Что такое проповедь

Откуда звучат проповеди из 5 букв

А М В О Н

  • А — первая буква
  • М — вторая буква
  • В — третья буква
  • О — четвёртая буква
  • Н — пятая буква

Легендарный автогонщик, искрививший свой нос, играя в футбол 5 букв

Какого артиста цирка тренер Константин Бесков считал своим лучшим учеником? 3 буквы

амвон
I м.
Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие.
II м. устар.
Возвышение, подмостки.
амвон
(греч. ?mb?n)
1) В православной церкви: площадка, находящаяся на возвышении перед царскими вратами.
Выйти, подняться на амвон.
Читать молитвы с амвона.
2) устар. Возвышение, подмостки.
откуда
I нареч. обстоят. места
1) Из какого места? С какого места?
отт. перен. Из какого источника?
2) Употребляется как союзное слово, присоединяющее придаточные предложения места, изъяснительные и определительные.
II част. разг.
Употребляется при выражении протеста, отрицания (обычно с восклицательной интонацией).
откуда
1. нареч.
1) Из какого, с какого места?
Откуда ты?
Откуда родом?
* Откуда дровишки? — Из лесу, вестимо (Некрасов)
* Откуда ни возьмись (разг.; о внезапном появлении кого-, чего-л.)
* Откуда ветер дует (разг.; в каком направлении развиваются дела, обстоятельства, от кого исходит что-л.)
2) Из какого источника?, от кого?
Откуда эта книга?
Откуда такие товары?
Откуда эти сведения?
Откуда тебе всё известно?
Откуда я знаю;
откуда мне знать? (разг.-сниж.)
Откуда я возьму;
откуда мне взять, достать? (разг.-сниж.)
Откуда что берёт ребёнок? (разг.)
Откуда берётся смелость? (разг.)
3) Почему?, по какой причине?, отчего?
Откуда этот тон?
Откуда эти крики, шум?
Откуда обморок, испуг?
4) разг.-сниж. в вопросительно-восклицательных предл. Выражает удивление, протест, отрицание.
Есть родня в Москве? — Откуда! У меня родных нет.
Эта книга моя! — Откуда твоя? Это мне её подарили.
5) разг. = откуда-нибудь
Если получишь откуда сведения, скажи.
2. союзн. сл.
1) обычно с соотносительными сл.: там, туда в главном предл. употр. в придаточных предложениях места.
Там, откуда она бежит, разгорелся пожар.
Их попросили вернуться туда, откуда они только что вышли.
2) употр. в придаточных определительных предложениях.
Гость прошёл в отведённую ему комнату, откуда не выходил до утра.
На высоком берегу Оки, откуда открывается высокий горизонт, есть сельцо.
3) употр. в придаточных дополнительных предложениях.
Трудно было понять, откуда шёл звук.
Он старался рассмотреть, откуда валит дым.
звучать
несов. неперех.
1) Издавать, производить звук I, звуки.
2) Раздаваться, разноситься, слышаться (о голосе, звуках музыки, песне).
3. перен.
Выражать, воплощать что-либо в звуковой форме, внушать какое-либо представление звуками.
4. перен. разг.
Производить определённое впечатление, восприниматься определённым образом.
звучать
-чу, -чишь; нсв.
см. тж. звучание
что
1) Издавать, производить звуки.
Гитара звучит.
2) Раздаваться, быть слышимым.
Песня звучит.
Музыка звучит.
Голос звучит.
3) Выражать какие-л. чувства, настроения и т. п. (о голосе)
Голос звучит радостью.
4) Проявляться, обнаруживаться в голосе (о чувствах, настроении и т. п.)
В голосе звучит уверенность.
В вопросе звучала надежда.
В этих словах звучит снисхождение.
5) Производить то или иное впечатление на слушающего; восприниматься, ощущаться.
Эти объяснения звучат неубедительно.
Слова звучат искренне.
Голос звучит весело.
— это звучит
— звучать в ушах
проповедь
1) Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
отт. перен. разг. Наставление, нравоучение.
2) Распространение какого-либо вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
отт. перен. разг. Пропагандирование каких-либо взглядов, чьих-либо идей.
3) Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.
проповедь
1) Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви.
Проповедь священника, пастора.
Произнести проповедь.
Воскресная проповедь.
2) неодобр. Нравоучительная речь; поучение, наставление.
Твои проповеди всем уже надоели.
С утра до вечера читает нам проповеди.

проповедь

Материал из Викисловаря

В Википедии есть страница «проповедь».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. про́поведь про́поведи
Р. про́поведи про́поведей
Д. про́поведи про́поведям
В. про́поведь про́поведи
Тв. про́поведью про́поведями
Пр. про́поведи про́поведях

про́-по-ведь

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -проповедь- .

Произношение

  • МФА: ед. ч.
    (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Проповедь

Значение

  1. религ. речь религиозно-нравственного содержания ◆ Услышит, например, она, что в такой-то церкви православный священник будет говорить красноречивую проповедь, она едет туда, выслушает и умилится искренно. И. А. Гончаров, «Май Месяц в Петербурге», 1891 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Это было именно сразу после праздника «Нечаянной Радости», а в следующее воскресенье я говорил в приходе проповедь о том, что Божия Матерь сделала, как Она сумела превратить преступление в новую радость, в нечаянную радость, в нежданную, негаданную радость. Антоний Сурожский (Блум), «Праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»», 1969 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. распространение каких-нибудь идей, взглядов ◆ …если доро́га к благу, о котором эта партия говорит без конца, исключает проповедь насилия как универсального метода осчастливливания общества. А. Н. Яковлев, «Омут памяти», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. поучение; частичн.: нравоучение, наставление
  2. пропаганда

Антонимы

  1. разубеждение; очернение

Гиперонимы

  1. речь, обращение

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: проповедник, проповедница? проповедничество; заповедь, исповедь
  • прилагательные: проповеднический
  • глаголы: проповедовать
  • наречия: проповеднически

Этимология

Происходит от глагола проповедовать, далее от ст.-слав. проповѣдати, предположительно, калька др.-греч. προανακηρύσσειν «провозглашать», «провозвещать», из κηρύσσω «возвещаю, объявляю»; ср.: κήρυξ «глашатай». Глагол проповѣдати родств. вѣдѣти, ведать.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • читать проповедь
  • Нагорная проповедь
  • проповедь Иоанна Крестителя

Перевод

речь религиозного содержания
  • Английскийen: sermon, homily
  • Испанскийes: sermón м., prédica ж.
  • Итальянскийit: predica ж., sermone м., omelia
  • Немецкийde: Predigt ж.
  • Палиpi: dhammadesanā
  • Польскийpl: kazanie
  • Португальскийpt: prédica ж.; sermão м.
  • Турецкийtr: vaaz
  • Украинскийuk: проповідь
  • Французскийfr: sermon
пропаганда
  • Английскийen: propagation, advocacy
  • Испанскийes: prédica
  • Итальянскийit: omelia
  • Немецкийde: Verbreitung, Propaganda
  • Французскийfr: propagande
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Проповедь

 Проповедь Проповедь
ПРОПОВЕДЬ — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литературного стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. — дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. Анализ стиля проповедей Лютера образует неотъемлемую часть изучения развития новонемецкой прозы. Проповеди Боссюэта, Бурдалу и др. духовных ораторов XVII в. являют важнейшие образцы прозаического стиля французского классицизма, а проповеди Абрагама де Санта-Клара — стиля немецкого барокко. Таково же значение некоторых видов П. в средневековой русской литературе, с преобладающей ролью в ней церковной культуры и с типичным для нее синкретизмом литературных жанров (термин «П.» однако в эту пору отсутствует и ему соответствуют термины более общие — «Слово» и «Поучение»). В качестве образцов старинной русской домонгольской П., дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы «Слова» митрополита Иллариона (XI век) и Кирилла Туровского (XII век), очень искусно использовавших соответствующие византийские источники и на основе их давших для своего времени незаурядные по литературному мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют сравнения, антитезы, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, иносказание, риторические обращения, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, наконец элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной П. было бы трудно понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как «Слово о полку Игореве», с его системой художественных средств выражения. В дальнейшем в качестве примеров художественно оформленной П., интересной в стилистическом отношении, могут быть указаны «Слова» Серапиона Владимирского (XIII в.), «Слово похвальное» инока Фомы (XV век), «Слова» Максима Грека. Теория и практика проповеднического искусства расцвели в XVIII в. на Украине, главным образом в произведениях Галеровского, в связи с борьбой Украины с Польшей, нашедшей себе в сфере церковной выражение в борьбе православия с католичеством. Библиография:
Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

про́поведь ораторское произведение религиозного содержания. К проповеди близки раннехристианские эпистолярные тексты (адресованные широкой аудитории послания ап. Павла). Проповеди Отцов Церкви в 4 в. связаны с античной ораторской традицией. Своего расцвета проповедь достигает в творчестве Иоанна Златоуста (4–5 вв.). Западноевропейская традиция создавалась Амвросием Медиоланским (4 в.) и Августином Блаженным (4–5 вв.). Особый статус проповедь приобрела в эпоху Реформации (для Лютера проповедь по своей значимости превосходит богослужение). В древнерусской литературе наиболее известны проповеди Илариона («Слово о Законе и Благодати», 11 в.) и Кирилла Туровского (12 в.). Расцвет проповеди в рус. литературе приходится на сер. – второй пол. 17 в. Возрождение личной проповеди связано с именем «боголюбца» Ивана Неронова, в 1680-е гг. были изданы сборники проповедей Симеона Полоцкого («Обед душевный», 1682, и «Вечеря душевная», 1683). Знаменитыми рус. проповедниками 18 в. были Феофан Прокопович и Стефан Яворский.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

.

Синонимы: гомилия, мораль, назидание, наставление, наставленье, нотация, нравоучение, поучение, поученье, рацея, речь, урок, хутба

Смотреть что такое «Проповедь» в других словарях:

  • ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей проповедей, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?»… … Толковый словарь Ушакова

  • проповедь — назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение; урок, рацея, поученье, наставленье, хутба, речь, мораль Словарь русских синонимов. проповедь см. наставление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я … Словарь синонимов

  • ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… … Современная энциклопедия

  • Проповедь — дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. По английски: Sermon См. также: Речь Этика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • Проповедь — ☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением… … Энциклопедия культурологии

  • проповедь — ПРОПОВЕДЬ, миссионерство, проповедание, проповедничество … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Проповедь — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРОПОВЕДЬ — 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9 5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской… … Большой Энциклопедический словарь

  • проповедь — ПРОПОВЕДЬ, и, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п. 2. перен., чего. Распространение каких н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

  • ПРОПОВЕДЬ — 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.… … Философская энциклопедия

Книги

  • Проповедь на камнях, Ошо. Цикл бесед «Проповеди в камнях» проходил с 5 ноября по 29 декабря 1986 года в Бомбее, Индия.» Я против всех религий, потому что я за подлинную религиозность, а религии мешают человечеству… Купить за 345 руб
  • Проповедь, Олег Виноградов. «Проповедь» является второй книгой дилогии «Иов», первая часть которой, роман «24 h», отмечена золотой наградой Берлинского международного конкурса «Лучшая книга 2013 года». Монах Иов,… Купить за 149 руб электронная книга
  • Проповедь и жизнь, Михаил Петрович Арцыбашев. «Где-то, конечно, в пустыне, как полагается в хорошей легенде, жил суровый и благочестивый старец. Сухой, черный, с седой бородой до колен, с глазами, устремленными ввысь. Путем долгой борьбы… Купить за руб электронная книга

Другие книги по запросу «Проповедь» >>

ПРОПОВЕДЬ

Найдено 4 определения термина ПРОПОВЕДЬ

Показать:

Время:

ПРОПОВЕДЬ

1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРОПОВЕДЬ

пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее развитие в миров, религиях. В средне-век. православии и католицизме появляется П. гимнологичсская, политическая, панегирики — П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уделяется соц.-этич. проблемам и апологетике.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПРОПОВЕДЬ

дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IXV вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лаоцзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в ЗендАвесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит грекоримскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга.

На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (10911153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (145298), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).

Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIIIXIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVIIXVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историколитературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: София-Логос. Словарь

Проповедь

дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в Зенд-Авесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит греко-римскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга. На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337-397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452-98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII-XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII-XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко-литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Толковый словарь Ожегова

ПРОПОВЕДЬ

ПРОПОВЕДЬ, -и, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Про-изнести п. 2. перен., чего. Распространение каких-н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.

Смотреть значение ПРОПОВЕДЬ в других словарях

Проповедь Ж. — 1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения. // перен. разг. Наставление, нравоучение. 2. Распространение……..
Толковый словарь Ефремовой

Проповедь — -и; ж.
1. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. П. священника, пастора. Произнести п. Воскресная п.
2. Неодобр. Нравоучительная……..
Толковый словарь Кузнецова

Проповедь — дидактическое произведение ораторского типа, содержащеетребования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана кжизни становлением мировых религий……..
Большой энциклопедический словарь

Нагорная Проповедь — Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл.5-7 Евангелия от Матфея.
Исторический словарь

Проповедь — — дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера, а также речь, произносимая в церкви священнослужителем……..
Исторический словарь

Проповедь (проповедование) — -возвещение слова Божия (Ин 15.3; Деян 13.5; Евр 13.7), поучение (Ек), пророчество (Ион 3.4), свидетельство о правде (2Пет 2.5) и чудесах Божиих (Пс 18.2) и просто восхваление чего-то (Мих……..
Исторический словарь

Проповедь — — англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. 2. Речь религиозного……..
Социологический словарь

Нагорная Проповедь — — моральное наставление, с к-рым, согласно двум евангелиям — от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл. 6), — Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей, определяющих образ……..
Философский словарь

Проповедь — — пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее……..
Философский словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *