Что такое амвон

Амвон

Главная » Алфавитный раздел » А » Амвон

(7 голосов: 4.14 из 5)

См. фотоальбом АМВОН

  • архиеп. Вениамин (Краснопевков) Новая скрижаль

Амво́н (от греч. ἄμβων — выпуклость, возвышение, край горы) – возвышенный, полукруглый и выдвинутый вглубь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат.

Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. – «амвон»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками – проповеди, поучения, с амвона епископы обращаются к народу.

Амвон возвещает также о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня, что соделало и всех, верующих во Христа, причастниками Его бессмертия, ради чего им и преподаются с амвона Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную.

Амво́н

Ю.И. Рубан

Амво́н – (греч. ’mbwn, а́мбон, а́мвон – «выступ», «возвышение»; от гл. InabaInw – «восходить», «подниматься») – особое возвышенное место христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, проповеди и других богослужебных действ.

Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, древний амвон представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и седалище для епископа. Новгородский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г. и оставивший описание столичных святынь, выделяет амвон «Великой Церкви» (Святой Софии Константинопольской), главного соборно-приходского храма византийского христианства («амвон хрустален, Устиниян царь премудростию многою сотвори, всячески украшен»).

Амвон Софии Константинопольской мог стать прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников («амбон велми чуден»). Это единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик («кликали сенодик»). На нем также совершался обряд «Воздвижения креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти» (см. Вход Господень в Иерусалим). Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле!) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают.

В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (против Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся. Здесь дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени.

Согласно авторитетному византийскому литургическому толкованию (XII–XIII в.), «амвон представляет собою тот камень, на котором ангел, отвалив его, сидел близ двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение. Ступени амвона знаменуют лестницу Иакова» (Софрония патриарха Иерусалимского Слово, содержащее всю церковную историю, 4). Тот же символический ряд более подробно развивает последний византийский литургист Симеон Солунский (†1429 г.): престол – гроб, алтарь – гробовая пещера, «посему и амвон становится пред дверями гробницы, означая камень, отваленный от дверей гробницы, и возвышается в знамение высоты христианской проповеди, или того, что ангел сидел поверх его и проповедал воскресение Спасителя», – и делает вывод: «Потому и иереи с дьяконами, изображая ангелов, на амвоне возвещают Евангелие» (Разговор о святых священнодействиях, гл. 104).

Лит.: Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994; Куприянов И. К. Крестные ходы, местные праздники и церковные обряды древнего Новгорода. Новгород, 1859; Клюканова О. В. Новгородский амвон 1533 года // София. Новгород, 1998. № 4. C. 18–20.

АМВОН


Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Как приобрести тома «Православной энциклопедии»
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
АМВОН Т. 2, С. 108-110 опубликовано: 20 февраля 2009г.

, специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек-рых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Устройство

Наиболее раннее употребление термина «А.» применительно к христ. богослужению отмечено в Лаодик. 15. Созомен (V в.) называет А. «возвышением чтецов» (βῆμα τῶν ἀναγνωστῶν). Вероятно, первоначально А. устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем.

Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Кон.V — нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)
Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Кон.V — нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул) С V-VI вв. А., уже стационарная конструкция внутри визант. церкви, располагается, как правило, около середины храма и приобретает форму либо цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с 2 сторон лестницами, как в храмах К-поля, иногда с поднятой на колонках средней частью, либо полукруглого в плане сооружения, включавшего небольшие лестницы. А. делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой. От алтаря к нему вела солея, часто ограждавшаяся решетками. По описанию Павла Силенциария (ок. 563), А., созданный св. имп. Юстинианом для храма св. Софии в К-поле (532-537), осенял киворий на 8 колоннах, увенчанный крестом. C XV в. в греч. церквах А. может иметь форму беседки или балкона, подвешенного к северо-зап. столбу, или может отсутствовать вовсе.

В северосир. и месопотамских храмах VI-XIV вв. А. называлось обращенное к алтарю полукруглое возвышение со скамьей и креслом по оси и с киворием посредине (см. сирийский амвон).

А. зап. храмов первоначально не отличались от визант. С XI в. здесь появляются двойные А. (напр., в ц. Сан-Клементе в Риме), расположенные по сторонам наоса: сев.- для чтения апостольских Деяний и Посланий, юж.- для чтения Евангелия. А. устраивали отдельно стоящими, пристроенными к стене или столбу в главном нефе, в редких случаях — к внешней стене в виде кафедры-балкона для обращения к широкой аудитории на площади (напр., А. работы Донателло и Микелоццо из собора в Прато, Италия, 1434-1438). В католич. и протестант. храмах А. обычно заменяется пульпитом (лат. pulpitum — помост).

На Руси в ср. века существовала практика устроения А., подобного визант.,- в виде башенки с лестницами. Из письменных источников известно об А., находившихся в соборных храмах Владимира (XII в.), Суздаля (XIII в.), Москвы (XV в.), Новгорода (XVI в.), Твери (XVI в.), Вологды (XVII в.). По сообщению церковного историка архидиак. Павла Алеппского, в XVII в. на Украине А. устраивались в центре храма в виде круглого или восьмиугольного помоста, обитого красным сукном, с 2 ступенями. В наст. время в практике РПЦ подобный тип А. используется за архиерейским богослужением и называется архиерейским А., или облачальным местом, или рундуком; в Чиновнике архиерейского священнослужения (1982) он неправильно назван кафедрой (Т. 1. С. 53). К XVII в. А. визант. типа, уже не имевшие соответствия в греч. церковной практике, стали уничтожаться. После XVII в. А. в РПЦ обычно называют примыкающий к солее полукруглый выступ.

Богослужебное использование

А., возвышавшийся в центре визант. храма (наряду со св. престолом и горним местом), был одним из главных архитектурных сооружений, не только организовывавших литургическое пространство храма, но и повлиявших на возникновение многих особенностей богослужения визант. обряда. Типикон Великой ц., древние визант. Евхологии, трактат «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis aulae byzantinae) имп. Константина VII Багрянородного, Чиновник новгородского Софийского собора и др. источники содержат подробное описание того, какое место А. занимал в богослужении визант. и рус. кафедральных соборов. С А. (или его ступеней) произносились ектении, читалось Евангелие, пелись антифоны литургии, Трисвятое, прокимны. аллилуиарии, такие важнейшие песнопения, как тропари Пасхи » «, на поклонение Кресту » «, великого водоосвящения » «. Совершив литургию и выходя из храма, уже находясь за А., епископ или священник читал заамвонную молитву, служившую отпустом для народа. На А. архиерей воздвигал св. Крест в праздник Воздвижения Креста, с А. протодиакон возглашал синодик Недели Православия, К-польский Патриарх читал в Великую пятницу традиц. поучение оглашаемым, на А. совершался чин венчания на царство визант. императоров и царей слав. гос-в (Goar, Mateos, Голубцов, Арранц). Типикон Великой ц. определяет петь утреню важнейших праздников «на амвоне» (греч. ἐν τῷ ἄμβωνι — Mateos. T. 2. P. 309). Обычай проповедовать с А. можно возводить к свт. Иоанну Златоусту (Сократ).

Свт. Герман К-польский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт. Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами » » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл. вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А.

В совр. рус. церковной практике, различающей архиерейский А. и А. перед царскими вратами, первый используется только за архиерейским богослужением: здесь епископ облачается перед литургией, на этот А. ставится кафедра, на к-рой архиерей сидит до малого входа, отсюда протодиакон читает Евангелие. Со второго — полукруглого выступа солеи у царских врат — произносят ектении, читают Евангелие (при иерейском служении), Апостол (если читающий — диакон или имеющий хиротесию чтец), отсюда проповедуют, обращаясь к прихожанам,- т. о., функционально эта часть солеи соответствует древнему визант. А.

Ист.: Сократ. Церк. ист. VI 5; Созомен. Церк. ист. IX 2; Paulus Silentiarius Descriptio ambonis recitata privatim post prius magnum carmen in domo patriarchali // PG. 86β. Col. 2251-2264; Герман, свт. Сказание. С. 46-49; Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-32, 182, 186; T. 2. P. 62, 88, 98, 138; Sophronii Patriarchae Hierosolymitani Commentarius Liturgicus // PG. 87γ. Col. 3985; Goar. Euchologion. P. 153-156, 279-281, 726-727; Голубцов. Чиновник; Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину. К., 1997. С. 55, 68, 82, 114.

Лит.: Leclercq H. Ambon // DACL. Col. 1330-1347; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 47-49; Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sofia // Art Bull. 1947. Vol. 29. Р. 1-24; Lassus J., Tchalenko G. Ambons syriens // Cah. Arch. 1951. Vol. 5. P. 75-124; Delvoye Ch. Ambo // RBK. Bd. 1. 1963. S. 126-133; Taft R. Some Notes on the Bema in East and West Syrian Tradition // ОCP. 1968. Vol. 34. P. 326-359; Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии, V-X вв. Тбилиси, 1980; Damblon A. Zwischen Kathedra und Ambo. Düsseldorf, 1988; Sodini J. P. Les ambons médiévaux à Byzance: Vestiges et problèmes // Θυμίαμα στή μνήμη τής Λασκάρινας Μπούρα. Αθήνα, ῾99῝. Σ. 303-307. Pl. 172-173 ; Арранц М. Крещение и миропомазание. Рим, 1997. С. 161-163; Coleman C. Ambo // The Catholic Encyclopedia // http:// www.newadvent.org/cathen/01381e.htm ; Shipman A. J. Ambo (in the Russian and Greek Church) // The Catholic Encyclopedia // http://www.newadvent.org/cathen/01382a.htm .

А. Ю. Казарян, М. С. Желтов

Новгородский А.

Единственный сохранившийся древнерус. А. сооружен в 1533 г. при архиеп. Макарии для Софийского собора в Новгороде. Это круглое в плане архитектурное сооружение из сосны, 12 колонок делят его на 12 звеньев, а горизонтальные тяги — на 5 ярусов (высота 2,79 м, длина окружности 6,91 м). По описанию Новгородской летописи, «амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят… а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками.- Ред.) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети…» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 291). В Чиновнике новгородского Софийского собора (1626-1634) упоминается, что А. устанавливался напротив царских врат, дверцы его в определенные моменты службы закрывались завесами; для совершения чинов пещного действа, умовения ног, омовения святых мощей А. отодвигали в сторону (Голубцов. С. 28, 58, 194, 199, 218).

Тема духовного восхождения к идеальному Граду, Небесному Иерусалиму, получила развитие в художественном облике новгородского А., по форме напоминающего храм. 12 столбиков, 12 проемов-врат, ярусное членение, изображение родоначальников колен Израилевых над проемами в нижнем регистре и херувимов на столбиках, золочение — все это является аллюзией образа Небесного Града, возникающего в Апокалипсисе (Откр 21. 12-21) и в Книге пророка Иезекииля (Иез 48. 31-35).

В 1860 г. из новгородского Софийского собора А. был вывезен в Петербург, в Имп. Академию художеств, откуда в 1898 г. поступил в Русский музей. В наст. время находится в ГРМ; изображения святых в 3 верхних ярусах, одна из скульптур нижнего ряда, фрагменты орнаментальной резьбы, роспись и позолота, всходы («степени»), настил и дверцы А. утрачены.

Ист.: РГИА. Ф. 786. Оп. 3. Д. 35. Л. 35-43; Голубцов. Чиновник.

Лит.: Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 156, 157; Спицын А. А. Пещное действо и халдейская пещь // ЗРАО. 1901. Т. 12. В. 1-2. С. 95-131; Бенешевич В. П. Древнеславянская кормчая ХIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 97а; Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924. С. 73-74; он же. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 231-239; Плешанова И. И., Лихачёва В. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. Гос. Русского музея. Л., 1985. С. 17-18; Клюканова О. Новгородский амвон 1533 г. // София. Новгород, 1998. № 4. С. 18-20.

О. В. Клюканова Ключевые слова: Храм, его части и его устройство (см. также «Архитектура») Амвон, сооружение в христианском храме, предназначенное для возглашения богослужебных текстов Церковная архитектура См.также: АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христианском храме, отделяющее пространство алтаря от наоса АЛТАРЬ обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы АМБУЛАТОРИЙ обход вокруг алтарной апсиды БАПТИСТЕРИЙ помещение с водоемом для крещения АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ (Марьям-Сийон) АЛТАРНАЯ ЗАВЕСА — см. Завеса церковная

Архиерейский амвон

Амвон византийского типа.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, 5-6 вв.

Амво́н (от др.-греч. ἄμβων, ἄμβωνος — «выступ, возвышение») — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

История

Вероятно, первоначально амвон устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем. Впервые он упоминается в канонах Лаодикийского собора 364 года. С V—VI веков это уже стационарная конструкция внутри византийской церкви, которая располагалась около середины храма и выглядела либо как цилиндрическое возвышение с 2 лестницами по бокам, как в храмах Константинополя, либо как полукруглое в плане сооружение, включавшее небольшие лестницы.

Православная церковь

Архиерейский амвон в русском православном храме

До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.

После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления, и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами. Именно на этом амвоне происходят самые торжественные богослужебные входы и выходы.

Архиерейский амвон

Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении. Он называется архиерейским амвоном, восходницей, облачальным местом или рундуком. В случаях, предусмотренных типиконом, на архиерейском амвоне может устанавливаться седалище — кафедра. По этой причине иногда ошибочно архиерейский амвон называют кафедрой. На архиерейском амвоне епископ находится до входа в алтарь, на нём же происходит его облачение. С архиерейского амвона протодиакон читает Евангелие.

Католическая церковь

Амвоны западных храмов первоначально не отличались от византийских. С XI века здесь появляются двойные амвоны (интересный образец такого амвона сохранился в церкви святого Климента в Риме), расположенные по сторонам наоса: с южной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, с северной — для чтения Деяний и Посланий. На возвышения вели лестницы.

Эти амвоны стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два амвона, и они слились в современную кафедру. В католических и протестантских церквях амвоны обычно заменяются пюпитром.

Литература

  • Петровский А. В., Марков Н. Ф. Амвон // Православная Богословская Энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1. — Стб. 576
  • Трапезников А. Храм, Обряды, Богослужение. — М.: Вече, 2007.
  • Амвон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Статья «Амвон» на сайте Русской православной церкви. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  • Архиерейский амвон (статья в Энциклопедии Православия) (недоступная ссылка — история). Архивировано 19 января 2008 года.
  • Иллюстрированный словарь церковных православных терминов — внутреннее устройство и убранство храма. Архивировано 30 ноября 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *