День святого наума

Народные приметы на 14 декабря — Наумов день

Региональный информационный еженедельник

меню

14 декабря 2017 в 07:41 843

● Наум-грамотник, Наумов день, Наум: так этот день называли в старину.

Этот день можно считать исконно русским Днем знаний. Сегодня молились святому Науму, просили его научить и надоумить детей.

Сегодня, 14 декабря, славяне почитают память святого пророка Наума. Этот праздник был установлен в честь одного из двенадцати малых пророков на севере Израиля. Українські Новини собрали информацию об этом дне и его традициях.

О жизни святого не сохранилось никаких достоверных данных, известно только, что он умер в сорокапятилетним возрасте и похоронен в городе своего рождения.

История свидетельствует, что пророк Наум предсказал трагедию города Ниневии, столице Ассирийской державы, которая была уничтожена приступами халдеев, персов и арабов. Это пророчество исполнилось спустя почти столетие. Ниневия упала, а люди на захваченных ею землях получили свободу и большую радость.

Традиции

«Пришел Наум — пора браться за ум!». В давние времена учебный процесс начинался зимой — 1 декабря по старому стилю (14 — по новому), в день святого пророка Наума. Это была самая удобная пора для сельских детей получать образование, ведь пришло время, когда можно отдохнуть от земледельческих хлопот.

Также в народе этот день считали благоприятным для начала обучения ребенка в связи с именем пророка. «Наум — наведет на ум» — старая поговорка. Хотя в настоящем, далеком от привычных ассоциаций переводе, имя Наум означает «утешитель». По народным представлениям, Наум — покровитель ума, знаний и благотворительности, а потому крестьяне были убеждены: если на праздник пророка начать обучение, то ребенок успешно усвоит знания, наберется ума. Особенно это касалось детей слаборазвитых. Когда еще не было школ, родители в этот день приглашали крестных, которые приходили с букварями, и дети начинали наизусть заучивать буквы.

Позже сроки начала обучения в школах были перенесены, но в ремесленных цехах и при братствах продолжали давнюю традицию — мастера набирали себе учеников на праздник Наума. В его честь устраивали интересные обряды, профессиональные посвящения и тому подобное. В этот день старались начать осваивать музыкальные инструменты те, кто хотел овладеть игрой на бандуре или скрипке. Согласно поверьям, в этом случае обучение проходило более легко.

Народные приметы и поговорки

Согласно народному календарю и приметам, учебные «мучения» детей дополнялись ветром, который был очень характерен в день пророка Наума: «Пришел Наум, зимний ветер подул». По этому дню можно было прогнозировать погоду. Так, если ветер с юго-западного переходил на западный или северо-западный, ждали усиления морозов.

Распространены и такие поговорки:

  • Наум наставляет на ум.
  • Батюшка Наум, выведи сынка на ум.
  • Пришел Наум — пора браться за ум.
  • Я не знаю ни «аз», ни «буки» — придет Наум и заставит к науке.

Согласно народным приметам, в этот день волки собираются в стаи для успешной зимовки.

Именины в этот день отмечают Наумы, Филареты и Порфирии.

Чад не просто отправляли на учебу, а соблюдали всю церемонию. С утра вся семья отправлялась в церковь, где служили специальный молебен, испрашивая благословения для будущего ученика. Затем учитель приходил в оговоренное время в дом родителей, где его с почетом встречали ласковым словом. Гостя усаживали с поклонами в передний угол. Отец семьи передавал, держа за руку, своего ребенка (долгое время обучали только сыновей) учителю с просьбой научить разуму, а за леность «награждать» побоями. Мать непременно должна была горько заплакать, в противном случае молва о ее бессердечности могла пронестись по всей округе. Ученик должен был подойти к учителю и три раза поклониться ему до земли. После этого учитель три раза слегка ударял своего подопечного плеткой по спине. Мать усаживала сына за стол, давала ему костяную указку, а учитель раскрывал азбуку. К обучению приступали со знакомства с буквой «аз». В этот момент мать должна была «выть» еще сильнее и просить учителя не мучить ее чадо грамотой.

После первых трудов учителей обычно угощали, дарили подарки: отец – хлеб, а мать – вышитое полотенце. Угощения и проводы затягивались до самых ворот. На следующий день ученик сам отправлялся к учителю с букварем, указкой, подарком для учителя и сытным завтраком для себя.

Отроков, которых родители решили грамоте «наумить», отдавали на обучение к приходскому дьяку или другому священнику. Учительская работа раньше считалась чрезвычайно важной, требующей больших способностей, а потому ценилась очень высоко.

Основные приметы:

• Зимние звезды играют – будет вьюга.

• Зимой лай собак слышится глухо – будет снегопад.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 0

Эта запись была размещена в рубрики:

Другие новости

Новини податкової інспекції Слов’янска: Сплата ЄСВ у 2019 році 12 января в 11:00 82

Повторим праздник любви? Украинцам предложили отмечать юбилеи свадьбы 12 января в 10:27 150 Чому у ніч на 13 січня Приватбанк призупинить операції з картками 12 января в 09:42 550 Если бы «бабушка была дедушкой»… или как реально можно и нужно развивать туризм в Славянске 12 января в 09:00 282 Безпеку громадян у Слов’янську та Лімані забезпечують збільшені наряди правоохоронців 12 января в 08:16 99 Народные приметы на 12 января — Анисья Желудочница 12 января в 07:40 215

При полном или частичном использовании материалов slavdelo.dn.ua обязательна гиперссылка на сайт «Деловой Славянск», открытая для поисковых систем. Ссылки и гиперссылки должны содержаться исключительно в первом или во втором абзаце текста.



Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет)Карсон Дональд

Пророк Наум

Все, что мы знаем о Науме, исходит из самой книги. Он был родом из Елкоса (или Элькоша), но нам неизвестно, где находился этот город. Выдвинуто по меньшей мере четыре гипотезы о его расположении, начиная от Иудеи и кончая Ассирией. Большинство комментаторов считает, что Наум произносил свои пророчества в Иерусалиме (во всяком случае, в Иудее), но, возможно, он был одним из высланных ранее в Ассирию или «рассеянных между народами» израильтян (Иер. 23:1—3; Иез. 11:16; Иоил. 3:2).

Имя «Наум» означает «утешенный, утешающий, утешитель». Корень имеет значение «получать удовлетворение от мщения» (Ис. 1:24; 57:6), и это как нельзя лучше подходит Науму. Народ Божий испытывает облегчение и утешение, когда Бог мстит его врагам!

Вероятно, Наум жил незадолго до крушения Ассирийской империи, которое было предрешено падением Ниневии в 612 г. до н. э. — событием, на котором он сосредоточивает свое внимание. Видимо, Наум пророчествовал после разграбления Фив на Ниле в 663 г. до н. э., о чем говорится в 3:8. (См. табл. на с. 217).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Наум. Наум пророчествовал о Ниневии. Ионы оказалось мало. Конечно, мало — бог помиловал Ниневию, а Иона так расстроился по этому поводу, что замышлял суицид.Наум решил исправить дело. Вот, что ей предстоит — по его версии.»Всепотопляющим наводнением разрушит до основания

§7 Реформа Иосии. Пророки Наум и Аввакум (628-609 годы) 1. Политические предпосылки реформы. В 30-х годах VII века экспансия Ассирии кончилась. Элам, Вавилония и Египет сбросили иго Ниневии. Мидийское царство необычайно усилилось. Скифы захватили часть Ближнего Востока.Молодой

Наум Охридский, сотрудник просветителей славян Преподобный Наум Охридский, болгарин, был одним из ближайших учеников и сподвижников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11/24 мая). С юности он последовал за своим учителями в Великоморавию и Паннонию, где в

Наум Введение Наум пророчествовал о разрушении Ниневии, столицы Ассирии, где-то между 663 г. до н. э. (когда египетский город Фивы пал, о чём Наум говорит в прошедшем времени, см. 3:8) и 612 г. до н. э. (когда пала Ниневия, как он и предсказал). Он был современником пророка Иеремии

Наум Эта книга из трех глав посвящена победной песни радости по поводу предстоящего разрушения Ниневии: Наум, 1: 1. Пророчество о Ниневии; книга видений Наума елкосеянина. Местоположение города Елкос неизвестно, хотя некоторые говорили, что он находился к юго-западу от

Книга пророка Наума Глава 11 Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина.2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и

Книга пророка Наума Глава 11 Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина.2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и

Пророк НАУМ 1/14 декабря Святой пророк Наум – один из двенадцати так называемых малых пророков – происходил из Галилеи, из селения Елкоша.Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь

Николай Митрохин Архимандрит Наум и «наумовцы» как квинтэссенция современного старчества Сокращенная версия статьи опубликована: Митрохин Н. Архимандрит Наум 1 «наумiвцi» як квiнтесенцiя сучастного старчества // Людина 1 свiт (Киев). 2004. № 6. С. 13–22.Русская православная

Архимандрит Наум: жизненный путь и идеология Николай Александрович Байбородин, 1927 г. р., уроженец деревни Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области, служил в Советской армии в 1944–1952 годах (о его фронтовом опыте информации не имеется). После армии окончил 10

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Поучение 3-е. Св. пророк Наум (Бог, хотя долготерпелив, но и правосуден) I. Св. Церковь ныне воспоминает о св. пророке Божием Науме, который жил лет за 700 до Рождества Христова. За двести лет до Наума пророк Иона, по повелению Божию, грозил ниневитянам разрушением Ниневии за

Преподобный Наум (+910) Наум (болг. Свети Наум, макед. Свети Наум Охридски, также известен как Преславский и Охридский, 830?е – 23 декабря 910 года, Охрид) – болгарский святой, особо почитаемый в современных Македонии и Болгарии.Святой Наум вместе со святыми Кириллом и Мефодием, а

17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения Иоиль, очевидец нашествия Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если не измените свой образ жизни, вас ждут самые настоящие бедствия. Но тогда, как, впрочем, и сегодня, людям совсем не хотелось думать о

Наум, обличитель Ниневии Имя еще одного пророка, Наума, означает «утешение», и жил он в VII веке до н. э., когда самой могущественной державой на Ближнем Востоке была Ассирия. Но и она была не вечна – именно об этом и говорит пророчество Наума. Он тоже возвещает бедствие и

ЖИТИЕ ПРОРОКА НАУМА

ФЕНИКС На связи с единомышленниками

Поддержка проекта

Авторизуйтесь с помощью соцсетей и служб

Автор Опубликовано: 1125 дней назад (14 декабря 2015) Блог: Блог клуба — Православное слово Рубрика: Святые +2 : 2

ЖИТИЕ ПРОРОКА НАУМА
Свя­той про­рок На­ум, – один из две­на­дца­ти так на­зы­ва­е­мых ма­лых про­ро­ков, – про­ис­хо­дил из Га­ли­леи, из се­ле­ния Ел­ко­ша.
Глав­ное со­дер­жа­ние кни­ги На­у­ма есть про­ро­че­ство о па­де­нии и по­ги­бе­ли Ни­не­вии, пред­ска­за­ние бед­ствий, ка­кие пра­вед­ный Гос­подь на­ве­дет на сей го­род, и са­мое жи­вое изо­бра­же­ние окон­ча­тель­но­го и со­вер­шен­но­го раз­ру­ше­ния это­го ве­ли­ко­го и силь­но укреп­лен­но­го го­ро­да. Про­рок На­ум пред­ска­зы­ва­ет раз­ру­ше­ние Ни­не­вии, как на­ка­за­ние за ее без­за­ко­ния и осо­бен­но за раз­ру­ше­ние Из­ра­иль­ско­го цар­ства и за ху­лу Сен­на­хи­ри­ма на Иего­ву. Та­ким об­ра­зом, На­ум по­вто­ря­ет то гроз­ное про­ро­че­ство, ко­то­рое бы­ло из­ре­че­но на Ни­не­вию про­ро­ком Ионою; про­ро­че­ство Ио­ны о по­ги­бе­ли Ни­не­вии (Ион.2:2) не бы­ло от­ме­не­но, но лишь от­стро­че­но. Ни­не­ви­тяне, по­ка­яв­шись на ма­лое вре­мя по­сле про­по­ве­ди про­ро­ка Ио­ны, ви­дя, что на них не сбы­лось его про­ро­че­ство, сно­ва об­ра­ти­лись к преж­ним сво­им злым де­лам; этим они сно­ва про­гне­ва­ли Бо­га и оскор­би­ли Его дол­го­тер­пе­ние.
По­во­дом к про­ро­че­ству по­слу­жи­ло сле­ду­ю­щее: ко­гда вой­ско Сен­на­хи­ри­ма бы­ло чу­дес­ным об­ра­зом ис­треб­ле­но под сте­на­ми Иеру­са­ли­ма и Сен­на­хи­рим с угро­зою уда­лил­ся, евреи, хо­тя и ра­ды бы­ли это­му осво­бож­де­нию, но бо­я­лись, что Сен­на­хи­рим, раз­гне­ван­ный неуда­чею, сно­ва со­бе­рет вой­ско, да­же боль­ше преж­не­го, и сно­ва явит­ся, как угро­жал, под сте­на­ми Иеру­са­ли­ма. Чтобы успо­ко­ить и обод­рить на­род ев­рей­ский, про­рок На­ум и вы­сту­пил с сво­ей ре­чью, в ко­то­рой пред­ска­зал уже окон­ча­тель­ную по­ги­бель Ни­не­вии, ко­то­рая бу­дет раз­ру­ше­на силь­ным раз­ли­вом вод, а со­кро­ви­ща го­ро­да бу­дут раз­граб­ле­ны и ис­треб­ле­ны ог­нем.
Вся кни­га про­ро­ка На­у­ма пред­став­ля­ет из се­бя од­но по­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние гроз­но­го опре­де­ле­ния Бо­жия о по­ги­бе­ли Ни­не­вии за то, что из нее про­изо­шел умыс­лив­ший зло про­тив Иего­вы (т. е. Сен­на­хи­рим), а Иудей­ско­му цар­ству пред­ска­зы­ва­ет­ся осво­бож­де­ние от ига Ас­си­рии. За­тем сле­ду­ет опи­са­ние оса­ды и са­мое раз­ру­ше­ние Ни­не­вии и, на­ко­нец, разъ­яс­ня­ет­ся, что Ни­не­вия вполне за­слу­жи­ла та­кую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же сво­им раз­вра­том и вол­шеб­ством, чрез ко­то­рое она по­ра­бо­ща­ла на­ро­ды. По­се­му ни­ка­кие сред­ства за­щи­ты не спа­сут ее, и все на­ро­ды бу­дут ра­до­вать­ся, что из­ба­ви­лись от та­ко­го же­сто­ко­го при­тес­ни­те­ля.
Вре­мя слу­же­ния про­ро­ка На­у­ма от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­вине цар­ство­ва­ния Иудей­ско­го ца­ря Езе­кии, т. е. к 745–714 го­дам до Р.Х. (по­сле раз­ру­ше­ния цар­ства Из­ра­иль­ско­го).
О дру­гих об­сто­я­тель­ствах жиз­ни про­ро­ка ни­че­го неиз­вест­но. По пре­да­нию, он умер на 45-м го­ду жиз­ни и был по­гре­бен в сво­ей оте­че­ствен­ной зем­ле.
При­ме­ча­ния
По­че­му про­рок и на­зы­ва­ет се­бя ел­ко­ше­я­ни­ном или ел­ко­се­я­ни­ном (Наум.1:1). По сла­вян­ско­му и дру­гим пе­ре­во­дам про­рок На­ум зна­чит­ся сы­ном Ел­ке­си­е­вым; но боль­шин­ство тол­ков­ни­ков (на­при­мер, бла­жен­ный Иеро­ним, св. Ки­рилл Иеру­са­лим­ский, Епи­фа­ний и дру­гие) при­ни­ма­ют ев­рей­ское сло­во Ел­ко­ши (пе­ре­ве­ден­ное по-сла­вян­ски «сын Ел­ке­си­ев») за на­име­но­ва­ние ме­ста рож­де­ния На­у­ма. По пре­да­нию, за­пи­сан­но­му бла­жен­ным Иеро­ни­мом, се­ле­ние Ел­ко­ша на­хо­ди­лось на се­ве­ре Га­ли­леи, в цар­стве Из­ра­иль­ском.
Ни­не­вия бы­ла глав­ным го­ро­дом ас­си­рий­цев, с ко­то­ры­ми евреи то­гда на­хо­ди­лись во враж­деб­ных от­но­ше­ни­ях. Ни­не­вия ле­жа­ла на во­сточ­ном бе­ре­гу ре­ки Тиг­ра в Ме­со­по­та­мии. Это был мно­го­люд­ней­ший и бо­га­тей­ший го­род в древ­нем ми­ре; имел око­ло 84 верст в окруж­но­сти.
Сен­на­хи­рим – царь Ас­си­рий­ский, сын и пре­ем­ник Сал­ма­насса­ра, раз­ру­шив­ше­го цар­ство Из­ра­иль­ское.
Иего­ва (по-слав. Су­щий) – од­но из иен Бо­жи­их. Оно озна­ча­ет са­мо­быт­ность, веч­ность и неиз­ме­ня­е­мость Су­ще­ства Бо­жия и по­сто­ян­но упо­треб­ля­ет­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии об од­ном Ис­тин­ном Бо­ге.
Это про­ро­че­ство о по­ги­бе­ли Ни­не­вии от во­ды и ог­ня ис­пол­ни­лось бук­валь­но. Ни­не­вия, оса­жден­ная вра­га­ми (Ци­ак­са­ром, ца­рем Ми­дий­ским, и На­бо­па­лас­са­ром, ца­рем Ва­ви­лон­ским, око­ло 600 г. до Р. Хр.), три го­да стой­ко вы­дер­жи­ва­ла оса­ду, и толь­ко раз­лив ре­ки Тиг­ра, под­мыв­ший го­род­ские сте­ны, дал воз­мож­ность вра­гам, преж­де чем ни­не­ви­тяне успе­ли воз­двиг­нуть но­вую сте­ну, вой­ти в го­род и раз­ру­шить его до ос­но­ва­ния (Наум.3:14). Царь Ни­не­вий­ский Сар­да­на­пал, от­ча­яв­шись в сво­ем спа­се­нии и бо­ясь пле­на, ве­лел сло­жить в са­мом двор­це боль­шой ко­стёр, со­брал сю­да все свои со­кро­ви­ща и сжёг се­бя вме­сте со все­ми на­лож­ни­ца­ми. Так ис­пол­ни­лись гроз­ные сло­ва На­у­ма и дру­го­го ве­ли­ко­го про­ро­ка – Ис­а­ии (Ис.30:33)
Кро­ме про­ро­че­ства о па­де­нии Ни­не­вии, в кни­ге про­ро­ка На­у­ма мож­но на­хо­дить и мес­си­ан­ские чер­ты: «На­ум из­ре­ка­ет, – го­во­рит блаж. Фе­о­до­рит, – ги­бель Ни­не­вии, ее вой­ску и го­ро­ду за то, что они, хо­тя и по­ка­я­лись по­сле про­по­ве­ди Ио­ны, но вско­ре за­бы­ли о ней и по­шли с ору­жи­ем на Из­ра­и­ля, но, – про­дол­жа­ет он, – есть в кни­ге и про­ро­че­ство о Спа­си­те­ле та­кое: «Под­ни­ма­ет­ся на те­бя раз­ру­ши­тель: охра­няй твер­ды­ни, сте­ре­ги до­ро­гу, укре­пи чрес­ла, со­би­рай­ся с си­ла­ми» (Наум.2:1) (по-сла­вян­ски: «взы­де вды­ха­яй в ли­це твое»), ибо как в Ада­ма Бог вду­нул ды­ха­ние жиз­ни, так и Вла­ды­ка Хри­стос, воз­об­нов­ляя сей об­раз, «ду­нул» на апо­сто­лов «и го­во­рит им: при­ми­те Ду­ха Свя­та­го» (Ин.20:22). По­это­му и под всем со­кру­шен­ным цар­ством ас­си­ри­ян в кни­ге На­у­ма мы ра­зу­ме­ем власть диа­во­ла, по­беж­ден­ную Вла­ды­кою Хри­стом, а под ли­ку­ю­щим Иудою ра­зу­ме­ем ли­ку­ю­щую о спа­се­нии все­лен­ную». – За бо­го­слу­же­ни­ем пра­восл. церк­ви кни­га прор. На­у­ма не упо­треб­ля­ет­ся.
МОЛИТВЫ
Тропарь пророка Наума
глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Наума
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем,// пророче блаженне, Науме славне. 675 просмотров Теги: святые, пророк, жития Комментарии ()

Нина Гребнева ( 41 КУ ) # 15 декабря 2015 в 14:58 0

Новости клубов

2 часа назад Nataly St. пишет пост Горит свеча, стекает воск…. в блоге клуба МОЯ ЗАДУМЧИВАЯ РУСЬ… 3 часа назад Владимир Вылегжанин пишет пост в блоге клуба Фотоклуб «СТОП-КАДР» 3 часа назад Владимир Вылегжанин пишет пост Бархатец с маленькой гостьей в блоге клуба Фотоклуб любителей природы 3 часа назад Владимир Вылегжанин пишет пост Серый икотник и ктырь в блоге клуба Люблю Россию 3 часа назад Владимир Вылегжанин пишет пост Адмирал. в блоге клуба Фотоклуб «СТОП-КАДР» 6 часов назад Владимир Смольников пишет пост в блоге клуба ВСЕ, ЧТО ВАМ ИНТЕРЕСНО 6 часов назад Владимир Смольников пишет пост Под вечным дождём Ниагарского водопада. в блоге клуба ВСЕ, ЧТО ВАМ ИНТЕРЕСНО

Сейчас комментируют

+1 Nataly St. сегодня в 10:29
Игрушка 0 Nataly St. сегодня в 10:29
Новогодний Гомель 0 Nataly St. сегодня в 10:28
Петровская башня Псково-Печерского монастыря 0 Надежда Королева сегодня в 10:11
Сосновые ветки в инее +1 Надежда Королева сегодня в 10:11
Серебряный лес

post@newphoenix.ru читайте нас

Администрация

Устав

Стражи ФЕНИКСа

Клуб «Поддержка»

Частые вопросы

Нов. Бюллетень

реклама на сайте

Пользовательское соглашение

Политика конфиденциальности

Регламенты сервисов

Главная Святые Пророк наум и молитва к нему

Все о религии и вере — «пророк наум и молитва к нему» с подробным описанием и фотографиями.

Молитвы к святому пророку Науму.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Популярные молитвы:

Православные Иконы Святым угодникам Божьим и Пресвятой Богородице

Молитва Святому Ангелу Хранителю. Ангел хранитель

Молитвы Пресвятой Богородице Казанская

Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому

Молитва мученику Фалалею

Молитва святому апостолу Симону Зилоту

Молитвы святым мученикам Адpиану и Наталии

Молитва святителю Митрофану Воронежскому

Молитва мученицам Домнине, Виринее и Проскудии

Молитва святителю Иоанну Новгородскому

Молитвы Святому Архангелу Гавриилу

Молитвы Святому Архангелу Иегудиилу

Молитва Святителю Иннокентию, апостолу Аляски

Молитвы к Божьей Матери Богородице на каждый день недели

Православные информеры для сайтов и блогов

Все молитвы .

ПРОРОК НАУМ (VII в. до Р.Х.)

Святой пророк Наум – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос – это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка – упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Книга пророка Наума

Пророческая Книга Наума – каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.

Книга пророка Наума посвящена падению великого города тогдашней ассирийской столицы Ниневии, расположенной на реке Тигре, а вместе с ней и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7-8).

Примерно за сто лет до пророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона (около 824 – 783 гг.). Вероятно, с этим связаны слова Наума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и город был спасен.

Первая глава представляет собой псалом, написанный акростихом (хотя и неполный), восславляющий Бога-Судью. В этой главе прославляется милость Господа к Своему народу и верность Его завету.

Вторая глава рассказывает о падении Ниневии. В ней особенно подчёркивается, что это великий город, столица могущественной империи. Она сравнивается с львиным логовом (лев — символ Ассирии).

Третья глава продолжает эту тему, описывает снова картину гибели города, указывая причины этого: храмовая проституция, жадность, жестокость. Падение Ниневии сравнивается с тем, как ассирийцы захватывали другие города и страны.

Падение столицы Ассирии Ниневии

Для правильного понимания Священного Писания, а особенно ветхозаветных книг, тех мыслей, которые хотели донести до нас их создатели, необходимо владеть историческими сведениями об эпохах, царствах, событиях и личностях, описываемых там. Книга пророка Наума, по утверждению митрополита Митрофана (Симашкевича) автора подробного экзегетического исследования этой книги, вообще не может быть правильно понята без знания истории Ассирии.

Родоначальником ассирийского народа был Ассур (Быт.10:22), сын Сима (Быт.10:21). Т.е. ассирийцы являлись семитами. Ниневия, столица Ассирийского государства, была основана Нимродом, который был кушит по происхождению, а значит потомок Хама (Быт.10:6-8). Это было около 2230 лет до Р.Х.

Ниневия включала не один, а сразу четыре отдельных города, объединенных одной стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).

Уже около 2000 года появляются сведения о могуществе Ассирии. А 1230 году Ассирия преобладает над Азией. В период с 860 по 761 гг. эта страна наращивает свою мощь.

При всем этом Ассирия стояла на высоком культурном уровне, даже выше Египта. Страну отличала продуманная государственная администрация, искусство орошения полей, необычная фантазия в украшении домов, богатая торговля. Удобное положение Ниневии для торговли на скрещении всех торговых и военных путей Европы, Азии и Африки позволило Ниневии скопить огромные богатства, что привело к развращению народа (Ион.1:2). Столица Ассирии поражала могуществом, неограниченные богатства со всех концов земли стекались в казну Ниневии. Но жители города «жили беспечно, говоря в сердце своем: «я, и нет иного, кроме меня» (Соф.2:15), поэтому пророк Наум и возвещает: за то, что «умышляете вы против Господа, Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…»

Могущественная Ассирия строила свое благополучие на крови многих народов. История свидетельствует, что Ниневия проводила государственную политику разбоя. Ассирийцы обычно шли войной на какой-либо народ и, разбив его армию, переселяли побежденные племена в другую землю, чтобы оторвать народ от его корней, уничтожить по возможности его чувство национального самосознания, сделав его более податливым и безропотным. Следует признать, что ассирийцы были великими воинами, преуспевавшими в искусстве грабежа и разбоя. В то время вообще многие народы вели грабительский образ жизни, нападая на другие земли и племена, но сыны Ассура, по-видимому, преуспели в этом лучше всех. Все благополучие их полностью зиждилось на грабежах.

Пророк называет этот город городом крови, полным обмана и убийства. Ниневия словно олицетворяет врагов Господа, она уподобилась развратнице приятной наружности, которая обольщает народы и совращает их к поклонению ложным богам. Наум упоминает о том, что Ассирия принесла множество горя на землю народа Божия. Он предсказывает, что все, услышавшие весть о позоре Ниневии, будут рукоплескать от радости, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на все народы.

На тот момент наиболее опасными врагами Ассири были Египет и Эфиопия (4Цар.17:4), но для войны с ними (Ис.20:7, Ис.19:16-17) необходимо было овладеть сильными укреплениями Иерусалима.

Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Вавилон, – Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Сильнейших из своих противников, которые могли представлять опасность их владычеству, они жестоко уничтожали: распинали, сжигали, отрезали части тела, пилили и т.д. Вот как описывает один из своих походов очередной ассирийский владыка: «Из ушей юношей я сложил груду, а из голов старцев – башню. Детей я сжег, город разорил и сжег».

Вскоре и вся Иудея была уже во власти Ассирийского царя, остался только Иерусалим. Поэтому ассирийский царь Сеннахирим направил туда свои силы. Тогда иудейский царь Езекия обратился за помощью к Богу и Тот чудесным образом истребил неприятеля: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые», а Сеннахирим с угрозою удалился. Но евреи боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, соберет войско больше прежнего, и снова явится (2Пар.32:2-8).

Так как Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие ее государства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневия падет и они получат свободу.

Чтобы успокоить и ободрить народ Еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Когда Наум открывал народу Божию видения, полученные им от Господа, Ниневия была в зените своей славы. В то время Ниневия была столицей наиболее могущественного государственного образования на земле – Ассирийской империи. Естественно, люди не склонны были верить словам пророка; они, вероятно, считали такой поворот дел слишком невероятным.

Однако, историки античных времен, свидетельствуют, что через 23 года после пророчества Наума Ниневия в самом деле пала. При этом, это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная мидянами в союзе с вавилонянами (около 612 года до P.X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания.

Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30:33).

После этого Ниневия никогда не была отстроена; ее местонахождение было забыто до 1845 г., пока археолог, по имени Лаярд, не нашел ее развалины.

Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Бога.

Ознакомившись с историей Ниневии, мы вправе задать себе вопрос: «Что содержит в себе Книга Наума для нашего духовного опыта?»

В этой книге раскрываются черты Божьего характера. Много мы узнаем о Божием гневе.

Гнев Бога есть изначально присущее отношение любящего Бога к тому, что губит предмет Его любви. Гнев Бога есть реакция уничтожения при соприкосновении абсолютной святости с пороком или уничтожение любящим Богом того, что разрушает предметы Его любви. Конечно же, Бог есть Бог любящий, но когда чаша переполняется, когда неправедность, несправедливость, нечестие, грехи сильно умножаются, тогда Бог переходит к выражению другой черты Своего характера и являет Свой гнев. Книга Наума показывает, какова сила Божьего гнева, как страшна ярость Бога.

Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто разрушает предмет Божией любви. Делающие беззаконие испытают на себе переход от Божьей любви ко гневу Господнему.

Традиции на Руси в день Наума

«Пророк Наум наставит на ум» – говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря .

Материал подготовила Светлана Финогенова

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая. Львы укротил еси, ввержен в ров; сего ради тя почитаем, пророче блажение, Науме славне.

Народные приметы на 14 декабря – день Наума Грамотника

В церкви 14 декабря почитается память святого Наума – одного из 12 малых пророков. Родился он в селении Елкоша, расположенном в Северном Израиле. Под его именем выпущена ветхозаветная книга, в которой достаточно ярко описаны политическое и религиозное состояние Израиля того времени. Согласно преданию, умер Наум в возрасте 45 лет и был похоронен на Родине.

На Руси пророк Наум считался покровителем учащихся, за что его и прозвали Грамотником. В азбуковниках и прописях XVIII века можно было встретить молитву, обращенную к святому:

По старой русской традиции именно с Наумова дня детей отправляли учиться. Служили молебен, просили благословение на ребёнка и приглашали в дом «учителя», в роли которого в то время выступали дьяконы. В зажиточных домах из прихода «учителя» разыгрывали настоящий спектакль с поклонами и просьбами научить уму-разуму.

В те времена немногие могли себе позволить отправить подростка учиться. Однако люди понимали, что грамотному человеку намного проще выбиться в люди. Даже сны, в которых привиделась азбука, толковали по-своему: если такое сновидение увидел безграмотный человек, то ждёт его хлопоты и неприятности, грамотному же видение сулит счастье и благополучие.

Считалось, что во время уроков нельзя есть, иначе выученное заешь, книгу нельзя оставлять открытой – всё, что учил, позабудешь. А ещё люди верили, что пророк Наум и худой разум наведёт на ум.

В старину учебный год начинался не в один день, как сейчас (1 сентября). Одни детки начинали учиться в августе, другие – в сентябре, третьи – 14 ноября, в день святых Космы и Дамиана. Сельские детишки, помогающие родителям собирать урожай, отправлялись учиться в Наумов день.

Раньше на эту дату выпадал День учителя. На Руси эта профессия считалась очень важной и солидной. Стать педагогом мог только человек с особыми способностями.

В этот день молились святому, чтобы он научил уму разуму.

Молитва Науму о прибавлении ума

Молитва Науму о помощи в учебе

Молитва Науму Грамотнику

14 декабря: народные приметы дня

  1. Если ветер северный, то грядёт сильное похолодание.
  2. Если звёзды на небе переливаются, то будет вьюга.
  3. Собачий лай слышно глухо – к снегопаду.
  4. Облака против ветра плывут – к похолоданию.
  5. Если 14 декабря месяц в рукавицах (с боковыми столбами), то ударит мороз, а если «на спинке лежит » – к потеплению.

14 декабря именины празднуют:

Наум (пророк)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Наум
Пророк Наум (художник Джеймс Тиссо)
Пол мужской
Занятие пророк
День памяти 1 декабря
Файлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Наум.

Нау́м (от Неемия, ивр. ‏נַחוּם‏‎, «Господь утешил»), пророк — один из 12 малых пророков, родом из Елкоша, города в северном Израиле; проповедовал в царствование Езекии то есть между 727 и 698 гг. до н. э. Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в своей отечественной земле.

Память пророка Наума отмечается Православной церковью 1 декабря (по юлианскому календарю). Католическая церковь отмечает память пророка 1 декабря.

Книга Пророка Наума

Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.
Основная статья: Книга пророка Наума

Книга пророка Наума представляет собой последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из неё произошёл Сеннахирим, умысливший зло против Господа, а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и разрушения Ниневии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут её, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.

Примечания

  1. ↑ Лопухин А. П. Елкош // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ Житія святыхъ. Проверено 30 августа 2009. Архивировано 28 августа 2011 года.

Литература

  • Православный проект «Епархия», Пророк Наум. Проверено 30 августа 2009. Архивировано 28 августа 2011 года.
  • Наум, пророк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль LCCN: n2009012244 · VIAF: 316444044, 90769918
Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки
Великие пророки
  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)
Малые пророки
  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *