Достоевский о Европе

Попович Иустин » Достоевский о Европе и славянстве

Попович Иустин

Жанр: Философия

Исследование написано сербским богословом в 1931 году.Читатель, которого занимают проблемы миссии России, найдет в книге много поднимающих самооценку идей. «Своей «непогрешимостью» и гордой самодостаточностью европейский человек осудил себя на смерть, после которой, по законам людской логики, нет Воскресения, а Европу превратил в обширное кладбище, из которого не воскресают. Но славянский человек в своей евангельской грусти и в своей всечеловеческой любви чувствует, верует и знает: только благой и чудесный Богочеловек может победить смерть и воскресить каждого мертвеца, обессмертить каждого смертного и европейское кладбище превратить в питомник Воскресения и бессмертия».В книге подробно рассматривается философия Достоевского, особое внимание уделяется ее мистической составляющей. Так, «гениальным прозрением и пророческим откровением» прп. Иустин считает тот вывод писателя, что дьявол прямо участвует в создании атеистической философии и атеистической этики.

Читать книгу онлайн бесплатно

Скачать книгу бесплатно:

  • (233 КБ)
  • (310 КБ)
  • (230 КБ)
  • (250 КБ)
  • (237 КБ)

Какой формат выбрать?

Похожие книги

  • Петербург Достоевского — Анциферов Н П
  • Достоевский — Анненский Иннокентий
  • Речь о Достоевском — Анненский Иннокентий
  • Средневековая Европа. 400-1500 годы — Кенигсбергер Гельмут
  • Радиообращение премьер-министра У Черчилля ‘Конец войны в Европе’ — 8 мая 1945 года — Черчилль Уинстон
  • Десант на Европу, или возвращение Мафусаила — Минаков Игорь
  • Галопом по Европам — Панарин Сергей
  • Роковой роман Достоевского — Тарасевич Ольга
  • Россия и Европа — Данилевский Николай
  • Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе — Бримсон Дуги
  • Арийцы. Основатели европейской цивилизации — Чайлд Гордон
  • Европейский сонник — Киселёв Владимир
  • Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) — Мулен Лео
  • Европа-Азия — Пресняков Владимир
Жанры
Все для учащихся — рефераты, дипломы, справочники

У нас, у русских, две Родины — наша Россия и Европа. Федор Достоевский.

?

Log in

No account? Create an account Специальный Алексей Алексеевич (spetsialny) wrote,
2015-04-08 11:10:00 Специальный Алексей Алексеевич
spetsialny
2015-04-08 11:10:00 Оригинал взят у vsegda_tvoj в Философское наследие Федора Достоевского
«Читайте Достоевского, любите Достоевского, — если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его».
Иннокентий Анненский.
134 года назад не стало Федора Михайловича Достоевского — одного из самых значительных и известных в мире русских писателей. Гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно-крепостнического строя и нарождения капитализма, остался в памяти многих как великий мыслитель. Оставив после себя целое философское наследие, имеено он описал «страдания маленького человека» как социальную трагедию и провел психологический анализ расколотого сознания с глубочайшим психологизмом и трагизмом.
Творчество этого удивительного человека оставило неизгладимый след в жизни каждого и оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу. Его произведения никогда не выйдут из моды, потому что его темы вечны, как и сам Достоевский. О судьбе русского гения — читайте далее.
Родился Федор Михайлович 30 октября 1821 года в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных и был вторым из восьмерых детей семейства. По линии отца писатель происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего свое начало аж с 1506 года. Несмотря на это, «отец и мать мои были люди небогаты и трудящиеся». Впрочем это не помешало будущему писателю получить блестящее образование в частном пансионе Л. Чермака — одном из лучших в Москве.
Любовь к литературе Достоевскому привила мать: журнал «Библиотека для чтения», который выписывали регулярно, давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. С малого возраста мать познакомила детей и с Евангелием, которое впоследствии станет чуть ли не главной книгой в жизни писателя.
В 1837 году у Достоевского умирает мать и по решению отца он поступает в Петербургское военно-инженерное училище. Такая жизнь давалась ему с трудом — уже тогда Федор Михайлович мечтал связать свою жизнь с литературой, но воли отца он ослушаться не посмел (тот считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее сына).
В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность. Кроме того, он даже договорился со своим братом о наложении табу на эту тему.
Учеба в училище тяготила юношу. Все свободное от занятий время он уделял чтению, а по ночам писал (еще в 1838 году со совими товарищами он создает литературный кружок). По окончании училища его зачисляют полевым инженером-подпоручиком, но уже через год он подает в отставку и решает всецело посвятить себя литературе.
Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845 и опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике». Белинский провозгласил «появление…необыкновенного таланта…». Все заговорили о новом Гоголе.
Однако следующее произведение («Двойник») было встречено непониманием. Белинский изменил свое благоприятное отношение к начинающему писателю отметив растянутость повествования, о его гениальности писали с сарказмом.
Громкая слава позволила Достоевскому расширить круг знакомых, и он продолжает печататься. С конца зимы 1846 Достоевский становится участником литературного кружка Бекетовых. Позднее он напишет: «добрые друзья Бекетовы вылечили меня своим обществом». В этот период выходят «Белые ночи» и «Неточка Незванова», в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.
Но удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Осенью 1848 года Достоевский становится членом тайного общества Петрашевского, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Ф. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре в числе многих петрашевцев его арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем 4 годами каторги и поселением в Сибири.
Годы физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости, на фоне чего рождаются романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы»
После смерти брата Достоевский берет на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» (издания его брата) и испытывая финансовые затруднения, соглашается на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем, который требовал написания романов в чрезвычайно сжатые сроки. Для ускорения сего процесса Федор Михайлович берет в помощь стенографистку Анну Сниткину, которая впоследствии стала его близким другом и женой. Анна родила Достоевскому двоих детей.
С 1873 писатель становится ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого выходит «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1881 Достоевский произносит гениальную речь в честь открытия памятника любимого Пушкина, а меньше чем через год 9 февраля 1881 года жизнь великого писателя останавливается навсегда.

Достоевский о жизни

Запомните мой завет: никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!
Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Может быть, что вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной только беспрерывности процесса достижения, иначе сказать, самой жизни…
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

Достоевский о любви

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Влюбиться, еще не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя.
Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
Мир спасет красота.

Достоевский о России

Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли.
У нас, у русских, две Родины — наша Россия и Европа.
Хозяин земли Русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус — это всё одно) — и так будет навсегда.
Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.
Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Достоевский о человеке

Тварь я дрожащая или право имею?
Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.
Люди, люди — самое главное. Люди дороже даже денег.
Ограниченному обыкновенному человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний.
Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.
Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте всю его подноготную.
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.

Достоевский о Европе и славянстве

преподобный Иустин (Попович), Челийский

Новым исповедникам Православия: блаженнопочившему Тихону, Патриарху всея Руси Патриарху Сербскому с молитвенным благодарением посвящает автор.

Предисловие
Достоевский перед вечными проблемами Самый отчаявшийся среди отчаявшихся. Демонология (от человекомыши к человекобогу) Бунт 1. Неприятие мира 2. Неприятие Христа Идеологи и творцы нового человека 1. Иван Карамазов 2. Кириллов 3. Ставрогин 4. Раскольников Тайна атеистической философии и анархистской этики Достоевский – легион Православная теодицея – единственное решение вечных проблем Над тайной пшеничного зерна Философия любви и познания Наивысшая полнота жизни Тайна Европы Тайна России Тайна всеславянства и всечеловечества Тайна европейского человека и славянского всечеловека Достоевский – всечеловек

Предисловие

Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта.
В новые времена вечные проблемы человеческого духа ни у кого не нашли такого широкого, глубокого и всестороннего толкования, как у Достоевского. Через него говорили все муки человеческого существа, все его боли, все его надежды. Мало таких, кто как он переболел бы проблемами человеческого существа во всем их трагизме. Человек в бесконечной сложности своей натуры – самое трагичное существо во всех мирах, где вращается человеческая мысль и человеческие чувствования.
В Европе не было ни такого мыслителя, ни такого философа, ни такого поэта, которые так сильно и всесторонне, как Достоевский, ощутили бы величественную драму и страшную трагедию европейского человека и всех его завоеваний. Ему до тонкостей знакомы не только Евангелие, но и апокалипсис европейского человека. Апокалипсис со всеми его безднами, страхами и ужасами. Если на нашей планете есть что-то страшнее самого страшного, то это, без сомнения, апокалипсис европейца. Достоевский его поэтически предчувствовал и пророчески предсказал, а мы в него уже вошли. Очевидно, что этот апокалипсис наступил, т.к. все приобретения людей Европы потихоньку уже обволакиваются апокалиптическими страхами и невиданными ужасами.
Потрясает агония европейской культуры, построенной на «непогрешимости» и самодостаточности европейского человека. Над апокалиптическими безднами его самоуничтожения все яснее и яснее видны очертания титанического лика печального пророка Европы – Достоевского. Его пророчества о Европе исполняются на наших глазах, и сердце обливается кровью.
Мы не говорим, как Лейбниц, что наш земной мир – лучший из миров, но мы уверены в одном: наш земной мир – самый загадочный из всех миров. И в этом удивительном, загадочном мире самое загадочное существо – человек: его падения и взлеты, его зло и добро, его диавол и Бог. А над всем этим – его всечеловек и Богочеловек. И с этой точки зрения мы обратимся к Достоевскому в данном исследовании. Нелегко следовать за Достоевским, однако же достойно человека – мучиться этой возвышающей мукой.
Д-р Иустин Попович, Видов день, 1940 год1

* * *

1 Видов день 1528 июня, – праздник св. вмч. царя Лазаря и всех святых сербских мучеников, павших на Косовом поле в 1389 году в битве с турками. (Прим. перев.)

Поделиться ссылкой на выделенное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *