Что такое прозелитизм

прозелитизм

Материал из Викисловаря

В Википедии есть страница «прозелитизм».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. прозелити́зм прозелити́змы
Р. прозелити́зма прозелити́змов
Д. прозелити́зму прозелити́змам
В. прозелити́зм прозелити́змы
Тв. прозелити́змом прозелити́змами
Пр. прозелити́зме прозелити́змах

про-зе-ли-ти́зм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -прозелит-; суффикс: -изм .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религ. стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии ◆ Павлу важна тема обращения к вере, то есть прозелитизма, и поэтому он использует этот раввинистический образ Авраама. Сергей Лезов, «Попытка понимания», 1999 г.
  2. перен. горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям ◆ Семен Акимович был вообще усерднейшим вербовщиком для нашего дела сотрудников, умеющих писать для народа. Семена Акимовича характеризовал тогда дух ревностного прозелитизма. В. М. Чернов, «Перед бурей. Воспоминания», 1953 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Из англ. proselytism «прозелитизм», от proselyte «прозелит», далее из лат. proselytus, далее из др.-греч. προσήλυτος «пришедший; новообращённый, прозелит», далее из πρός «от; к, по направлению к» + ἐλεύσομαι «приду» (форма буд. времени к ἔρχομαι «приходить»), далее из праиндоевр. *(e)leudh- «приходить».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов
    • Английскийen: proselytism
    • Белорусскийbe: празелітызм
    • Болгарскийbg: прозелитизъм м.
    • Валлийскийcy: proselytiaeth
    • Греческийel: προσηλυτισμός
    • Идоиio: prozelitismo
    • Испанскийes: proselitismo м.
    • Итальянскийit: proselitismo м.
    • Каталанскийca: proselitisme м.
    • Македонскийmk: прозелитизам
    • Немецкийde: Proselytismus м.
    • Нидерландскийnl: proselitisme
    • Польскийpl: prozelityzm
    • Португальскийpt: proselitismo
    • Румынскийro: prozelitism
    • Словацкийsk: proselytizmus
    • Турецкийtr: proselitizm
    • Украинскийuk: прозелітизм м.
    • Финскийfi: proselytismi
    • Французскийfr: prosélytisme м.
    • Хорватскийhr: prozelitizam
    • Чешскийcs: proselytismus м.
    • Шведскийsv: proselytism
    • Эстонскийet: proselütism

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Прозелитизм

      Поделись знанием:

      Перейти к: навигация, поиск

      Прозелити́зм (от греч. προσήλυτος — «обращённый, нашедший своё место») — стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

      Прозелитизм одобряется не во всех религиях (религиозных течениях): в эндогамных этноконфессиональных общинах друзов и алавитов он напрямую запрещён. Но для большинства мировых религий на том или ином этапе развития прозелитизм характерен.

      В христианстве

      Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
      Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (31 января 2014)

      Христианство, особенно на ранних этапах, было религией активного прозелитизма. Обряд обращения — крещение в христианстве прост, и может осуществляться в массовом порядке . Как правило, новообращённый христианин сразу получал статус полноправного члена христианской церкви. Впрочем, в поздние времена, уже когда христианство стало государственной религией, прозелитизм в отдельных случаях мог принимать насильственные, а иногда гротескные формы («рисовый прозелитизм» в Индии и Китае). Однако в ряде случаев насильственного обращения большие группы «новообращённых» не считались полноценными христианами и длительное время сохраняли более низкий общественный статус — мориски и марраны в Испании.

      В исламе

      Ислам был и остаётся религией активного прозелитизма. Человек считается обратившимся в ислам с момента, когда при свидетелях произнесёт символ веры, именуемый шахада (Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога и ещё свидетельствую, что Мухаммед посланник Бога). В исламе распространено мнение, что все люди рождаются мусульманами, но иногда заблудших надо «вернуть» в истинную веру. Такая лёгкость обращения в ислам, наряду с распространённой в мусульманских странах практикой «мысленной оговорки» такия, вызывает небезосновательные споры о принадлежности некоторых религиозных течений (друзы, алавиты) к исламу. Поэтому рекомендуется задокументировать своё обращение сертификатом авторитетного исламского центра. Относительно обязательности обрезания для человека, принимающего ислам в зрелом возрасте, единства мнений нет, поскольку хитан упоминается в Сунне, а не в Коране. Ряд источников утверждают, что обрезание необязательно.

      Формой исламского прозелитизма является строгий запрет мусульманкам выходить замуж за немусульманина, в то время, как мужчина имеет право жениться на женщине, которая принадлежит к христианской вере или иудеям.Такой человек именуется человеком Писания.Мужчинам шариат запрещает жениться на язычницах, а также буддистках (которые не входят в число так называемых Ахлю Китаб, то есть людей Писания).

      Сура Аль Бакара 221. Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, – быть может, они помянут назидание.

      В буддизме

      Буддизм — древнейшее религиозно-философское учение остаётся по сей день религией активного прозелитизма. Притом, что буддизм изначально не был собственно религией, сам Будда не считал себя пророком Бога и требовал от своих последователей не веры, а проверки и понимания своего учения. Действующий далай-лама Тенцзин Гьяцо не одобряет обращения без предварительной подготовки. Тем не менее новые буддисты традиционно «принимают прибежище» с помощью словесной формулы почитания Будды, Дхармы и Сангхи перед монахом или лицом аналогичного ранга. Буддизм не запрещает своим приверженцам выполнение обрядов иных религий (в Японии — синтоизм, в Китае — даосизм и конфуцианство, среди гималайских народностей — бон или индуизм (последний не признаёт такого совмещения религий)).

      Начиная со 2-й половины ХХ века буддизм стал популярен среди представителей низших каст в Индии, поскольку он не предусматривает кастового деления. Индийский политик Амбедкар проводил массовые обращения в буддизм своих сторонников. В этот же период появляется большое количество буддийских общин в Европе, Северной Америке и Австралии.

      В иудаизме

      В иудаизме отношение к прозелитизму исторически было неоднозначным и предполагало различные формы частичного обращения, на некоторых этапах развития активный прозелитизм, а иногда полный отказ от него.

      В Мидраше сказано, что истинный прозелит дороже в глазах Всевышнего, чем человек, рождённый евреем. С другой стороны в Талмуде (трактат Йевамот, 47б) сказано, что «Израилю столь же тяжко от прозелитов, как от язвы». В современном иудаизме это высказывание трактуется двояко. Неискренний прозелит, не соблюдающий заповеди, дискредитирует иудаизм, а прозелит, соблюдающий заповеди более ревностно, чем евреи по рождению, является для них укором.

      В настоящее время обращение в иудаизм затруднено сложной процедурой гиюра.

      В зороастризме

      Зороастризм приветствует обращение в свою веру, однако активный прозелитизм затруднён малочисленностью верующих и господством на его традиционной территории (Иран) ислама. В отличие от других религий веру в сознательном возрасте (15 лет) принимают и дети, рождённые в зороастрийских семьях. Люди другого происхождения должны достичь 21 года. Окончательное решение о готовности человека принять зороастризм принимает мобед, проводящий обряд посвящения, что предполагает обязательную личную беседу и знание новообращённым основ культа и молитвы Фраваран на персидском языке. Обряд называется «сэдре пуши», что переводится с персидского как «надевание священной рубахи».

      В индуизме

      В индуизме в настоящее время в отношении иноплеменников прозелитизма практически нет. Формально в этой религии существует процедура обращения. Ортодоксальные индуисты считают, что обращённый должен стать членом какой-либо касты, а принадлежность к касте определяется по рождению. В то же время, в некоторых течениях (гаудия-вайшнавизм ИСККОН), прозелитизм распространен и поощряется.

      См. также

      • Неофит
      • Гиюр
      • Оглашенный
      • Миссионерство
      • Религиозное обращение
      • Принудительное обращение

      Примечания

  1. ↑ «Рисовые христиане» крестились за миску риса и бесследно исчезали или, не скрываясь, продолжали следовать своим обычаям. В Индии периода португальской колонизации последующее вмешательство инквизиции привело к некоторым результатам. В Китае XIX века единственным результатом была блестящая отчётность миссионеров.
  2. ↑ Али-заде, А. А. : 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.</span>
  3. ↑ Pritchett, Frances (PHP). Проверено 2 августа 2006. .
  4. </ol>

В Викисловаре есть статья «прозелитизм»

Отрывок, характеризующий Прозелитизм

– Вздог’! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог’ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог’ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог’т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.
Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?

Библейский словарь Нюстрема

◄ ПришельцыПрозелитПрозорливец ►

Прозелит

Прозелит т.е. вновь пришедший; так называются в Новом Завете язычники, перешедшие в иудейство (Деян 2.10), например, Николай Антиохиец (Деян 6.5). Фарисеи были особенно ревностны в деле обращения язычников (Мф 23.15). Талмуд и раввины различают два рода прозелитов:

1. «прозелиты врат» (от выражения «чужестранец в твоих воротах» (Исх 20.10, Втор 24.14, евр. текст), чужеземцы, которые поселились среди Израиля; они были обязаны исполнять, так называемые «Новые Заповеди», но были освобождены от еврейского обрядового закона.

2. «Прозелиты праведности» или «прозелиты завета», которые вполне переходили в иудейство, подвергали себя обрезанию и, следовательно, обязывались исполнить весь закон (Гал 5.3); такие обрезанные прозелиты имели право есть пасхального агнца и пользоваться всеми прочими преимуществами избранного народа (Исх 12.48). Такое действительное вступление в среду Израиля, по сведениям раввинов, было возможно при соблюдении трех непременных условий: обрезания, омовения и жертвоприношения; для женщин были обязательны только два последних условия. Необходимость обрезания вытекала из Исх 12.48, а необходимость жертвы из Исх 24.4 и дал. О омовении прозелитов ничего не говорится ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, а только в вавилонской Гемаре (часть Талмуда). Несмотря на это, все-таки можно признать совершенно достоверным, что и этот обряд имел место, так как евреи всегда придерживались различных обрядовых омовений (срав. Исх 19.10, Мк 7.3 и дал.), и что язычники не допускались к религиозному общению без соответствующего обряда омовения, хотя Иосиф Флавий и Филон не упоминают об этом.

Прозелиты во время апостолов были многочисленны и жили повсеместно в Римской империи, где большое число язычников, в особенности женщин (Деян 13.50), не удовлетворялись пустотою идолослужения и, побуждаемые сомнениями в истинности их верований, приходивших все более и более в упадок, принимали с радостью то, что еврейство было в состоянии дать, обязуясь более или менее строго соблюдать заповеди еврейства. Иосиф Флавий говорит следующее: «С древних времен среди народных масс замечается сильное стремление к нашему богопочитанию. Нет такого города ни у еллинов, ни у варваров, ни во всем свете, куда не проникло бы празднование субботы, где не соблюдали бы поста, возжигания свечей и не исполняли бы многих из наших установлений относительно пищи». Эти слова дают нам некоторое представление о тех требованиях, какие предъявлялись к прозелитам. Вероятно, одни из этих требований были более, другие – менее строгими.

Такие, перешедшие в иудейство язычники, были в особенности подготовлены к принятию Евангелия. В Новом Завете они обозначаются выражением «чтущие Бога» (греч. себоменой) (Деян 13.50, Деян 16.14, Деян 17.4,17, Деян 18.7). В одном месте прозелиты называются: «чтители Бога, обращенные из язычников» (Деян 13.43). Более вероятно, что в указанных выше местах речь идет о так называемых «прозелитах праведности», а не прозелитах врат», т.к. эти последние, в действительности, не были перешедшими в иудейство, а только «чужестранцами в воротах». Может быть, разница между этими двумя родами прозелитов есть ни что иное, как выдумка раввинов.

◄ ПришельцыПрозелитПрозорливец ►

Поделиться ссылкой на выделенное

Слово прозелитизм

Слово прозелитизм английскими буквами(транслитом) — prozelitizm

Слово прозелитизм состоит из 11 букв: е з з и и л м о п р т

  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква з встречается 2 раза. Слова с 2 буквами з
  • Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква п встречается 1 раз. Слова с 1 буквой п
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т

Значения слова прозелитизм. Что такое прозелитизм?

Прозелитизм

Прозелити́зм (от прозелит, из лат. proselytus «обращённый», от греч. προσήλυτος «обращённый, нашедший своё место»): 1) стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии…

ru.wikipedia.org

Прозелитизм (гр. – пришелец) – действия по обращению человека из одной веры в другую. Прозелитом называют и человека, принявшего новую веру и отказавшегося от своей исторически традиционной или от той, в которой он пребывал.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Прозелиты

ПРОЗЕЛИ́ТЫ (προσήλυτος — пришедший, новообращенный), греч. наименование лиц, обратившихся из язычества в *иудейство. Термин этот употреблен в *Септуагинте для передачи евр. слова גרים, ГЕРИ́М, пришельцы.Распространению прозелитизма способствовала иудейская *диаспора в странах греч. языка.

Библиологический словарь. — 2002

Прозелиты Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур — пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца…Прозелитизм усилился, когда между иудеями стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились нравы языческие, как это было после смерти Симона Праведного (умер в 1981 г…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Русский язык

Прозелити́зм, -а.

Орфографический словарь. — 2004

  • Слова из слова «прозелитизм»
  • Слова на букву «п»
  • Слова, начинающиеся на «пр»
  • Слова c буквой «м» на конце
  • Слова c «зм» на конце
  • Слова, начинающиеся на «про»
  • Слова, начинающиеся на «проз»
  • Слова, оканчивающиеся на «изм»
  • Слова, заканчивающиеся на «тизм»

Значение слова прозелитизм

навигация

Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

прозелитизм

прозелитизма, мн. нет, м. (книжн.).

  1. Стремление завербовать возможно больше сторонников, прозелитов какого-н. учения (устар.).

  2. Горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

прозелитизм

м.

  1. Стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру.

  2. перен. Горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям.

Википедия

Прозелитизм

Прозелити́зм (от — «обращённый, нашедший своё место») — стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

Прозелитизм одобряется не во всех религиях : в эндогамных этноконфессиональных общинах друзов и алавитов он напрямую запрещён. Но для большинства мировых религий на том или ином этапе развития прозелитизм характерен.

Примеры употребления слова прозелитизм в литературе.

Но лишь только фаланга молодых писателей, вооруженных данными естественных наук и положительной философии, полных таланта, огня и жажды прозелитизма, двинулась на приступ, христианство пало, подобно старому, полуразвалившемуся зданию, которое держится только потому, что никому не вздумалось напереть на него плечом.

Кто бы по простоте, по повелению, из прозелитизма, расчета либо же по злой воле ни был инициирован в ложу, коллегиум, приорат, капитул, орден, которые незаконно апеллируют к Неведомым Верховникам и Старшинам мира, да отречется этой же ночью и да испросит в исключительном порядке принятия духовного и телесного в ряды единственного истинного наблюдения, ТРИС, Тамплиеров-Рыцарей Интернациональной Синархии, в триединый и тринософский мистический и секретный орден Кавалеров Синархов Возрождения Тамплиерства!

Уже в февральскую сессию бывший верховный судья Антистий поставит на обсуждение законопроект, совершенно ясно запрещающий обрезание нееврея, и тем самым раз навсегда положит конец дерзкому прозелитизму евреев.

Против кого предпринимается эта полемическая борьба в ущерб прозелитизму, имеющему в виду достижение положительных результатов?

Активный прозелитизм является неотъемлемой обязанностью адептов вовлекать в культ новых членов.

Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов.

При изучении межконфессинальных и межрелигиозных отношений в первую очередь приходится сталкиваться с проблемой прозелитизма, но рассуждать сегодня только о прозелитизме, если понимать под ним целенаправленную охоту за чужой паствой, значит, неизбежно заужать тему межрелигиозных контактов или конфликтов.

Никакие другие религиозные организации не выступили с подобными заявлениями, и дело не в их нежелании достичь межконфессионального согласия, очевидно, перед ними проблема прозелитизма реально не стоит.

И все же вера Ветхого Завета оказывалась столь притягательной, что вопреки этим соображениям волна прозелитизма продолжала шириться.

До него Израиль был чужд философии, но успех прозелитизма послужил стимулом к овладению классической античной мыслью.

Люди Запада, всегда жаждущие прозелитизма, столь им свойственного, преуспели в насаждении своего анти-традиционного и материалистического мировоззрения среди других народов.

Но мы на этом не останавливаемся,— заявил Ранга, и студенческий педантизм растворился в горячности юношеского прозелитизма,— и здесь-то и видна разница между вашей и нашей философией.

Культ не занимается активным прозелитизмом, никого не заманивает к себе, но и свободного выхода из своих рядов не допускает.

В свою очередь, все современное российское протестантское движение подвергается обвинениям в прозелитизме со стороны Православной Церкви и части мусульман, обеспокоенных усилившимся переходом в протестантизм татар и башкир.

Завершая разговор о потенциальных конфликтах и возможных взаимных обвинениях в прозелитизме, нельзя пройти мимо публичных заявлений Общества сознания Кришны и церкви Сайентологии, сделанных этими организациями почти одновременно, в 1996 году.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *