Что такое иконостас

Что такое Иконостас? Значение и толкование слова ikonostas, определение термина

Главная→ Исторический словарь→ Слова на букву Г→ Иконостас
1) Иконостас — — перегородка с иконами и резными дверями в православном храме , отделяющая алтарную часть от основной части интерьера . Русский тип высокого И. с рядами икон сложился в конце XIV— начале XV вв. 2) Иконостас — (греч.) — установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма ; складывается в церковном искусстве древней Руси на рубеже XIV — XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный; праздничный; пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре т. наз. Новозаветная Троица )-, иконостас венчает Распятие . В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая алтарная преграда , на которую, начиная с VII века, ставился крест (свидетельства Софрония Иерусалимского и Георгия Амартола ), а при императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) — икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске — т. наз. темплон, из которых, уже на русской почве, сформировался иконостас. Как сложная система священных изображений иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям. 3) Иконостас — в православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос , Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса , которая, смотря по ходу богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие : Матфея, Марка , Луки и Иоанна . Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат — икона Божией Матери. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп , или первосвященники Аарон и пророк Моисей . Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа. Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Иконостас

— перегородка с иконами и резными дверями в православном храме , отделяющая алтарную часть от основной части интерьера . Русский тип высокого И. с рядами икон сложился в конце XIV— начале XV вв.

(греч.) — установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма ; складывается в церковном искусстве древней Руси на рубеже XIV — XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный; праздничный; пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре т. наз. Новозаветная Троица )-, иконостас венчает Распятие . В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая алтарная преграда , на которую, начиная с VII века, ставился крест (свидетельства Софрония Иерусалимского и Георгия Амартола ), а при императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) — икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске — т. наз. темплон, из которых, уже на русской почве, сформировался иконостас. Как сложная система священных изображений иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям.

в православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос , Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса , которая, смотря по ходу богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие : Матфея, Марка , Луки и Иоанна . Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат — икона Божией Матери. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп , или первосвященники Аарон и пророк Моисей . Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа. Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль — город центр Ярославской области (с 1936), на …
Ясак — (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 …
Ясельничий — (от ясли ящик для корма скота), придворный …
Ятвяги — древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. …
Ять — буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него …
Авункулат — (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый …
Авункулокальность — (от лат. avunculus брат матери и locus …
Адопция — (от лат. adoptio усыновление), форма установления родства …
Аккультурация — 1) Адаптация индивидов или групп к какойлибо культуре. …
Амбилинейность — (от лат. ambo оба и linea …
Ссылка для сайта или блога: Ссылка для форума (bb-код): Код нашей кнопки:

По благословению старца Схиархимандрита Илия Ноздрина Иконописная мастерская Кинония Московская епархия

Византийский иконостас.

Архитектурная конструкция Византийского иконостаса представляет собой невысокую преграду, состоящую, как правило, из мраморных плит, на которой устанавливаются колонки-пилястры, несущие длинный горизонтальный брус (архитрав). Иконы располагаются сверху на прямоугольных плитах, а затем закрепляются между вертикальными колонками-пилястрами, первый или нижний ряд состоял из главных для молитвенного поклонения икон, две из них, посвященные Христу и Богоматери, – так называемые, Храмовые иконы,* размещались с двух сторон от Царских врат (центральный вход в алтарь). На одной из храмовых икон мог изображаться образ святого, которому посвящен храм.

После периода иконоборчества на брусе (архитраве) появляется еще один, верхний ряд икон – темплон (эпистилий) – это невысокие горизонтальные иконные доски с изображениями двунадесятых праздников, представляющих основные события земной жизни Христа и Богоматери. В центре эпистилия помещалось изображение Деисуса (греческое δεησις — прошение, моление) – когда за род человеческий ходатайствуют представители наивысшей святости — Богородица и Иоанн Предтеча; они обращаются с молитвой ко Христу, восседающему на троне небесном, приготовленном для Страшного суда.

По сторонам от Деисуса, обычно располагаются по семь сюжетных икон: с одной стороны – Рождество Богородицы, Введение Ее во храм Иерусалимский, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление), Преображение; а с другой – Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение, Успение Божией Матери. Иконы этих главных праздников представляют всю историю спасения человечества.

Состав Деисуса в центре праздничного цикла мог расширяться. Кроме Богородицы и Иоанна Предтечи в молении ко Христу с обеих сторон предстояли еще Архангелы, Апостолы, мученики и другие святые. Однако, кроме сюжетных икон, посвященных земной жизни Христа и Богородицы, в верхнем ряде византийского иконостаса мог располагаться житийный цикл икон того святого, которому посвящен храм. Иногда сюжетные иконы могли быть полностью заменены большим Деисусным чином, состоящим из поясных икон Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, Апостолов Петра и Павла и других святых. В зависимости от величины Деисуса такой верхний ряд иконостаса мог состоять из 5-ти или 7-ми икон.

Царские Врата называются еще райскими или святыми, это связано с символическим истолкованием алтаря как Рая, поэтому самым распространенным изображением на вратах было Благовещение, благодаря которому отверзаются врата Рая человеческому роду. Согласно с Византийской традицией все древние алтарные врата были невысокими, не более 110-140см, на них в полный рост представлены Богоматерь с червленой пряжей и веретеном в руках* и Архангел Гавриил. Увенчивал же алтарную преграду Крест, как символ Распятого ради нашего спасения Христа, Главы Церкви.

Назад к списку

Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности

Большинство иконостасов состоит из нескольких рядов или, как их еще называют, ярусов или чинов. Количество рядов может разниться в зависимости от местных традиций и категории храма.

На рубеже XIV-XV веков в иконостасах было 3 ряда, в XVI веке их стало 4, к концу XVII века число чинов некоторых иконостасов возросло даже до 7, но наиболее распространенными стали пятиярусные конструкции.

Все ряды имеют особое значение и символическое название.

Первый, самый нижний — это местный ряд. Назван он так потому, что там расположены иконы, посвященные особо важным в данной местности святым или праздникам. Такие иконы называют местночтимыми.

Некоторые иконы в этом ярусе постоянны в любом храме. Справа от Царских врат всегда будет расположена икона Спасителя, слева – лик Богоматери. Это символизирует то, что Христос и Дева Мария встречают каждого на пути в Небесное царство и сопровождают на пути к вечной жизни. Образ справа от иконы Спасителя называется «храмовым» и изображает святого или событие, в честь которого названа церковь. Например, в Успенской церкви на этом месте находится сцена Успения Богоматери, в Никольской — Никола Угодник.

Над местным располагается праздничный ряд. Он состоит из икон двунадесятых праздников и образов Страстной и Пасхальной недель. Интересно, что в самых ранних иконостасах он следует третьим ярусом, над Деисусом — но потом его стали располагать ниже, чтобы верующие могли лучше рассмотреть праздничные сюжеты.

Третий ряд, центральный и самый важный, называется Деисус. В центре его находится образ «Спас в силах», изображающий Иисуса – судью, а по краям находятся обращенные к Христу с молитвой святые. Потому название чина и происходит от слова «деисис», что в переводе с греческого значит «молитва».

Четвертый ряд иконостаса — пророческий, а пятый ярус — праотческий.

В некоторых случаях над праотческим еще располагается страстной ряд, изображающий страдания Христа в последнюю неделю накануне распятия и Воскресения.

На самом верху всегда изображена Голгофа — «недосягаемая гора». Перед ней склоняются все, кто пришел в храм.

Если говорить о строении иконостаса, то самое простейшее — это тябловое (термин идет от русского слова «тябло» — брус, которое, в свою очередь, произошло от латинского «табула» — доска). В тябловом иконостасе иконы размещены на бревнах, в специальных желобах. Сами бревна прикрыты снаружи расписанными досками с цветами и узорами и закреплены в специальных углублениях на северной и южной стенах храма. Это самый древний вид иконостаса, со временем его украшение становилось все богаче. Так, к XVII веку многие иконостасы обзавелись скульптурными украшениями и даже позолоченной деревянной резьбой – несмотря на неодобрение церкви, называвшей это «западным и мирским». Сегодня напротив, роскошным убранством отличается не только иконостас и центральная часть православного храма, но и все предметы церковной утвари и мебели.

Вернуться к каталогу с фотографиями иконостасов, изготавливаемых в мастерской «Абрамцево»
Связаться с нами для уточнения деталей и заказа изделия
Читать еще статьи

Как устроен иконостас в православном храме

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона — то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.

Просмотров публикации 8 469

Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» — икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Андрей Сегеда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *