная история.
    Ниммо Д. — серия книг о Чарли Боне — еще одна поттериана, хотя и не столь пафосная, как книги Роулинг. Десятилетний Чарли в один прекрасный (ужасный?) день вдруг начал слышать, о чем разговаривают люди на фотографиях. В результате Чарли оказывается в мрачной академии Блура, местечке отнюдь не самом приятном. Отрадное отличие от прочих книг о юных магах и обладателях «особых способностей» заключается в том, что здесь никто не спасает мир. И помни о котах, читатель!
    Пройслер О. «Крабат. Легенды старой мельницы» — четырнадцатилетний сирота Крабат в поисках куска хлеба и крова попадает на мрачную и таинственную мельницу, где обучается всем премудростям мельничного дела, работая от зари до зари, но скоро узнает, что мельница — это еще и школа чернокнижия. Рецензия Библиогида. Мультфильм, фильм.
    Раскатов М. «Пропавшая буква» — два первоклассника, Саша и Алеша, не захотели писать обыкновенную букву Ш, и буква пропала, а мальчики попали в волшебную страну, где им встретились Алфавит, принцесса Лень, Кривпоч, близнецы Отсих и Досих и их злой дядюшка Пара Граф.
    Роулинг Д. — серия книг о Гарри Поттере , а также ее экранизации и бесчисленные фанфики описывают самую известную на сегодняшний день английскую школу — Хогвартс, где обучаются магии, чародейству и волшебству. Для поклонников книги есть фан-клуб, клуб поттероманов, форум, теоретические основы поттериады , статья в Википедии, комментарии серьезные (первый, второй) и не очень, пародия и ЖЖ-сообщество ru_harrypotter.
    Сарнов Б. «Юра Красиков творит чудеса» — папа Юры Красикова — академик, профессор, почетный член Британского королевского общества, доктор «Honoris Causa» Принстонского университета и все такое прочее. А вот сын… Учителям с ним постоянно надо быть настороже. Особенно после того, как Юра опробовал на себе папино изобретение — микстуру, дающую человеку способность простым усилием воли передвигать предметы в пространстве.
    Сахарова С. «Академия домашних волшебников» — восхитительная книжка из разряда «это должен знать каждый». Книга для девочек и мальчиков по домоводству, написанная в форме волшебной повести, рассказывает о том, как научиться шить, вязать, готовить, накрывать на стол, принимать друзей, весело отпраздновать день рождения. В книге содержатся кулинарные рецепты и различные хозяйственные советы. Двенадцатилетние герои под руководством крошечной волшебницы Калинки шьют джинсы и карнавальные костюмы, готовят мороженое и торты, консервируют, получают знания обо всем, что может пригодиться и дома, и в походе. Проверено временем!
    Стивермер К. «Академия волшебства» — и без Гарри Поттера человечеству есть на кого надеяться в борьбе со злом. В колледже Гринло какую бы тему для сочинения ты не выбрал, она все равно приведет тебя к магии. У Фэрис Наланнин, наследной герцогини Галазонской, остались незабываемые впечатления от учебы — ведь между лекциями и выполнением домашних заданий ей приходится спасать мир. Ну, а из колледжа прямая дорога в магический университет.
    Стюарт М. «Маленькая ведьма» — Мэри отправляют на каникулы к бабушке в старый загородный дом. Ей скучно, одиноко и не с кем играть. Но однажды она встречает в лесу черного кота, который приводит ее в школу волшебства, где творятся очень нехорошие чудеса… Прекрасный слог и изящные иллюстрации (художник — А.Иванюк)
    Сухинов С. «Дочь Гингемы» – сериал С.Сухинова продолжает истории об Изумрудном городе. Чародейка Коринна, воспитанница Гингемы, с помощью обмана становится королевой Фиолетовой страны и завоевывает Изумрудный город. «Да не град делай, а дождь! Ой, как больно! Что же ты делаешь, бестолковая? — Вместо легкого облачка появилась грозовая туча, а то и просто стая галок. Южный ветер оборачивался холодным туманом, землетрясение – нашествием лягушек, гроза – снегопадом. Но чаще всего у Коринны вообще ничего не получалось. В голове у нее замешалась каша из ежедневных уроков Гингемы. К великому разочарованию девочки, колдовать оказалось совсем не легко.»
    Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква «А»» — Аля писала письмо маме. Она очень старалась писать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Оказывается «отвратительный Кляксич пробрался в азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками — кляксами. Меня он уже выгнал, — тут добрая трудолюбивая буква «А» расплакалась». Ирина Токмакова написала занимательную сказку-учебник о буквах. А еще — почти такие же занимательные сказки о цифрах, правилах грамматики русского и английского языков: «Может, нoль не виноват?», «Аля, Кляксич и Вреднюга», «Аля, Антон и Перепут», «Аля, мистер Блот и буква Z», «В гостях у Мудрослова», «Порт «Потом»».
    Уайброу И.
  • Книга Безобразий Малютки Волка — родители недовольны своим сыном Малюткой Волком: он ведет себя чересчур хорошо. Отец Малютки Волка принимает решение отправить непутевого сына в Колледж Хитрюг для Настоящих Злюк, чтобы там его научили уму-разуму: его сын непременно должен получить Злую медаль.Рецензия Библиогида.
  • «Малютка Волк. Школа привидений» — в Страшном лесу, Зверином графстве открывается Школа привидений. Распоряжается там всем Малютка Волк. Ворон Пострел дает уроки по шитью костюмов привидений, а в свободное время показывает фигуры высшего пилотажа. А главная задача учителей и учеников — ужасно веселиться и страшно смешить окружающих.
    Успенский Э.
  • «Меховой интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях» — однажды Люся Брюкина прочитала вот такое объявление:»Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из третьего — четвертого классов. Занятия будут по воскресеньям. Оплата — хендриками. Сколько — договоримся», и стала учительницей в необыкновенной школе. Все здесь необычно. Если интернатники не будут слушаться, им не дадут в конце года разлинованной Хвалюндии. Пьют они помидорный чай. Классный журнал носит название «Бумажный получальник», чтобы ставить получалки для учеников, а чтобы начать урок, директор включает начинальник, то есть шарик на веревочке, звуком напоминающий густой пароходно-электрический гудок. Приветствуя учителя, звери должны сделать стойку на передних лапах. Для чего? Читайте и узнаете… А еще вы узнаете, что такое блюмкнуться.
  • «Школа клоунов» — однажды в Москве открылась совсем необычная школа: для тех, кто любит смешить и веселить людей.
    Харитонов М. «Учитель вранья » — «Даю уроки вранья» — такое странное объявление увидели однажды пятилетняя Таська и ее старший брат Тим. Вместе с необычным учителем они отправляются в удивительную страну, где им предстоит узнать много нового и научиться… врать? А может, фантазировать? Рецензия Библиогида.
    Энде М. «Школа волшебства» — школа волшебства Михаэля Энде — это самые разные истории об исполнении желаний. Волшебство соседствует в них с житейской мудростью, а добрый юмор — с грустью и тонкими наблюдениями над человеческой природой. Развороты. Рецензия Библиогида. Аудиокнига.

    См.также сказки о математике в отдельном обзоре.
  • Tags: collection, дети, сказки и фэнтези, фантастика и фэнтези

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *