Духовный лидер иудеев

Талмудический иудаизм

Статистика На русском, статей Улучшено за 24 ч. Добавлено за 24 ч. Альтернативы Недавние

  • العربية
  • Български
  • Català
  • Deutsch
  • English
  • Español
  • فارسی
  • Français
  • Gaeilge
  • Galego
  • עברית
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk
  • Slovenščina
  • தமிழ்
  • Tagalog
  • اردو

Show all languages Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше. . Лео Ньютон Яркие Мягкие

Из Википедии — свободной энциклопедии

Иудаизм
основные понятия
  • Синай
  • Масличная гора
  • Сион
  • Храмовая гора
  • Стена Плача
  • Пещера Махпела
  • Могила Рахели
  • Могила Иосифа
  • Иерусалим
  • Хеврон
  • Цфат
  • Тверия
См. также
Портал »Иудаизм»

Талмудический иудаизм, также раввинистский иудаизм или раввинизм, — основная форма иудаизма с VI века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.

В основе раввинизма лежит вера в то, что Синайское откровение (см. Десять заповедей), наряду с Пятикнижьем Моисея, содержало и его устную интерпретацию или принципы интерпретации, которые передавались из поколения в поколение, пока не были записаны в лаконичной форме в виде Мишны и других сборников барайты (положений устного закона не вошедших в записанную Мишну).

Именно от раввинизма ведут своё происхождение все основные течения современного иудаизма. Несмотря на глубокие различия в подходе к Галахе между ними и на разное отношение к пересмотру решений, принятых авторитетами прошлого, все они основаны на раввинистической традиции и методе анализа. Исторически раввинизм противопоставляется караимизму не признающему авторитет Устной Торы и её принципов интерпретации. Ретроактивно, раввинистическим иудаизмом называют и иудаизм ранних веков Новой эры (до завершения Талмуда), пришедший на смену библейскому иудаизму в новых условиях.

Последователей раввинизма иногда называют раввинистами (раббанистами, раббанитами — от ивр. ‏רבניים‏‎ ‘Раббаним’, ед. ч. ‘Раббани’).

Название «раввинист» в качестве антонима слову «караим» было широко распространено в те времена, когда значительная часть иудеев исповедовало караимизм (IX век — XIII век) и употреблялось как караимами, так и раввинистами (см. например «Кузари»). С закатом караимского иудаизма термин стал употребляться реже, так как почти все иудеи являются раввинистами.

В Караимско-русско-польском словаре под редакцией Н. А. Баскакова, А. А. Зайончковского, С. М. Шапшала (1974) — караимский вариант слова ‘Раббани’ («Раббан») переводится как «еврей», а его производные «Раббанка» как «еврейка» и «Раббанлык» как «иудаизм». Таким образом, исторические антираввинисткие высказывания караимов, имеющие религиозную почву, могут быть истолкованы и как антиеврейские, что отражает мнение составителей словаря о нееврейском происхождении караимов и отличии караимизма от иудаизма.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:447 1 433 4 826
  • Талмудический иудаизм
  • Крымчаки (рассказывает Никита Аникин)
  • Ортодоксальный иудаизм (Алекс Бленд)

Субтитры

Будущий митрополит Иларион родился в столице России, в очень, как пишет интернет-издание http://nlo-mir.ru, интеллигентной семье. Дата его рождения — 24 июля 1966 года. Его еврейский дедушка, Дашевский Григорий Маркович, был историком, который написал ряд книг об испанской Гражданской войне. К сожалению, он погиб в 1944 году на войне с фашистами. Отец митрополита, Дашевский Валерий Григорьевич, был доктором физико-математических наук и писал научные труды. Он автор монографий по органической химии. Но Валерий Григорьевич ушел из семьи, и потом погиб от несчастного случая. Мать маленького Григория (так звали в мiру второго сегодня по значимости иерарха в РУССКОЙ Православной Церкви) была писательницей, которой и досталась та горькая доля — одной воспитывать сына. Его окрестили в 11 лет.

С 1973 по 1984 год Иларион обучался в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15 лет он поступил в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва) чтецом. По окончании школы, в 1984-м, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В январе 1987 года оставил обучение и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

Биография Митрополита Илариона дальше указывает на то, что в 1987 году он был пострижен в монахи, потом рукоположен в сан иеродиакона и в сан иеромонаха архиепископа.

В 1990 году он становится настоятелем Благовещенского кафедрального собора в городе Каунасе (Литва). В 1989 году Иларион оканчивает Московскую духовную семинарию заочно, затем учится в Московской духовной академии, где получает степень кандидата богословия. Через время он становится преподавателем Свято-Тихоновского богословского института и университета св. апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году он оканчивает аспирантуру Духовной академии, и его отправляют в Оксфордский университет, где в 1995 году он получает степень доктора философии. Потом шесть лет он работает в отделе внешних церковных связей. После становится священнослужителем при храме Св. Екатерины на Всполье в Москве.

В 1999 году православным Свято-Сергиевским институтом в Париже он был удостоен звания доктора богословия.

В 2002 году архимандрит Иларион становится епископом Керчинским. А в начале января 2002 года в Смоленском кафедральном соборе он принимает сан архимандрита и буквально через неделю хиротонисан во епископа в московском храме Христа Спасителя.

Древние патриархи Рефераты >> История >> Древние патриархи

План

1. Патриархи – основоположники иудаизма

2. Авраам и Земля Обетованная

2.1. «Лэх-лэха!»

2.1.2. Несостоявшееся жертвоприношение Авраама

3. Исаак

4. Яаков

4.1. Символ соперничества Эсава и Яакова

4.2. Бегство

4.3. Возвращение

5. Иосиф

5.1. Замысел братьев

5.2. Второй человек Египта

5.3. Встреча

Три основоположника иудаизма – это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков.

Бог является Аврааму и приказывает: «Уйди из страны твоей, от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим…» Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что Авраам был первым монотеистом со времен Наоха. Еврейская легенда учит, что отец Авраама Тенах содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего истукана. На вопрос рассерженного отца Авраам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и разбил их. «Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться,» — закричал отец. «Если они не могут защитить себя, — ответил Авраам, — значит, мы ваше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?».

Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: «Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и народу своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие».

Авраам был первым, к кому был обращен знаменитый призыв («лэх-лэха!» — «пойди!» — типичный для библейского стиля плеоназм, усиление благодаря повторению основы), стал Авраам, в то время ему было уже 75 лет. Обещана была ему и его потомкам земля Ханаан – Земля Обетованная. «И пошел Авраам, как сказал ему Господь…» Как явствует из текста, всякая объективная мотивация действий Авраама отсутствует. Это еще раз подчеркивает, что он двинулся в путь целиком доверившись Богу. За этим, казалось бы, простым поступком Авраама – необычайное мужество, необходимое человеку, чтобы полностью изменить свою жизнь.

Отныне история Авраама – история его встреч с Богом, история Откровения. Текст называет Авраама «другом Божьим», и это неслыханное прежде в языческом мире, определение, отражает совершенно новый уровень взаимоотношений человека и божества. Единый Бог становиться для Авраама живым и близким, и одним из самых поразительных открытий Танаха была эта дружеская доверительность между человеком и Богом (впоследствии и о Моисее будет сказано: «И говорил Господь с Моисеем Лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» В свое время эта особая интимность иудейской религии побудила великого французского мыслителя Б.Паскаля предпочесть «Бога Авраама, Ицхака и Яакова» богу философов и ученых.

Господь еще раз, в новом явлении, подтверждает обетование Аврааму, обещая ему бесчисленное потомство. Но бездетной остается жена Авраама Сара, страдая от невозможности родить наследника (эта история будет повторяться трижды с каждым из патриархов, согласно эпическому принципу троичности; быть может, в этом заключен особый глубокий смысл: наследником должен стать самый возлюбленный сын, рожденный от любимой женщины). В связи с ожиданием наследника разыгрывается весьма напряженная психологически драма троих – Авраама, Сарры и Агари. Сара сама приводит свою служанку – египтянку Агарь к ложу Авраама, чтобы ребенок, рожденный ею, стал и ее, Сары ребенком. Но лишь зачала сына Агарь, как жестокая ревность, которая подстерегает гордый и заносчивый нрав Агари, начала терзать душу Сары. Следует изгнание Агари в пустыню и затем ее возвращение, а потом уже окончательное изгнание – после рождения Ишмаэля. Смущено и стеснено сердце Авраама, но Господь одобряет его: «…не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее… И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое». По преданию, именно от Исмаила произошли исмаильтяне – предки арабов.

Но еще перед этим, вскоре после рождения Исмаила, следует еще одно явление Господа Аврааму, по своей значимости превосходящее все предыдущие. На сей раз Бог предъявляет требование ко всей жизни Авраама: «…ходи подо мною и будь непорочен». Впервые четко выражен примат этнического служения перед всем остальным. В знак укрепления и обновления Ветхого Завета, Господь предписывает Аврааму и его потомкам совершать обрезание крайней плоти (известно, что этот обряд практиковался многими еврейскими народами, в частности, египтянами, но только в иудейской религии он был наполнен особым сакральным смыслом: это знак вечного союза с Богом). В знак особой важности момента меняется и имя патриарха: из Аврама он становится Авраамом (отныне его имя означает «отец множества народов»).

Господь еще раз является Аврааму, на этот раз в виде трех странников (ангелов), которые приходят к нему, когда в полдневный звон сидел у входа в шатер под своим знаменитым дубом в дубраве Мамре (этот дуб до сих пор сохраняется в Хевроне, где раскинул когда-то свои шатры патриарх еврейского народа). Авраам и Сара с подобающим гостеприимством встречают и угощают чудесных мужей, в которых наделенный огромной интуицией Авраам прозревает Бога (впоследствии христианская традиция увидит в этом первое указание на троичность божества; именно этот эпизод описывает знаменитая «Троица» Андрея Рублева). Господь предрекает Саре рождение сына ровно через год. Это вызывает у престарелой Сары (ей в это время около 90 лет) недоумение и внутренний смех, который не ускользает от внимания Бога. И когда у нее действительно рождается сын, она называет его Ицхак «Да посмеется Бог!»: и сказала Сара: смех сделал мне Бог; кто ни услышит мне, рассмеется».

От Авраама трое ангелов идут карать погрязшие в грехе и разврате города – Содом и Гоморру. Узнав об этом, Авраам дерзает обратиться к Богу с вопросом: «Неужели ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Не ужели ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтоы Ты поступил так, чтобы ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что и с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» В самом этом вопросе констатация совершенно иного представления о Боге, для которого главное – справедливость и милосердие. Бог обещает Аврааму, что он не погубит народ ради пятидесяти, и сорока пяти, и сорока, и тридцать. Тем самым впервые утверждается мысль о личной ответственности каждого человека перед Богом, о недопустимости наказания невинных за вину других.

Несомненно, трагической кульминацией взаимоотношений Авраама и Бога стало несостоявшееся жертвоприношение Авраама. Бог, который только перед этим являл свое милосердие, требует от Авраама: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которой Я скажу тебе». Авраам беспрекословно, ни о чем не спрашивая Бога (как не спрашивал он Его, отзываясь пойти из земли Ханаан), повинуется. Текст предельно лаконичен и как бы специально не дописан до конца, оставляя широкий простор для домысливания: что происходило в душе Авраама? Мог ли он совместить в своем сознании образ Бога, который он носил в своем сердце, и это жестокое требование? Не возникал ли в душе его ропот и протест? По всей видимости Авраам, заключивший Завет с Богом, целиком доверяет ему, веря, что Господь найдет выход из этой ситуации, что все разъясниться (это подтверждается следующим текстом).

Страница:

Духовные лидеры иудаизма США

25.05.2012, 10:59 EST

Белорусские евреи в Америке

В течение столетий Беларусь была колыбелью еврейской религиозной интеллектуальной жизни. Она славилась своими раввинами, талмудическими авторитетами, высоким уровнем еврейского образования. Там располагались едва ли не самые знаменитые в Европе иешивы: Воложинская, Мирская, Клецкая, Ивьевская, Слуцкая, Брестская, Радуньская, Пинская, Слонимская, Лидская, Любавичская и другие. На протяжении десятилетий они служили образцом для всего еврейского мира. Из них вышло большое число религиозных лидеров, подлинных подвижников в деле сохранения духовного и национального богатства народа.
В конце XVIII века в Беларуси возникло одно из наиболее влиятельных направлений хасидизма — ХАБАД (сокращение от слов «хохма» — мудрость, «бина» — понимание, «даас» — разум), основанное знаменитым раввином Шнеером Залманом из Ляд Витебской губернии. После его смерти мировой центр хасидского движения переместился в местечко Любавичи Могилевской губернии. Слава любавичских раввинов Шнеерсонов, святых и мудрых, призывавших людей к добру, нравственности, морали, справедливости, разнеслась далеко за пределами Беларуси. Со всех концов мира евреи приезжали к ним за советом и благословением.
После прихода к власти в октябре 1917 года большевики начали наступление на иудаизм. В Беларуси были прикрыты еврейские общинные структуры, «реквизированы» сотни синагог, ликвидированы все хедеры и иешивы. Были организованы показательные процессы против религиозных еврейских деятелей. Многие раввины и другие служители культа, учителя иешив были арестованы как «контрреволюционные элементы», осуждены и погибли в ГУЛАГе. Уже в первые послеоктябрьские годы крупнейшие раввинские авторитеты, не имея возможности выполнять свои обязанности, вынуждены были покинуть Беларусь. Среди них был пятый Любавичский Ребе Шолом Дов-Бер Шнеерсон.
Смягчать обиды тех, кто покинут и одинок, защищать достоинство бедняков и спасать угнетенного от рук угнетателя
За рубежом оказался и один из крупнейших талмудистов ХХ века Йосиф-Дов Соловейчик. Он родился 11 марта 1903 года в белорусском городке Пружаны Гродненской губернии в семье выдающихся еврейских мыслителей. Его дед Хаим Соловейчик был руководителем знаменитой Воложинской иешивы, основателем одного из направлений в исследовании Талмуда.
Детские годы Йосифа прошли в местечке Кисловичи, где его отец Моше Соловейчик был раввином. Он уделял огромное внимание воспитанию сына, привил ему любовь к изучению Торы и Талмуда.
Благодаря матери Песе Файнштейн и частным учителям сын получил также и широкое общее образование на уровне гимназии. Он овладел языками, изучал гуманитарные предметы.
В 1920 году семья переехала в Варшаву, где Йосиф стал студентом Польского вольного университета. Студент с увлечением изучал политические науки. Затем он продолжил свое образование на философском факультете Берлинского университета. Там он познакомился и подружился с раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном. Этому знакомству суждено было сыграть огромную роль в дальнейшей судьбе юноши. По совету Шнеерсона Йосиф стал посещать занятия в Раввинской семинарии Ариэля Гильдесхаймера.
В 1932 году Й. Соловейчик с блеском защитил диссертацию на тему «Источники чистого знания и основания реальности» и получил ученую степень доктора философии. В Берлине же Йосиф встретил обаятельную красивую девушку Таню Левит, вскоре ставшую его женой. К этому времени она также защитила докторскую диссертацию по философии. Брак оказался счастливым. У них было трое детей — сын Хаим и две дочери.
В середине 1932 года супруги переехали в Соединенные Штаты Америки, где отец Йосифа в то время возглавлял отделение Талмуда в Талмудической семинарии. Они обосновались в Бостоне. Й. Соловейчик стал раввином еврейского совета города. Приоритетом в его деятельности стали проблемы еврейского образования. В 1937 году благодаря его усилиям была основана первая еврейская школа «Маймонидес». Спустя четыре года, когда в 1941 году умер его отец, Йосифа как прекрасного знатока еврейской истории и идишской литературы, пригласили возглавить Теологическую семинарию Иешивы-колледжа в Нью-Йорке (в 1945 году Иешива-колледж был преобразован в Иешиву-университет). Здесь, в отличие от всех других иешив, религиозные и светские предметы преподносились учащимся в их единстве и взаимосвязи.
В 1970 году семинария формально выделилась в самостоятельное учебное заведение. Под руководством Йосифа Соловейчика семинария стала образцом по подготовке ортодоксальных раввинов для всего еврейского мира. За четыре десятилетия семинария выпустила более тысячи раввинов. Многие из них заняли ведущие кафедры ортодоксального иудаизма в стране.
Характеризуя роль и обязанности современного раввина, Йосиф ссылается на слова своего деда, Хаима Соловейчика: «Смягчать обиды тех, кто покинут и одинок, защищать достоинство бедняков и спасать угнетенного от рук угнетателя». Этот тезис проходит красной нитью в его известной работе «Иш Галаха». Труд Й. Соловейчика произвел сильное впечатление в еврейских кругах.
Йосиф Соловейчик принимал самое активное участие в работе Раввинского совета Америки. В 1954–1955 годах Соловейчик вел постоянную колонку в еврейской газете «Таг-морген журнал». Он прославился и как один из самых красноречивых лекторов. Его лекции, посвященные идеям классического ортодоксального иудаизма, вызывали широкий интерес у слушателей. Особой популярностью пользовались его еженедельные публичные лекции о Талмуде.
«Йосиф-Дов Соловейчик, — пишет раввин Йосиф Телушкин в книге «Еврейский мир», — стал главным символом ортодоксального иудаизма, которому доступны высочайшие уровни постижения как еврейских, так и светских знаний».
Йосиф Соловейчик был беспредельно предан идеям сионизма. Он активно поддерживал движение «Мизрахи» («Духовный центр»), выдвигавшее требование создания еврейского государства. С 1946 года он являлся почетным председателем Организации религиозных сионистов Америки. В мае 1948 года Й. Соловейчик горячо приветствовал создание независимого Государства Израиль.
В 1956 году, в день очередной годовщины исторического события, он выступил с яркой речью, в которой показал роль сионизма в современных условиях. Она была издана отдельной брошюрой «Голос друга моего зовет», вызвавшей огромный резонанс в Америке и за рубежом.
В 1985 году болезнь вынудила великого мудреца подать в отставку. Лидер современного ортодоксального еврейства Йосиф-Дов Соловейчик скончался 8 апреля 1993 года в возрасте девяноста лет.
Крупнейший галахический авторитет еврейского народа второй половины XX века
Выдающийся мыслитель в познании Талмуда раввин Моше (Мойше) Файнштейн в течение полустолетия возглавлял нью-йоркскую иешиву «Месивта Тифереc Ерушалаим». Он родился в 1895 году в еврейском местечке Узда Игуменского уезда Минской губернии в семье потомственных раввинов. Его отец Давид был прямым потомком брата раввина Элияху Залмана бен Шлома (Виленского Гаона). Мать Фейга вела родословную от Ишаи Горовица (Шело), известного своим трудом «Шней лухойс абрис».
Начальное образование Моше получил дома. О незаурядных способностях ребенка ходили легенды. Уже в раннем детстве проявились способности юного мудреца. Не по годам серьезными размышлениями он удивлял всех, кто бывал у них в гостях. В десять лет Моше блестяще знал сложные трактаты Талмуда («Бава Кама», «Бава Медиа» и «Бава Басра»). В двенадцать лет, когда Моше приходил в синагогу, евреи вставали, выражая уважение юному гению. Моше Файнштейн — выпускник прославленной Слуцкой иешивы «Эн-Хаим», возглавляемой раввином Шером Залманом Мельцером. По завершению учебы он какое-то время преподавал в Шкловской иешиве, потом стал раввином в родной Узде.
Слух о безграничных способностях молодого раввина разнесся по всем окрестностям. В 1920 году Моше Файнштейн переехал в Любань, где возглавил еврейскую общину. Когда большевики подвергли иудаизм беспрецедентному гонению, он перевел всю еврейскую жизнь в городке на нелегальное положение. Раввин прилагал огромные усилия, чтобы сохранить ценности иудаизма и национальные традиции в общине. В течение шести лет Моше Файнштейн посвятил себя написанию развернутых комментариев к Иерусалимскому Талмуду. Когда книга была завершена в середине 30-х годов, при одном из обысков сотрудники ГПУ изъяли ее и на глазах автора уничтожили. Сам раввин был подвергнут неслыханным преследованиям. Возникла опасность его ареста. Следователи допрашивали Файнштейна, стремясь выбить показания об организации им шпионской группы, действующей под прикрытием синагоги.
Опасность ареста гениального ученого вызвала широкое протестное движение евреев в СССР и за рубежом. В защиту М. Файнштейна, которого несмотря на железный занавес хорошо знали и в США, активно выступили американские еврейские организации. Они обратились к ряду конгрессменов с просьбой посодействовать его выезду из Советского Союза. В 1936 году под давлением Вашингтона Моше Файнштейн смог наконец покинуть Беларусь.
Он приезжает в Соединенные Штаты Америки. В Нью-Йорке выдающийся специалист по еврейскому праву получил должность главы иешивы «Месивта Тиферес Ерушалаим» в Нижнем Манхэттене. Благодаря усилиям М. Файнштейна она превратилась в ведущий центр изучения Торы, куда приезжали раввины со всего мира. Написанные им произведения раввинистской литературы высоко ценились специалистами. И сегодня их изучают студенты иешив.
Популярность раввина Файнштейна заключалась и в том, что он с уважением относился к людям, обращавшимся к нему с вопросами, касавшимися любых аспектов еврейской жизни, и он с готовностью отвечал на них. Начиная с 1960 года Моше Файнштейн возглавил Объединение ортодоксальных раввинов и совет «Агудат Исраэль». «Реб Моше, — пишет известный американский мыслитель Йосиф Телушкин, — был высоко чтим всем ортодоксальным миром не только за познания в Талмуде и еврейском праве, но и за свою скромность и дружелюбие. Общепризнанно, что после его смерти в ортодоксальном мире нет столь же любимого и авторитетного лидера».
Крупнейший галахический авторитет двадцатого столетия скончался 13 марта 1986 года в Нью-Йорке. Около шестидесяти тысяч евреев шли за гробом выдающегося раввина. Его похоронили в Иерусалиме на Гор а-Менахут. В церемонии приняли участие 160 000 израильтян.

Давид Мельцер

Подпишитесь на нашу рассылку Мы будем писать вам только о самом важном Facebook Vkontakte в закладки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *