Что такое апостасия

Апостасия

Поделись знанием:

Перейти к: навигация, поиск О роде орхидей см. Апостасия (растение).

Апостаси́я (греч. Αποστασία — отступничество) — отступничество от христианства, вероотступничество.

Вероотступничество представляет собой полный отказ человека от прежней своей христианской веры, отрицание её догматов, сопровождающееся отпадением от Церкви, либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии. В отличие от ереси, характеризующейся частичным отрицанием церковного учения, апостасия представляет собой полное его отрицание — атеизм либо переход в нехристианскую веру.

В христианскую литературу слово «апостасия» вошло из античной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него. В греческом переводе Ветхого завета — Септуагинте — слово «апостасия» приобрело религиозную окраску — отпадение от небесного Правителя — от Бога, либо измену закону Моисея, данному Богом (Нав. 22:22; 2Пар. 29:19; 1Мак. 2:15; Иер. 2:19; Деян. 21:21; 2Фес. 2:3).

В современном католицизме различают три типа отступничества (Бенедикт XIV, De Synodo diocesana, XIII, xi, 9):

  • Отступничество от веры (apostasia a fide или perfidiae): полный и добровольный отказ от христианства, сопровождающийся принятием другой религии (иудаизма, ислама и т. п.) либо отказом от любой религии вообще.
  • Отступничество (отказ) от церковного сана (apostasia ab ordine): отказ священнослужителя от сана и связанных с саном обязанностей. Первоначально распространялось и на церковнослужителей. Халкидонский собор в 451 году постановил извергать отступников из священного сана независимо от их положения в церковной иерархии, этот принцип (лат. Ne quis monachus vel clericus a suo gradu apostataret, сформулированный в декреталии Льва IX в 1049 году) неоднократно подтверждался на протяжении средневековья. В настоящее время отступничество от сана не карается церковными законами, однако епископы сохраняют право отлучения упорствующих отступников от сана.
  • Отступничество (отказ) от монашеского сана (apostasia a religione или monachatus): отказ монаха от сана, уход из монастырской общины и отказ исполнения своих обязательств перед монастырской общины или ордена. На Халкидонском соборе было принято решение об отлучении монахов, вернувшихся в мир.

В 2010 году папа Бенедикт XVI включил преступления против веры (лат. delicta contra fidem), в том числе и апостасию, в список тягчайших преступлений (лат. Normae de gravioribus delictis).

В декреталиях Григория IX упоминаются ещё два вида отступничества: apostasia inobedientiae, то есть неподчинение приказу церковных властей и iteratio baptismatis — повторное крещение или перекрещивание.

В отличие от католицизма, в православии ситуации и признаки апостасии строго не кодифицированы.

В Российской империи апостасия квалифицировалась как религиозное преступление (посягательство), «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» категорически воспрещал переход православных в иную веру. Сами отпавшие от церкви ограничивались в правах, но уголовному преследованию при этом не подвергались, отвлечение же от веры — то есть действия, ведущие к переходу кого-либо в другую веру, карались тюремным заключением, каторгой, либо ссылкой.

Напишите отзыв о статье «Апостасия»

Ссылки

  • Кузьмин-Караваев В. Д. Апостат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Примечания

  1. ↑ // Catholic Encyclopedia
  2. ↑ Кузьмин-Караваев В. Д. Религиозные посягательства // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Апостасия

Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему.
– Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d’affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite про того, который носил это наименование.
Борис за это время своей службы, благодаря заботам Анны Михайловны, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера, успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел весьма важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Он вполне усвоил себе ту понравившуюся ему в Ольмюце неписанную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала, и по которой, для успеха на службе, были нужны не усилия на службе, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, – и он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие могли не понимать этого. Вследствие этого открытия его, весь образ жизни его, все отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее – совершенно изменились. Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его, и потому могли быть ему полезны. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и о его детской любви к Наташе – было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны, в которой присутствовать он считал за важное повышение по службе, он теперь тотчас же понял свою роль и предоставил Анне Павловне воспользоваться тем интересом, который в нем заключался, внимательно наблюдая каждое лицо и оценивая выгоды и возможности сближения с каждым из них. Он сел на указанное ему место возле красивой Элен, и вслушивался в общий разговор.
– Vienne trouve les bases du traite propose tellement hors d’atteinte, qu’on ne saurait y parvenir meme par une continuite de succes les plus brillants, et elle met en doute les moyens qui pourraient nous les procurer. C’est la phrase authentique du cabinet de Vienne, – говорил датский charge d’affaires.
– C’est le doute qui est flatteur! – сказал l’homme a l’esprit profond, с тонкой улыбкой.
– Il faut distinguer entre le cabinet de Vienne et l’Empereur d’Autriche, – сказал МorteMariet. – L’Empereur d’Autriche n’a jamais pu penser a une chose pareille, ce n’est que le cabinet qui le dit.
– Eh, mon cher vicomte, – вмешалась Анна Павловна, – l’Urope (она почему то выговаривала l’Urope, как особенную тонкость французского языка, которую она могла себе позволить, говоря с французом) l’Urope ne sera jamais notre alliee sincere.

вероотступничество – большой грех!

  • Sep. 3rd, 2010 at 2:54 PM

вероотступничество – большой грех!

Православная вера всегда для меня была своей. Сколько разных еретических сект в разное время пытались меня заполучить! У нас особенно распространены баптисты, адвентисты и свидетели Иеговы. Только все это было бесполезно. Всегда и всем отвечала одно: «Я крещена в Православной вере. Вероотступничество – большой грех. Разве вы не знали?! Вы же каждый день ходите по улицам с Библией в обнимку!»…

Меня очень, до сердечной боли, беспокоит проблема возрождения Православия. Поэтому как личную трагедию воспринимаю сообщения о переходе любого православного в иную веру.

В эпоху древней Церкви были верующие, тайно принявшие Крещение, о которых другие думали, что они не христиане. И все же, когда требовалось, эти тайные христиане открыто исповедовали свою веру. Например, святой Севастиан был военачальником и тайно принял христианское Крещение. Другие считали его идолопоклонником, но он был христианином. Тайно оказывал христианам большую помощь. Однако, когда стало известно, что он христианин, он исповедал веру и пошел на мученичество.

Или еще. В одной турецкой деревне было много тайных христиан, а староста был священником. Его звали отец Георгий, но люди называли его Хасаном. Однажды к нему пришли турки и донесли о том, что в определенном месте, в катакомбах, прячутся христиане. «Не беспокойтесь, – сказал он, – я пойду погляжу». Взял он своих людей, пошел в эти катакомбы и застал там всех христиан, собравшихся вместе. Тогда он пошел к Царским вратам, снял с крючка епитрахиль, надел ее и отслужил им вечерню! «Примите надлежащие меры», – сказал он им потом, а турок успокоил: «Никого там нет, это ложные слухи»…

Во времена мучеников Церковь не причащала тех, кто бросал ладан в идоложертвенный огонь, такие люди принадлежали чину плачущих. Те, кто отрекался от Христа, должны были смыть свое отступление мученичеством…

Имея такие примеры из жизни и узнав, что в Ильинской церкви совершен чин отречения от ислама, я просто не могла не встретиться с человеком, над которым этот чин был совершен.

И вот мы беседуем с новым православным христианином Владикавказа, который и был возвращен в лоно Православной Церкви из ислама с именем Александр. Он – далеко не обычный мусульманин. Хотя сведения о его переходе в христианство неизбежно распространятся среди мусульман, мы из соображений его безопасности намеренно не даем о нем подробную информацию. Однако опыт Александра весьма ценен для всех православных. Поэтому – вот его история.

– Александр, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я родился в Грузии, в семье потомственных запорожских казаков. В младенчестве был крещен в Православие – веру всех моих предков. Выучился, стал учителем, тренером-преподавателем по водному поло. Вместе с командами своих учеников поездил по всему Советскому Союзу. Никогда не скрывал своего вероисповедания, даже когда милиция гоняла молодежь – ходил в Церковь. Побывал и в Киево-Печерской лавре…

Грянули перестройка, смена режимов в братских республиках. Получив российское гражданство, уехал работать на Сахалин, где учил детей 5 лет… Когда вернулся на материк, женился, родились у нас с женой сын и дочь…

Помотала меня жизнь, всего и не перескажешь…

– А что в итоге вас привело в ислам?

– Много лет назад начались нелады в семье. Поэтому, когда в связи с работой нужно было выехать в командировку в Чечню, не очень-то сопротивлялся. А там, вдали от дома, взыграли гормоны, стал поглядывать на женщин, работавших рядом. Одна очень уж приглянулась. Оказалась хорошей, доброй… Когда выяснилось, что у нее будет ребенок, стала она меня просить принять ее веру, чтобы он не был незаконнорожденным; говорить, что за этот грех могут и ее, и ребенка, еще не родившегося, убить… Вот и пришлось мне, спасая жизни матери и ребенка, отречься от Христа.

– Чаще приходится слышать о том, что ислам в основном принимают женщины, выходящие замуж за мусульман, при этом уже дети второго поколения нередко переходят в православие – бывшую веру своих матерей… Причем делают это осознанно и планомерно, изучив богословские аспекты религии. Кстати, а как вас готовили к переходу в ислам?

– Да никак не готовили. Никаких бесед со мной не проводили, ничему не учили. Все произошло довольно быстро. В присутствии двух свидетелей со стороны ее семьи, которым заплатили по 100 рублей, мулла прочитал какие-то молитвы из Корана, и я стал мусульманином… Зато после обряда меня просто убили слова муллы: «Ну вот еще один русский мусульманин на моем счету!».

– И что было потом в вашей новой «исламской» жизни? Что вы чувствовали?

– Весь ужас совершенного я понял уже через несколько минут после окончания обряда… Весь год, прошедший с того дня, каялся, места себе не находил. Каждый день молился Божией Матери, «Отче наш» читал. Душой я не принимал эту веру никогда, в мечеть не ходил, обрезание не прошел… Один раз, правда, на кладбище сходил и руки к небу вознес – нельзя было по-другому поступить: умер близкий родственник матери моего ребенка…

Целый год с грехом вероотступничества жил, хотел покаяться, искупить его, но работа удерживала в Чечне, а если и удавалось вырваться во Владикавказ на несколько часов, не успевал зайти в церковь и рассказать батюшке о случившемся.

Теперь вот, по трагическим семейным обстоятельствам, приехал в отпуск и в первые же свободные часы пришел в храм, чтобы снять, наконец, этот камень с души.

– Если с точки зрения православия отречение от христианства считается грехом, то в мусульманских странах за вероотступничество можно лишиться жизни. Так, например, в Афганистане едва не отрубили голову Абдуле Рахману, отрекшемуся от ислама и принявшему христианство. И только после вмешательства мировой общественности его решили не предавать смертной казни, а объявить невменяемым и выслать из страны в одно из западных государств. Вас не страшит возможность осуждения со стороны мусульман?

– Я ничего теперь не боюсь! Главное, что меня простили, приняли назад в родную Православную Церковь.

– А как случившееся с вами восприняла ваша семья?

– Все были, конечно, в шоке. Но постарались понять, смогли простить, проявив христианское милосердие, не отказались от меня, за что я им очень благодарен.

– Действительно, нет такого греха, который бы не смог простить Господь при искреннем покаянии… А что бы вы, Александр, хотели сказать людям, находящимся на распутье перед выбором другой веры?

– С верой шутить нельзя! Кем родился – тем и умри. И не дай вам Бог испытать такие терзания, такие душевные муки, которые довелось узнать мне! Сатана всегда знает, на чем человека поймать…

– Верно, враг рода человеческого никогда не согласится отпустить свое владычество. Он со всею хитростью и лестью будет сопротивляться возрождению духовной и церковной жизни каждого из нас и особенно в целом на благо Православия и своего народа. Он до того набрался опыта с нами, что ему легко удается нас «обвести вокруг пальца» и еще поглумиться над нашей смелостью браться за добрые дела. Нелегко, после векового его засилья, врачевать общество, даже начав, по указанию преподобного Серафима Саровского, с самого себя…

Святые отцы учат: у человека есть единственная преграда, через которую никак не может пройти антихрист, – смирение.

С Православной Церковью велась ожесточенная борьба только потому, что она, по словам святого старца Амвросия, имеет смирение, т.е. ставит смирение в основу христианской добродетели. И этим она непреодолима в борьбе с антихристом и его слугами. Поэтому в наши дни общего соблазна и обмана очень важно, чтобы каждый православный христианин приобретал смирение.

Против православных борются сейчас все силы ада. Россиянам, имевшим некогда величайший дар Божий – Святую Русь, нужно принести покаяние в отступлении от веры и жизни своих предков, вдохновляясь примером всех святых Земли Русской и приобретая в себе прямоту, самоотвержение, благочестие святых князей, святителей, преподобных отцов, претворять истинную веру в истинную жизнь во Христе.

Елена КОККОНЕН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *