Естественно научные основы режима детской жизни

Содержание

Режим дня детей раннего возраста в дошкольном учреждении — файл n1.doc

Режим дня детей раннего возраста в дошкольном учреждении
(146.5 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 147kb. 03.02.2014 20:49

n1.doc

Реферат
Режим дня детей раннего возраста в дошкольном учреждении
СОДЕРЖАНИЕ

1 Естественно-научные основы режима детской жизни…………… 3
2 Педагогическое значение режима дня……………………………. 6
3 Правильно — организованный режим дня — средство предупреждения утомления детей………………………………… 13
4 Организация режима дня в разных возрастных группах………. 17
Литература………………………………………………………………… 20

1. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ
Важнейшим условием правильного развития детей яв­ляется четкий, соответствующий возрасту и индивиду­альным особенностям режим дня. Большинство педаго­гов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) опреде­ляют режим как основу жизни маленького ребенка.
Режим — это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ре­бенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.
Бодрствование — это деятельное состояние коры голов­ного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).
Сон — это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном со­стоянии. Но деятельность органов чувств в это время за­торможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответст­вии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодр­ствования — важное условие нормальной психической дея­тельности человека.
Сон и бодрствование — это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодр­ствования, зависят характер засыпания, глубина и дли­тельность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрст­вование его, как правило, протекает активно.
Если ребенка укладывать спать, кормить, организовы­вать бодрствование в одно и то же время, то у него фор­мируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.
Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и состав­ляет физиологическую основу режима. Сложившийся ди­намический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятель­ности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.
При составлении режима за основу берется предел рабо­тоспособности нервной системы ребенка, который меняется на протяжении раннего возраста многократно. Предел ра­ботоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, коли­чество дневного и ночного сна. При определении проме­жутков между кормлениями учитываются потребность в пище в том или ином возрастном периоде и особенности работы пищеварительной системы (таблица 1).
Таблица 1
Распределение бодрствования, сна в течение суток

Возраст Кормление Бодрствование Сон
количество раз переры­вы меж­ду кормлениями, ч максимальное, длитель­ность, ч количество перио­дов дневной, ч ночной, ч всего в сутки, ч
От 1 до 2,5-3 мес. 7 3 1-1,5 4 2-1,5 11 18-17,5
От 2,5-3 до 5-6 мес. 6 3,5 1,5-2 3 2-1,5 10-11 17-16,5
От 5-6 до 9-10 мес. 5 4 2-2,5 3 2-1,5 10-11 16,5-16,5
От9-10мес. до 1 года 5-4 4,5-3,5 2,5-3,5 2 Первый-
2,5, второй-2
10-11 15,5-14,5
От 1 года до 1 года 6 мес. 4 4,5-3,5 3,5-4 2 Первый-2,5-2, второй-
1,5-1
10-11 14,5-13,5
От 1 года 6 мес. до 2 лет 4 4,5-3,5 5-5,5 1 3 10-11 13,5-13
От 2 до 3 лет 4 4,5-3,5 5,5-6,5 1 2,5-2 10-11 12,5-12

На протяжении всего периода раннего детства режим меняется многократно.
Так, на 1-м году он меняется 4 раза.
На 2-м — 2 раза.
На 3-м году режим не меняется в течение года, но для проведения всех режимных процессов дети делятся на две подгруппы. В первую (младшую) подгруппу входят дети в возрасте с 2 лет до 2 лет 6 месяцев, а также ослабленные дети.
Во вторую (старшую) подгруппу входят дети в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Все режимные процессы с пер­вой подгруппой проводятся в первую очередь.
В условиях семьи и детского учреждения при составле­нии режима дня должны учитываться следующие моменты:
1. Возраст ребенка.
2. Здоровье и уровень физического и психического раз­вития. (Дети ослабленные живут на режиме более млад­ших детей.)
3. Сезонные изменения.
Режим должен обеспечить суточное количество сна и бодрствования. Для детей, посещающих детское учрежде­ние, режим составляется не только на время пребывания малыша в детском саду, но и для дома, т.е. на сутки. Чет­ким соблюдением суточного режима в семье и детском учреждении и обеспечивается суточное количество сна (ночной, дневной) и бодрствования. Родителям необходи­мо обеспечить ребенку достаточное количество ночного сна и обязательно предупредить воспитателя группы, если сон малыша был по какой-либо причине нарушен. Нужно увеличить дневной сон в детском саду, предупредив об этом педагога.
2. Педагогическое значение режима дня
Соблюдение режима дня позволяет решать многие педагогические задачи.
Развитие и воспитание личности в раннем возрасте про­исходит в так называемой «бытовой» деятельности: в раз­личных режимных моментах (умывание, кормление, оде­вание и раздевание).
Создавая условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач:
— воспитание самостоятельности как относительной не­зависимости от взрослого (предпосылкой ее является фор­мирование на эмоциональной и наглядной основе элемен­тарных орудийных действий);
— накопление опыта самостоятельных действий в быто­вых процессах способствует развитию самоуважения, чув­ства собственного достоинства. Через действия с предме­тами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются основы будущей культуры труда, бережливости;
— воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть культурно-гигиеническими навыками. Они предохраняют здоровье ребенка, связаны с воспита­нием его общей культуры;
— воспитание доброжелательного отношения друг к дру­гу, так как в условиях детского сада при выполнении про­цессов самообслуживания возникает множество ситуаций, требующих от малышей личностных и «деловых» контактов.
Педагогу важно создать определенные условия для ус­пешного решения вышеназванных задач.
Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту ребенка. Все предметы, оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, варежки, тряпочки и т.п.) должны иметь определенное место хранения, которое знают дети. Все это будет способствовать самостоятельности детей.
Участие ребенка во всех процессах должно сопровож­даться положительными эмоциями, иначе ребенок стано­вится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Поэтому важно, чтобы вода для умывания была теплой, а кран — на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукав; мыло — такого размера, чтобы ребенок смог его удержать в своих еще очень неумелых руках; посуда для еды при­влекала своим внешним видом и т. п.
Все режимные моменты должны быть продуманы с точ­ки зрения постепенного включения детей в процесс (инди­видуально или по 2-3 человека), чтобы максимально обес­печить индивидуальный подход к детям. Важно учесть, что есть дети медлительные или, наоборот, подвижные, и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необ­ходимое для самостоятельных действий.
Для обучения детей действиям с предметами быта не­обходимо самому педагогу четко представлять те спосо­бы действия, которые он будет давать детям. Все взрос­лые (педагоги и родители) должны знать эти действия, чтобы быть едиными в требованиях к ним. Для успешно­го обучения детей действию важно расчленить его на отдельные операции и показывать их в последовательно­сти и неторопливо.
Во многих действиях с предметами быта ребенок испытывает затруднения потому, что он еще слабо владеет собственным те­лом, движениями своего тела (например, выдергивает руку из рукава одежды, не сгибая ее в локте и т.п.).
Помощь взрослого, прежде всего, заключается в том, чтобы показать ребенку, как согнуть руку, куда поставить пальчики (например, при застегивании пуговицы), как ла­донями обхватить переносимый предмет (например, тарел­ку, чашку), чтобы его не уронить, и т.п. Совершая с ребенком совместное действие, надо дать ему почувствовать «рисунок» движения руки (ладони, пальцев и др.). Кине­стетическое чувство поможет ребенку, затем самому кон­тролировать характер, силу, направление «рабочего дви­жения» (А.М.Сеченов) и будет способствовать развитию ловкости, сноровистости, что немаловажно для успеха в любой практической деятельности.
Общение взрослого с ребенком должно быть направле­но и на элементарное осознание выполняемых действий. Несмотря на малый возраст, ребенок на эмоциональном уровне воспринимает слова педагога о значимости чисто­ты рук, опрятности одежды и т.п. Это способствует формированию потребности быть чистым, опрятным. Обще­ние так же должно способствовать тому, чтобы ребенок установил связь между способом действия и получаемым от него результатом, что в дальнейшем будет основой для самостоятельного контроля за совершаемым действием.
Большое значение в ре­шении задач воспитания имеют игровые приемы поощре­ния правильных действий, упражнения в действиях на спе­циальном материале (например, рамочки с застежками, пуговицы, кнопки, шнурки и т.п.).
Психическое и личностное развитие детей идет не толь­ко в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях. Занятия как одна из форм организации обучения занимают опре­деленное место в режиме дня.
Психолого-педагогические исследования доказали не только возможность обучения детей раннего возраста, но и исключительную восприимчивость их к усвоению учебного материала, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они предлагаются в доступной игровой форме.
Основной, наиболее эффективной формой обучения де­тей раннего возраста являются занятия. Занятия обеспечи­вают целенаправленное развитие ребенка, так как прово­дятся они в соответствии с программой, с учетом их инди­видуального развития. На занятиях под руководством воспитателя дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Уже в ран­нем возрасте на занятиях малыши приобретают элемен­тарные учебные навыки. Они учатся внимательно слушать воспитателя, воспринимать задание, действовать в соот­ветствии с ним. На занятиях дети приобретают некоторые знания и навыки жизни в детском сообществе (не мешать друг другу, заниматься со своей игрушкой, подождать, пока взрослый занимается с другим ребенком, и т.п.).
Занятия, организованные воспитателем, должны быть направлены на приобретение, прежде всего, тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения. Они также должны быть направлены на углубление и уточнение знаний и совершен­ствование умений, которые дети получают в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности.
У детей раннего возраста преобладает непроизвольное внимание. Малышам трудно заниматься тем, что не вызы­вает у них интерес. Поэтому первостепенная задача воспи­тателя — вызвать и поддерживать интерес детей на протя­жении всего занятия.
С этой целью педагог может использовать сюрпризные моменты. Обычно они используются в начале занятия. На­пример, неожиданное появление предмета (раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает детям: «Ребятки, давайте ся­дем на стульчики и посмотрим, кто пришел к нам в гости!» Дверь открывается и появляется кукла: «Вот какая красивая кукла Маша пришла к нам в гости» и т.д.). Сюрпризные моменты могут быть использованы и в середине занятия, когда воспитатель видит, что внимание детей снижается.
Однако, используя сюрпризные моменты, необходимо соблюдать чувство меры и не забывать о педагогической задаче. Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития детей, их возрастным возможностям. Если задание, которое предлагает педагог ребенку очень простое или, наоборот, слишком сложнее, то интерес к нему у ребенка падает.
Интерес детей к занятию поддерживается эмоциональ­ным отношением педагога к тому, что он показывает, о чем рассказывает. Эмоциональное отношение взрослого к занятию чаще всего выражается через мимику, речь. Важ­но менять интонацию, выделять с ее помощью главное, на что педагог хочет обратить внимание детей. Речь воспита­теля должна быть доступной пониманию детей, четкой, грамотной, фразы — короткими. Там, где необходимо, педа­гог использует художественное слово.
Большую роль при проведении занятий с детьми ранне­го возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привле­кательными, вызывать интерес у детей.
Но маленьким детям недостаточно только видеть пред­мет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте веду­щим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям представляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.
Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить, что, чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный) участвует в восприятии и чем ак­тивнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоми­нание, а следовательно, выше обучающий эффект занятия.
Дети 2-го и 3-го года жизни не сразу усваивают про­граммные задачи занятия. Чтобы это произошло, необхо­димо одно и то же содержание повторять несколько раз. Од­нако повторение без изменения может снизить интерес детей к занятию. Педагог должен учесть это и при одном и том же программном содержании использовать разный наглядный материал.
Занятие с одним и тем же содержанием можно повто­рять до четырех раз. Затем рекомендуется сделать перерыв не более двух недель и вновь вернуться к этому содержа­нию для более прочного закрепления. В этом случае у де­тей формируются более устойчивые знания и умения.
Нервная система детей раннего возраста характеризу­ется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью. По­этому занятия в группах раннего возраста не должны пре­вышать 5-10 мин на 2-м году жизни и 5-20 мин на 3-м.
Во время занятия необходимо следить за состоянием детей и при первых же признаках утомления (двигательное беспокойство, неадекватность ответных реакций, отвлече­ние, покраснение или побледнение кожи, легкое покашли­вание и т.п.) воспитатель должен принять меры: сменить позу детей, вызвать интерес с помощью сюрпризных мо­ментов, дать двигательное задание и т.п. Если эти меры не помогают, то занятие лучше прекратить. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей заниматься. Иначе не­возможно воспитать у детей положительное отношение к занятиям. Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
В детском саду с детьми раннего возраста проводят два занятия в утренний и вечерний отрезки бодрствования.
С детьми 2-го года жизни проводят занятия:
— по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим;
— по сенсорному развитию и развитию действий с пред-Метами;
— по развитию движений;
— музыкальные занятия;
— игры-развлечения. От 2-х до 3-х лет проводят занятия:
— по развитию речи и расширению ориентировки в ок­ружающем;
— по развитию движений (физкультурные занятия);
— по развитию изобразительной и конструктивной дея­тельности;
— по развитию элементарной трудовой деятельности;
— музыкальные занятия;
— дидактические игры (по сенсорике).
В семье также необходимо заниматься с детьми. Роди­тели должны знать, какие занятия можно проводить с детьми и как это делать. Какие методы и приемы исполь­зовать, сколько времени можно заниматься и т.п. Родите­лям необходимо знать, что нервная система детей невы­носливая и поэтому они быстро утомляются. Воспитатель может научить родителей приемам снятия утомления, приемам обуче­ния и общения с малышами.
Только доверительные отношения между воспитателем и родите­лями, постоянная связь между ними и взаимопомощь по­могут решить важную проблему воспитания и обучения маленького ребенка.
Таким образом, жизнь детей и в семье, и в дошкольных учреждениях проходит в разных режимных моментах. Про­думанные взрослыми формы организации жизни ребенка в детском саду и в семье оптимизируют процесс социализации ребенка и обеспечивают его целенаправленное развитие.
3. Правильно — организованный режим дня — средство предупреждения утомления детей
Показатели правильно составленного режима:
1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).
2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.
3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.
4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
5. Малыш принимает активное участие во всех режим­ных процессах и положительно к ним относится.
Сложным моментом в организации режима дня детей раннего возраста как в условиях семьи, так и в условиях детского учреждения является перевод детей на новый ре­жим. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Перевод на новый режим должен осуществляться постепенно. Сначала со­кращается длительность сна и увеличивается длительность бодрствования внутри старого режима, а затем сокраща­ется количество дневных снов, но увеличивается их дли­тельность. Перевод детей на один дневной сон осуществ­ляется после 1 года 6 месяцев.
О необходимости перевода ребенка на новый режим можно судить по его поведению:
1. Ребенок перестает спать днем; медленно засыпает, рано просыпается; засыпает перед кормлением или в пе­риод кормления.
2. Теряет аппетит.
3. Негативно относится к предложениям взрослого; не­адекватно отвечает на них.
Ведущими педагогами (Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой, М.Ю.Кистяковской и др.) были сформулированы основ­ные методические правила проведения режимных процес­сов.
1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических по­требностей организма ребенка. Внимание взрослых сосре­доточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укла­дыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрос­лый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда ма­лыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.
2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличива­ется, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается за­черпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.
Активно участвуя в режимных процессах, малыш мо­жет ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малы­ша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сде­лать правильно. Например, во время кормления воспита­тель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не лож­кой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».
3. Все режимные процессы должны использоваться взрос­лыми для воспитания ребенка.
Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использо­вать для развития малыша. С этой целью необходимо об­говаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные при­вычки и навыки поведения. Например, во время кормле­ния взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое — горячее и т.д.).
4. Организация режима в детском учреждении предпо­лагает постепенное вовлечение детей в тот или иной ре­жимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 де­тей моют руки и садятся за стол и т.д.
5. Перед каждым режимным процессом воспитатель да­ет установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем чтобы дети могли переклю­читься на новый вид деятельности.
Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Вот почему в этом возрасте большое внимание уделяется пра­вильной организации сна. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон дол­жен быть полноценным, глубоким.
В дошкольном учреждении важно создать правильные условия для сна детей. Помещение, в котором спят дети, должно быть тщательно проветрено, температура воздуха не должна превышать 18°С. Идеально, когда дети спят на свежем воздухе.
Детские кроватки должны быть удобными для сна: с небольшим подъемом изголовья (плоская подушка), мат­рац умеренно мягкий. Воспитателю необходимо создать правильную обстановку перед укладыванием на сон. Надо исключить излишнее возбуждение детей (крик, шумные игры и т.п.). Важно заранее дать установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Катенька, — уложила куклу спать…» и т.п.
Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокой­ные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Воспитатель ласковым, спокойным голосом также на­страивает на сон: «Какой Вовочка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди ложись в кроватку».
Воспитатель следит, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогает укрыться одеялом, следит, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.
Поскольку дети не все засыпают сразу, то педагог по­могает им заснуть: «Закрой глазки, Машенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают. Во время сна дети должны находиться под постоянным наблюдением взрослых. Воспитатель наблюдает, как спят малыши, спокоен ли их сон. Хороший крепкий сон — пока­затель здоровья ребенка. Частые пробуждения, стон, раз­говор во время сна должны насторожить взрослых. Это может быть сигналом нездоровья ребенка, нарушения воз­будимости нервной системы.
Важно не только как засыпают и спят дети, но и то, как они пробуждаются.
Дети не всегда и не все просыпаются бодрыми, веселы­ми. Есть малыши, которые просыпаются медленно, с пло­хим настроением. Таких детей надо подбодрить, повысить их настроение приветливыми словами, улыбкой: «Машенька проснулась, хорошо отдохнула, вот как у нее глазки блестят».
Процесс подъема детей после сна должен быть посте­пенным. По мере пробуждения воспитатель предлагает детям потихоньку вставать, одеваться и идти в группу.
4. Организация режима дня в разных возрастных группах
Организуя режимные процессы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при орга­низации сна в первую очередь уложить ослабленных де­тей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при за­сыпании следует укладывать в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).
При кормлении в первую очередь необходимо посадить за стол детей с повышенной пищевой возбудимостью. Де­тей с плохим аппетитом лучше сажать за стол с детьми, активно принимающими пищу.
Для того чтобы правильно организовать режим в усло­виях дошкольного учреждения, необходимо четко распре­делить обязанности между воспитателем и помощником воспитателя группы.
Воспитатель выполняет режим дня группы, учитывая состояния отдельных детей, своевременно сообщает старшему воспитателю, медицинскому работнику детского сада о необходимости изменения режима отдельных детей и группы в целом.
Осуществляет гигиенический уход, оздоровительные мероприятия (умывание, закаливающие процедуры). Проводит кормление, прогулку, укладывание спать, сле­дит за сном и пробуждением, обеспечивает полное удовле­творение потребностей ребенка, хорошее его самочувствие и своевременное формирование навыков, умений. Органи­зует самостоятельную деятельность детей, проводит заня­тия, как индивидуальные, так и подгрупповые; обеспечива­ет активное поведение, своевременное развитие и воспита­ние положительных форм поведения детей.
Помощник воспитателя работает в группе под непо­средственным руководством воспитателя, помогает во всей работе с детьми при кормлении, укладывании на сон, подъ­еме со сна, туалете, на прогулке и при возвращении с нее, а также при проведении игр и занятий; отвечает за чистоту помещения, проводит уборку группы, проветривание и т.п.; выполняет всю техническую работу, необходимую для ор­ганизации всех режимных процессов.
Итак, при организации режимных процессов ведущая роль принадлежит взрослому. Он создает условия, дейст­вует совместно с ребенком, подсказывает, показывает, как правильно сделать, поощряет, подбадривает его. Именно от взрослых (воспитателей, родителей) зависит, как будет раз­виваться ребенок, какое у него будет поведение, будет ли он организованным, самостоятельным, активным или наоборот.
Приведем примерные режимы для разных групп детей раннего возраста для осенне-зимнего пе­риода. В летнее время режим в детском саду и семье не­сколько меняется. Увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Занятия с детьми, игры детей переносятся на участок. Дети укладываются на ночной сон позже на 30-60 мин.
Примерный режим для детей от 1 года до 2 лет в детском саду и семье

Режимные процессы 1 год-1 год 6 мес. 1 год 6 мес. -2 года
Пробуждение, туалет 6.00-7.00 6.30-7.00
Прием, игра 7.00-8.00 7.00-8.00
Туалет, завтрак 7.30-8.30 8.00-8.30
Игра 8.30-8.45 8.30-9.05
Занятие 8.45-9.05 9.05-9.25
Игра, постепенное укладывание 9.05-9.30 _
Сон (младшая подгруппа) 9.05-12.00
Сборы на прогулку, прогулка 9.25-11.00
Режимные процессы 1 год-1 год 6 мес. 1 год 6 мес. — 2 года
Возвращение с прогулки 11.00-11.30
Постепенный подъем по мере пробуждения 11.30-12.00
Туалет, подготовка к обеду, обед 12.00-12.30 11.30-12.00
Сон (старшая группа) 12.00-15.00
Игры, занятия 12.30-15.00
Постепенное укладывание, сон 15.00-16.30
Подъем, туалет, полдник 16.30-17.30 15.00-16.30
Игры, уход домой 17.00-19.30 16.30-19.15
Ужин дома 19.20 19.15
Ночной сон 20.00-6.00 20.00-6.30

Примерный режим для детей от 2 до 3 лет в детском саду и семье

Режимные процессы Время проведения
Прием детей, игры 7.00-8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00-8.30
Игры, занятия (по подгруппам) 8.30-9.15
Подготовка к прогулке, прогулка 8.50-11.30
Подготовка к обеду, обед 11.15-12.30
Подготовка ко сну, сон 12.30-15.30
Подъем, подготовка к полднику, полдник 15.30-16.30
Игры, занятия (по подгруппам) 16.30-17.00
Подготовка к прогулке, прогулка 17.00-19.00
Уход детей домой 19.00
Прогулка дома 19.00-19.30
Ужин дома 19.30
Подготовка ко сну, ночной сон 20.30

ЛИТЕРАТУРА
1. Бочина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.,1987.
2. Дошкольная педагогика / Под. ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М.,1983.
3. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми.-М.,1989.
4. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника.-М.,1997.
5. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой.- М., 1998
6. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой.- М., 1981.

Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

22 февр. 2017 г. 10 63113

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – «системе раннего разностороннего развития детей». В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность «Методики Никитиных»

В первую очередь «воспитание по Никитиным» требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

«Раннее развитие по Никитиным» предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр («Сложи узор», «Уникуб», «Обезьянка» и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития», по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это «перескакивание» через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *