Чин монашеского пострига текст

Степени монашества и чины пострижения

Схиигумен Савва (Остапенко)

Святая Православная Церковь в монашеском подвиге различает три состояния или степени:

1. Приготовление к подвигу — послушничество,
2. Самый подвиг — собственно монашество,
3. Высшее исполнение подвига — схимничество.

Первая степень есть состояние испытания, которому подвергают тех послушников, которые готовятся к принятию самого подвига, то есть пострига в монашество.

Перед постригом недреманно каждый должен пройти самое строгое испытание, чтобы удостовериться в искренности и твердости принятого решения.

В монастыре новоначальные живут по многу лет послушниками. Они постепенно изучают все, что должен знать каждый монах, выполняют назначенное им молитвенное правило и усердно выполняют ту работу, которую поручают им делать. Так и миряне, желающие принять подвиг монашества, должны постепенно изучать все, что касается монашества, и по мере своих возможностей выполнять молитвенное правило, назначенное духовным отцом, а также добросовестно трудиться на общем послушании. И если Господу будет угодно, то придет время, когда усердный послушник воспримет подвиг и по лестнице добродетелей будет восходить все выше и выше. Вот и ваша племянница, боголюбивая матушка Д., если только она действительно имеет призвание к такой жизни, то пусть она пока трудится и очищает сердце от грехов. А дальше Господь Сам управит ее жизнь во спасение.

Итак, монашествующие первой степени называются послушниками, или новоначальниками.

Монашествующие второй степени называются малосхимниками, или совершенными.

Третью степень составляют великосхимники, или совершеннейшие.

Вступление в монашество и степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Основное действие при постриге — это пострижение власов, чем обряд этот напоминает собой Таинство Крещения. Таинству Крещения он подобен еще по величию своему и богатству излияния Святаго Духа на человека, а также и тем, что при крещении нарекают христианское имя и при крещении надевается крест, и при постриге надевают два креста: один большой деревянный на грудь и другой (параман) на спину, а третий крест дается в руку. Как Таинство Крещения вводит (рождает) в новую благодатную жизнь, так постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни, поэтому постриг и называют вторым крещением.

Постриг обычно бывает за Литургией, изредка за вечерним богослужением. Существует три чина (обряда) пострижения:

1. В рясофор.
2. В мантию.
3. В схиму.

1-й чин называется последованием во одеяние рясы и камилавки.
2-й чин называется последованием малой схимы.
3-й чин называется последованием великой схимы. Третий чин установлен преподобным Пахомием Великим, до него было только два чина пострижения.

Самый короткий обряд, без произнесения обетов, это постриг в рясофор. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение посвящаемого и на него одевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным, или рясоносцем.

Постриг в малую схиму продолжительный. Он делится на две части: оглашение и самое пострижение. В первую часть входит: увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты, молитва и наречение имени; во второй части совершается самое пострижение и облачение.

Обряд пострижения совершается таким образом. При чтении часов постригаемый выводится из храма в притвор. Здесь он снимает с себя все обычные одежды и обувь и одевает власяницу (хитон). После малого входа, при пении тропаря «Объятия Отча отверсти ми потщися» постригаемый вводится в храм и при этом он трижды приклоняется, распинаясь на земле, в трех местах храма. Приводится он к Царским вратам, где на аналое лежит крест и Евангелие. Игумен выходит из Царских врат и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении грехами». Потом испытывает его в твердости и добровольности при намерении принять подвиг иночества многими вопросами:
1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего твоего издыхания?
2. Сохранишь ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии?
3. Претерпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития Царствия ради Небесного?
4. Сохранишь ли себя в девстве и целомудрии и благоговении?

На все вопросы постригаемый отвечает: ей, Богу содействующу.

Затем постригаемый наставляется (оглашается) в правилах совершеннейшего жития. Игумен говорит, что ему надо очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смиренномудрие, отложить дерзость житейского обычая, пребыть в молитве терпеливым, не расслабляться и в посте, не лениться в бдениях.

И еще говорит:
— Подобает тебе, начавшему путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратиться вспять (назад), иначе не будешь управлен в Царство Небесное. Да не предпочтешь что-либо Богу, не возлюбишь ни отца, ни мать, ни братий, ни иных кого-либо от своих, ни даже самого себя да не возлюбишь больше Бога ни все царства мира, ни покоя, или чести…

Постригаемый с клятвою заверяет исполнить обеты монашества. Тогда игумен кладет на голову коленопреклоненного инока Евангелие и молится, чтобы Господь оградил постригаемого силою Святаго Духа и даровал ему терпение. Потом трижды на Евангелие кладет ножницы и повелевает подать их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Затем игумен крестообразно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя. После пострижения посвящаемый облачается в иные одежды: хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку и клобук, сандалии и получает вервицу (четки).

После молитвы и ектении о новопостриженном после чтения Апостола (Еф. 6:10-17) и Евангелия (Мф. 10:37-38; 11:28-30) иноку вручается крест в напоминание подъятия им креста и последования за Христом (Мф. 8:34) и зажженная свеча с указанием на учение о свете добрых дел (Мф. 5:14). Потом бывает целование постриженного и отпуст.

Все одежды монаха имеют отношение ко всеоружию Божию, в которое он облекается для духовной брани (борьбы) против мира, плоти и дьявола.

Власяница (хитон) напоминает обет добровольной нищеты.

Параман — четырехугольный плат с изображением креста и орудий страданий Господа Иисуса Христа. На нем написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». Дается он иноку в постоянное напоминание о принятии благого Христова ига и в обуздание всех похотей и плотских пожеланий. Носится он на спине (хребте).

Ряса при облачении называется ризою радования, так как она дается в напоминание обета послушания, которое вводит в блаженную жизнь вечную.

Пояс кожаный возлагается на чресла инока в знаменование препоясания силою истины, в умерщвлении плоти и обновлении духа.

Мантия (паллий) обозначает силу Божию, покрывающую и охраняющую инока. Эта одежда называется ангельскою, а облачение в мантию называется обручением великого ангельского образа.

Клобук (наглавник) называется шлемом надежды спасения, так как инок, подобно воину, надевает его, чтобы спастись от врагов, которые представляются в соблазнах мира.
Новопостриженный монах снимает клобук в шестой день после пострижения. Пять дней он безвыходно молится в храме, ежедневно приобщается Святых Животворящих Христовых Таин, потом его отводят в келью.

Сандалии указывают, что инок должен быть готовым на благое послушание и всякое дело благое и должен быть осторожен, чтобы не преткнуться и не быть угрызенным от злых помыслов.

Четки (вервица) даются для совершения молитвенного правила. Они символически указывают иноку на всегдашнее пребывание в подвиге молитвы и называются мечом духовным.

Пострижение в великую схиму совершается так же, как и в мантию, только этот чин пострижения отличается большею продолжительностью и торжественностью. К тому же при постриге в схиму отречение от мира выражено еще сильнее: произносится обет полного отречения от мира. Игумен спрашивает:
— Отрекаешься ли ты вторично мира и того, что в мире, по заповеди Господней?

Потом игумен говорит такие слова:
— Отречение есть не что иное, как обещание креста и смерти. Знай себя от нынешнего дня распятым и умерщвленным миру совершеннейшим отречением, ибо ты отрекаешься от родителей, братий, жены, родства, содружества обычного, отрекаешься от мирского мятежа, попечений, стяжаний имений, тщетной и суетной славы… и своей души… Приготовься ко всему скорбному и болезненному, что заключено в радостворном по Богу житии. Будешь алкать и жаждать, нагствовать, терпеть укоризны и досаждения, уничижения, и изгнания… и когда все это претерпишь, то радуйся, ибо велика твоя награда на небесах.

Итак, постриг в схиму есть образ смерти для земной жизни и предначатие жизни горней. При постриге в схиму посвящаемый получает новое имя и облекается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

Кукуль — это головное покрывало, соответствующее клобуку монахов. Он кругом покрывает голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, плечах и спине. Кукуль, как и клобук, символически знаменует шлем спасительного упования и указывает на высшую степень совершенства — беззлобие, равное младенчеству.

В восьмой день после пострижения великосхимник снимает кукуль и потом надевает его без повторного благословения настоятеля.

Аналав соответствует параману, но он украшен многими крестами и имеет вид широкой, длинной полосы с прорезью на середине. Одевается через голову и носится на груди и спине.

Украшение кукуля и аналава крестами означает образ жития крестоносного.

Чин пострижения составлен святыми отцами по внушению Духа Святаго. В нем нет ни одного слова, написанного зря. Но многие только отчасти улавливают или догадываются о том, к чему призывается человек, потому что вся сила этих слов заключается в опыте жизни, причем в опыте не лукавом, но искреннем.

Чтобы лучше представить весь смысл и дух монашества, перейду к раскрытию духовного содержания каждого из трех основных обетов: послушания, нестяжания и девства или целомудрия.

  • А
    а-авт авт-адм адм-акт акт-ама амб-анк анк-апо апо-арт арт-ата ата-аят
  • Б
    б-бал бал-бар бар-бег бег-без без-бек бек-бес бес-бес бес-бир бир-бла бла-бог бог-бол бол-бра бра-бро бро-буз буз-бур бур-бяк
  • В
    в-вар вар-вдо вдо-вен вен-вер вер-веш вещ-взд взд-вид вид-вит вит-вле вле-вов вов-вож воз-воз воз-вол вон-вос вос-впе впе-вра вра-вск вск-вся вся-вши вши-выг выг-вык вык-вым вым-вып вып-выс выс-выт выт-вящ
  • Г
    габ-гам гам-ген ген-гил гил-гло глу-год год-гон гон-гор гор-гра гра-гри гри-гры гры-гяу
  • Д
    да-дво дво-дву де-дек дек-ден ден-дет дет-диа диа-дис дис-доб доб-доз доз-дом дом-дор дор-доч доч-дро дро-дур дур-дят
  • Е
    ева-ежи ежи-еще
  • Ж
    ж-жел жел-жив жив-жюр
  • З
    за-зав зав-зав зав-заг заг-зае зае-зак зак-зак зак-зам зам-зам зам-зап зап-зап зап-зар зар-зас зас-зат зат-зах зах-защ защ-здр здр-зла зла-зод зол-зят
  • И
    и-изб изб-изд изд-изн изн-ико ико-инг инг-инс инс-ирл ирл-исп исп-ист ист-июн
  • Й
    йем-йот
  • К
    к-как как-кам кам-кап кап-кар кар-кат кат-ква ква-кин кин-кла кла-клу клу-ког ког-кол кол-кол кол-ком ком-кон кон-кон кон-кор кор-кор кор-кос кос-кра кра-кре кре-кро кро-кру кру-куз куз-кур кур-кюр
  • Л
    лаб-лап лап-лег лег-лен лен-либ либ-лис лис-лов лов-лос лос-лыс лыс-ляс
  • М
    мав-мал мал-ман ман-мас мас-мах мах-меж меж-мен мен-мет мет-мик мик-мир мир-мно мно-мол мол-мон мон-мос мос-муж муж-мух мух-мяч
  • Н
    на-нав нав-наг наг-над над-наи наи-нак нак-нам нам-нап нап-нап нап-нар нар-нас нас-нат нат-нах нах-нач нач-нев нев-нед нед-нез нез-нем нем-неп неп-нер нер-нет нет-неч неч-нит нит-нор нор-нян
  • О
    о-обе обе-оби оби-обл обл-обн обн-обо обо-обс обс-обч обч-ове ове-огр огр-одн одн-озн озо-око око-оме оме-опи опи-опр опр-орг орд-осе осе-осн осо-ось ось-отв отв-оте отж-отк отл-ото ото-отп отп-отс отс-отт отт-отш отш-охр оху-ояг
  • П
    па-пам пам-пар пар-пас пас-пед пед-пер пер-пер пер-пер пер-пер пер-пер пер-пер пер-пер пер-пет пет-пин пин-пла пла-пле пле-пло пло-поб поб-пов пов-пог пог-под под-под под-под под-под под-под под-под под-под пое-поз поз-пок пок-пол пол-пол пол-пол пол-пом пом-пом пом-поп поп-пор пор-пор пор-пос пос-пос пос-пот пот-пох пох-пош пош-пра пра-пре пре-пре пре-пре пре-при при-при при-при при-при при-при при-при при-при при-про про-про про-про про-про про-про про-про про-про про-про про-про про-про про-про про-про про-пти пти-пус пус-пыл пыл-пят
  • Р
    раб-рад рад-раз раз-раз раз-раз раз-раз раз-раз раз-раз раз-рап рап-рас рас-рас рас-рас рас-рас рас-рас рас-реа реа-рез рез-рем рем-реф реф-ров ров-рок рок-руб руб-руч руч-ряс
  • С
    с-сам сам-сам сам-сах сах-све све-сви сви-свя свя-сды сдю-сел сел-сен сен-сет сеч-сим сим-сит сит-скв скв-ско ско-скр скр-сла сла-сло сло-сма сма-смо смо-сни сни-сов сов-сож сож-сол сол-соп соп-сос сос-спа спа-спл спл-спр спр-ссе ссо-ста ста-сте сте-сто сто-стр стр-стр стр-суб суб-сум сум-сух сух-сче сче-сям
  • Т
    таб-там тан-тво тво-тем тем-тер тер-тип тип-тол тол-топ топ-тра тра-тра тра-тре тре-тро тро-туж туж-туш туш-тят
  • У
    у-увл увл-уда уда-ужа ужа-укр укр-уми уми-упа упа-ура ура-усм усм-уте уте-ух уха-уяс
  • Ф
    фаб-фар фар-фиг фиг-фин фин-фон фон-фра фра-фюр
  • Х
    хав-хво хво-хло хло-хол хол-хре хре-хы
  • Ц
    цап-цен цен-цыц
  • Ч
    чаб-чеб чеб-чер чер-чес чес-чир чир-чув чув-чхи
  • Ш
    ша-шат шат-шеп шеп-шир шир-шма шме-шта шта-ш-ш
  • Щ
    щав-щуч
  • Э
    э-экс экс-эле эле-эрз эрз-эше
  • Ю
    юан-юфт
  • Я
    я-яло ям-ящу
Толковый словарь русского языка
более 40000 слов ?! Для более расширенного поиска введите любой фрагмент слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *