Елена сербская королева

Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобная Елена Сербская, королева

По происхождению из французского королевского рода, приняв Православие, святая Елена вышла замуж за короля Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Известна своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра. После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала.
«Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила», говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II. Своими трудами и имением она построила дивную задушбину* свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар). Святая Елена со своими сыновьями восстановили также и монастырь святых мучеников Сергия и Вакха на реке Боян в Скадре. Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Королева Елена удостоилась самого высокого монашеского звания – великой схимы. На сегодняшний день от церкви остались только руины в старом городе Скадар, в южной части Скадарского озера.
Последние дни жизни блаженная Елена провела в своем царском дворе в Брняцах. Народное почитание и любовь, которые имела святая королева, видно из описания ее смерти и погребения. Чувствуя свое приближение к концу жизни, она призвала в Брняц наиболее известных монахов и вельмож своей страны. Отовсюду стекались монахи и подданные, а также нищие и странные, хромые и слепые, те, для кого она была хранительницей. Собрался собор земли сербской на ее славном дворе в Брняцах. Святая Елена, помолившись Господу за всю державу своего отечества, всем, от малых до великих, даровала благословение. После этого, осенив себя крестным знамением, сказала: «Отче! в руки Твои предаю дух мой». Так, в глубокой старости, упокоилась святая Елена 8 февраля 1314 года. Епископы взяли тело блаженной Елены и с надгробными песнопениями перенесли в обитель Градац, в приготовленную ею гробницу. На погребении присутствовали ее сын, святой король Стефан Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило, епископ Рашский Павел, клир Сербской Церкви, целый собор подданных, и бесчисленное множество нищих и убогих, которых милостивая королева питала и одевала.
Спустя три года после погребения, она явилась во сне одному избранному монаху и повелела взять тело ее из земли. Для открытия гробницы в монастырь прибыл епископ Рашский Павел, которого святая Елена почитала как родного отца. Был созван весь собор ее отечества. После молитвы над гробом блаженной, когда отворили гробницу, то нашли тело ее лежащим в росе, целым и невредимым. Тогда едиными устами вознесли хвалу Богу Вседержителю. Это было доказательством того, что она удостоилась от Господа большой благодати. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял мощи святой из гробницы и положил в особый ковчег, установленный перед иконостасом, под иконой Христа.
С того дня, с 30 октября 1317 года (12 ноября по новому стилю), благочестивая королева Елена стала почитаться как святая и была причислена Сербской Православной Церковью к лику святых. Мощи святой Елены Сербской находились в градацкой церкви до начала семнадцатого века, когда, перед турецким вторжением, монахи покинули обитель и монастырь опустел. Во второй половине 18 века, иеромонах Софроние, игумен монастыря Савина, оковал в серебро часть мощей — руку царицы Елены и положил святыню в монастыре Савина. Этот старейший сербский монастырь основан в 11 веке святым Саввой Сербским. Монастырь расположен в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови.
Молитвами Святой Елены и ее сыновей, Святых Драгутина и Милутина, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

← Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет»)

Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский →

ЕЛЕНА СЕРБСКАЯ

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прп. Елена Сербская, икона

Елена Сербская, Анжуйская, в монашестве Елисавета (+ 1314), сербская королева, святая благоверная

Память 30 октября

Родилась во второй четверти XIII века, год и место рождения св. Елены неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, византийских владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Елену «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют . Прозвище Анжуйская применительно к Елене употребляется в научной литературе с конца 1950-х гг., начиная со статьи Г. Суботича.

Получила хорошее образование, владела несколькими языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию за Стефана Уроша I, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в монастыре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.).

На протяжении большей части жизни сохраняла приверженность Римско-католической церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болгарского царя Георгия I Тертера . Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола . Основала францисканские монастыри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским монастырям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Елены, Драгутина и Милутина) и католич. соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) .

Около 1291 года принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католического диоцеза.

Вложила православные иконы в собор св. ап. Петра в Риме и храм св. Николая, еп. Мирликийского, в Бари (Италия).

Поддерживала тесные связи с католич патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло .

Совместно с мужем дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, неск. представителей которого были местными католич. архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католический архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) .

В то же время королева покровительствовала Православной Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе.

Получив власть в 1276 году, старший сын Елены король Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Елены в это время был г. Скадар).

После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Елена участвовала в перенесении его мощей в монастырь Сопочани.

Около 1284 г. (?) приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви св. Николая в Скадаре.

В 1309 г. младший сын Елены король Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны. Новый двор Елены располагался в Брняке, на р. Ибар. Согласно житию, здесь активно велась переписка книг, была создана школа-приют для девочек из бедных семей и сирот, которых королева снабжала богатым приданым.

Святая Елена была первой женщиной в средневековой Сербии, построившей себе «задушбину» — Градацкий монастырь. Приглашенные ею западные мастера (вероятно, из Прованса) воздвигли монастырский собор в переходном от романского к готическому стиле, поэтому с именем Елены связывают распространение влияния французской готики в сербском церковном зодчестве (прежде всего в архитектурном декоре). Возведенные и обновленные ею монастыри были выведены из-под власти епархиальных архиереев, она назначала в них игуменов, а после ее смерти это делали ее потомки.

Скончалась 8 февраля 1314 года в Брняке (Косово). Была погребена в Градацком монастыре, заупокойную службу по ней совершил архиеп. Савва III при участии еп. Баньского Даниила (впосл. архиепископ Печский и биограф св. Елены) и Рашского Павла, на отпевании присутствовали кор. Милутин, посланцы Драгутина и многочисленные воспитанницы основанного ею приюта.

Почитание

Согласно Житию, написанному архиеп. Даниилом, через три года после кончины св. Елена явилась во сне некоему иноку монастыря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен монастыря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в монастырь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» .

Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время турецкого господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря .

С именем св. Елены связан чудотворный крест, вложенный ею в монастырь Сопочани. Предполагается, что крест находился в монастыре до 1430-х годов, а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, которые носили их в шелковых мешочках на шее .

Центром почитания св. Елены Сербской является монастырь Градац, в котором празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая) . Окрестные жители часто именуют монастырь и его собор «Света Ела».

Память св. Елены отмечается 30 октября вместе с памятью ее детей, свв. Милутина и Драгутина.

Отдельная служба св. Елене отсутствует. Она упоминается в службе королю Милутину (30 октября), написанной в кон. XIV — нач. XV в. патриархом Сербским Даниилом III, в первой стихире на великой вечерне как мать двух святых, в 3-м и 4-м тропарях 6-й песни канона и во 2-м тропаре 8-й песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей .

До последнего времени отсутствовали свидетельства почитания св. Елены Сербской за пределами Сербии и были неизвестны посвящения ей храмов.

3 октября 2016 года в Сергиевском соборе Троице-Сергиева Варницкого монастыря состоялось освящение придела в честь прп. Елены Сербской .

Агиография

Житие св. Елены, написанное около 1317 г. архиеп. Печским Даниилом II, и документальные источники рисуют два образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Житие Даниила включено в состав его сборника Житий королей и архиепископов Сербских (в котором это единственное женское житие). Тот же текст в качестве самостоятельного жития содержится в хиландарском сборнике № 482, переписанном в 1536 г. .

Автор жития, близко знавший св. Елену и относившийся к ней с нескрываемой симпатией (его творчество относится к периоду правления ее сына Милутина), написал пространную похвалу христианским добродетелям королевы, обойдя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности.

Ряд сведений о Елене Сербской содержится также в житиях ее мужа и сыновей, написанных тем же автором. Проложное житие «блаженной мон. Елены» сопровождает службу Милутину в списке XVI-XVII вв. . Краткое житие св. Елены, «чудотворице, госпожде срьбскаго езика», помещенное под 8 февр. в стишном Прологе библиотеки Троицкого монастыря близ Плевли, было переписано в 1663/64 г. на Афоне .

Иконография

Прижизненные и посмертные изображения св. Елены довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Ватикане , и вместе с Милутином — на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари . Изображения св. Елены в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в монастыре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях монастыря Градиште (1620) св. Елена изображена с короной в богатом облачении.

Литература

  • Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107
  • Миjатовић Ч. Ко jе краљица Jелена. Нови Сад, 1902;
  • Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске // Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12;
  • Суботић Г. Краљица Jелена Анжуjска — ктитор црквених споменика у Приморjу // Историjски гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148;
  • Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88:
  • Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975 (по указ.);
  • Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.);
  • Jиречек J. К. Историjа Срба / Прев. J. Радониh. Београд, 19782. Књ. 1, 2 (по указ.);
  • McDaniel Gordon L. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena // Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50:
  • Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171.
  • Dominika Gapska. «Dni pamięci świętych władczyń w kalendarzu serbskiej Cerkwi prawosławnej» // Latopisy Akademii Supraskiej, red. M. Kulczycka, U. Pawluczuk, Białystok 2013, vol. 4, s. 52-53:

Использованные материалы

  • Путятин В. С., Турилов А. А., «Елена Анжуйская» // Православная энциклопедия, т. 18, с. 303-304:

обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; Суботић. 1958; McDaniel. 1982/1983

Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169

Флоря. 2007. С. 169

Jиречек. 1978. Књ. 1. С. 265

Jиречек. 1978. Књ. 2. С. 280-281

Jиречек. 1978. Књ. 2. С. 27, 75-77

Данило II, архиеп. 1988. С. 107

Павловић. 1965. С. 86-87

Павловић. 1965. C. 87-88

Павловић Леонтије. Култови лица код Срба и Македонаца: (Историјско-етнографска Расправа). Смередево, 1965. С. 87

см.: Србљак. Београд, 1970. Књ. 2. С. 82, 108, 112.

«Освящение придела прп. Елены в Сергиевском соборе монастыря», сайт Варницкой гимназии,

Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 184

София. НБКМ. № 267. Л. 63 об.- 105

№ 100; изд.: Вукиhевић М. Из старих србуља // Гласник Земаљског Музеjа у Сараjеву. Сараjево, 1901. Бр. 13. С. 39

см.: Матић М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану // Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16

см.: Томић-Де Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бариjу // ЗЛУ. 1966. Књ. 2. С. 107-124

Православный Церковный календарь

Житие

Святые Стефан Милютин, брат его Драгутин (в иночестве Феоктист) и мать их Елена

Свя­той Сте­фан был млад­шим сы­ном ко­ро­ля Сте­фа­на – Уро­ша I и вну­ком пер­во­вен­чан­но­го ко­ро­ля свя­то­го Сте­фа­на (па­мять 24 сен­тяб­ря). Он пра­вил Сер­би­ей с 1275 по 1320 год. Пре­стол Сте­фан Ми­лю­тин по­лу­чил от стар­ше­го бра­та сво­е­го Дра­гу­ти­на, вер­но­го хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый по­сле недол­го­го цар­ство­ва­ния пе­ре­дал власть бра­ту, а сам, воз­лю­бив от­шель­ни­че­ство, за­тво­рил­ся в Сре­ме, где со­вер­шал тай­ные по­дви­ги в яме-мо­ги­ле, вы­ко­пан­ной соб­ствен­но­руч­но. В сво­ей пра­вед­ной жиз­ни свя­той Дра­гу­тин мно­го тру­дил­ся над об­ра­ще­ни­ем к ис­тин­ной ве­ре ере­ти­ков-бо­го­милов. Кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 2 мар­та 1316 го­да.

Свя­той Сте­фан Ми­лю­тин, став ко­ро­лем, му­же­ствен­но, сло­вом и де­лом, ча­сто с ору­жи­ем в ру­ках, за­щи­щал пра­во­слав­ных сер­бов и дру­гие еди­но­вер­ные на­ро­ды от мно­го­чис­лен­ных вра­гов. Бла­го­че­сти­вый Сте­фан не за­бы­вал бла­го­да­рить Гос­по­да за все Его бла­го­де­я­ния. Им по­стро­е­но бо­лее 40 хра­мов, мно­же­ство мо­на­сты­рей и стран­но­при­им­ных до­мов. Осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­той об афон­ских мо­на­сты­рях.

Ко­гда серб­ское ко­ролев­ство па­ло, мо­на­сты­ри оста­лись оча­га­ми на­цио­наль­ной куль­ту­ры и пра­во­сла­вия в серб­ском на­ро­де. Свя­той Сте­фан скон­чал­ся 29 ок­тяб­ря 1320 го­да и по­гре­бен в Бань­ской оби­те­ли. Через два го­да бы­ли от­кры­ты его нетлен­ные мо­щи.

Свя­тая Еле­на, бла­го­че­сти­вая мать сво­их свя­тых сы­но­вей, по смер­ти му­жа всю жизнь по­свя­ти­ла бо­го­угод­ным де­лам: стро­и­ла до­ма для об­ни­щав­ших по­се­лян, устра­и­ва­ла оби­те­ли для же­ла­ю­щих жить в чи­сто­те и дев­стве. Близ го­ро­да Спи­ча она воз­двиг­ла Ре­че­ский мо­на­стырь и на­де­ли­ла его уго­дья­ми. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной свя­тая Еле­на при­ня­ла ино­че­ство и ото­шла ко Гос­по­ду 8 фев­ра­ля 1306 го­да.

Молитвы

Тропарь преподобной Елене Сербской, королеве

глас 4

От страны́ за́падныя/ святоро́дней лозе́ се́рбстей совоку́пльшися,/ доброра́сленная ве́твь яви́лася еси́,/ благове́рная княги́не Еле́но./ Плода́ кра́сная святу́ю сы́ну дво́ицу/ принеся́ Бо́гови и ро́ду се́рбскому,/ на коне́ц вся́ су́етная ми́ра оста́вила/ и преподо́бным приложи́лася еси́:/ со дерзнове́нием Влады́ку все́х моли́/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и сыново́м слове́нским спасти́ся.

Перевод: Из западной страны привитая к святой лозе сербской, прекрасно выросшей ветвью ты стала, благоверная княгиня Елена. Как прекрасные плоды, ты принесла Богу и сербскому роду двоих святых сыновей, под конец все суетное в мире оставила и присоединилась к преподобным, с дерзновением Владыку всех моли мир земле даровать и сынам славянским спастись.

Преподобная Елена Сербская

Ноя 11, 2018 | Библиотека |

Мы немногое знаем об этой чтимой в Сербии святой. Но и на Русской земле есть те, кто назван в ее честь. Предлагаем Вашему вниманию житие святой Елены Сербской — подвижницы благочестия, принявшей в конце своей жизни монашеский образ.

По происхождению из французского королевского рода, приняв Православие, святая Елена вышла замуж за короля Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Известна своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра. После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала.

Икона святой Елены Сербской. Источник: сайт Никольского храма п. Добринка Липецкой области

«Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила», говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II. Своими трудами и имением она построила дивную задушбину (святое место, где возносились бы молитвы о спасении ее души) свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар). Святая Елена со своими сыновьями восстановили также и монастырь святых мучеников Сергия и Вакха на реке Боян в Скадре. Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Королева Елена удостоилась великой схимы. На сегодняшний день от церкви остались только руины в старом городе Скадар, в южной части Скадарского озера.

Последние дни жизни блаженная Елена провела в своем царском дворе в Брняцах. Народное почитание и любовь, которые имела святая королева, видно из описания ее смерти и погребения. Чувствуя свое приближение к концу жизни, она призвала в Брняц наиболее известных монахов и вельмож своей страны. Отовсюду стекались монахи и подданные, а также нищие и странные, хромые и слепые, те, для кого она была хранительницей. Собрался собор земли сербской на ее славном дворе в Брняцах. Святая Елена, помолившись Господу за всю державу своего отечества, всем, от малых до великих, даровала благословение. После этого, осенив себя крестным знамением, сказала: «Отче! в руки Твои предаю дух мой». Так, в глубокой старости, упокоилась святая Елена 8 февраля 1306 года (по другим сведениям — 1314 года). Епископы взяли тело блаженной Елены и с надгробными песнопениями перенесли в обитель Градац, в приготовленную ею гробницу. На погребении присутствовали ее сын, святой король Стефан Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило, епископ Рашский Павел, клир Сербской Церкви, целый собор подданных, и бесчисленное множество нищих и убогих, которых милостивая королева питала и одевала.

Спустя три года после погребения, она явилась во сне одному избранному монаху и повелела взять тело ее из земли. Для открытия гробницы в монастырь прибыл епископ Рашский Павел, которого святая Елена почитала как родного отца. Был созван весь собор ее отечества. После молитвы над гробом блаженной, когда отворили гробницу, то нашли тело ее лежащим в росе, целым и невредимым. Тогда едиными устами вознесли хвалу Богу Вседержителю. Это было доказательством того, что она удостоилась от Господа большой благодати. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял мощи святой из гробницы и положил в особый ковчег, установленный перед иконостасом, под иконой Христа.

С того дня, с 30 октября 1317 года (12 ноября по новому стилю), благочестивая королева Елена стала почитаться как святая и была причислена Сербской Православной Церковью к лику святых. Мощи святой Елены Сербской находились в градацкой церкви до начала семнадцатого века, когда, перед турецким вторжением, монахи покинули обитель и монастырь опустел. Во второй половине 18 века, иеромонах Софроние, игумен монастыря Савина, оковал в серебро часть мощей — руку царицы Елены и положил святыню в монастыре Савина. Этот старейший сербский монастырь основан в 11 веке святым Саввой Сербским. Монастырь расположен в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови.

Молитвами Святой Елены и ее сыновей, Святых Драгутина и Милутина, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Источник: сайт храма святителя Василия Великого Псковской епархии

Из краткого жития святой Елены Сербской и ее сыновей:

Свя­той Сте­фан был млад­шим сы­ном ко­ро­ля Сте­фа­на – Уро­ша I и вну­ком пер­во­вен­чан­но­го ко­ро­ля свя­то­го Сте­фа­на (па­мять 24 сен­тяб­ря). Он пра­вил Сер­би­ей с 1275 по 1320 год. Пре­стол Сте­фан Ми­лю­тин по­лу­чил от стар­ше­го бра­та сво­е­го Дра­гу­ти­на, вер­но­го хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый по­сле недол­го­го цар­ство­ва­ния пе­ре­дал власть бра­ту, а сам, воз­лю­бив от­шель­ни­че­ство, за­тво­рил­ся в Сре­ме, где со­вер­шал тай­ные по­дви­ги в яме-мо­ги­ле, вы­ко­пан­ной соб­ствен­но­руч­но. В иночестве его имя было Феоктист. В сво­ей пра­вед­ной жиз­ни свя­той Дра­гу­тин мно­го тру­дил­ся над об­ра­ще­ни­ем к ис­тин­ной ве­ре ере­ти­ков-бо­го­милов. Кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 2 мар­та 1316 го­да.

Свя­той Сте­фан Ми­лю­тин, став ко­ро­лем, му­же­ствен­но, сло­вом и де­лом, ча­сто с ору­жи­ем в ру­ках, за­щи­щал пра­во­слав­ных сер­бов и дру­гие еди­но­вер­ные на­ро­ды от мно­го­чис­лен­ных вра­гов. Бла­го­че­сти­вый Сте­фан не за­бы­вал бла­го­да­рить Гос­по­да за все Его бла­го­де­я­ния. Им по­стро­е­но бо­лее 40 хра­мов, мно­же­ство мо­на­сты­рей и стран­но­при­им­ных до­мов. Осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­той об афон­ских мо­на­сты­рях.

Ко­гда серб­ское ко­ролев­ство па­ло, мо­на­сты­ри оста­лись оча­га­ми на­цио­наль­ной куль­ту­ры и пра­во­сла­вия в серб­ском на­ро­де. Свя­той Сте­фан скон­чал­ся 29 ок­тяб­ря 1320 го­да и по­гре­бен в Бань­ской оби­те­ли. Через два го­да бы­ли от­кры­ты его нетлен­ные мо­щи.

Свя­тая Еле­на, бла­го­че­сти­вая мать сво­их свя­тых сы­но­вей, по смер­ти му­жа всю жизнь по­свя­ти­ла бо­го­угод­ным де­лам: стро­и­ла до­ма для об­ни­щав­ших по­се­лян, устра­и­ва­ла оби­те­ли для же­ла­ю­щих жить в чи­сто­те и дев­стве. Близ го­ро­да Спи­ча она воз­двиг­ла Ре­че­ский мо­на­стырь и на­де­ли­ла его уго­дья­ми…

Тропарь святой Елене Сербской

глас 4

От страны западныя / святородней лозе сербстей совокупльшися, / доброрасленная ветвь явилася еси, / благоверная княгине Елено. / Плода красная святую сыну двоицу / принеся Богови и роду сербскому, / на конец вся суетная мира оставила / и преподобным приложилася еси: / со дерзновением Владыку всех моли / мир вселенней даровати / и сыновом словенским спастися.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *