Духовная жизнь человека

2. Духовная жизнь человека.

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: БИЛЕТЫ и ОТВЕТЫ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ.doc Скачиваний: 199 Добавлен: 25.03.2015 Размер: 475.65 Кб ☆ 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 < Предыдущая Стр 22 из 27 22 23 24 25 26 27

К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

Духовная сфера жизни общества охватывает различ­ные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия.

Мораль — это совокупность правил поведения, про­изводных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, ко­торые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественно­го сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, дог­матов, культовых и обрядовых действий, а также рели­гиозных институтов (церковь).

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

— идеи, теории, образы, ценности

— общественные связи индивидов

— уровень развития самого человека

Ученые выделяют три вида духовного производства:

— наука и образование

— искусство и культура

— религия

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни

№3

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 < Предыдущая Стр 22 из 27 22 23 24 25 26 27

Соседние файлы в предмете

  • # 25.03.201531.78 Кб5OBRAZChIK_USTAVA_NP.docx
  • # 25.03.201555.25 Кб2Reformy_Petra_I.docx
  • # 25.03.20151.52 Mб14task.doc
  • # 25.03.20151.05 Mб1upk.pdf
  • # 25.03.201554.52 Кб3Аристофан.docx
  • # 25.03.2015475.65 Кб199БИЛЕТЫ и ОТВЕТЫ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ.doc
  • # 25.03.2015557.63 Кб102Биологический возраст).docx
  • # 25.03.201515.09 Кб12вопросы к экзамену по МИКРОэкономике.docx
  • # 25.03.201535.84 Кб10Вопросы к экзамену экономика.doc
  • # 25.03.201543.47 Кб9Вопросы МХАТ изо.rtf
  • # 25.03.201587.06 Кб17Гомер.docx

Духовная жизнь

Главная » Алфавитный раздел » Д » Духовная жизнь

(15 голосов: 4.93 из 5)

См. раздел ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ПРАВОСЛАВИИ

  • Православная духовность митр. Иерофей (Влахос)
  • Четыре составляющих духовной жизни свящ. Константин Пархоменко
  • Духовная жизнь в миру архиеп. Сергий (Королёв)
  • Три периода духовной жизни игумен Борис (Долженко)
  • Учение св. Апостола Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский
  • Жизнь духовная, душевная и плотская свт. Феофан Затворник

Духо́вная жизнь есть новая жизнь уверовавшего в Иисуса Христа человека, порождаемая Божественной благодатью Святого Духа при согласии свободной человеческой воли.

Духовная жизнь названа духовной по двум причинам. Прежде всего, она появляется, возрастает и совершенствуется только через благодатное действие Святого Духа Божьего. Далее, потому что в ней принимает участие дух человеческий. Из соединения Духа Божьего и духа человеческого и происходит духовная жизнь, в которой Дух Божий подает саму жизнь, а дух человеческий восприемлет.

Начало полноценной духовной жизни полагается в таинстве крещения, где человеку обильно подается благодать для духовного возрождения. В таинстве крещения в христианине закладывается благодатное семя духовной жизни, развить которое зависит как от Бога, так и от произволения человека. Если человек «свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу», то духовная жизнь «станет собственною человеку, явится в полном своем виде» (св. Феофан Затворник).

Духовная жизнь человека слагается из Божественной благодати и человеческой свободы. От человека требуются усилие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в сотрудничестве Бога и человека. Духовная жизнь протекает в Церкви, поскольку в ней (в ее таинствах и богослужениях) пребывает и подается сама Божественная благодать.

Целью духовной жизни является соединение с Богом (обо́жение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.

***

священник Константин Пархоменко:
Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре составляющие духовного пути суть:
– участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии;
– индивидуальная молитва;
– чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным;
– доброделание.

Современный подвижник отец Александр Мень сравнивал важность следования этим принципам для нашего духовного равновесия с важностью ножек для равновесия стола. Он говорил: если у стола одна ножка отсутствует, то стол качается, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непременно упадет. Так и в нашей жизни, если забывается одна составляющая духовного пути, то наша духовная жизнь начинает качаться и хромать, если забываются и другие, то мы неизбежно теряем равновесие и наша духовная жизнь рушится. Подразумевается не полное забвение какого-либо пункта духовной жизни, а меньший упор на нем, придание ему меньшего значения по сравнению с другими. В этой связи данный пример можно привести и в несколько ином виде: пока стол нашей духовной жизни крепко стоит на заботливо приспособленных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек оказывается меньше других, то равновесие нарушается, стол начинает качаться и становится непригоден для использования.

***

игумен Силуан Туманов:
Представьте общество, в котором у большинства людей не работает правая рука. К немногим здоровым людям будут относиться как к маргиналам, как к странным чудакам. И лишь те, кто по-настоящему владеет обеими руками, понимает, какое это счастье.

Церковь в таком же ключе видит положение общества. Человек, не владеющий душой, инвалид. Пусть даже таких людей большинство и в самой церкви и в секулярном обществе, это не главное. Главное, научиться понять необходимость Богообщения, т. е. Церкви, и правильно организовать жизнь одной из главнейших частей человека — духа.

***

патриарх Кирилл:
Спасение человека, его духовное возрастание не происходят одномоментно, вдруг. Ведь и дерево не сразу вырастает в свой полный рост, и дом сразу не строится, и человек в один миг не взрослеет. Поэтому каждый, кто приступает к духовной брани, должен понимать, что его ждет долгий путь и трудная работа, что нет такой волшебной палочки, по мановению которой происходят благие перемены в нашем духовном состоянии.

См. ЦЕРКОВЬ, ДУХ, ДУХОВНОСТЬ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, СИНЕРГИЯ

§ 13. Духовная жизнь человека и общества

Обществознание. 10 класс. Базовый уровень
Никитин Анатолий Федорович

§ 13. Духовная жизнь человека и общества

Духовная жизнь человека. «Не хлебом единым жив человек» – сказано давно и верно. Кроме хлеба, крова, тепла, человеку необходимо и то, что удовлетворяло бы его любознательность, стремление быть лучше, умнее, благороднее.

В современном обществе вновь проявился интерес к такому сложному явлению жизни человека и общества, как духовность. Нередко мы встречаемся с этим понятием в его восприятии «от противного». Вам наверняка приходилось слышать такие определения, как «бездуховный», «далекий от духовности» и т. д. Обычно они относятся к человеку, который отличается приземленностью чувств, примитивностью мышления, конформизмом, жестокостью, жадностью, пошлостью и т. п. Бездуховность проявляется в том, что люди отдают предпочтение миру материальному перед миром идеальным, бескорыстным.

В последующих разделах курса мы подробнее познакомимся с особенностями и содержанием отдельных сторон духовной жизни общества и человека. А пока отметим, что человек, не ощутивший в себе жизни духа, свои основные помыслы связывает с материальным благополучием. Постепенно у него вырабатывается приземленная, двухмерная философия. Он готов доказывать, что главное в жизни – это иметь много денег, вкусно есть, удобно спать, жить в шикарном доме, ездить на красивой дорогой машине и т. п. А разговоры о высоких чувствах, интересах, стремлениях, о Боге, красоте, истине, справедливости – это, с его точки зрения, пустые слова, не стоящие внимания.

Духовность – это способность отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями; совестливость, основанная не на страхе перед осуждением, а на убеждении в невозможности жить по иным стандартам. Есть еще одна сторона духовности. Это национальное самосознание, которое развивается и совершенствуется под влиянием народной культуры. Национальное самосознание не мешает ощущать себя частицей человеческой семьи, с уважением относиться к другим народам, их истории, культуре. Человек, не любящий собственный народ, не способен уважать другие народы.

Таким образом, понятие «духовность» – мистически-возвышенное, часто религиозное. Оно не зависит от материального, телесного, плотского. Душа, представляющая собой единство чувств, эмоций, воли и разума человека, тесно связана с телом, «живет» в нем. Но связана она не только с телом, но и с духом.

Духовная жизнь общества. Поколения людей, ведущих духовную жизнь, создают условия для духовной жизни общества – проявления его духовной культуры. Необходимыми условиями духовной жизни общества являются: общественная нравственность, народная – доступная самым широким массам – культура и церковь. Духовные основы общественной жизни укрепляются влиянием литературы и искусства – достойных, понятных народу, отвечающих его интересам. Свою весомую лепту в укрепление духовного климата общества вносят также образование и наука, особенно их гуманитарные отрасли.

Духовная жизнь общества поддерживается деятельностью людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Например, наука. Ученые заняты познанием природы, общества, человеческой психики. Научные знания приобретают все большее значение, поскольку внедряются в производство, общественную жизнь, медицину, образование, обеспечивая рост производительности труда, улучшение качества товаров, повышение уровня здравоохранения, образования.

Традиционно в духовной сфере выделяются формы общественного сознания: научное, философское, религиозное, нравственное, экономическое, эстетическое, политическое, правосознание, экологическое. Форма общественного сознания – это система идей, связанных с определенным видом деятельности человека, общественных отношений. Наиболее ценные из них составляют основу духовной культуры.

Духовная культура – это совокупность духовно-нравственных, религиозных ценностей, достижений науки, философии, произведения литературы и искусства, мировоззрение и т. п. Проявлением духовной культуры общества и человека является их духовная жизнь. В духовную культуру включают те результаты духовной деятельности человека, которые возвышают его, способствуют более глубокому пониманию смысла и назначения жизни. Однако далеко не все научные открытия можно назвать достижениями духовной культуры. Например, не относятся к ним создание оружия, губящее природу производство и т. п. Не являются ими и некоторые современные произведения литературы и искусства, процессы, происходящие в области образования, экономики и т. д.

Искусство является центральным звеном духовной культуры. В XVIII в. для обозначения науки о чувственном познании, в частности познании красоты, в научно-философский обиход было введено понятие «эстетика». Следовательно, эстетика – это наука о красоте, а производное от нее понятие «эстетическое» – синоним слова «прекрасное». Искусство – это особая форма общественного сознания и практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей, т. е. ценностей прекрасного. В искусстве сочетаются художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты. В основе искусства лежит образное отражение действительности с позиций определенного эстетического идеала.

Как важнейшее социальное явление искусство выполняет следующие общественные функции:

• эстетическую (дает возможность приобщиться к прекрасному, переживать его);

• познавательную (помогает совершенствованию познавательных возможностей и способностей);

• воспитательную (благодаря положительному примеру, подражанию человек может внутренне стать лучше, усовершенствоваться);

• коммуникативную (эстетически развитый человек как бы общается с героями художественных произведений);

• очищающую (истинные произведения искусства заставляют нас переживать сильные эмоции, чувства, которые благотворно воздействуют на нашу душу).

В художественном отражении мира человечество использовало различные виды общественной практики. Этот фактор обусловил разделение искусства на такие виды, как архитектурa, скульптура, живопись, хореография, литература, театр, кино и телевидение. С их помощью отражается и воспроизводится действительность и индивидуальный мир авторов произведений искусства во всем их богатстве и многообразии.

Вопросы

1. В чем заключается духовная жизнь человека?

2. Как протекает духовная жизнь общества?

3. Что такое духовная культура?

4. Какую роль играет искусство в духовной жизни общества?

5. Какие общественные функции выполняет искусство?

Проблемы и аспекты

1. Как трактовалась духовность после Октябрьской революции 1917 года?

Долгое время духовность признавалась «поповскими сказками». В издании наиболее, пожалуй, массового и популярного толкового словаря С. И. Ожегова (1987) нет слова «духовность». А включенное в данное издание слово «духовный» трактуется как «относящийся к умственной деятельности, к области духа (духовные интересы); церковный, относящийся к духовенству; противоположное – светский». Нет слова «духовность» и в «Словаре по этике» (1983). Оно есть в «Словаре русского языка» (1981) с пометкой «устаревшее» и трактуется как «интеллектуальная природа… человека, противополагаемая его… телесной сущности». Можно встретить и весьма экзотические, абсурдные толкования этого понятия. Например, в годы перестройки в одной центральной молодежной газете сообщалось, что основная задача Всесоюзного конкурса художественного эротического фото – пропаганда… духовности.

Взгляды на духовность в нашем обществе были далеки от адекватности, т. е. они не соответствовали ее истинному значению. Чаще всего духовность связывали с образованностью, интеллектуальностью, в лучшем случае – с культурой личности. В учебнике мы рассматриваем духовность как высшее проявление культуры (прежде всего нравственной) и гражданственности, способность к жизни по совести, творческой самореализации, самоотдаче и даже жертвенности. Это считается выражением совершенства и гармонии качеств человека для постижения и реализации им смысла жизни, высоких идеалов.

2. Как связаны духовность и вера в высшие идеальные ценности?

Говоря о духовности, следует заметить, что верующие должны бережно относиться к представлениям людей, которые отрицают существование Бога, а атеисты – к воззрениям верующих. Дух есть нечто такое, что каждый человек, вне зависимости от его отношения к религии, способен пережить в своем опыте. Например, стремление к совершенству, к объективно лучшему. Это стремление живет в каждом. Иное дело, как оно реализуется у человека под влиянием внутренних и внешних причин и обстоятельств. Счастлив тот, в ком инстинктивное стремление к совершенству, к объективно лучшему переходит в веру в реальность добра, истины, спасения. Некоторые философы говорят о существовании инстинктивного уровня духовности, того, что философ И. А. Ильин (1882–1954) называл «духовностью инстинкта».

Духовность связана с верой в высшие идеальные ценности, не зависящие от материальной жизни. Ибо «духовность» по своему происхождению – производное от слова «дух». Есть три основных компонента человеческого существа – дух, душа, плоть. И дух здесь занимает первое место. «Без духа, вне духа мы не имеем истинного бытия, – отмечал И. А. Ильин, – а остаемся, по словам Гоголя, „существователями“».

Мнения, суждения, факты

Лучшие духовные наши силы без вдохновенья засыпают. Они – сокрытый труд, который ожидает искры (И. Гердер, писатель).

* * *

Чем старше становятся люди, живущие духовною жизнью, тем больше расширяется их умственный кругозор, тем более яснеет их сознание; люди же, живущие мирской жизнью, с годами тупеют все больше и больше (из Талмуда).

* * *

В повседневной жизни можно услышать такое замечание в адрес сдержанного в приеме пищи человека: «Святым духом питается» (т. е. еда для него – не главное в жизни). Поскольку дух невозможно потрогать, взвесить, разобрать на части, то материалистически настроенные ученые склонны отрицать существование этого скрытого мира. Иное дело люди верующие. Так, христиане познают, что такое дух, через Священное Писание. Там это слово употребляется в различных значениях – от веяния ветра и человеческого дыхания до обозначения «духов бесплотных», одаренных умом, волей, могуществом, и до существа Божия, духовной природы Бога. Дух Святой – третья ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Он есть истинный Бог (Деяния, V, 3, 4). Дух Святой сообщается и ныне всем истинным христианам через усердную молитву и таинства.

* * *

Человек духовный – это человек с совестью. Иначе говоря, со способностью внутренне различать добро и зло, оценивать свои помыслы и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения (В. Шубкин, социолог).

Тесты и задания

А) 1. К явлениям духовной жизни относятся:

а) милосердие

б) нетерпимость

в) добросердечие

г) духовность

д) соглашательство

е) покаяние

ж) непримиримость

з) всепрощение

и) принципиальность

к) непреклонность

2. Общественные функции искусства:

а) эстетическая

б) экономическая

в) экологическая

г) познавательная

д) воспитательная

е) коммуникативная

ж) политическая

з) очищающая

3. Закончите предложение.

Ощущение себя частью культурно-этнической общности, способность ставить интересы своего народа выше собственных интересов – ______________.

Б) 1. Д. С. Лихачев писал: «В чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой „духовной культуры“. Это и есть „бездуховность“ – жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы».

Приведите примеры к этому высказыванию академика Д. С. Лихачева.

2. Существует мнение, что культура мешает человеку быть частью природы, оставаться естественным существом.

Выскажите свое мнение по данной проблеме.

Темы для рефератов, сообщений, дискуссий

1. Тенденции духовной жизни современной России.

2. Искусство как элемент духовной культуры.

В чем состоит духовная жизнь человека?

WikipediA Google Megapoisk Ника Кравчук 19.08.2015

Довольно часто мы слышим о духовном и духовности. Люди, которые пользуются этими словами, не всегда понимают заложенный в них смысл. Но что это такое? Можно ли объяснить это с точки зрения культуры, искусства, мировоззрения? В чем состоит духовная жизнь человека? Как это связано с высшими силами?

Светское понимание духовности

На вопрос «В чем состоит духовная жизнь человека?» можно получить много ответов. Все зависит от того, кого вы спрашиваете.

В светском понимании речь идет о духовных потребностях и их удовлетворении, о культуре, творчестве, вдохновении, нематериальной сфере жизни.

В этом смысле духовная жизнь человека состоит из стремления к созданию духовных ценностей, активной творческой деятельности. Читать «хорошие книги», ходить в театр, посещать выставки, общаться с соответствующими людьми.

Также речь идет о моральности и религии как атрибутах духовной жизни.

Религиозное понимание духовности

Но для верующего человека такая характеристика может напоминать пересказ любимого произведения.

Поэтому на вопрос «В чем состоит духовная жизнь человека?» стоит отвечать сквозь призму христианского понимания. Это не просто посещение церковных служб, участие в таинствах, умиление от пения и красоты куполов, икон, мозаик. Ведь это только то, что «цепляет» внешне.

Если копать глубже, то можно сказать, что это путь к Богу. И для каждого человека он индивидуален.

Духовная жизнь начинается с осознания и принятия того, для чего человек пришел в мир, Кто дал ему жизнь. В центре — Бог, и все завязано на Нем. Надо только довериться Творцу.

Фактически духовная жизнь человека как раз и состоит в том, чтобы идти к Творцу, спрашивать Его воли (именно Бог точно знает, что надо человеку).

Искренне молиться, общаться с Богом. Безгранично доверять Ему. Сокрушаться о грехах. Понимать глубинный смысл и принимать таинства. И верить в то, что земными пределами это все не заканчивается.

Забирай себе, расскажи друзьям! Читайте также на нашем сайте: Тоска посылается тем, кто не может раскаяться Как определить, что человек одержим бесом? Дух Божий учит любить и жалеть все живое Как помочь человеку преодолеть страх смерти Показать еще

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *