Десятина в церкви

Церковная десятина

 Церковная десятина

Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/29 марта 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 29 марта 2012.

Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Десятина в иудаизме

Основная статья: Маасер

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Литература

  • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
  • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago, Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
  • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X—XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)
  • Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14, С. 450—452.
  • Десятина, род повинности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Церковная десятина на Викискладе?

В Викисловаре есть статья «десятина»

  • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
  • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
  • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
  • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

Категории:

  • История налогообложения
  • Религия и общество

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Церковная десятина» в других словарях:

  • Десятина — Десятина: Десятина единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га. Церковная десятина налог в пользу церкви (десятая часть дохода, отдаваемая его получателем для церковных нужд). Десятина местечко в Тотемском районе… … Википедия

  • ДЕСЯТИНА — ДЕСЯТИНА, поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или… … Русская история

  • Десятина Церковная — десятая часть урожая и всех остальных доходов, выплачиваемая в пользу церкви в эпоху феодализма.Д.ц. можно рассматривать как своеобразную форму феодальной ренты. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • Десятина (церковная) — (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

  • ДЕСЯТИНА — церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

  • ДЕСЯТИНА — 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

  • ДЕСЯТИНА — , в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

  • Церковная иерархия — Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

  • ДЕСЯТИНА — (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

  • десятина церковная — отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

Десятина – третий ключ к финансовой независимости

Сергей Озеров 2014-05-07 в 23:44 4.55 / 5 (11 голосов)

«Чтобы больше получить, нужно больше дать. Десятина идет на пользу не только берущему, но и в первую очередь дающему. Регулярно отчисляя десятину, вы можете привести в действие космические силы, которые принесут вам постоянное изобилие»

Джек Кэнфилд

Если ты читал(а) мои предыдущие статьи по финансовой независимости, то наверняка уже ежемесячно тратишь только восемьдесят процентов своего совокупного дохода. И я искренне поздравляю тебя с этим – ты успешно растишь дерево своей финансовой независимости. И чем усерднее ты поливаешь его, тем быстрее оно вырастет , и ты сможешь наслаждаться заслуженным отдыхом под его развесистой кроной.

Если же ты недавно присоединился(лась) к моим читателям, то рекомендую сначала прочесть статьи про сложный процент и инвестирование. Потому что тема сегодняшнего разговора сложная, и до сих пор не принятая многими. Она является третьим столпом, на котором построили свое состояние многие современные миллионеры. О чем же пойдет речь?

Многие успешные люди сколотили свой миллион долларов, грамотно распределяя свои доходы. Первое, что они делали – платили себе 10% от совокупного дохода. Это был их неприкосновенный запас, который лежал в банках под сложный процент. Этот запас никогда, ни под каким предлогом не тратился – его задача была расти как за счет добавляемых средств, так и за счет капитализации процентов.

Вторые 10% эти люди вкладывали в инвестиции. В отличие от депозита в банке этот вид накоплений был более рискованный, но и давал большую прибыль. Грамотное инвестирование позволяло получать более 30% ежегодной прибыли. Таким образом, средний рост общего капитала уже составлял не менее 20% в год, и легко обгонял инфляцию.

И, наконец, оставляя себе на жизнь 70% совокупного дохода, третьи 10% успешные люди отдавали в виде десятины. И чем больше они отдавали, тем больше получали взамен. Большинство людей принимают это с трудом. И если тебе это тоже кажется невероятным, я расскажу тебе, почему так происходит, и как работает принцип десятины.

Законы вселенной, которые нас окружают, влияют на нас намного больше, чем ты можешь себе представить. Десятина, как один из этих законов, позволяет создать дополнительное движение денег, которое в конечном результате приводит к еще большему обогащению. При этом важно понимать следующее — десятину отдают не потому, что хотят получить больше денег. Десятину отдают, потому что уже получили деньги. Десятина – это искреннее стремление помочь тем, у кого ситуация труднее твоей.

Заметь – я не делаю акцент на том, что это обязательно должна быть церковная десятина. Ты вправе сам(а) решить, как ты хочешь распределить эти деньги. Да, это достаточно часто бывает церковная десятина. А бывает помощь детскому дому. А бывает помощь конкретным людям, которые попали в беду и им нужны деньги, например на лечение их ребенка.

Более того, если ты считаешь, что у тебя у самого(ой) с деньгами совсем туго, ты можешь отдавать трудовую десятину. Работа волонтером в какой-либо благотворительной организации – это тоже десятина. Только ты помогаешь не живыми деньгами, а своим безвозмездным трудом. Обязательно посмотри в конце статьи традиционное видео, которое трогает до глубины души именно своим искренним желанием помочь другим.

Кстати, возможно ты слышал(а) распространенное утверждение, что, мол, я начну отдавать десятину, когда стану получать больше деньги. Поверь мне, это совсем не так. Если тебя жаба душит отдать сто рублей с тысячи, то ежемесячно отдавать десять тысяч со ста будет еще сложнее.

Но как же люди богатеют, если, отдавая десятину, они отдают свои деньги? Все дело в том, что отдавать десятину – это соблюдать один из основных законов Вселенной, который ведет к процветанию. Что посеешь, то и пожнешь. Отдавая десятину, ты запускаешь мощный поток обмена денег. И Вселенная реагирует на это соответственно.

При этом срабатывает еще один мощный закон вселенной — мысль материальна. Если ты думаешь, что тебе не хватает денег — тебе их и не будет хватать. Ты думаешь, что сейчас у тебя мало денег, чтобы платить десятину? Ключевое здесь — ты думаешь, что сейчас мало денег. И что происходит? Их действительно будет мало. Мысль материальна. Пожертвования же и помощь другим демонстрируют твою уверенность в себе и своем будущем доходе.

Конечно, не существует прямой зависимости между количеством отданных денег и получаемых. Так же, как и у тебя есть варианты, как отдавать десятину, так и у Вселенной есть варианты, как отблагодарить тебя за это. Возможно, если ты сегодня поможешь кому-то, завтра тебе заплатят премию, намного превышающую твои ожидания. А, возможно, вознаграждение придет в виде нового партнера по бизнесу. А может быть, намного важнее денег для тебя в тот момент будут взаимоотношения в семье, и именно этот аспект твоей жизни, который не купить за деньги, будет улучшен.

И еще один немаловажный факт. Вселенная все равно, неважно каким образом, но получает свое. Ты не платишь десятину, и у тебя неожиданно ломается машина, и ремонт встает в «копеечку». Однажды я посчитал с моим знакомым, который на тот момент не платил десятину, сколько за последние три месяца у него случилось таких непредвиденных расходов. И знаешь, какая получилась сумма? Ровно десять процентов от его дохода за эти месяцы.

Финансовая независимость базируется на нескольких законах. Какие-то из них, например сложный процент, достаточно легко объяснить математически. Какие-то, как закон притяжения или десятину, уже ни математикой, ни логикой не объяснишь. Но в этом-то и прелесть нашей жизни, что в ней есть место таким необъяснимым, на первый взгляд, вещам. Соблюдение этих законов уже улучшило жизнь многих людей на земле.

Теперь это может улучшить и твою жизнь. Начни отдавать десятину, создай поток денег вокруг себя, отдавай, чтобы получить еще больше. И скоро ты с удивлением увидишь, как десять процентов десятины превращаются в намного большие суммы, а ты обретаешь счастье в доме и своем сердце. Делись в комментариях своими успехами, задавай вопросы, подписывайся на новые статьи, и помни — КЛЮЧИ К УСПЕХУ СУЩЕСТВУЮТ!

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями с соц. сетях!

Категория: Управление финансами

Русская церковная десятина — в древности и сегодня

У Церкви всегда брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было.
История церковной десятины на Руси восходит к временам Владимира Святого, великого князя киевского. При Владимире Святом страна приняла крещение от византийцев. Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. От нее очень многое зависит в истории Русской церкви. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее. Крещение Руси — не только принятие веры, но и принятие Церкви, поскольку вне ее жизнь христианина немыслима, спасение души невозможно. А принятие Церкви означает еще и множество политических, культурных, экономических преобразований.
Христианство предполагает постоянное участие верующих в богослужениях. А чтобы богослужения могли происходить, требуется многое. Прежде всего, здание храма, церковные книги, иконы и утварь, необходимая для священнодействий иерея. Кроме того, священнические одежды, хлеб и вино. Наконец, жилище для попа, дьякона, их семей, а также все потребное для того, чтобы они могли нормально существовать. Иными словами, принятие Церкви означает не только начало забот о «высоком», но и большие хлопоты о повседневном. О том, что в терминах нашего дня относится к «материальному обеспечению».
Так вот, до Владимира Святого в Киеве уже существовали христианские храмы — например, знаменитая Ильинская церковь. Но они предназначались для относительно небольшого круга людей. Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века. С тех пор в Киеве перебывало огромное количество купцов-христиан, Христову веру принимали члены великокняжеской семьи, отдельные дружинники. Много ли требовалось для слабой и немноголюдной церковной сферы того времени? Но когда князь Владимир задумал весь народ обратить в христианство, настало время позаботиться о нуждах Церкви в совсем иных масштабах.
Прежде всего, должны были появиться новые большие храмы. Первым и самым известным из них стала соборная церковь Успения Божией матери в Киеве. Ее начали возводить вскоре после крещения киевлян в Днепре. На средства князя Владимира строилось роскошное здание, отделанное мрамором и яшмой, украшенное богатыми мозаиками. Размерами оно намного превосходило маленькую Ильинскую церковь. Окончание работ летопись относит к 996 году. Возможно, это произошло несколько позднее.
Но, в любом случае, можно твердо говорить лишь о том, что новый храм появился в Киеве в середине — второй половине 990-х годов. «Иконы, сосуды и кресты» для него доставили из Херсонеса, от византийцев. Далее «Повесть временных лет» сообщает: после завершения работ князь Владимир зашел под своды собора и долго молился Христу; затем он сказал: «Даю церкви сей святой Богородицы от имения моего и от градов моих десятую часть». Потом правитель дал грамоту («написал клятву»), официально утверждавшую этот источник церковных доходов, и велел созвать людей на пышное празднование. Отсюда и неофициальное название собора, утвердившееся в народе: Десятинная церковь. До наших дней она, к сожалению, не дошла, погибла в огне монголо-татарского нашествия 1240 года. Лишь фундамент ее показывают ныне туристам киевские экскурсоводы.
Первым настоятелем Десятинной церкви стал Анастас Корсунянин — доверенное лицо великого князя. Для него и для всего прочего храмового причта были возведены особые палаты рядом с собором. Другим источником средств, необходимых Русской Церкви, стали так называемые «церковные суды». Сначала князь Владимир Святой, а затем его потомки в полном согласии с византийским законодательством утвердили право Церкви рассуживать дела по очень широкому кругу вопросов. Сюда входила не только семейная сфера, но и, например, обязанность следить за тем, чтобы никто не испортил на торгу весы, гири, меры длины и объема. За все это Церкви — на самом законном основании! — полагались отчисления в виде пошлин.
Но, конечно, главным ресурсом существования Церкви на Руси оставалась выдаваемая князем «десятая часть» от его «жита», «стад», «торгов» и иных доходов. Подобное положение вещей оказалось страшно неудобным и для князя, и для самой Церкви. Правитель иногда не мог, а порой и просто не хотел как следует обеспечить Церковь, а церковный организм попадал в жестокую экономическую зависимость от государя. Зато юным приходским общинам Руси такой механизм взимания десятины был исключительно выгоден. В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.
Помимо киевского, церковную десятину платили князья и других земель. Недостаток исторических источников лишает возможности точно определить, где, когда и в каких объемах получала Церковь средства. Информация на сей счет обрывочна, фрагментарна. Но кое-какие сведения до наших дней все-таки дошли. Например, точно известно: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, государь владимиро-суздальский, выдавал десятину по правилам Владимира Святого, да еще и жаловал Церкви земли.
Эпоху монголо-татарского нашествия и долгой политической раздробленности церковная десятина не пережила. Причина проста. Древняя, домонгольская Русь, богатела торговлей, а еще того более — пошлинами с купеческого транзита. Она купалась в привозном серебре. Русь эпохи владимирской, тверской и раннемосковской по сравнению с нею — нищенка. Она не контролировала крупные торговые артерии, она регулярно подвергалась разорению от татарских набегов, наконец, она платила дань-«выход» ордынским ханам. И главным ее богатством сделалась земля. Притом земля далеко не столь плодородная, как тучные пашни Русского Юга, а северная скудная землица, расположенная в полосе рискованного земледелия… Ни сам князь — все равно какой: ростовский, тверской, рязанский, московский и т. п., ни его подданные не могли уделить из своих доходов сколько-нибудь значительную часть на Церковь. Что оставалось? Дать Церкви земельные угодья и позволить самой позаботиться о себе, поставив в своих владениях крепкое хозяйство.
И вот архиерейские дома, соборные храмы, а особенно иноческие обители стали получать обширные имения с селами, соляными варницами, рыболовецкими промыслами. Иной монастырь владел колоссальной областью. Притом распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство (прежде всего черное) стояло выше всех прочих слоев русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» — постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но все-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надежнее. От нее приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам.
Впоследствии государство спохватилось: не слишком ли много получила Церковь? Не слишком ли она богато живет? В течение большей части XVI, XVII и XVIII веков светская власть целенаправленно ограничивала церковное землевладение, а потом принялась отбирать церковное имущество в свою пользу. Особенно тяжелые формы этот процесс принял в XVIII веке. Петербургские императоры жадно тянулись к богатствам Церкви, гнали монашеский и священнический чин на службу, в армию, к плугу… Закончилось это секуляризацией церковных земель, прошедшей между 1764 и 1788 годами. Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что еще у Церкви сохранилось, приучала ее к нищете, расстрелам и страданиям.
И вот теперь, через два десятилетия после того, как советская власть ушла в историю, остро стоит вопрос: на какие деньги жить огромному церковному телу? Не ввести ли в той или иной форме церковную десятину? На что-то требуется строить новые храмы и ремонтировать старые, выплачивать содержание священникам, обеспечивать православные учебные заведения и покрывать еще тысячи повседневных нужд. Конечно, в стране немало добровольных жертвователей, включая богатых коммерсантов. Пять лет назад известный писатель Михаил Елизаров, получив крупную литературную премию, даже пообещал со сцены как добрый христиан дать Церкви «десятину» от этих денег.
Но на одни пожертвования Церковь могла существовать разве только в раннехристианские времена, когда ее загоняли в подполье. Что ж теперь — разойтись по пещерам? Спрятаться в канализацию, в катакомбы? Молиться в квартирах и сараях? И — ни семинарий, ни академий, ни православных изданий, ни сколько-нибудь массовых богослужений… Выйдет секта, а не Церковь! Голос ее будет едва слышен в обществе.
Если же государство вновь, как при Владимире Святом, официально введет десятину на прокормление Церкви, то ничего доброго из этого не выйдет. Правительство станет собирать нечто вроде «налога на вероисповедание», каковой существует в некоторых странах Европы. Но, во-первых, у Церкви сейчас нет, да и вряд ли когда-нибудь появятся механизмы, с помощью которых она могла бы контролировать отправку всех полученных от налогоплательщиков средств именно на церковные нужды, а не туда, куда их повернет хитроумный чиновник. Во-вторых, крайне пагубно было бы Церкви вновь попадать в полную экономическую зависимость от государства, как это случилось в Синодальный период.
Однако есть как минимум два пути, на которых может произойти частичное возрождение церковной десятины. Во-первых, десятину может платить актив приходских общин — в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы. Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви.
На протяжении трех с лишним веков сменявшие друг друга правительства в основном рассчитывали взять у Церкви что-либо, пожалованное ей прежде или приобретенное на деньги верующих. И брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было. Где Церковь — там обрабатывается земля, идет строительство, дымят заводики. Там сады, огороды, цветники, мастерские, пекарни, типографии. А отойти от церковных владений на двадцать шагов — и властно вступит в свои права заметная разруха… Где Церковь — там труд, порядок, чистота. Не о нефтяных же и газовых скважинах, в конце концов, идет речь, а о запущенных землях, о кое-каком производстве, о домах, понемногу разрушающихся без пригляда! Церкви нужна помощь. И от каждого христианина, и от державства нашего.
Дмитрий Володихин, историк, писатель

Закон десятины

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • История Покровско-Васильевского мужского монастыря.
  • К оглавлению: «Купующий царство небесное».
  • Таинственный закон десятины

    Закон десятины установлен в библейской Книге Бытия. Когда Авраам победил своих врагов, ему навстречу вышел Мелхиседек, Царь Салимский — «Эль-Эдион», священник Бога Всевышнего. Он изнес прообразу Безкровной Жертвы, хлеб и вино, и благословил патриарха, сказав: «Благословен Бог Всевышним, Который предал врагов Твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14, 20).

    Святой праотец Мелхиседек — загадочнейшая библейская личность. В Священном Писании не упоминается ни о роде этого человека, ни о начале и конце его жизни, ни о его предшественниках и преемниках. Необычным сочетанием двух своих высоких служений — священника и Царя Салимского — он прообразовал Горнего Первосвященика — Царя, Архиерея Иисуса Христа, пребывающего вечно, без начала и конца. Он отражает священническое служение Христа в Его воскресении, почему Апостол называл распятого Первосвященником «по чину Мелхиседека» (Евр. 6, 20).

    По сути, ветхозаветному отцу народов явился Сам Спаситель. Эта встреча произвела на него такое сильное впечатление, что он тут же отдал Салимскому Царю «десятину от всего», заповедав всем верным поступать так же. Приняв десятину от Авраама и благословив его, Мелхиседек благословил в его лице все потомство, весь богоизбранный род верных, ибо являл собой вечное Христово священство, превосходнейшее священства ветхозаветного. Милосердие заповедано Спасителем и Его Учениками. Апостол Павел установил христианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние…» (1 Кор. 16, 1-2).

    Десятина, то есть десятая часть доходов каждого человека, принадлежит Церкви. Святитель Иоанн Златоуст, внушая апостольскую заповедь Константинопольским христианам, говорил: «Устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу, и этой малой частию поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно».

    Даяние десятины — таинственный духовный закон. Соблюдающий его никогда ни в чем не буде нуждаться. Отдай Богу Богово — и готовься к новым поступлениям. Эта горняя логика хорошо была известна Крестителю Руси, благоверному князю Владимиру, поэтому первая построенная им в Киеве церковь называлась Десятинной.

    Интересно, что если посчитать все постные дни, то они составят как раз десятую часть года. Христианские посты — это наша десятина Богу, жертва Творцу своими мирскими удовольствиями.

    Никогда в истории не было и не будет, чтобы все были равны: лозунг о материальном равенстве — несбыточная утопия. У каждого человека разные силы, способности, стартовые условия жизни. На свете много худородных, не от мира сего людей, не нашедших себя в рамках социума, не способных позаботиться о себе бедолаг и несчастливцев. Часто мы считаем их «отбросами общества», но христианское милосердие распространяется и на этих пасынков судьбы, по слову Господню: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). А если это одинокий больной человек, сирота?

    Современный писатель Владимир Лермонтов заметил, что люди сейчас больны грехами, но Кто заботится о сиротах, тому Господь все грехи прощает. Нету ныне более искупающего грехи Деяния, чем попечение о детях обездоленных.

    На это благословляет верных сама Матушка Пресвятая Богородица. Заступница плачет о сиротах Земли Русской. Взрослые нищие могут о себе хоть как-то похлопотать, а брошенные малыши как одинокие цветы в пустыне жестокосердия людского. Матерь Божия призывает, как водицей, чистой, поливать их своею любовью, и тогда воскреснет Святая Русь.

    Нравственно здоровое общество характеризуется тем, что оно поддерживает тех своих членов, которые в силу различных обстоятельств находятся в неравных условиях по отношению к остальным. Многие обеспеченные люди на Руси понимали, что Господь дает им больше средств для того, чтобы они жертвовали на богоугодные дела, служа Богу имением своим, по примеру спутников, Галилейского Учителя (Лк. 8, 3) — ведь, подавая неимущему, мы подаем самому Христу. Сын Человеческий не случайно называет алчущих, жаждущих, не имущих крова и одеяния странников, узников и больных Своими меньшими братьями. Каждое благотворение, оказанное таким горемыкам ради Его Святого Имени, Распятый приемлет так, как если бы оно было оказано Ему Самому. А дабы более расположить наши сердца к делу милосердия, Он является Сам в уничиженном образе потерпевших жизненное крушение неудачников, и .вместо них принимает лепту от воззревшего «на нища и убога» (Пс. 40, 1).

    Один нищелюбец, когда его спросили, почему он так милостив, поведал следующее. «Мне было десять лет, когда я услышал проповедь священника, что подающий неимущему дает в руки Самого Христа, и не поверил: как это может быть, если Христос пребывает на небесах? По пути я увидел беднягу в рубище, а над его головой — лик Спасителя. Какой-то прохожий подал бедняку хлеб. В ту самую минуту Спаситель простер Свои длани, принял хлеб и благословил жертвователя. С тех пор я всегда вижу лик Спасителя над головами просящих милостыню и спешу оделить их по мере возможности». Обеспеченный подает, бедный с благодарностью принимает — это духовная норма, на которой должно стоять цивилизованное общество, Дабы не рухнуть в бездну зла и беспредела.

    Богатые со смирением дают, понимая, что тщеславиться здесь нечем, ибо их руками благотворит Сам Господь, неимущие молятся за благодетеля — такое основание жизни крепко и нерушимо, ибо укоренено в заповеди Господней: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).

    Как-то авва Арсений, приняв милостыню, воскликнул: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня принять милостыню во имя Твое!» Существует специальный «Канон за творящих милостыню», который надлежит читать за своих благодетелей каждому, пользующемуся их добротой.

    Много значит материальное пожертвование, но прежде требуется горячее, от всего сердца, усердие к доброму делу. Не менее ценна в очах Божиих духовная милостыня ближнему — молитва, совет, утешение: «Ибо всякое деяние благо и всяк дар совершен есть». По этим законам и стал жить теперь Василий Иванович.

    В начало

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *