Духовная брань

Мысленная брань

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мысленная брань (то есть война «мысленная» или «в мысли») — в христианской религиозной практике — умно́е делание (то есть работа ума или умом), направленное против помыслов (то есть мыслей, чувств и желаний), всеваемых в естество человека бесами. Цель мысленной брани — уничтожение страстей, питаемых помыслами. Главное средство мысленной брани — Иисусова молитва. В наиболее совершенном виде мысленная брань ведётся монашествующими или аскетами.

Борьба с помыслами в общем контексте борьбы со страстями, грехом

Мысленная брань является неотъемлемой частью духовной борьбы православного монаха. По словам архимандрита Софрония (Сахарова), «Православный монах своим главным делом считает внутреннее умно́е внимание с молитвою в сердце, что дает ему возможность видеть помысл прежде, чем он войдет в сердце. Ум, безмолвным вниманием стоящий в сердце, видит, как помысл приближается извне, пытаясь проникнуть в сердце, и молитвою отгоняет его». Это делание называется «умны́м трезвением» или «умны́м безмолвием».

На практике борьба с помыслами (духовный подвиг) требует также телесного подвига (пост, бдение, труд и др.), который помогает временно сковать страсти. «Необходим подвиг для христианина, — учит святитель Игнатий Брянчанинов, — но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».

Сердце человека освобождается от помыслов, потому что вместо низких страстей «возобладало в нём другое, лучшее их вожделение». По слову святого Исаака Сирина, он мёртв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.

Духовная борьба в изложении старца Никодима Святогорца

В своей «книжице» Невидимая брань (перевод с греческого святителя Феофана Затворника) Никодим Святогорец раскрывает сущность и принципы борьбы христианина против «миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных» следующим образом.

  • Цель духовной брани — достижение христианского совершенства, которое заключается в сближении с Богом и пребывание в связи (соединении) с Ним.

Основные принципы духовной брани:

  • никогда ни в чём не надеяться на себя;
  • носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на единого Бога;
  • непрестанно подвизаться;
  • всегда пребывать в молитве.

«Орудия» духовной брани:

  • поучение в страданиях Господа;
  • отсечение плотских страстей;
  • смирение в немощности своей, постоянное признание и чувство;
  • терпение в искушениях и отгнание нерадения;
  • молитва, как словесная, так и мысленная, сердечная;
  • твердая решимость отнюдь не соглашаться на борющую страсть, отревать её от себя с гневом и ненавидеть от всего сердца;
  • частое причастие богообщения, как таинственного от таинственной жертвы, так и мысленного;
  • всегдашнее упражнение ума в познании того, что право есть пред Господом;
  • всегдашнее упражнение воли в вожделевании одного того, что благоугодно Богу;
  • мир и спокойствие сердца.

Средства духовной брани:

  • телесный подвиг: пощения, бдения, коленопреклонения, спание на голой земле и другие подобные строгости телесные;
  • совершение многих молитвословий дома и в церкви;
  • умна́я молитва, уединение, отшельничество и молчание;
  • точное исполнение всех, уставом положенных, подвижнических деланий.

См. также

  • Исихазм

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Скрытая категория:

  • Незавершённые статьи о христианстве

Текст песни Сражаясь и борясь… — Без названия

АБВ Pesenok.ru Исполнитель: Сражаясь и борясь…
Название песни: Без названия
Дата добавления: 28.08.2014 | 19:43:14
Просмотров: 14
0 чел. считают текст песни верным
0 чел. считают текст песни неверным На этой странице находится текст песни Сражаясь и борясь… — Без названия, а также перевод песни и видео или клип.

  • Текст
  • Перевод
  • Видео
  • Биография

«Я не знаю что вам говорить…
Через 3 минуты…
Самая жестокая схватка за всю нашу профессиональную жизнь
Сегодня решится все…
Или мы снова команда…Или ломаемся
Отдаем момент за моментом…И тогда конец…
Мы в аду,джентельмены…
Поверьте,мы можем смириться с этим,
И пусть тогда о нас все вытерают ноги…
…Или же мы дадим бой и вырвемся…Сражаясь и борясь…
Я не могу это сделать за вас…Я старый…
Я вижу ваши молодые лица и думаю ,что сам я
Сделал в жизни глупости какие только было можно…
Я прогулял все свои деньги…Можете верить…
Я разогнал всех,кто когда-то любил меня…А теперь…
Мне лучше не смотреться в зеркало…
С годами человек очень многое теряет,но это…это жизнь,
И ты понимаешь это когда теряешь,ты понимаешь что жизнь-
Это такая игра,где важен каждый дюйм…И в футболе также…
Потому что в играх и в жизни,и в футболе цена ошибки слишком велика,
Ты сделал шаг чуть раньше или чуть позже…и у тебя не вышло,
Поспешил или опоздал…На пол секунды и остался нисчем…
Эти дюймы нужны нам всегда…они в каждом игровом моменте,
В каждой минуте и секунде…И наша команда будет драться за них…
Она будет драться за каждый дюйм…Мы не пожалеем ни себя ни других
В этой игре…Мы вцепимся в этот дюйм зубами…Потому что мы знаем-
Сумма этих дюймов и есть разница между победой и поражением!
…Между жизнью и смертью! В драке побеждает тот,кто готов отдать
Жизнь за этот дюйм! И я знаю-во мне еще есть жизнь,потому что я готов
Драться и умереть за этот дюйм…Потому что это и есть жизнь…
Шесть дюймов прямо перед тобой…Я не могу вас заставить…
Вы лучше посмотрите на парня,который рядом,посмотрите ему в глаза…
…И увидите того,кто пройдет этот дюйм с вами…Кто пожертвует собой
Ради команды…Потому что знает,что каждый из вас,если нужно,
Сделает тоже самое…это и есть команда,господа…И мы…Либо победим…
…Всей командой…либо умрем…..по одиночке…таков футбол…Вот и все.
Ну вы сделали выбор?» & quot; I do not know what to tell you …
After 3 minutes …
The fiercest battle for all of our professional life
Today everything will be solved …
Or are we again team … or break
Give moment by moment … And then the end …
We are in hell , gentlemen …
Believe me, we can live with it ,
And then let us all vyterat legs …
Or … we give the fight and I will tear … Fighting and fighting …
I can not do it for you … I’m old …
I see your young faces , and I think that I myself
Made in the life of folly which has only been possible …
I skipped all my money … Can you believe …
I broke up everyone who ever loved me … And now …
I’d better not look in the mirror …
Over the years, people lose a lot , but it’s … it’s life
And you know it when you lose , you know that life-
This is a game where every inch is important … and in football as well …
Because in games and in life and in football the cost of failure is too high,
You made ​​the move a little earlier or a little later … and you did not work,
Hurried or late … In half a second and stayed nischem …
These inches we need are always … they are in each gaming moment
In each minute, and second … and our team will fight for them …
She will fight for every inch … We will spare neither himself nor others
In this game … We clung to this inch teeth … Because we znaem-
The sum of these inches and there is a difference between winning and losing !
… Between life and death ! In a fight the winner is the one who is ready to give
Life for this inches ! And I know of I still have a life , because I’m ready
Fight and die for that inch … because this is the life …
Six inches in front of you … I can not make you …
You better look at the guy who next , look him in the eye …
And you will see … the one who will take this with you inch … Who will donate a

Для современного человека, не имеющего христианского религиозного образования, такое понятие как «духовная брань» может ассоциироваться с совсем далекими от истины понятиями.

Первая ассоциация, которая может прийти на ум, что духовная брань — это какая-либо ругань. Здесь легко ввести себя в заблуждение, так как эти два слова синонимы. К тому же есть множество цитат и фразеологизмов, подтверждающих это, но в контексте христианской религии — это не так. Брань — это противостояние, борьба с тем, что вредно, пагубно и губительно.

Кто-то предположит, что речь идет о необходимости самосовершенствования, скажем нравственного – это, от части, верно. Если сказать, что духовная борьба — это борьба со страстями — то это то же не верно, так как страсть — врожденные инстинкты. Таким образом, что такое духовная брань в православии и в чем её цели — понятие неопределенное и малопонятное.

Духовная борьба. Невидимая и мысленная брань

Духовная брань или духовная борьба — это неотъемлемая часть Православной аскетики и духовной жизни монашества, принадлежащей ей уже многие века. Она познается путем непосредственного участия в ней, что есть подвиг для православного христианина.

Ведь цель этой борьбы — достижение христианского совершенства, что есть сближение и пребывание в связи с Богом. Инструментами ведения борьбы служат Невидимая и Мысленная брань.

Киприан Карфагенский Древнеримский епископ

Чем продолжительнее ваша брань, тем блистательнее венец.

(Ис.Пе., 63, 226–227)

Раз или два победив раздражительность и похотливость, эти страсти из всех мучительнейшие, не давай себе покоя и не думай, что победил ты совершенно и стал свободен от всякой борьбы. Но и после самой великой победы бодрствуй и заботься, чтобы не утратили славы прежние победные памятники.

Ибо многие, не говорю, трижды, но тысячекратно одержав победу, впоследствии стали добычею врагов, и после многих победных торжеств, отводимые в плен, представляли из себя жалкое зрелище .

Исидор Пелусиоп, монах-аскет, настоятель монастыря на Пелусиотской горе в Египте, ученик святителя Иоанна Златоуста

Невидимая брань — это процесс борьбы человека со своими страстями, грехами, который проходит на внутреннем (духовном) уровне. Он начинается с самопознания своих грехов и страстей, их признание – это приводит к духовному кризису, преодолев который, человек получает «покаяние», что дает ему внутренний покой.

Никодим Святогорец Греческий монах

Если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани и сподобиться достодолжного за то венца, (надлежит) водрузить в сердце своем следующие четыре расположения и духовные делания, как бы облещись в невидимые оружия, самые благонадежные и всепобедительные, именно: а) никогда ни в чем не надеяться на себя; б) носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на единого Бога; в) непрестанно подвизаться и г) всегда пребывать в молитве.

Пройдя вышеперечисленные ступени борьбы, человек может приступить к мысленной брани («Умное делание»). Это изменения в уме, механизме мышления, после которых человек начинает более глубокие измышления, выходящие за рамки зримого и осязаемого.

Возможно это только путем воздержаний, молитвы, самоограничения. Мысленная брань — показатель высокого уровня духовного развития человека.

Филофей Синайский Преподобный

Послушай, как должно вести каждочасно действующую в нас брань, и поступай так: с трезвением сочетавай молитву, – и будет трезвение усиливать молитву, а молитва трезвение.

Трезвение, непрестанно назирая за всем внутри, замечает, как враги покушаются войти туда, и, заграждая им по силе своей вход, призывает в то же время на помощь Господа Иисуса Христа, чтобы Он прогнал этих лукавых воителей.

При этом внимание заграждает вход посредством противоречия; а призываемый Иисус прогоняет демонов с мечтаниями их.

Иоанн Лествичник и Никодим Святогорец — отражение духовный борьбы в литературе

Процесс духовной борьбы нашел своё отражение во множестве литературных работ святых отцов, наиболее полными и исчерпывающими можно назвать:

  • «Лествица» — сочинение Иоанна Лествичника.
  • «Невидимая брань» — Никодима Святогорца.

Иоанн Лествичник — христианский богослов, родился в Константинополе в 579 году, был хорошо образован. В юности переехал в Египет, где был пострижен в монахи. После смерти своего наставника — старца Мартирия — в послушании, у которого Иоанн был около 19 лет — избрал путь отшельника и провел 40 лет своей жизни в пустыни Фола.

65 в этом возрасте Иоанн Лествичник был избран игуменом Синайского монастыря

В возрасте 65 лет был избран игуменом Синайского монастыря, где и скончался через 4 года в 649 году.

Иоанн Лествичник на новгородской иконе XIII века

В своем сочинение Иоанн показал духовные и аскетические традиции в египетских монастырях, что позволило ему описать путь к духовному совершенствованию христианина — 30 ступеней добродетелей, восходя по которым можно достичь духовного совершенства. Эти ступени можно представить так:

  • борьба с мирской суетой (ступени 1-4);
  • скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5-7);
  • борьба с пороками (ступени 8-17);
  • преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18-26);
  • душевный мир (ступени 27-29);
  • союз трех главных добродетелей (ступень 30).

Лествица райская (византийская икона). Путь к духовному совершенству

Никодим Святогорец — афонский монах и богослов, родившийся в 1749 году на острове Наксос в Греции, толкователь Канонов Православной Церкви. Получил образование в городе Смирне, изучал древней греческий, латинский языки.

В возрасте 26 лет был пострижен в монахи на полуострове Афон. Автор множества работ и руководств, например, толкований к «Пидалиону».

Никодим Святогорец, автор «Невидимой брани»

В его книге «Невидимая брань», можно обозначить основные принципы духовной брани:

  • Отречение от себя. «Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеется на самих себя»;
  • Надежда на Господа. «Полное и все дерзновенное упование на Бога»;
  • Непрерывная борьба. «Подвизаться за веру».

Так же в книге показывают этапы духовной жизни на пути к спасению, говорится о грехах, лукавств бесов и как им противостоять.

(Еф.Си., 30, 232)

У нас брань не с видимыми людьми, от которых, осмотревшись, можно привести себя в безопасность. Воюющие с нами невидимы. Потому и опасность велика нерадивым, а победителям велико воздаяние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *