Еврейские цари

Еврейские цари

профессор Яков Алексеевич Богородский

Предисловие
Состояние евреев пред избранием царя и избрание Саула Саул Давид Соломон

Предисловие

История еврейского народа, имеющая своим источником исключительно библейские повествования, в общем чрезвычайно отрывочна. В некоторых своих частях она очень полна, так полна, как ни одна из историй древнейших народов. В других же частях нить ее или совсем, или почти прерывается на расстоянии целых веков. Замечательно, что обилие ея источников совпадает главным образом с важнейшими эпохами и в то же время с наиболее счастливыми моментами в жизни народной. Так, мы имеем довольно сведений о самом зарождении еврейскаго народа в обильных подробностями сказаниях о жизни предков его – трех великих патриархов: Авраама, Исаака и Иакова мы знаем довольно подробно, как род размножившийся в целый народ, начал самостоятельную, жизнь после продолжительного рабства и получил подробные законы – религиозные и гражданские; знаем обстоятельно, как возникла и процветала монархия, и как иудеи после плена и бедственного существования под иноземным владычеством геройски завоевали себе независимость при Маккавеях. Напротив мы ничего положительного не знаем о жизни евреев в Египте от смерти Иосифа до рождения Моисея, очень мало знаем о смутном периоде судей, о далеко не блестящем времени по разделении монархии и еще меньше о времени плена вавилонского. Другую особенность еврейской истории, находящуюся во внутренней связи с вышеуказанною, составляет то, что она есть не столько история самостоятельного развития народной жизни, сколько история попечения Промысла Божия об избранном народе. Светлые периоды народной жизни, исторические данныя о которых наиболее обильны-это те периоды, в которые водительство Промысла Божия ощутительно, так сказать, на каждом шагу, Второз. 23; и4; напротив темные периоды- те, в которые Бог гневался на народ за грехи, и спасающая рука Промысла временно как бы удалялась. Псал. 79; Ис. 5:5. Так как Промысл Божий большей частью воздействовал не непосредственно на весь народ, а чрез посредство воздвигаемых им руководителей народа, то история евреев и сосредоточивается главным образом около этих лиц, имеет как бы биографический характер. Такими центрами ее в особенности служат: патриархи, Моисей, некоторые судьи, особенно Самуил, цари, некоторые пророки, священник Ездра и братья Маккавеи. Из всех эпох библейско-еврейской истории наибольшим обилием данных, сгруппированных около лиц, руководивших судьбами народа особенно отличается важная эпоха возникновения монархии и первых трех царей. Это конечно не даром. Здесь высшая точка материального благоденствия и в частности политического величия потомков Авраама. Но эта эпоха важна и со стороны религиозно-нравственного состояния народа, в церковно-историческом, так сказать, отношении. Просветительная деятельность прор. Самуила, труды для богослужения Давида, его вдохновенные псалмы, пример его личного благочестия, покровительство пророкам и священникам, построение Соломоном храма – все это не могло не иметь благотворного влияния на религиозно-нравственное состояние народа; такие деятели, как прор. Самуил и царь Давид, были столь добрыми пастырями, поставленными Иеговой над народом, что труды их не могли пропасть даром. В силу этого двойного значения эпоха первых еврейских царей привлекает на себя особенное внимание, и мы посвятили ей особый труд, который показался нам не лишним в виду крайнего недостатка подобного рода сочинений в нашей богословской литературе… Но мы не брали на себя задачи осветить избранную эпоху со всех сторон, обнять народную жизнь во всех ее проявлениях это-задача неисполнимая для того, кто не желает вращаться в области чистых предположений. Задача наша определилась выше объясненным характером библейских данных, в силу которого история еврейского народа группируется главным образом около избранных лиц. Поэтому мы и взялись написать историю трех лиц, в течение столетия руководивших жизнью народа, бывших ее центром и высшим выражением. Хотя это не то же, что история народа в обширном смысле, тем не менее это одна из существеннейших ея частей; потому что деятельность лиц, стоящих во главе народа, не только государственная, но и частная-их домашний быт и поведение-имеет общенародное значение, определяется наличными силами и свойствами народа и обратно влияет на народ. Если справедливо вообще изречение: каждый народ заслуживает того правительства, какое у него в данное время есть, то это еще более нужно сказать о евреях, которых Иегова то награждал за благочестие, то наказывал за пороки. Достаточно сказать, что такие лица, как цари, были органами божественного воздействия на народ, чтобы сделать ясным глубокое значение всего, что история сохранила о них, как об общественных деятелях и просто как о людях. Кто бы как ни рассуждал, несомненно, что цари и их сподвижники всегда, в силу естественных условий человеческой жизни, суть высшие представители наши, ее цвет, воплощают в себе в большей или меньшей мере все наличные духовные силы народа. Таковыми были в особенности три первых еврейских царя: Саул, Давид и Соломон. Воспроизвести живые, верные действительности образы этих трех лиц было нашей главной задачей, причем мы старались выяснить: каковы были эти лица сами по себе, по своим внешним и внутренним качествам и нравственному достоинству; какие были их деяния (похвальные и непохвальные); что в их деятельности обусловливалось их личными свойствами и наклонностями; как относились они к внушениям Промысла Божия, к событиям счастливым и несчастным и к лицам, с которыми им приходилось сталкиваться, и наконец какое вообще имели значение они сами и их деяния для народа Божия. Мы положили в основание своей работы текст канонических книг св. писания, как заключающий в себе безусловную истину,– и твердое воззрение православного богословия на происхождение и состав канонических книг, и нашли излишним предпосылать своему труду рассуждение о достоинстве библейского текста, о происхождении, составе и характере различных книг св. писания, и проч. Но так как истина библейского текста в том виде, как мы ее понимаем, не редко отрицается вольнодумцами, то мы по местам старались отстоять ее и сделать ясною, не столько впрочем прямою полемикою с ложными взглядами (хотя прибегали и к ней), сколько положительным раскрытием предмета и такими объяснениями темных мест, которые казались бы удовлетворительными и устраняющими всякое другое объяснение тексту. То, что мы имели возможность прочитать из литературы избранного предмета, показало, что личности царей еврейских или мало выяснены, или неверно поняты. У писателей так называемого ортодоксального, или консервативно-церковного направления заметны или излишняя идеализация, не в меру хвалебный тон, или излишняя строгость суждения. У крайних рационалистов мы видим напротив злое отрицание всего возвышенного в лицах, признанных праведниками, и усилие возвысить лиц, не признанных таковыми, и в общем – полное извращение истины. У умеренных рационалистов являются бесцветные личности, урезанные, неполные изображения с оговорками и сомнениями, с кропотливой и неуместной критикой текста. Оставляя в стороне две последние группы писателей, мы находим, что и ортодоксальные писатели далеки были от того реального, исторического образа еврейских царей, какой дают возможность создать библейские данныя о них. В предлагаемой книге сделана попытка воспроизвести этот правдивый образ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Цари Израиля (после периода Судей)

Главная » Схемы и пособия » Эпоха царей. Цари израильские

(Саул царствовал 40 лет (Деян. 13:21); Давид царствовал 40 лет (2 Царств 5:4) и
Соломон царствовал 40 лет (3 Царств 11:42). По смерти Соломона царство разделилось)
Правление Указание в Библии
1 Царствование Саула в Израиле

1Цар.9:2-27; 10:9-27; 11:5-8, 13:1-23; 14:1-52; 15:1-35; 16:1-23; 17-20; 22:6-7,12-13; 23:7-28; 24

2 Царствование Давида

1Цар.16:11-22; 17-21; 22:1-5, 14-31; 2Цар.1-24; 3Цар.1; 2:1-11

3 Царствование Соломона. В четвертый год его царствования было положено основание Храма.

3Цар.2:12-46; 3:1-28; 4:1-34; 5:1-18; 6-11; 3Цар.5:3-18; 6:1-38

Цари разделенного царства после смерти Соломона.

Иудея (2 колена) — Южное царство Столица – Иерусалим

Царь:

Описание
деятельности

Ссылки на Св.Писание

Правил,
лет

Ровоам

Предавался идолослужению. Неразумным правлением (отказался снизить налоги) привёл к разделению 12-ти колен на 2 царства. Во всё царствование Ровоама между ним и Иеровоамом I шла война.

3Цар. 12-15
2Пар. 10-13

Авия

Единственное событие царствования Авии — ожесточённая война с Иеровоамом I. Подобно своему отцу Ровоаму, Авия был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее.

3Цар. 15:1-8
2Пар. 13

Аса

Уничтожил языческие жертвенники и восстановил жертвенник Бога, привел народ к поклонению Богу, построил крепости, собрал много богатств за счет военной добычи, запретил царице-матери поклоняться Астарте, установил в стране мир, пользовался любовью соотечественников.

3Цар. 15:18-26
2Пар. 14-16

Иосафат

Старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При Иосафате Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Укрепил границы государства, боролся с идолопоклонством, поручив некоторым из своих приближенных, вместе с левитами и священниками, учить народ закону Божию. При нём Иудея находилась в мире с окружавшими её народами.

3Цар. 22
2Пар. 17-20

Иорам

Призвал народ к поклонению идолам. Убил своих братьев и приближенных своего отца, Иосафата. Недолгое правление Иорама отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства.

4 Цар. 8:16-29
2Пар. 21

Охозия

«Делал неугодное в очах Господних». Участвовал вместе со своим дядей, царем Израиля, Иорамом, в неудачном для иудейского войска походе в Сирию, против арамеев. Был смертельно ранен стрелой израильскими мятежниками.

4 Цар. 8:24-29
2Пар. 22

Гофолия

Жена Иорама. Предавалась идолослужению. Казнила потомков Давида по всей Иудее, пыталась уничтожить «все царское племя дома Иудина». Однако упустила одного сына Охозии — Иоаса, ставшего царём Иудеи. Казнена мечем.

4 Цар. 11
2Пар. 22:8-12

6,5

Иоас

Следуя советам первосвященника Иодая, восстановил Иерусалимский храм в его прежнем благолепии. Со смертью Иодая во дворце водворилась прежняя «мерзость». Восставший против этих порядков пророк Захария был убит во дворе Храма. Результатом стало нашествие сирийцев на Иудею и её опустошение, а сам Иоас был убит своими приближёнными.

4 Цар. 11, 12
2Пар. 24, 25

Амасия

Провел успешную военную кампанию против Идумеи, после победы над которой в Иудее получили распространение культы идумеян, поддерживаемые самим царём, что было негативно воспринято народом. Потерпел поражение от израильтян, попал в плен. Был убит войсками своего сына.

4 Цар. 14
2Пар. 25

Азария
(Озия)

Был благочестивым и богобоязненным правителем, удачно воевал с окрестными народами, укрепил Иерусалим, имел большое войско. В конце жизни нарушил Божий закон об обязанностях священников, умер от проказы.

4Цар.14:21-29, 15:1-7
2Пар.26

Иофам

На царствование Иофама пришлось начало деятельности пророка Исайи, который считал его благочестивым царем. Иофам поддерживал Иерусалимский храм и заботился о подъёме религиозно-нравственного состояния народа. При нём выступали также пророки Осия и Михей, которые содействовали благополучию царства. Укреплял обороноспособность Иудеи.

4 Цар. 15
2Пар. 27

Ахаз

Предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных своих детей языческим богам. Установил в Иерусалиме статую Ваалу. При Ахазе в Иудее всё большее распространение стали получать финикийские и сирийские культы. Вызвал возмущение иерусалимских жрецов и пророков.

4 Цар. 16
2Пар. 28

Езекия

Находившийся под влиянием пророка Исайи, Езекия приступил к существенным реформам. Идолослужение было искоренено (был уничтожен даже медный змей Моисея). В иерусалимском храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, была торжественно отпразднована Пасха.

4 Цар.18, 19, 20
2Пар.29, 30, 31, 32

Манассия

Отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу. Идолопоклонство царя, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Жертвовал детей в честь Молоха. Его вероотступничество повлекло за собой нашествие на иудеев ассирийцев. В плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство.

4 Цар. 21
2Пар. 33

Аммон (Амон)

«И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его». Был убит в результате заговора, организованного родственниками.

4 Цар. 21
2Пар. 33

Иосия

Любил Бога всем сердцем, восстановил Храм, нашел свиток закона (обещал исполнять его), лично наблюдал за уничтожением идолов и языческих святилищ, учредил священство, праздновал Пасху с таким рвением, какого не было со времен Самуила. Был любим народом.

4 Цар. 22, 23
2Пар. 34, 35

Иоахаз

«И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его». Был пленен. Умер в плену в Египте.

4 Цар. 23:30-34
2Пар. 36:1-4

3 мес.

Иоаким

Был ставленником египетского фараона. Отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков. При нем была угнана в Вавилон первая группа пленных, в которой находился пророк Даниил.

4 Цар. 23:34-37, 24:1-7
2Пар. 36:5-8

Иехония

Продолжал делать «неугодное в очах Господних», как и его отец Иоаким. 36 лет находился в вавилонском плену. Упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Мф 1:11), что по мнению блж. Августина, подчеркивает судьбоносное переселение евреев в Вавилон и предобразует появление «Христа, имевшего перейти от обрезания к необрезанию, как бы из Иерусалима в Вавилонию». Иосиф Флавий прославляет Иехонию за то, что тот «сам покинул город и … сдался в добровольный плен для того, чтобы не быть вынужденным отдать это святилище врагу и спасти храм Божий от сожжения».

4 Цар. 24:8-16
2Пар. 36:8-10

3 мес.

Седекия

Последний царь Иудеи перед Вавилонским пленом, очередной царь, «делавший неугодное в очах Господних». При нем Храм был сожжен, Иерусалим разрушен, и остаток народа был угнан в плен.

4 Цар. 24:18-20, 25:1-21
2Пар. 36:10-21

Южное царство просуществовало свыше 300 лет (930-600 до Р.Х.), было захвачено Навуходоносором, жители были переселены в Вавилон. Часть из них смогла вернуться (1 Ездр.2), когда через полстолетия Вавилония была завоёвана персидским царём Киром II.

Израиль (10 колен) — Северное царство Столица – Самария

Царь:

Описание деятельности

Ссылки на Св.Писание

Правил,
лет

Иеровоам I

Укрепил границы своего царства, строил новые города. Всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима. Апогеем его политики стала религиозная реформа: были установлены идолы золотых тельцов, Иеровоам лично совершал им жертвоприношения.

3Цар. 11:26 — 3Цар. 15:30
2Пар. 9:29 — 2Пар. 13:22

22

Нават

В свое царствование следовал всем порокам и нечестию своего отца Иеровоама. Был убит заговорщиком Ваасою, и тогда весь дом Иеровоама был истреблен, а на престол Израильский вступил Вааса.

3Цар.14:20
3Цар 15:30

Вааса

Составил заговор против Навата и убил его, не оставил в живых ни одного из семейства нечестивого царя. Не имел успеха в войне. В нравственном отношении Вааса был нисколько не лучше Иеровоама, а идолослужение, введенное последним, оставалось в полной силе.

3Цар. 15:16-16:6

Ила

Предавался идолопоклонству. Был жестоко убит своим полководцем Замврием, когда находился в состоянии алкогольного опьянения.

3Цар. 16:8

Замврий

Был рабом и командиром колесниц у Илы. Убил своего господина, его родственников и близких, провозгласив себя царем, но не получил поддержки народа и был свергнут. В отчаянии поджег царский дворец и погиб в огне. Идолопоклонник.

3Цар. 9:20

7 дней

Амврий

Как и другие цари Израиля, он не пошёл по путям Божьим. Под всё возраставшим влиянием финикийцев вырождение царского дома Амврия прогрессировало. Основал столицу Самарию. Заключил мир с Иудеей.

3Цар. 16:23-28

12

Ахав

Вследствие брака с дочерью сидонского царя Эфбаала, ввёл в своё царство культ Ваала-Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя. Вел войны с сирийским царем Бенгададом II и в последней был убит.

3Цар. 16:28-34
3Цар. 17-21

Охозия

Предавался идолопоклонству, обращался об исцелении к Вельзевулу, чем вызвал гнев пророка Ильи. От болезни так и не оправился.

3Цар. 22:51-53
4 Цар. 1

Иорам

От своего отца Ахава унаследовал наклонность к идолопоклонству, хотя и ниспроверг идола Ваала. На время его царствования выпадает большинство чудес пророка Елисея, который не раз избавлял его от сирийцев.

4 Цар.3:1

Ииуй

Уничтожил в Самарии культ Ваала и преследовал идолопоклонство, но, тем не менее, поддерживал культ золотого тельца. Был ответственным за смерть царя Израиля Иорама, царя Иудеи Азарии и других людей.

4 Цар. 10

Иоахаз

Поклонялся Астарте, правление его названо «нечестивым». В наказание за своё идолопоклонство потерпел поражение от царей сирийских.

4 Цар. 13:1-9

Иоас

Хотя почитал пророка Елисея, придерживался политики Иеровоама и был идолопоклонником. Возвратил Израилю города, которых царство лишилось при его отце Иоахазе. Взяв Иерусалим, Иоас забрал из него сокровища Храма, царскую казну и пленных.

4 Цар. 13:10-25, 14:1-16

16

Иеровоам II

Был язычником, вёл успешные войны с Сирией, моавитянами, аммонитянами, взял Дамаск и Емаф и восстановил древние пределы своего царства до Евфрата и Мертвого моря. Израиль достиг высшего расцвета во дни его царствования. Современные Иеровоаму пророки Осия и Амос выступали против нечестия и беззаконий, процветавших при спокойной внутриполитической обстановке.

4 Цар. 14:23-29

Захария

Правил в смутное время. Образ его жизни и царствования характеризуется общими, но в то же время нелестными словами: «Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех».

4 Цар. 15:8-11

6 мес.

Селлум

Убил своего друга и царя Захарию, и захватил власть в стране. Убит военачальником Менаимом.

4 Цар. 15:13-15

30 дней

Менаим

Ввел большие налоги, угнетал свой народ. «Делал он неугодное в очах Господних».

4 Цар. 15:17-22

Факия

Как и его отец Менаим, «делал неугодное в очах Господних». Убит своим сановником Факеем.

4 Цар. 15:22-26

Факей

Его царствование знаменовалось тем же нечестием и развратом, как и царствования многих прежде него бывших царей Израильских. Факей был непримиримым врагом Иудейского царства. Стал жертвой заговора. Потерял жизнь и престол, подобно своему предшественнику, которого он некогда убил.

4 Цар. 15:27-31

Осия

Последний царь Израильского царства. Достиг престола через цареубийство Факея. Царствование его было бесславно: Самария взята ассирийцами, царство уничтожено, население переселено в Ассирию. Как и его предшественники, делал «неугодное в очах Господних». Умер в вавилонском плену.

4Цар.15:30-31, 17:1-6

Северное царство просуществовало чуть более 200 лет (930-721 до Р.Х.) и было разрушено Ассирией. Оставшиеся самаряне были верны идее, что благочестие не в Иерусалиме, а в их храме на горе Гаризим (был разрушен за столетие до Р.Х.), рядом с которой находился колодец Иакова.

* Праведные цари

Разделение Израиля на Северное и Южное царства прот. Н. Соколов

Хронологическая таблица истории Южного Царства

Цари

Предполагаемые годы правления

События

Ровоам

Основание Иудейского царства в 928 г. Война с Северным Царством. Поражение от египтян.

Авия

Война с Северным Царством.

Аса

Борьба с идолопоклонством. Победа над царем Зараем Ефиоплянином (египетским фараоном).

Иосафат

Борьба с идолопоклонством. Иудейское царство достигает высшей степени процветания.

Иорам

Начало эпохи религиозного упадка. Отделение Идумеи от Иудеи. Опустошительный набег филистимлян и кочевников Аравийского полуострова.

Охозия

Неудачный военный поход в Сирию.

Гофолия

Внутренние раздоры, репрессии.

Иоас

Восстановление Иерусалимского храма и возвращение к язычеству. Убийство пророка Захарии. Опустошение Иудеи сирийцами.

Амасия

Успешная военная компания против Идумеи и распространение идумейских культов. Поражение от Израиля, захват Иерусалима.

Азария (Озия)

Середина VIII в.

Удачные военные походы, укрепление обороноспособности царства.

Иоафам

Удачная военная компания против Аммона, укрепление обороноспособности царства. Отказ от коалиции с Израильским и Дамасским царствами.

Ахаз

Нашествие израильтян и арамеев. Религиозный упадок, усиление идолопоклонства.

Езекия

Борьба с идолопоклонством, религиозные реформы. Укрепление и внутреннее благоустройство царства. Вассальная зависимость от Ассирии.

Манассия

Резкое усиление идолопоклонства.

Аммон

Внутренние раздоры.

Иосия

Духовно-религиозное возрождение, религиозные реформы, борьба с идолопоклонством, строительство новых районов Иерусалима. Восстановление власти над большей частью территории царства Давида и Соломона, но последующая вассальная зависимость от Египта.

Иоахаз

Политический кризис. Вассальная зависимость от Египта.

Иоаким

607-597

Вассальная зависимость от Египта. Нашествие вавилонян. Вассальная зависимость от Вавилона.

Иехония

Восстание против Вавилона и последующее поражение. Часть народа уведена в Вавилон.

Седекия

Большая часть иудеев уведена в Вавилон. В Иерусалиме осталось только беднейшее население.

Хронологическая таблица истории Северного Царства

Цари Годы правления События
1-я династия
Иеровоам I (Ефремялянин) 926–907

925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль.

Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца.

Нават (Надав), сын Иеровоама 907–906
2–я династия
Вааса Стал царем, убив Навата 906–883 Нападение арамеев во главе с Вендадом
Ила, сын Ваасы 883–882
Междуцартвие
Замврий 882 Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне
3–я династия
Фамний и Амврий 882–878 (Ком. армией) царствуют вместе
Амврий – царь 878–871 Основание города Самарии.
Ахав, сын Амврия 871–852

Союз с Иудеей. Культ Ваала.

853 Битва при Каркаре

853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава

Охозия, сын Ахава 852–851
Иорам, брат Охозии 851–845 Моавитяне стали независимы от Израиля.
Военачальник Ииуй 845 Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского.
4–я династия
Ииуй 845–818

Уничтожение культа Ваала.

Подчинение Ассирии и выплата дани.

Иоахаз 818–802 Отражение нападения Асаила Дамасского.
Иоас 802–787

Отвоевывает у Сирии потерянные области.

Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея

797 Иеровоам II становится соправителем отца.

792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены.

Иеровоам II, сын Иоаса 787–747

Восстановление прежних границ.

Последний расцвет Израильского царства.

Внутренние раздоры. Религиозный упадок.

Пророки Амос и Осия

Захария, сын Иеровоама 747 На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом.
Отдельные правители
Селлум 747 На престоле 1 месяц. Убит.
Менаим 747–738
Факия, сын Менаима 737–736 Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем.
Факей 735–732

Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею.

733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии.

Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария.

Осия 732–722

725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии.

722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства.

Цари Израиля. Саул, Давид, Соломон — правители Израильского царства XI-X веков до н.э.

  • Главная
  • Статьи
  • Статьи к списку

    Эпоха царей

    До Саула у евреев древнего Израиля не было царя. Но ситуация в стране накалялась из-за того, что Судьи Израиля не могли противостоять давлению со стороны соседних государств. Больше всех зарились на израильские земли филистимляне. Кроме того, сыновья священника Илии не только глумились над справедливостью и совершали беззаконные поступки, но и во время битвы потеряли Ковчег Завета.

    После этого израильский народ потребовал у пророка Самуила поставить над ними правителя. Всевышний возвестил Самуилу, что на царство в Израиле должен быть помазан юноша из колена Вениаминова. Тем временем Саул отправился в город искать отцовских ослиц. Самуил сообщил юноше, что тот должен стать царем и помазал его на царство.

    Эпоха царей (или Израильско-Иудейского царства) продолжалась примерно с 1029-985 г. до н.э, но данные относительно точных годов правления несколько рознятся, поэтому они не приводятся здесь.

    Царь Саул

    Годы жизни и правления царя Саула

    Согласно ТаНаХу, царь Саул был человеком высокого роста и «не было никого красивее его». Но были у него и отрицательные черты, которые сослужили ему плохую службу: подозрительность, приступы ярости, меланхолия и ревность.

    После того, как Самуил помазал его на царство, Саул собрал людей в Массифе и там бросили жребий, который указал на него, и народ, для которого помазание Саула все еще оставалось тайной, провозгласил его своим царем.

    Саул был достойным правителем и одержал много побед над врагами. Именно он создал в Израиле первые регулярные войска, которые успешно бились против филистимлян.

    В первый период своего царствования вера Саула во Всевышнего была крепка — за богохульство он даже готов был принести в жертву собственного сына Ионафана.

    Но потом наступил второй период, который был омрачен конфликтом с Самуилом. Они окончательно разорвали отношения после того, как Саул не исполнил повеление Самуила и полностью не истребил амалекитян. После этого Саул чувствовал, что Всевышний оставил его, а царские почести больше его не утешали. Да и Самуил считал, что ошибся и выбрал народу не того царя.

    Всевышний, отвернувшись от Саула, послал пророка Самуила, чтобы помазать юношу Давида на царство. После помазания на юного Давида снизошел Дух Творца.

    После этого Давид оказался при дворе царя Саула, где успокаивал своевольного правителя игрой на кинноре и подружился с сыном царя Ионайаном. А потом будущий правитель совершил настоящий подвиг, победив в бою великана-фелистимлянина Голиафа, сразив его камнем из пращи.

    Но именно после этой блестящей победы над Голиафом царь Саул стал завидовать Давиду. В Книге Самуила сказано: «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». Зависть и ревность только укреплялись в душе царя, он дважды безуспешно пытался убить Давида. А после того, как Саул метнул копье в Давида, тому только и оставалось, что бежать в Раму к Самуилу.

    Саул продолжал воевать с филистимлянами, но не чувствовал поддержки Всевышнего. Перед битвой при Гелвуе он не получил ответ свыше об исходе сражения, отправился к Аэндорской волшебнице, чем еще больше разгневал Всевышнего. Да и вызванный чародейкой дух Самуила предрек Саулу гибель.

    Так, собственно, и произошло. В битве с филистимлянами пали три его сына: Аминадав, Иосафан и Мелхисуа, в сам Саул, окруженный врагами, с помощью одного из своих воинов бросился на свой меч. Так закончилось царствование Саула, на смену которому пришел Давид.

    Царь Давид

    Свой расцвет древний Израиль пережил при царе Давиде, который мудро правил государством. Давид был младшим сыном Иессея из Вифлеема, правнуком Воза и Руфи. В книге Самуила говорится, что он был очень красноречив и красив, смел и отважен, а еще обладал огромной силой. В юности он пас овец.

    От преследований царя Саула Давид был вынужден бежать сначала к Самуилу, затем к Анхусу — филистимскому царю. Какое-то время Давид укрывался в Адолламской пещере, но конец его мытарствам положило переданное через пророка Гада повеление Всевышнего идти в землю Иуды.

    Тем временем филистимляне нанесли израильтянам поражение при Гелвуе. После этого Давид со своими сторонниками прибыл в Хеврон, и местные старейшины провозгласили его царем. Таким образом, Иудея отделилась от Израиля — ведь царем другой части был провозглашен сын Саула Иевосхей. Междоусобная борьба завершилась победой Давида — старейшины в Хевроне избрали его царем всего Израиля. Интересно, что частью армии нового царя командовал филистимлянин Еффей, который происходил из того же города, что и побежденный Давидом Голиаф.

    Свое царское правление Давид начал с победоносной войны против иевусеев, в результате которой его армия захватила Иерусалим. Именно туда царь перенес столицу государства, именно здесь родился будущий царь Соломон.

    За годы правления Давида Иерусалим был превращен в сакральный центр иудейского государства, при нем богослужения стали более экзальтированными и музыкальными. В последнем нет ничего удивительного — ведь Давид был еще поэтом и музыкантом, и сам сочинял псалмы.

    Еще до воцарения в Иерусалиме Давид сумел вернуть в земли Израиля Ковчег завета с каменными скрижалями десяти заповедей и теперь собирался построить для него Храм. Но это намерение осуществил Соломон, а Давид только начал подготовку к строительству.

    Давид расширил и укрепил Иерусалим. Но, увы, его царствование не было безоблачным — против царя выступил его сын Авессалом. Разгорелась новая междоусобица, приведшая к гражданской войне. И снова победа была за Давидом, который после окончания смуты продолжил войны с внешними врагами. Битвы неизменно заканчивались победой израильского войска.

    А потом был мятеж Савея, после подавления которого о своих правах на царский престол заговорил следующий по старшинству сын Давида — Адоний. После этого по настоянию свой жены Вирсавии и пророка Нафана Давид передал власть Соломону. Царь Давид правил Израилем 40 лет.

    Царь Соломон

    В Первой книге царей (Мелахим алеф) сказано, что Всевышний дал Соломону царский престол при условии, что он никогда не будет уклоняться от служения ему. Новый царь Израиля был наделен терпением и мудростью, которая осталась в веках и передается бесчисленными поколениями.

    В отличие от Давида, Соломон был мирным правителем и практически не вел войн. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма. Также он приумножил политические достижения Давида как в мире, так и внутри страны.

    Именно во времена Соломона древний Израиль достиг зенита своего могущества. Мудрый царь сумел покончить более чем с 500-летней враждой между евреями и арабами — для этого он женился на дочери египетского фараона.

    Однако Соломон прогневал Всевышнего, возведя по просьбе одной из своих жен языческий жертвенник, где он поклонился ее божествам. За это Всевышний пообещал народу Израиля лишения, но уже после окончания царствования Соломона. Мудрый царь умер на 40 году своего правления, это случилось, кода он наблюдал за строительством алтаря. Приближенные похоронили Соломона только после того, как черви начали точить его посох.

    Разделение царства, последствия

    После смерти Соломона на царский трон взошел его сын Ровоам. Он жестко проводил свою политику внутри страны, чем вызвал недовольство части населения — десять колен Израилевых отказались считать его свои повелителем.

    После этого недовольные объединились вокруг Иеровоама и образовали свое государство в северной части Израиля. Столицей нового государства стал Шомрон, а цари отошли от монотеизма и начали поклоняться финикийским божествам.

    В общем, цари Израиля правили двумя государствами, нередко случались междоусобицы и государственные перевороты. А через некоторое время десять колен Израилевых были уведены в рабство. Южное Царство завоевал Навуходоносор, а Северное Царство разрушили ассирийцы.

    Цари Израиля совершили великие дела. И пусть те времена уже давно прошли, но следы их правления мы наблюдаем до сих пор. Кто не знает о подвиге Давида или о мудрости Соломона? Их имена навечно вписаны в историю человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *