Духовность это определение

Духовность

Духовность (греч. Πνευματικότητα, ивр. רוחניות, лат. Spiritualitas, англ. Spirituality) — абстрактный существительное к слову духовной. Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией. Как термин слово «духовность» используется в таких науках, как философия, этика, богословие для определения различных понятий так или иначе соприкасающихся внутреннему миру человека.

Духовность — это идеал, к которому стремилась и стремится человек в ее собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности, а также это проявление зрелости психики личности деятельностью сигнальной системы.

Употребление

Согласно Айлин Баркер духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренне психический опыт человека.

Обычно, в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную возвышенность мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низком, несовершенном, вульгарном, греховном, аморальном. Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и другие.

В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью (теология внутренней жизни), верой, мистическим опытом, «общением с Богом».

Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогических риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же считать духовностью и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.

Понятие духовности в философии

Понятие духовности в философии, как правило, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся настойчивый поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированный той или иной конфессией. В современных западных трудах об обществе и культуре понятие «духовность» почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека. Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности с тематических областей философии.

К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие «духовность» по-разному. Понятие «духовность» всегда мало в философии важное значение, и играет значительную роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Памфил Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат. Spirit и греч. «Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повивання дыхания, носителя жизни .

Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.

Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.

Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Ими духовность понималась вдвойне.

  • С одной стороны: Духовность это одухотворение тваринности, сущностная характеристика человека, выделяет ее из мира животных.
  • Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.

По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность.

Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущий таким философам, как Мартин Бубер, Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых являются: «человек разумный» на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы в жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти «человек духовный». И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 1990-е годы после того как в Украине марксистские методологические правила перестали быть «официальными» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:

  • религиоведческим, предметом которого является духовность, истолкована богословски, как совершенство веры в сверхъестественные силы;
  • культурологическим, в контексте которого духовность выступает как способ самостроя лица в рамках культурного мира через самоопределение и самоспрямування лица, предполагает не только знание, но и чувства, осмысление действительности, способность к сопереживанию;
  • философско-социологическим, в котором духовность рассматривается как многомерный социально-исторический феномен, специфичность проявлений которого обусловлено своеобразием всемирной истории как полицентрической образования.

Понятие духовности в психологии

Духовность — это интегральное образование человеческой психики, сложное гармоничное сочетание определенных психически процессуальных и личностных качеств человека, как и любое психическое явление имеет определенные формы проявления, которые можно изучать.

Духовность — это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования. Иначе говоря, духовность, с одной стороны, является системно-интегрированной составляющей психики, с другой — синергетическим фактором взаимодействия различных психических сфер человека.

В конце ХХ — нач. XXI в. наблюдалось усиление внимания к феномену духовности со стороны отечественных психологов.

Так, плодотворную попытку объяснить психологические механизмы духовного развития личности совершил украинский психолог А. П. Колесник, проанализировав ведущие этапы этого процесса [.

Наш соотечественник, психолог М. Л.-А. Чепа, рассматривая структурные уровни человеческого развития как подсистемы большой системы — психики человека как целостного образования обнаружил общие и особые функции структурных уровней, их иерархическую и координационную организацию. Он подчеркнул, что по своим сущностным характеристикам духовность является сложной системой нелинейного типа, а следовательно, должен изучаться средствами синергетики.

Формы проявления духовности

Прежде всего духовность проявляется в направлении интересов, склонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей.

Духовные ценностные ориентации рассматривают как сложную систему психических образований, которые направлены на процесс усвоения (восприятие, интериоризации, создания) духовных ценностей. В то же время это положительная установка личности на духовные поступки. В условиях целенаправленного формирования духовные ценностные ориентации могут приобрести высшей формы — трансформироваться в духовные потребности, то есть систему мотивов активности человека, которая побуждает человека к различным видам духовной деятельности (познавательной, эстетической, коммуникативной). В отличие от других видов деятельности, духовная определяется не прагматическими целями, а направлена ​​на удовлетворение бескорыстных духовных потребностей (в знаниях, общении, эстетическом удовольствии).

Специфичный формами проявления духовности есть духовные состояния и чувства — недостаточно исследованы традиционной психологией явления. Поразительным фактом в человеческом чувственно-интеллектуальной опыте всегда были странные моменты внутреннего «инсайта», которые в некоторых философских кругах получили название «космическая» или «расширенная» сознание. Чаще всего они возникают в процессе общения человека с лицом которую горячо любит или созерцание пейзажей природы, произведений искусства. В этот момент человек переживает бурный эмоциональный, чувство облегчения, свободы, всеобъемлющей любви ко всему миру. В некоторых возникают ощущения, что его собственное «Я» расширился до границ Вселенной, некоторые осознает себя маленькой частицей этого бесконечного мира. Тогда стирается грань между живым и неживым в природе, человеком и животными, близкими и незнакомыми — все воспринимается как единое целое, неотъемлемой частью которого является тот, кто переживает духовное состояние.

Люди, которые имеют опыт духовных состояний, утверждают, что после пережитого их охватывали чувства любви ко всему живому, желание творить добро. Итак, духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств (совесть, вина, раскаяние, любовь, вера, надежда). Специфической формой чувственного проявления духовности, по нашему мнению, является эмпатия, то есть способность человека к сочувствию другому лицу (существу), желание и умение понять и почувствовать его внутренний мир, понять ее ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворение его потребностей и интересов.

Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии

В процессе теоретической разработки проблемы можно сделать вывод, что духовность как психологический феномен является творческой способностью человека к психической самореализации и самосовершенствования и имеет сложную структуру. Для осуществления анализа составляющих духовности использовался системный подход, который предполагает рассмотрение объекта исследования (в нашем случае — духовности) как системы, то есть определенной обособленной множества элементов, находящихся во взаимодействии (Аверьянов А., Афанасьев В., Садовский В. ).

С позиций системного подхода по сложившейся классификации систем духовность можно отнести к разряду динамичных открытых систем. Динамичность духовности проявляется в способности ее структурных компонентов к определенным изменениям, а значит к метаморфозам самой духовности, уровней ее развития. Открытость духовности как системы заключается в возможности ее взаимодействия на разных уровнях с биологическим и социокультурным окружающей средой.

Понятие «система» тесно связано с понятием «структура», что означает построение системы, то есть определенное количество элементов и характер их взаимосвязи. Структурные элементы системы представляют собой тоже сложные системы. Для полного исследования сущности и особенностей развития духовности как системы можно исследовать ее структурные компоненты как подсистемы.

Потребностно-ценностный компонент. Включая духовные потребности и духовные ценностные ориентации. Под духовными потребностями понимается стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их создание в процессе духовных видов деятельности. В индивидуальные ценности входят интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. «Общечеловеческие ценности» включают: человечность, добро, красоту, справедливость, знания.

Наличие ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении к окружающему, которая возникает из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни. Личность начинает согласовывать и строить свои отношения с другими, направлять усилия на самосовершенствование в соответствии со своими ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов, является проявлением ее духовных потребностей в самореализации и саморазвития.

Духовные ценностные ориентации рассматриваются как относительно устойчивая система направленности интересов, потребностей личности, которая нацелена на процесс интериоризации духовных ценностей. В то же время это положительная психическая установка на духовное тип поведения:

  • Поступков-поведенческий компонент, к которому относят духовной тип поведения, духовное саморазвитие и духовной поступок;
  • духовный тип поведения может проявляться в утверждении человеком в своей жизнедеятельности гуманистических и эстетических общечеловеческих идеалов, то есть ценностей, которые выступают как цель жизнетворчества;
  • духовное саморазвитие розглядается как процесс осуществления субъектом сознательного управления своей деятельностью и поведением в соответствии с духовных ценностных ориентаций, целью которого является психическое самосовершенствования и самореализации;
  • духовный поступок, это может быть бескорыстная действие, направленная на сохранение или поддержание существования людей, живых существ, предметов и объектов окружающей среды;
  • когнитивно-интеллектуальный компонент определяется такими особенностями интеллектуальной сферы как наблюдательность, любознательность, глубина, самостоятельность, критичность мышления;
  • волевой компонент духовности проявляется в таких качествах личности: целеустремленность, настойчивость, самообладание, саморегуляция, а также отличаются спецификой мотивов волевых действий, основанных на духовных потребностях, интересах;
  • чувственно-эмоциональный компонент духовности предполагает развитость эмоциональной сферы (способность к переживанию разнообразной гаммы эмоций и чувств, в том числе и экзистенциальных — совесть, вина, сомнение, любовь, вера, надежда, раскаяние — которые выполняют функцию глубинной связи человека с Вселенной, поддерживают константу личности и ее индивидуальную целостность), а также духовных состояний;
  • гуманистический компонент духовности проявляется в отношении человека к любой формы жизни как высшей ценности; уважении к внутреннему миру другого человека, который сочетается со способностью к сочувствию и реализуется через воплощение в отношения с этим человеком высоких духовных ценностей — добра, красоты, любви;
  • эстетический компонент духовности — отражает специфическое чувственно-эмоциональное и интеллектуально-когнитивное отношение человека к окружающей действительности, отражают ее стремление к красоте, гармонии, совершенства и оказывается в необходимости и способности воспринимать эстетические объекты, а также испытывать чувство эстетического удовлетворения.

Психологический смысл понятия «духовное развитие»

Развитие духовности, в нашем понимании, — процесс позитивных количественных и качественных изменений:

  1. в умственной сфере человека (ребенка) — от познания предметов и явлений на чувственном уровне — к осознанию их сущности и взаимосвязи.
  2. в чувственно-эмоциональной сфере — от простых эмоций — к способности сочувствовать и переживать духовные состояния и чувства;
  3. в моральной сфере — от эгоцентризма к гуманизму, альтруизма;
  4. в деятельно-волевой сфере — от непроизвольных действий — к целенаправленной саморегуляции, духовных поступков;
  5. в эстетическом мировосприятии — от созерцания эстетических объектов — к эстетической потребности и эстетической деятельности.

Исходя из главных постулатов гуманистической психологии, где личность исследуют как уникальную целостную систему, имеющую чисто человеческую возможность для самоактуализации, мы рассматриваем духовное развитие как динамику иерархии метамотивив и потребностей, с позиции которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует. Существенным для осуществления духовного развития мы считаем формирование и реализацию таких высших потребностей человека: в познании мира, себя, смысла жизни; в признании и уважении собственной личности со стороны других лиц; в восприятии и создании красоты (то есть эстетическую) в добродетели и утверждении справедливости (т.е. гуманистическую) в психическом и личностном совершенствованию.

Итак, психологическое содержание понятия «духовное развитие» можно определить как процесс реализации когнитивно-интеллектуального, чувственно-эмоционального, волевого, креативного потенциалов субъекта, осуществления прогрессивных качественных и количественных изменений в его ценностных ориентациях и поступках, результатом которого является достижение психической целостности и гармонии. Этот процесс может быть интерпретирован как разновидность творчества, поскольку он является индивидуальным путем познания человеком своей природы, открытие собственных возможностей и их реализации.

Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Духовность как качество личности – способность проявлять высшую природу человека, свои лучшие качества посредством налаживания устойчивой связи с Высшим Духовным Источником, удовлетворения наряду с физическими, эмоциональными и интеллектуальными, духовных потребностей, получения духовного знания и следования духовной культуре.

Один человек сказал Мудрецу:

— Жаль мне тебя, друг, всё скитаешься по миру. С твоей мудростью, ты мог бы жить во дворцах, а с твоей духовностью — среди святых старцев в монастыре. На что Мудрец ответил: — Не жалей меня, брат. Строения, которые ты назвал — словно две башни одних ворот. Имея мудрость и духовность, стоит ли стоять на одном месте, когда неизведанный путь проходит сквозь ворота?

Уже философы Древности (Индия, Китай, Греция) заметили, что духовность — это способ связи человека и мира. Человек, как существо с высоким уровнем осознанности, стремится строить свои отношения с внешним миром на принципах духовности, то есть через призму божественного отношения ко всему сущему, то есть излучения энергии любви, заботы и тепла. Достижение духовной зрелости дает ощущение связи с высшими духовными источниками и чувство гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Духовность нужна обществу больше, чем полиция, суды и тюрьмы. Когда у человека нет идеи Бога, нет понимания, как действуют законы мироздания, в том числе закон судьбы или закон справедливости, он становится безответственным и нацеленным делать всё, что угодно. Недаром в народе прижился тост: «Чтобы у тебя всё было и тебе за это ничего не было!» То есть можешь жить, как хочешь, вопреки законам мироздания, нарушая права других и плюя на закон. Одного парня спрашивают: «Каково твоё самое сокровенное желание?» Он отвечает, и это никого не шокирует: «Хочу, чтобы в дальнейшей моей жизни я мог делать всё, что придет в голову, исполнять любые свои желания, но при этом, чтобы всё сходило с рук, никакой ответственности».

Закон справедливости гласит: «За каждый свой поступок будешь нести ответственность». Жизнь, как бумеранг, возвращает всё обратно и не нужно никакой небесной канцелярии. У бога надежные «бухгалтера» в самом человеке. Все непотребные поступки надежно фиксирует тонкое тело ума, душа и совесть. Духовный человек – ответственный человек, он стремится гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Духовность человека органично проявляется через сострадание, милосердие, человечность и великодушие. Он знает, что «счетчик щелкает, щелкает, все равно, в конце пути придется рассчитаться». Бездуховный человек думает: «Можно втихаря делать всё, ибо я не несу ответственности ни за что». Прав был Ф.М. Достоевский, сказав глубокие слова: «Если Бога нет, то можно всё».

Что мы наблюдаем сегодня? Шабаш бездуховности. Коммунисты, отрекшись от Бога, тем не менее, уделяли значительное внимание духовному воспитанию молодого поколения. Для этого в каждой организации существовали секретари комитетов комсомола, комиссары, секретари парткомов. Моральный кодекс строителя коммунизма знали, чуть ли не назубок. Искусственность и нежизнеспособность этой системы подтвердил развал страны. Новая власть на духовном поприще не смогла преподнести ничего нового. Без духовной идеи в обществе активизировалась мерзость, гнусность и низость. Там, где попирается духовность, господствует подлость, безнравственность, бесстыдство и аморальность. Лев Толстой в контексте этой мысли писал: «Какую бы форму государства вы не избрали, в конечном итоге, если вы устраните духовную идею из любого общества, это общество рухнет». И Веды говорят: «что общество, которое лишено священнослужителей, общество, где забыт Бог, такое общество очень быстро приходит к стремительной деградации». Как сказал один мудрый человек: «Мы живем в эпоху управляемых ракет и неуправляемых, потерявших ориентиры людей».

Если наделять человека исключительно бездуховным знанием, он погрязнет в болоте невежества. Прикладное знание без подкладки духовности лишь подталкивает человека к злу, насилию и варварству. Нереализованная духовность личности обусловливает повышенное вожделение и похоть, влечет за собой разрушительную, цепную реакцию деградации человека.

Духовность побуждает человека проявлять лучшие свои качества. Будучи истинным философом, Сократ верил, что мудрый, духовный человек инстинктивно ведёт скромную жизнь. Сам он даже не носил туфли, хотя его всегда тянуло на базар поглазеть на всевозможные товары, выставленные там. Когда один из его друзей спросил, зачем он так поступает, Сократ ответил: — Мне нравится ходить туда и осознавать, без скольких вещей мне приятно жить!

Духовность – это потребность души. Тело занято удовлетворением физических потребностей. Это пища, сон, секс и защита. В этом человек ничем не отличается от животного. Мышка тоже озабочена, как добыть пищу, выспаться, реализовать инстинкт продления рода и вырыть для безопасности норку. Ум занят удовлетворением чувств, их эмоциональных потребностей. Для этого он ходит в кино и на концерты, смотрит телевизор, читает детективы. Разум также нуждается в удовлетворении интеллектуальных потребностей, ведь ему нужно знать, как жить правильно, и человек ходит на лекции, семинары и тренинги, где обсуждаются вопросы о законах жизни, об искусстве правильного поведения в окружающем мире. Именно разум требует у своего обладателя удовлетворить его потребность в достоинствах. Человек, прислушиваясь к разуму, воспитывает в себе достоинства и, тем самым, вытесняет из своего характера недостатки.

Никто не спорит, что нужно удовлетворять потребности тела, ума и разума. Но человек становится целостной личностью, если системно удовлетворяются все его потребности. У души свои специфические духовные потребности. Искусство жизни – поддерживать баланс удовлетворения потребностей. Дисбаланс в любой из этих жизненных сфер порождает напряженность во всех остальных.

Из души исходят потребности находиться в обстановке Бога, искать вечные ценности. Душа ликует, увидев красоту. Есть такая притча. Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией. Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный духовным восхищением, студент останавливался возле каждой статуи и восторженно вздыхал. В конце концов, управляющий не выдержал: — Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу? Писатель – прозаик Серджио Бамбарен в книге «Наедине с океаном» пишет о духовной потребности наслаждаться красотами природы: «Соприкосновение с морем обращает мое сердце к духовности. То, что совсем недавно казалось важным, теряет смысл. Оплата счетов, новый автомобиль, пожизненный жилищный кредит — сейчас я понимаю, сколько драгоценных лет жизни отняло у меня желание обладать всеми этими материальными благами. Чтобы чувствовать себя живым, мне нужны только волна и солнечный закат, так почему бы не идти в жизни собственным путем?»

Духовный человек – это алчный коллекционер духовного знания. Душа по своей природе в стремлении к счастью ненасытна. Поэтому нет предела для духовных потребностей. Индийский поэт, Видьяпати сказал: «Все счастье этого мира, оно есть — оно реальность. Неправда, что в этом мире нету счастья, счастье есть. Но все счастье этого мира подобно капле, капле в пустыне. Но наша душа она жаждет рек счастья, океанов счастья. И этих океанов счастья, полноводной реки счастья, которой жаждет наша душа, как бы мы не старались, мы не можем найти в этом мире». Поэтому идея духовности не является идеей чуждой душе, она является той идеей, которая только и может насытить душу вполне. Духовность – это не самоизоляция, отрешенность и отгороженность от мира. Писатель – публицист Госвами пишет: «Многие думают, что духовное знание заставит человека отречься от мира и изолироваться от общества, но это вовсе не так. Нам необходимо познать природу нашего неизменного, вечного «я» и мира, в котором мы живем». Ему вторит Пауло Коэльо: «Для того чтобы начать духовную жизнь, не нужно поступать в семинарию, поститься, быть трезвенником и сторониться женщин. Достаточно верить в Бога и принимать Его».

ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Этика и эстетика Духовность как фактор национальной безопасности Российской Федерации
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ

Духовность — совокупность проявлений духа в мире и человеке.

В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность и материальность — две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций — духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные. Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций — духовность — материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д. Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

— инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

— инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Второе по значимости желание — стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса.

Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе — карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности — гедонизм и карьеризм.

Гедонизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения. (Карьеризм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Так, например, В. Новодворская полагает, что ученые пришли к убеждению, что побудительные мотивы человека в его трудовой и политической деятельности — это лидерство и жадность. И этим руководствуются ровно 98 % испытуемых Homo sapiens. Ограничивает животные побуждения духовность — феномен, присущий единственному животному на Земле — человеку. Часто, анализируя духовность, говорят о морали, нравственности, человечности. Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм — это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности:

-аскетизм

-альтруизм.

Аскетизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Забегая вперед, скажем, что аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

В свою очередь, самоактуализация есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности. Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Принцип аскетизма «не стремись к максимализации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления.

Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня. Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) — упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Неслучайно в Большой советской энциклопедии при определении понятия «аскетизм» указывается: «аскетизм — ограничение и подавление чувственных влечений, желаний «умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей».

Альтруизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами».

Альтруист — это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма.

«Духовность — важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования».

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Психология
Региональная экономика
Религиоведение
Риторика
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

3.2. Духовность личности

Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Вуз: Предмет: Файл: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.doc Скачиваний: 272 Добавлен: 26.02.2016 Размер: 2.68 Mб ☆ 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 < Предыдущая Стр 14 из 37 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 > >>

Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема духовности в психологии была поставлена впервые в описательной или «понимающей» психологии конца XIX — начала XX в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Представление о духовности тесно связано у Шпрангера с понятием индивидуальных ценностей. Для духовного внутреннего мира индивидуума характерна цельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловых связях между ними, а также телеологичность (целенаправленность, интенциональность).

В послевоенной психологии проблема духовности рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии, преимущественно ее трансперсональной и экзистенциальной ветвей. Общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости.

На уровне духовности на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Духовные ценности содержательно мотивируют «свободу для», а их неиерархические взаимоотношения создают непредопределенность свободного выбора между ними. Таким образом, духовность выступает предпосылкой личностной свободы и ответственности.

Духовность в контексте развития личности исследовалась в работах К.А.Абульханова-Славской, Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л. Рубинштейна.

Проблема духовности стала основной в исследованиях В.И.Слободчикова, В.П.Зинченко, Б.С.Братуся, В.В.Зеньковского, В.Д.Шадрикова, В.Н.Понферова, И.И.Купцова и др.

В современной науке круг вопросов, относящихся к духовно-нравственному развитию личности, становится особой областью научного психологического исследования. При этом многими исследователями (Б.С.Братусь, А.А.Деркач, В.В.Знаков, Н.А.Коваль, Л.А.Коган, Л.В.Опалев, И.Н.Семёнов и др.) отмечается, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не находят опору в жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в её нравственных ценностях.

Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. Человек — это больше, чем психика: человек — это дух.

В.И.Слободчиков и Е. И. Исаев определяют духовность как специфически человеческое свойство психики, “связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования”, а духовное бытие определяется как “высший способ личного существования, связанный с освобождением от обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости”. В подобном ключе определяет дух и духовность, Б.С.Братусь – как универсальность, высшую нравственную способность человека отождествлять себя со всем человечеством, с Универсумом.

Для этих точек зрения дух представляет собой высший уровень индивидуальной психической жизни, на котором она обладает особыми, только духовному уровню соответствующими свойствами нравственного порядка.

В работах некоторых отечественных психологов и философов (М.Н.Лодыженский, В.В.Зеньковский, Д.С.Мелехов) встречается принципиально иной взгляд на дух как на новый уровень бытия целостного человеческого существа, качественно отличный от психики. То есть дух — не просто высшая форма психического, а сверхпсихическая категория, имеющая особый статус. В этом случае может идти речь только о взаимосвязи духовной и психической жизни.

Из концепции духовности С.М.Шалютина и И.Н.Степановой:

Духовность — способность властвовать над своими потребностями. Она выражается в приоритете или высоком ранге духовных ценностей в системе ценностей индивида.

Духовные ценности – ценности, которые определяются исключительно духовными потребностями, при этом исключается оценка и взвешивание с материальной точки зрения. Выделяют три духовных ценности: истина, добро и красота.

Бездуховность – сознательный выбор прагматических ценностей, ценностей пользы, обладания (Э. Фромм «иметь или быть?»)

Квазидуховность – фанатизм, гиперболизация, абсолютизация какой-то ценности.

В современном понимании духовность можно рассматривать в связи с культурой, моральными нормами, отношениями между людьми, определяющимися категориями добра и зла. Еще Аристотель отмечал, что любое интеллектуальное начало человека предполагает его нравственную позицию или этические волевые качества, что в целом составляет добродетель.

Духовные способности – это единство природных способностей индивида, субъекта деятельности, личности с нравственными и моральными качествами человека.

Следуя моральным критериям, выработанным человеческим обществом, и достигая своего личностного смысла в жизни, человек делается духовным.

Духовные способности направлены на соотнесение себя с миром и другими людьми.

Соотношение векторов духовности по Д.В.Колесову:

  • Высокое более духовно, чем низкое.

  • Подвижное более духовно, чем неподвижное.

  • Теплое более духовно, чем холодное.

  • Целое более духовно, чем часть.

  • Открытое более духовно, чем замкнутое.

  • Широкое более духовно, чем узкое.

  • Глубокое более духовно, чем мелкое.

  • Изменяющееся более духовно, чем стабильное.

  • Прогесс духовнее регресса.

  • Большое духовнее малого.

  • Инициатива духовнее инертности.

  • Опытность духовнее неопытности.

  • Просторное духовнее тесного.

  • «Там и потом» духовнее «здесь и теперь».

  • Чрезвычайное духовнее обыденного.

  • Светлое духовнее темного.

Д.А.Леонтьев о духовности. Духовность, как и свобода и ответственность, — это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие реше­ний у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных цен­ностей, которые не находятся между собой в иерархи­ческих отношениях, а допускают альтернативность. Поэ­тому принятие решений зрелой личностью — это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтер­натив, который, вне зависимости от его исхода, обога­щает личность, позволяет строить альтернативные моде­ли будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора. Бездуховность рав­нозначна однозначности, предопределенности. Духов­ность есть то, что сплавляет воедино все механизмы выс­шего уровня. Без нее не может быть автономной личнос­ти. Только на ее основе может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддер­живает свое существование ради того, чтобы действо­вать, делать дело своей жизни.

Для психологической науки проблема соотношения духовных реальностей человеческой жизни, которые мы в себе ощущаем, с привычными научными психологическими категориями является актуальной. По справедливому замечанию В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунова, «…есть смысл подумать, как можно вписать духовность в психологию, прежде всего в психологию сознания, то есть вернуть психологии душу…»

Ставя проблему раскрытия духовной реальности, индивидуального духа человека в категориях научной психологии, в ней можно выделить три составляющие.

Во-первых, самая главная методологическая проблема — можем ли мы вообще рассматривать сущность духовной жизни в психологических категориях; достаточны ли они для этого?

Во-вторых, в чем могут состоять проявления духовной жизни, которые мы можем наблюдать в себе?

И, в-третьих, хотя бы интуитивно угадать, обрисовать, в чем состоит сущность категории «индивидуального духа” .

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 < Предыдущая Стр 14 из 37 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 > >>

Соседние файлы в предмете

  • # 26.02.201690.62 Кб6Проект положения.doc
  • # 26.02.2016185.34 Кб10Проектирование базы данных.doc
  • # 26.02.20162.02 Mб14ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ.doc
  • # 26.02.201681.92 Кб3Производственная практика(программа).doc
  • # 26.02.2016621.66 Кб3прямоугольная система координат.pdf
  • # 26.02.20162.68 Mб272ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.doc
  • # 26.02.20161.84 Mб31Пугачев — ОДД аналог клинковштейна.pdf
  • # 26.02.20164.69 Mб20Пугачёв ИН ОиБД.pdf
  • # 26.02.20163.6 Mб47Пунктуационный разбор предложения.pdf
  • # 26.02.201617.95 Mб16Работа с базами данных Соколова Н.Н. 2007.doc
  • # 26.02.201616.65 Mб17Работа с СУБД MS Access.doc

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В психологии

Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX – начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой (Вильгельм Дильтей, Эдуард Шпрангер) делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками. В дальнейшем духовность стала предметом изучения аналитической психологии Карла Густава Юнга, в которой духовная культура Запада и Востока анализировалась с использованием концепций коллективного бессознательного и архетипов. Юнг заложил основы психологического анализа религии и алхимии.

Следующим этапом психологического изучения духовности стало её рассмотрение в рамках гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии. В психосинтезе Роберто Ассаджоли духовность связана с высшим бессознательным, которое служит источником творческого вдохновения. Абрахам Маслоу рассматривает духовность в связи с пиковыми переживаниями, которые возникают в процессе самоактуализации. Станислав Гроф рассматривает духовность в связи с трансперсональными переживаниями и духовными кризисами. В современных работах по трансперсональной психологии большое внимание уделяется описанию и анализу практик духовного целительства, используемых в шаманизме и других традиционных культурах. Виктор Франкл считает духовность высшим антропологическим измерением личности, которое он помещает над телесным и психическим измерениями. Альтернативным подходом к проблеме духовности в экзистенциальной психологии является концепция Адриана Ван Каама, который связал духовность с трансцендентностью.

В христианской психологии духовность рассматривается в связи с высшими силами божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. При этом существование каких-либо других видов духовности христианская психология отрицает.

В подавляющем большинстве подходов к духовности она рассматривается как явление, выходящее за рамки индивидуальности и связанное со сверхличностными, божественными или космическими силами. Духовность является признаком зрелости личности, вышедшей за пределы своих узких интересов и преходящих ценностей.

воспитательной или патриотической работы.

В современном западном религиоведении

Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

См. также

В Викисловаре есть статья «духовность»

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Д. А. Леонтьев. Духовность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 217-218. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  2. ↑ Степанова, 2011, с. 128.

Литература

  • Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2011. — № 1. — С. 127—134.
  • Тэнзин Гьяцо (Далай-лама XIV). Этика для нового тысячелетия. — Нартанг. — 2001.
  • Джемс Вильям. Многообразие Религиозного Опыта. — Научно-теоретический журнал «Религиоведение».
  • Роберт Фуллер. «Духовные, но не религиозные». — Издательский дом «Oxford University Press». — 2001. — 224 p.

Ссылки

  • Профессор Алексей Осипов: Все больше смешиваются добро и зло // Православие и мир, интернет-портал, 03 марта 2015 г.
  • Абросимов Б. Н. Духовность личности в контексте русской идеи XX века
  • Дончев Стоян Димитров. Две Европы: Славянская идея в XXI веке
  • А. Мень. O Духовности. (недоступная ссылка с 16-05-2013 — история)
  • Лещук И. И. ЛАБИРИНТЫ ДУХОВНОСТИ
  • В. Г. Соколов Возможна ли монополия на духовность?
  • Ю. В. Щербатых Духовность
  • Сигачев А. А. Духовность науки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» : (пример использования духовности не к месту). — 2009. — № 1 — Философия. Политология.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *