Дух и душа

Дух, душа, тело

скрыть шапку

БЛАГОВЕСТЪ — Православная интернет-газета

Выходит только в Интернете.
Наш православный сайт обновляется 1-2 раза в месяц
E-MAIL: blago@cofe.ru
Человек трехсоставен. Он состоит из тела, души и духа. В чем различие между душой и духом человека?
Виталий, г. Астрахань.
Благодарю за вопрос и по мере сил попытаюсь ответить. Нужно заметить, что трехсоставность человека не является единственным взглядом Церкви на существо человека. Учения Святых Отцов и церковных писателей говорят о человеческой природе то как о троечастном составе духа, души и тела — так называемый трихотомизм, то как о соединении души и тела — дихотомизм. Еще раз заметьте, что Церковь принимает оба эти учения. Это важно. Среди Отцов и Учителей Церкви были и дихотомисты (св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин , св. Иоанн Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан, св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). Однако в XX в. большинство русских Православных авторов склонялось к трихотомизму.
Разница между сторонниками трихотомизма и дихотомизма сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в «духе» высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. Личность человека включает в себя все части этого естественного состава, выражается во всем человеке, который через нее и существует. Личность — образ Божий, она — незыблемое начало изменяющейся человеческой природы, всегда стремящейся по своей воле к внешней цели. Можно сказать, что сообразность Богу и есть отмечающая природу Божественная печать, направляющая природу к Богу, в Котором человек должен найти полноту своего бытия. «Душа бо человеческая, — говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), — как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть».
Дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душой, — таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно по-мирски называем «духовными ценностями» — художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела, это — происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается.
Отсюда в Православной аскетике и пастырстве произошли важнейшие понятия — душевности и духовности. Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, — оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обезпечивает правильное развитие души.
Мир Вам, батюшка! Я выжег татуировку, изображавшую рок-звезду, очень грубым способом, теперь на плече большой и некрасивый шрам. Священник благословил убрать ее без привлечения значительных материальных средств и косметологических изощрений. Правильно ли я сделал, и как объяснить в будущем моим детям это уродство на теле? Оставлять татуировку, конечно, было нельзя, но теперь подобные вопросы смущают душу. Допустимо ли для Христиан подобное «исправление» своих ошибок. Некоторые близкие считают это очередной глупостью, гордыней, поводом к тщеславию, и т.п.
Заранее благодарен за Ваш ответ.
Спаси Вас Господь.
р.Б. Георгий.
Мир и тебе, дорогой Георгий, отвечаю по порядку на твои вопросы. То, что ты носил на своем теле мерзость, изображение человека, который жизнь потратил на то, чтобы уподобиться сатане, стать иконой сатаны, было большим грехом и избавиться от этого нужно было в любом случае, что ты и сделал.
То, что тебе священник благословил поступить именно так, а не иначе, здесь я не знаю, вопрос сложный. Есть, конечно, разные стили духовного руководства, но скорее всего ты просто что-то не так понял. В существующей церковной практике каждый Христианин принимает решение сам, со всей ответственностью, а духовник лишь следит за правильностью этих решений, согласованием их с христианской моралью, нравственностью, вероучением, церковным бытом. Духовник может лишь дать совет, подсказать. Это целесообразно для духовного возрастания пасомых.
Что же касается шрама, то жалеть о нем не стоит. Конечно шрамы не украшают, однако имеют глубокий духовный смысл и могут принести огромную пользу. Многие подвижники, аскеты видели причину всех греховных падений человека не в чем ином, как в забвении, состоянии, помрачающем ум и уводящем от спасительного пути. Ведь всякий грех, совершаемый нами, причиняет боль, страдание (по-славянски — страсть) и оставляет какой-то след в душе, а иногда и на теле. Так вот забвение приводит к непрестанному повторению одних и тех же грехов. Очень часто люди, приходящие на исповедь, спрашивают: «Я давно раскаялся в этом грехе, я верю, что Господь простил меня, но почему нет мне покоя, я все время о нем вспоминаю?» Вот это и есть тот шрам, который остался от давно зажившей язвы, след того членовредительства, которое мы наносим себе своими грехами.
Так что не сомневайся Георгий, ты все сделал правильно. Что же касается твоих будущих детей, то шрам очень поможет тебе в их воспитании. Ведь с самого раннего детства они начнут спрашивать: что это? Вот тут ты им и расскажешь, что это след от детской глупости, и, что если они умные дети, то они должны учиться не на своих, а на чужих ошибках.
Для христиан не только допустимо, но и необходимо подобное исправление своих ошибок. Ведь Господь в Святом Евангелии требует от своих последователей самоотвержения: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). То есть, для Христианина нет ничего важнее следования за Христом, взяв свой крест.
Что же касается тщеславия и гордыни, о которых говорят близкие, то сам по себе шрам в духовной жизни не является ни уродством, ни украшением. Только сам Христианин проходя путь духовного становления может либо украсить себя смирением, либо обезобразить гордыней.
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 10.09.2004 Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru

Дух

Главная » Алфавитный раздел » Д » Дух

(39 голосов: 4.49 из 5)

  • Плоть и дух свт. Тихон Задонский
  • Дух, душа и тело свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Душевность и духовность прот. Николай Депутатов
  • Учение Св. Ап. Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский

Дух — 1) бестелесное личностное существо (Бог (Ин.4:24), ангел (Пс.103:4), душа почившего человека (1Пет.3:19) либо человеческая душа вообще (Тов.3:6); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) характер, нрав (Пс.75:13) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 4) настроенность (пример: воинственный дух); 5) суть (пример: дух произведения).

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)

Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.

Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).

По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.

«Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

См. ТЕЛО, ЧЕЛОВЕК

Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе

«Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр. 4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев. 17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе

«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

воинственный дух

 воинственный дух adj gener. kijflust, strijdlust

Dutch-russian dictionary. 2013.

Смотреть что такое «воинственный дух» в других словарях:

  • дух — а ( у), м. 1. Психические способности, сознание, мышление. В здоровом теле здоровый дух. □ Его болезнь, боярин, многосложна: Не плоть одна страдает болен дух. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. Человеку нужно не три аршина земли, не… … Малый академический словарь

  • дух — а ( у); м. 1) а) Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый дух. Материя и дух. Свойства человеческого духа. б) отт. В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство… … Словарь многих выражений

  • дух — а ( у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

  • Военный дух — По определению известного нашего военного писателя генерала Леера, В. дух есть общий итог всех тех нравственных качеств, которые требуются войною (храбрости, находчивости, дисциплины, доведенной до высокого сознания чувства долга, доверия к себе … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Воинский дух — ВОИНСКІЙ (военный) ДУХЪ (Esprit militaire, Kriegs Geist), означаетъ совокупность всѣхъ воин. качествъ, присущихъ истин. воину: мужество и храбрость до забвенія опасности; воинственность; благородство (рыцарство); дисциплину (подчиненность,… … Военная энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — особый тип философствования жителей п ова Индостан, индийцев, или индусов, обычно связанный с индуизмом как системой верований. И. ф. во многом отлична от европейской. И. ф. тесно связана с религией, мистицизмом, в ней почти отсутствует… … Современный философский словарь

  • НОЗДРЕВ — персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842 1845). Литературные источники образа Н. образы лгунов и хвастунов в драматургии Я.Б.Княжнина, А.П.Сумарокова,… … Литературные герои

  • ФАШИЗМ — (итал. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение), политич. течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империали стич. буржуазии. Ф. у власти террористич.… … Философская энциклопедия

  • Египет — I (греч. Αϊγυπτος; лат. Aegyptus; фр. Egypte; англ. Egypt; нем. Aegypten; итал. Egytto; арабск. Masz). Положение, границы. Страна Е. (в узком, историческом смысле слова) лежит между 24°5 и 31°35 северной широты и 28°50 и 34°41 восточной долготы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Греция — I 1) География (см.); 2) Метрология (см.); 3) Древняя история (см.); 4) Новая история (см.); 5) Современное государственное устройство и финансы (см.). О греческой литературе, языке, философии, музыке, искусстве см. отдельные статьи. Г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Добруджа — (по болгарски Добрич) местность между Дунаем и Черным морем; охватывает дельту р. Дуная и к Ю от нее лежащие плоские возвышенности до жел. дорожной линии Силистрия Мангалия и занимает пространство в 15812 кв. км, без Дунайской дельты около 11000… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мне из Кремля пишут, Бушин Владимир Сергеевич. «Мне из Кремля пишут»-новая книга Владимира Сергеевича Бушина. Как и все предыдущие, она никого не оставит равнодушным. Она будет интересна всякому, кому интересны история, литература,… Купить за 426 руб
  • Удар «Стрелы», Тамоников А.А.. Диверсионно-штурмовая группа «Стрела» переживает синдром неудачи. Террорист Халим по кличке Дикой захватил школу вместе с детьми и учителями и взорвал ее. Спецназовцы не успели предотвратить… Купить за 343 руб
  • «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов, Сергей Зверев. На фундаменте изучения воинских уставов XVII–XXI вв. в предлагаемом издании исследуются особенности воинского институционального дискурса с позиции теории общественной речи. Уроки войн,… Купить за 280 руб электронная книга

Другие книги по запросу «воинственный дух» >>

Что такое сила духа?

Как такого определенного понятия силы духа нет, не потому что сложно объяснить, что это такое, а потому, что в это понятие входит масса определений, факторов и т.д. Давайте разберемся в том, что такое сила духа, и как ее укрепить.

1В чем заключается сила духа?

Спроси у людей, что такое сила духа, и все ответят по-своему, потому как в представлении каждого, это понятие воспринимается по-своему, так что одинаковы ответом вряд ли можно будет сыскать. Не будет ошибочным, если сказать, что именно это понятие делает нас людьми. Братья наши меньшие, скорее всего, не смогут похвалиться таким душевным качеством, потому как у них, по большей части, все строиться на выживании, а не на достижении какой-либо цели в жизни.

Человеческую силу по большей части, может определить именно сила духа. Именно при помощи такой силы мы способны добиться поставленных целей и пройти через многие препятствия не перейдя рамки человечности. Если человек способен на серьезный поступок или же категоричное решение, значит, в нем есть сила духа, да еще какая, только благодаря ей, мы становимся сильными и крепкими морально.

В совокупности сила духа и сила воли делает человека:

  • твердым в своих решениях
  • уверенным в своих поступках и в себе
  • стойким пред жизненными испытаниями
  • непоколебимым в своих решениях
  • несгибаемым под напором проблем и мнения окружающих

Сильный духом человек всегда знает, что именно он хочет и каким образом он может добиться желаемого. У него есть ответы практически на все вопросы, и не потому, что он слишком умный, грамотный, ученый, а потому что этот человек разбирается в жизни и понимает, что к чему.

2Слабость духа

Сильный духом человек любое начатое дело доведет до конца и не важно, насколько сложным и запутанным получился путь к его завершению. Цели, которые ставит такой человек всегда стабильные, и ко всему прочему, долговечные.

Если же человек слаб духом. Его можно распознать, так сказать, издалека, то есть, невооруженным взглядом, такие люди обычно:

  • не уверенные в себе
  • бояться высказывать свое мнение
  • пасуют перед любыми сложностями
  • опасаются совершить ответственный поступок
  • всегда пытаются скидывать принятие серьезных и ответственных решений на кого-то
  • мнительные и при этом, злопамятны, потому что кроме того как злиться, у них ничего хорошо не получается

Помимо всего прочего, обычно рассматриваемый тип людей слишком завистливы, потому что сами добиться каких-то целей у них не получается, и они даже не понимают, что для того чтобы иметь все, быть успешным, необходимо:

  • трудиться
  • стараться
  • проходить через массу трудностей
  • справляться со многими проблемами

Не понимают они также и того, что все это не дается человеку с рождения и не падает с неба, все это нужно заработать и заслужить. Принципы людям со слабой силой духа тоже несвойственны.

К огромному счастью, есть те, кто понимает, что мы сами творцы своего счастья и «слепить» себя можно самостоятельно. Да, это не будет просто, но силу духа не просто можно, но и нужно развивать.

3Укрепляем силу духа

Давайте разберемся с тем, что нужно делать, чтобы сила духа внутри человека крепчала и развивалась, можно сказать, укреплялась. Есть целая программа, которая поможет разобраться с этим вопросом и, следуя ей, все, наверняка, получится:

  • В первую очередь, настрой в обязательном порядке должен быть как нельзя, позитивным. С таким настроением необходимо создавать свою программу успеха и следовать назначенному пути. Все события, которые происходят с нами, имеют тот «окрас», который мы даем им сами. Даже неприятную ситуацию можно рассмотреть под другим углом, с другого ракурса, и она уже будет смотреться и восприниматься не такой уж и негативной. В общем, нужно разукрашивать свою жизнь в яркие цвета, и закрашивать пробелы и темные пятна на своем жизненном полотне.
  • Искать во всех даже негативных моментах позитив, и тогда мир будет ярче, эмоции радужнее. Жизнь – лучше. К примеру, получили прибыль от какого-то дела – отлично. Проиграли в чем-то и потеряли деньги – ничего, зато набрал жизненного опыта. Именно так должен думать, рассуждать человек с сильным духом.
  • Никаких сомнений быть не должно, чтобы вы не делали и какие бы решения не принимали. Если вы всегда будете уверены в том, что делаете и в своих решениях, тогда у вас все будет получаться, и ваша самооценка станет намного выше, вы зауважаете себя.
  • Никогда не жалейте себя, всегда убеждайте себя в том, что вы сильные и со всем справитесь без проблем, даже если нужно потерпеть, подождать и приложить усилия.
  • Выбивайте, выдавливайте из себя такие ужасные качества как мнительность, страх перед общественным мнением. Не бойтесь идти вперед и сокрушать врагов на своем пути и запомните, милым всем не будешь, всегда найдутся те, кто попытается поиздеваться и высмеять вас, но на это вам должно быть абсолютно все равно.
  • Чаще всего, наши страхи оказываются просто придуманными, но как только мы начинаем представлять их. Прокручивать в своей голове, в мозгу запускается особая программа, под названием «материализация», так что выключите ее и даже не пытайтесь включать.
  • Полюбите себя. Это тоже очень важный шаг на пути к достижению поставленной цели, нельзя быть сильным духом, если человек не любит себя.

Стоит также научиться доверять окружающим. Только после этого для вас откроются совершенно новые, ранее неизведанные источники силы духа, помогайте людям, узнавайте их, и они помогут вам обрести то, что вам нужно.

Поделиться советом: “Что такое сила духа?”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *