Что труднее всего дается не трезвому человеку

при изъявлении обета трезвости

Последование молебнаго пения при изъявлении обета трезвости

(Составлено при Покровской Коломенской церкви г. Петербурга и опубликовано в №10 “Приходского чтения” (приложение №5 “Церковных Ведомостей”.)

По увещании дающему обет священником, обычное начало. Великая ектиния: Миром Господу помолимся и прочая.

После же: О плавающих…

О еже простити всякое прегрешение вольное и невольное раба Своего (имярек) и о еже милостиву быти к нему. Господу помолимся.

О еже не помянута грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся.

О еже посетити его посещением Святаго Своего Духа и исцелити всяк недуг и всяку страсть, в нем гнездующуюся. Господу помолимся.

О еже благословити доброе намерение и дело раба Своего (имярек), и благословити благополучно начата и спешно, кроме всякого преткновения скончати, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже приставити ему и делу его Ангела-хранителя, во еже, невидимо отразити вся про-тивньн вещи видимых и невидимых врагов, и подати ему к совершению силу и во всем благопоспешеетво, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже избавитися ему же и нам от всякия скорби, гнева и нужды, болезни и печали. Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй… Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную.

Возглас: Яко подобает…

Бог Господь… глас битропарь: Скорый в заступление и крепкий в помощь. Един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней; благослови, укрепи его, ив совершение намерение благого дела раба Твоего спешно произведи; вся бо, елика хощении, яко сильный Бог, творити можеши.

Слава и ныне, глас 4: Днесь благовернии лю-дие… (тропарь Покрову Пресвятьш Богородицы).

Запевы. Иисусе Сладчайший, спаси нас. Пресвятая Богородице, заступи нас! Вси свя-тии, молите Бога о нас! Слава и ныне.

По малой ектинии, возглас: Яко благ…

Прокимен: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом наТя.

Евангелие: Иоанна гл-XIV, ст. 10—21. По Евангелии те же запевы.

Кондак: Не имамы иныя помощи. Слава и ныне:

Под Твою милость.

Ектиния: сугубая: Помилуй нас. Боже…

Не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быта ему, пощади и помилуй страждущаго раба Твоего (имя рек), исцели болезни, уврачуй страсти души и тела его, и, яко Благосерд, прости ему вся прегрешения его вольная и невольная, и скоро воздвигни его от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Поспешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имярек), с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, Всемогущий Владыко, услыши и помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче, милос-тивным оком Твоим на раба Твоего (имя рек) и услыши моления наша, с вербю Тебе прино-симыя. Сам бо рекл еси: вся, елика молящеся просите, веруйте, яко приимите и будет вам, и паки: просите и дастся вам; сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою, просим: подаждь благость рабу Твоему сему (имя рек) и исполни благая желания его, мирно же и тихо в благочестии и чистоте вся дни его соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно. помилуй.

Возглас: Услыши ны. Боже… Господу помолимся: Господи помилуй.

Затем самим дающим обет читается во всеуслышание следующее молитвенное обещание:

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя рек), познав всю пагубу страстей, обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Пресвятыя Матери Твоея, Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других, равно не принимать никакого участия в различнаго рода зазорных играх и не произносить скверных гнилых слов в грядущее время, от сего дня впредь на столько-то (месяцев или годов). О, Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою Честнаго и Животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всях святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Затем священник читает молитвы:

1. Спасителю:

Господи, Спасителю наш, претерпевый велие искушение в пустыни от диавола, не допусти нас быти его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами даннаго слова. Помози нам, умудри нас трезвенно по-жити во вся дни живота нашего, укрепи наши стопы, да не поползновенно прейдем поприще, намот Тебе, Всеблагий, заповеданное. Господи Боже наш. Щедрый и Многомилостивый, не хотяй смерти грешника, но еже обратимся и живу быти ему! Призри милостивым Твоим оком на страждущих от пианства раб Твоих. Ты веси скорбь их о недуге своем, веси немощь естества нашего, зриши силу великаго и лука-ваго искусителя. Вразуми омраченных умом, уврачуй недугующих, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имут заботу о спасении души и здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою и на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят Имя Твое. Аминь.

2. Божией Матери

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, Приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих Помоще и озлобляемых Покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми

якоэдемощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго пред-стательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грещнаго и во озлоблении сущагони но-крый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну пропетое имя Твое.

По прочтении сих молите на дающего обет возлагается нагрудный, обетный образок, на одной стороне которого находится изображение Божией Матери с омофором и текст; “Исполняй обеты твои” (Наума, 1,15). На другой стороне поменяно изображение Всевидящего Ока и текст: “Будем бодрствовать и трезвиться” (1 Фессал., V, б).

Совершается обычный отпуст; и после должного наставления священник вручает обещающемуся листки и книжки о трезвости, а также и особую “Обетную грамоту”.

После сего в притворе производится запись давшего обет в особую книгу трезвенников; правая сторона каждой страницы этой книги отрывается и дается давшему обет.

Трезвость

 Трезвость

Трезвость — согласно определению Всемирной организации здравоохранения — непрерывное воздержание от приема алкоголя и других психоактивных веществ.

Раньше понятие трезвость употреблялось также и в значении «умеренность в употреблении алкогольных напитков», однако в настоящее время подобное значение почти полностью вышло из употребления.

Трезвость, в переносном значении, указывает на здравую рассудительность, свободу от самообмана, иллюзий (трезвость суждений, трезвость ума). Трезвость — отвлечённое существительное по значению прилагательного «трезвый» (не пьяный).

Похожий термин используется в специализированных организациях наподобие Анонимных алкоголиков (АА), где однако под ним понимается много дополнительных специфических условий, таких как «достижение и поддержание человеком общего контроля и равновесия в жизни». В отличие от других организаций АА ставит своей целью обретение трезвого образа жизни лишь для тех членов общества, которые страдают болезненной зависимостью от алкоголя и признали своё бессилие перед алкоголем.

Борьба за трезвость в дореволюционной России

Первое трезвенное движение 1858—1859 годах

В домосковской Руси пьянства, как такового, не было, так как русские употребляли слабоградусные напитки: брагу, мёд, пиво, квас (крепостью от 1 до 6 градусов), причём достаточно редко, лишь во время больших праздников. Опьянение от слабоградусных напитков несильно и действует непродолжительное время. Привозное (из Византии) вино было очень дорогим, поэтому малодоступным.

Положение резко изменилось после введения Иваном Грозным вместо привычных корчем (где можно было поесть и выпить) кабаков, которые были только питейными заведениями. Каждый кабак облагался государственной пошлиной. В случае недоимки крестьян ждало суровое наказание.

Первое трезвенное движение — массовый протест в 1858—59 податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку. Главными участниками движения были государственные крестьяне, к которым позже присоединились представители других сословий. К лету 1859 движение распространились на 32 губернии России, крестьяне принимали решения не употреблять вина. В мае 1859 начались волнения и массовые разгромы питейных заведений. Трезвенное движение было усмирено войсками. После суда, 780 наиболее активных его участников были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь.

Борьба за трезвость в СССР

Почтовая марка СССР 1985 года «Трезвость — норма жизни»

Общественные и государственные кампании по борьбе за трезвость неоднократно возникали в России. Первая антиалкогольная кампания в СССР была развёрнута на государственном уровне в 1958 году с постановления ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Следующая антиалкогольная кампания началась в 1972 году с постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».

Наибольшую известность получила антиалкогольная кампания М.С. Горбачёва. 7 мая 1985 года были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом. В результате кампании официально зарегистрированные среднедушевые продажи спиртного в 1985—1987 годах снизились более чем в 2,5 раза, значительно выросла рождаемость и сократилась смертность, ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, существенно снизился общий уровень преступности. В дальнейшем антиалкогольная кампания сошла на нет, но при этом была создана общественная организация «Союз борьбы за народную трезвость».

Борьба за трезвость в современной России

Доля населения России, не употребляющая алкогольные изделия, согласно опросам ВЦИОМ

За последнее десятилетие в России резко активизировалась борьба за трезвость, были созданы многочисленные трезвеннические движения и общества трезвости, такие как «Трезвый Башкортостан», «Челябинск Трезвый», «Трезвый Магнитогорск», «Трезвая Удмуртия», «Трезвый Татарстан», «Трезвый Новосибирск», «Трезвая Москва», «Трезвый Питер», «Трезвый Барнаул», «Трезвый Саратов» и др.

Активно действует «Союз борьбы за народную трезвость», проводя общественные акции, лекции и семинары по всей территории России. Последние 22 года проходит ежегодный «Международный слёт трезвости России и стран СНГ „Еланчик“» для обмена информацией и опытом активистов трезвеннических движений.

В 2009 году, Церковно-общественным советом РФ с участием пропагандиста трезвости В. Г. Жданова был запущен проект «Общее дело», в начале 2010 года в его рамках были показаны на Первом канале несколько дискуссионных передач, социальных роликов и образовательных фильмов. В том же 2010 году в России была принята Антиалкогольная концепция России, предусматривающая снижение уровня потребления алкоголя на 55 % до 2020 года. В сентябре 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ запустило интернет-проект «Независимость», призванный информировать россиян о последствиях употребления алкоголя, помочь им определить и преодолеть алкогольную и наркотическую зависимость.

11 сентября в России отмечается неофициальный праздник «День Трезвости», впервые он отмечался в Российской империи 29 августа по старому стилю (11 сентября по стилю новому) в 1911 году.

Как показывают опросы ВЦИОМ, за последние 15 лет доля населения, придерживающаяся трезвого образа жизни выросла с 23 % в 1996 году до 30 % в 2011 году, среди молодых людей в возрасте 18-24 лет эти цифры составляют, соответственно, 15 % и 27 %.

Отношение к трезвости в религиях

В христианстве

Трезвость в православии – это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр.5:8).

Практически все христианские деноминации не исповедуют полного отказа от алкоголя в быту, допуская употребление вина в тех или иных количествах, и используя вино в евхаристии и ряде других таинств. Иной позиции придерживаются адвентисты седьмого дня, считающие, что повеление Божие относительно алкоголя – полное воздержание. Для совершения Вечери Господней адвентисты используют неброжёный виноградный сок.

В православии различают богослужебное употребление вина и употребление вина во время трапезы. Богослужебное употребление вина происходит в таинствах Причащения (Евхаристии), Венчания, Елеосвящения (Соборования), а также во время благословения хлеба, пшеницы, вина и елея во время Всенощного Бдения. Употребление вина во время трапезы в определенные дни года, в определенном количестве разрешается Уставом Церковным (Типиконом).

Правила святых апостолов 51 и 53 решительно возбраняют христианам гнушение вином (отношение к нему, как к чему-то мерзкому), но допускают «удаление от вина» ради подвига воздержания.

Пьянство в Священном Писании запрещается: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»(1 Кор. 6:10); «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф.5:18); «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч.20:1); «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Лк.21:34).

Отцы церкви отмечали духовный и телесный вред от пьянства:

Святитель Василий Великий: «Пьянство — вражда на Бога», «Пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».

Святитель Иоанн Златоуст: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница», «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».

Преподобный Ефрем Сирин: «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».

Святитель Феофан Затворник писал: «…„Не упивайтесь вином“ (Еф.5,18), но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не пей, – разве только в крайностях, в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость».

Известный богослов начала XX века, священномученик митр. Владимир (Богоявленский) в докладе «Против ли нас, абстинентов Библия» писал: «Если, таким образом, я знаю, что весь народ, среди котораго живу я, тяжело страдает от какого-нибудь бедствия, то эта любовь обязывает меня сделать все, что только я могу предпринять к устранению бедствия, а прежде всего употребить то средство, которое может быть наиболее действенным. А самое действительное средство против алкоголя как в отношении общественнаго оздоровления, так и уврачевания отдельных его жертв, есть совершенное отречение от употребления спиртных напитков».

Существуют православные организации, ставящие достижение трезвости в обществе одной из своих целей, например «Трезвение», председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» ― священник Игорь Бачинин.

В исламе

Ислам запрещает употребление любых опьяняющих веществ в любом количестве. С точки зрения ислама алкоголь, так же как и любые другие опьяняющие вещества, включая наркотики, — это харам — абсолютно запрещено.

Всякое одурманивающее средство называется по-арабски хамр и полностью запрещено мусульманам (Коран, сура 5:92, 93). В том числе пророк «не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, сколь бы ни были они насущны и необходимы». В Коране неоднократно встречаются аяты, указывающие на вред и недозволенность опьяняющих веществ.

Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»…

— Коран, 2:219

О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите? Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь!..

— Коран, 5:90-92

Встречаются различные мнения касательно толкования этих аятов, вплоть до того, что они не содержат прямого запрета на употребление этих веществ и совершение этих действий.

Тем не менее, существует большое количество хадисов Пророка Мухаммада, явно запрещающие мусульманам употребление спиртного и наркотических веществ.

Поистине, Аллах проклял вино и того, кто его выжимает и того, кому выжимают и того, кто его несет и того, кому его несут и того, кто его продает и того, кто его покупает и того, кто ест заработанное на этом и того, кто его пьет и того, кто им поит!

— Абу Дауд; ат-Табарани; аль-Хаким; аль-Байхакъи

Для того, кто пил вино в этом мире и не покаялся в этом, в мире вечном оно будет запретным.

— Аль-Бухари, 1840 (5575)

Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является, и когда кто-нибудь пьет вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является.

— Аль-Бухари, 1841 (5578)

При этом несмотря на то, что речь в основном ведется о вине (ввиду того, что в то время это было единственным из широко известных опьяняющих веществ), существует хадис, который указывает на запрет употребления всех веществ, приводящих организм к интоксикации (опьянению).

Та вещь, которая опьяняет в большом количестве, запрещена и в малом количестве!

— Абу Дауд, 3681; ат-Тирмизи, 1865; Ибн Маджах, 3393

Этот хадис также указывает на запрет так называемого «умеренного» потребления, запрещая данные вещества в любых количествах.

В буддизме

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В философских школах индуизма

Алкоголь присутствует в жизни индусов, хотя обычной является и практика воздержания от него. В Ригведе упоминается сома, особый опьяняющий напиток. (растение, из которого его приготавливали, больше не существует). Алкоголь и его производство считаются оскверняющими, но запрет на употребление алкоголя в некоторых индийских штатах имеет социальную подоплеку и не связан с религиозными соображениями.

В иудаизме

Запрета на употребление спиртных напитков нет, наоборот, праздники обычно сопровождаются ритуалами с вином (Кидуш), особенно Седер Песах и Пурим. Впрочем, вместо вина можно использовать виноградный сок, а на Пурим достаточно выпить «больше обычного». Талмуд одобряет умеренное употребление вина для развития ума, утешения скорбящих и др., но осуждает чрезмерное увлечение хмелем. То же в библейской Книге Притчей Соломоновых. Библейскиe примеры злоупотребления алкоголем: Ной, Лот и др.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization
  2. ↑ «трезвость», «трезвый» в словаре Ушакова
  3. ↑ Трезвость в словаре Ефремовой
  4. ↑ Иван Прыжов. История кабаков в России в связи с историей русского народа
  5. ↑ Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.
  6. ↑ Григорий Заиграев. Государственная политика как фактор алкоголизации населения (pdf)
  7. ↑ Приказ Минздрава СССР ОТ 24.08.1972 № 694 о мерах по дальнейшему усилению борьбы против пьянства и алкоглизма
  8. ↑ Андрей Светенко. Идейный компромисс для нетрезвеющего народа — Радио «Маяк»
  9. ↑ Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М.: УРСС, 2006. — 128 с. — ISBN 5-484-00528-0
  10. ↑ Общество «Трезвый Башкортостан»
  11. ↑ Общество «Челябинск Трезвый»
  12. ↑ общество «Трезвый Магнитогорск»
  13. ↑ Новости Обнинска. 01.09.2011 Бopиcь зa тpeзвocть — пoвышaй дeмoгpaфию!
  14. ↑ Новости Липецка. 11.09.2011 Липчане отметили День трезвости пробежкой
  15. ↑ Newsland 27.04.2011 Произвол чиновников в Белово: трезвый — значит экстремист
  16. ↑ «ГАЗЕТА КЕМЕРОВА» 28.03.2011 Кемеровчан призвали не употреблять алкоголь
  17. ↑ Путин утвердил антиалкогольную концепцию, чтобы к 2020 году покончить с русским пьянством
  18. ↑ 09.09.11 День борьбы с пьянством в России пройдёт в сотый раз
  19. ↑ News.Mail.RU 6 Сентября 2011. Празднику трезвости исполняется 100 лет
  20. ↑ ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 1279, «АЛКОГОЛИЗАЦИЯ РОССИИ: НЕ ПОРА ЛИ ОПЯТЬ ЗВАТЬ ГОРБАЧЕВА?» 29 июля 2009 г.
  21. ↑ Опрос ВЦИОМ 30.10.1996 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  22. ↑ Опрос ВЦИОМ 19.07.2009 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  23. ↑ Опрос ВЦИОМ 17.04.2011 Употребляете ли Вы алкогольные напитки, и если да, то как часто?
  24. ↑ Библейская энциклопедия. М., 1891
  25. ↑ Неклюдов К. В., Ткаченко А. А. Вино // Православная энциклопедия. Том VIII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — С. 516-521. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-014-5
    • Schulte, A.J. Altar Wine // Catholic Encyclopedia. — Vol. 1. New York: Robert Appleton Company, 1907.;
    • Pohle, J. Eucharist // Catholic Encyclopedia. — Vol. 5. New York: Robert Appleton Company, 1909.
  26. ↑ Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера
  27. ↑ В начале было Слово: Пер. с англ. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — С. 285. — 544 с. — 8500 экз. — ISBN 5-86847-484-1, 0-8280-0466-8
  28. ↑ William Patton. Bible Wines – Laws of Fermentation. — Oklahoma City, OK: Sane Press, n.d. — С. 24-41.
  29. ↑ C. A. Christoforides. More on Unfermented Wine. — Ministry, April 1955. — С. 34.
  30. ↑ «Типикон, сиречь, изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы».
  31. ↑ 51 Правило Святых Апостолов
  32. ↑ Правило 53 Святых Апостолов
  33. ↑ 1 2 3 Святые отцы о грехе винопития
  34. ↑ http://trezvenie.org/trezvenie/predanie/full/&id=874 Святитель Феофан Затворник. Толкование на Первое послание св. апостола Павла к коринфянам
  35. ↑ Против ли нас (абстинентов) Библия»: доклад священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, 1912 год.
  36. ↑ Заседание Совета Всероссийского Православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»
  37. ↑ 1 2 Ислам: Наркотики, алкоголь и табак
  38. ↑ Ислам: Наркотики
  39. ↑ Ислам: Алкоголь
  40. ↑ См. «Сахихуль-джами’» 72, 1802, 5091.
  41. ↑ 1 2 Сборник хадисов Мухтасар «Сахих» — Составитель: Имам аль-Бухари. Книга 76: «Книга о напитках». Глава 1372.
  42. ↑ Трактат Санхедрин, 70А-Б

См. также

В Викисловаре есть статья «трезвость»

  • Вино в Библии
  • Здоровый образ жизни
  • Общества трезвости
  • Алкоголизм
  • Токсикология этанола
  • Табакокурение
  • Наркомания

Это заготовка статьи по медицине. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Категория:

  • Здоровый образ жизни

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы:
Антонимы:

Смотреть что такое «Трезвость» в других словарях:

  • ТРЕЗВОСТЬ — ТРЕЗВОСТЬ, трезвости, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к трезвый в 1 знач., состояние трезвого человека. Привести пьяного в полную трезвость. 2. Воздержание от спиртных напитков, неупотребление их. Общество трезвости. Приучить к трезвости. 3. отвлеч … Толковый словарь Ушакова

  • трезвость — благоразумность, рациональность, здравость, благоразумие, целесообразность, абстиненция, реалистичность, рассудительность, практицизм, трезвенность, разумность, здравый смысл, ум, здравомыслие Словарь русских синонимов. трезвость 1. трезвенность; … Словарь синонимов

  • трезвость — ТРЕЗВОСТЬ, трезвенность, книжн. абстиненция, разг. сниж. тверезость ТРЕЗВЫЙ, непьющий, непьяный, разг. сниж. тверезый ТРЕЗВЕТЬ/ОТРЕЗВЕТЬ и разг. ПРОТРЕЗВЕТЬ, вытрезвляться/вытрезвиться, отрезвляться/отрезвиться,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • трезвость — ТРЕЗВЫЙ, ая, ое; трезв, а, о, Шы и ы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • трезвость — , и, ж. * Общество борьбы за трезвость. Добровольное общество, действовавшее в СССР в 80 е гг. ◘ Стало известно, что Центральный совет Всесоюзного общества борьбы за трезвость обратился с открытым письмом к Президенту, Верховному Совету с … Толковый словарь языка Совдепии

  • трезвость — blaivybė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Svaigiųjų gėrimų nevartojimas ir blaivaus gyvenimo propagavimas. Pirmosios blaivybės draugijos įsteigtos JAV 1808 m., Lietuvoje – 1846 m. atitikmenys: angl. soberness; sobriety vok.… … Sporto terminų žodynas

  • Трезвость — (1Пет.5:8 ) Христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых, греховных мыслей, пожеланий и дел. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Трезвость — I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. трезвый III 1. 2. Воздержание от спиртных напитков. II ж. Здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана, возвращение к здравому пониманию окружающего. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • трезвость — трезвость, трезвости, трезвости, трезвостей, трезвости, трезвостям, трезвость, трезвости, трезвостью, трезвостями, трезвости, трезвостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • трезвость — пьянство … Словарь антонимов

Книги

  • История трезвеннического движения. От СССР до наших дней, А. Н. Маюров. Монография профессора А. Н. Маюрова отражает исторические процессы, которые происходили в новейшей истории СССР и ряде стран, созданных на территории бывшего Советского Союза, в связи с… Купить за 1278 руб
  • История трезвеннического движения. От СССР до наших дней, Маюров А.. Монография профессора А. Н. Маюрова отражает исторические процессы, которые происходили в новейшей истории СССР и ряде стран, созданных на территории бывшего Советского Союза, в связи с… Купить за 1278 руб
  • Может, алкоголь не виноват? Книга о трезвости (трезвом мышлении). Сравнительный анализ методов. ТРЕЗВОСТЬ-НРАВСТВЕННОСТЬ-ДУХОВНОСТЬ, Александр Викторович Предков. Открытая книга о трезвости, где я обобщил свой 8-летний опыт, рассмотрел все известные мне точки зрения на эту проблему на примере алкоголя. Если что не так – будем… Купить за 200 руб электронная книга

Другие книги по запросу «Трезвость» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *