Донская икона божией матери

Содержание

Донская икона Божией Матери

Любая икона имеет свою особую историю и место в религиозном развитии нашей страны. Донская икона Божией Матери неразрывно связана с Донским монастырем, в котором по сей день проходят службы.

Это одна из немногих двусторонних икон, на обороте которой изображено Успение Пресвятой Богородицы. Это чудотворный образ, который является полноценным и полноправным достоянием русского народа.

История иконы

Приблизительная дата создания образа не ясна — она лежит в диапазоне от 1380 до 1395 года. К сожалению, нет точной информации и о том, кто ее написал. Те, кто знаком с историей, могут помнить, что в вышеописанный период времени вписывается Куликовская битва. Донские казаки, как говорят исторические записи Донского монастыря, подарили образ перед самой битвой московскому князю Дмитрию.

Как часто бывает, иконы запоминались перед великими сражениями и в трудные времена для нашей родины. Они являются прямым доказательством того, что Господь и Матушка Заступница хранят нас от бед и помогают в борьбе за справедливость. Конечно, есть множество скептиков и людей, которые готовы оспаривать появление этой иконы накануне битвы на Куликовом поле. Некоторые историки считают, что она появилась после нее, в качестве напоминания о том, что Господь следит за нами. На самом деле, это не меняет сути, хотя споры идут довольно длительное время.

Кто-то считает, что автором иконы были византийские иконописцы. В виду того, что точные доказательства отсутствуют, есть мнения о том, что икона была написана Новгородскими мастерами. В прошлое вернуться нельзя, поэтому нужно просто перестать спорить по этому поводу.

Особенности иконы

На лицевой стороне изображена Богородица с младенцем Иисусом Христом. Этот образ называют также «Умилением»:

Списки с иконы принято делать близкими по стилю, поэтому вариации иконы почти не отличаются. Как было сказано выше, у оригинала есть и обратная сторона с изображением Успения Богородицы — Дева Мария лежит в некоем подобии гроба в окружении апостолов во главе с ее взрослым Сыном Спасителем:

Что особенно важно, так это наличие оригинального образа. Он находится в Третьяковской галерее, а раз в год его вывозят в Донской монастырь для богослужения. Происходит это в день празднования иконы 1 сентября или же 19 августа по старому стилю.

В чем помогает икона

Донская икона спасает людей от проблем с верой, в первую очередь. В каждом доме, где есть такая икона, потерять веру в Бога будет намного труднее. Она помогает в трудные минуты и ограждает людей от плохих поступков. Она дарит нам силу, укрепляет веру и не позволяет рушиться нашим светлым мечтам, мыслям и надеждам.

Перед этой иконой принято читать молитвы к Деве Марии, к нашей Богородице. Среди таких молитв можно выделить: «Богородица, Дево, радуйся», «символ веры», а также специальную молитву:

«Милостивая Матушка, Пречистая Дева Богородица Наша, услышь и прими молитвы мои. Вылечи язвы души и тела моего, пригрешения мои, секреты и мысли, утяжеляющие совесть мою, омой меня слезами своими, сними бремя тяжкое, укрепи меня, помоги в покаянии мне, ибо скорбью усыпан путь мой. Пусть Господь правдой своей накажет меня, прошу милосердия его ко мне. Исправь пути мои, и спаси меняя и детей моих и близких людей моих. Будь источником веры для меня и Хранительницей благочестия моего. Даруй несокрушимое терпение в бедах, веру в тебя. Изгони гнев, зависть, уныние, злость, грязь, леность из души моей! Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас, Владычица, светом Сына Своего и дай нам уверенность в правде твоей, ради мира и любви. Посети в болезнях и печалях нас всех, под державным покровом Твоим сохраняемых, чтобы Царствия Небесного достигли мы, хвалу воздавая за любящего нас Бога. Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. «

Читайте данную молитву не только в день памяти 19 августа, но и каждый день перед сном. Научитесь благодарить Богородицу за все хорошее, а не только просить ее о чем-то в трудные минуты, ведь благодарственные молитвы всегда были и будут самыми сильными.

Донская икона станет отличным подарком молодоженам на свадьбу, детям на дни рождения или на великие двунадесятые церковные праздники. Этот образ заслуживает быть у вас дома среди других величайших православных икон. Удачи вам, храни вам Бог, и не забывайте нажимать на кнопки и

02.09.2017 05:15

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …

Короткие молитвы на удачу

Судьба постоянно испытывает нас на прочность и преподносит неожиданные сюрпризы. Заручиться поддержкой Высших сил и …

Икона Божией Матери «Оранта»

Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: …

Молитвы на удачное замужество и семейное счастье

Каждая женщина желает обрести счастливую семью и выйти замуж за любимого человека. В этом могут …

Лучшее сегодня:

Гороскоп на неделю с 14 по 20 января 2019 года

Гороскопы помогают нам преодолевать трудности и находить удачу каждый день, каждую неделю и месяц. Советы …

Лунный день сегодня 12 января 2019 года

В лунном календаре собраны полезные советы на каждый день. Наставления астрологов помогут даже в самое …

Любовный гороскоп на неделю с 14 по 20 января 2019 года

Как показывает астрологический прогноз на неделю, с 14 по 20 января не всем Знакам Зодиака …

Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты

Дарья Менделеева | 1 сентября 2014 г. 1 сентября (19 августа старого стиля) Церковь празднует память Донской иконы Божией Матери. Какие легенды существуют в истории этого образа и какие списки его сейчас доступны, разбирался корреспондент «Правмира».

Про Димитрия Донского и Феофана Грека

По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.

Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.

Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

Были ли казаки?

Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.

Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.

Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва – росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.

Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.

Образ воинской славы

Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.

Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».

Донская в левом приделе Малого собора

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Все люди православной веры и не только верят в чудо и ходят в церковь, где преклоняются святым образам. При этом произнося молитву каждый произносит молитву с просьбой о той или иной помощью в жизни. Для людей, которые не имеют веры — это может показаться странным, а люди, которые сердцем веруют знают, что, если искренне попросить о помощи она сбудется и прибудет чудо исцеления. Одной из почитаемых икон православной веры является икона Донская Богоматерь. Ей преклоняются достаточно много верян. Ее значение и о чем молятся этой иконе рассмотрим ниже.

Значение Донской иконы

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери. Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина. Икона «сражалась» вместе с войском. Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.

Иконография образа

Как известно образ Донской Богоматери — это один из видов ликов типа «Умиление». На нем представлено изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящем на правой руке. Особенностью изображения является согнутые в коленях обнаженные ноги младенца. Очень близкие варианты к Донской иконе является образ «Умиление». Его возможный прототип может встретится в мозаичном варианте.

Донская икона Божией Матери, о чем молятся

В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:

  • Помощи на поле боя,
  • Защите врагов ,
  • О мире,
  • Исцелении от тяжких болезней,
  • Излечении различной степени ран.

Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.

Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

Храм в честь образа Богородицы находится в Перловке. История его возникновения начинается в 1894 году. О строительстве этого храма обратился дворянин Перлов к Метрополиту Московскому Сергию. Во владении дворянина было большое количество дач, и одну из них (а именно «Перловка»), которая находилась в Московской губернии он захотел отдать во владение православным верянам.

Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери. Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.

Храм закрыли в 1980 году. Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.

Текст молитвы Донской Богородице:

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи.

Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Донской иконе Богородицы:

Донская икона Божией Матери Феофана Грека, история и значение образа

Русь Святая — это идея, которая объединяет издавна русский народ не по государственному или территориальному признаку, а по духу, вере и следованию христианской традиции, дающей силу в тяжких испытаниях. Бережно хранятся в народе православные традиции и святыни. Особо почитаема на Руси Богородица. Создание Феофаном Греком Донской иконы Божией Матери укрепило веру в её заступничество и покровительство.

Оглавление:

  • История иконы
  • Описание святыни
  • Помощь Матери Божией
  • Храм в Перловке

История иконы

Исследователи относят создание иконы ко второй половине XIV века. Донская икона писалась для Успенского собора в Коломне, где работал великий византийский иконописец Феофан Грек. Он и его ученики создали иконостас и осуществили роспись храма. Предположительно автором образа является сам Феофан Грек. Донская икона — это произведение искусства и великая святыня русского народа. Значение её в объединении русских земель и помощи воинам по достоинству оценено в истории и сохраняется поныне.

Описание святыни

Образ являет собой Богоматерь со склонённой головой, держащую на руках Младенца Иисуса. Описание иконы Феофана Грека таково:

  • Христос прижимается щекой к щеке матери и правую руку сложил в двуперстное благословение.
  • В другой руке Христос держит свиток.
  • Иисус одет в охряную тунику. Цвет символизирует принятие Христом человеческой природы. Ноги Младенца открыты до колен.
  • Богородица левой рукой указывает на Спасителя. Богоматерь в покрывале, называемом мафорий. Это традиционная одежда иудейских жён. Мафорий багряного цвета, что символизирует статус Матери Божией.
  • Туника под мафорием и чепец голубого цвета, что характеризует чистоту Богоматери.

На оборотной стороне имеется надпись «Успение святыни Богородицы». Картина изображает Иисуса Христа и двенадцать апостолов, стоящих перед ложем Девы Марии. Горящая свеча, помещённая в центре, свидетельствует о наступлении вечности.

Икона Богоматери, согласно свидетельствам, была подарена донскими казаками князю Дмитрию перед битвой на Куликовом поле. Русские войска при выступлении несли с собой икону, которая была закреплена на древке и послужила боевым знаменем. После победы в Куликовской битве она и получила название Донская. В дальнейшем, икона была помещена в Успенский Собор в Москве. Но после обнаружения надписи «Благовещение Богоматери» её перенесли в Благовещенский Собор.

Историю иконы Донской Божьей Матери можно проследить по сражениям, в которых она участвовала. Икона пребывала в Благовещенском Соборе только в мирные времена. В период сражений она всегда была на поле битвы, защищала воинов и помогала одерживать победы.

Иван Грозный брал икону с собой в казанский поход и молился перед образом.

Участвовал образ Богородицы и в победе над войсками хана Казы Гирея. У царя Фёдора Иоанновича не хватало сил для отражения атаки полчищ хана, стоявших под Москвой. Тогда царь повелел провести крестный ход. Заступница Донская Божия Матерь принимала в нём участие, а во время битвы находилась в полковой церкви.

Икона спасла Москву, и на месте полевого укрепления (Гуляй-города) был построен Донской монастырь.

Вступление на царствование Бориса Годунова в конце XVI века получило благословение Богоматерью от патриарха.

Крымский поход князя Голицына в 1687 году тоже сопровождался образом Богоматери.

Во времена Наполеоновского нашествия оклад был разграблен и лишился драгоценностей, украшавших его, но сам лик уцелел и продолжает свою миссию.

С 1930 года по настоящее время Донская икона находится в собрании Третьяковской галереи.

Празднование в честь Донской Богоматери проводится первого сентября в Донском монастыре, куда для этого с огромными предосторожностями, в специальной капсуле, доставляют оригинал образа. Ежегодное празднование установлено в честь победы на Куликовом поле, неоценимый вклад в которую внесла Донская Богоматерь.

Помощь Матери Божией

Лик Богоматери признан одним из самых чтимых на Руси. Тысячи верующих совершают поклонение образу и молитвенно взывают о помощи и защите.

Икона Божией Матери Донская, в чём помогает:

  • защищает воинов и покровительствует участникам военных конфликтов;
  • помогает в заключении мира;
  • исцеляет раны;
  • излечивает от болезней и других недугов;

Храм в Перловке

В честь прославленного образа на Руси создавались новые храмы. Многочисленные списки давали возможность верующим поклоняться чтимому образу и молиться о защите.

Перловская церковь иконы Донской Божией Матери была построена возле Мытищ в конце XIX века дворянином Перловым. Она предназначалась для посещения дачниками в летний период. Это была небольшая деревянная церковь, которая украшала собой округу и давала верующим возможность исполнять молитвенные обряды.

В памяти народной она навсегда останется связанной со смертью известного церковного композитора, служившего в этой церкви. Григорий Извеков был расстрелян в годы гонения на православных священников.

Перловская Донская церковь переживает своё возрождение. Новое строительство ведётся с 2014 года. Активно идёт сбор пожертвований на строительство. Это символизирует неугасающую любовь народа к своей спасительнице и защитнице иконе Донской Богоматери, в честь чего и была названа эта церковь.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Донская икона Божией Матери
Лицевая сторона иконы
Дата появления 1382—1395 гг.
Местонахождение Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дата празднования 19 августа (1 сентября)
Изображения иконы на Викискладе

Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы.

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа по юлианскому календарю.

Искусствоведы датируют время её написания 1380—1395 годами, автором считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

История иконы

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:

«И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принёс ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы».

— «Гребневская летопись или повествование об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии», составлена в 1471 г.

«Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща»

— И. Е. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865

Донской монастырь, основанный в память о спасении Москвы от войск Казы II Гирея

Однако большинство исследователей расценивают это сообщение не более чем как романтическую легенду и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению О. Г. Ульянова, — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы О. Г. Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. По мнению В. И. Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день — 19 августа — русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Г. О. Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

Датировка и авторство

«Богоматерь Донская»
(реверс золотой памятной монеты, посвящённой Феофану Греку)

Традиционно исследователи считают автором Донской иконы Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. Существуют и альтернативные версии: О. Г. Ульянов называет автором иконы Игнатия Грека, писавшего в Успенском соборе Симонового монастыря. Л. И. Лифшиц высказал мнение, что образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы (один из храмов в Новгороде расписывали сербские иконописцы). Член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев предполагал, что икона была написана новгородским иконописцем, одним из учеников Феофана, хотя и не исключал возможность её написания самим Феофаном.

Так же, как и в вопросе о лицевой иконе, среди историков искусства нет единого мнения об авторстве Успения. И. Э. Грабарь, П. П. Муратов и В. И. Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека. Мнение Д. В. Айналова, Л. И. Лифшица и В. Н. Лазарева — икона написана русским, возможно, новгородским художником. Довод В. Н. Лазарева: сомнения в принадлежности иконы русскому мастеру вызывает высокое качество иконы, превосходящее качество всех других работ того времени, выполненных новгородскими художниками. Но это, по мнению исследователя, объяснимо тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана.

Расхождение мнений вызывает и время написания иконы. Ряд авторов относит её создание к 1392 году — времени росписи Феофаном Успенского собора Коломны. Высказано также предположение, что Донская икона была создана Феофаном в 1390-х годах непосредственно для Благовещенского собора Московского Кремля как список с несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны. В. Н. Лазарев считал, что если икона была написана в Новгороде (где Феофан Грек провёл десять лет), то её следует датировать 1380-ми годами, а если в Москве, то 1390-ми. По мнению Л. И. Лифшица, она могла быть заказана митрополитом Киприаном в 1395 году, по случаю отхода от Москвы войск Тамерлана.

Чаще всего причиной написания иконы называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве.

Иконография

Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

Лицевая сторона

Богородица с Младенцем Иисусом

На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звёздами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

По словам В. Н. Лазарева,

Богоматерь как бы предвидит трагическую судьбу своего сына. Но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, что придаёт ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему. Такого выражения мягкой человечности художник достигает с помощью певучего цвета с интенсивными ударами драгоценной ляпис-лазури и с помощью умелого использования плавных, округлых линий, в которых нет ничего жёсткого и стремительного.

Являясь сторонником русского происхождения иконы, Лазарев приводил в доказательство своего предположения довод, что константинопольские мастера данной эпохи строго придерживались классических канонов и не позволяли себе экспериментальности в построении форм для придания иконе большей эмоциональной выразительности. Донская Богородица в этом отношении выходит за рамки установок византийской школы. Автор при написании лица Марии, для «усиления экспрессии и жизненности образа», использует, к примеру, асимметрию в расположении глаз и рта, располагая их не параллельно, а по сходящимся осям, при этом рот слегка сдвинут вправо. Цветовую гамму иконы Лазарев оценивал как густую, плотную и насыщенную, что отличает её от общей направленности новгородской школы иконописи, хотя в то же время она не соответствует и византийской иконописи данного периода.

По мнению учёного, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской:

«Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».

Оборотная сторона

Успение Богородицы

На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыя Богородицы»). Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.

В. Н. Лазарев писал:

Апостолы — совсем простые люди. Растроганные и грустные, они пришли отдать последний долг матери своего учителя. Их сближает единое чувство — чувство глубокой печали. Оно настолько сильно, что сглаживает индивидуальные оттенки, делает любого из них участником общего, «соборного» действия.

Епископ Иаков и апостолы (фрагмент иконы)

Описывая Успение, В. Н. Лазарев акцентировал внимание на том, что, по сравнению с изображением лицевой стороны иконы, изображение на её обратной стороне выдержано в более тёмной и драматичной гамме с преобладанием густых синих, плотных зелёных, шоколадно-коричневых тонов, контрастирующих с белыми, пронзительно-красными, золотисто-жёлтыми, водянисто-голубыми и нежными розовато-красными цветами. Обобщая, исследователь характеризовал изображение на обороте как более темпераментное и импульсивное, интимное и непосредственное, выделяющееся этим из трактовок Успения другими художниками данного периода. Плоскость цвета, чёткость границ, тяжёлые коричневато-оливковые тени на лицах, резкие высветления и блики — из всего этого, по мнению В. Н. Лазарева, следует, что лицевая и обратная стороны иконы выполнены разными мастерами. Также исследователь отметил, что в лицах апостолов нет традиционного для таких изображений византийского аристократизма: напротив, их отличает крестьянский тип, сходный с фресками церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, что, как и характерная для новгородских икон того времени лаконичность письма, свидетельствует о русском авторстве данного изображения и, скорее всего, о его новгородском происхождении, которое в то же время является оригинальным симбиозом константинопольской и новгородской школ.

Списки

Список Донской иконы из Троице-Сергиевой лавры

Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского.

После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну:

Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей почти два века, и дозволил им снять с неё вернейшие списки: один для сего храма , и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города.

Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом.

После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы: «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския». В 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Драгоценный оклад

В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад, описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов. Оклад включал в себя:

… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.

Оклад не имел аналогов по количеству мощевиков, которые помещались на него в память о царских родственниках. Оборот иконы со сценой Успения был закрыт гладким серебряным окладом с резными золочеными венцами. Икона находилась в деревянном киоте, обложенном вызолоченным серебром. Его украшали изображения Деисуса, Господских праздников, евангелистов, пророков, различных святых, в том числе соимённых членам царской семьи.

В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны. Старый оклад был снят, мощевики отданы в ризницу Благовещенского собора, а большинство драгоценностей было использовано при создании нового оклада. Новую ризу украшали 600 огранённых изумрудов (в том числе два особо крупных) и множество других драгоценных камней, включая редкий рубин и крупный жемчуг. Икону в новом окладе поместили в киот, украшенный живописными изображениями праматерей и пророчиц, который в настоящее время хранится в Благовещенском соборе.

Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза. Сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.

Примечания

  1. ↑ Паломнический центр Московского патриархата Архивная копия от 29 октября 2007 на Wayback Machine
  2. ↑ Профессор, заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева
  3. ↑ ЧОИДР. М., 1847. № 3. С. 19—20
  4. ↑ Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля
  5. ↑ Донская икона Пресвятой Богородицы
  6. ↑ 1 2 Богоматерь Донская
  7. ↑ Икона Божией Матери Донская
  8. ↑ Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. № 1. С. 80—83
  9. ↑ Игнатий Грек (XV в.)
  10. ↑ Доктор искусствоведения, заведующий сектором Древнерусского искусства Государственного института искусствознания.
  11. ↑ 1 2 3 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века
  12. ↑ Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове // ГТГ: Материалы и исследования. М., 1958. Т. 2. С. 10
  13. ↑ Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // ДРИ. М., 1984. XIV—XV вв. С. 36—45
  14. ↑ Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублёва и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 219
  15. ↑ Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151
  16. ↑ Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 142
  17. ↑ ППСРЛ. Т. 14 °C. 15
  18. ↑ Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4—5
  19. ↑ Стерлигова И. А. Драгоценный убор трёх кремлёвских чудотворных икон Богоматери // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 163—164
  20. ↑ Копии с описных книг Благовещенского собора 1701—1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11—16 об.
  21. ↑ Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. № 2. С. 84.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Донская икона Божией Матери
  • Лазарев В. Н. Новгородская школа и «северные письма» (Богоматерь Донская / Успение). Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Проверено 31 января 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  • Богоматерь Донская. Двусторонняя икона. «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…». Проверено 31 января 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  • Икона Божией Матери Донская. Православие.Ru. — Из книги Н. Дмитриевой «О Тебе радуется!». Проверено 31 января 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  • Щенникова Л. А. Донская икона Божией Матери. Православная энциклопедия. Проверено 17 августа 2009. Архивировано 31 января 2012 года.
  • Наймушин А. А. Ежегодный Фестиваль Донской иконы Божией Матери в ст. Старочеркасской. Архивировано 16 октября 2012 года.

Литература

  • Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV—XVI вв.. — М.: Наука, 1970. — Т. 5.
  • Каменская Е. Ф. Шедевры древнерусской живописи // Советский художник : журнал. — 1971. — № 8.
  • Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи // Изобразительное искусство : журнал. — 1974. — № 17.
  • Салько Н. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы: Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». — Л.: Аврора, 1978. — 40 с. — (Публикация одного памятника).
  • Дмитриева Н. В. О тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери. — М: Сретенский монастырь, 2004. — ISBN 978-5-7533-0068-3.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Получено от «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Донская_икона_Божией_Матери&oldid=94374249»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *