Что такое шумеры

Загадка фигурок рептилий-прародителей дошумерской цивилизации

12.01.2019 12:29 Суббота
28.03.2016 Загадки цивилизаций : 11887 : 2

Согласно древним мифам, людей сотворили боги где-то на землях между Тигром и Евфратом. Именно там когда-то находилось Шумерское царство. В этих благословенных местах существует множество загадок…

Откуда пришли шумеры и кто они были — бог весть. Но и до шумеров эти благодатные земли не пустовали. Цивилизация, обосновавшаяся там в дошумерское время, оставила после себя множество интереснейших артефактов, даже статуэтки. Вот по поводу этих статуэток из археологического памятника Телль-эль-Убейд ученые и любители древностей до сих пор ведут ожесточенные споры…

Из камня и глины

Находки статуэток — не редкость для археологов. Первые антропоморфные изваяния известны еще со времен палеолита — это так называемые палеолитические Венеры, женские фигурки с огромными бедрами и грудями, что, по мысли пещерных скульпторов, должно было указывать на главную функцию женщины в первобытно-общинном мире — детородную.

Прошли тысячелетия, и на смену «Венерам» пришли статуи правителей и богов. В Месопотамии люди рано перешли к оседлости. Появились первые протогорода. Появились сакральные комплексы, где наши предки совершали священнодействия, чтобы избежать всяких напастей и всегда иметь хороший урожай.

Жертвенники богам сопровождались и каменными изваяниями этих богов. Земные правители удостаивались увековечивания, поскольку они тоже причислялись к богам — выполняли их функцию на земле и даже принимали небесные имена. Обычно и у богов, и у правителей тела и лица были вполне человеческими. Однако не всегда…

Храм из Телль-эль-Убейда

Телль-эль-Убейд — искусственный холм вблизи древнего города Ур. Первым обратил внимание на этот привлекательный холм археолог Гарри Холл, который по воле судьбы возглавил раскопки 1918-1919 годов вместо внезапно заболевшего руководителя экспедиции Леонарда Кинга. Именно ему пришла в голову идея провести в Телль-эль-Убейде разведочные раскопки.

Почти сразу же Холл наткнулся на развалины храма, относившегося к III тысячелетию до нашей эры. Храм, даже разрушенный, выглядел великолепно: он был построен на высоком основании в виде террасы, опиравшейся на надежные стены из обожженного кирпича; к самому святилищу вела многоступенчатая лестница, по обе стороны которой стояли огромные львиные головы из битума, покрытого медью, их глаза были инкрустированы красной яшмой, ракушечником и стеатитом, а изо ртов высовывались красные языки.

Лестница приводила ко входу в храм, украшенному барельефом орла с головой льва, и судя по символу богини Нинхурсаг, храм был посвящен ей. Однако Холлу довершить начатые раскопки не удалось. Слава исследователя Телль-эль-Убейда досталась не ему, а другому археологу — Леонарду Вулли.

Вулли должен был, согласно плану работ, заниматься раскопками Ура. Но он сразуже влюбился вдревнийхрам вТелль-эль-Убейде. Продолжив работу Холла, он нашел около лестницы деревянные колонны, одни из которых были инкрустированы перламутром, сланцем и яшмой, а другие были обшиты листами меди.

Там же лежали медные быки, барельефы из меди, изображавшие отдыхающих быков, инкрустированные глиняные цветы на высоких стеблях (некоторые даже сохранились целыми).

Вулли реконструировал внешний вид храма так: быки прежде стояли на карнизе вдоль храмовой стены, между ними в специальные отверстия были вставлены глиняные цветы, и создавалось впечатление, что животные пасутся на лугу; выше этой сценки один над другим располагались три фриза: на одном быки лежали на лугу, на другом изображалась дойка коров, на третьем — птицы.

Продолжив раскопки, Вулли нашел ниже лестницы статуи тельцов, видимо, поддерживавших трон божества, символом которого был барашек. Но на этих эпохальных находках храма Вулли не остановился. Он тут же принялся исследовать соседний холм меньшего размера. Холм, к великой радости археолога, оказался кладбищем! Именно здесь, в могилах, и обнаружились статуэтки весьма странного вида…

Впрочем, сначала древние могилы вызвали лишь вздох разочарования: все погребения были очень бедными, единственное достояние, которое нашлось в могилах, — черепки керамики. Но черепков оказалось так много и все они были настолько различными, что скоро Вулли удалось составить первую для убейдской культуры таблицу древней керамики.

Повезло ему еще и в том, что, продолжив углубляться в нижние археологические слои, он наткнулся на гончарную мастерскую, где обнаружил даже древний гончарный круг. По мере движения вниз, в глубины истории, были вскрыты и другие захоронения, некоторые с более богатым содержимым, то есть не только с обломками сосудов.

Среди найденных артефактов наибольшее внимание ученых привлекли глиняные фигурки, которые родственники усопших клали им в могилы. Это были антропоморфные фигурки мужчин и женщин. Но пропорции тела и головы этих статуэток вызвали настоящее потрясение.

Все изваяния изображали весьма странных людей — с необычайно широкими плечами, имевшими какие-то бугорчатые украшения, которые делали плечи еще шире, с очень узким тазом и длинными руками и ногами.

Лица фигурок и вовсе были нечеловеческими: больше всего они напоминали морды ящериц — глаза, посаженные по обе стороны головы, а не на «лице», сильно вытянутые и лишенные растительности головы, широкие рты, больше напоминающие пасти.

Головы некоторых фигурок венчали высокие конические шапки. У одних руки были поставлены на поясе, у других — сложены на груди, некоторые женские фигурки держали на руках младенцев того же нечеловеческого типа — с вытянутым черепом, глазами по бокам головы и пастью вместо рта.

Впрочем, самого Вулли гораздо больше интересовала трансформация керамики во времени и найденная им полоса «чистой земли», точнее — ила, за которой снова следовал культурный слой.

Вулли был сторонником теории о достоверном происхождении библейской легенды о Всемирном потопе. Облик терракотовых статуэток, найденных экспедицией, интересовал его гораздо меньше. Зато последующие поколения эти странные фигурки молчанием не обошли. Любители непознанного тут же окрестили их людьми-ящерицами, или рептилоидами, которые якобы и основали в Месопотамии цивилизацию людей.

Энки, спаситель людей

Откуда пришли эти люди — неясно. Некоторые горячие головы считают, что едва ли не с другой планеты. Якобы они быстро подчинили себе местных жителей, сделав из них рабов. Местные жители сильно отличались от завоевателей — настолько сильно, что они считали своих повелителей богами.

Отголоски исторической правды о древних богах вошли в мифологию Месопотамии и прилегающих территорий. Со временем люди забыли, как выглядели их боги-творцы. Но те, кто жил тысячелетия назад, еще отлично это помнили. Вот и изображали создателей в истинном обличье — с головами, как у рептилий, длинным тощим телом и слаборазвитой мускулатурой.

На самом деле человечество, конечно, ничем не обязано ни динозаврам, ни драконам, ни крокодилам, ни прочим земноводным и пресмыкающимся. Но вот боги и богини с нечеловеческими лицами и пропорциями вполне могли существовать.

По многим мифам (и не только месопотамским), одни боги сошли с небес, а другие вышли из моря. Морские боги жителей Телль-эль-Убейда вполне могли выглядеть как рептилии. К сожалению, об этих древних богах нам известно только одно: они были.

Например, в Шумере с огромным уважением относились к доброму водному божеству Эа (Энки). Именно он решил спасти людей от насланного на них богом Энлилем потопа.

Энки

По его совету благочестивый Зиусудра (он же Утнапиштим) построил корабль, на котором спаслись от разбушевавшейся стихии члены его семьи, а также другие живые существа. Изображался этот бог с птичьими или рептилоидными чертами.

И не только Энки изображался не совсем человеком. И не только у шумеров. Достаточно обратить взгляд на соседний Египет. Уж там-то мы найдем богов с птичьими головами, богов в кошачьем облике, и главный водный хищник Египта — крокодил — тоже не обойден вниманием!

Так что не память о рептилоидах хранили благодарные им земляне, а попросту наделяли своих богов чертами той стихии, где божество проводило большую часть жизненного цикла, — воды, воздуха, горных массивов, языков огня, подземелий и бескрайних пустынь.

Николай КОТОМКИН

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

  • Американский солдат рассказал, что его похищали и он видел три расы пришельцев
  • Американец рассказал, что рептилоиды уже трижды похищали его за последние 2 года
  • Сведения о контактах с инопланетянами в Древней Месопотамии


История математики: шумерская арифметика

Когда в течение последнего столетия ученые начали постигать письменную систему счета в древнем месопотамском мире двух последних тысячелетий до нашей эры, они открыли в ней две отличительные черты. Прежде всего, месопотамцы воспользовались уникальной системой, в основе которой было положено число 60. Во-вторых, они отличаются от других известных древних народов употреблением позиционной системы счета, как это делаем мы, для выражения чисел на письме. Были предложены самые разные объяснения этих двух странных черт. Некоторые думали, что они могли иметь какое-то отношение к шумерскому календарю; другие — что они были обязаны своему существованию удобству числа 60, такому богатому на делители; третьи — что они были порождены психологическими особенностями шумерского народа. Теперь мы, однако, знаем, что ответ лежит в развитии месопотамской письменности или, точнее, в зависимости письменности от счетоводства (ведь это факт, что первоначальным назначением письменности было счетоводство) и мы имеем дело со следствием тысячелетнего процесса.

Поскольку месопотамцы использовали для ведения счетов глиняные материалы, фактически неподвластные разрушению, мы можем прослеживать развитие письменности в Месопотамии (и в соседнем Сузи) еще в конце четвертого и в начале третьего тысячелетия. Сначала счетоводство проводили, пользуясь пустыми черепичными шарами с мелкими предметными знаками разных размеров и разной формы внутри них и отпечатками цилиндрических печатей на их поверхности. Форма и размер предметных знаков представляли объект и (или) применяемую единицу счета или меры. Отпечатки печати на внешней поверхности указывали то на владельца, то на участников заключенного соглашения, то на чиновника, осуществляющего контроль.

В течение следующих нескольких сотен лет эта система развилась дальше. Во-первых, перед тем, как прятать предметные знаки в шары, на ее поверхности стали делать их отпечатки; во-вторых, со временем отказались от самых предметных знаков, оставив только их отпечатки на поверхности теперь уже сплющенного шара или таблички; и наконец, для того, чтобы сделать отметки на поверхности, начали вместо предметных знаков пользоваться тростью.

Около 3200 года до нашей эры система письменности так развилась, что уже пользовалась целым набором знаков (примерно тридцатью числовыми и восьмисот нечисловыми) для обозначения предметов счета и географических названий и названий, связанных с официальной сферой жизни.

В Месопотамии этого периода (3200-2800 годы до н.э.) пользовались множеством способов или систем счета. Одна предназначалась для счета дискретных объектов и длины, другая — для измерения поверхностей, третья — для определения количества зерна (разбита на многочисленные подсистемы для разных сортов зерна!), третья — для мер времени. Таких метрологических систем насчитывалось, вероятно, целая дюжина.
Чтобы выразить число в любой из этих систем, применяли аддитивную технику; другими словами, числовой знак использовали столько раз, сколько было единиц, представленных этим знаком.

Но при всем обилие систем набор числовых знаков был мал. Действительно, все знаки по сути происходили от четырех разных знаков, чертежей тростью: больших и малых кружочков и больших и малых зубцов. К тому же эти знаки использовались только в определенных комбинациях: то особняком (четыре знака), то в сообщениях кружочек зубец того же размера или кружочек + кружочек двух разных размеров — получалось всего-навсего семь знаков.

Именно поэтому эту малость знаков употребляли по-разному в разных системах: маленький кружок равнялся 10 маленьким зубцам в системе, предназначенной для мер дискретных объектов, 6 маленьких зубцов в системе, предназначенной для измерения объемов, и 18 в системе, предназначенной для измерений поверхности. «Числовые знаки», следовательно, не означают действительной величины, а только ту, которой наделяет их система, где они выступают. К тому же соотношение между знаками, размещенными в последовательном порядке, — их «относительные величины», — варьируются от одной системы к другой. Следовательно, нет общей идеи числа, есть только способы счета.

В течение 500 лет, начиная с 3200 до н.э., сфера использования текстов в Месопотамии остается очень узкой. Это преимущественно счет из чисел, заимствованных из разных метрологических систем и обогащенных знаками объектов, подлежащих этому счету, а также географических названий и титулов должностных лиц. Есть также мизерное количество школьных текстов, реестров знаков и слов, как числовых, так и нечисловых, которые молодой ученик писца должен изучать, чтобы овладеть своим ремеслом. Основополагающую роль в писарской науке играло постижение основ счетоводства. Мнение, что письменность может «уклониться» от счетоводства и использоваться для записи языка, — такая естественная в нашем восприятии роль, — вызревало очень медленно: на это ушло аж 500 лет.

ДВОЙНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Где-то около 2600 года до н.э. все более крепчавшие города-государства, образовывающие древний Шумер, достигли достаточных размеров и достаточного богатства для того, чтобы письменность, до сих пор сосредоточенная лишь в немногих местах, получила всеобщее распространение по всей южной Месопотамии.

Одной из реформ, проведенных в этот период консолидации, была реформа метрологических систем. Число таких систем сократилось от двенадцати до считанного количества: одна — мер дискретных объектов и мер длины, одна — площади и одна — мер объема. К этим трем присоединилась новая система: мер веса. Вместо того, чтобы создавать новые числа для определения величин этой системы, было решено пользоваться числами из системы, применяемой для измерения дискретных объектов, сопровождая те числа названиями единиц веса. Такая система оказалась чрезвычайно практичной — и названия единиц веса и их относительные величины были заимствованы метрологической системой мер поверхности и использовались в ней для определения малых площадей.

Эта идея — называть единицы — была одной из двух важнейших новаций тогдашнего периода, и сфера ее влияния не ограничивалась только системой веса. Даже крупные единицы длины или объема теперь получили себе названия. Писец нарисовал числовой знак + «бурь» для мер поверхности, а также числовой знак + «ниндан» для мер длины. Конечно, поскольку названия единиц писаны, сразу можно увидеть, приведенную разновидность мер. Месопотамские переписчики привели к все более широкому использованию эту новую систему.

Другое важное изменение в этот период связано с написанием цифр. Когда речь идет о площади, знак (А) заступает место прежнего (В), внешнее из двух концентрических кругов заменяется четырьмя перекрещенными клинообразном палочками. Это только один пример типичного в тот период все более широкого внедрения клинописи в письменной системе, включая числовые знаки. Искривленные резные линии древней формы письма, которые было нелегко оставлять на глине, все чаще заменялись быстрыми и простыми знаками, написанными тростью. Развитие письменной системы, смутно наблюдавшееся еще в предыдущий период, в этот период бурно прогрессировало, и на конец тысячелетия, по сути, вытеснило старые округлые числа.

МЕТКИ ПЕРЕПИСЧИКОВ

Период с 2350 до 2200 г. до н.э. сказался образованием первой в Месопотамии великой империи аккадцев, говоривших семитским языком. Новая централизованная администрация Аккадской империи, в расцвете своего могущества простиралась от Персидского залива до Сирии и Ливана и играла решающую роль в метрологии и письменности, она же ввела две новации.

Системы единиц, унаследованные от предыдущего периода, были рационализированы и отсортированы таким образом, чтобы они как-то соотносились между собой. Хотя сложность древних способов счета никогда не устранялась полностью, соотношение единиц тяготело к стабилизации вокруг постоянных величин. Кроме того, числовая система мер дискретных объектов теперь стала широко прикладываться к мерам, связанным с употреблением названий для различных единиц.

В то же время древние числа, такие как и были заменены и . Долгое наступление клинописи не прекращалось. Эти изменения, продиктованные необходимостью наиболее эффективно выполнять все большее число бюрократических задач в аккадской империи, было палкой о двух концах. Разумеется, новые клинообразные числа писать было проще и быстрее, чем старые округлые, но скорость обходится дорого. Разница между маленькой единицей и единицей в шестьдесят раз больше была совсем незначительной — она определялась немного большим размером «головки» на конце обычной вертикальной черты. Поскольку легко можно было перепутать, например, числа 61 и 2, когда быстро пишешь (и читаешь), возникала острая проблема двусмысленности. Решение этой проблемы, совершенное месопотамскими состояло как раз в том, чтобы ликвидировать такую двусмысленность, создав позиционную систему.

РОЖДЕНИЯ ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧЕТА

После периода руины, вызванной падением аккадской империи, в Месопотамии снова было заложено централизованное государство; город государство Ур успешно основал новую империю, так называемую Третью династию Ур, или Ур III.

Среди более 100 000 текстов этого периода один оставил нам след технической и концептуальной революции; имевшей место во времена Ура III, и в предыдущую аккадскую эпоху. Этот текст со счетами, связанными с доставкой серебра, вполне обычный, за исключением одной детали: переписчик забыл стереть математические подсчеты, сделанные при составлении текста. Запись подсчетов показывает нам, что, по крайней мере, во времена Ура III, уже имела место позиционная система с положенным в ее основу числом 60. В первых четырех строках переписчик записал вес четырех отдельных партий серебра, прибегнув к традиционной шестидесятеричной системе счета. В такой системе каждое место представляет степень от 60, а числа на каждом из них образуют последовательный ряд от 1 до 59.

Для образования письменных знаков этих 59 цифр используются первые два знака теперь уже полностью клинописной системы мер дискретных объектов: клин для величины 10 и палочка для 1. Пустое пространство, появляющееся в числе, служит как месопотамский «ноль». В последней строке писец переводит сумму четырех записей в традиционную систему мер веса.

Как видно из этого примера, вышеупомянутая двусмысленность чисел 61 и 2 легко устраняется, когда перейти на такую систему. Нет больше никакой разницы в написании знаков, образующих, скажем, числа 11 и 61. Оба числа дважды пользуются тем же знаком. Разница между числами передается исключительно пробелом между ними, то есть предоставлением значения тому, как размещены два знака друг относительно друга. Так в месопотамской математике родилась позиционная система. Система эта была шестидесятеричная; месопотамцы предпочли именно ей из всех, что имели к своим услугам.

Поэтому к месопотамской шестидесятеричной позиционной системе вела не психологическая особенность шумерцев с аккадцами, не мистический и религиозный ритуал и не осложненный математический критерий делимости. Это скорее два одновременных процесса, подталкиваемые экономическими и социальными потребностями все более централизованного государства, функционировавшего в течение тысячелетнего периода — рост доверия к числам, заимствованным из простой метрологической системы и все большее расширение сферы применения клинописи и неизбежный риск двусмысленности в написании цифр, — взаимодействуя, создали разновидность числовой системы, которой суждено было жить в Месопотамии в течение следующих 2000 лет. Как мы видели, то все большее доминирование одной специфической метрологической системы с ее специфическим выбором относительных величин, дало жизнь числовой системе, в основе которой лежит число 60, и это расширение сферы применения клинописи породило позиционную систему счета.

В этом, пожалуй, самое важное неожиданное последствие этих двух процессов. Те же числовые знаки могли использоваться — и использовались — для написания цифр в вычислениях всех метрологических систем. Эта новая система не была привязана к одному традиционному способу счета; числа приобрели способность «свободно плавать» и разрыв между числом и мерой стал полнейшим. Конец третьего тысячелетия до н.э. стал свидетелем рождения концепции числа, отвлеченного от любой отдельной единицы.

Джеймс Риттер.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще развитие математического мышления помимо всего прочего повышает способности человека к изучению иностранных языков, даже если вы собрались английский язык в Химках изучать, склонность к математике сможет вам в этом помочь.

Шумер

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше. . Лео Ньютон Яркие Мягкие

Из Википедии — свободной энциклопедии

Энки (Эа), шумерский Бог-создатель реки Тигр, упоминаемой в Ветхом Завете. Река Тигр течёт из Эдема, рая

Шуме́р (аккад. Šumerû, шум. Ki-en-gi(-r)) — историческая область в Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака), а также название ранней цивилизации, существовавшей в указанной области и смежных районах в эпоху ранней бронзы (середина IV—III тысячелетия до н. э.). Шумерская цивилизация — составная часть единой шумеро-аккадской цивилизации Древней Месопотамии; вероятно, она является древнейшей в мире, а её коренную территорию традиционно называют «колыбелью цивилизации».

Хронологические рамки шумерской цивилизации соответствуют времени, когда шумерский язык использовался в быту в качестве разговорного. С точки зрения периодизации истории Древней Месопотамии этому соответствуют периоды: протописьменный, раннединастический, аккадский, владычества кутиев и III династии Ура. Возникновение шумерской цивилизации относится к середине IV тысячелетия до н. э. (протописьменный период), когда в Южной Месопотамии фиксируются признаки городской революции: протогорода и «номовые» территориальные структуры, монументальная архитектура, концептуальные стили изобразительного искусства, письменность. Завершение городской революции относится к раннединастическому периоду (первая половина III тысячелетия до н. э.), когда в Южной Месопотамии распространяется система шумерских городов-государств (Урук, Ур, Киш, Лагаш и др.), постоянно боровшихся между собой за гегемонию. В результате этой борьбы во второй половине III тысячелетия до н. э. указанные государства были объединены в рамках крупных восточных деспотий — Аккадского царства и Державы III династии Ура (Шумеро-Аккадского царства), существование которых разделял период владычества иноземцев-кутиев и доминирования II династии Лагаша. От эпохи Шумеро-Аккадского царства III династии Ура дошёл основной объём известных нам литературных текстов на шумерском языке, вследствие чего указанный период иногда называют «ренессансом» древней цивилизации; однако именно в это время шумерский язык наиболее стремительно вытеснялся аккадским из разговорной речи. После падения III династии Ура, политический центр окончательно переместился севернее, в область Аккад, шумерский язык все больше выходил из бытового употребления, основными центрами древней культуры оставались лишь храмы и школы старых городов исторической области Шумер (прежде всего Ниппур). В первой половине II тысячелетия до н. э., во время борьбы вавилонского царя Самсуилуны с царством Приморья, эти центры подверглись разгрому; последующие попытки вавилонских правителей перенести оставшиеся очаги шумерской культуры в свою столицу привели лишь к окончательному упадку таковой: шумерский язык окончательно вымер в быту, ограниченно сохранившись лишь в храмовой среде вплоть до I века до н. э..

Шумерская цивилизация сыграла важную роль в истории человечества. С шумерами связывается изобретение колеса, письменности, древнейшей цивилизации и связанных с ней базовых научных, социальных, правовых и политических знаний исторического времени. Шумерская шестидесятиричная система счисления легла в основу современного деления времени (60 минут и секунд) и углового измерения пространства (360 градусов круга). Шумерской астрономии принадлежит честь изобретения зодиака (заимствованного позже греками и другими европейцами), разработки календаря и сопутствующие этом математические исследования. На шумерском написаны древнейшие в мире памятники законодательства — «Законы» Уруинимгины и Законы Ур-Намму (Шульги). Прообразом библейского мифа о Потопе послужил шумерский миф, прообразом библейской Вавилонской башни — зиккураты, впервые появившиеся в шумерских городах. Достижения шумерской цивилизации были восприняты последующим населением Древней Месопотамии — вавилонянами, которые развили их и вывели на новый уровень.

Энциклопедичный YouTube

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *