Что происходит на литургии

Литургия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Стабильная версия была проверена 14 декабря 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах. У этого термина существуют и другие значения, см. Литургия (значения). Михаил Дамаскин. Небесная литургия (икона, XVI век)

Литурги́я (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение в исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» (например, Литургия часов).

Литургические песнопения

Основные песнопения литургии ведут историю с глубокой древности. Как повествуют некоторые дошедшие до наших дней церковные предания и документы, уже в I веке существовало антифонное пение, «Милость мира», евхаристическая молитва; чуть позже были введены другие духовные песни и молитвы: «Святый Боже…» — с 438 года, Символ веры — с 510 года, «Единородный Сыне…» — с 536 года, «Да исполнятся…» — с 620 года, «Достойно есть…» — с 980 года и т.д.

Литургическая символика

Проблема восприятия литургического действа по своей сложности и необъятности является предметом отдельной богословской дисциплины — т. н. литургического богословия. Семантически наиболее сложна Евхаристия, но и вся структура организации богослужения многопланова. В вечно длящемся евхаристическом действии Сам Христос является одновременно и Божеством, которому возносится Жертва, и самой Жертвой, приносимой за грехи мира, и Архиереем (жрецом), приносящим Жертву.

Топографический символизм

Сам храм, где происходит богослужение, его архитектура и убранство являются образом трансцендентного и имманентного мира. По учению Иоанна Геометра (X век), храм есть «подражание вселенной» (PG,106,943A), то есть он является литургическим образом мира, близким к миметическому подобию. В храме сконцентрированы «все красоты вселенной». Земля, море, воздух, планеты и звезды явлены в пространстве храма, в его архитектуре, облицовке и росписях. Здесь потустороннее является в посюстороннем, трансцендентное становится имманентным, смысл сходит во всякий предмет, здесь снимается противоречие между духовным и материальным, небо спускается на землю, Бог становится человеком, воплощается в мире. «Если существует некоторое слияние противоположностей всего мира, дольнего и горнего — оно здесь» (Иоанн Геометр, PG, 106, 944B). По учению патриарха Германа, церковь является земным небом, вообще все внутреннее пространство храма — увеличение степени значимости с запада на восток и снизу вверх,— весь внутренний его интерьер мистически являет, в структуре т. н. «топографического символизма», реальности высшего духовного порядка. Так, по учению отцов Церкви, конха является Вифлеемской пещерой и, одновременно, по Герману и Софронию Иерусалимскому, местом погребения Христа (гробом Господним); жертвенник является яслями Христа, Его гробом и, одновременно, небесным жертвенником. Своды алтаря и потолок храма — образы двух уровней неба; лампады и свечи — образы вечного Света; стихарь — образ плоти Христовой; архиерей — образ Господа, иереи — духовные чины, диаконы — ангелы, и т. д.

Церковь земная и небесная

Изображения храма также включаются в литургическое действо, мистически являя единение неба и земли. Так, по Симеону Солунскому, «священные изображения» Спасителя, Богоматери, святых и апостолов на алтарной преграде (иконостасе) означают «и пребывание Христа на небе со своими святыми, и присутствие его здесь, среди нас» (345 CD). Таким образом, по учению св.отцов, вся Церковь, земная и небесная, участвует в Литургии. При этом и сами участники Литургии изображают небесные силы в их «великом и страшном» служении, о чём поется в Херувимской песне: «Мы, херувимов тайно изображающие…».

Все эти «изображения», литургические образы, не являясь по сущности архетипом, по своей антиномической природе обладают его силой. Литургическим образом является и сама словесная часть Литургии, которая не случайно облечена в напевно-мелодическую форму. «Мне кажется,— писал св. Григорий Нисский,— что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа». Ту же мысль высказывает и св. Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».

Литургия как воспоминание

Литургическая символика тесно связана с пониманием богослужения как «воспоминания» (анамнесиса). Св. Дионисий Ареопагит, поясняя литургическое священнодействие, говорит, что оно совершается «в Его воспоминание». Но это особое, вневременное воспоминание, не подчиняющееся логике бытия. В нём вспоминают и прошлое, и настоящее, и будущее, как уже бывшее и вечно длящееся, то есть это воспоминание, выходящее за пределы антиномии «литургического времени», преодолевающее и этим снимающее её. Так анамнесис (часть евхаристической молитвы) литургии, приписываемой св. апостолу Иакову, брату Господню, «вспоминают» «второе и славное и страшное Его пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его». Так же и в Литургии св. Иоанна Златоуста, в евхаристической молитве, «вспоминают» «вся еже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.». Не только отдельные молитвы и части Литургии, но и внутреннее устройство храма имеет «напоминательное» значение. Так, по патриарху Герману, «алтарь указывает на второе пришествие Его, когда Он придет со славою судить живых и мертвых» (PG, 98, 389D).

Литургическая символика не только многопланова, но и динамична, она меняется в процессе богослужения: антиномичность литургических образов простирается не только на онтологическую сферу, но и на временную. Так, дискос с положенными на нём частицами просфоры в Проскомидии выступает как образ Церкви небесной и земной и, одновременно, изображает Вифлеемский вертеп. Стоящий на голове диакона при Великом Входе, он означает распятого Христа, а снятие тела Иисуса с креста изображается снятием дискоса с головы диакона.

Максим Исповедник в своем «Тайноводстве» различает в литургической символике общее, более широкое значение каждого элемента, и его частные смыслы. Так, Церковь в общем плане является «образом и изображением Бога», а в частном плане — ибо она состоит из святилища и собственно храма, «наоса» — образом мысленного, ноэтического и чувственного мира, а также — образом человека и, кроме того, души, как состоящих из духовной и чувственной частей (PG, 91, 705A-C). Малый вход вообще означает первое пришествие Христа, а в частности — обращение неверующих к вере и т.п.

Вся Евхаристия, согласно поздним толкованиям, выражает земную жизнь Христа. Так, первая часть Литургии — Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова (Логоса); Малый Вход — выход Его на проповедь; Великий Вход — страсти и крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т.д.

Выдающийся литургист протоиерей Александр Шмеман видел в Литургии:

  • Таинство Собрания;
  • Таинство Царства;
  • Таинство Входа;
  • Таинство Слова;
  • Таинство Верных;
  • Таинство Приношения;
  • Таинство Единства;
  • Таинство Возношения;
  • Таинство Благодарения;
  • Таинство Воспоминания
  • Таинство Святого Духа;
  • Таинство Причастия.

Литургия византийского обряда

Священные сосуды, используемые за литургией (дар царевны Марии Алексеевны в Александровский Успенский монастырь)

В византийском обряде (православие и грекокатолицизм) в настоящее время служится традиционно три варианта литургии:

  • Литургия Иоанна Златоуста — совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий;
  • Литургия Василия Великого — совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (или в сами дни этих праздников, если они случаются в воскресенье или понедельник), в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого 1 января (14 января), в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу;
  • Литургия преждеосвященных Даров (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести седмиц поста, в четверг пятой седмицы поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в дни памяти первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи (8 марта в високосном году, 9 марта в невисокосном году по новому стилю) и сорока мучеников Севастийских (22 марта по новому стилю), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Также в некоторых случаях допускается служение таких вариантов литургий:

  • Литургия апостола Иакова служится в некоторых Поместных Православных церквах (напр., Иерусалимской, Элладской и некоторых епархиях Русской) один или несколько раз в год — в день памяти апостола Иакова, брата Господня — 23 октября (5 ноября), 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями Литургии апостола Иакова..
  • Литургия апостола Марка — в апреле 2007 года Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей, рассмотрев сообщение протоиерея Иоанна Шо о чинопоследовании Божественной литургии святого апостола Марка, счёл полезным напечатать это чинопоследование и благословил его совершение в храмах Русской Зарубежной Церкви.

Последование Литургии

Подробный порядок совершения Литургии приводится в Чиновнике архиерейского священнослужения и в Служебнике:

  • Входные молитвы и облачение. Проскомидия.
    • Вхо́дные молитвы;
    • Облаче́ние;
    • Проскоми́дия;
    • Молитва приношения (древняя проскомидия).
    • Третий и Шестый часы
  • Литургия оглашенных.
    • Возглас «Благословенно Царство…»;
    • Великая ектения;
    • Антифоны (изобразительные, вседневные или праздничные), в том числе Единородный Сыне. По Уставу песненных последований антифоны пелись попеременно духовенством и народом по пути крестного хода на престольный праздник;
    • Малый вход с Евангелием (вход в храм);
    • Чтения:
      • Прокимен (в древности пелись псалмы полностью, иногда с повторением отдельных стихов, и читались ветхозаветные паремии);
      • Аллилуиарий;
      • Чтение Апостола;
      • Проповедь (не обязательно);
      • Чтение Евангелия;
      • Проповедь (не обязательно);
    • Ектения, молитва и возглас об оглаше́нных;
    • Благословение оглашенных (в древности);
    • Отпуст оглашенных. Затворение дверей храма (в современном богослужении не совершается).
  • Литургия верных.
    • Преуготовление;
    • Херувимская песнь;
    • Великий Вход (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомиди́йные поминове́ния);
    • Целование мира и испове́дание веры;
    • Святое возноше́ние (ана́фора) с пением «Милость мира»;
      • Начальный диалог предстоятеля с мирянами (на практике — с хором);
      • Префация (лат. Præfatio — введение, предисловие, обращение предстоятеля к Богу Отцу);
      • Санктус («Свят, свят, свят» — вечная ангельская песнь);
      • Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание Тайной вечери с установительными словами);
      • Эпиклеза (греч. ἐπίκλησις — призывание сошествия Святого Духа на предложенные дары);
      • Интерце́ссия (хода́тайственная молитва за всё человечество и за весь мир).
    • Приготовление к причащению (Отче наш);
    • Святое причащение;
      • Причащение духовенства в алтаре;
      • Причащение народа в храме;
      • Гимны после причащения («Да испо́лнятся уста́ на́ша …»).
    • Благодарение после причащения;
    • Заключительные молитвы;
  • 33 псалом;
  • Отпуст народа;
  • Многолетие;
  • Проповедь, объявления о предстоящих службах, напутствие;
  • Прикладывание ко кресту;
  • Раздача антидора и святой воды;
  • Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Литургия латинского обряда

Основная статья: Месса

Другие литургии

Термину Литургия для определения главного публичного богослужения (как правило, евхаристического) отдавалось также предпочтение (вместо названия Месса) богословами лютеранской Реформации XVI в. Этим имелось в виду подчеркнуть правильность общинного характера такого богослужения в христианской Церкви, в противоположность практике служения римокатолических «частных» месс — которые служились священником в уединении, а также «шептанных» римокатолических месс, при которых хотя миряне возможно присутствовали, однако вся месса тихо произносилась священником без какого-либо их (или хора) участия. Название Литургия сохраняется для названия главного богослужения у лютеран. Такое лютеранское богослужение, в своей традиционной форме, в общем следует порядку обрядов до-тридентской римокатолической мессы, с включением дополнительно 5-10 гимнов и исключая элементы, неприемлемые для лютеран с точки зрения вероучения, а именно:

Основная статья: Лютеранское богослужение

  • не проводятся процессии Тела и Крови Христовых — поскольку принятие Евхаристии, а не поклонение её видам, почитается в лютеранстве единственным установленным Христом, а посему единственно богоугодным, назначением содержащих Тело и Кровь Христовы причастных видов (освященных хлеба и вина);
  • основательно пересмотрен офферторий (имеет аналогию с Великим Входом в литургии Восточной Церкви), дабы удалить из него элементы, могущие дать впечатление о принесении в Таинстве Причастия жертвы Богу со стороны людей (церковнослужителя), по причинам см. ниже;
  • удален канон мессы, поскольку по мнению лютеран из него следует, что со стороны и от лица собственно человека при Евхаристии осуществляется (либо «возобновляется») принесение жертвы (officium) Богу (за грехи живых и усопших или по иному поводу) — тогда как единовременная и вседостаточная жертва за грехи была принесена Христом на кресте, а в Евхаристии Христос, посредством выступающего в Его лице (in persona Christi) церковнослужителя, дает людям Причастие Своих Тела и Крови — в качестве Своего благодеяния (beneficium) и средств наделения причастников божественной благодатью Св. Духа (instrumenta sive media Spiritus Sancti).

Чины лютеранских литургий исторически восходили по своей структуре к одной из двух отличных традиций — немецкой либо шведской, однако уже на раннем этапе возник довольно широкий спектр местных особенностей. После упадка в лютеранской богослужебной практике под влиянием рационализма и пиетизма в XVIII—XIX вв., в сер. XIX — нач. XX в. в лютеранстве многих стран (в том числе Российской империи) развивалось движение «литургического возрождения», способствовавшее возобновлению в лютеранском богослужении утраченных прежде элементов «кафолической» литургической преемственности Западной Церкви (в первую очередь, евхаристического канона). Кроме того, в нач. XX в. вероисповедные критерии лютеранства были приложены на Зап. Украине для лютеранской редакции литургии Иоанна Златоуста — результатом чего стал лютеранский обряд литургии славяно-византийского происхождения, используемый в настоящее время в УЛЦ.

О литургии в Англиканской церкви — см. Литургия в Англиканской церкви).

О литургии в Ассирийской церкви Востока, Халдейской и Сиро-малабарской католических церквах — смотри Восточно-сирийский обряд, литургия Фаддея и Мария, литургия Феодора Мопсуестийского, литургия Нестория.

Литургические науки

Литургия изучается двумя основными богословскими дисциплинами — литургикой и Литургическим богословием. Из них:

  • Литу́ргика — изучает христианское церковное богослужение, где главное место занимает Божественная литургия, предмет включает два основных отдела — гимнографию и эортологию. Литургика является наукой о богослужении вообще.
  • Литурги́ческое богословие — сравнительная наука, занимающаяся систематизацией богословских идей, заключённых в богослужении, церковных песнопениях, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всём церковнослужебном обиходе.

См. также

  • Христианское богослужение
  • Литургический год в римском обряде
  • Евхаристия

Примечания

  1. ↑ Молитвы, совершаемые над хлебом и вином описаны в сочинении I века — «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе); О происхождении чина литургии см. — Храм, Обряды, Богослужения (глава «Происхождение литургии») Архивная копия от 8 октября 2013 на Wayback Machine
  2. ↑ Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очистилище, Сам и приносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь: Сам всесожжение (Быт. 22, 6, 7, 9, 10, 13), Сам и нож духовный (Еф. 6, 17): Сам и Пастырь, Сам и овча: Сам жрец, и Сам жремый: Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий: Сам закон и Сам ныне под законом бывающий (Гал. 4, 4).
    (Святитель Кирилл Иерусалимский, Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца гл.5).
  3. ↑ архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Православная энциклопедия Азбука веры. azbyka.ru. Проверено 17 ноября 2017.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «литургия»

  • Чинопоследование Божественной Литургии с объяснением текстов и mp3 файлами песнопений на сайте Православие и мир
  • Чины Божественной Литургии, дни их совершения.
  • Происхождение литургии.
  • Чин мессы латинского обряда (рус.)
  • Чин мессы с краткими комментариями.
  • Тридентская Мисса, латынь и славянский язык
  • Обзор литургического (евхаристического) богослужения лютеранских церквей
  • Фотоочерк о Божественной Литургии с комментариями священника Константина Пархоменко
  • Тропари двунадесятых праздников
Чин литургии
Части литургии
Священные сосуды Копие • Дискос • Потир • Звездица • Антиминс • Илитон • Лжица • Покровцы • Губа антиминсная
Вещества для литургии Просфора • Вино • Вода
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль BNE: XX525437 · BNF: 11934689p · GND: 4036050-7

Представители молодого поколения, козыряющие модными тюремными словечками, порой даже не догадываются об их истинном значении.

Но если с такими терминами как «крыша», «разводняк» или «шухер» все более или менее понятно, то есть и такие фразы, употребление которых может поставить вас в неудобное положение.

Знаете ли вы, к примеру, что значит вечер в хату арестанты? Самое время узнать!

Значение фразы

Фраза «Вечер в хату» (то есть в камеру) имеет сразу несколько значений:

  • Приветствие – имеется в виду в тех случаях, если ее произносит новичок. Таким способом он здоровается со своими сокамерниками;
  • Послание тем, кто совершил преступление, но скрывается от правосудия – в этом случае продолжением оборота становятся слова «Ногам ходу, голове приходу»;
  • Поздравление с окончанием очередного тяжелого дня – каждый день, проведенный на зоне, приближает заключенного к дате освобождения;
  • Пожелание хорошего вечера – у фразы «Вечер в хату» есть продолжение – «Часик в радость, чифирок в сладость», подразумевающее пожелание приятного времяпрепровождения за кружкой крепко заваренного чая.

Оборот «Час в радость» известен еще с позапрошлого века. Наши предки использовали его вместо слова «Здравствуйте», тем самым желая друг другу счастья и благополучия. Как видим, в 2019 году практически ничего не изменилось.

Почему именно вечер?

При детальном анализе этого тюремного приветствия можно без труда понять, какой смысл он несет.

Если фразу «Вечер в хату» говорит авторитет, он напоминает сокамерникам о том, что охранники не будут тревожить их до самого утра.

Мало кто знает, но после 20.00 активность охраны заметно снижается, а заключенные начинают чувствовать себя намного свободней. Одни звонят родственникам, другие достают запрещенные предметы типа сигарет и наркотиков, третьи устраивают «разборки» или играют в карточные игры.

Вероятность проверок в вечернее и ночное время приравнивается к нулю, поэтому арестанты, хоть и ненадолго, становятся настоящими «хозяевами тюрьмы».

Употребление данного слова объясняется еще и тем, что вечер издавна считался «темным» периодом суток, а количество преступлений, совершаемых с наступлением темноты, значительно превышает число дневных нарушений.

Что значит «АУЕ ‒ вечер в хату»?

В некоторых случаях к приветствию «Вечер в хату» добавляют фразу «Фарту масти АУЕ». Человеку непосвященному разобраться в ней очень трудно, зато в среде заключенных она вполне однозначна.

Чтобы понять смысл этой фразы, необходимо определить значение каждого слова:

  • Фарт – удача;
  • Масти – так как все заключенные делятся на определенные касты, может иметься в виду «братва», «честный фраер», «законник» или же «красная» и «черная» масть (первые сотрудничают с администрацией тюрьмы, вторые стоят за воровские понятия);
  • АУЕ – «Арестантский Уклад Един» (свод правил, которых придерживается большинство заключенных). Употребляя эту аббревиатуру, вновь прибывший демонстрирует свое согласие жить по тюремным законам.

Из этого следует, что фраза «Фарту масти АУЕ» представляет собой не только приветствие, но и пожелание удачи и везения тому, кто садится играть в карты.

Человеку, попавшему на зону впервые, не следует сразу же заявлять о своей готовности соблюдать арестантский уклад, ведь он ему не знаком. Лучше попросить «братву» объяснить, что и к чему.

Каким должен быть ответ?

Как отвечать на приветствие «Вечер в хату»? Знатоки тюремного жаргона выделяют сразу несколько вариантов:

  • «И тебе добрый, если не шутишь»;
  • «Привет вашему дому!»;
  • «И тебе добрый, бродяга»;
  • «Чифирь в сладость» — если сокамерники собираются пить чифирь;
  • «Вас также приветствую»;
  • «И вам здоровьица»;
  • «Фарта, пацаны» — если намечается игра в карты;
  • «Привет честной братве!».

А вот арестанты, занимающие самое высокое положение, могут вовсе промолчать.

На подобные приветствия ни в коем случае нельзя отвечать фразами типа «Здравствуйте», «Добрый вечер» или «Здорово, мужики».

По тюремному жаргону одни из них считаются «лоховскими», а другие могут обидеть определенную тюремную касту. Что касается гражданской жизни, далекой от тюремных укладов, в ней ответная реплика может быть вполне обычной.

Теперь вы знаете, как звучит и что означает полная фраза «Вечер в хату». Будьте внимательны к своим словам и не попадайте в нелепые ситуации.

Batushka

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 декабря 2018; проверки требуют 4 правки.

Batushka
Batushka на фестивале Brutal Assault в 2017 году
Основная информация
Жанр блэк-метал
дум-метал
Годы 2015 — наши дни
Страна Польша Польша
Язык песен старославянский
Лейблы Witching Hour Productions
Состав Кристофор
Мартин
Варфоломей
batushkaofficial.com
Batushka на Викискладе

Batushka — польская блэк-метал-группа, основанная в 2015 году. Является проектом музыканта Христофора Драбиковского (польск. Krzysztof «Христофор» Drabikowski) . Тематика текстов относится к православной религии. Участниками концертных выступлений также являются Бартломей Крысюк, Яцек Лазаров, Артур Грассманн.

История

Группа образована в 2015 году, выпустив на лейбле Witching Hour Productions семидюймовый сингл «Yekteníya VII», но никакого особого внимания пластинка не привлекла. А в декабре 2015 года группа выпустила на том же лейбле дебютный полноформатный альбом «Litourgiya», который вызвал множество дискуссий у поклонников блэк-метал музыки. Альбом представляет собой сочетание мелодичного блэк-метала, церковной музыки и православной иконографии. В 2017 году группа выступала на фестивалях Wacken Open Air и Brutal Assault. В декабре 2018 года Драбиковский разместил на сервисе Youtube видеообращение в котором обвинил Бартломея Крысюка в краже аккаунтов к сайту, инстаграмму, социальным сетям и материалов нового альбома группы.

Отмена концертов в России и Белоруссии

На апрель 2016 года были запланированы концерты группы Batushka в Москве и Санкт-Петербурге. Сначала концерт был отменен в Санкт-Петербурге, и позже Batushka сообщили, что будет 2 концерта в Москве. Но позже были отменены концерты и в Москве. Спустя несколько дней концерт в Минске также был отменен под давлением христианских организаций.

Состав

  • Кристофор — гитара, бас-гитара, чистый вокал, тексты, продюсирование, арт-директор
  • Мартин — ударные
  • Варфоломей — вокал (с 23 декабря 2018) не состоит в группе

Дискография

  • Litourgiya (2015)
  • «Panihida» (2019)
  • Официальный сайт Batushka
  • Batushka на Facebook
  1. ↑ Liturgia Batushki na OFF Festivalu (польск.).
  2. ↑ Poznaliśmy część składu tajemniczego zespołu Batushka (польск.).
  3. ↑ Batushka — Encyclopaedia Metallum: The Metal Archives.
  4. ↑ «БАТЮШКА»: КАК ИНТЕРНЕТ ОТРЕАГИРОВАЛ НА «ПРАВОСЛАВНУЮ» ПЛАСТИНКУ АНОНИМНОЙ БЛЭК-МЕТАЛ-ГРУППЫ
  5. ↑ Liturgia Batushki na OFF Festivalu (польск.). Проверено 20 декабря 2018.
  6. ↑ Батюшка announcement на YouTube
  7. ↑ Отмена концерта Batushka в Санкт-Петербурге
  8. ↑ Отмена концерта Batushka в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *