Ефрем и манассия

Иосиф (сын Иакова)

ИОСИФ (еврейский — יחוסף,יוסף; греческий — ‘ Ιωσήφ, латинский — Ioseph), в Ветхом Завете — сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили, родившей его после длительного бесплодия (Быт. 29:30-31, 30:22-24, 35:24). Будучи поздним ребёнком («сыном старости», Быт. 37:3), Иосиф был особенно обласкан своим отцом, что постоянно возбуждало ревность братьев (Быт. 37:4). Причиной особенной ненависти братьев к 17-летнему Иосифу явился его рассказ о своих снах, в одном из которых ему поклонились солнце, луна и одиннадцать звёзд (весь дом Иакова; Быт. 37:9). Когда Иаков послал Иосифа навестить братьев в их кочевье в Дофане, вид приближающегося Иосифа вызвал в братьях такую ненависть, что они замыслили убить его. Рувим, втайне надеясь спасти Иосифа, предложил бросить его в ров (Быт. 37:18-24). В отсутствие Рувима мимо кочевья проходил торговый караван, направлявшийся в Египет, и братья по предложению Иуды продали Иосифа за 20 мер серебра. Чтобы скрыть злодеяние, братья, разорвав и выпачкав кровью одежды Иосифа, принесли их отцу как свидетельство того, что Иосиф растерзан в пути хищниками (Быт. 37:25-35). В Египте Иосиф был продан сановнику фараона Потифару (Быт. 37:36; 39:1). Быстро снискав благоволение господина, Иосиф был назначен домоправителем (Быт. 39:2-6). Однако вскоре Потифар по навету своей жены, безуспешно пытавшейся соблазнить Иосифа, заточил его в тюрьму (Быт. 39:7-20). В заключении Иосиф добился расположения начальника тюрьмы, поставившего его над всеми узниками (Быт. 39:21-23). Тогда же Иосиф истолковал сны находившихся в заточении хлебодара и главного виночерпия фараона: первому предсказал скорую казнь, второму — освобождение и восстановление в должности. Предсказание Иосифа сбылось, однако начальник виночерпиев, несмотря на просьбу Иосифа ходатайствовать за него перед фараоном, вспомнил о нём лишь через два года, когда никто из мудрецов не смог истолковать сон фараона (Быт. 40-41:1-8). Доставленный ко двору, Иосиф истолковал сон как предзнаменование семи лет изобилия, на смену которым придут семь неурожайных лет, и советовал создать в течение изобильных лет продовольственные запасы, которые позволят предотвратить голод в последующие неурожайные годы (Быт. 41:1-36). Фараон поручил осуществление плана самому Иосифу, наделив его широкими полномочиями (Быт. 41:37-40, 46). Благодаря Иосифу в период тяжёлой засухи Египет стал житницей для окружающих стран (Быт. 41:57). За зерно землевладельцы отдавали фараону свои поля, и таким образом все земли Египта перешли в личное владение фараона. С наступлением голодных лет десять братьев Иосифа прибыли в Египет, чтобы купить зерно, и предстали перед Иосифом, которого не узнали. Он не открылся братьям, обошёлся с ними крайне сурово и, обвинив в соглядатайстве, содержал их три дня под стражей (Быт. 42:7-17). Затем, потребовав, чтобы в доказательство своей невиновности они привезли к нему младшего брата Вениамина и, оставив заложником Симеона, отпустил братьев домой с зерном (Быт. 42:18-38). Жестокий голод и уговоры сыновей побудили Иакова согласиться на разлуку с Вениамином. По возвращении братьев Иосиф освободил Симеона и пригласил их на трапезу. Приказав управителю тайно положить уплаченные братьями за зерно деньги в их мешки, а в мешок Вениамина спрятать серебряную чашу, Иосиф отпустил их. Однако вскоре после выезда братьев из города посланный Иосифом слуга обвинил их в воровстве. Чаша была обнаружена у Вениамина, и братья вновь предстали перед Иосифом, который потребовал обращения виновного в рабство. Когда Иуда предложил взять на себя вину Вениамина, Иосиф открылся братьям и велел спешить в Ханаан, чтобы перевезти в Египет отца и всё семейство (Быт. 43-45). С разрешения фараона семейство Иакова поселилось в Египте в земле Гесем (Быт. 47:6). Иаков прожил там 17 лет (Быт. 47:28) и, почувствовав близость смерти, благословил двух сыновей Иосифа, рождённых в Египте, Ефрема и Манассию (фактически как прародителей двух колен Израилевых; Быт. 48:5), заповедав Иосифу и братьям похоронить его в пещере Махпела. Сам Иосиф умер в 110 лет. Перед смертью он заставил братьев поклясться, что они перевезут его останки из Египта в Землю обетованную (Быт. 50:22-26).

Реклама

Я. Понтормо. «Иосифа продают Потифару». 1515. Национальная галерея (Лондон).

Являясь примером целостного ветхозаветного биографического повествования, история Иосифа представляется ценным историческим источником, содержащим сведения по ономастике, топонимике, экономическим и культурным аспектам быта семитских племён, их взаимоотношениям с египетским государством (например, получившая значительное распространение и отражённая в египетских источниках 2-й половины 2-го тысячелетия до нашей эры практика покупки зерна в Египте семитскими кочевниками), а также по внутриегипетской административной и социальной проблематике (например, занятие семитами высших административных постов, политика фараонов по консолидации фонда дворцовых земель). Фактография жизни Иосифа претерпела воздействие древнеегипетских фольклорных форм (например, «Сказки о двух братьях», 13 век до нашей эры). Житие Иосифа вошло в ветхозаветный апокриф «Заветы двенадцати патриархов» (конец 2 века до нашей эры). В 9-15 веках в исламском мире под влиянием коранического изложения (12-я сура) приобрели популярность поэмы об Иосифе и жене Потифара («Юсуф и Зулейха»).

Иконография. Тема Иосифа в изобразительном искусстве появляется в 3-4 веках (росписи синагоги в Дура-Европосе, 245-256; фрагмент саркофага из катакомб Сан-Каллисто, 2-я треть 4 века; роспись катакомб на Виа-Латина в Риме, конец 4 века). Его изображают юным, в хитоне и плаще. В рукописях развёрнутые циклы жития Иосифа известны с 6 века (Коттоновская Библия, Британский музей — 22 сцены). История Иосифа включена в цикл иллюстраций Книги Бытия с 6 века (миниатюры «Венского Генезиса», Австрийская национальная библиотека, Вена; Коттоновская Библия, обе 6 век). В византийских октатевхах 11-12 века содержится от 40 до 55 сцен. Христологический (Иосиф как прообраз Христа), экклезиологический (Иосиф как образ Церкви) и морализирующий (Иосиф — символ чистоты) аспекты истории Иосифа обусловили её популярность в средневековом искусстве: миниатюры «Лекционария Генриха II» (1007-12, Баварская государственная библиотека, Мюнхен), скульптура капителей соборов в Везле и Монреале (12 век), мозаики собора Святого Марка в Венеции (около 1230), витражи собора в Шартре (13 век). Иосифу посвящено одно из клейм «Райских врат» Л. Гиберти (1424-52, музей собора, Флоренция), представляющее ключевые эпизоды его жизни. В эпоху Возрождения история Иосифа становится темой для самостоятельных живописных серий: 6 тондо анонимного нидерландского «Мастера истории Иосифа» (около 1500, Старая пинакотека, Мюнхен; музей Боде, Берлин; Метрополитен-музей, Нью-Йорк), 14 живописных панно для брачных покоев Пьерфранческо Боргерини и Маргариты Аччайуоли в их флорентийском дворце (1515, художники Я. Понтормо, А. дель Сарто, Ф. Граначчи, Бакьякка и Франчабиджо, ныне — в Палаццо Питти и галерее Уффици во Флоренции, галерее и музее Боргезе в Риме, Национальной галерее в Лондоне). Исключительной популярностью в эпоху позднего Возрождения и барокко пользовался сюжет «Иосиф и жена Потифара» («Искушение Иосифа»), к которому обращались Я. Тинторетто (около 1555, Прадо, Мадрид), Г. Рени (1631, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва), Б. Э. Мурильо (1640-45, Государственная картинная галерея, Кассель), Рембрандт (1655, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Иллюстрировались также сюжеты: «Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару» (А. А. Иванов, 1827, ГРМ, Санкт-Петербург), «Иосиф толкует сны фараона» (П. фон Корнелиус, 1816-17, фреска в Палаццо Дзуккари в Риме, ныне — Старая национальная галерея, Берлин), «Иосиф и его братья» (Ф. А. Маульберч, 1745-50, Музей изящных искусств, Будапешт). В искусстве 20 века к образу Иосифа обращались нечасто, в основном в составе библейских циклов («Библейское Послание» М. 3. Шагала, раскрашенные офорты, 1931-58; «Библия в картинках для детей» А. де Фрис, линогравюры, 1964).

Рембрандт. «Жена Потифара обвиняет Иосифа». 1655. Национальная художественная галерея (Вашингтон).

Икона Иосифа, начиная с 17 века, встречается в праотеческом ряду русских высоких иконостасов (иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря, 1652). Согласно русскому иконописному подлиннику 17 века, Иосиф должен выглядеть «аки Борис, риза княжеска, багор, в порфире, испод лазорь». Житийные иконы Иосифа крайне редки (икона 19 века из частного собрания, Москва).

С. В. Бабкина; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).

Бытие,

Глава 48

РУ EN FR РУ Внутренняя ошибка Произошла внутренняя ошибка. Мы получили уведомление об этой ошибке и решим проблему в ближайшее время. Зарегистрироваться Войти Зарегистрироваться Войти Перевод Кулакова (ru) Перевод Кулакова (ru) Поделиться Израильтяне в Египте> 1 Манассия и Ефрем

1 Некоторое время спустя Иосифа известили о том, что отец его заметно слабеет. Взял тогда Иосиф с собой двух своих сыновей, Манассию и Ефрема, и пошел к отцу. 2 Когда Иаков услышал, что его сын Иосиф пришел к нему, собрался Израиль с силами, приподнялся, сел на постели 3 и сказал Иосифу: «В свое время Бог Всесильный* явился мне в Лузе, что в Ханаане, и, благословляя меня, 4 обещал мне: „Я сделаю тебя плодовитым и род твой многочисленным, ты будешь отцом множества народов, и эту землю Я отдам потомкам твоим* во владение вечное“.
5 Так вот, теперь оба сына твои, Ефрем и Манассия, которые родились в Египте еще до того, как я пришел к тебе сюда, будут моими, так же, как Рувим и Симеон. 6 Другие же дети, что родятся у тебя после них, — твои, но в том, что касается их наследства родового, они будут значиться под именами Ефрема и Манассии, их братьев старших*. 7 И делаю я это, потому что — увы! умерла моя Рахиль, когда я возвращался из Паддана, умерла в Ханаане, недалеко от Эфраты. Я и похоронил ее там же, у дороги в Эфрату». (Ныне она Вифлеемом называется.)
8 Когда же Израиль заметил сыновей Иосифа, он спросил: «Кто это?» 9 «Сыновья мои, которых даровал мне здесь Бог», — ответил Иосиф. «Подведи их ко мне, — сказал Израиль, — и я благословлю их». 10 Зрение Израиля от старости притупилось — он едва видел. Иосиф подвел к нему своих сыновей; Израиль поцеловал их, обнял 11 и сказал Иосифу: «Я уже не надеялся тебя увидеть, а Бог дал мне увидеть и детей твоих».
12 Иосиф отвел сыновей своих от колен Израиля и поклонился ему до земли. 13 Взял он обоих сыновей (Ефрема — правой рукой, чтобы тот был слева от Израиля, а Манассию — левой, чтобы тот был справа от Израиля) и подвел их поближе к нему. 14 Но Израиль, протянув руки вперед и скрестив* их, возложил правую на голову Ефрема, хотя тот был младшим, а левую — на голову Манассии, несмотря на то, что Манассия был первенцем.
15 Потом он благословил Иосифа, призвав благословение на сыновей его, такими словами:
«Бог, перед лицом Которого жили*
мои отцы Авраам и Исаак,
Бог, Который был Пастырем моим
от рождения моего доныне,
16 Ангел, избавлявший меня от всех бед,
да благословит этих отроков!
Моим именем им предстоит называться
и именами отцов моих Авраама и Исаака.
Да будет многочисленным
потомство их на земле!»
17 Иосиф подумал, что отец ошибся, возложив свою правую руку на голову Ефрема, поэтому он взял руку отца, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии. 18 «Не так, отец мой, — сказал он, — ибо этот первенец, возложи правую руку на его голову».
19 Но отец его отказал ему. «Я знаю это, сын мой, — возразил он, — я знаю, что и от него произойдет народ и он тоже станет великим. Но всё же его младший брат превзойдет его, и потомство того — целый сонм народов*». 20 И благословил он их в тот день и сказал:
«Когда благословить кого-либо
захотят в Израиле,
будут именами вашими пользоваться*, говоря:
„Да уподобит тебя Бог Ефрему и Манассии!“»
Так он поставил Ефрема выше Манассии.
21 Затем Израиль сказал Иосифу: «Дни мои сочтены, но Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших. 22 И тебе, сверх того, что получат братья твои, я даю горный склон*, который отвоевал я у амореев мечом и луком своим».

Читать далее:Бытие, Глава 49 Комментарии: Дизайн и разработка: ©2001–2019 Web-Мастерская v:2.0.2.107

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).

Толковая Библия
Толкование на книгу Бытия

профессор Александр Павлович Лопухин

◄ Глава 47Глава 48Глава 49 ►

Иаков усыновляет сыновей Иосифа, Ефрема и Манассию

Быт.48:1–2. После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема .

Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели.

История Иакова теперь, собственно, окончилась и он выступает в гл. 48 и 49 только как завещатель, передающий своему потомству все теократические блага, и пророком о судьбе его.

Рассказ о благословении Иаковом сынов своих, значительно напоминает подобный же рассказ Быт. 27:1–41 о благословении Исааком Иакова и Исава, также заключая указания на взаимодействие двух факторов – естественной склонности и любви отца к детям и божественного внушения – и препобеждение последним фактором первого.

Когда позванный к одру Иакова Иосиф прибыл к нему с сыновьями, Ефремом и Манассией (каждому из них было в это время по 20 с лишком лет, ср. Быт. 41:50), то умирающий Иаков, «желая почтить в Иосифе царское достоинство» (Раши), или, быть может, ободренный радостью свидания с любимым сыном, встает и садится, как бы для выражения важности момента.

Быт.48:3–4. И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня,

и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение.

Намереваясь уравнять двух сыновей Иосифа с собственными сыновьями, сделать их полноправными патриархами, Иаков, прежде всего, указывает основание или источник тех прав и благ, какие он думает передать своим потомкам, – в тех великих обетованиях, какие получил он в Вефиле – Лузе от «Бога всемогущего» (по-еврейски – Ел-Шаддай, Быт. 35:11–12; ср. Быт. 28:13–15); особенно оттеняет он обетование о размножении его потомства, так как имеет в виду совершить усыновление внуков.

Быт.48:5–6. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои;

дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе.

Усыновление это Иаков нарочито ограничивает двумя сыновьями Иосифа, Ефремом и Манассием, прибавляя, что, если бы родились и еще дети у Иосифа, они уже не составят отдельного колена, а будут причислены к коленам Ефрема и Манассии (других сынов у Иосифа, по-видимому, и не было, Быт. 50:23; ср. Чис. 26:28–37).

Принимая здесь двух сынов Иосифа в число своих сынов и давая им часть «в знаменах, в посвящении жертвенника, в разделении земли обетованной» (Абарбанель), Иаков этим признает за Иосифом право первородства с его двойной наследственной частью (Втор. 21:15–17), – отнятое у Рувима за его преступление (Быт. 49:4) и передаваемое Иосифу не только в силу исключительного положения его в Египте, как питателя и «князя» братьев своих (ср. Быт. 49:26), не только как любимому сыну и первенцу любимой жены, но и, без сомнения, по особенному смотрению Божию. Царство в потомстве Иакова им отдано было Иуде, а священство – Левию (Быт. 49:8–10), но особым благословением его над Ефремом (ст. 14, 20) было предсказано ему, что и из его рода произойдут цари.

Быт.48:7. Когда я шел из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил ее там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.

В последние часы жизни Иаков вспоминает о любимой жене своей Рахили, матери Иосифа: она была постоянным предметом любви Иакова и вместе источником многих огорчений, начиная со времени сватовства его за нее и кончая преждевременной смертью ее и судьбой первенца ее – Иосифа. Ради памяти Рахили, для прославления ее имени, Иаков, через усыновление внуков, как бы преумножает число сынов любимой жены.

Иаков благословляет их

Быт.48:8–10. И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?

И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их.

Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их.

Плохо уже видевший Иаков (ст. 10) доселе не замечал присутствие при нем, кроме Иосифа, еще и Ефрема и Манассии, и только теперь увидел их и осведомился об них, затем выразил желание благословить их, наперед отечески облобызав их.

Быт.48:11. И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих.

Иаков высказывает восторг и умиление: он не надеялся видеть и сына, а Бог даровал ему видеть и внуков.

Быт.48:12. И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли.

Иосиф ставит обоих сыновей в положение, приличествующее торжественному и знаменательному акту благословения; поклоняются Иакову, вероятно, все трое (Евр. и Вульг.: поклонился, т.е. Иосиф; LXX, слав.: поклонились), так как невероятно, чтобы Ефрем и Манассия оставались совершенно пассивными к предстоящему их благословению.

Быт.48:13–14. И взял Иосиф обоих , Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.

Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.

То, что говорил и делал доселе Иаков, не выходило из границ обычного порядка вещей в отношениях родителей к детям. Иосиф, держась этого порядка, поставляет старшего сына на правую сторону патриарха, а младшего – на левую. Но патриарх, некогда сам получивший преимущественное благословение перед старшим братом – не без нарочито божественного указания отцу его, теперь, по внушению же божественному, отдает предпочтение также младшему Ефрему перед старшим Манассией: намеренно, с полным сознанием (евр. sikkel) переложил он правую руку на младшего (правая рука и у евреев предпочиталась левой, 3Цар. 2:19 и др.) и левую на старшего внука своего.

Быт.48:15–16. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,

Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.

Возложение рук здесь в первый раз в Библии представляется, как знак благословения и преподания благодатных даров; в таком значении оно затем всегда сохранялось в церкви ветхозаветной (Чис. 8:10, 27:18–23) и оттуда перешло в церковь новозаветную (Мф. 19:13; Деян. 6:6, 13:11). Благословение Иакова простирается и на самого Иосифа (еврейский текст и русский перевод), и на детей его, которые и в благословении Иакова (Быт. 49:22–26), и в благословении Моисея (Втор. 33:13–17) объединяются под именем Иосифа.

Сама форма благословения чрезвычайно знаменательна, поскольку выражает чистые верования и возвышенное миросозерцание библейского патриарха, заканчивающего собою патриархальный период. Здесь, прежде всего, – твердая вера в Бога, как Бога завета, Который требовал от патриархов святой и богоугодной жизни и Которому они угождали такою жизнью (ср. Быт. 17:1), – причем Иаков со смирением образцы богоугождения указывает только в отцах своих, а не в себе; затем, столь же твердая и светлая вера в промышление Божье, которое все моменты человеческой жизни (Быт. 37:35, 43:14), даже самые неблагоприятные, объединяет и разрешает в благоприятное целое. Частнее, наконец, вера в Ангела-Избавителя от всех зол, в Ангела-Бога, (поскольку он сопоставляется с Богом), некогда боровшегося с Иаковом (Быт. 32:24). Это троекратное молитвенное призывание Бога при однократном «да благословит» выражает мысль патриарха о единстве божественных действий в мире, и затем может предсказывать и тайну троичности. В ближайшем же смысле каждое воззвание заключало соответствующее молитвенное пожелание духовных и телесных благ, которые, затем, все соединяются в словах: «да будет наречено на них имя мое и имя отцов моих».

Иаков отдает предпочтение Ефрему

Быт.48:17–18. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии,

и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это – первенец; положи на его голову правую руку твою.

Иосиф, предполагая ошибку со стороны отца в возвышении младшего внука, пытается исправить ее, применительно к естественному порядку первородства.

Быт.48:19. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ.

Но Иаков отвечает ему, что действие его было вполне сознательное, сообразное и с божеским определением (по Мидрашу, Иаков говорил: «я знаю, какие бедствия вышли из предпочтения мною Иосифа, могут выйти и теперь, но да будет воля Божия!»). Манассиино колено долгое время не уступало Ефремову ни в количестве своих членов, ни в могуществе, и одно оно из всех колен могло разделиться на 2 половины, западно-иорданскую и восточно-иорданскую, из которых каждая была очень могущественна. Только уже после Ефремово колено приобрело гегемонию в средней (по географическому положению) группе колен Израилевых. Из него вышел славный вождь Израиля Иисус Навин, а из Манассиина – Гедеон.

Быт.48:20. И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.

Торжественное принятие сынов Иосифа в семью патриарха Иакова, вероятно, было необходимо ввиду возможных после его смерти споров между сыновьями его о не принадлежности к семье обетования сынов Иосифа, как рожденных им от дочери жреца египетского. Предупреждая эту возможность, Иаков преподает Ефрему и Манассии нарочито-торжественное благословение и даже обещает им, что вследствие тех действительных благ, какие благословение его низведет на них, оно сделается образцом в Израиле для благословений отцами детей. Без сомнения, последующие поколения в подобных случаях всегда обращались мыслью к данному благословению Иакова.

Пророчество Иакова о возвращении его потомков в землю отцов

Быт.48:21–22. И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших;

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.

Сила благословения Иосифу и его сыновьям, по мысли Иакова, выразится и в том, что они не будут поглощены жизнью или культурой Египта, но вместе с прочими потомками Иакова возвращены будут Богом в землю обетования. В этой последней Иаков предоставляет в собственность некоторый участок (евр:. schekem achad, Vulg:. partem unam), вероятно, вблизи Сихема (LXX: Σύχεμ), где Иаковом было куплено поле у Еммора (Быт. 33:19) и где по вступлении евреев в Ханаан был погребен Иосиф (Нав. 24:32; ср. Быт. 50:5). Приобретение этого участка «из рук аморреев мечом и луком» Иакова – факт неизвестный из Библии, но отмеченный традицией (нельзя, напротив, видеть здесь с Розенмюллером и другими указание на сихемскую резню, строго осужденную Иаковом в свое время, и осуждаемую им на смертном одре, Быт. 34:30, 49:5–6).

◄ Глава 47Глава 48Глава 49 ►

Поделиться ссылкой на выделенное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *