Демонская твердыня ельчанинов

Аудиокнига
Священник Александр Ельчанинов. Записи

Купить книгу Комментарии гермес104 kumarus
вы не Дарвинист случайно? Александр Виденкин Помню, читал эту книгу — очень понравилась. antvf Мне тоже очень понравилось. Просто чудесная книга. Спасибо за раздачу. Otnow Читает Александр Андрианов. longlonglong21 Книга просто чудесная. Озвучил: Жанр: Время записи: 09:27:52 Скачать: · RuTracker · загружено 1006 раз Нажмите, чтобы подписаться на наш telegram Подборки интересных книг, релизы, новости проекта

Слушать аудиокнигу «Священник Александр Ельчанинов. Записи» онлайн

Александр Викторович Ельчанинов родился в 1881 году в городе Николаеве. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, затем учился в Московской Духовной Академии. В 20-х годах вынужден был уехать из России. В 1926 году отец Александр был рукоположен во священника Русской Православной Церкви за границей. В 1927 году в Ницце вышел в свет труд священника Александра Ельчанинова «Избранные места из книги праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=159922 .
«…Жизнь — драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и бесконечно тратим ее, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящая же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах…»
Александр Ельчанинов. ЗАПИСИСодержание
скрытый текст
Предисловие
О. Сергий Булгаков об о. Александре ЕльчаниновеОтрывки из дневника
До священства, как о многом я должен был молчать…
Почему всякое наслаждение, сладость — грех?
Жизнь — драгоценный и единственный дар…
Все греховное в нас так живо, полнокровно…
Три ряда впечатлений
Всегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику…
Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!
На всенощной, особенно если я не служу сам…
Кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия теософией…
Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле…
Радость почитания икон
Прошло несколько дней, и я едва могу вспомнить…
Я так чувствую в самолюбии, съедающем души…
Для мудрости необходимо приготовить свою душу
«Нервность» в каком-то смысле есть психофизическое условие святости
Черная «благодать». У людей злобных наблюдается прилив особых сил
Гениальность Х в двух его качествах…
Истинная любовь переживает как измену и грех против любимого человека
В нашей эмиграции есть и такая точка зрения
Можно быть ангельски добрым с теми, кто относится к тебе с доверием, любовью
План (давно обдуманный) работы о памяти и беспамятстве
«Множеством Славы стерл еси супостаты»
Характерно, что главные две формы сумасшествия…
Часто мы не грешим не потому, что победили грех…
Мы делаем добрые дела, очищаем свое сердце…
Пугает течение времени, когда стоишь на месте…
Многих смущают своей прозаичностью и кажутся неуместными денежные сборы в Церкви.
У меня недоверие косновному методу всякого богословствования…
Философия семейных ссор
Обычный в наше время страх перед мыслью….
Сила девства — сияние нерастраченного пола…
Православие особенно чувствует контраст умной красоты мира горнего и мира сего.
Стремительное, неудержимое мелькание, уплывание часов, дней, годов
Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий…
Все мы счастливы уже хотя бы одним тем, что принадлежим к Православной Церкви.
Будем стараться, чтобы все наши поступки, вся наша жизнь были не сонным прозябанием…
Приближение света страшно и мучительно для лжи и греха…
Молитва — искусство…
В нашей теперешней жизни все так неверно, шатко, тяжело…
Постоянная моя мысль о недоступности для нас Бога…
Важны не идеи, а факты и реальности
Осуществленное, проведенное в жизнь, хотя и самое малое добро, живой опыт любви…
Засыпает ли душа после смерти?
Разговор с Х о посте.
Схема отношений к людям.
Важна молитва всякая, даже невнимательная.
Особый наш крест — отдаленность наша, по времени, от времен Христа…
«Эллинизм» у святых отцов
Истерия есть разложение личности
Неоконченное письмо к N
У всадника развивается чувство свободы и власти
Сегодня я долго пробыл на Рiеrrе Рlаtе
Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой
Как укрепить себя в Церкви
«Я» перед Богом
В нашей жизни мы знаем наверно только то, что мы умрем
Есть одно прочное приобретение нашей эпохи
Есть разные виды духовной слепоты
Невозможно всегда находиться в состоянии духовного подъема
Осуждением занята вся наша жизнь
Добродетель благодарности
Вчера вечером, когда я остался один на горе, был такой ветер…
Из писем о. Александра незадолго до смерти.Из писем к молодёжи
Если уже ты принимаешь мое руководство…
Главная ошибка нашей молодежи в убеждении, что все можно постигнуть
Низость и пошлость мотивов у начинающих курить…
Вопрос о выборе карьеры очень труден…
Как сделать, чтобы не сердиться, не обижаться, когда обижают и оскорбляют?
Многие юношеские сомнения от гордости…
С участием и сочувствием прочел я длинный список Ваших душевных горестей…
Для чего нужна вера? Ни для чего!
Всякое самое малое дело начинайте молитвой
Советы священникам.
Пастырская работа должна быть индивидуальной и творческой
Надо учить людей исповедоваться
Мы, допуская частую исповедь и причащение, иногда забываем…
Человек часто не знает, как приступить к исповеди
Нормальный порядок исповеди
Когда я обдумываю, что сказать…
Тема для погребения
Тема проповеди на Рождество
Тема для слова о браке
Несколько советов к преподаванию Закона Божия
Полезность веры.
Записи разных лет
Беседа перед исповедью
Беседа о Католичестве и Православии
Говение в монастыре (запись гимназических лет)
Демонская твердыня (о гордости)
О. Сергий Булгаков об о. Александре Ельчанинове
скрытый текст
Священник Александр Ельчанинов
24 августа 1934 г. скончался после долгой и мучительной болезни о. А. В. Ельчанинов. Смерть вырвала его в полноте сил, когда он готовился вступить на новое поприще пастырского служения в Парижском кафедральном соборе, куда он призван был митрополитом Евлогием. Болезнь, жестокая и неожиданная, поразила его и, как хищный коршун, выпила из него все жизненные силы. Казалось, отяготела на нем десница Господня, и, как Ной на гноище, лежал он на одре болезни, который сделался для него и одром смерти. Все, что могла сделать человеческая помощь и самоотверженная любовь, было сделано для него, но Господь судил призвать праведника в Свою обитель, и туда возлетела его светлая, чистая и праведная душа, не удержанная человеческими усилиями. Судьбины Божии неисповедимы, и не о нем, упокоившемся, в стране живых ныне надо сожалеть, а о себе самих, без него оставшихся. Ибо горькая утрата для живых есть его уход от нас. Я не позволю себе здесь касаться святыни скорби его собственной семьи, но его духовная семья простиралась далеко и широко за пределы этой последней. Он был священник и пастырь, связанный нитями духовно-отеческой любви с множеством душ, которые теперь почувствуют себя осиротевшими, потерявшими кроткого и любящего отца и друга. Эти слезы и эта любовь ведомы только небу, о них не будет рассказано в летописях истории, хотя то, что совершается в сердцах, есть самое важное, что вообще происходит в жизни. Не только по личным качествам, пастырской призванности и одаренности, совершенно исключительной, но в особенности по-своему типу о. Александр, как священник, представлял собой явление необычайное и исключительное. Ибо он воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности Православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания. Он был одним уже из немногих в эмиграции представителей старой русской культуры, достигшей перед революцией, в особенности в тех петербургских и московских кругах, в которых он вращался, своего рода зенита. Здесь биография почившего вплетается в историю этой русской культуры, о чем пишущий эти строки может быть и историческим свидетелем. Мое знакомство со студентом, сначала Петербургского университета, а потом Московской Академии А. В. Ельчаниновым относится к эпохе примерно 30 лет тому назад в Москве. В это время выделялась и обращала на себя внимание молодая группа мыслителей, писателей и церковных деятелей, связанная между собою не только личной дружбой, но и товариществом по школе. Судьбе было угодно, чтобы на одной школьной скамье в Тифлисской гимназии сидели такие люди, как великий русский ученый и богослов о. Павел Флоренский, безвременно скончавшийся философ Вл. Эрн и будущий священник и педагог А. В. Ельчанинов, которые затем в северных столицах, но преимущественно в Москве продолжали свою школьную связь. Все они — каждый по-своему — определились в новом для того времени, но исторически давно жданном религиозно-культурном типе, который естественно примыкал к более старшему поколению того же характера плеяды мыслителей, писателей, богословов, поэтов нашего поколения (Тернавцев, Бердяев, Карташев, Вяч. Иванов, Гершензон, Розанов, кн. Трубецкие и др. ). К ним же естественно присоединились и их молодые сверстники, как свящ. С. Свенцицкий, Андрей Белый, свящ. С. М. Соловьев, А. Блок и др. А. В. Ельчанинов был любим и принят одинаково в кругах литературной Москвы и Петербурга, и везде с радостью встречалось появление студента с лучезарной улыбкой, с особой скромностью и готовностью слушать и запечатлевать эти бесконечные творческие беседы. В дружеских кругах его звали Эккерманом при Вяч. Иванове, а затем при о. П. Флоренском, с которым он вместе жил в Сергиевом Посаде (кажется, он и сам, шутя, применял к себе это название). Начало этого века отмечено в истории русской мысли возникновением так называемых религиозно-философских обществ, сначала в Петербурге, затем в Москве, а позже и в Киеве. В них находили для себя выражение новые борения и искания, с их проблематикой и идеологией. Московское религиозно-философское общество имени Вл. Соловьева было основано осенью 1905 года, и первым его секретарем и неизменным сотрудником явился А. В. Ельчанинов ( принимавший участие ранее того и в Петербургском религиозно-философском обществе), и он оставался на этом посту, пока для этого была внешняя возможность, неся по преимуществу невидимую, но незаменимую организационную работу. Это была в то же время активная проповедь христианства, борьба с безбожием интеллигенции в ее собственном стане, — особая задача, выпавшая на долю нашего поколения и разрешавшаяся с посильной искренностью и энтузиазмом, хотя и без решительной победы, если судить по теперешнему разгулу старого интеллигентского, разлившегося в массы атеизма. А. В. Ельчанинов, вместе с друзьями, служил уже здесь делу христианской миссии, которому позже отдал себя всецело как священник. Одновременно возникали и иные начинания в области религиозно-политической, с которыми А. В. Ельчанинов также был связан через своих друзей. Здесь речь шла об идейном и практическом преодолении традиционной идеологии, сливавшей и отождествлявшей политический абсолютизм с православием. Но собственное призвание А. В. Ельчанинова было всегда не литературное, но личное общение с людьми, в частности с молодыми душами. Он был педагогом по призванию, и уже тогда было известно, какой исключительной любовью пользовался молодой студент среди своих учеников. И эта черта — особый интерес к воспитанию и умение установить личную связь и дружбу между воспитателем и воспитываемым — была особым даром о. Александра. Этой своей потребности он нашел удовлетворение позднее на поприще педагогическом, став во главе частной гимназии в Тифлисе. Обстоятельства разлучили нас надолго, и наша новая встреча произошла уже в беженстве, в Ницце, где он разделял общую скорбную долю эмигрантского существования. При этой встрече для меня стало ясно, что он решительно перерос уже рамки светской педагогии, которая ограничивается наружными покровами души, не входя в самое сердце. Пришло время осуществить педагогический дар во всей его полноте — в пастырстве. «К почести высшаго звания» — к предстоянию перед алтарем Господним влекла его одинаково как его личная религиозная потребность, так и эта педагогическая стихия. И желанное совершилось: с 1926 года о. Александр — священник, занимающий скромное место при Ниццком соборе. Со всей открытостью своей чистой и верующей души внушал он небесные радости предстояния перед апостолом Агнца и с христианским смирением и мудростью этого смирения принимал терния, которые неизбежно встречаются на пути этого служения, как и внешние трудности жизни, его не щадившие. Он отдался работе приходского священника, но мог ли он при этом забыть свою первую любовь — воспитание детства и юношества, конечно, уже на церковных началах? И нельзя было не поражаться и не радоваться, видя, с какой преданностью относились к нему его молодые друзья. То была какая-то простая и крепкая, настоящая дружба. В этом совершалась та молчаливая и незримая пастырская работа над человеческими сердцами тех, кто с такой любящей скорбью отпускали его из Ниццы и теперь так глубоко и искренно его оплакивают. В это время в собственной духовной жизни почившего стали преобладать настроения аскетические. Он посвящал преимущественное внимание святоотеческой письменности. Много даров у Бога, и Бог ведает пути Свои. Но человеческий глаз в редеющих рядах старого культурного поколения, а в особенности в пастырстве еще не видит новых заместителей опустевших мест, и по-человечески становится тоскливо и жутко. Однако не место этим чувствам там, где совершается воля Божия. Сеется семя в смерти, восстает в славе, и славим и благодарим Господа о всем! Кланяясь отшедшему в вечность и творя ему вечную память, да будет мне дано соединить ее с памятью о всей той отошедшей эпохе, как и о тех друзьях, с которыми Провидение соединяло почившего и нас всех в этой жизни, и прежде всего тех школьных его друзей, из которых «иных уже нет, а те далече», с памятью о великой русской религиозной культуре. «Если пшеничное зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет плод свой». Слава и вечная память всем отшедшим и ныне почившему брату нашему!
Протоиерей Сергий Булгаков
Интерьвью с Павлом Васильевичем Флоренским, внуком священника Павла Флоренского об Александре Ельчанинове http://www.pravoslavie.ru/guest/040512175121 В прослушанное В избранное Другие книги чтеца «Андрианов Александр» посмотреть все Медведев Григорий — Чернобыльская тетрадь (Ядерный загар) Андрианов Александр 96kb/s 984 2907 0 «Чернобыльская тетрадь» Г. У. Медведева — компетентный и бесстрашно-правдивый рассказ о происшедшей трагедии, которая продолжает волновать миллионы людей. Быть может, впервые мы имеем такое полное свидетельство из первых рук, своб Медведев Григорий — Чернобыльская тетрадь (Ядерный загар) Сахаров Андрей — Владимир Мономах (Полководцы Древней Руси) (ЖЗЛ) Андрианов Александр 96kb/s 680 2748 4,085 Данное произведение повествует об одном из самых известных государственных деятелей Древней Руси, великом князе киевском Владимире Мономахе (1053-1125).Читатель (слушатель), ознакомившись с этой книгой, получит достаточно достовер Сахаров Андрей — Владимир Мономах (Полководцы Древней Руси) (ЖЗЛ) Евдокимов Николай — Трижды Величайший, или Повествование о бывшем из небывшего… Андрианов Александр 96kb/s 453 405 0 Это второе дополненное издание романа Николая Евдокимова, автора произведений, известных читателям в нашей стране и за рубежом: «Необходимый человек», «Страстная площадь» и др. Роман можно отнести к традиционному в литературе жан Евдокимов Николай — Трижды Величайший, или Повествование о бывшем из небывшего… Икрамов Камил — Дело моего отца Андрианов Александр 96kb/s 529 337 0 Книгу К.Икрамова «Дело моего отца» когда-то собирался печатать Твардовский в журнале «Новый мир». Вместо этого автору пришлось спрятать ее на тридцать долгих лет, но все тридцать он не прекращал над ней работу. В центре книги — д Икрамов Камил — Дело моего отца Эдигей Ежи — Внезапная смерть игрока Андрианов Александр 96kb/s 458 1598 5,905 По случаю приезда в Варшаву коллеги, химика из Лондона, профессор Войцеховский организовывает прием в своем доме. Правда, и раньше все близкие и знакомые собирались у него, играя в бридж. Но тут и заграничный гость, и еще коллега Эдигей Ежи — Внезапная смерть игрока Иоанн Кронштадтский — «Моя жизнь во Христе» Андрианов Александр 1431 2872 0 Иоанн Кронштадский — «Моя жизнь во Христе». Читает Александр Андрианов. 1) Введение 2) Грех 3) Люди и Мир 4) Душа 5) Вера в чудо 6) Молитва 7) Церковь 8) Бог 9) Молитва Иоанна Кронштадского 10) Житие святого. Иоанн Кронштадтский — «Моя жизнь во Христе» Похожие книги посмотреть все Митрополит Антоний Сурожский — Духовные беседы. Диск 5 (Беседы о Символе Веры), mp3, Ходурский Антоний 192kb/s 573 2141 0 Представлены духовные беседы, проповеди и радиопередачи: Диск 5 (Беседы о Символе Веры) 01 Беседа 1 02 Беседа 2 03 Беседа 3 04 Беседа 4 05 Беседа 5 06 Беседа 6 07 Беседа 7 08 Беседа 8 09 Беседа 9 10 Беседа 10 11 Беседа 11 Доп. инф Митрополит Антоний Сурожский — Духовные беседы. Диск 5 (Беседы о Символе Веры), mp3, Основы Духовной Жизни ( 2 части), игумен Николай (Парамонов), МР3, 2004 г. игумен Николай 587 449 0 Беседы о духовной жизни проводятся игуменом Николаем (Парамоновым) (ныне игумен Троице-Сергиевой Пустыни в Стрельне), полезны как для новоначальных, так и для прошедших некоторый путь со Христом. Темы самые различные: о возрожден Основы Духовной Жизни ( 2 части), игумен Николай (Парамонов), МР3, 2004 г. Старец Сампсон (Сиверс), иеросхимонах — Старец иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Избранные духовные беседы, наставления, богослужения Иеросхимонах Сампсон 160kb/s 875 418 0 Его расстреливали, сажали в тюрьмы и лагеря, пытали. Он был духовником советских академиков И. П. Павлова, В. А. Филатова, А. П. Карпинского. Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном, уникальны.Стар Старец Сампсон (Сиверс), иеросхимонах — Старец иеросхимонах Сампсон (Сиверс). Избранные духовные беседы, наставления, богослужения о. Александр Ельчанинов — Записи Андрианов Александр 32kb/s 644 348 0 Александр Викторович Ельчанинов родился в 1881 году в городе Николаеве. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, затем учился в Московской Духовной Академии. В 20-х годах вынужден был уехать из о. Александр Ельчанинов — Записи Ельчанинов Священник Александр — Священник Александр Ельчанинов. Записи Шушкевич Валерий 192kb/s 589 505 0 Содержание раздачи: Доп. информация: Священник Александр Ельчанинов. Записи http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=303530 Ельчанинов Священник Александр — Священник Александр Ельчанинов. Записи (Духовные беседы) По Древнему Патерику — «О борьбе с блудной страстью» (протоиерей Андрей Овчинников) — 2010, MP3, 128 kbps 128kb/s 529 1421 0 Изучение пятой главы Древнего Патерика «Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных браней» слушатели воскресной школы для взрослых храма Христа Спасителя начали в преддверии Великого поста и продолжали на всём е (Духовные беседы) По Древнему Патерику — «О борьбе с блудной страстью» (протоиерей Андрей Овчинников) — 2010, MP3, 128 kbps

Демонская твердыня (о гордости)

Главная • О проекте • О центре • Ваши вопросы • Рекомендуем • На злобу дня • Библиотека • • Поиск

Читайте нас:

• Поиск
• Авторы
• Карта сайта
• Фильмы
• 3D-экскурсия
• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие
• Апологетика
• Наши святые
• Библиотека
• Миссия
• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники
• О посте
• Мы — русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы
• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография
• Патриотизм
• Безопасность
• Общее дело
• Вакцинация
• Атеизм
• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество
• Иудаизм
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие
• Секты
• Оккультизм
• Психокульты
• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология
• MLM
• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:
WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706
Яндекс.Деньги:
41001796433953
Карта Сбербанка:
4817 7600 0671
2396

Основы Православия. Христианское благочестие. Жизнь во Христе

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов».

Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.

И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя», – оставим его как общий термин, покрывающий все вышеперечисленные термины. Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? «Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными и т. д. » – все это, пока есть зрители.

Детская и юношеская застенчивость часто ни что иное, как то же скрытое самолюбие и тщеславие.

Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания. который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все». – «только мелкие грехи – никого не убил, не украл». В дневниках гр. С. А. Толстой есть такое характерное место: «И то, что я не умела воспитать детей (вышедши замуж девочкой и запертая на 18 лет в деревне), меня часто мучает». Главная покаянная фраза совершенно отменяется самооправданием в скобках.

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану – тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание – паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».

Ядовитую сущность тщеславия хорошо знал Лев Толстой. В своих ранних дневниках он жестоко обличает себя за тщеславие. В одном из дневников 50-х годов он горько жалуется, что стоит появиться в его душе доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется оглядка на себя, тщеславное ощупывание себя, и вот -драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в вас, значит, – мы убиваем себя тщеславием; реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками. Тщеславный стремится к смерти и ее получает.

«Я редко видел, – пишет один из современных писателей, – чтобы великая немая радость страдания проходила далями человеческих душ, не сопровождаемая своим отвратительным спутником – суетным, болтливым кокетством (тщеславием). В чем сущность кокетства? По моему, в неспособности к бытию. Кокетливые люди – люди, в сущности, не существующие, ибо бытие свое они сами приравнивают к мнению о них других людей. Испытывая величайшие страдания, кокетливые люди органически стремятся к тому, чтобы показать их другим, ибо посторонний взгляд для них то же. что огни рампы для театральных декораций» (Степун, «Николай Переслегин», стр. 24).

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут». («Леств. «).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, так как гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на душу одного брата, чтобы тот не гордился: а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

Об этом прекрасно пишет Симеон Новый Богослов: «Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его».

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному» (Творения, т. 1, стр. 8, М., изд. 1851 г. ). В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, «впал в само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, «увлекающийся», «страстный», талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме, как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни. Ведь есть же люди. «которые в самом чувстве собственного унижения посягнули отыскать наслаждение» (Достоевский, «Записки из подполья»).

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание даже поддерживанием и раздуванием дурных о себе слухов, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия (Поприщин у Гоголя).

Итак, сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением, переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен’ в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение… «, или «я придерживаюсь правила… «, «я имею привычку предпочитать» (у Тургенева).

Говоря о чужом горе, бессознательно говорят о себе: «Я так была потрясена, до сих пор не могу прийти в себя». Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и «скисает». Но в общем, в этой стадии настроение остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь, и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой -самоуслаждение примитивным процессом самообнаружения. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему: гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос – что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою) распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что его никто не понимает, даже его духовник; столкновения с «миром» обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, но еще не против Бога.

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается спутанным, так как оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, невыносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание и беря у него реванш. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый – и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции (тьма кромешная). Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадаете его взглядами; если же ему говорят что-либо, несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, так что даже в похвалах своих он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных. простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество». Гордый терпит поражение на всех фронтах:

  • Психологически – тоска, мрак, бесплодие.
  • Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.
  • С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геенна еще при жизни.
  • Гносеологически – солипсизм.
  • Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути?

Ответ вытекает из сущности вопроса – смирение, послушание объективному; послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям.

А для этого-то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Да отвержется,… да отвергается каждый день; пусть каждый день – как стоит в древнейших рукописях – берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, пронесения огорчений и болезней и молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя, «глубочайшего смиренномудрия, все страсти истребляющего».

Богу нашему, «Который гордым противится, а смиренным дает благодать», – слава.

Александр Ельчанинов, иерей

Пo книге «Записи». — М.: «Русский путь», 1992

Татьянин день — 26.08.2008.

Читайте другие публикации раздела «Христианское благочестие. Жизнь во Христе»

Ельчанинов Александр Петрович

2.5Рейтинг 3Отзывов

  • руб/прием
  • Отзывы (3)
  • Информация о враче

Отзывы о враче

Арина 10 июл, 2017

Нам все было по нраву, поэтому будем доктора активно рекомендовать. Потому что врач весьма, как мне кажется, добросовестный! В первую очередь, мы пришли с огромным количеством медицинских документов, с полным анамнезом. Он очень тщательно подошел к вопросу изучения всех документов, которые были при нас. Для того, чтобы верно установить диагноз был проведен полный осмотр. Доктор просто со всех сторон показал себя спецом! Я считаю, что сумма целиком приемлемая для специалиста такого уровня! Я думаю, что вот этот доктор деньги за прием более чем отработал. Я даже подумываю сама к нему записаться, потому что также наблюдаются проблемы со здоровьем.

Павел 20 фев, 2017

Мне все понравилось. Доктора выбирали в интернете по направлению. О докторе у меня сложилось самое замечательное мнение. Он все очень тщательно посмотрел, разъяснил, все сделал, что было нужно. Все, что он сказал — все так и было. В конце приема приписал назначение и ряд дополнительных анализов. Он мне назначил лечение лучше, чем доктор у которого были до этого и я считаю, что это было очень правильно. Потому что доктор, у которого мы посещали до этого, совершенно не по человечески к нам отнесся.

Екатерина 29 янв, 2017

Долго не могли найти врача. Казалось бы, приличный, а вот куда пойти к врачу не знаешь. Но изучили отзывы и сделали ставку на этого врача. Иногда опасаешься рассказывать, вроде как и доктор, но все равно присутствует смущенность, а тут такого нет. Врач не упускал, даже какие-то, на мой взгляд, небольшие отклонения от нормы. Уходишь от врача с надеждой, что станешь здоровым и разлады со здоровьем уйдут в воспоминания. Совсем скоро буду пробовать прописанное лечение, и узнаем, какие результаты это даст.

другие врачи рядом

В избранное В избранное Отзывов:5 В избранное В избранное В избранное В избранное Отзывов:3 В избранное Отзывов:4 В избранное В избранное В избранное В избранное В избранное В избранное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *