Что такое гнев фараона

К этому времени колесницы были усовершенствованы, имелись уже и «гражданские» и «военные»…

К этому времени колесницы были усовершенствованы, имелись уже и «гражданские» и «военные». До нас дошло изображение знаменитой египетской царицы Нефертити, едущей в очень элегантной колеснице. Во Флорентийском музее в Италии хранится очень изящная легкая колесница, обтянутая кожей с тиснениями и металлическими накладками.

Это «гражданские» колесницы.

Боевые колесницы были, конечно, более мощными и крупными. Если хранящаяся в музее «гражданская» колесница имеет длину всего пятьдесят, а высоту всего семьдесят пять сантиметров, то боевые были метровой длины и более метра в высоту. Почти метровые колеса у них имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и — что очень важно — увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса.

Конями управлял возница — уважаемая в Египте личность, рядом с ним стоял воин, обязательно из знатного рода, — только они сражались на колесницах, а рядовые граждане — в пешем строю. Однако не только были страшны воины на колесницах, но сами колесницы: концы выступающих осей — это были фактически острые длинные ножи, которые, когда колесница врывалась в расположение врага, скашивали людей, как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.

Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, и знаменитый маневр «гнев фараона» производил страшное опустошение в рядах противника. Суть этого маневра состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.

Хеттские колесницы были более мощными — на них стояли три человека: кроме возницы, еще и щитоносец, который прикрывал и возницу и воина. Воин же был не лучник, а копейщик.

И у хеттов, и у египтян колесницы везли две лошади. (Имелась и третья — запасная.)

Рамзес 11 вышел из Египта с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога — Амон, Ра, Пта, Сет.

То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко дезинформировали египтян, но, приблизившись к Кадешу, Рамзес и не подозревал, что находится совсем близко от противника. К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рам-зеса, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамзес едва уцелел и спасся лишь благодаря своей личной охране и своему собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова Рамзеса: «Со мной были «Победа у Фив» и «Бодрость духа», мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда я остался совершенно один среди множества врагов».

Но тут сплоховали хетты: считая, что египтяне уже полностью разгромлены, они занялись грабежом покинутого египетского лагеря. А тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, удирающий Рамзес повернул обратно, и теперь уже египтяне напали на потерявших бдительность хеттов.

Не будем сейчас говорить о том, кто победил в этом сражении, — Рамзес утверждал, что победил он, хеттский владыка ААуваталла был уверен, что он разгромил египтян, историки же считают, что битва при Кадет» окончи мзі «вничью». Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но нас интересует сейчас другое — роль колесниц. А роль эта была решающей. Кстати, мы все время тут говорим о колесницах, но при этом постоянно помним — ведь их везли лошади! И именно лошади, а не колесницы, конечно, играли главную роль. Недаром и египтяне и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду.

Источник: Портал «ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ». Колесницы и всадники. 2010

Еще по теме К этому времени колесницы были усовершенствованы, имелись уже и «гражданские» и «военные»…:

  1. СНОВА О ВСАДНИКАХ И ОПЯТЬ О «КОЛЕСНИЦАХ»
  2. Военные походы с древними лошадьми…
  3. Портал «ПЛАНЕТА ЖИВОТНЫХ». Колесницы и всадники, 2010
  4. СУДЕБНО-ВЕТЕРИНАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
  5. СТАТЬИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА
  6. Сенбернары давно уже «спустились с гор» и широко расселились по всему миру…
  7. Мы уже не раз говорили, что богами египтяне делали животных, которые приносили пользу…
  8. Собака занимала огромное место и в жизни и в сознании большинства народов мира уже в очень отдаленные времена
  9. Кони рыцарей были сильными…
  10. Кто были прямыми предками лошадей?
  11. Почему первые орудия были каменными
  12. Ломовые извозчики были пролетариями в полном смысле этого слова…
  13. Необходимо, чтобы мутации были редким событием
  14. Уланы были не так эффектны, как гусары…
  15. ТАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
  16. 9-1* В разных временах
  17. 10* He ко времени
  18. Временный березовый тип
  19. ВО МРАКЕ ВРЕМЕН
  20. Динамика численности популяции во времени.

Домой Мир Культура Фараоны – боги или люди?

Что скрывают многовековые пески Египта?

Жизнь фараонов всегда таила в себе множество таинств и загадок. История этих божественных правителей корнями уходит глубоко в прошлое, окутанное легендами и догадками. Именно это чаще всего привлекало как исследователей, так и простых людей.

В самом деле, кто они – древние правители Египта – боги или люди?

Из фильмов, книг, мифологии Древнего Египта мы знаем, что фараонов превозносили и почитали, считая их наместниками бога на земле. Однако, вопреки их божественному статусу, жизнь их была строго регламентирована: дни расписаны вплоть до правил выхода из опочивальни.

Опочивальня бога

Пробуждение фараона обычно начиналось под звуки гимна, звучащего в честь восходящего солнца. Когда фараон просыпался, его ждала замысловатая церемония утреннего туалета: омовение розовой водой в наполненной ей золотой ванной, бритье головы и щек. При всех процедурах необходимо было присутствие членов семьи и ближайших слуг. Когда первый этап утреннего туалета был завершен, к фараону приглашались специалисты, наносящие на живого бога макияж. Этот немаловажный атрибут нес в себе определенную символическую роль.

Наряд господина

Краски в то время были особенно дорогими, их изготовление представляло собой долгий и кропотливый процесс. Поэтому доступны они были только людям из высшего класса, или представителям божественного рода, к коим относился сам фараон. Сухие краски разводили в изящных сосудах, материалы для них были самыми разнообразными: растертый до мельчайшей крошки малахит, глиняные пигменты, сурьма и многое другое. Пигментом красной меди мастер подводил глаза фараону, голову украшали парики различных образов и фактур. Брадобрей накладывал подвязанную на тесемочках бородку, иногда ее заплетали в косичку.

Облачению фараона уделялось также особое благоговейное внимание: слуги помогали властителю облачиться в тонкую белую тунику, повязывали гофрированный передник, металлическую пряжку. Завершающими чертами образа были бесчисленные ожерелья и браслеты на руки и ноги. Наряд фараона – олицетворение его божественного происхождения, поэтому выглядеть он должен был по-настоящему роскошно. Только в таком облачении повелитель мог появиться перед своим народом, как посланник солнца.

На торжественных приемах голову фараона, как правило, покрывала корона Южного, Северного Египта, или двойная корона. Символизировавшая двуединство Египта.

Свет Египта

Египтяне безоговорочно верили, что именно фараон повелевает всеми событиями в их жизни. Будь то восход Солнца, разлив вод Нила, урожайность года или плодородность почвы. Все было сосредоточено в его власти. В противном случае, если что-то шло не так: налетали ураганы, наступали эпидемии, значит верховные боги были недовольны своим наместником.

Фараон был богом на земле, и оставался им даже после смерти. Его имя лишний раз боялись произносить вслух. Главной задачей фараона считалось подношение даров богам и сооружение храмов в их честь.

В периоды войны, фараон обязан был стоять во главе войска, направляя и воодушевляя своих воинов. Как правило, уходя в военные походы в чужие края, с собой войско приносило неизвестные египтянам растения. Также одной из задач инженерной мысли в Древнем Египте было строительство каналов. Они были важны для нормализации экологии древнего города, поскольку распространенной практики сооружения водопроводов и канализаций на тот момент еще не существовало.

Повседневная жизнь фараона

За сутки фараон выполнял множество административных дел. Утро отводилось на чтение докладов чиновников и занятие государственными делами. Затем владыка давал аудиенции главам государственного аппарата (министрам, судьям). Фараоны щедро награждали талантливых военачальников за успешные военные походы. В честь одержанных побед принято было организовывать пышные празднества.

Церемонии слушания докладов, как и другая деятельность, сопровождалась театральными ритуалами. Чаще всего это были танцы, во время которых танцовщицы усыпали зал лепестками цветов.

Особым обрядом фараона был ежедневный обход часовни, за дверями которой скрывалась статуя бога Осириса. Египетская мифология гласит, что каждую ночь у каменного изваяния отваливались руки, голова и ноги, отрубленные богом подземного мира Сетом. На утро после молитвы фараона части тела заново срастались.

Личная жизнь фараона

Фараоны относились к своим женам по-разному. Одни были нежно преданы только одной женщине. Например, Эхнатон, который практически не покидал дворца и до конца своих дней был верен единственной жене – Нефертити. Обратная ситуация была у Рамзеса II, который имел пять жен и большое количество наложниц. У Рамзеса II было более 162 детей.

Храм вечной жизни

Несмотря на обилие насущных мирских дел, фараону нужно было позаботиться о своем дальнейшем продолжении жизни. Поэтому одной из первоочередных задач было строительство гробниц. Место воздвижения храма вечности оговаривалось в самом начале правления фараона, в первый год. Как правило, гробница фараона представляла собой сложную замысловатую сеть лабиринтов, коридоров, потайных ходов и погребальных камер. Даже строительство небольшой пирамиды было сложным и трудоемким делом, оно могло занимать около двадцати лет. Поскольку высокопоставленные чиновники и знать хотели оставаться со своим господином и после смерти, они возводили для себя гробницы поблизости. Таким образом, образовывались некрополи – настоящие кладбища из множества гробниц. За пирамидами тщательно следили, благоустраивали их и проводили там специальные обряды, намаливая священное место. Историк Диодор Сицилийский, который побывал в Египте в 57 г. до н.э., написал: «Они говорят, что это гробницы древних царей, – они поистине величественны, и вряд ли потомки будут иметь возможность создать что-либо столь прекрасное».

Упокоение

Трудно найти цивилизацию, которая бы вкладывала больший смысл в обряд погребения, чем делали это египтяне. Ритуал захоронения фараона отличался особой сложностью и педантичностью, ведь смерть могла прийти внезапно. Поэтому с первых лет жизни будущего наследника начиналась заблаговременная подготовка к его перемещению в царство мертвых. Самыми необходимыми атрибутами погребения были: мумификация, отбор магических заклинаний и молитв, а также снабжение гробницы всем необходимым для следующей жизни господина.

Мумификация представляла собой особо сложный процесс бальзамирования, который предохранял тело от гниения, и сохранял его от естественного разложения. Внутренние органы господина помещали в специальные сосуды с изображением мифических богов, каждый из которых являлся их хранителем. Египтяне в искусстве бальзамирования достигли наивысшего мастерства – спустя долгие столетия археологи находили мумий, тела которых можно было не только опознать, но и зрительно различить черты лица.

Остается только ответить на вопрос, кем все-таки были эти древние правители Египта? Сейчас предания о них кажутся сказкой, старой притчей, граничащей с выдумкой, а в их божественность верится с трудом, но много веков назад все было иначе. Благоговейное отношение к мифологическим богам и фараонам не заканчивалось только обрядами и ритуалами, то был образ жизни древних египтян, их мировозрение, и усомниться в священном считалось немыслимым делом. Египтяне несли присутствие бога в своей душе, ведь Египтом правил сын бога солнца Ра – фараон.

6. Мифы египтян в исторической и культурной традициях

Что египтяне думали о своей стране. Мифов у египтян сложилось очень много, и те, что встретились вам в этой книге — лишь малая их часть. Много древних сказаний до нас просто не дошло, от других осталось лишь несколько фраз. Но и этого достаточно, чтобы представить, насколько богат был в Египте запас мифов, преданий, сказок. Никто сейчас не верит, что есть Осирис, Гор и Сет, Ра, что когда-то на земле жили боги. Для древних же египтян мифы были самой настоящей правдой, более того, многие мифы полагалось знать лишь определенной группе людей. Да и сами египтяне жили в сказочном мире, по крайней мере, они так считали.

Начнем с того, что египтяне представляли свою страну центром всего мира. А сам мир для них был очень небольшим. В центре этого мира находился Нил, текущий с юга на север, а по берегам его лежала плодородная земля. В Египте царили мир и закон, а остальные страны, как думали египтяне, пребывали в невежестве и были жалкими. Только Египет был самой лучшей и «правильной» страной, поэтому жители Египта называли его любимой землей. Вокруг располагалась чужая враждебная страна, мир хаоса. Египтяне привыкли к мысли, что Египет правильная страна, и когда они видели, например, реку, которая течет не с юга на север, как Нил, а наоборот, то считали такую реку «неправильной водой».

Живой бог – фараон. Египтяне считали, что боги находятся в их стране постоянно, что самим Египтом правит живой бог – фараон. Царь Египта (фараон) считался сыном бога солнца Ра, и еще его считали молодым богом Гором. Египтяне очень почитали своего владыку. Они полагали, что царь борется со всеми черными силами, которые могут разрушить Египет и мир. Царь – сын солнца, живой бог, стоит на страже мирового порядка. Он следил за тем, чтобы выполнялись законы, которые были написаны для людей. От его имени произносили приговор суда, по его приказу ловили преступников, наказывали и награждали. Считалось, что все жертвы богам, которые приносятся в Египте, должен приносить царь. Он приносил жертву богу Нила, а когда приходило время, бросал в воды Нила свиток папируса с приказом о том, чтобы начался разлив. Люди думали, что без этого Нил, мог бы и не разлиться.

Для богов царь строил храмы, а для своей вечной жизни – гробницы. Это были величественные пирамиды, а позже — большие украшенные росписью гробницы, высеченные в скалах. За эту заботу боги защищали и оберегали Египет. Считалось: чем больше у царя гробница или пирамида, тем дольше будет жить память о нем и тем дольше будет царь (даже давно умерший) защищать и оберегать Египет.

Фараон молился богам и просил, чтобы они защитили Египет, а они открывали ему свою волю во сне или через пророков. Боги за те дары, которые царь преподносил им, помогали ему, давали Египту хороший урожай, отводили болезни, засухи, следили за тем, чтобы вовремя разливался Нил.

Когда царь по решению богов отправлялся на войну для того, чтобы расширить пределы Египта — самой лучшей страны в мире, то боги защищали его. Они помогали ему сражаться, а врагов повергали в прах. Бог Амон Ра даже обращался к фараону с такой речью:

«Говорит Амон-Ра владыка Карнака… Я связал нубийцев десятками тысяч И северян сотнями тысяч пленными. Они приходят с приношениями на своих спинах, Сгибаясь перед твоим величеством По моему приказу».

Жизнь «живого бога» – фараона не была легкой. Он был обязан строго следовать обычаям и правилам. Весь его день расписывался по минутам, фараон должен был строго выполнять установленные правила, иначе могла случиться беда. Его окружала роскошь и огромное количество придворных и слуг, которые выполняли любое приказание «живого бога». Фараон следил за всем, что происходило в Египте. Настоящее имя фараона запрещалось произносить, его называли «перо» – «большой дом», то есть дворец. (отсюда и происходит слово «фараон»). А всего у фараона было пять имен, и когда их писали на стенах храмов или в папирусе, то имена эти помещали в особую рамку, картуш, для того, чтобы даже написанного имени не могли коснуться злые силы.

После своей смерти фараон сразу же попадал на небо к богам и там путешествовал по небу вместе богом солнца Ра в его ладье. Хоронили же фараонов с огромной роскошью и строили для них поминальные храмы, чтобы владыки Египта даже после смерти не покидали своей страны

Жрецы и храмы. По всему Египту было построено множество храмов для богов. Египтяне считали, что боги хотя и живут на небе, очень часто бывают на земле и приходят в храмы — свои дома. Храмы были разные. Были храмы солнечных богов, без крыши. Они представляли собой огороженные стенами площадки. Богу Солнца ставили обелиски – высокие прямоугольные каменные столбы, верхушки которых покрывали позолоченной медью. Как только первые лучи солнца касались их, обелиски начинали ярко блестеть, а все вокруг еще пребывало в утреннем полумраке. Жители Египта думали что на вершинах обелисков отдыхает бог Ра. Были и другие храмы.

В храм вела мощеная камнем дорога, по обеим сторонам которой стояли статуи сфинксов. Дорога приводила к храмовым башням – пилонам. Перед башнями стояли обелиски и статуи фараонов. В пилонах были ворота, которые вели внутрь храма, за воротами шли колонные залы, святилища и другие постройки. Храм был огромным домом бога. Его украшали статуями, росписями на мифологические сюжеты. В глубине храма стояла статуя бога. Для бога в храме было все необходимое – одежды, утварь, пища. Служители храма – жрецы, каждый день приносили богу жертву, одевали его статую в одежду, курили богу благовония и пели молитвы. Только жрецы знали все тонкости и правила ритуала.

Бог Апис и его храм. Были в Египте и «живые боги». Так, во всем Египте почитали «живого бога» Аписа. Считалось, что бог Птах когда–то воплотился в быка. Это и был Апис. Жил этот бог-бык в Мемфисе, в особом храме, его выбирали по особым признакам: он должен был иметь черную шкуру, на лбу белое пятно в форме полумесяца, и много других признаков. Его приводили в храм, где ему приносили жертвы и возносили молитвы. Когда Апис умирал, страна погружалась в многодневный траур. За это время жрецы дложны были найти нового Аписа, т.е. теленка, который обладал бы теми же признаками, что и старый. Тело умершего Аписа бальзамировали и хоронили не менее торжественно, чемфараона. Археологи обнаружили целое кладбище Аписов.

В других городах Египта были свои священные животные, был даже бог-крокодил.

Мифы и боги в жизни простых египтян. Жизнь простых египтян: крестьян, ремесленников, воинов, торговцев — также была неразрывно связана с мифами. Сама природа Нильской долины была для египтянина сказочной. Тогда люди еще не могли знать почему происходят разливы Нила, и считали, что в этом проявляется воля богов. А от Нила зависела вся жизнь в Египте. Поэтому для египтян Нил был священной рекой. Когда утром поднималось Солнце, египтяне считали, что это бог Ра покинул свою ночную ладью и пересел в дневную, чтобы светить людям. Когда наступало время засухи, и из пустыни дули раскаленные ветры, иссушающие все живое, египтяне верили, что это происходит из-за того, что злой Сет победил и убил Осириса и насылает из пустыни злые ветры на Египет. А когда начинался разлив, они считали, что Осирис возродился к новой жизни, и с ним ожила вся природа.

С самого рождения египтянина окружало огромное множество богов и духов. При рождении семь богинь Хатхор писали на листьях волшебного дерева судьбу египтянина. Богиня Исида защищала его от бед и болезней, помогала своими заклинаниями, если его кусала змея. Бог мудрости Тот помогал жителям Египта учиться, божок Бэс прогонял от него злых духов. Если боги не сразу приходили на помощь, можно было обратиться к ним с молитвой, или прочитать заклинание или прибегнуть к помощи волшебных амулетов, которых у каждого египтянина было множество.

Египтянин в своей жизни учитывал хорошие и плохие дни; были даже целые книги, в которых писалось, что можно и что нельзя делать в тот или иной день.

Осирис, Царство мертвых, Книга Мертвых. Ну а после того как человек умирал, его готовили к вечной жизни в загробном мире. Из его тела опытные бальзамировщики делали мумию. Для изготовления мумии использовали материалы, которые происходили, как считали египтяне, из тех слез, что пролили боги, когда оплакивали гибель Осириса. Боги, по убеждению египтян, давали полотно, в которое заворачивали мумию. Стенки гроба-саркофага и гробница были расписаны изображениями богов и суда Осириса. Умерший попадал на суд Осириса, и если решение суда было положительным, оставался в царстве мертвых. Для того, чтобы египтянин не заблудился в царстве мертвых, в гроб ему клали написанный на папирусе «путеводитель» – Книгу Мертвых.

Вот так вся жизнь в Египте была связана с мифом. Египтяне почитали богов, о которых говорилось в мифах, выполняли действующие в них правила. Египтянин постоянно ощущал, что рядом с ним находятся боги, духи добрые злые, от которых зависит его жизнь.

Вся великая культура Египта, все, что дошло до нас, является отражением тех чувств, которые испытывали египтяне, думавшие, что их жизнь связана с жизнью богов и зависит от них во всем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *