Духовные традиции

  • Статьи
  • Русские традиции

Русские православные традиции

16 августа 2018

Русская страда

Рубрика: Русские традиции

912 просмотров Во второй половине лета в жизни русского крестьянина наступал самый главный период — жаркая пора сбора урожая, или, как еще называли на Руси, — страда. Об этом совершенно особом времени крестьянского года рассказывает историк Марина Михайловна Громыко в своей книге «Мир русской деревни». Публикуем наиболее интересные фрагменты этого исследования.

12 июля 2018

Как праздновали на Руси день Петра и Павла

Рубрика: Русские традиции

1015 просмотров По церковному календарю, последний июньский праздник (29 июня по старому стилю) посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — Петра и Павла. Представляем описание, как отмечали этот день на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» А.А. Коринфского.

03 июля 2018

Июль — макушка лета

Рубрика: Русские традиции

789 просмотров Июль-месяц — пора грозовая. В это время сельская Русь собирала урожай, от него зависело, какой будет зима, сытой или голодной. Множество пословиц и поговорок оставили нам наши предки в качестве бесценной исторической памяти. Какие народные обычаи и приметы, приуроченные к дням прославленных святых, были присущи этому месяцу? Русский писатель и журналист второй половины XIX века А.А. Коринфский составил историко-этнографические очерки, которые затем вошли в книгу «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

14 июня 2018

Июнь-розанцвет

Рубрика: Русские традиции

1028 просмотров Церковь живет по своему русскому календарю. А как же еще бы мы знали, что 14 июня — это все-таки 1 число первого летнего месяца на Руси?! 1/14 июня — начало лета. В древнерусском быту июнь месяц называли розанцветом: шиповник-розан зацветал… А еще июнь называют разноцветом потому, что с наступлением лета начинают цвести разные цветы.

Русские традиции — 07 августа 2018

Русские поклонные кресты

Традиция ставить поклонные кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Читайте в нашей статье о том, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.

Русские традиции — 30 апреля 2018

Русское кружево. История и современный день кружевных изделий

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий. Безусловно, кружево — выдающееся явление народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Наша статья расскажет вам об истории возникновения кружева, о техниках создания кружевных изделий, о различных кружевных символах и многом другом.

Русские традиции — 18 апреля 2018

Русская народная игрушка

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. На предстоящей в честь торжеств в Неделю Жен-Мироносиц Рогожской ярмарке будут представлены к продаже раличные виды русской народной игрушки.

17 апреля 2018

Радоница. Записки этнографа

Рубрика: Русские традиции

962 просмотров На вторник Фоминой недели приходится поминовение усопших (Радоница). В этот день православные христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с упокоившимися, а во многих местах существует обычай прославления воскресшего Христа на могилах умерших. Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» описывает традиции Радоницы.

05 апреля 2018

Великий четверг. Записки этнографа

Рубрика: Русские традиции

1221 просмотров Великий четверг в народе называют также Чистым четвергом. В этот день хозяйки обыкновенно занимаются генеральной уборкой. О других русских народных традициях в этот день узнаем из книги русского историка и этнографа второй половины XIX века М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».

13 февраля 2018

Масленица (Сырная неделя)

Рубрика: Русские традиции

Тема: праздники

2027 просмотров Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Масленицу наши предки, читайте в этом материале.

123>>> Кол-во на странице: 10 25 50 100 Все

Духовно-нравственное воспитание

Абдулганеева Елена Анатольевна / Сайт учителя начальных классов.

Главные вкладки

Опубликовано 06.11.2017 — 10:32 — Абдулганеева Елена Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание школьников.

Цели:

— воспитание культуры поведения;

— создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Задачи:

— формирование цельной духовно нравственной личности;

— воспитание уважения к старшему поколению;

— вырабатывание чувства патриотизма и любви к своему народу.

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

— отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

— деградация морально-нравственной среды;

— уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

— отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

— отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);

— наличие огромного количества негативного контента в СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее ребят.

Школьная пора — отличное время для формирования духовной нравственной личности. Именно в школьные годы необходимо проводить воспитательные работы с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные (дружелюбные) отношения между детьми, чувство долга, ответственности за своё поведение, трудолюбие, потребность в труде, бережливое отношение к природе, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь, культура общения, самопознание и самовоспитание.

На какой идеал ориентироваться школьникам XXI века? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:

1)патриотизм;

2) гражданственность;

3) чувство собственного достоинства;

4) милосердие;

5) справедливость;

6) доверие;

7)стремление к миру во всём мире,

8)толерантность;

9) стремление к знаниям;

10) ценность семьи, творчества и труда.

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам. Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Отдельное внимание стоит уделить работе классного руководителя. Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:

— развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;

— развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;

— проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;

— исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;

— взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

— создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;

— совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.

Теперь поговорим о формах духовно-нравственного воспитания.Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.

Учебно-методическая разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Видео к уроку. https://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk

Вложение Размер
Конспект урока. 31.5 КБ
Презентация к уроку. 1.92 МБ
Приложение 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан

Учебно-методическая разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Разработала: Абдулганеева

Елена Анатольевна

Нефтекамск

2014г.

Пояснительная записка

Автор материала

Абдулганеева Елена Анатольевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ №4

Название материала

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Справедливость и милосердие».

Класс

4 класс

Учебный предмет

ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Название учебного пособия

Учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4класс».- Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлева. ( программа » Школа 2100″)

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение

Проектор, экран, компьютер.

Формируемые на уроке УУД

Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и

чужих поступков.

Методы и технологии обучения

Технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Планируемые результаты

Уметь определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет — источники

  1. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система 2100)
  2. Уроки этики в современной школе / авт.-сост. Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова; отв. ред. А.В. Гаврилин. — Владимир: ОГУ ДПО «ВИПКРО», 2010. — 194 с. — (Научно-методическая серия «Новые ценности образования»).

http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1620

http://kolesnikova – zvr.narod.ru

Видео:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uwEJWIymB8k

Ход урока.

Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя.
-Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите капельку тепла и хорошего настроения. Заметили, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.
I. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы говорили о счастье. Дома вы вспомнили свои счастливые минутки и выполнили коллажи.

Выставка коллажей (Альбом семейных фотографий/коллаж фотографий из журналов «Счастливые минутки»). Ребята комментируют свои работы.

II. Актуализация знаний.

Повторим изученные понятия. ( Кроссворд)

1. Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали (Нравственность)

2. Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. (Мораль )

3. Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (Совесть)

4. Уважение в самом себе личности, своих прав. (Достоинство)

5. Это доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей. Незапятнанная репутация. (Честь.)

6. Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний. (Долг)

7. Это только то, действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. (Нравственный поступок)

8. Это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.(Стыд)

9. Это достойные уважения и гордости моральные качества личности. Это доброе имя человека. его незапятнанная репутация. и т.п. (Честь)

10. Это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. (Достоинство)

11. Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (Совесть)

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

Послушайте внимательно притчу «Последний лист» и попробуйте определить тему нашего урока. (слушают притчу «Последний лист») http://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk&feature=youtu.be) Беседа о прослушанной притче. — Какие из выше перечисленных понятий подходят к этой притче? — Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают) Откройте учебник на с. 34. – Какова тема нашего урока? (Справедливость и милосердие.) – Справедливость и милосердие свойственны всем людям? – Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.) – А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие? Чтение текста на с.34. – Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.) – В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?) – Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.) – В чём запутались ребята? (Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)

– Как можно это сформулировать в виде вопроса?

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

Планирование работы.

–На какие вопросы мы будем сегодня отвечать?

Возможный план урока:

1. Золотое правило (поможет ли оно разобраться нашим героям)

2. Сделаем выводы по проблеме урока.

3.Что такое справедливость и милосердие?

4.Как справедливость и милосердие связаны с золотым правилом

– Что мы с вами сейчас сделали? (Спланировали свою работу на уроке.)

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

– Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

(Золотая монета, золотая брошь, золотое правило )

-Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

-Будем решать эту проблему

— Почему появилось золотое правило? Как и когда это произошло?

— Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

(Сообщения обучающихся.)

1.Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
2.Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
3.В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

4.В существовавшем когда-то государстве Иудея, был вождь – Моисей. Люди уважали и чтили его за то, что он освободил их, увёл из египетского рабства. Во время пути иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди. «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

-Назовем еще раз эти правила.

— Чему учат? (1,2- Быть добрым. Творить добро в жизни.3,4 — Думай о других, что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим, ставь себя на место другого человека.)

Все эти правила учат жить правильно, уважая друг друга.

V. Выполнение заданий по теме.

Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

• Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

• Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

• Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

• Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

• Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.

• В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

• Потому что это закон государства.

Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

• Любить самого себя.

• Задумываться о своих поступках.

• Любить людей, как самого себя.

Работа с иллюстрацией на с. 35.

– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)

– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.

VI. Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» до чтения.

– Посмотрите на рисунок

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание)

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

-Продолжим работу и сделаем еще один вывод по теме нашего урока: Как милосердие и справедливость связаны с золотым правилом нравственности

VII.Чтение текста «Ценные качества человеческой души».

(Учитель организует комментированное чтение текста.)

Итак, справедливость – это правильная реакция людей на поступок человека.

Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.

VIII. Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» после чтения.

– Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый – соответствующий правде, настоящий, истинный.)

– А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок?

–Что такое милосердие. («Милосердие – способность прощать того, кто поступил с нами плохо».)

– Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?

Работа в парах с иллюстрациями на с. 37.

– Поработайте в парах, выберите из этих рисунков тот, на котором брат признал, что неправ.

– Какое качество теперь требуется от сестры?

– Объясните, почему вы так считаете.

– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.

– Какие правила нравственности, важные черты человеческой души вы знаете?

– Какой вывод вы можете сделать?

IX. Выражение решения проблемы.

– Жан-Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». Сформулируйте вывод по проблеме урока, сравните его с авторским. («Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие».)

XI. Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Меня удивило…

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?

XII. Домашнее задание.

Рассказать случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо /несправедливо.

Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Приложение.

Дидактический материал по теме:

«Справедливость и милосердие»

Высказывания и афоризмы о справедливости.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Цицерон

Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе.

Голсуорси Д.

Справедливость — истина в действии.

Дизраэли Б.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

Смит А.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Конфуций

Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.

Лессинг

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Менандр

Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость.

Цицерон

Всему свойственна своя справедливость.

Квинтилиан

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.

Шиллер Ф.

Говорить о «естественной справедливости» — бессмыслица.

Маркс К.

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось.

Хэзлитт У.

…Ссориться — не значит не любить.

Горький М.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.

Цицерон

Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины вырабатываются естественным образом.

Вольтер

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.

Руссо Ж.

Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Кант И.

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного; но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.

Лихтенберг Г.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Марк Аврелий

Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным.

Стендаль

Высказывания и афоризмы о милосердии.

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Лондон Д.

Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам.

Шекспир У.

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.

Августин

Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку.

Бэкон Ф.

Разве милосердие не должно проявляться именно там, где особенно глубоко падение?

Гюго В.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

Конфуций

Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.

Филдинг Г.

Милосердие предпочтительнее справедливости.

Вовенарг

Величайшая твердость и есть величайшее милосердие.

Лонгфелло Г.

Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Бигер Г

Пословицы и поговорки о справедливости

В чужом деле каждый любит справедливость. (итальянская) Где справедливость, там и правда. (мордовская) Если-бы люди были справедливы, судьи были-бы не нужны. (арабская) Если ешь вместе со слепым, будь справедлив. (арабская) На справедливое слово только дурак сердится. (бенгальская) Несправедливость человека поражает его самого. (арабская) Справедливость темноту осветит. (армянская)

Пословицы о милосердии

  • Милостивому человеку и бог подает.
  • Милость смиряет.
  • На свете не без добрых людей.
  • Добро творить — себя веселить.
  • С добрым жить хорошо.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • На милость образца нет.
  • Каково аукнешь, таково и откликнется.
  • В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
  • Доброму добрая память.
  • Кто добро творит, тому бог отплатит.

Wayter’s Blog

Проект SUFISM.RU Главная > Суфизм, Традиция, FAQ > Духовная традиция — что это?

Духовная традиция — что это?

Октябрь 13, 2012 Оставьте комментарий

Традиция, как мы это обычно понимаем, — «вечная мудрость», лежащая в основе любой подлинной религии или духовного учения, приближающая человека к Реальности, а также способ ее передачи из поколения в поколение.

* * *

Я могу порекомендовать текст ведущего современного представителя традиционализма, авторитетного исследователя суфизма и ислама Сейида Хусейна Насра.

Отрывки:

Традиция это как живое присутствие, которое оставляет свой след, но не допускающее уменьшения по отношению к этому следу. То, что передаётся традицией, можно представить как слова на пергаменте, но это так же могут быть истины, запечатленные в душах людей, и субтильное, как дыхание или быстрый взгляд, посредством которого передаются учения.

Традиция, как мы используем это понятие в данной работе и во всех других наших работах, означает истины или принципы божественного источника, открытые человечеству, и, в действительности, целый космический сектор, посредством различных образов рассматриваемый как мессии, пророки, аватары, Логос или другие средства передачи Знания. Данная структура способствует применению этих принципов в различных областях таких, как закон, социальные системы, искусство, символизм, науки

В своём более универсальном смысле традиция включает в себя законы, которые приближают человека к Небесам, то есть к религии. С другой стороны, религия рассматривается как те законы, открытые человечеству Небом, соблюдение которых приближает человека к его Первоисточнику. В этом случае традиция рассматривается как применение этих законов. Она состоит из истин сверхиндивидуального порядка, которые укоренены в природе реальности, так как было сказано: «Традиция это не наивная и архаичная мифология, но наука, которая по-настоящему реальна». Она, подобно религии, есть одновременно и истина, и присутствие

В последнее время все интересующиеся традицией стали соотносить её значение с вечной мудростью, лежащей в основе каждой религии, которая есть не что иное, как София, чьё обладание мудростью на Западе, как и на Востоке рассматривалось в качестве увенчанной подвигом человеческой жизни.

Эта вечная мудрость, от которой неотделима идея традиции и которая является одним из важнейших её составляющих, есть не что иное, как Sophia perennis, так её называют в Западной традиции; для индусов это Sanatana dharma, для мусульман Hikmat al-khalidah (javidan khirad по-персидски).

Каждая традиция и Традиция как таковая имеет глубокие связи с вечной мудростью, или Софией, если только это звено не рассматривается исключительно во временном контексте и не как причина отвергать другие Небесные послания, составляющие различные религии, и которые, конечно, на духовном уровне соприкасаются с Примордиальной Традицией, не являясь при этом просто её историческим или временным продолжением. Дух и особенность отдельных традиций нельзя отвергать ради всегда настоящей мудрости, лежащей в основе каждого небесного источника.

Многие суфии не только называли Платона “божественным”, но для них имена Пифагора и Эмпедокла, которому приписывается важное сочинение, повлиявшее на некоторые школы Суфизма, ассоциировались с примордиальной мудростью или пророчеством.

Садр аль-Дин Ширази отождествлял истиное знание с вечной мудростью, существовавшей с самого начала человеческой истории. Исламская концепция универсальности откровения это та же примордиальная истина, которая всегда существовала и будет существовать, истина вне исторической длительности.

Чтобы лучше понять значение традиции необходимо также более подробно обсудить её отношение к религии. Если традиция этимологически и концептуально соотносится с передачей (трансмиссией), то слово «религия» произошло от латинского religare ( religatio привязывание), английское binding. Как уже мы заметили выше, это то, что привязывает человека к Богу, и в то же время связывает людей между собой, как членов священной общины, то, что в Исламе называется умма. Если понимать религию именно так, то тогда её можно рассматривать как источник традиции, небесное начало, через которое откровение манифестирует некоторые принципы и истины (применение последних потом включает в себя традиция). Как мы говорили выше, полное значение традиции включает в себя этот источник наряду с его различными ответвлениями и развёртыванием. В этом смысле традиция понятие более общего характера, охватывающее религию…

Реклама Рубрики:Суфизм, Традиция, FAQ Метки: традиционализм

Значение морально-этических традиций в нравственном

воспитании молодежи

Г.Т. Алдамбергенова – доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин КазНАИ им. Т.К.Жургенова

Настоящее всегда связано с прошлым, потому что созидание нового невозможно без усвоения наследия и каждое новое поколение проходит через этот этап овладения всех ранее созданных обществом духовных, материальных и иных ценностей.

Принимая во внимание рассматриваемую тему в целом, было бы правильным изучить вначале общее значение понятия традиция, в том числе относительно традиции в морали и нравственности.

Само значение понятия «традиция» многозначно и разные ученые дают ей различные дефиниции:

· общественные явления одного порядка (обычай, ритуал, праздник), имеющие между собой небольшие различия и при этом обладающие схожестью признаков характерных им свойств;

· понятие «традиция» используется в более широком смысле относительно понятий ритуал, обычай и в этой связи имеет определенную прерогативу перед ними, т.к. связан с таким явлением, как порядок (военная традиция);

· использование понятий «традиция», «обряд», «обычай», «ритуал», «праздник» как синонимов . Это несложно понять, просматривая некоторые комментарии. Так, в казахской советской энциклопедии говорится, что: «традиция – это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение социальные нормы и принципы. Она духовная основа деятельности и поведения общественных организаций и объединений» . Философский словарь так трактует это понятие: «традиция (traditio – продолжение) — исторически сложившийся элемент социально-культурного наследия, сохраняющийся на протяжении долгого времени в обществе или в отдельных социальных группах, передающийся из поколения в поколение в виде обряда, обычая, общественного порядка, идеала, нормы поведения и т.д. .

В некоторых комментариях даются следующие трактовки: «Традиция – обычай, обряд, наследие» , «Обычай – передающееся из поколения в поколение обряд, традиция» , «Обычай, праздник – наглядное проявление традиции» .

Исследователь Попов Е.П. пытается дать определение традиции с помощью форм действий, по его мнению, традиция – это специфичное состояние сознания . Петров И.П. утверждает, что традиция – появившаяся в результате исторического развития норма поведения, обладающая большой общественной ценностью и которую надлежит передать подрастающему поколению .

«Обычай – это передача культуры следующему поколению в традиционной форме», — считает Угринович Д.М. и этим самым фиксирует связь между обычаем и традицией. По мнению ученого, основой обычаев является традиция, все привычные действия человека в жизни и в быту превращаются в традицию .

В большинстве случаев понятия «традиция», «обычай» трактуются во взаимосвязи, например, в некоторых словарях традиция рассматривается как одна из форм поведения, отличающаяся устойчивостью и направленная на сохранение форм обычаев, оставленных в наследство.

В таком случае попытаемся разграничить понятия «традиция» и «обычай». Если обратится к различным толкованиям, то можно установить, что существующая разница незначительна.

В толковом словаре говорится: «обычай – это превратившийся в традицию, установленный для всех общественный порядок, ритуал» , в философском: «обычай – привычные действия людей, повторяющиеся в определенных схожих ситуациях» . Таким образом, из вышеуказанного становится очевидным, что понятия «традиция» и «обычай» практически тождественны. Однако следует отметить, что если одни ученые настаивают на отсутствии различий между данными понятиями, то другие, обращая внимание на семантические и этимологические признаки, утверждают обратное.

Отдельные исследователи склонны усматривать обычаи и традиции, как «формы реализации установленных порядков в жизни общества».

Обратимся к толковому словарю Ожегова С.И., где говорится, что: «обычай – это создание правил общественного поведения, согласно традиционно установленным правилам» , а в философском словаре: «обычай – это типичные поступки людей, которые присущи их поведению в определенных ситуациях» . Эти определения приводят нас к мысли, что необходимо отмеченные в словарях правила поведения рассматривать как обычай и не смешивать эти понятия с понятием, связанных с традицией.

Принимая во внимание все вышеуказанные определения, мы со своей стороны, рискнем поделиться собственным видением данного вопроса.

Традиция – это характеризующаяся своей устойчивостью и постоянством, передающиеся из одной общественной группы в другую ценности истории культуры. Нами дается такое определение потому, что на наш взгляд, только традиция в силах сохранить и передать будущим поколениям ранее накопленный социально-исторический опыт. В традиции сосредоточено все многообразие и единство культуры предыдущих поколений. Она, охватывая все многообразие сторон жизни общества, помогает нам понять мудрость, накопленную веками. Молодое поколение через опыт своих предков черпает ценности из духовной кладези. И абсолютно не вызывает сомнения тот факт, что культурные ценности, в соответствии с требованиями современности, видоизменяются.

Понятие традиция используется учеными в разных отраслях науки: в демографии, в педагогике, психологии и по этой причине классифицируются. Например: Зелинин Д.К. так подразделяет данное понятие: территориальная, национальная, семейная , Белоусова Е.В. систематизирует традицию по-иному:

· социально-политическая, религиозная, экономическая;

· народно-национальная, семейная, коллективная;

· государственно-патриотическая, трудовая, героическая и т.д.

Традицию по сферам проявления она подразделяет на:

· школьную;

· трудовую;

· профессиональную.

по степени влияния на общественные и промышленные процессы:

· политическая;

· национальная;

· традиция в национальном искусстве;

· моральные традиции;

· религиозные традиции;

По мнению Плахова В.Д. существует «мертвая» и «живая» традиции. «Мертвая» традиция в повседневной жизни активно не проявляется, «живая» делится на действующую и бездействующую. К действующим традициям относятся:

· по отношению к субъекту общественных отношений– народная, этностная, семейная;

· по характеру и сфере воздействия – трудовая, промышленная, военная;

· по формам общественных отношений – экономическая, политическая, эстетическая, религиозная .

Темурова С.Х, анализируя традицию семейного воспитания у узбеков, по характеру воздействия подразделяет его на прогрессивную и консервативную, религиозную. Далее, первая составная подразделяется по форме на праздничную и ежедневную, по содержанию еще на 3 подгруппы .

Бешимов С.И. подразделяет традицию на семейную (аульная, колхозная, районная), национальную и общечеловеческую , Дроздов К.Д. – на революционную, трудовую, семейно-бытовую.

В сфере духовной жизни общества он ее подразделяет на научную, нравственную, художественную, религиозную. По мнению Мусурманова А.И. традицию необходимо рассматривать как прогрессивную, национальную и консервативную .

Традиции – историческая категория. У каждого народа существуют присущие только ему, неповторимые традиции. Они украшают жизнь людей и совершенствуют национальную культуру. Народ бережно хранит и приумножает их, этот процесс тесно взаимосвязан с общим экономическим положением и уровнем культуры. Каждое новое поколение использует опыт предыдущего, применения традиций. В принципе, воспитание есть процесс передачи накопленного опыта одного поколения другому и потому традиции играют большую роль в этом вопросе.

Общие вопросы традиции в достаточной мере разработаны в исторической науке и философии.

Сарсенбаев Н.С. разделяет традицию на 3 группы. К первой группе относятся общие обычаи и формы быта, оставшиеся нам в наследство от предков. Таким образом, он рассматривает обычаи и традиции, как явления одного порядка, так как. считает, что традиция состоит из множества правил и обычаев.

Вторую группу составляют знакомые нам с детства части общеизвестных обычаев и ритуалов.

Третья группа связана с именами людей, которые оставили свой след в науке, литературе, искусстве, политике и т.д. .

Ряд ученых в своих работах останавливаются на значении традиций в морали и духовной жизни общества.

Новиков В.И. предлагает следующую классификацию: политическая, философская, религиозная, нравственная традиция, а также традиции в литературе и искусстве .

По утверждению Султанова Ф. основу традиции составляет необходимость (спрос).

Он считает, что простая и сложная традиция, ее нравственное значение является общим признаком обычая. Действенность традиций выражается в формах и методах ее реализации. Традиция в нравственности не только влияет на моральное воспитание человека, но и укрепляет его духовную веру. Нравственные традиции – это сформировавшиеся в процессе исторического развития правила и нормы поведения .

Существуют мнения ученых, рассматривающие нравственные традиции как неизменную, передающуюся из поколения в поколение и функционирующую определенное время элемент морали (норма, характер, поведение).

Макаренко А.С. к нравственной или морально-этической традиции относит те, которые служат и выражают моральные отношения.

По мнению Власкина А.Г. «нравственными традициями называются перенятые из прошлых обществ, передающиеся из века в век элементы морали (норма, характер, поведение)» .

«Морально-этическая традиция – это общепринятые, устойчивые, передающиеся из поколения в поколение и действующие в области нравственности правила морали».

Мы попытались всесторонне рассмотреть различные определения, данные понятию морально-этическая традиция.

Присоединяясь в целом тем определениям, которые были даны понятиям «нравственная» и «морально-этическая» традиции, мы вместе с этим, желали бы высказать свои соображения по поводу встречающихся в них основам общих элементов морали и их особенностям (присущие всем традициям жизнестойкость, стабильность, повторяемость и т.д.).

Предлагаем ограничиться понятиями «нравственные традиции», «морально-этические традиции», «этические традиции».

В этой связи считаем уместным использовать в своих выводах данные ранее определения: «нравственность – взаимоотношения людей на практике и их отношение к объекту нравственности» или «нравственность – это поддержанная и контролируемая обществом общепринятая норма».

«Мораль – комплекс норм регулирующих поведение человека». «Этика – это наука, объектом ее исследования является мораль, ее природа, структура, функции, развитие» .

Мораль формируется на основе общих принципов, которые являются побудительными причинами возникновения нравственных норм и правил. Именно с этого момента в истории человечества этика стала теорией морали.

Морально-этические традиции – это не только мировоззрение, которое рассматривает формирование нравственности каждой личности, это является еще и началом нравственного воспитания человека.

Во-вторых, мы рассматриваем морально-этические традиции как моральный исток сущности нравственных отношений .

Моральное сознание – это отражение в человеческом сознании нравственных принципов, т.е. другими словами, нормы поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми или отношения человека к обществу. Моральное сознание формируется на основе развития общества и личностного суммарного поведенческого опыта, оно приобретает форму нравственных понятий и умозаключений. Формирование морального сознания – это не только усвоение личностью моральных категорий, это еще формирование моральных принципов под их воздействием и попытка внедрить эти принципы в повседневное свое поведение. Только в этом случае моральные понятия превратятся в моральные убеждения и появится мотив к моральному поведению.

Моральное сознание и моральное убеждение формируются в процессе нравственного воспитания. На формирование морального сознания влияет процесс воспитания ребенка в семье, собственное самосознание, его познание мира, его отношения в коллективе. Давая моральную оценку отдельным поступкам, общество, таким образом, готовит основу развития моральных привычек, моральных чувств, морального сознания.

Нравственные понятия (категории) – это понятия, которые отображают значимые стороны моральных взаимоотношений между человеком и человеком, человеком и обществом. Моральное сознание отображается в моральных категориях. К важным моральным категориям относятся: доброта, долг, правдивость, честь, совесть, ответственность. Сущность понятия мораль также связана с оценкой и мотивом поведения.

Модель человеческих отношений находит свое отражение в моральных нормах, они должны соответствовать требованиям, которые предъявляет общество к поведению, планировать человеческие отношения, в согласии с общественным спросом. Норма, определяя содержание человеческих отношений, рассматривает способы их реализации.

Этическая норма – это форма человеческих постулатов, регулирующая посредством наложения запретов или введения общих правил поведение людей. «Моральная норма – это одна из простейших форм нравственных требований, она встречается в двух случаях – первая в виде элемента моральных отношений, другая в форме морального сознания» .

Эти этические или моральные нормы возникают как результат общественных воззрений, закрепляются в поведении человека и передаются из поколения в поколение через традиции и обычаи. В данном случае традиция не только организовывает жизнь человека, но и подчиняет ее определенным порядкам, обеспечивая исполнение принятых обществом неписанных законов нравственности.

Моральная норма – это понятия, сформированные на практике и выражающие закрепленное правило. Они появляются в результате анализа элементов действий, определяющих общественные воззрения.

Моральная норма не только направляет человека, она является тем мерилом, по которому общество оценивает и контролирует его поведение.

Считаем необходимым отметить, что соблюдение этих правил является залогом обеспечения и уважения простого общественного порядка. К таким правилам относятся постулаты, типа «Не убий», «Не воруй», «Не лги», «Держи данное тобою слово», «Не ленись», «Не богохульствуй», «Будь прилежным» и т.д.

Нравственные нормы регулируют важнейшие для человека общественные и личностные сферы жизнедеятельности: в коллективе, в общественной среде, в семье, между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями и т.д. Они оберегают жизнь человека от различных неприятных ситуаций, от правонарушений, а само общество от неблагоприятных явлений.

Литература:

1. Плахов Д. Традиции и общество. Философско-социолическое исследования. — М., 1992. — 220 с.

2. Казахская Советская энциклопедия. 3-том. А., 1973. — 624 с.

3. Словарь по философии. Ред. колл. Р.Н.Нургалиев. Г.Г.Акмамбетов, Ж.Ж.Абильдин. — Алматы, 1995. — 525 с.

4. Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: в 2-х т. Т1. — М., 1981. – 656 с.

5. Толковый словарь казахского языка. Т8. — Алматы, 1985. — 591 с.

6. Соловьев В.С. Соч. В 2-х т., Т1. — М., 1982. — 350 с.

7. Попов Е.Т. Формирование и развитие социальных традиции народов Якутии. Автореф. дисс. На соиск. Учен. Степ. к.п.н. — Москва, 1975. — 22 с.

8. Петров И.Н. Традиции в строю. — Москва, 1980. — 64 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — Москва, 1983. — 816 с.

10. Зеленин Д.К. Избранные труды. — Москва: Индрик, 1994. — 405 с.

11. Плахов В.Д. Традиций и общество. Философско-социологическое исследования. — Москва, 1992. — 220 с.

12. Темурова С.Х. Народные традиций в системе нравственного воспитания. Автореф.дис.канд.пед.наук. — Ташкент, 1970. — 23 с.

13. Бешимов Ж. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов. Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. — Казань, 1975. — 24 с.

14. Мусурманов А.И. Использование прогрессивных народных традиций в нравственном воспитании младших школьников ( на материале узбекских народных сказок). Дисс. канд. пед. Наук. — Ташкент, 1989, 154 с.

15. Сарсенбаев Н.С. Обычай и традиции и общественная жизнь. — Алматы, 1974. — 180 с.

16. Новиков В.И. Формирование нравственных традиции и привычек в советском обществе. Автореф. Дис. канд. пед. Наук. — Москва, 1981. — 24 с.

17. Султанова Ф. Роль народных традиций в формировании коммунистической морали. Автореф. дис. канд. филос. наук. — Ташкент, 1972. — 22 с.

18. Власкин А.Г. Мораль и традиция. – Ленинград. 1981. — 36 с.

Summary

Moral norm not only directs the person, it is also the very measure which the society estimates and controls the person’s behavior by.

Резюме

В этой статье дается понятие о моральных нормах как совокупности сформированных на практике и выраженных определенных правил поведения в обществе и различных социальных группах, проявляющиеся в результате анализа элементов действий и общественных воззрений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *