Есть ли душа

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерские услуги —

Краснодар 8-909-446-58-90

Огонь Мироздания

astralproection.ucoz.ru
Картами Таро восхищались, им верили, у них спрашивали совета. Самые известные психологи в своей работе обращались к этой загадочной колоде. Этот оракул расскажет тебе о том, что ты можешь ожидать от наступающего дня. Для этого тебе необходимо отпустить свои мысли, расслабиться, щелкнуть по одной из карт и ты получишь ответ. К этому раскладу необходимо обращаться на чаще одного раза в сутки! astralproection.ucoz.ru
Кольцо рун Одина — самый простой способ гадания на рунах. Все что вам нужно — это всего лишь сформулировать какой-либо вопрос и взять наугад одну руну. Гадать этим способом можно не только в сложной ситуации, но и накануне Нового Года, Рождества или в день своего рождения. Ты можешь обратиться к гаданию даже ежедневно. Это своего рода ежедневный оракул — астрологический прогноз. astralproection.ucoz.ru Горловая чакра находится в области голосового центра, в горле и отвечает за коммуникацию, осознание слов, вдохновение, правду, ментальную силу (силу мысли), выражение креативности (творчества), музыкальность. Ее цвет — голубой. Аромат: эвкалипт, камфара, мята, ромашка. astralproection.ucoz.ru Эта великолепная мандала поднимает настроение, расслабляет и просто радует. Сядь удобнее, кликни на картинку и наслаждайся сменой форм и музыкой

Люди

22222 пользователям нравится сайт welemudr.mirtesen.ru

Все люди →

Внимание

Материалы публикуемые на сайте это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

развернуть

Взгляд на тему с точки зрения биологии.

Анатомия человеческого организма изучена на сегодняшний день достаточно полно и всесторонне. Причём, даже на уровне школьного курса биологии. Школьники старших классов в наше время более или менее точно представляют, где находятся и в какой последовательности располагаются те или иные органы и системы органов внутри нашего организма.

Хотя бы приблизительно осведомлены они и об их внешнем и внутреннем строении, а также могут перечислить все или почти все функции, выполняемые этими самыми органами. Мы знаем, как и почему сокращаются мышечные клетки, почему клетки слюнных или, скажем, слёзных желез начинают выделять свои секреты, знаем, как работают органы дыхания и пищеварения. И только в случае с нервной системой, а точнее, с головным мозгом ясность эта не то чтобы совсем уж исчезает… во всяком случае она становится не такой ясной, что ли… Если коротко, то мы, с одной стороны, прекрасно знаем, как работает наш мозг, в том числе и то, как функционирует кора больших полушарий нашего головного мозга… с другой же стороны — ничего об этом не знаем.

Или почти ничего. Ибо, трудно поверить, что сверхсложнейший процесс человеческого мышления и осознания им собственного своего «я» — всего лишь некие направленные электрические сигналы, передающиеся от нейрона к нейрону по их отростках и возбуждающие попеременно ту или иную группу этих самых нейронов. Слишком как-то просто всё тогда выходит, даже примитивно как-то… Да, но ведь мозг то наш работает! И ещё как! Денно и нощно руководит он постоянной и на диво слаженной работой всех остальных органов и систем органов нашего организма.

А ещё при помощи этого самого мозга мы мыслим, а, следовательно — существуем! И неизбежное, увы, прекращение земного существования каждого отдельного индивидуума — это ведь и прекращение его собственного мышления, осознания им собственного своего «я»… это конец всего. И мы стараемся просто не думать об этом, всячески гоним от себя страшную эту мысль… мысль о неизбежном уходе в небытие, о смерти, то есть. А может, ничего страшного в этом и нет? И может, смерть наша — это и не смерть вовсе? Во всяком случае, в том смысле, в каком мы её себе представляем…

Работая много лет в школе учителем биологии, и объясняя (в который раз уже) ученикам очередного девятого класса особенности строения и функционирования нашей нервной системы, я всякий раз невольно ловил себя на одной и той же мысли, достаточно «крамольной» с точки зрения теории научного материализма. Ведь всё то, что известно о нашей нервной системе и её функционировании, правильно и справедливо лишь в том конкретном случае, если такого понятия, как «душа» не существует вовсе.

Если же она, душа, то есть, всё же существует, тогда… Тогда выходит, что мыслим мы вовсе не нейронами головного мозга, а при помощи некой незримой и неосязаемой субстанции, которую мы издавна и привычно называем «душой» и в существование которой до сих пор всё-таки сомневаемся. Не все, разумеется. Люди искренне верующие, сомнений в вопросе существования души не имеют, но речь сейчас не о них. Ибо искренне верующие верят не задумываясь. Я же говорю о людях, пытающихся хоть как-то, самостоятельно и вполне осознанно разобраться в непростом этом вопросе: есть в нашем организме что-то такое, нематериальное… или этого «чего-то» там нет вовсе… Итак, что же такое «душа» с точки зрения научного материалиста?

Объяснения материалистов
Давайте для начала совершим небольшой экскурс в далёкое историческое прошлое человечества, а именно в каменный век. Ибо, если верить историкам, именно тогда, на самой заре человеческой цивилизации и зародилась у наших далёких предков вера в эту самую душу. Не зная, как объяснить, к примеру, собственные свои сны, в которых первобытный охотник мог не только повстречаться, но даже беседовать со своими давно умершими друзьями или родичами, люди того далёкого времени пришли к выводу, что во время сна какая-то невидимая часть человека (душа) может временно покидать тела и улетать куда-то.

Ну, туда хотя бы, куда после смерти попадают все без исключения наши души. Вот там-то душа спящего человека и может повстречаться с душой его давно умершего приятеля. Правда, после пробуждения человека душа обязана возвратиться, то есть, наоборот: человек именно потому и пробуждается, что душа его наконец-таки вернулась. Поэтому нельзя было слишком резко и поспешно будить крепко спящего человека, ибо душа его в этот момент может находиться слишком далеко от тела и вернуться в тело просто не успевает…

Так или приблизительно так объясняют вопрос о зарождении веры в существование души учёные-материалисты. И я сам долгое время воспринимал объяснение сие, как единственно верное, и оно меня вполне устраивало до недавнего времени. А потом почему-то перестало. Не то, чтобы я вдруг поверил стопроцентно в существование собственной души…

Скорее, мне просто захотелось самому во всём разобраться. Или хотя бы попробовать разобраться. А так, как я всё-таки биолог по образованию, то «разбираться» я решил не с теологической, а с биологической, скорее, точки зрения. Итак, можно ли объяснить существование души в организме человека, не прибегая при этом к помощи сверхъестественного, то бишь, религии? Во всяком случае, попытаться стоит. Начну издалека.

Информационное поле вселенной

Итак, в природе существуют: а) материя, б) энергетические поля (есть ещё вакуум, но в сии научные дебри я забираться не стану, дабы не сломать себе шею). Материя — это разнообразные вещества, состоящие из молекул, атомов или ионов. Сами атомы -тоже из разряда материи, это однозначно…

Но вот если взять элементарные частицы, из которых, собственно, и состоят эти самые атомы, — вопрос о том, что из себя представляют эти элементарные частицы: материю или же, хотя бы частично, энергию, остаётся открытым. Электроны, к примеру, имеют свойства как материи, так и волновые… А взять ту же световую энергию (видимую нами, ультрафиолетовую, инфракрасную — не имеет значения). Вроде бы, световой поток — чистейшая энергия… Ан нет! Фотон, электромагнитный квант, самый крохотный сгусток энергии, оказывается, имеет ещё и определённый вес (вот почему и возникает «хвост» у кометы, и «хвост» этот всегда удалён от солнца), а значит и свойства, присущие именно материи.

Чисто энергетические поля (магнитное поле, гравитация и т.п.) наукой изучаются давно, но знаем мы о них на удивление мало. Точнее, почти ничего не знаем. Но мы хотя бы знаем, что они существуют. Магнитное поле, к примеру, человек может определить с помощью компаса, гравитацию мы ощущаем, как собственный вес… А представьте себе некое энергетическое поле, которое мы не можем ощутить ни с помощью собственного своего организма, ни с помощью каких-либо хитроумных приборов, ибо приборов таковых не существует вовсе (пока, по крайней мере). Что мы можем знать о таком поле? Правильно, ничего…

Даже если оно существует. Но вот вопрос, существуют ли такие поля? Не знаю, как поля, но зато существует одна интересная гипотеза об Информационном поле Вселенной. Одни учёные сию гипотезу поддерживают, другие же (и таких большинство) отвергают напрочь, но не в этом суть. Здесь я просто хочу изложить вкратце основные положения сей занимательной гипотезы. Предполагается, что у Вселенной имеется некое единое «информационное поле», которое и содержит всю информацию о Вселенной. Ну, а любой человек, как частичка общей Вселенной (её микрокосмос), тоже должен содержать в себе всю информацию не только о своей жизни, но и обо всём мироздании (хоть в общих чертах). Вопрос в том только, что сам человек ощутить в себе эту информацию не может (он даже не догадывается об её присутствии в своём организме).

И только определённые люди в определённых условиях могут хоть как-то соприкасаться со скрытой этой вселенской информацией. Отсюда и разные непонятные феномены: телепатия, ясновидение и т.п. Но вернёмся вновь к Информационному полю Вселенной. И вспомним заодно о другой, куда более известной гипотезе: гипотезе о пульсирующей Вселенной. Исходя из этой гипотезы, наша нынешняя Вселенная возникла приблизительно 15-22 миллиарда лет назад из микроскопически малой точки (теория «Большого взрыва») й с тех пор образовавшиеся в результате этого галактики всё продолжают и продолжают «разбегаться» в разные стороны.

Но этот процесс не вечный, и через какое-то энное количество времени (измеряемое, естественно, в миллионах и миллиардах земных лет) Вселенная наша совершит обратный процесс: начнёт постепенно сжиматься до исходной точки. После сжатия в конечную точку, именуемого гибелью Вселенной, начнётся новый цикл (не сразу, разумеется), и возникнет новая молодая Вселенная, которая тоже, в конце концов, погибнет, уступив место следующей по счёту Вселенной. И так было всегда, и так будет всегда… В этом-то и заключена идея бесконечности времени… Концепцию «пульсирующей Вселенной» я привёл для того лишь, чтобы неким образом связать её с гипотезой об Информационном поле Вселенной. Что может случиться с Информационным полем Вселенной после её гибели? На сей счёт существуют две прямо противоположные точки зрения.

Исходя из одной из них, вместе с гибелью очередной Вселенной полностью исчезает и всё её Информационное поле. Новая Вселенная, в таком случае, начинается как бы наново, с «чистого листа», так сказать… Если же верить другой точке зрения, то всё происходит с точностью наоборот. Информационное поле не исчезает даже в случае гибели Вселенной. Более того, Информационное поле вечно, а значит, очередная Вселенная помнит всю свою предысторию, какой бы длительной она ни была. Знаете, мне как-то ближе по душе именно эта, вторая точка зрения. Ведь в таком случае я, как один из микрокосмосов Вселенной, храню в себе информацию не только о своей Вселенной, но и о миллиардах и миллиардах вселенных, существовавших ранее. Дух захватывает от такой перспективы!

Биополе
Но вернёмся всё же к вопросу о душе, точнее, к вопросу о существовании или несуществовании её в нашем организме. Что, если в нашем организме и в самом деле имеется некая нематериальная субстанция, неразрывно связанная с нашим вполне материальным телом? И что она, субстанция сия, представляет собой частичку этого самого вечного и всеобщего Информационного поля? Но позвольте, могут возразить мне, ведь даже если гипотеза Информационного поля Вселенной справедлива и в каждом из нас присутствует её частица — точно такая же частица этого самого Информационного поля должна присутствовать и в каждом из живых организмов, включая и самых примитивных из них.

И в каждом, кстати, теле или предмете неживой природы тоже должно иметься это самое поле, вернее, его некая частица. Тогда выходит, что у дождевого червяка тоже есть душа! А как насчёт камня-валуна, имеется у него некое подобие души или нет? Ну, а если размеры души сей прямо пропорциональны массе самого тела — это какой же величины должна быть душа у горы Эльбрус? А у Эвереста? А у Земли в целом? Тут мы подходим к одному, тоже весьма одиозному сточки зрения традиционной физики термину: «биополе».

При взаимодействии тел без видимого контакта физики обычно говорят о полях. Причём. каждому из этих полей соответствует своя сила (электрическая, магнитная, гравитационная). Каких-то особых биологических сил, какого-то особого биополя в природе просто не существует, утверждают физики… А что, если оно всё-таки существует? Что, если мы пока просто не можем уловить его, не имея для этого подходящих приборов и инструментов?

Ведь и гравитацию, и магнитные, скажем, поля мы лишь научились улавливать и определять их присутствие. Связно же объяснить, что это такое и как это всё «работает», мы (я имею в виду не себя лично, а всё человечество в целом) не в состоянии. Пока, во всяком случае. Так что, не будем отрицать, а лучше примем, как гипотезу, существование некоего особого биологического поля, характерного лишь для живых организмов. И попробуем связать воедино два этих понятия: биополе и душа. Два? Или всё-таки одно? А что, ежели биополе (в том случае, если оно действительно существует) и есть душа? Или наоборот: что, если душа (если она и в самом деле имеется у человека) и есть некое биополе? Да и вообще, что такое «живой организм»? И в чём его основное отличие от неживых природных образований?

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ РАСТЁТ, скажете вы. Согласен. Но ведь и неживая сосулька растёт на крыше, и кристаллы по-своему «растут» в растворах, и люди специально их там выращивают для своих нужд.

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ ДЫШИТ И ПИТАЕТСЯ, и этим вырабатывает себе энергию для жизнедеятельности. Всё верно, но ведь и автомобиль «питается» бензином и одновременно с этим «вдыхает» кислород. И цель у него та же, что и у организма — выработка энергии.

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ РАЗМНОЖАЕТСЯ, т. е производит себе подобных. Здесь тоже можно найти возражение, ибо совсем нетрудно создать автоматизированные станки и линии, где воспроизводились бы точно такие же станки.

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ СПОСОБНЫ К ДВИЖЕНИЮ. Не все. Растения и грибы к движению не способны, а вот «неживые» автомобили и мотоциклы движутся — да ещё как! (О самолётах я уже и не говорю!).

В СОСТАВ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВХОДЯТ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА основой которых является углерод… Ну, во-первых, те же автомобили на сегодняшний день на треть, а то и наполовину состоят из органических пластмасс. А во-вторых, где гарантия, что в необъятной Вселенной не существует жизнь, основой которой является кремний, к примеру. А если и не существует, то, возможно, кремниевая жизнь существовала в одной из предыдущих Вселенных… А что, если за основу живого взять… биополе? И сформулировать основное отличие живого от неживого так: ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ИМЕЮТСОБСТВЕННОЕ БИОПОЛЕ. Все! Даже одноклеточные! И чем сложнее, чем совершеннее организм — тем мощнее его биополе. А самое мощное биополе (человеческое) — это и есть душа.

Впрочем, с душой то не так просто… Возможно, что душа наша — это биополе плюс ещё что-то, неразрывно с ним связанное? А, может, не так уж и неразрывно? Вы никогда не задумывались о том, как же всё-таки мала вероятность появления на свет данного конкретного человека. Я уже не говорю о том, что его отец и мать должны обязательно встретиться (а ведь могли и не встретиться!)… Я имею в виду нечто совершенно другое. Во время полового акта из сотен тысяч сперматозоидов с яйцеклеткой сливается лишь один! Один из сотен тысяч! То есть, для того чтобы родился данный конкретный человек, сотням тысяч других людей просто не суждёно появиться на свет. Сотням тысяч индивидуальностей так и не суждено стать таковыми! И это только во время одного полового акта. А если подсчитать, сколько таковых имелось за всю семейную жизнь у одной-единственной семьи, у которой двое, скажем, детей.

Или трое, не имеет значения. Где те многие миллионы, а то и миллиарды, которые могли быть зачаты в одной единственной семье? А если взять всё человечество в целом, за последние, скажем, тысячу лет! Тогда это миллиарды миллиардов потенциальных человеческих личностей, так и не появившихся из небытия… Такая вот лотерея. И тогда каждый из нас необыкновенный везунчик, ибо ему так необычайно повезло… А, может, никакой лотереи и-нет? И данный конкретный человек появился бы на свет в любом случае? Возможно, у него была бы иная внешность, пол, даже, возможно, совершенно другие родители…

Но это всё равно был бы вполне определённый человек со своей индивидуальностью, со своим собственным «я». Давным-давно, в Древнем Китае существовал удивительный обычай. Когда женщина чувствовала, что она беременная, муж её садился так, чтобы лицо его было где-то на уровне живота жены, и начинал рассказывать будущему ребёнку о себе и жене, об их достатке, о планах на будущее. И случалось иногда, что после такого вот откровенного разговора беременность женщины могла просто… исчезнуть. Так, как будто ребёнок «передумывал» рождаться в данной конкретной семье. Но это не значило, что он не мог появиться на свет в какой-либо другой семье. Чуть позже, разумеется. Или значительно позже…

Ведь если Информационное поле Вселенной вечно, то и та малая частичка его, которую мы именуем «душой», тоже не должна исчезнуть, даже после исчезновения организма-хозяина. Просто она должна найти себе новое тело-хозяина, только и всего… Не думаю, что правы восточные религии и душа человека после смерти может «вселиться» в тело животного или растения. Я считаю, что человеческое биополе может находиться только в организме человека, и ни в каком другом. Хотя’не исключено, что я ошибаюсь… Тем более не спрашивайте, как, каким образом и на какой стадии развития зародыша это происходит. Отвечаю честно: не знаю! А также понятия не имею, почему мы ничего совершенно не помним из прежней своей жизни.

Впрочем, здесь есть исключения. Какие-то мимолётные воспоминания случаются, особенно в детстве. Чувство того, что происходящее с нами уже происходило когда-то. Потом это проходит. Но не всегда и не у всех… Душа и эволюция Интересен ещё и такой вопрос: когда, на какой стадии эволюции человечества у людей вместо обычного биополя появилась душа? На стадии кроманьонца? Или уже на стадии неандертальца? А может, и ещё раньше? Или они, эти самые души, вечны? В таком случае, где они обитали раньше, когда человека на Земле ещё не было? Может быть, в телах неких разумных существ, живших в предыдущей Вселенной? Или в одной из предыдущих Вселенных… Впрочем, скорее всего, души первобытных людей возникли из их собственных биополей, внезапно ощутивших свою индивидуальность… А сами биополя? Рискну предложить читателям одну мою гипотезу на сей счёт.

Возможно, ошибочную. Итак, предположим, что простейшие биополя возникли (возникли именно из Информационного поля Вселенной) вместе с первыми, примитивными ещё одноклеточными организмами. После гибели организмов, такие биополя могли ещё и просто рассеиваться в окружающем пространстве, исчезать. А, может, и нет! Что, если эволюция живых организмов на Земле — это эволюция, в первую очередь, их биополей? И процесс усложнения строения организмов в процессе эволюции каким-то образом связан именно (и в первую очередь даже) с накоплением полезной информации их биополями. И, в конце концов, некоторые из биополей ощутили свою индивидуальность, обрели своё собственное «я». Разум, то есть. И произошло это уже на стадии неандертальца, а, может, и ещё раньше… — Ну, хорошо! — возразят мне. — Возможно, всё так и произошло.

Возможно, наши души существуют ещё с того далёкого времени и переходят из одного человеческого тела в другое. Но ведь численность человечества постоянно возрастает, да ещё какими темпами! И если тех же неандертальцев было всего несколько десятков тысяч на весь земной шар, то нас уже шесть миллиардов! И каждый из нас имеет свою собственную душу. Откуда они тогда взялись, эти шесть миллиардов душ? Шесть миллиардов индивидуальностей — это сейчас. В дальнейшем же их будет ещё больше… Чтобы ответить на этот вопрос, для начала зададимся другим вопросом. Почему мы, люди, такие разные? Я не имею в виду физическое развитие, тут как раз всё понятно с точки зрения генетики. Но мы разнимся интеллектуально, причём тут никакой закономерности не наблюдается совершенно. Почему один человек может сочинять стихи или, скажем, романы, а у другого это совершенно не получается (графоманы не в счёт)? Почему одних с детства тянет к технике, а другим больше по душе биология.

Или история. Или банковское дело. А кому-то нравится быть лидером… О великом писателе, художнике, музыканте мы говорим, что,ему «дан талант». Заметьте: «дан»! И учёные после смерти великого человека тщательно исследуют его мозг, тщетно пытаясь отыскать там разгадку сей великой тайны… Тайны талантливости и бездарности… А, может, разгадка в душе? Когда на уровне неандертальца человеческое биополе, до сей поры почти ничем не отличавшееся от биополей всех остальных животных, ощутило своё собственное «я» и превратилось в мыслящую «душу», разума в этих первых душах было, мягко говоря, маловато. Где-то на уровне нынешних умственно отсталых людей… А у кроманьонцев, наших непосредственных предков, интеллектуальный уровень был уже значительно выше.

Почему, спрашивается? Не потому ли, что те «души», кои в них обитали, сменили уже сотни, а то и тысячи человеческих тел и за этот немалый промежуток времени успели накопить достаточный запас полезной для себя информации. «Поумнели», можно сказать… Тем больший отрезок времени должны были пройти души ныне живущих людей. И вот вам разгадка таланта (это моя гипотеза, разумеется). Талантливые, высокоинтеллектуальные люди — это те, чьи души прошли самый долгий путь развития. И, может, душа, обитающая некогда в Пушкине, ещё раньше принадлежала Шекспиру или Петрарке. А в Рафаэле, возможно, обитала душа некоего безвестного художника каменного века, чьими произведениями на стенах пещеры Паско мы восхищаемся и сегодня. А душа Эйнштейна, возможно, «жила» раньше в… Ньютоне или Леонардо да Винчи. А ещё раньше — в Архимеде… Но не все могут похвастаться такими душами. Ибо большинству человеческих душ всего несколько сотен, а то и десятков поколений.

Разумеется, высоким интеллектом обладатели таких душ не обладают. А вот склонностью к насилию, кажется, наоборот, обладают. И в изрядном даже количестве… И это не удивительно… Ну, и, разумеется, во все времена (да и сейчас тоже) существовали люди, на долю которых не досталось готовой души (ибо количество народонаселения с каждым годом всё возрастало), а посему в их организме из биополя начинала формироваться так называемая «первичная душа» с интеллектом на уроне тех же, скажем, неандертальцев… Мы называем таких людей умственно отсталыми и удивляемся тому, как много таких людей в наше просвещённое время.

А удивляться тут нечему. Просто в следующей своей жизни такая душа станет уже чуточку «умнее», а потом ещё чуточку… и ещё… Просто на всё требуется время. Но вернёмся вновь к определению понятия «душа». Итак, мы приняли, как гипотезу, что душа — это высшее состояние биополя или, скорее, какая-то особая его часть. Человек, лишённый этой части своего биополя, не может существовать. Или может? Как тут не вспомнить легендарных «зомби». Вот он, классический пример существования тела без души. (Если, разумеется, все истории о зомби — не выдумка). Ну, а может ли существовать душа без тела? А если может, то — как долго? Мыслит ли она в это время, осознаёт ли своё «я», свою индивидуальность, помнит ли своё прошлое… Не знаю. И никто этого, увы, не знает. Впрочем, каждый из нас в своё время обязательно узнает обо всём этом. Но, узнав, ничего и никому уже не сможет рассказать. К сожалению… Или, к счастью…

Геннадий Овласенко

⚝ Раздел Астрал: Душа

Согласно почти всем популярным религиям, человеческая душа существует и может попасть в загробный мир после смерти физического тела или переродиться на Земле. У официальной науки свой ответ на это вопрос.

Где находится душа у человека

Людям всегда было интересно всё неопознанное и скрытое от глаз. Так, невидимая и неосязаемая душа стала объектом споров и исследований. Если верить некоторым религиозным конфессиям, то душа у человека есть, а после того, как тело умирает, она освобождается и продолжает свой путь.

С давних пор было проведено много исследований и создано немало трудов, с помощью которых люди старались описать свойства человеческой души.

Ученик Демокрита (Гален) наблюдал за телом человека в момент гибели и пришел к выводу, что душа — это некая субстанция, которая расположена в кровяном русле. В итоге человек умирает, теряет кровь и вместе с ней душа уходит из физической оболочки (что происходит, если кровопотери нет — неясно).

Древние египтяне же верили, что тело — это дом для души, которая может жить только тогда, когда тело будет сохранено навсегда. Поэтому тела усопших мумифицировали.

Интересное заявление было сделано профессором анестезиологии и психологии Аризонского университета Стюартом Хамероффом. Он считает, что душа является сгустком квантовой материи, которая хранится в нейронах в концентрированном виде. После того как тело человека умирает, энергия высвобождается и присоединяется к абсолютному информационному полю.

Возраст души

У тех, кто верит в реинкарнацию, есть очень много теорий относительно того, как много раз может перерождаться человеческая душа, сколько жизней она может находиться на Земле. В данном случае дать конкретный ответ на вопрос, имеет ли возраст душа, невозможно.

Религия пытается дать ответ на этот вопрос, но пока что мы сталкиваемся с размытыми ответами, множеством несостыковок. Так, буддисты видят душу как часть механизма беспрерывной цепи реинкарнаций, христиане же уверяют, что душа бессмертна и после гибели физической оболочки обязательно попадает в Ад или Рай. В таком случае жизнь у нее всего одна.

Однако непонятно, как объяснить способность гипнотизеров вводить людей в транс, в котором люди начинают видеть свои так называемые «прошлые жизни». Из-за наличия всех этих противоречий очень сложно дать четкий ответ.

21 грамм — вес души

др. Дункан МакДугалл

Весьма часто можно наткнуться на громкие заголовки: «Ученые доказали существование души». Одним из тех, который пытался узнать ответ на этот вопрос и преуспел, был доктор Дункан МакДугалл. В 1960 году им был проведён ряд испытаний в хосписе.

Доктор располагал уже умирающего человека на особенной подвесной кровати, которая работала как весы. Ученый взвешивал тело до смерти и непосредственно сразу после неё. В эксперименте всего приняло участие 6 человек. В среднем после смерти вес тела снижался на 20-22 г. После этого многие уверовали, что вес человеческой души около 21 грамм.

Но в 2001 году доктор Эугениус Кугис из Академии наук Литвы полностью опроверг итоги предыдущих испытаний, объяснив подобное уменьшение массы тела банальной потерей жидкости через дыхание. В свою очередь доктор провел свое, особенное тестирование.

В Швейцарии в одном из медицинских учреждений людям, которые уверяли, что ежедневно видят сновидения, предложили заснуть на особенных кроватях-весах. Всего тестируемых было 23 человека.

В тот момент, когда пациенты входили в фазу глубокого сна, датчики отмечали снижение массы тела на 3-7 г. В результате ученый заявил, что именно в среднем 5 грамм весит человеческая душа. Официальная наука не смогла объяснить такие рещультаты.

Мнение отечественных ученных о существовании души

Конечно, в большинстве своем все исследователи — скептики, и наличие такого сверхъестественного «нечто» вызывает немало споров. Есть ученые, которые не верят в ее существование, другие же всячески пытаются доказать, что она реальна.

Так, Павел Госьков из Барнаула пытался доказать, что, подобно неповторимому отпечатку пальцев, у каждого индивидуума есть неповторимая душа. Эксперимент был весьма прост.

Рядом с каждым испытуемым на 10 минут ставилась емкость очищенной воды. После этого исследовалась структура жидкости. В ходе эксперимента было доказано, что изменения происходили, и у каждый человек наносил свой индивидуальный отпечаток на структура воды.

Ученые доказали: изменения происходили обязательно, у каждого испытуемого вода менялась по-своему, при этом структура у одного и того же человека повторялась. Этот метод учёные назвали «материализация души». В данном случае вода была своего рода сачком, с помощью которого Госьков улавливал проявления человеческой души.

Было еще несколько попыток отечественных ученых подтвердить свою веру в бессмертную душу. В 1949 году Семен Кирлиан его жена заметили, что человеческие органы необычно светятся в электромагнитном поле. Последователи Кирлиана решили для эксперимента проверить покойников.

Результаты для них оказались ошеломляющими. На протяжении первых 3-х дней после смерти свечение от мертвых то резко усиливалось, то уменьшалось. Причем такие колебания были сильнее видны у тех, кто покончил жизнь самоубийством. Приверженцы «эффекта кирлиана» свято верят, что таким образом они доказали реальность души.

Но это всего лишь предположение, и дать ответ на вопрос — существует ли душа, с научной точки зрения, невозможно.

На сегодняшний день наша жизнь полна загадок. Возможно, через некоторое время нам действительно удастся ответить на вопрос — реальна ли душа, сколько она весит и какой у нее может быть возраст. Но сейчас нам остается лишь делать предположения.

Душа человека

Редакция портала «Православие и мир» | 20 июля 2015 г. Что такое душа? Откуда происходят души людей? Что о душе говорит Священное Писание? Из каких частей состоит душа? Как она соотносится с телом?

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) “Размышления о бессмертной душе”

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя“. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского “Православное догматическое богословие”

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый, тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли“, ” плен пленил” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

О душе на “Правмире”

    • О духе, душе и теле
    • Дух, душа и тело
    • Бессмертна ли душа?
    • Душа после смерти. Современные “посмертные” опыты в свете учения Православной Церкви.
    • Как выглядит душа после смерти?
    • Какого размера душа
    • Почему болит душа?
    • Вглядитесь в свои души, живы они или мертвы?
    • Душа и тело – как они соотносятся в православии?
    • Спасение души — это не прихоть и не игра
    • Как оживлять свою душу
    • Детям о душе
    • Работа над душой
    • Бог — в душе?
    • «Бог в душе»… А как ты смог пригласить Его туда?
    • Кто, как и зачем продает душу? (Расследование)

Фильмы о душе

Православные беседы. О спасении души

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

16 признаков того, что у вас нет души

31 Май, 2018 12:33 14264 Психология, Личность Невероятные факты

Как часто вы слышите в адрес кого-то, что это человек с большим сердцем и глубокой душой? Про других же, напротив, говорят: «Бездушный человек».

А к какой категории относитесь вы, и есть ли у вас та самая душа?

Вот 16 признаков того, что вы бездушная личность с холодным сердцем:

Психологический тест: выбери ангела и прочитай от него послание

Человек без души

— Рекламные ролики организаций по защите животных вас нисколько не трогают. Страдания бездомных кошек и собак вызывают у вас раздражение или вы просто холодны и безучастны.

— Вы смущаетесь, когда люди расстраиваются , или же вас раздражают чужие страдания.

15 верных признаков того, что у вас прекрасные друзья

— Вы притворяетесь, что вас заботят чьи-то беды и несчастья. На самом деле, вам глубоко на них наплевать.

— Когда вам кажется, что у вас эмоциональная реакция, это обычно просто чувство голода.

— Примерно к 18-20 годам все ваши друзья начали встречаться, заявив, что они нашли «того самого». Вы же оставались все время одни, никогда не влюблялись и даже не представляете, что это такое -кого-то любить. Возможно, вы до сих пор не знаете, с кем вы собираетесь провести остаток своей жизни.

Признаки людей без души

— Вы не заливались слезами при просмотре фильмов «Титаник» или «Дневник памяти» и не ревели навзрыд, когда впервые смотрели «Белый Бим Черное ухо».

— Тема любви вас раздражает и вызывает оскомину.

— Вы редко или вообще никогда не приходите кому-то на помощь.

— Дружеское похлопывание по спине — это самая большая поддержка и утешение, на которое вы способны.

— Трогательные и милые вещи вызывают у вас дискомфорт и чувство неловкости.

— Вас не трогают плачущие дети или скулящие животные.

— Вас также не трогает веселый и искренний смех ребенка.

— Вы не представляете, каково это работать няней, медсестрой или сиделкой по уходу за стариком или больным человеком.

— Вы в принципе не способны чувствовать чужую боль.

Редакция infoniac.ru обращает особое внимание на этот признак.

— Когда кто-то расстроен, вы, как правило, не можете приободрить добрым словом, ваша поддержка заключается в подмигивании или похлопыванию по плечу.

Кстати, вы никогда не задумывались о том, сколько энергии тратится на то, чтобы имитировать искренность и участие?

— По правде говоря, вас беспокоят исключительно физические потребности: что поесть, когда заняться сексом и сходить в туалет. Вы не особенно сосредоточены на духовных и моральных ценностях.

Есть ли душа у человека? Что такое Душа?

Еженедельная подборка лучших статей

ЕСТЬ ЛИ ДУША У ЧЕЛОВЕКА? Нет, души у человека нет: человек — это и есть душа. Это у души есть тело, в которое она временно поселяется, для исполнения своих желаний, а затем — покидает его … Личность — это душа, которая окружена оболочками тонкого и грубого тела. Данные оболочки — её приспособления к окружающему её миру. Без них душа не смогла бы в нём существовать. Они подобны одеждам, которые необходимы для выполнения определенной деятельность. Как, например, рабочий комбинезон, который требуется для работы на заводе, или специальная форма пожарника, которая позволяет выдерживать большую температуру. А одежду, как вы уже знаете, можно менять. Что, собственно, и происходит в момент смерти. Душа в момент смерти оставляет одно грубое тело и идёт в другое, которое больше подходит для совершения будущих запланированных действий. Что же происходит с тонким телом? Тонкое тело после смерти также претерпевает определенную трансформацию. Те тенденции и качества, которые были накоплены в течение жизни, после смерти проявляются в тонком теле более явно. Поэтому мужчина, который в течение своей жизни в основном стремился лишь к женской форме тела, в следующей жизни получает такое желаемое тело. То же касается и женщины, которая была сильно привязана к мужскому телу — получит тело мужчины. Таким образом, личность, или индивидуальная душа, переходит из одного материального тела в другое, и его нынешнее тело, так же как и его деятельность в этой жизни, определяет то, каким будет его следующее тело. Поэтому цените эту жизнь, в которой вы получили человеческое тело, — будьте настоящими людьми, развивайте человечность.

Что такое Душа? Составные части Души.

Каждая душа имеет звучание, вибрацию, по этому звучанию можно рассказать всё о человеке. И мир вокруг нас вибрирует и звучит душами… Они притягиваются на наше звучание. Душа – это полевая субстанция, это энергия и информация (опыт). Это индивидуальная субстанция, которая хранит весь опыт человека, опыт всех его воплощений (Судьба, все РОКи и У-роки — все там хранится). Поэтому Душа также растет и развивается поэтапно и имеет в итоге несколько составляющих. Здесь есть важный нюанс. Не все обладают душой. Имеют душу только люди. Но не все являются людьми. Другое дело, все имеет — Дух. Дух — это первичная божественная искра, безэмоциональная часть мироздания, которая есть во всём. Душу можно уничтожить, Дух — нет. Телом управляет Душа, Душой — Дух. И все это окружено СО-ВЕСТЬЮ (Совместной Вестью с Богами) и совестью (как моральным качеством человека). Тело наше — 4-хмерно, Душа — многомерна, Дух — безмерен, он существовал всегда и никогда не умрет. А вот Душу можно украсть, съесть, продать, убить…

У человека — 3-х составная Душа. Было время, когда у человека была животная Душа, которая располагалась в животе.

Животная часть Души. Это кибернетическая программа развития данной особи на данное воплощение. Иногда путают астросом и душу. Это всего лишь небольшая её часть. Находится в нижнем поле Дань-Тянь. Преобладание части Души животной не дает подняться выше мира иллюзий. Инстинкты, желания — все проявления этой души. Здесь никогда не рождаются мысли, не рождаются идеи и не накапливается личностный опыт. Это есть у всех — у животных, у растений.

Психическая Душа, или эмоциональная. Душа чувственная, или Душа чувствующая. Здесь накапливается опыт эмоций, переживаний, мечт, а вместе с тем и личный опыт. Располагается примерно в районе солнечного сплетения. Именно эта часть души плачет, льет слезы, кричит и бьется о стену, когда нам плохо. Этот уровень Души дает увлечение переживаниями, эмоциями и их яркостью. Здесь мы учимся управлять своими эмоциями. Это важный момент в нашем восхождении. Ключ к управлению своими эмоциями — состояние любви. Значительная часть людей, имеющих душу, живет эмоциями. Здесь важно научиться правильно любить, правильно мыслить — без мысли этого не сделать. ПОЭТОМУ — мы поднимаемся в своем развитии на следующий уровень:

Рассудочная часть Души. Связывает наше тело с нашим Духом. Она располагается примерно там, где и сердце, может, чуть выше. Если психическая Душа плачет и кричит от боли, то рассудочной эмоционировать некогда – она ищет варианты выхода из ситуаций, она начинает осмысливать то, что с нами происходит. Этот образ Души можно охарактеризовать как «зеркало чистой воды».

И тут возникает вопрос:

А как увидеть свою Душу? Как определить, есть Душа у человека?

Для начала давайте сделаем следующее. Не заглядывая далее в этот текст, сначала закройте глазки и спросите себя: где у меня находится Душа? Потом положили руку на ту область, где, по вашему мнению, у вас находится Душа. Вспомните или посмотрите, какая часть Души реагирует на разные события, в каком месте в теле ощущения. Та из трех частей, которая отзывается, туда и кладем руку. Смотрим, какой нам видится образ, цвет, форма, есть ли на ней трещины, побитости. Кто-то видит кристалл, кто-то птицу, цветок, а кто-то ребенка или просто человека. Все это будет верно, каждый из этих образов олицетворяет нашу Душу. Обычно это бывает жемчужина или несколько жемчужин. Как только определились с образом, берем его и перемещаемся на берег жемчужного потока, берем свою жемчужинку и погружаем в поток. Здесь, в этом потоке перламутрового цвета, смываются чуждые нам наслоения и восстанавливается то, что является нашим. Где-то в этих глубинах покоится наша родовая память, также память о том, кем мы были, что умели миллионы лет назад. Так мы лечим свою Душу, очищаем её, холим и лелеем.

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной.

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям. Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души. По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой. Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу. Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего. Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

Как узнать, есть ли Душа у человека?

Тонкие тела – это своеобразное отображение для внешнего мира некоторых особенностей нашего внутреннего мира. Наша способность к эмоционированию – отображается как астральное тело, способность к мыслительным как ментальное. Их нельзя потрогать руками. Увидеть можно, почувствовать можно, потрогать нельзя. Если понадобится необходимость в каком-либо навыке, у нас появится новая функция тела. Все тонкие тела – это грани нашей личности. А наша личность и душа – совпадающие проявления. Потому что Душа – это аккумулирование личностных качеств и опыта.

Душу как оказалось, можно делить, рвать на кусочки, использовать как батарейку, терять. Во всей религиозной (и около религиозной) литературе говорится: душа неделима, душа неизменна. Но, как оказалось, что душу можно съесть, украсть, можно вселить внутрь души кусочек чужого, инородного. Получается, наша душа – сложная субстанция и весь накопленный опыт, который принесен в результате этико-нравственных побед, сконцентрирован в душе.

Если кого-то из нас когда-то в прошлом приносили в жертву, душа обычно застревает в том месте, где это происходило, и не уходит на повторное воплощение. Определенная часть (астросом) воплощается дальше и начинается новое развитие с утратой предыдущего опыта. Если приносили себя в жертву или погибали при неприятных обстоятельствах, например, упала скала и придавила насмерть, то душа не выберется, пока скала не рассыпется на кусочки.

Также Душа может выбрать себе другое тело. Одна часть души может жить в одном теле, другая – в другом. Может быть, отсюда этот миф о поисках своих половинках.

Душу можно украсть, когда она еще не успела вселиться в новорожденное тело.

Может быть, раньше в старые добрые времена младенец умирал от этого, то теперь ему умереть не дают – он может месяцами болтаться на искусственном дыхании и очень длительное время. Потом тело может адаптироваться к этим условиям, и в это тело может вселиться какая-нибудь чужая сущность. Если в стадии беременности кто-то находится из близких – нужно опекать и женщину и ребенка, чтобы никто не смог украсть душу.

Многие отдают часть своей души своим умершим родственникам, например, произнося такие слова: «я всегда буду помнить тебя…ты навсегда в моей памяти». Остерегайтесь таких слов. А некоторые чуть ли не живут на кладбище, ходят так часто на могилу, отдавая в мир мертвых свою энергию.

Нужно попытаться собрать все свои части души, разбросанные по свету. Потому что это все опыт личности. И там могут быть все ответы на вопросы, возникающие здесь. Собрав душу, человек навсегда может перестать болеть.

Теперь практическое упражнение.

Закрыли глаза, расслабились, представили какого-нибудь близкого человека, посмотрели ему в область сердца и пытаемся увидеть, какой образ представляется, пытаемся понять, что же там такое. Если Души нет, то мы ничего там так и не увидим – обнаруживаем пустоту. Бывает, мы можем ощущать легкое раздражение к этому субъекту. Ничего страшного в этом нет. Не заслужил. Но. Вот если такой человек возьмет и совершит подвиг какой или самопожертвование для человека или человечества, он получит в дальнейшем право уже развиваться с Душой.

А теперь пояснение. * То место, куда вы положили руку в начале практики по рассмотрению вашей Души, и означает, какая часть Души у вас сейчас доминирует: животная (около живота), эмоциональная (ниже сердца) или рассудочная (выше или около сердца).

Ваша Светлана Зарецкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *