Что такое семья

Содержание

Как рассказать детям о семье

Свидетельство о публикации Дошкольникам о семье и семейных традицияхПоговорите со своим ребёнком о традициях вашей семьи

Определение слова «семья» для детей Ещё до рождения малыша стоит определиться, какое воспитание получит их будущий наследник. Со дня появления на свет окружающий мир младенца состоит из родителей. Каким окажется этот мир? Это будет полностью зависеть от того, что будет наблюдать дитя на протяжении каждого дня. То ли это будут ссоры, ругань, то ли спокойное общение и мирная атмосфера в доме. Зачастую дети, вырастая, переносят модель поведения, принятую их родителями, в свою собственную семью. Так что постоянно себя контролируйте. Не забывайте, что за вами неизменно наблюдают. Не думайте, что малыш отвлечен игрушками и не слышит, что происходит вокруг. Дети, как никто другой, улавливают каждый шаг, жест своих родных. Так что определение слова «семья» для детей непосредственно зависит от атмосферы и общей ауры в отношениях между их родителями.

Что такое семья глазами ребенка? Со своей стороны попытайтесь, насколько это возможно, окружить малыша любовью и лаской. В свою очередь, ваши хорошие свойства характера будут формировать его как личность. Дитя усвоит, запомнит манеры поведения и затем последует вашему примеру. Ведь кто, как не родители, для детей столь важный авторитет? Бывает, конечно, что «выходцы» из семей с нездоровой атмосферой впоследствии создают вполне хорошую семью. Но такой опыт крайне нежелателен для подростка. Очень жаль, что многие люди халатно относятся к воспитанию детей. Они считают, что дети и так вырастут, ведь недаром же получают зарплату воспитатели в детском саду и педагоги в общеобразовательной школе. Но привить правильное отношение к семье могут исключительно родители. Малыш обязательно увидит отличие между тем, чему учат в школе, и тем, что привык наблюдать дома. Следовательно, если ему привычнее ругань и неприличные слова дома, то он будет их употреблять и в общении с окружающими. Следите, в первую очередь, за своим поведением дома.

Семья – это МЫ
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Стихи о семье
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Рекомендуем посмотреть:

День семьи в старшей группе. Сценарий 15 мая — Всемирный день семьи в детском саду Сценарий праздника в подготовительной группе к Дню семьи Сценарий семейного праздника в детском саду

Алла Николаевна Мартынова Опубликовано: 956 дней назад (31 мая 2016) Просмотров: 8725 Блог: Блог Аллы Мартыновой Рубрика: Консультации для родителей +3↑ Голосов: 3

Теги: про семью для детей, о семье для детей, день семьи в детском саду Комментарии (5)

Марина Александровна Кузнецова # 31 мая 2016 в 13:38 0
Здравствуйте, Анна Николаевна! Интересный материал, нужный для родителей и педагогов.Замечательные стихи о семье, мне понравились. Можно бы добавить ещё о семейных традициях поподробнее, и привести примеры — как нужно родителям правильно себя вести в той или иной ситуации. И ещё можно провести предварительное анонимное анкетирование родителей, проанализировать — перед встречей с ними и затем вместе обсудить, подвести итоги. Таким образом, было бы нагляднее для родителей.
Татьяна # 31 мая 2016 в 14:59 0
Уважаемая Анна Николаевна! Очень интересный и познавательный материал.Тема семьи,взаимоотношений родителей и детей очень актуальна на сегодняшний день.Много интересного я для себя узнала нового.Благодарю!
Ирина Владимировна Ширшова # 1 июня 2016 в 09:55 0
Тема семьи является одной из главных тем в воспитании детей. Подобран интересный материал, который можно дополнять.Но хотелось бы увидеть цель и задачи, а так же для какого возраста рассчитан материал. А так тема актуальная, и материал будет полезен многим педагогам в своей работе.
Оксана Александровна Углова # 7 июня 2016 в 20:25 0
Уважаемая Анна Николаевна! Очень интересный и познавательный материал.Тема семьи,взаимоотношений родителей и детей на самом деле очень актуальна на сегодняшний день.Много интересного я для себя узнала нового.Благодарю вас!!!
Мой голос вам!!!
Елена Александровна Чередниченко # 18 декабря 2016 в 09:28 0
Спасибо за материал! Тема очень важная и интересная. Много идей для занятий или даже вечеров развлечений совместно с родителями. Хорошие изображения, которые потом можно будет использовать и в презентации. Тема неисчерпаемая. Но основные идеи прозвучали. Ещё раз СПАСИБО!

Что такое семья для ребенка?

(1 голос: 5 из 5)

Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.

Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.

Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.

Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.

Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.

Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):

  • Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
  • Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
  • Ребенок как игрушка. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но, как правило, он остается третьим – лишним.
  • Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье.

В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:

Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.

Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.

Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.

Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.

Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:

  • ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.
  • ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях нередки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник, вдруг получил двойку).

Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.

Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.

Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.

Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из семьи и т.д.

2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: 21-10-2013_22-55-38 / Работа с родителями в ДОУ Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.Л..doc Скачиваний: 427 Добавлен: 12.04.2015 Размер: 975.87 Кб ☆ 1 2 < Предыдущая Стр 3 из 9 3 4 5 6 7 8 9

Родительские функции:

— привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

— подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

— адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

— создание в семье атмосферы, благоприятной для ребенка;

— забота о потребностях ребенка;

— распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком. Функции ребенка:

— ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

— появление привязанностей;

— овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

— развитие координации движений рук и глаз;

— овладение словами, короткими фразами, речью.

3. Семья с ребенком дошкольного возраста

Функции семьи и родителей:

— формирование интересов и потребностей ребенка;

— преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для соб­ственных нужд;

86

— поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

— привыкание к возросшим в связи с рождением ребенка мате­риальным затратам;

— распределение обязанностей и ответственности между родите­лями в постоянно меняющихся ситуациях;

— поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;

— сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

— выработка образа жизни семьи, формирование семейных тра­диций, беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

— привыкание к самостоятельности;

— выполнение родительских требований по соблюдению чисто­ты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);

— приспособление к запретам со стороны родителей;

— проявление интереса к товарищам по играм;

— стремление быть как мама или папа.

4. Семья школьника

Функции семьи и родителей:

— воспитание у детей интереса к научным и практическим зна­ниям;

— поддержка увлечений ребенка;

— дальнейшее развитие взаимоотношений в семье;

— взаимодействие с родителями других школьников. Функции ребенка:

— получение навыков, необходимых для школьного образования;

— стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

— постепенный отход от родителей, осознание себя личностью, которую любят и уважают;

— включенность в группу сверстников, совместная с ними дея­тельность;

— знакомство с правилами поведения и моралью группы;

— расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;

— осознание значения причинно-следственных связей и форми­рование научной картины мира.

5. Семья с ребенком старшего школьного возраста

Функции семьи и родителей:

— передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

87

— подготовка к новому периоду жизни семьи;

— определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

— поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

— воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, соб­ственном примере взрослого мужчины, добропорядочного супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, женщины и матери);

— понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к личности.

Функции подростка:

— положительное отношение к собственному полу и происходя­щим физиологическим изменениям;

— прояснение для себя роли мужчины или женщины;

— ощущение принадлежности к своему поколению;

— достижение эмоциональной независимости, отход от родите­лей;

— выбор профессии, стремление к материальной независимости;

— подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

— постепенное формирование собственного мировоззрения.

i

1 2 < Предыдущая Стр 3 из 9 3 4 5 6 7 8 9

Соседние файлы в папке 21-10-2013_22-55-38

  • # 12.04.20152.54 Mб294психолог и семья.doc
  • # 12.04.20151.18 Mб181Психологическая диагностика 2005 │2.doc
  • # 12.04.20151.48 Mб311Психологическая диагностика 2005 │3.doc
  • # 12.04.20151.61 Mб286Психологическая диагностика 2005 │4.doc
  • # 12.04.2015845.82 Кб251Работа ДОУ с семьей Козлова А.В., Дешеулина Р.П..doc
  • # 12.04.2015975.87 Кб427Работа с родителями в ДОУ Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.Л..doc
  • # 12.04.20151 Mб92родители и школа партнеры.doc
  • # 12.04.2015277.5 Кб72родительское сочинение.doc
  • # 12.04.2015975.36 Кб128руководство практического психолога.doc
  • # 12.04.2015354.3 Кб112Семейная диагностика Эйдемиллер.doc
  • # 12.04.2015277.5 Кб80сочинение родителей о детях.doc

Полезная информация

Региональная программа
Нижегородской области

При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Главная · Родителям · Полезная информация · Ещё раз о важности семьи для ребёнка

Ещё раз о важности семьи для ребёнка

Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

(М.Лангер)

Семья – понятие, сложившееся веками

Семья. Сколько смысла заложено в это простое и знакомое с детства слово. Спроси ребёнка и услышишь, что «Семья – это когда у человека есть папа и мама, и братик, и сестрёнка, и бабушка, и дедушка»; «Семья – это мама и папа, бабушка и дедушка, очень много ребят: дочки и сыночки. Все любят друг друга и дружат»; «Семья – близкие люди», «Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен».

Родители, немного задумавшись, ответят по-другому. «Семья – это обитель, где мы можем быть теми, кто мы есть в истинном лице. Для созерцания этого богатства требуется большой труд и душевные силы»; «Семья – это гармония нашей защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках» .

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она — естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей .

Семья представляет собой древнее образование, признаки существования которого донесла до нас история сквозь сотни веков. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. С одной стороны, прошедшие тысячелетия – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает её заново .

Семья – то место, где человека понимают и принимают таким, какой он есть. И совсем неважно, сколько он зарабатывает денег, вкусно ли готовит обед, приносит ли пятёрки из школы… Каждого любят за то, что он есть, такой единственный и неповторимый, со своими неудачами и успехами, проблемами и победами, но неизменно возвращающийся домой, туда, где его обязательно поддержат.

Семья как система, в которой важна роль каждого

Семья представляет собой слаженную систему, в которой у каждого человека есть определённое место и определённая функция. С появлением ребёнка в семье происходит изменение семейной структуры, изменяются функции и назначение отдельных составляющих, определяется место, которое будет занимать каждый член этой структуры. И это именно его место, а не чужое (которое было отобрано у кого-то из уже существующих в этой системе ранее). Согласно этапам развития семьи, выполняемые обязательства могут изменяться, но, ни в коем случае, один человек не может занять место другого. При этом вся система в целом начинает работать по-другому. Важно, чтобы жизнь семьи вмещала жизнь каждого. Лишь при соблюдении этого правила семья будет функционировать как система, она будет цельной и гармоничной.

Н. Аккерман пишет, что семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза (каждая система стремится сохранить своё положение, каким бы оно ни было) и закона развития (каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья).

Семейная система должна создаться и завершиться, так же, как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие, как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития .

Меняющийся образ жизни неизбежно ведёт к переменам в сущности семьи. В то же время несомненно, что семья переживёт любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова будет динамика отношений и система взаимодействий в семье с меняющимся социальным влиянием .

Трудно в настоящее время быть образцовой семьёй. Много сил и забот забирает работа, чтобы материально обеспечить семью, очень мало времени остаётся на тёплое общение, которое делает всех членов семьи ещё дружнее. Но, тем не менее, семья была, есть и остаётся тем местом, где закладываются основы характера подрастающего человека. И образцом в этом смысле может быть лишь гармоничная семья. Ведь, как писал А.Н. Острогорский: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты».

А значит, от того, что видят в своём окружении дети, зависит их дальнейшая жизнь, ведь они как зеркало с точностью до малейшего штриха копируют близких взрослых. Согласитесь, ведь все мы хотим, чтобы меньше детей на вопрос: «Что такое семья?» отвечали как этот малыш: «… это жизнь двух разных людей: мамы и папы»

Роль семьи в воспитании ребёнка

Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Она занимает центральное место в формировании личности ребёнка. Именно в семье он получает первые навыки восприятия действительности, складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости .

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в дрязги, хозяйственную сутолоку, заботы о копейке. В семье может быть и порядок, и бестолочь. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм» — писал А.Н.Острогорский.

В семье становится реальностью индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно. Она в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида, благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое, внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.

И совсем не имеет смысла сравнивать общение другого малыша с родителями и переносить их методы воспитания в свою семью, ведь только Вы знаете своего ребёнка, свои желания и особенности и знаете ту точку гармонии, которая необходима для Вашей семьи, чтобы полноценно функционировать. При этом не стоит забывать, что главная задача для родителей заключается не в том, чтобы обеспечить детей едой, научить украшаться одеждой, а в том, чтобы научить их осознавать свои чувства и чувства окружающих, привить им бережное отношение к человеческому общению и жизни в целом.

Да, в семье может не наблюдаться идеального порядка, хорошей мебели, дорогих бытовых приборов, но зато в ней есть место папкам с многочисленными рисунками детей, поделкам, выполненным своими руками, дневникам, в которые мама записывает историю детей с момента их рождения. В этой семье спокойно и с юмором разрешают конфликты, дружно берутся за домашние дела, любят животных и туристические походы с песнями под гитару. Здесь приоритет — не материальное преуспевание, а духовное развитие ребенка и выстраивание гармоничных взаимоотношений . Разве не это идеальная семья?

Главное, о чём стоит помнить, это то, что «каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой» (А.С. Макаренко) .

Список использованной литературы

  1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. – СПб.: Питер, 2000. – 184 с.
  2. Будылина О.М., Черданцева Т.А. «Семья – главная ценность в жизни». // Интернет публикация: http://festival.1september.ru/articles/538228/
  3. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы// Социологические исследования, 2004 — №5.
  4. Никульчева В.Ю. «Моя семья. Что в имени твоем?»// Интернет публикация: http://festival.1september.ru/articles/571160/
  5. Осипова И.И., Захарова Ж.А. Замещающая семья
    http://www.pechory-school.psc.ru/russion/metod/smi/works/zam_sem.htm
  6. Цитаты о семье// Интернет публикация: http://scrapmania.moy.su/forum/28-275-1

Что такое семья?

  • Москвина Галина Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • формировать обществоведческие (социальные) представления у детей: о правилах поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми; о нормах взаимоотношений между людьми;
  • формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института (хотя эти термины и не вводятся в лексикон учащихся);
  • воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и ее традициям;
  • развивать мышление, воображение, речь детей.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”: 2 кл./ автор Н.Ф. Виноградова;
  • тетрадь “Окружающий мир”, 2 кл.;
  • таблички со словами: семья, поколение, старшее поколение, младшее поколение, домочадцы;
  • фигурки-фишки с изображением членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь.
  • Презентация к уроку.

I. Организация начала занятия (оргмомент). Сообщение темы.

– Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку и ребус:

Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
Вместе мы – большая,
Дружная … (семья)

– Сегодня мы выясним (открывается тема на доске), что такое семья.

II. Усвоение новых знаний. Знакомство с понятием “семья”

– А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

– Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и родные нам люди, наша опора на всю жизнь..

– Говорят, что когда в семье люди живут дружно, то со временем они становятся похожи друг на друга. Как в стихотворении Р. Сефа “На свете все на все похоже”.

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.

III. Знакомство с понятием “поколение”

– А на кого еще могут быть похожи дети?
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?.. (свадебная фотография)

– Действительно, как такое могло случиться? (Семья рождается до появления детей)

– Есть такие семьи, в которых проживает сразу несколько поколений. А чтобы узнать, что такое поколение, нужно прочитать материал учебника на странице 64.

– Что же такое поколение? (Поколение – это люди одного возраста.)

– Сколько поколений в этой семье? (работа с картинками-фишками: мама, папа, дедушка, бабушка, дочь, сын).

IV. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

– А сколько поколений в семье Васятки? (в учебнике на стр. 66)

Рассказ “Кто кому кто”

Васятка рассказывает другу:

– У меня есть мама, папа, брат Егор и сестра Даша. У мамы есть мама и папа. А у маминой мамы есть брат и сестра. У брата – две дочки, а у сестры – два сына. А у папиного папы есть еще папа.

Совсем запутался Васяткин друг, никак не разберется, кто кому кто. Помоги ему: назови всех родственников Васятки. Есть ли у мальчика прадедушка? А братья и сестры? А тети и дяди?

V. Воспитание бережного отношения к близким людям.

1) Работа в группах

– Когда дома собирается вместе старшее и младшее поколения, вспомните, кто чем обычно занимается. Перед вами тесты на доске даны ответы, выберите 1 группа чем занимается мама, 2 группа – папа, 3 группа – бабушка.

– А Дима и Саша выполнят индивидуальное задание на странице 72 “Волшебная палочка”

Вытирает пыль
Рисует
Стирает белье
Читает газету
Готовит ужин
Пылесосит
Смотрит телевизор
Моет полы
Готовит уроки
Гладит белье
Штопает носки
Вяжет
Дремлет
Ухаживает за растениями
Моет посуду

– Чем же обычно занимаются дети? Старшее поколение? Папа? Мама?

– А теперь послушаем, Диму и Сашу представьте, что они уже взрослые и у них свои семьи.

2) Физминутка.

Вечером: (Имитируют движения)
Дети играют
Мама приносит покупки
Папа читает газету
Мама моет пол
Дедушка смотрит телевизор
Мама стирает белье
Бабушка вяжет
Мама готовит ужин

3) Работа по тетрадям на стр. 37.

– Давайте прочитаем рассказ Маши о своей семье. Дополним его, используя картинки.

– А чем ваша семья занимается в свободное время?

– Есть такое слово традиция, вот в семье Маши традиция вечерами собираться всей семьёй и петь. А в вашей семье, какие традиции существуют?

– Уточним, что такое традиция, открыв учебник на стр. 73 – 74.

– Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию. Ваш одноклассник тоже решил нарисовать герб своей семьи, посмотрите, что у него получилось.

“Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим друг за друга горой.

В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама – мед. Сестра. Об этом свидетельствуют градусник, шприц. Она увлекается выращиванием кактусов, а ещё хорошо водит автомобиль. Папа – водитель Камаза. Его увлечение – охота.

Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что она готовит очень вкусно, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия бабушки – просмотр телесериалов и вязание.

Левая часть герба посвящена моему брату, который уже взрослый и учиться в городе Ишиме. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике 2 “А” класса. Я люблю играть в компьютер. Дома у нас живёт черепаха, которую зовут Тилла. Мы её очень любим.

Наша семья дружная и весёлая, поэтому верхняя часть герба украшает солнце – символ любви и доброты”

4) Информация о домашнем задании

– Ребята, предлагаю вам нарисовать герб своей семьи и на следующем уроке защитить его.

5) Рефлексия:

– Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал…”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *