Ереси на руси

Содержание

Ереси

Главная » Схемы и пособия » Ереси

Наиме­но­ва­ние

Проис­хож­де­ние

Век осно­ва­ния

Период существо­ва­ния

Ереси­арх

Содер­жа­ние

Наибо­лее извест­ные про­тив­ни­ки, оппо­нен­ты, раз­об­ла­чи­те­ли ере­си

Назорей­ство (не путать с наза­ре­я­ми)

Палести­на

I в.

I-V вв.

Секта состо­я­ла из иуде­ев, при­няв­ших хри­сти­ан­ство, при­знав­ших Христа Месси­ей и Богом, допус­кав­ших Его сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние, рас­пя­тие, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние, но счи­тав­ших необ­хо­ди­мым соблю­де­ние Моисе­е­ва зако­на для хри­сти­ан из иуде­ев, не навя­зы­вая соблю­де­ние его хри­сти­а­нам из языч­ни­ков.

Епифа­ний Кипрский, Августин Блажен­ный,
Иоанн Дамас­кин

Евионит­ство

Пусты­ня око­ло Мертво­го Моря, Сирия, Персия и дру­гие стра­ны Ближне­го Восто­ка

II в.

II-V вв.

Евиони­ты почи­та­ли Христа за вели­ко­го про­ро­ка, сына Марии и Иосифа, полу­чив­ше­го бла­го­дать при Креще­нии; пола­га­ли, что с Прише­стви­ем Христа иудей­ская вера сохра­ни­ла своё пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние. Эвиони­ты рас­счи­ты­ва­ли, что со Вторым Прише­стви­ем Спаси­те­ля откро­ет­ся зем­ное Царство сла­вы, вре­мя суще­ство­ва­ния кото­ро­го соста­вит 1000 лет.

Ириней Лионский, Иустин Философ, Евсевий Кесарий­ский

Гности­цизм

Малая Азия

I в.

I в. – по насто­я­щее вре­мя

Симон Волхв (пер­вый извест­ный гно­стик)

Гности­цизм как осо­бая фор­ма рели­ги­оз­но­го само­вы­ра­же­ния появил­ся в ран­ние вре­ме­на суще­ство­ва­ния Церкви. Каждая гно­сти­че­ская сек­та испо­ве­до­ва­ла своё веро­уче­ние. Как пра­ви­ло в осно­ве гно­сти­че­ских куль­тов лежа­ли: гре­че­ская фило­со­фия, иудей­ское бого­сло­вие, восточ­ные веро­ва­ния. Существен­ной части гно­сти­че­ских сект было свой­ствен­но испо­ве­да­ние дуа­лиз­ма.

Епифа­ний Кипрский, Ириней Лионский и др.

Манихей­ство

Малая Азия

III в.

III-XVII вв.

Манес (Мани)

Ма­ни­хей­ская ересь пред­став­ля­ла со­бой смесь эле­мен­тов хри­сти­ан­ства с на­ча­ла­ми ре­ли­гии Зо­ро­аст­ра. В ос­но­ве ма­ни­хей­ско­го уче­ния ле­жа­ло пред­став­ле­ние о борь­бе двух на­чал: доб­ро­го (свет­ло­го) и зло­го (тём­но­го). Ма­ни­хеи по­чи­та­ли све­ти­ла: солн­це, лу­ну и звёз­ды; мо­ли­лись де­мо­нам; утвер­жда­ли, что Хри­стос при­зрач­но во­пло­тил­ся и при­зрач­но стра­дал.

Архелай Кархар­ский

Антит­ри­ни­та­ризм (монар­хи­ан­ство)

Малая Азия

II в.

II-III вв.

Ноэт

Пред­ста­ви­те­ли ан­тит­ри­ни­та­риз­ма ве­ри­ли в су­ще­ство­ва­ние Еди­но­го Бо­га, од­на­ко от­ри­ца­ли уче­ние Церк­ви о Тро­ич­но­сти Бо­га по Ли­цам. По боль­шо­му счё­ту в ан­ти­ри­ни­та­риз­ме мож­но вы­де­лить два на­прав­ле­ния: ди­на­ми­стов и мо­да­ли­стов. Ди­на­ми­сты учи­ли, что Сын и Свя­той Дух не име­ют лич­но­го бы­тия, но суть си­лы Еди­нич­но­го Бо­га. Пер­вая си­ла участ­во­ва­ла в тво­ре­нии ми­ра; она иг­ра­ет по­сред­ству­ю­щую роль меж­ду Бо­гом и ми­ром; и имен­но она яви­лась в Ли­це Иису­са Хри­ста. Свя­той Дух — Бо­же­ствен­ная си­ла, ко­то­рой свой­ствен­но со­вер­шать дей­ствия освя­ща­ю­ще­го, бла­го­дат­но­го ха­рак­те­ра. Мо­да­ли­сты учи­ли, что Бог еди­ни­чен, од­на­ко в раз­ное вре­мя яв­лял Се­бя в раз­ных Ли­цах (мо­ду­сах, об­ра­зах, ли­чи­нах). Во вре­ме­на Вет­хо­го За­ве­та Он от­кры­вал­ся как Отец, во вре­ме­на Хри­ста явил­ся ми­ру как Сын. В освя­ще­нии лю­дей Бог об­на­ру­жи­ва­ет­ся как Свя­той Дух.

Ипполит Римский

Монта­низм (ката­фри­гий­ская ересь)

Малая Азия

II в.

II-III вв.

Монтан

Смысл мон­та­низ­ма таков: откро­ве­ние про­дол­жа­ет­ся, Второй Завет с Сыном еще не пол­ный и не окон­ча­тель­ный, лишь в послед­нем Богоот­кро­ве­нии – в при­ше­ствии Свято­го Духа – завер­ша­ет­ся спа­се­ние. Новое откро­ве­ние, Третий Завет посла­ны Богом через Монта­на и двух про­ро­чиц. Монтан объ­явил себя вопло­ще­ни­ем Парак­ли­та.

Аполло­ний Эфесский, отцы I Вселен­ско­го собо­ра

Ариан­ство

Восточ­ные про­вин­ции Римской импе­рии

IV в.

IV-VI вв., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Арий

Непри­я­тие основ­но­го дог­ма­та церк­ви о еди­но­су­щии Бога-Сына Богу-Отцу. По уче­нию Ария, Сын Божий Логос (Христос) – тво­ре­ние Бога, сле­до­ва­тель­но, не еди­но­су­щен ему, т.е. в срав­не­нии с Богом-Отцом явля­ет­ся суще­ством низ­ше­го поряд­ка.

Афана­сий Алексан­дрий­ский, Александр Алексан­дрий­ский и др. отцы I Вселен­ско­го собо­ра

Македо­ни­ан­ство (Духобор­че­ство)

Визан­тия

IV в.

IV в.

Македо­ний

Предста­ви­те­ли этой ере­си отри­ца­ли Личное Божествен­ное досто­ин­ство Свято­го Духа, при­зна­вая Его лишь как освя­ща­ю­щую силу.

отцы II Вселен­ско­го собо­ра, Феодо­сий Великий

Несто­ри­ан­ство

Визан­тия

IV в.

IV в., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Несто­рий

Несто­ри­ане отри­ца­ли под­лин­ное вопло­ще­ние Сына Божье­го. Христа они счи­та­ли Челове­ком, соеди­нен­ным с Сыном Божьим духов­но-нрав­ствен­ной, бла­го­дат­ной свя­зью. В свя­зи с этим они отри­ца­ли Богма­те­рин­ское досто­ин­ство Девы Марии, назы­вая Её Христо­ро­ди­цей, Челове­ко­ро­ди­цей.

отцы III Вселен­ско­го собо­ра

Монофи­зит­ство (Евтихи­ан­ство)

Визан­тия

IV в.

IV в., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Евтихий

Монофи­зи­ты при­зна­ва­ли, что Христос и Сын Божий — Единой Лицо. Однако учи­ли, что в Нём заклю­че­но не два есте­ства — Божествен­ное и чело­ве­че­ское, — а одно, обра­зо­вав­ше­е­ся из двух. Некото­рые из них утвер­жда­ли, что огра­ни­чен­ное чело­ве­че­ское есте­ство погло­ще­но во Христе бес­ко­неч­ной Божествен­ной сущ­но­стью, как кап­ля уксу­са погло­ща­ет­ся морем.

отцы IV Вселен­ско­го собо­ра

Монофе­лит­ство

Египет, Сирия

VII в.

VII-VIII вв.

Ираклий, Гонорий

Монофе­ли­ты при­зна­ва­ли, что во Христе, как в Едином Лице, заклю­че­но два есте­ства: Божеское и чело­ве­че­ское. Однако при этом они отри­ца­ли нали­чие у Христа двух воль, Божествен­ной и чело­ве­че­ской, пола­гая, что чело­ве­че­ская воля погло­ще­на Божествен­ной.

отцы VI Вселен­ско­го собо­ра, Максим Исповед­ник, Мартин Исповед­ник

Иконо­бор­че­ство

Визан­тия

VIII-IX вв.

VIII в.

Лев III Исавр

Иконо­бор­цы, осно­вы­ва­ясь на запо­ве­ди о несо­тво­ре­нии куми­ра, отри­ца­ли умест­ность почи­та­ния свя­тых икон. Иконы они при­рав­ни­ва­ли к идо­лам, а их почи­та­те­лей — к идо­ло­по­клон­ни­кам.

Иоанн Дамас­кин, Герман Констан­ти­но­поль­ский, отцы VII Вселен­ско­го собо­ра, Ирина

Богомиль­ство

Болга­рия

X в.

X-XV вв.

Богомил

Богомилы учи­ли, что во вре­ме­на Ветхо­го Завета людь­ми управ­ля­ли силы стар­ше­го сына Отца Небес­но­го Сатанаи­ла, и посы­ла­ли на них Всемир­ный потоп, Вавилон­ское стол­по­тво­ре­ние и т. д. Иисус Христос, погиб­нув на кре­сте как смерт­ный чело­век, бла­го­да­ря Своей Божествен­ной сущ­но­сти, сумел «раз­бо­же­ствить» Сатанаи­ла, кото­рый ока­зал­ся низ­верг­нут в ад. Cчита­ли, что люди могут вой­ти в Царствие Небес­ное толь­ко при усло­вии край­не­го аске­тиз­ма.

Козьма Пресви­тер, Евфимий Зигабен

Жидов­ству­ю­щие

Россия

XV в.

XV-XVI вв.

Схария

Жидов­ству­ю­щие ере­ти­ки отри­ца­ли Троич­ность Бога по Лицам; назы­ва­ли Христа про­стым чело­ве­ком, утвер­жда­ли, что насто­я­щий Мессия ещё не при­шёл; воз­ра­жа­ли про­тив почи­та­ния свя­тых икон; попи­ра­ли сочи­не­ния отцов Церкви; соблаз­ня­ли народ, убеж­дая его в необ­хо­ди­мо­сти при­дер­жи­вать­ся зако­на Моисея.

Иосиф Волоц­кий

Кальви­низм

Швейца­рия

XVI в.

XVI в. – по насто­я­щее вре­мя

Жан Кальвин

Кальви­ни­сты учат о без­услов­ном Божествен­ном пред­опре­де­ле­нии чело­ве­ка. В соот­вет­ствии с этим уче­ни­ем, Бог от веч­но­сти избрал одних людей к оправ­да­нию и спа­се­нию, а дру­гих — к веч­ной поги­бе­ли. Роль само­го чело­ве­ка и роль его лич­ной сво­бо­ды в деле дости­же­ния спа­се­ния при­ни­жа­ют­ся каль­ви­ни­ста­ми вплоть до пол­но­го их отри­ца­ния. Относи­тель­но Таинства Тела и Крови Христо­вых каль­ви­ни­сты учат, что Христос при­сут­ству­ет в Евхари­стии дина­ми­че­ски, толь­ко силой и дей­стви­ем.

Мигель Сервет (кото­рый сам, одна­ко, явля­ет­ся ере­ти­ком)

Анабап­тизм

Швейца­рия, Герма­ния

XVI в.

XVI в. – по насто­я­щее вре­мя

Фома Мюнцер

Главной осо­бен­но­стью ана­бап­тиз­ма явля­ет­ся уче­ние о необ­хо­ди­мо­сти повтор­но­го кре­ще­ния в созна­тель­ном воз­расте

Жан Кальвин, Ульрих Цвингли (кото­рые сами, одна­ко, явля­ют­ся ере­ти­ка­ми)

Униат­ство

Речь Поспо­ли­тая

XVI в.

XVI в. – по насто­я­щее вре­мя

Михаил Рогоза

Слияние испо­ве­да­ний пра­во­слав­но­го и като­ли­че­ско­го, при­чем, с одной сто­ро­ны, при­зна­ет­ся гла­вен­ство папы, чисти­ли­ще, исхож­де­ние Св. Духа и от Сына (филио­кве), с дру­гой допус­ка­ет­ся брак бело­го духо­вен­ства и бого­слу­же­ние на род­ном язы­ке, с сохра­не­ни­ем восточ­ных обря­дов.

Петр Могила

Баптизм

Англия

XVII в.

XVII в. – по насто­я­щее вре­мя

Джон Смит

Главной осо­бен­но­стью каль­ви­низ­ма явля­ет­ся прин­цип доб­ро­воль­но­го и созна­тель­но­го кре­ще­ния по вере взрос­лых людей при нали­чии твёр­дых хри­сти­ан­ских убеж­де­ний и отка­за от гре­хов­но­го обра­за жиз­ни.

Вадим Акентьев

Беспо­повство

Россия

XVII в.

XVII в. – по насто­я­щее вре­мя

Козьма

Радикаль­ное направ­ле­ние в ста­ро­об­ряд­че­стве . Главная общая осо­бен­ность веро­уче­ния бес­по­пов­цев — идея об уже совер­шив­шем­ся воца­ре­нии анти­хри­ста и выте­ка­ю­щее отсю­да убеж­де­ние в пре­рвав­шей­ся бла­го­да­ти свя­щен­ства и пре­кра­ще­нии цер­ков­ной иерар­хии.

Даниил Сысоев

Духобор­ство

Россия

XVIII в.

XVIII в. – по насто­я­щее вре­мя

Силуан Колес­ни­ков

Отрица­ние пер­во­род­но­го гре­ха, вера в пере­рож­де­ние души, вос­кре­ше­ние Христа пони­ма­ют в духов­ном смыс­ле («Христос дол­жен в нас зачать­ся и родить­ся, воз­рас­тать и учить­ся, стра­дать и уме­реть, и вос­крес­нуть, и воз­не­сти­ся»), испо­ве­ду­ют­ся толь­ко Богу, бого­слу­же­ние совер­ша­ют в ком­на­те, брак не почи­та­ют таин­ством, не при­зна­ют внеш­них отли­чий меж­ду людь­ми, отка­зы­ва­ют­ся от воен­ной служ­бы и при­ся­ги вооб­ще, отри­ца­ют вся­кую обря­до­вость.

Амвро­сий Сереб­рен­ни­ков

Масон­ство

Англия

XVIII в.

XVIII в. – по насто­я­щее вре­мя

Энтони Сейер

Масоны стре­ми­лись создать тай­ную все­мир­ную орга­ни­за­цию с уто­пи­че­ской целью мир­но­го объ­еди­не­ния чело­ве­че­ства в рели­ги­оз­ном брат­ском сою­зе. Почитая Бога как вели­ко­го архи­тек­то­ра Вселен­ной, масон­ство допус­ка­ет испо­ве­да­ние любой рели­гии.

Антоний Храпо­виц­кий

Методизм

Велико­бри­та­ния

XVIII в.

XVIII в. – по насто­я­щее вре­мя

Джон Уэсли, Джордж Уайтфилд

Образ Божий в чело­ве­ке чрез гре­хо­па­де­ние не утра­тил­ся, а отда­лил­ся от пер­во­на­чаль­но­го совер­шен­ства. Возрож­ден­ный может достиг­нуть совер­шен­но­го освя­ще­ния, так что может совер­шен­но очи­стить­ся от гре­ха. Человек в неве­рии может про­ти­вить­ся бла­го­да­ти, может утра­тить ее, и посе­му воз­мож­но мно­го­крат­ное повто­ре­ние «воз­рож­де­ния».
Таинства есть толь­ко види­мые зна­ки внут­рен­ней бла­го­да­ти.

Митро­фан Зноско-Боров­ский и ряд дру­гих совре­мен­ных сек­то­ве­дов

Молокан­ство

Россия

XVIII в.

XVIII в. – по насто­я­щее вре­мя

Семен Уклеин

Молокане отли­ча­ют­ся сим­во­ли­че­ским и алле­го­ри­че­ским тол­ко­ва­ни­ем тек­стов Библии. Соглас­но их уче­нию они при­зна­ют покло­не­ние Богу толь­ко «в духе и истине», не при­зна­ют види­мых икон и кре­ста, не при­зна­ют почи­та­ние свя­тых, отри­ца­ют необ­хо­ди­мость свя­щен­ни­че­ской иерар­хии и кли­ра, не совер­ша­ют крест­но­го зна­ме­ния, счи­та­ют гре­хов­ным упо­треб­ле­ние в пищу сви­ни­ны и спирт­но­го, таба­ко­ку­ре­ние и упо­треб­ле­ние нар­ко­ти­ков.

Симеон Прива­лов

Свиде­те­ли Иеговы

США

XIX в.

XIX в. – по насто­я­щее вре­мя

Чарльз Тейз Рассел

Отрица­ние уче­ния о Троице. Полага­ют, что Иисус Христос не явля­ет­ся Богом, не все­мо­гущ и не равен Богу-Отцу (Иегове). Святой Дух в их пред­став­ле­нии — это дей­ству­ю­щая сила Иеговы, а не одно из трех Лиц Троицы. Отрица­ют уче­ние о бес­смер­тии души. Отрица­ют Крест.

Реймонд Виктор Френц

Теософ­ское обще­ство

США

XIX в.

XIX в. – по насто­я­щее вре­мя

Елена Блават­ская, Уильям Кван Джадж, Генри Стил Олкотт

Религи­оз­но-мисти­че­ское оккульт­ное уче­ние о воз­мож­но­сти непо­сред­ствен­но­го пости­же­ния «бога» с помо­щью мисти­че­ской инту­и­ции, доступ­ной избран­но­му кру­гу «посвя­щен­ных» и о воз­мож­но­сти непо­сред­ствен­но­го обще­ния с поту­сто­рон­ним миром. Учение сло­жи­лось под вли­я­ни­ем индий­ской фило­со­фии (уче­ние о кар­ме, пере­во­пло­ще­нии чело­ве­че­ской души и кос­ми­че­ской эво­лю­ции как мани­фе­ста­ции духов­но­го абсо­лю­та), оккуль­тиз­ма и восточ­ных эзо­те­ри­че­ских док­трин.

Андрей Кураев

Пятиде­сят­ни­че­ство

США

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Чарльз Фокс Пархэм

Прида­ют осо­бое зна­че­ние кре­ще­нию Святым Духом, пони­мая его как осо­бое духов­ное пере­жи­ва­ние, неред­ко сопро­вож­да­ю­ще­е­ся раз­лич­ны­ми эмо­ци­я­ми, в момент кото­ро­го на воз­рож­ден­но­го веру­ю­ще­го нис­хо­дит сила Свято­го Духа. Пятиде­сят­ни­ки счи­та­ют это пере­жи­ва­ние тож­де­ствен­ным пере­жи­то­му апо­сто­ла­ми на пяти­де­ся­тый день после вос­кре­се­ния Христа. Убежде­ны, что сила, кото­рую веру­ю­щий полу­ча­ет в резуль­та­те Креще­ния Святым Духом, внеш­ним обра­зом про­яв­ля­ет­ся гово­ре­ни­ем на иных язы­ках.

Вольф­ганг Бюне

Антро­по­соф­ское обще­ство (Вальдорф­ские шко­лы)

Швейца­рия

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Рудольф Штайнер

Соглас­но уче­нию Штайнер, что через сво­бод­но выбран­ные, не нару­ша­ю­щие мора­ли мето­ды тре­ни­ров­ки и упраж­не­ния в меди­та­ции каж­дый может раз­вить в себе спо­соб­ность к вос­при­я­тию духов­но­го мира, вклю­чая выс­шую при­ро­ду само­го себя и дру­гих. Подоб­ная дис­ци­пли­на и тре­ни­ров­ка долж­ны помочь лич­но­сти стать более нрав­ствен­ной, твор­че­ской и сво­бод­ной инди­ви­ду­аль­но­стью — спо­соб­ной к дей­стви­ям, моти­ви­ро­ван­ным исклю­чи­тель­но любо­вью.

Александр Дворкин

Рерихов­ское дви­же­ние (Агни Йога, Живая эти­ка, Духов­ный центр им. Сергия Радонеж­ско­го)

СССР

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Николай Рерих, Елена Рерих

Мировые рели­гии появ­ля­лись в резуль­та­те того, что «силы све­та», стре­мясь помочь чело­ве­че­ству в его шествии по пути эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия, посы­ла­ли сво­их пред­ста­ви­те­лей заблуд­ше­му чело­ве­че­ству, кото­рые откры­ва­ли людям части «Великой Мудро­сти» и ста­но­ви­лись осно­ва­те­ля­ми рели­гий и фило­соф­ских школ (Иисус Христос, Будда, Моисей, Магомет). Таким обра­зом, каж­дая рели­гия содер­жит части «Мудро­сти», есть она и в кол­дов­стве, магии, аст­ро­ло­гии, но пол­но­той ее обла­да­ет тео­со­фия. Тот оче­вид­ный факт, что веро­уче­ния мно­гих рели­гий про­ти­во­ре­чат друг дру­гу в сво­ей осно­ве объ­яс­ня­ет­ся тем, что после­до­ва­те­ли совре­мен­ных рели­гий дав­но отсту­пи­ли от того уче­ния, кото­рое им было при­не­се­но осно­ва­те­ля­ми, самые глав­ные оккульт­ные исти­ны уте­ря­ли, а оста­ви­ли в основ­ном неок­культ­ные.

Александр Дворкин, Андрей Кураев

Церковь послед­не­го заве­та

Россия

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Сергей Тороп («Висса­ри­он»)

Синтез авра­ами­че­ских рели­гий, инду­из­ма, буд­диз­ма, уче­ний Дании­ла Андре­ева), Елены Блават­ской, Николая и Елены Рерихов, ате­и­сти­че­ско­го уче­ния Карла Маркса и др. уче­ний. Также вклю­ча­ет в себя антит­ри­ни­та­ризм, уче­ние о реин­кар­на­ции и апо­ка­лип­ти­ку.

Александр Дворкин, Андрей Кураев

Иванов­ство

СССР

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Порфи­рий Иванов

Культ совер­шен­ство­ва­ния чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма, вклю­ча­ю­щий в себя домо­ро­щен­ные язы­че­ские пред­став­ле­ния, Установ­ка на еди­не­ние с при­ро­дой.

Александр Дворкин

Родно­ве­рие

Россия

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Родно­ве­ры про­воз­гла­ша­ют сво­ей целью воз­рож­де­ние язы­че­ства –сла­вян­ских дохри­сти­ан­ских обря­дов и веро­ва­ний. Верова­ния и обря­ды раз­ных групп род­но­ве­ров раз­лич­ны, общим явля­ет­ся пан­те­он сла­вян­ских богов.

Алексий Второй, Андрей Кураев

Богоро­дич­ный центр

Россия

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Иоанн Береслав­ский

Синкре­ти­че­ское уче­ние, вклю­ча­ю­щее в себя неко­то­рые като­ли­че­ские дог­ма­ты (напри­мер, покло­не­ние серд­цу Иисусо­ву и серд­цу Матери Божией, дог­мат о непо­роч­ном зача­тии), софи­о­ло­гию (идеи тож­де­ствен­но­сти Богоро­ди­цы и Софии), гно­сти­че­ские и иудео-хри­сти­ан­ские воз­зре­ния. «Богоро­дич­ный центр» ста­вит целью созда­ние на про­сто­рах быв­ше­го СССР тота­ли­тар­но­го тео­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства — «Новой свя­той Руси».

Александр Дворкин

Белое брат­ство

СССР

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Юрий Криво­но­гов, Мария Цвигун

Соглас­но уче­нию в насто­я­щее вре­мя на сме­ну Евангель­ско­му уче­нию Госпо­да Иисуса Христа при­шло новое уче­ние – юсма­лос (сло­во «юсма­лос» озна­ча­ет имя вер­хов­ной лич­но­сти бога для новой эпо­хи). Полно­стью извра­щая хри­сти­ан­ское уче­ние о Триеди­ном Боге, юсма­ли­ане про­по­ве­ду­ют, что ими руко­во­дят вопло­тив­ши­е­ся и ныне живу­щие в Киеве две ипо­ста­си Божествен­ной Троицы: пер­вое лицо – пат­ри­арх Юоанн Свами (Юрий Криво­но­гов), вто­рое лицо – «Матерь Божия» Мария Дэви (Мария Цвигун).

Александр Дворкин

Между­на­род­ное обще­ство созна­ния Кришны (ИССКОН, МОСК) и др. криш­на­ит­ские орга­ни­за­ции

США

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Бхакти­ве­дан­та Свами Прабху­па­да

Услов­ная груп­па инду­ист­ких тече­ний Вайшна­виз­ма, адеп­ты кото­рых покло­ня­ют­ся Кришне, кото­рый счи­та­ет­ся у них истин­ным богом, в его самой чистой фор­ме. Все осталь­ные боги инду­из­ма счи­та­ют­ся у криш­на­и­тов лишь ава­та­ра­ми Кришны либо его тво­ре­ни­я­ми. К ава­та­рам они отно­сят и Иисуса Христа.

Александр Дворкин, Виталий Питанов

Карма Кагью

Дания

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Оле Нидал

По мне­нию Оле Нидала, этни­че­ский буд­дизм в стра­нах сво­е­го тра­ди­ци­он­но­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­че­ски себя изжил, став излишне фор­ма­ли­зо­ван­ным, цеп­ля­ю­щим­ся за внеш­нее. Культу­ра наро­дов, испо­ве­ду­ю­щих буд­дизм, не име­ет цен­но­сти и не долж­на пере­но­сит­ся на Запад. Буддизм дол­жен быть отде­лен от порож­ден­ной им тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры, в дан­ном слу­чае тибет­ской, и в таком очи­щен­ном виде соеди­нен с куль­ту­рой евро­пей­ской. Лама Оле гово­рит, что он несет людям новый, моло­дой, запад­ный, пере­до­вой, све­жий и силь­ный буд­дизм. Таким обра­зом, он сам назы­ва­ет свой вари­ант буд­диз­ма новым. «Новый буд­дизм» — это и есть необуд­дизм.

Михаил Плотни­ков, Виталий Питанов

Хариз­ма­ти­че­ское дви­же­ние

США

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Деннис Беннет

Движе­ние, в основ­ном сре­ди про­те­стант­ских общин, про­воз­гла­ша­ю­щее, что в его дея­тель­но­сти в соот­вет­ствии с 1Кор. 12:7—10 про­яв­ля­ют­ся дары Свято­го Духа — исце­ле­ние, про­ро­че­ство, раз­ли­че­ние духов, чудо­тво­ре­ние, иные язы­ки.

Серафим Роуз

Саенто­ло­гия

США

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Рон Хаббард

Доктри­на саен­то­ло­гии впи­та­ла в себя неко­то­рые сто­ро­ны ведий­ско­го уче­ния, буд­диз­ма, иуда­из­ма, гно­сти­циз­ма, дао­сиз­ма, уче­ний древ­не­гре­че­ских мыс­ли­те­лей, а так­же обрыв­ки хри­сти­ан­ства, фило­со­фии Фридри­ха Ницше и пси­хо­ана­ли­за Зигмун­да Фрейда. Культ, ори­ен­ти­ро­ван­ный на людей, стре­мя­щих­ся к карье­ре и успе­ху.

Александр Дворкин

Анаста­сия (Звеня­щие кед­ры России)

Россия

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Влади­мир Мегре

Адепты сек­ты почи­та­ют мифи­че­скую жен­щи­ну Анаста­сию — пер­со­на­жа серии книг Мегре, живу­щую в сибир­ской тай­ге и обла­да­ю­щей оккульт­ны­ми и пара­нор­маль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. Одна из клю­че­вых идей — кон­цеп­ция «родо­во­го поме­стья» (участ­ка зем­ли раз­ме­ром не менее 1 гек­та­ра, выде­лен­но­го семье в веч­ное без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние для обу­строй­ства в соот­вет­ствии с опре­де­лён­ны­ми прин­ци­па­ми и после­ду­ю­ще­го про­жи­ва­ния на нём вла­дель­ца, его семьи и потом­ков).

Александр Дворкин, Августин Марке­вич

Нью Эйдж

США

XX в.

XX в. – по насто­я­щее вре­мя

Алиса Бейли

Существу­ет ряд ответв­ле­ний от оккульт­но­го и гума­ни­сти­че­ско­го направ­ле­ний New Age, одна­ко их фило­соф­ская осно­ва бази­ру­ет­ся на общих прин­ци­пах: все есть еди­ное целое, пото­му все есть Бог; чело­ве­че­ство, как и все осталь­ное тво­ре­ние, явля­ет­ся боже­ством и обла­да­ет неогра­ни­чен­ным потен­ци­а­лом; глав­ный грех чело­ве­че­ства — непо­ни­ма­ние сво­ей боже­ствен­но­сти и общ­но­сти со всем миром; необ­хо­ди­мость осо­знать соб­ствен­ную боже­ствен­ность; «пре­об­ра­же­ние» может быть достиг­ну­то при помо­щи раз­лич­ных мето­дов (меди­та­тив­ные пес­но­пе­ния, гип­ноз, маги­че­ские риту­а­лы и т.д.); лич­ное пре­об­ра­же­ние – это залог гло­баль­но­го пре­об­ра­же­ния.

Александр Дворкин

ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

«Ересь жидовствующих» — православно-церковное название для ряда разнородных религиозных движений. Часто используется применительно к сформировавшейся в последней четверти XV века, не вполне однородной по социальному составу и идеологической ориентации группе вольнодумцев, главным образом, в Великом Новгороде и Москве.

«Ересь жидовствующих» – уникальное явление для средневековой Руси. Дело в том, что само слово «жидовствующие» ранее использовалось исключительно для обозначения религии евреев. И то же время стоит отметить, что никакая религия, кроме православия, не считалась «истиной» на высшем уровне, и поэтому если оппоненты даже и не истреблялись, то их деятельность ограничивали.

В средневековой Руси придерживаться другой веры могли в основном только иностранные торговцы. Ведь была, к примеру, московская компания (Muscovy Company) англичан. Эти люди имели право жить в России и не принимать православие.

Со стороны государства было невыгодно ограничивать религиозную свободу таких людей, но всем заморским купцам было запрещено заниматься миссионерской деятельностью. Они поддерживали только деловые отношения со своими торговыми партнерами и представителями местной знати.

Наиболее развитыми тогда были именно торговые города вроде Новгорода. Но развитие понималась тогда не так, как сегодня. В среде торговцев было больше всего образованных людей, которые стремились, чтобы государство удовлетворяло именно их интересы, а не интересы бояр, дворян или помещиков. Именно такой корыстный интерес делал из торговой элиты «разжигателей розни», которые были против феодальных устоев.

Объяснить их «оппозиционность» можно просто, поскольку их социальный статус был ниже, чем у дворян и духовенства. Понятно, что их, как наиболее образованных и «выгодных» для государства, это злило. Но в ту пору не существовало никаких политических партий, никаких «альтернативных» идейных течений выражавших их интересы. И поэтому они сами организовывали своеобразную «оппозицию»: от различного рода тайных обществ до религиозных движений.

Не удивительно поэтому, что именно в Новгороде приходилось так часто «наводить порядок». И «герой» Невский там наводил порядок, и Иван III, и Иван Грозный устраивал погромы. Князьям постоянно приходилось отстаивать свою власть силой.

Уничтожение новгородского веча

Именно в таких условиях всегда и зарождались «ереси» и «расколы», и «ересь жидовствующих» – это именно характерный пример такой классовой борьбы нарождающейся российской буржуазии. Священноначалие купцы не особо жаловали, поскольку считали их своими конкурентами. Клерикалы не только имели разного рода привилегии, но и нередко занимались торговлей и ростовщичеством. И при этом, их статус был выше.

Понятно, что истинные причины русских буржуа не связаны с тем, что они прямо-таки мечтали всех «просветить». На самом деле они просто хотели стать «как дворяне», но к ним относились почти как к простолюдинам, а если они смели возражать, то их жестко подавляли.

Стоит отметить, что «ересь жидовствующих» на самом деле никакого отношения ни к иудаизму, ни к евреям не имела. Это было христианское движение Реформации, которое еще только зарождалось в Европе, но только ближе к унитарианскому толку Фауста Социна, Хуана де Вальдеса и Мигеля Сервета, нежели к течению Лютера, Цвингли и Кальвина.

«Жидовствующие», как и западные протестанты отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь.

В торговой среде подобные идеи воспринимались положительно. По большому счету основной тезис движения – это «верное понимание Библии». Т. е. еретики считали, что «церковные попы» – это невежды, которые обсуживают интересы князей и дворян, но не следуют «заветам Христа». В качестве доказательств они цитировали места из Библии, которые были наиболее удобны для конкретной ситуации. Оппоненты, понятно, делали то же самое.

Правда, официальная церковь вовсе не обязана была вступать в полемику с оппонентами, поскольку любая ересь каралась сметной казнью по закону. Сам ярлык «жидовствующие», естественно, использовался официальной церковью в пропагандистских целях. Причем зачастую против различных религиозных течений. Сами сторонники этого движения, скорее всего, предпочли бы название вроде «истинное христианство» или нечто подобное.

Вероятно, наиболее массовым было течение, которое зародилось в Новгороде, поскольку к нему примкнули не только торговцы и городская беднота, но и бояре, и даже князья, т. е. речь шла о полноценном реформаторском антифеодальном движении.

Академик Лихачев считал, что:

«По-видимому, ереси эти не имели какого-либо законченного и упорядоченного учения… Вероятнее всего, это даже была не ересь, сколько движение вольнодумцев. Это было по всей вероятности гуманистическое течение» (Д. С. Лихачёв. Развитие русской литературы X—XVII веков. Эпохи и стили).

Речь идет об эклектике, т. е. христианство и какие-нибудь философские системы, актуальные на тот момент в Европе.

Очевидно, что со временем клерикалы начали замечать «неладное», но справиться с ситуацией сами не могли, поскольку ересь поддерживалась в значительной мере местной элитой. Не исключено что местная аристократия считала, что за этим течением, будущее России. Да и финансовые возможности молодой буржуазии были уже немалые. Среди сторонников «протестантов» были даже священники, которые, понятно, отправляли другой культ «тайно», получая выгоду и от официальной религии, и от еретического течения.

Со временем в среде элиты стали обсуждать различные вопросы, связанные с религией. Движение начало распространяться в Москве. Например, Федор Курицын – государственный деятель и боярин — тоже был сторонником этого течения. Более того, он даже в разговорах с Иваном III пытался доказать, что монастыри вообще не нужны, их необходимо закрывать, дабы использовать средства более рационально. В самом начале его слушали с интересом, но затем, когда движение стало популярным, Курицына и его сторонников просто заточили в монастыре. Далее судьба Федора неизвестна. Известно только, что его брата Ивана казнили за «ересь».

Ересь использовалась именно в качестве организующей идеологии, т. е. вокруг нее собиралась политическая элита, которая планировала взять власть или, по крайней мере, упрочить свое влияние. Именно поэтому в скором времени борьба с «протестантским» течением стала усиливаться. И духовенство православной церкви на этот раз выполняло свою прямую задачу – обсуживали интересы государства, гарантируя сохранность нынешнего режима, выступая против социально-экономических преобразований.

Возникли две основные противоборствующие партии. Это, во-первых, партия бояр и церковников, которые выступали за расширение привилегий для себя за счет всех остальных, а с другой стороны, партия купцов и примкнувших к ним разного рода классовых перебежчиков из числа духовенства, бояр и даже князей.

Примечательно, что еретики на самом деле добились значительных успехов, что в одно время их даже поддержал митрополит Зосима, несмотря на то, что они принципиально выступали против монастырей, а также против привилегий официальной церкви. Т. е. в случае их победы, очевидно, Церковь бы уже тогда лишилась некоторых привилегий, а не при Петре I. К слову, именно Петр реализовывал во многом то, о чем мечтали эти «протестанты» (вроде братьев Курицыных). Они не ставили перед собой утопических задач. Все было выполнимо, но у их политических противников тогда сил оказалось больше.

Примечательно, что отдельные церковники (в частности, Волоцкий) предусмотрели возможность победы еретического антифеодального движения. И поэтому он заранее писал, что если их представитель победит, то:

«таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь есть, но мучитель».

Т. е. не «всякая власть от Бога», а несколько иной подход. Все это обусловлено тем, что Церкви тогда принадлежала почти треть всей русской земли, т. е. потерять клерикалы могли многое. Впрочем, это было неизбежно, что и подтвердила история.

Ясно, что в самом начале отдельных еретиков не преследовали потому, что они были из высшего общества, но в итоге их стало слишком много, и их влияние могло стоить дорого не только церковникам, но и для высшей знати. Поэтому в итоге Ивана III убедили в том, что уничтожение еретиков, в том числе знатных людей, — это жестокая необходимость.

Когда он дал добро – началось самое ужасное. Сразу же после того, как их прокляли, архиепископ Геннадий Новгородский:

«повелел посадить их на коней, на вьючные сёдла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперёд, а на головы повелел надеть им заострённые берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере» (Геннадий, архиепископ Новгородский, блаженный).

Хорошая мера, для тех кто призывает «возлюбить ближнего своего»! Однако это только первый шаг, затем последовал собор 1504 года, после чего еретиков начали массово истреблять:

«Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором 1504 года, постановившим предать „жидовствующих“ расправе. Практически все значимые проповедники из числа „жидовствующих“ сложили головы на плахе; казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию „со всеми их поборниками и соумышленниками“» (Пушкарев Л., Пушкарева Н. Жидовствующие).

Затем Иосиф Волоцкий набросился на митрополита Зосиму, который, так сказать, служил и нашим и вашим. Волоцкий сообщил, что:

«После посечения и растерзания этих стремившихся ко аду псов, сыновей погибели, вскормленных ядом жидовства, ещё оставался великий поборник дьявола, головня содомского огня, змей многотысячеголовый, пища для геенского огня, новый Арий, худший, чем Манес, первенец сатаны, гнуснейший злодей Зосима — он, как уже было ранее сказано, был посажен на святой престол. <…> Гнусный идолопоклонственный волк, облачившийся в пастырскую одежду, напоял ядом жидовства встречавшихся ему простолюдинов, других же этот змей погибельный осквернял содомским развратом. Объедаясь и упиваясь, он жил как свинья и всячески бесчестил непорочную христианскую веру, внося в неё повреждения и соблазны» (Сказание о новой ереси новгородских еретиков. Волоцкий).

Это было бездоказательное заявление, поэтому Зосиму никто даже не отлучил от Церкви.

Завершилась история, видимо, тогда, когда ключевых сторонников «ереси» ликвидировали. Казнили их так:

«В специально построенную клетку заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплёва и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой на льду Москвы-реки» (Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов).

Ничего такого необычного в этой ереси на самом деле не было. Подобные группы появлялись во многих странах в ту пору. И, как известно, когда уже развивался протестантизм в западных странах, во многих случаях закрывались монастыри, проводилась секуляризация церковных земель. Уничтожая противников, церковники только чуть отодвинули момент секуляризации церковных земель на Руси, не более того.

«Ересь жидовствующих» оказала заметное влияние на дальнейшее развитие русского сектантства последующих веков. Оно оказало влияние на Матвея Башкина, а Башкин, каким-то образом оказал идейное влияние на основателей «духовного христианства».

«О происхождении своего учения я слышал от молокан следующее: вера наша, говорили мне, пошла на Руси от Матвея Семеновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша, после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил и подновил ее Семен Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить как мы. Упоминаемый ими Матвей Семенович не кто иной, как Башкин, осужденный в Москве в 1553 году.» (Николай Иванович Костомаров, журналъ «Отечественные записки», 1869 год.)

Стоит упомянуть Матвея Семёновича Башкина (XVI век) — представителя русского религиозно-реформационного движения, продолжавшего антифеодальную борьбу «жидовствующих» против крепостничества.

Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей:

1) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают;
2) честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют;
3) святую и соборную апостольскую церковь отрицают, глаголюще, яко верных собор — сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть;
4) божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы нарицают;
5) покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха;
6) отеческое предание и их жития баснословие вменяют;
7) вся божественная писания баснословие нарицают, апостол же и евангелие не истинно излагают.

Идейное влияние «жидовствующих» здесь вполне очевидно.

В конце XIX и начале XX вв. «ересь жидовтсвующих» воскресла в философии Льва Толстого, которого Ленин называл «зеркалом русской революции».

Итак, «ересь жидовствующих» — это специфическое русское антифеодальное, христианское движение выступавшее под «знаменем церковной реформации». Никакого отношения к иудаизму не имевшее. Движущей силой этого религиозного течения являлась политическая борьба зарождающейся русской буржуазии против феодальных порядков, поддерживаемых Церковью и властью Великого Князя.

Поражение «жидовствующих» в России, как и «гугенотов» во Франции, временно замедлило наступление мировой буржуазной революции, но, в конечном итоге, так и не смогло ее остановить. Сегодня капитализм торжествует во всем мире и духовенство Католической и Православной церквей, давно уже обслуживают эту господствующую социально-экономическую систему и возносят за нее молитвы по всему миру.

Теперь этот ярлык — «жидовствующие», клерикалы клеят к выразителям философии рабочего класса – «марксистам». Нередко можно услышать нелепое словосочетание «жидовский интернационал», которое клерикалы и их подручные произносят с особенной злостью. Впрочем, это уже другая история…

Владимир Кузнецов.

Расскажите своим друзьям

Другие источники

Распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ утратило силу

12.01.2019

Роскомнадзор нашел «идеологические установки террористов» в материалах BBC

11.01.2019

«Исцелит, но за деньги». Как лжестарцы наживаются на россиянах

09.01.2019

Патриарх Кирилл: Ау, где Европа? Ау, где Соединенные Штаты?

08.01.2019

В УШЕДШЕМ ГОДУ АНТИСЕКТАНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПОТЕРЯЛО АРНАЛЬДО ЛЕРМУ

06.01.2019

В Японии новый год начался с теракта

05.01.2019

Митрополит Иларион снял фильм о современных гонениях на христиан

04.01.2019

ФСБ разработала систему защиты храмов от террористов по потенциальному количеству жертв при теракте

03.01.2019

Для чего капиталистам нужны священники

02.01.2019

В Индии миллионы женщин выстроились в шеренгу, требуя равенства

02.01.2019

Эксперты: жители Уфы, отказывающиеся от паспорта, могут быть психически нездоровы

Легионы Предателей: Несущие Слово

16+

Геймер 13

14 июня 2010, 23:17

Google+

37

  • warhammer,
  • warhammer 40k,
  • ересь хоруса,
  • несущие слово,
  • лоргар,
  • кор фаэрон,
  • темный апостол

МЫ — БЛОКАДА ЗЕМЛИ! МЫ — НЕСУЩИЕ СЛОВО! ТЕМНЫЕ АПОСТОЛЫ

Несмотря на то, что все Легионы Космических Десантников Хаоса яро ненавидят Императора Человечества, немногие из них могут сравниться в глубине ненависти с Несущими Слово (Word Bearers). Вооружённые ревностной верой в Хаос, Несущие Слово уже вели Нечестивую войну против Человечества ещё до того, как началась Ересь Хоруса.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Лоргар (Lorgar), Примарх Легиона Космического Десанта Несущих Слово, был известен как один из наиболее щепетильных и посвященных последователей Имперского Культа. Его рвение в преследовании врагов Императора было несравнимо ни с одним из его братьев Примархов, и всем казалось, что это наиболее преданный среди них. Легионы Предателей: Несущие Слово Легионы Предателей: Несущие Слово

Примарх дал знать о себе на планете Колхида (Colchis), одном из первых миров, заселённых человечеством при освоении звёздного пространства. Его континенты были усеяны странными, рассыпающимися сооружениями и ни одно исследование так и не смогло объяснить их назначения. Изыскания времён Великого Крестового Похода полагают, что первые поселения возникли здесь в 16 тысячелетии, но, возможно, это было и раньше. Имперские историки и учёные уверяют, что Колхида была некогда очень развита технологически, но погрузилась в анархию во времена Эры Раздора, а население регрессировало до уровня феодального общества.

Некоторые записи говорят о том, что общество было поднято из пепла Эры Раздора усилиями Лоргара, но это сокрыто в глубочайших тайниках Священной Библиотеки на Терре. Различные фрагменты этих записей встречаются в «Отражении Истории», нравоучительном историческом описании Великого Крестового Похода, составленным историком Карпином. В своём описании Колхиды Карпин говорит о касте жрецов, имевших самоназвание Завет, которые пытались воссоединить раздробленное общество, основываясь на вере в великого лидера, чьё явление избавит мир от тьмы, в которой он находился. Обладающая суровым религиозным ритуалом, основная догма Завета стала гигантской единой церковной структурой, регулирующей каждую сторону ежедневной жизни на Колхиде. О прибытии Лоргара Карпин повествует как о яркой комете, обрушившейся на наиболее крупный храм Завета, принёсшей в себе юного Примарха, в то время как Лоргар делает косвенные ссылки на своё «странствие» к Колхиде. Другая версия говорит о странном, златокожем ребёнке на пороге крупнейшего храма Завета, просящем наставить его в его пути. Ребёнок был принят в храм, получил имя Лоргар, и, влившись в общество в его стенах, стал быстро продвигаться в овладении множественными догмами и законами веры, проповедуемыми Заветом. Правда об этих событиях, как бы там ни было, никогда не будет известна, так как свет на это могут пролить только проклятые тексты, содержащиеся в Книге Злобы (Liber Malum), чьи трижды проклятые страницы никогда не должны снова быть открыты.

Однако шло время, Лоргар стал набожным членом Завета, неся пламенные слова веры в самые удалённые уголки планеты, где сила его ораторства и его харизма стяжали ему сторонников. Он поразительно быстро возвысился в иерархии, пользуясь любовью народа Колхиды, что привело к появлению у него врагов среди Завета, ревниво завидовавших его популярности и сомневающихся в его силе. «Отражение Истории» пересказывает историю, поведанную Лоргаром Конраду Кёрзу, Примарху Повелителей Ночи, во время торжеств в честь победы на Борайнте, ознаменовавшей поражение Архи-Еретика Дулорта. Лоргар говорил о странных снах и видениях, посещавших его в ранние годы. В них он видел могучего воина в сверкающей броне, бронзовом шлеме и с сияющим мечом. Гигант в синих одеждах, с единственным немигающим глазом, стоя позади него, говорил, что его повелитель придёт на Колхиду и что Лоргар должен быть готов к этому. Лоргар предположил, что этот могучий воин и есть тот божественный лидер, приход которого проповедовался Заветом, и, уговорённый своим ближайшим другом Кором Фаэроном, начал распространять слово о том, что явление бога уже близко. Народ толпами стекался послушать его, его сторонники следовали за ним везде, где он проповедовал. Это привело к тому, что его враги среди Завета решили больше особо не ждать, и провозгласили его еретиком, убоявшись сложившейся ситуации и его силы.

Сторонники Лоргара окружили его плотными кольцами, сражаясь и убивая солдат Завета, приходящими арестовать его. Сам Лоргар бился с силой и страстью за своё дело, и каждый раз, когда воины Завета являлись к нему, он сражал их. Его враги серьёзно недооценили глубину веры в его слова, и Завет разделился на две фракции, каждая из которых упорно стояла на своих позициях и была уверена в том, что только она может спасти народ. Разгорелась святая война, охватывавшая всё больше и больше людей, выбиравших стороны по мере того, как битвы становились больше и распространялись по планете. За шесть лет войны по всей Колхиде было совершено множество зверств во имя святой праведности. Сторонники Лоргара имели численное превосходство, но они и возглавлялись Примархом, чья сила и мощь были невообразимы. Лоргар провёл много битв, постигая искусство войны с ошеломляющей скоростью. Его вдохновлённые слова поднимали армии на недостижимые высоты мужества и набожности, поддерживая их обещанием прихода спасителя, и жрецы Завета ничего не могли противопоставить этому. В конце концов, Лоргар привёл своих людей к победе, взяв штурмом храм, где сам обучался, убив всех, кто там находился. Вместе с окончанием войны люди ждали явления обещанного Лоргаром спасителя и меньше чем через год после последней битвы, мощное небесное судно опустилось в храм во всполохах огня. Апокрифа Скароса гласит, что Император и Магнус Рыжий высадились на Колхис с двумя взводами Космических Десантников Тысячи Сынов, чтобы встретиться с могучим военным лидером. Лоргар пал на колено перед Императором, узнав в нём воина из своих видений, и принёс ему клятву в вечной вассальной верности. Под руководством Лоргара, каждая частица религиозной структуры Завета была перепосвящена культу Императора, и население Колхиды возликовало, объединённое своим новым и чудесным богом.

Тщательно продуманные празднества и религиозные выражения преданности продолжались много месяцев, и подробное рассмотрение некоторых описаний некоторых наиболее ярких событий в «Отражении Истории» дают понять, что задержки в продвижении Великого Крестового Похода были вызваны длительной демонстрацией вассальной преданности Лоргара Императору, желавшему покорить галактику настолько мягкими методами, насколько это будет возможно. В завершении торжеств Император предложил Лоргару командование Несущими Слово и приказал ему отобрать собственную преторианскую гвардию из наиболее храбрых и отличившихся воинов. Лоргар принял оказанную ему честь и объявил, что покидает Колхиду, чтобы занять место подле Императора. Он назначил нескольких наиболее праведных своих последователей управлять его народом во время своего отсутствия, облачился в свои доспехи и отбыл вместе с Императором и Магнусом.

Лоргар провёл свой Легион через многие славные годы Великого Крестового Похода, наглядно искореняя и разрушая все формы богохульства и ереси, угрожающие царству Императора. Все разновидности древних свитков, книг, работ художников и икон сжигались на глазах у всего Легиона. Вместо их поднимались монументы и соборы, посвящённые Императору, построенные на могилах тех, кто оказал сопротивление обращению. Величайшие Капелланы Легиона неустанно проповедовали божественность и праведность Императора, а сам Лоргар провёл бессчётное количество церемоний и произнёс огромное количество речей, обращавших миллионы к Императору одними его словами.

Продвижение Несущих Слово было медленным, но тотальным. Ничему и никому не удавалось избежать крозиуса или болтера. Миры, отказавшиеся склониться перед волей Императора, очищались от всего живого. Медленное продвижение Лоргара по звёздным мирам вызвало недовольство Императора, и он персонально высказал его Примарху. Он также проинформировал Лоргара, что его цель не установление веры, а война. Истинная миссия Космических Десантников — это перезахват и объединение галактики под знаменем Империума, а не пустая трата драгоценных времени и ресурсов в доказательство вассальной преданности и пиетета.

Лоргар был обескуражен. По возвращению на свою боевую баржу, «Верный Закону» («Fidelitas Lex»), Примарх отказался говорить о чём-либо со своими лейтенантами и капелланами. Он сбросил свой силовой доспех и облачился в рубище, его золотистая кожа стала пепельной, его волосы были взъерошены. Он оплакивал слова Императора месяц, а Легион Носителей Слова находился в бездействии в глубинах космоса, ожидая команды, любой команды, исходившей бы от их Примарха. Повелитель человечества не собирался игнорировать реакцию Лоргара, и когда он был уже на грани того, что бы ещё раз сделать Лоргару выговор, пришли сообщения о том, что Легион вдруг возобновил участие в кампании. Миры падали перед Несущими Слово как спелые грозди. Штурмы стали быстрыми и разрушительными; теперь Лоргар не требовал от своего Легиона производить умиротворение и спасение покоренных, как это было раньше. Разочарованный Примарх действовал только мечом, и холокосты на его пути стали бесчисленны. Умиротворённый тем, что он видел как прогресс, Император обратил свой взор на другие проблемы. Чего он не знал, так это того, что уже был предан.

Носители Слова были первым Легионом, полностью совращённым хаосом, несмотря на то, что действительно Хорус был первым Примархом, кого коснулся Хаос, и его Сыны Хоруса были первым Легионом, поднявшим открытый мятеж. Когда Император выговорил Лоргару за его демонстрацию преданности, Примарх начал высматривать богов, более достойных своего посвящения. В Хаосе Лоргар обнаружил то, что он искал. Боги Хаоса, находящиеся за пределами смертного восприятия, всегда нуждались в подобных вещах, и были весьма довольны. Кроме того, они были настолько благосклонны к Лоргару, что его посвящение богам была возведена в ранг культа, безусловно, вторичного по своей природе. Гордыня Лоргара, также, не позволила ему стать чемпионом какого-то определённого бога, и вместо этого он отдал предпочтение поклонению Хаосу в его мириадах форм. Носители Слова пришли в Хаос как в культ пантеона бесконечных богов и богинь, тёмных принцев и первичных сил, таящихся в тёмных глубинах Имматериума.

Позднее Лоргар будет говорить, что когда он обратился в Хаос, с его глаз спала пелена, и он смог увидеть Императора тем, кем он был на самом деле; не его богом во всём, а непочтительным человеком, утратившим понимание того, что человечеству более всего необходимо религиозное доминирование, которое может вызывать только богоподобная личность, подобная ему самому. Полное подчинение Хаосу позволило бы Человечеству остановить бессчётные орды чужих, пытающихся наводнить и уничтожить молодой Империум. Сначала Легион хранил свою новую веру в секрете, не подозревая о том, что Хаос коснулся уже многих членов их братства. Внезапное выступление против Императора Хоруса и его Легиона, объявившего войну всему имперскому, послужило поводом для открытого выступления Несущих Слово на стороне Хаоса. Второй Легион, отделившейся от числа лояльных сразу же начал сводить счёты с теми, кто вызывал у них острую неприязнь — с Ультрадесантом, Легионом Робаута Жиллимана.

Когда Носители Слова оказались в немилости у Императора, они с ревностью, переполняющей сердца, увидели, как он возвышает Ультрадесант как своих лучших воинов. Когда началась Ересь, и оковы лояльности были сброшены, Несущие Слово набросились на сыновей Ультрамара с нескрываемой яростью. Ультрадесантники сначала были обескуражены нападением, но Лоргар дал им возможность отступить в Ультрамар, регион космоса, которым они правили и который обороняли. Финальная битва произошла на мире Калт (Calth). Известный своими орбитальными станциями, Калт был типичной планетой системы Ультрамар. Его жители были богаты и благодушны. Калт был раем на пересечении многих путей, который был потерян. Когда Несущие Слово атаковали Ультрадесантников, удар на Калт возглавлял один из величайших чемпионов Лоргара, Мастер Веры, Кор Фаэрон.

Легионы Предателей: Несущие Слово Легионы Предателей: Несущие Слово

Этот могучий чемпион поклялся уничтожить планету, и это ему почти удалось. Со своей личной боевой баржи, теперь носящей название «Ненавидящий Императора» («Infidus Imperator»), Кор Фаэрон руководил полномасштабным вторжением в систему Калта. Три планеты-сестры Калта были уничтожены, массированные гео-ядерные удары буквально разорвали их на части. Жёлтое солнце системы было обстреляно смертоносными металлами и веществами, увеличивающими солнечную активность, что вызвало резкое увеличение солнечной радиации. К концу Ереси последние элементы атмосферы Калта выгорели, и он лишился воздушной оболочки, а население с тех пор живёт в огромных подземных укрытиях. На поверхности Ультрадесантники в сражении остановили Несущих Слово. Изменники превосходили их численно, в вооружении и кровожадности, но это не сломило Ультрадесант. Как ни выкладывались воины Кора Фаэрона, они не смогли выбить с позиций Ультрадесантников, многие из которых называли Калт своим домом.

Война на Калте была ужасающей и разрушительной. Древние каноны войны и воинского поведения были нарушены и попросту отброшены Несущими Слово — ими были пущены в ход все средства убийства и разрушения. Ультрадесантники были обескуражены миллионами культистов, которых Несущие Слово использовали в качестве живых щитов, и их едва не тошнило от орд демонов, выпущенных для ошеломляющего удара. Несущие Слово, в свою очередь, не ожидали такой стойкости и сопротивления от своего ненавистного врага. В конце концов, Кор Фаэрон потерпел поражение, когда с Макрагге прибыли подкрепления и выбили Несущих Слово с поверхности Калта. Кор Фаэрон отступил в направлении Маальстрима (Maelstrom), вихревого региона галактики, где Имматериум Хаоса просачивается сквозь материю вселенной. Ультрадесантники оказались победителями, и их лидер, Брат-Капитан Вентан, в один прекрасный день поверг Колхиду, символически захватив родной мир Легиона, однажды угрожавшего Ультрамару.

Пока Кор Фаэрон и его воины сражались на Калте, Лоргар повёл остальную часть Легиона на Терру. Ужасы тех битв находятся вне смертного восприятия и занимают много места в Священной Библиотеке. Лоргар помог сокрушить царство повелителя, которому недавно служил ревностно и фанатично. Достаточно сказать, что Хорус потерпел поражение, и Легионы Изменников обратились в бегство. Несущие Слово также отступили в район Глаза Ужаса, где и остались, возвращаясь в Империум для разбоя, грабежей и разрушения.

С прошествием времени зверства, совершаемые Лоргаром во имя богов Хаоса, поднимались на всё новые высоты, и он был поощрён своими покровителями правом вступить в сообщество демонов. Теперь он действительно стал подобен богу, и крик рождения возвестил всему об этом, разнёсшись по звёздным путям эхом из варп-пространства.

Легионы Предателей: Несущие Слово Легионы Предателей: Несущие Слово

С демонического мира Сикар (Sicarus) Лоргар следит за своим Легионом, руководя мириадами его войн и стычек, дирижируя чудовищным разложением, раздирающем Империум изнутри руками его многочисленных культов и сект. В отличие от большинства других Легионов, Несущие Слово остались единым, хотя и свободно организованным, Легионом. Каждый из чемпионов Лоргара сочетает в себе качества свирепого командира и жреца Хаоса, называемого Тёмным Апостолом (Dark Apostle).

Легионы Предателей: Несущие Слово Легионы Предателей: Несущие Слово

Каждая из данных им армий, называемая Хостом (Host), приблизительно равна Ордену Космических Десантников и может быть совершенно смертоносной во время рейдов по Империуму.

С двух главных баз — демонического мира Сикар и мира-фабрики Гхалмек, расположенного в Водовороте, Носители Слова ведут свои нечестивые войны веры против Империума. На каждом атакованном ими мире они высеивают семена будущего совращения и всепроникающей сети культов. К счастью для Империума, культы Несущих Слово и Альфа Легиона конкурируют друг с другом. Несмотря на то, что эти Легионы иногда принимают совместное участие в Чёрных Крестовых Походах Абаддона, обычно они находятся в состоянии жёсткого разделения и соперничества.

На мирах, которые они захватили, Несущие Слово строят поражающие воображение монументы, посвящённые тёмным богам, и воздвигают огромные соборы, где крики приносимых в жертву во имя Лоргара смешиваются с песнопениями и молитвами. Несущие Слово остались единственным Легионом-Изменником, соблюдающим каноны веры, хотя и в тёмной форме, и в строгом порядке соблюдают предписанные молитвы и ритуалы, что занимает довольно много времени. Все Несущие Слово обладают весьма обширными знаниями в ритуальном жертвоприношении, оккультном учении и вероотступнических культах. В битве Несущие Слово яростны, двигаются вперёд под ужасающими знамёнами, посвящёнными Хаосу в мириадах его форм, и распевают катехизисы, провозглашая убийство врагов в сражении единственным путём к истинной праведности. Их война против Империума человечества тотальна и они не успокоятся, пока каждая икона предавшего их Императора не будет растоптана ими.

РОДНОЙ МИРКолхида была когда-то технологически продвинутым миром, регрессировавшим до феодального уровня во время Эры Раздора. Возвышение Лоргара было для него одновременно благословлением и проклятьем. Благословлением — потому что это привело планету под сень Империума; проклятьем — потому что это же предопределило её гибель через несколько столетий. Под правлением Лоргара планета начала было процветать, но после прибытия Императора, забравшего с собой Лоргара, она снова покатилась вниз. Когда Ультрадесантники начали бои за Колхиду, они обнаружили опустошённый мир, с разрушенной индустрией и населением, отдаляющимся от цивилизации. Списав всё это на учение Лоргара, Инквизиция приказала очистить планету и боевая баржа Ультрадесанта, «Октавий», подвергла Колхиду бомбардировке циклонными торпедами. Геологическая структура мира была очень нестабильна, и в результате высокой сейсмической активности планета просто рассыпалась на части. От планеты ничего не осталось, и даже место, где она когда-то существовала, держится в глубокой тайне. БОЕВАЯ ДОКТРИНАНесущие Слово в битве следуют словам своих Тёмных Апостолов с крайней преданностью и верой, а те, в свою очередь, истолковывают волю Лоргара самыми различными способами. Способы одержать победу могут быть найдены во внутренностях особо важных пленников, в особом расположении звёзд на небосводе, или в положении гадальных костей. Тёмные Апостолы декларируют, как битва будет проходить, и бойцы Хоста повинуются их словам безоговорочно. Легионы Предателей: Несущие Слово Легионы Предателей: Несущие Слово

Накануне битвы Несущие Слово проводят время в ритуальной молитве, распевании богохульных гимнов, подтверждая этим свою непоколебимую веру в мощь Хаоса. Часто такие ритуалы находят отклик, и вместе с Несущими Слово на поле битвы появляются ужасающие демонические существа, заключившие дьявольские пакты с Тёмными Апостолами. Несущие Слово поднимают свои проклятые знамёна и идут в бой под распевание катехизисов, проклятыми иконами и песнями ненависти своим врагам, а устрашающие барабаны в это время выбивают печальный рокот. Неумолимое продвижение Несущих Слово и монотонные песнопения способны сокрушить даже сильнейшую волю. Ночью накануне битвы противник с содроганием слышит эхо исходящих отовсюду громовых раскатов барабанного боя, расшатывающего нервы и способного вселить страх в душу любого смертного. Непоколебимая вера Несущих Слово в то, что они единственные, кто может спасти галактику, заставляет их бесстрашно идти навстречу гибели и не позволяет им сделать даже шаг назад. Любая победа над ними достаётся ужасающей ценой, а их атаки прекратятся только тогда, когда они будут уничтожены.

ОРГАНИЗАЦИЯ Единственные среди других Легионов Изменников, Несущие Слово сохраняют следы своей прежней дисциплины и веры. Эта вера искажена сверх всякого представления, их дисциплина теперь служит тёмным владыкам, но их организация носит отблески их былой славы. Различные военные банды Несущих Слово, называемые Хостами, рассредоточены по Глазу Ужаса и Водовороту, каждое возглавляемое могучим чемпионом, которого называют Тёмным Апостолом. Эти наводящие ужас воины выполняют сдвоенную роль капелланов и командиров. Ветераны тысяч лет, проведённых в битвах, эти могучие чемпионы являются квинтэссенцией Воина Хаоса. Эти кровавые убийцы заключили непередаваемую сделку с порождениями варпа, ритуально заменив Крозиус Арканум (Crozius Arcanum), бывший некогда символом их службы, его проклятой формой, содержащей внутри себя демоническое существо. Они являются характерным примером того, во что могут превратиться падшие чемпионы Императора.

Каждый Хост различен по своим размерам — они могут быть эквивалентны Боевой Роте Космических Десантников, а могут равняться целому Ордену, хотя такие формирования встречаются редко. Организационная структура Хостов также различна и целиком зависит от пожеланий Тёмного Апостола, который возглавляет её. Часто они могут внезапно изменить структуру организации по причинам, понятным им одним. Причина этих изменений скрывается в попытках переиграть Имперских тактиков, что приводит иногда к появлению неуклюжих и тактически негибких формирований, не отвечающих боевой обстановке. Наиболее часто наблюдаемая организация Хоста примерно соответствует организации Роты Космических Десантников, с подразделениями численностью около двенадцати воинов.

Легионы Предателей: Несущие Слово Легионы Предателей: Несущие Слово

Каждое подразделение возглавляется чемпионом Носителей Слова, стремящихся стать военным лидером, подобным Тёмному Апостолу, в надежде быть избранным наследовать ему в случае его гибели.

ВЕРОВАНИЯУкоренившиеся в вере в Лоргара, Несущие Слово являются герольдами новой эры религиозного обряда. Только объединённые учением одного бога и, соблюдая установленные им каноны поклонения, массы людей могут быть спасены от угрозы чужих и внутренней схизмы. Только одна сила в галактике способна решить такую задачу и эта сила — тёмное могущество Хаоса. Каждый воин Несущих Слово является миссионером, несущим с собой тьму Хаоса, проповедующим истинную веру тем, кто хочет его слушать и уничтожая тех, кто отказывается от этого. Их вера проста: стань на путь Хаоса или умри! ГЕНОКОДГенокод Несущих Слово изначально был чист, но события, последовавшие за Ересью, привели к ослаблению некоторых позиций в их генетической структуре. Космические Десантники Несущих Слово имели тенденцию к настойчивости, безотчётной вере и стойкости, граничащей с безумием. После Ереси их генокод был сильно искажён, а некоторые негативные черты возросли до ужасающих пропорций. Несущие Слово не показали обычной тенденции к мутациям, хотя среди них есть личности, отмеченные подобным даром Хаоса — они весьма почитаются среди их Хоста. БОЕВОЙ КЛИЧНесущие Слово не используют какого-либо установленного боевого клича — они предпочитают маршировать на битву, распевая пассажи из своих проклятых книг снова и снова. Тёмный Апостол воинства выбирает перед битвой отрывок, и каждый воин выкрикивает его в ритм ударов огромных барабанов, которые сами Несущие Слово и тащат в битву, или пускают звук через усилители на своих силовых доспехов.Источник: флафф-библия+немного личных исправлений 🙂 37

Твитнуть

Еще в блоге

Warhammer 40,00…

В каждый дом по болтеру ! )

Warhammer 40,00…

O tempora o mores! (О времена о нравы!)

Warhammer 40,00…

Легионы-предатели. Тысяча Сынов

Warhammer 40,00…

Легионы Предатели. Гвардия Смерти.Интересное на Gamer.ru

Обо всем

НИФФЕЛЬХЕЙМ: «ОШПАРЕННЫЙ» ВИКИНГ

New Year

Гулять так гулять! Новый 2019 год на GAMER.RU

Обо всем

Ранний обзор Fell Seal: Arbiter’s Mark

Обо всем

PostWorld: впечатления от игры Интересное на Gamer.ru

Assassin’s Creed

Безынтерфейсный дизайн первого Assassin’s …

Assassin’s Creed: О…

Об Assassin’s Creed: Revelations и важност…

War Thunder

Как я провёл лето: под гром войны, под рёв…

Assassin’s Creed: U…

Отсутствие единства в Assassin’s Creed: Ед…

World of Warcraft

Фотообзор коллекционного издания World of …

Shadow of the Tomb …

В тени предшественницы. Обзор Shadow of th…Популярное видео

Team Fortress 2

Meet The Sniper Одна из самых известных спид-мет…

World of Warcraft

That’s the World of Warcraft tha… Мы рекомендуем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *