Фесюкова воспитание сказкой

Система работы по приобщению детей к чтению

Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017 Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий» Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года Северный административный округ корпус «Ленинградское шоссе, 50А» Адрес(-а): город Москва, Ленинградское шоссе, дом 50А Чтение как часть досуга человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому что у него на чтение меньше времени.

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело:

им решается участь человека.

В.Г. Белинский.

Чтение как часть досуга человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на чтение меньше времени.

В конце 19 века не было альтернативы книге. Поэтому романы были толстыми, детальными. Сегодня предпочтительнее короткие романы, поскольку их быстрее можно прочитать. Однако, несмотря на это, книга – это больше, чем просто проведение времени, это Вселенная. Книга вечна. Она часть творческого потенциала, дарованного нам космосом. Это будет передаваться из поколения в поколение. Чтение книг стоит над временем и является связующим звеном между поколениями. Литература продолжается оставаться универсальной ценностью. Если история прекрасно написана, созвучна сердцам многих людей, то не важно, когда она написана: в 19 веке или сегодня. Когда читаешь книгу, чувствуешь себя привидением. Ты словно переносишься в другой мир, живешь там вместе с его героями, и этот процесс невидимого присутствия читателя в мире, выдуманном писателем, очень глубокий, таинственный, интимный. Возможно, это самый главный акт, который до сих пор живет в литературе.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.

От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.

Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

v Учить детей слушать чтение

v Учить глубоко, постигать текст

v Воспитывать грамотного читателя

При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи.

Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей.

Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.

«У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» — это высказывание И. Токмаковой.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

v Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.

v Самостоятельное рассматривание книг.

v Организованные занятия.

v Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

v Сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

2 – неделя — чтение стихотворений;

3 — неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» ( в старшем дошкольном возрасте)

После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей:

-Узнай, кто это?

-Покажи, где, кто или что?

В средней группе – соотнесение фраз текста с картинками:

-Найди картинку к таким словам.

— Какие слова подходят к этой картинке?

В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:

-Почему нравится тебе эта картинка?

В подготовительной к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению.

Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.

В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно.

Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь.

Выразительное чтение воспитателя — способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств.

Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи.

Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.

Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца.

Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.

Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.

Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи.

Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.

С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства.

Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления. Можно только представить, как встрепенется детская душа от боли и сострадания к несчастному герою стихотворения Марии Моравской.

Покинутый

Ах, осень бесприютная!

Катится речка мутная,

Плюются облака…

Ах, тяжкая годинушка,

Ах, горькая судьбинушка

Для дачного щенка!

Все кустики измочены,

Все дачи заколочены,

Куда я ни взгляну…

И вот сижу на мостике

С росинками на хвостике

И вою на луну: у-у-у!

В плане дополнительного образования в детском саду создается литературный кружок для детей старшего дошкольного возраста, цель которого помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения; создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения.

Занятия в кружке проводится один раз в неделю. Условно их можно разделить на три вида:

v Первые книговедческие знания.

v Знакомство с особенностями литературных жанров, анализ художественных произведений (сюжет, композиция, язык).

v Создание детьми собственных рассказов, сказок, стихов; придумывание загадок.

Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия.

Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).

Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.

Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

v Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

v Наличие портретного фонда детских писателей

v Наличие грамматических словарей для воспитателей.

v Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей. В старших группах к починке книг привлекаются и дети. В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов. С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин,С.Я.Маршак,С.В.Михалков. Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.

В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.

В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.

Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия.

Культурный социум в детском саду должен соответствовать тем требованиям, посредством которых происходит приобщение детей к миру книги. К культурному социуму относится не только предметно-развивающая среда, но и взрослые в детском саду. Речь воспитателя, его отношение к детям, его активность и творчество в решении данной проблемы. К культурному социуму относится и семья, задача детского сада вовлекать родителей в процесс по приобщению детей к книге. Родители приходят к пониманию того, что раннее введение ребенка в книжную культуру – дело чрезвычайной важности.

Сказки-воспиталки

человек онлайн

12.01.2019, суббота

Воспитание ребёнка при помощи сказок.

4 5 (1044 оценок) Оценить статью

Родителями изобретены сотни способов, как побудить, уговорить, заставить ребенка «делать то и не делать это». Совершенно новый способ сегодня предлагает наш автор Марина Мосина, мама двоих очаровательных малышей. Вот что она пишет:
«Признаюсь, мои дети так же несовершенны и далеки от идеала, как и ваши. И они не слишком склонны верить нужным нотациям о пользе или вреде определенного поведения или, например, блюда. Так вот, когда мои «умные» взрослые аргументы в споре с ними уже исчерпаны, а цель так и не достигнута, я придумываю… сказку! Это очень помогает. Желаемое поведение становится куда более привлекательным, места для конфликта просто не остается, да и ребенку легче понять, что от него требуется».

Именно таким путем, с помощью сказки, Марина научила своего старшего сына самостоятельно одеваться, делиться с другими детьми, а также добилась того, что мальчик перестал слишком увлекаться сладкими булочками. Эти поучительные истории про мальчика Васю (вы можете назвать героя сказки именем своего ребенка) и Розового Зайца (этот герой возник благодаря аппликации на любимом Васином комбинезоне) мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

В возрасте двух лет моего сына обуяло необыкновенно ревнивое отношение к своим игрушкам. Он не позволял никому не то что поиграть, например, вынесенной на улицу лопаткой, но даже приблизиться к ней. Если его друзья приходили к нам домой, тут же начинались ссоры и драки из-за игрушек. Правда, психологи утверждают, что каждый ребенок должен пройти этот этап развития, чтобы у него сформировалось понятие о том, что такое его собственность. Это, конечно, успокаивало, но лишь отчасти. Кому приятны постоянные вопли и слезы при любом контакте со сверстниками? Вот тогда и появились сказки о том, как Розовый Заяц учился делаться. Нельзя сказать, что это моментально решило проблему. Однако сказки слушалась с большим удовольствием, ссылки на пример любимого героя нередко помогали урезонить жадничавшего малыша. А главное, переживая подробности сказочного сюжета, мой сыночек с помощью наглядных примеров осознавал собственные чувства. Уже через два-три месяца, его отношение к своей собственности стало более спокойным.

А морковка уплыла

(Учимся делиться)

Однажды мама Зайчиха дала Розовому Зайчику большую морковку и сказала:
— Сыночек, поешь сам и поделись с друзьями.
Заяц ничего но ответил, но подумал, что и сам может съесть такую вкусную морковку. Но гулять одному ему было скучно, и он пошел на берег реки, к своему другу Бобренку.
А папа Бобёр как раз сделал для своего сыночка лодочку с парусом я веслами. Бобрёнок собрался поплавать на ней по реке.
Увидев Зайца, он закричал:
— Привет, Розовый Зай! Прыгай ко мне в лодку, поплывем вместе!
Заяц, держа свою большущую морковь наперевес, собрался прыгать в лодку с высокого берега.
— Постой! — крикнул папа Бобер. — Ты с этой морковкой очень тяжелый, лодка перевернется. Лучше разломи ее пополам, поделись с Бобренком. И наедитесь оба, и лодка в равновесии будет.
Но Заяц пожадничал и не захотел делиться. Так и прыгнул с морковкой в лодку. А морковка-то и впрямь очень тяжелая оказалась. Лодка перевернулась, Заяц с Бобренком свалились в воду. Только Бобрёнок хорошо плавает, ему не страшно. А зайцы — звери сухопутные, воду не любят. Зайчик перепугался, морковку из лап выпусти и кричит:
— Спасите! Помогите!
Бобры его на берег вытащили, успокоили. Заяц встряхнулся, дух перевел. Рад, что не утонул. Вот только морковку жалко — уплыла она по течению. И заяц голодный остался.

Когда моему ребенку исполнилось три года, он рассуждал и вел беседу совершенно как взрослый, мог уже прочитать кое-какие простые слова, показывал на глобусе, где живут пингвины, а где — белые медведи. Но вот искусство самостоятельного одевания оставалось для него вершиной не только недосягаемой, но и, к моему большому сожалению, совершенно не привлекательной. В этом не было бы ничего страшного, если бы у нас не родился второй ребенок. А собирать на прогулку двоих совершенно беспомощных в деле одевания детей — занятие не для слабонервных. Интересно, что сын считал себя уже настолько взрослым, что даже собрался жениться. На девочке Вике, с которой мы часто виделись в песочнице. Сказка, которую я сочинила, чтобы хоть как-то подхлестнуть интерес к процессу одевания-раздевания, сыну не понравилась. Прослушав ее, он заплакал и попросил больше никогда не рассказывать. Однако мне кажется, представления о необходимости умения одеваться-раздеваться все-таки начало складываться именно в тот момент.

Кто женится на Вике?

У Вики — большие красивые карие глаза и вьющиеся волосы. Васе она очень нравится, и он говорит, что когда вырастет, обязательно женится на ней. Вот только Вика ничего ему не отвечает…

Однажды Вася, Вика и другие дети играли на детской площадке. Вдруг из-за леса появился Змей Горыныч. Он пролетел над детской площадкой совсем низко, на лету схватил Вику и снова полетел к лесу.

Что делать? Надо идти спасать Вику. Вася и Федя вскочили на свои велосипеды и поучались в погоню. Вся звери и птицы охотно подсказывали им, куда полетел змей. Вася и Федя мчались во весь дух.

Вдруг на их пути — речка. Не очень широкая, но ни моста, ни брода нет. Федя спрятал свой велосипед в кустах, быстро снял брюки, рубашку, носки и ботинки и прыгнул в воду. А Вася раздеваться не умел. Его мама всегда раздевала, хоть и ворчала, что большое уже. А тут мамы нет. А без нее никак Вася не может раздеться. Сидит он, плачет. А тем временем Федя уже обратно возвращается вместе с Викой. Змея он победил, Вику освободил, помог ей речку переплыть. Выбрались они на берег, оделись, сели на велосипед и обратно поехали. И сказал Вика, что выйдет замуж за Федю.

А Вася погоревал, погоревал, а потом стал просить маму научить его раздеваться и одеваться и с тех пор всегда делал это сам.

Сказка про страну сладких булок

Однажды бабушка привезла Васе две большие сладкие булки с маком. Вася съел одну и стал просить вторую. А мама говорит:
— Хватит. Ты одну съел, больше нельзя, объешься.
Вася стал хныкать. Хныкал, хныкал, устал и незаметно уснул. Дело-то было после обеда. И приснился ему удивительный сон. Будто идет он по дороге и вдруг видит высокую каменную стену. А в стене — ворота. Над ними надпись большими буквами: «Страна сладких булок». Ворота открыты. Ну, Вася и зашел.
Только зашел, видит — прилавок стоит, полон сладких булочек, пирожных, печений, пряников всяких. 3а прилавком продавщица на него смотрят и спрашивает:
— Мальчик, хочешь булку?
— Хочу, только у меня денег нет с собой.
— А мы не за деньги продаем, а за желания.
— Как это — за желания? — удивился Вася.
— Очень просто. У тебя есть какое-нибудь желание?
— Есть. Я хочу научиться хорошо читать. Ну вот, откажись от этого желания, и получишь булку или пряник — что хочешь.
Вася подумал: ведь читать мне не обязательно прямо сейчас учиться, успею ещё, а вот булочку съесть хочется сию минуту. И говорит:
— Ладно, отказываюсь.
Получи Вася свою любимую булочку с маком и шоколадной глазурью и дальше пошел. В стране сладких булок все такое интересное, красивое: деревья, цветы, детские площадки с качелями, домиками, горками, лесенками. Вася все посмотрел, везде полазил. Опять есть захотел. Видит — еще один прилавок со сладостями. Он подошел. Продавщица спрашивает:
— Ты хочешь булочку?
— Хочу. Только денег у меня нет.
— А мы не зa деньги продаем, а за умения.
— Как это — за умения? — не понял Вася.
— Очень просто. Что ты умеешь?
— Да многое, — задумался Вася. — Бегать умею, прыгать, на велосипеде кататься…
— Откажись от какого-нибудь одного умения, и получишь любую булку.
— Хорошо, — говорит Вася, — отказываясь от умения кататься на велосипеде.
Получил Вася булку с повидлом, съел ее. А потом спрашивает у продавщицы:
— А почему здесь детей нет? Поиграть не с кем.
— Продавщица отвечает:
— А дети вон там, в парке.
Вася пошел в парк и видит: дети не бегают, не прыгают, не играют, а лежат неподвижно на скамейках, на траве» Некоторые на каруселях катаются. И все толстые-претолстые. Вася остановился и говорит:
— Ребята, чего вы лежите? Давайте поиграем, побегаем.
А дети даже не пошевелились, только глазами повели в его сторону и отвечают:
— Мы не можем. Мы отказались от желания играть. И от умения бегать и прыгать — тоже.
— Как? — удивился Вася. — Совсем не можете???
Тут до Васи дошло, что же происходит с детьми в Стране сладких булок: они постепенно отказываются от всех своих желаний и умений, толстеют, становятся совсем беспомощными. Ему стало страшно.
— Baм надо бежать отсюда! Скорее! — закричал он.
— Так мы же не можем бегать, — вяло ответили сразу несколько человек. Остальные даже не взглянули на него.

Тогда Вася отцепил от каруселей самую вместительную тележку, посадил туда сразу несколько человек, впрягся в нее и бегом потащил к выходу. Увидев, что дети хотят убежать, к ним со всех сторон устремились продавщицы с лотками, полными всяческих сладких слоек, язычков, коврижек, рогаликов и пончиков и стали наперебой предлагать все это детям. Конечно, для того, чтобы получить все эти вкусности, надо было отказаться от желания покинуть страну. Но Вася, даже не отвечая продавщицам, припустил, что было мочи. Он понял, что останавливаться нельзя. Тем более, что кое-кто из его пассажиров готов был поддаться на уговоры.

К вечеру Вася, запряженный в тележку, наконец-то вырвался из этой злосчастной страны. Только миновав ворота, он остановился, чтобы перевести дух. Очень хотелось есть и пить. Дети в тележке тоже начали жаловаться на голод и жажду. Вася оглянулся вокруг и увидел вдали деревню. Он снова впрягся в тележку и потащил ее к этой деревне. Там он постучался в один из домов. Открыла дверь старенькая бабуля.
— Что вам, ребятки? — cпpocилa она.
— Нет ли у вас работы для нас? Мы готовы работать за еду, — сказал Вася.
— Есть работа, как eй не быть в деревне-то, — ответила бабуля. — Нужно грядки прополоть, дрова наколоть, воды принести, в доме прибрать. Я-то уже старая, трудно мне одной все успеть.
— Вылезайте! — скомандовал Вася.

Толстые дети повздыхали, покряхтели, а деваться некуда, кушать-то хочется. Доковыляли до грядок, начали полоть. К счастью, от умения полоть они ещё не успели отказаться. Все грядки пропололи. Проголодались — сил нет. Тогда хозяйка дала им морковки, капусты, огурцов, чеснока, зелени, хлеба черного. Они поели, водой из колодца запили и почувствовали себя намного лучше. Отдохнули и стали дальше работать. Прожили они у доброй бабули целую неделю. Похудели, окрепли. Все желания и умения к ним вернулись.

Попросили напрокат большую телегу и отправились в страну сладких булок — остальных детей выручать. Забрали всех, привезли к той же бабушке. Она всех к себе взяла, всем работу нашла, всех овощами и фруктам кормить стала. Дети за несколько дней выздоровели, стали снова сильные, подвижные, ловкие, веселые.

А Вася с тех пор ел сладкие булочки только изредка и понемногу.

Марина Мосина, мама двоих детей

Авторская статья

Статья предоставлена журналом «Наш малыш»

x Вам понравилась статья?

Полезность:
Интересность:

Поделитесь:
Обсуждение Статья просто СУПЕР !!! я в восторге! Главное очень интересно и ребёнок исправился, сказка заставила его задуматься и сделать правильные выводы. Особенно сказка про Вику, я бы тоже заплакала…очень поучительно! 22.08.2007 12:45:59, марина Задача терапивтических сказок помочь детям найти выход из проблемы, а не запугивать их(«Зайчик перепугался, морковку из лап выпустил и кричит:
— Спасите! Помогите!») Дорис Бретт говорила:»у конфликта должно быть положительное разрешение, помочь ребёнку расслабиться»! Негативный результат от «недавания морковки» и от «не умения одеваться самостоятельно» дети уже знают! Надо показать обратную сторону или какой резон делать наоборот!!! 26.07.2007 22:20:22, Галина Просто потрясающе!!!Обязательно возьму на вооружение! 09.02.2007 15:26:36, Олеся Очень интересно, спасибо за подсказку!!!! 27.09.2005 16:02:21, alina 01.06.2005 14:13:12 К вопросу Кати и для других
заинтересовавшихся сказкотерапией — Дорис Бретт «Жила — была девочка, похожая на тебя…» 03.11.2004 00:46:54, Nelya Ох, здорово! Стала сразу придумывать для своей. Но у нас основная проблема — робость, неконтактность, неумение постоять за себя. И никак про это не придумывается. Вот про жадность, наглость, драчливость — это пожалуйста. А как с наоборот? 30.09.2004 12:25:30, Катя Давно слышала о терапии сказками, но не предавала значения , теперь вижу, хорошо.Надо попробовать. 21.07.2004 01:21:40, Наталия Давно слышала о терапии сказками, но не предавала значения , теперь вижу, хорошо.Надо попробовать. 21.07.2004 01:20:59, Наталия Давно слышала о терапии сказками, но не предавала значения , теперь вижу, хорошо.Надо попробовать. 21.07.2004 01:20:25, Наталия Отлично! И как вам идеи-то относительно развития сюжета в голову приходят? Я могу только рифмовки сочинять, а сюжеты — напряжно. Спасибо! Может, еще сказочек подкинете? 🙂 Супер сказки — вы просто молодец!!
Обязательно воспользуюсь вашими советами — может что-нибудь придет и мне на ум.
Спасибо Вам большое!!! 24.11.2002 09:50:52, Оксана Просто здорово! Обязательно воспользуюсь, когда придет время. Жаль у меня не такая богатая фантазия, но попрошу старшего ына, может поможет с сочинительством?… 04.07.2002 16:12:21, Криста здорово!!!
попробую применить. 19.04.2002 14:53:59

.

Комментировать статью «Сказки-воспиталки»

Посоветуйте книги о детях,чтобы воспитывать характер

И выбор зависит именно от выбранного Вами стиля воспитания. Не зря я выше жития святых упомянула, сказки народов мира. Вот Вы сами попробуте на себя посмотреть глазами ребенка.

Обсуждение Недавно задалась таким же вопросом. Перерыла весь интернет, пожалуй, это лучшее , что нашла:
Теперь читаем отсюда. Книги загружаю в читалку и когда сама устаю читать -включаю режим чтения вслух. И честно скажу , что идеологические вкрапления просто пропускаю))) 04.01.2016 18:19:36, Cosmosi во многих сказках есть о плохом и хорошем, о послушании, о любви к близким.

Наверное, про половое воспитание…

Сказки народов Советского Союза). Наверное, про половое воспитание … Что забеременеть от запаха можно только в сказке, ребенок понимает и без объяснений.

Обсуждение «А родители ей не поверили» — значит решили что она их обманывает, за это и ругали. Это _единственное_, что он не понимает у вас? Зачем же так упираться рогом, подрастет — поймет, если сейчас не понимает. Вы не находите прелести в понимании с возрастом?

Стих для чтения по ролям

Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия…

Обсуждение хорошо 16.04.2016 09:47:19, г Яма
— Яму копал?
— Копал.
— В яму упал?
— Упал.
— В яме сидишь?
— Сижу.
— Лестницу ждешь?
— Жду.
— Яма сыра?
— Сыра.
— Как голова?
— Цела.
— Значит, живой?
— Живой.
— Ну, я пошел домой.
Олег Григорьев

Сказки про Вашего ребенка

Сказки про Вашего ребенка. …затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей …

Обсуждение писала этим товарищам. Они не догоняют, а писать за них мне не хотелось совершенно, на том все и закончилось. Девочки,спасибо за помощь!Я уверена,книжка у меня благодаря Вам будет!

Детские сказки

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Раздел: Развитие, обучение (А давайте поделимся впечатлениями от детских сказок ?)

Обсуждение Муж накачал сказок детям в машине слушать. Всякие зарубежные хорошие..ну или более менее:)Особенно итальянские. Но наши же…То умирают, то убивают.
Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Там две сестры убивают третью палкой из-за этого «набора» и закапывают в лесу. Чья больная фантазия это выдумала. А мне как-то попалась сказка под названием «Волшебная книжка»! Кто находил эту книжку был счастлив и делал всем добро! Потом вдруг понимал, что это невыгодно и выбрасывал книжку. И вот нашел ее больной мальчик и поправился и был счастлив и хотел всем дарить добро! И пришла к нему ДОБРАЯ фея, и сказала — если ты хочешь, чтобы все были счастливы, ты должен быть готов УМЕРЕТЬ! И мальчик согласился. И повела она его на какую-то заколдованную гору будить спящую волшебницу. Но по пути было много злых заколдованных детей, которые стали закидывать мальчика камнями и в конце концов затоптали его в грязь…
И очень позитивный конец — но мальчик не зря погиб, ведь кто-то из злых детей когда-нибудь найдет волшебную книжку (в грязи) и разбудит волшебницу и все будут счастливы…
У меня мурашки бежали от этой сказки :((((

Плохо с пересказом

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Для этого очень подходят анекдоты.Есть сборники детских анекдотов-и малышовые-по сказкам и…

Обсуждение Очень хорошая статья о том, как ребенка научить пересказывать текст. Читаем, это не спам
17.07.2018 13:29:25, АнЛи Спасибо всем большое за помощь! Приблизительно составила план действий по вашим советам.

Воспитание мифов в детском сознании…

Воспитание мифов в детском сознании…. — посиделки. Ребенок от 1 до 3. Воспитание В детских сказках учат добру и злу и для этого там всё очень категорично — добро очень доброе…

Обсуждение А вот я не припомню, чтоб Дюймовочка али Золушка сидели-сидели, ничего не делали, а тут — бац! Пахали дефки почем зря, жизня у них тяжелая была. А мораль из этих сказок как раз правильная, что ничего просто так не дается.
чет ты, мать, паришься и какую-то ерунду раздуваешь, имхо… ну и чего теперь? лишить ребенку сказок??? сколько детей на них выросло и никаких особенных комплексов не испытывают…но если тебя так оно напрягает, то можно сказки разнообразить (хотя думаю, что у вас и так выбор сказок большой:))но по мне, и принцесс не стоит прятать

Роль сказки в жизни ребенка

Роль сказки в жизни ребенка. Сын не любит сказки. Читать детям сказки и сказочные истории считаю полезным занятием- развивает фантазию, даёт много идей для поделок, игр…

Обсуждение Моя версия «почему». Язык сказок метафоричен — «сказка ложь, да в ней намек». Думаю, что любовь-нелюбовь к сказкам может быть связана с развитием образного мышления. Попробуйте прочитать сказку, как набор фактов — как минимум будет странно, иногда глупо или страшно 🙂
Я думаю, что сказки, прочитанные в детстве, записываются в том поле, что Юнг считал «коллективным бессознательным». Именно поэтому очень трудно предсказать, чем будет заполнена эта ниша в отсутствие сказок, и уж тем более, на что это повлияет.
В общем случае, мне кажется, человек-нелюбитель сказок, будет более рациональным, будет искать везде логических объяснений, требовать четких ответов, как в песне «я не понял конкретно, что ты имела в виду». Я думаю, что язык может быть беднее в плане образности, различных словообразований, метафор и т.п. Но это всего лишь предположения 🙂 Тогда плюсы будут такими:
-не будет улетать в страну Фантазии
-наверное, будут легко даваться все предметы, замешанные на логике, а таких в школе больше.
Вы знаете, я в детстве тоже никогда не любила сказок. Став взрослее, не любила фантастику. Основным аргументом, всегда было «так не бывает, это неправда». У меня не могло уложиться в голове, как могут собачки-курочки-кошечки разговаривать человеческим языком, когда в жизни они этого не могут.
А сопереживать, как мне кажется, вполне реальным героям легче, чем явно вымышленным.
Наверное, ваш ребенок реалист. Мне кажется, это совсем не плохо. И совсем не значит, что он будет обделен в эмоциональной сфере. Вероятно, у него будет хуже воображение, он будет менее артистичен. Но другие качества, такие как логическое мышление, память, у него будут развиты более.

Где живут сказочные персонажи?

У меня вот какой вопрос — кто как думает — надо ли отделять для ребёнка сказку от жизни, или нет? беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых…

Обсуждение Со мной в детстве чудеса случались. Не слишком много и не столь явные, как в сказках и фантастике, но ведь было :-). Явления, события, которым реального объяснения не находилось и тогда, и взрослые не могли объяснить, и сейчас я не смогу.
Так что я настаиваю, что волшебный мир может проникать в наш :-). Дочка сама приводит в порядок эти миры в соответствии с ее насущными нуждами.Сегодня у нее Питер Пен есть на самом деле, завтра-он только в сказке бывает. Я в гармоничное существование этих миров вмешиваюсь редко. К примеру, когда она сказала мне, что медведи только в сказках бывают, я вмешалась:)- принесла книжку с фотографиями и рассказами, не знаю, правда, повлияло ли мое вмешательство на ее мнение или нет;) Или вот, когда после Киплингова «Слоненка» по дому стали «ползать крокодилы», я очень активно вмешалась, потому что они мне конкретно мешали:), т.е. я как бы «дожала» эту игру в страхи, помогла ей справиться.

сказки Козлова

сказки Козлова. Что читать ребенку. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями…

Обсуждение А мы с того же Козлова тоже млеем. Но ребенок в 2г3м полюбил «Про Львенка и Черепаху». На самом деле там не только «как они пели песню», там многорассказов-глав про них, про крокодила (который плывет), носорога (который идет), про обезьянку, зайца идругих персонажей. Уже три раза книгу эту читали за полгода «до корки» 🙂
«Трям!» только начали, нравится, а про Ежика мне показалось надо чуть позже. Нашему ж пока только 2 и 7 🙂 А мы до сих пор любим (скоро шесть), только теперь сын их сам читает. Кроме сказок о Ежике с Медвежонком, мы еще читали о Львенке и Черепахе (рассказы) и о Львенке и пиратах (длинная сказка, но довольно симпатичная).
Близкие по теме статьи Кацевич Наталья Сказка для будущего первоклассника и его родителей. Violetta Karpova Хотелось бы поделиться своим опытом «сказкотерапии», которую я неосознанно начала применять для своего ребенка. Горбушина Ольга Принципы построения сказки. Что такое терапевтическая метафора. Отличия терапевтической метафоры от литературной. Возможности терапевтической… Дьякова Марианна Какие мультфильмы стоит смотреть детям, а какие нет? Приобщаем малышей к ответственности, уважению, любви, сочувствию и дружелюбию. Волкова Галина Перемены настигают нас внезапно. Еще вчера ваш малыш послушно протягивал вам свою ладошку, когда приходило время отправляться в кровать. Совсем… Яковенко Анастасия Возраст 6-7 лет — один из самых интересных периодов в жизни ребенка. К этому времени дети уже достаточно самостоятельны, они способны здраво… Лескова Наташа Любите ли Вы сказки так, как их любят наши дети? Тогда этот обзор — для вас. Пустившись в очередное виртуальное путешествие, я обнаружила, что… Трушина Дина Обнаружив несколько замечательных сказок Марины Мосиной, в тот же вечер я прочитала своей четырехлетней Диане-капризуле сказку про страну сладких… Прокофьева Элла В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

7ейный хронограф

Что обсуждали 12 января:

2018

Скучно мне и хочется поболтать. Кто со мной? Серая ника

2017

обслуживание авто) как-то так

2016

Где взять силы? vcx

2015

Доктора мне!! Анонимус

«Казка – це, образно кажучи, свіжий вітер,що роздмухує вогник дитячої думки і мови»
В.О. Сухомлинський

Казка входить у життя людини з раннього дитинства, відіграючи незбагненно важливу роль у становленні особистості. У житті дитини казка займає настільки важливе місце, що деякі дослідники називають дошкільний вік «віком казок».

Мова казки проста і тому доступна. Сюжет прозорий, але загадковий і тим самим сприяє розвитку дитячої уяви. Казкові образи близькі за своїм характером образам уяви дітей. Крім того, жодна дитина не любить настанов, а казка не вчить безпосередньо. Вона дозволяє собі «натякнути на те, як краще вчинити в тій, чи іншій ситуації.» Різноманітність і напруженість дії у казці створюють у дітей постійний і неослабний інтерес. Казки гарні тим, що в них немає довгих і стомлюючих міркувань. Казка сприяє формуванню у дітей моральних понять, адже майже всі діти ототожнюють себе з позитивними героями, а казка кожен раз показує, що добрим бути краще, ніж поганим, що треба прагнути робити добро людям.

Оповідь казки з подальшим переказом сприяє розвитку мислення і збагачення мови дитини. Благополучний кінець казки виховує оптимізм, впевненість у подоланні будь – яких труднощів.

Завдяки казці діти пізнають світ не тільки розумом, але й серцем, і не лише пізнають, а й відгукуються на події і явища навколишнього світу, висловлюють своє ставлення до добра і зла. За допомогою казки можна допомагати долати негативні сторони, що формуються в дитини.

Казка допомагає формувати основи поведінки і спілкування. Дитяча казка розвиває фантазію і уяву дитини, і так само її творчий потенціал.

Багато сучасних педагогів звертається до проблеми виховання казкою. І для цього існує низка причин, одна з яких – це те, що «… в досвіді педагогів-новаторів, творчих вихователів з’явилися цікаві знахідки, які оптимізують процес художньо-мовленнєвої діяльності і з якими має ознайомитися широкий загал практики».

Для того, щоб допомогти дітям побачити казку у новому ракурсі,

дати поштовх для розкриття творчих здібностей, уяви, фантазії доцільним

є застосування методики виховання казкою Л.Б.Фесюкової.

Творчі методи роботи з казкою Л.Б. Фесюкової дозволяють більш широко та різнопланово використовувати улюблені дітьми тексти.

Методи роботи з казкою:

— знайомі герої в нових обставинах;

— колаж з казок;

— казка від лічилки;

— рятувальні ситуації в казках;

— казки про фантастичні країни;

— від точок та казок та інші.

Цікава і доступна розроблена Л. Фесюковою універсальна схема роботи з казкою:

Назва казки

Моральний урок.

Виховання добрих почуттів.

Мовленнєва зарядка.

Розвиток мислення та уяви.

Казка і математика.

Казка і екологія.

Казка розвиває руки.

Сама методика унікальна, але вона розрахована на старший дошкільний вік. Тому доцільно адаптувати її для застосування у роботі з дітьми молодшого дошкільного віку. Так у «мовленнєвій зарядці» не завжди можливо підібрати прислів’я, зрозуміле за змістом малюкам, тому можна пропонувати дітям звуконаслідування, чистомовки, потішки, забавлянки. В пунктах «Казка і математика», «Казка і екологія» слід активізувати перший життєвий досвід малят, підвести до нових маленьких відкриттів. Щоб підвести дітей до творчої роботи з казкою (зміна одного казкового героя іншим, придумування іншого кінця чи варіанта казки) доцільним є такий метод, як розігрування казки за допомогою замінників.

Використовувати даний метод слід у послідовності:

1. Ознайомлення з казкою і замінниками.

2. Дорослий читає казку, а дитина розігрує її. (Ось до рукавички підходить лисичка (оранжевий кружок), запитує: «Хто, хто в рукавичці живе?» Їй відповідають мишка, жабка, зайчик (дитина щоразу піднімає відповідний кружок).

3. «Загадування» уривків із казки. Дорослий за допомогою замінників розігрує якусь сценку із казки, а дитина повинна відгадати її і розповісти.

4. Показ дитиною уривка з казки з одночасним розповіданням його.

5. Допридумування нових варіантів чи епізодів казки за допомогою введення нових замінників.

Для розвитку уяви дітей, уміння використовувати свій, поки що невеликий життєвий досвід, корисним є застосування ігор з пальчиками, психогімнастики, інсценування та драматизацію, вправи з

емпатії. Допомагають у цьому спеціально розроблені ігри:

«Який? Яка? Яке?», «Що буває?..» (солодким, гострим, дерев’яним, м’яким, гірким, мокрим і т.д.) «Порівняння», «Що спочатку, що потім?», «Коли це буває?», «Порівняй за величиною?», «Впізнай казкового героя»,

«Склади казку», «Хто сховався в рукавичці?»

Педагогу необхідно схвалювати будь-які творчі спроби дітей, намагаючись не допустити негативної оцінки з боку дітей чи дорослих.

Казка – це «багатошаровий пиріг». Кожний шар має свій сенс. У будь-якому віці можна знайти відповідь на запитання, що хвилює в цей час; поглянути на казку з іншої сторони, розглянути її під іншим кутом зору. Наприклад, робота з казкою «Колобок». Крім розігрування її сюжету з предметами замінниками можна паралельно знайомити дітей з казкою «Коржик» в обробці Олени Пчілки. Вже саме те, що лисиця не з’їла коржика, для дитини приголомшлива новина.

Для дітей середнього дошкільного віку можна запропонувати замінити у грі-драматизації Колобка на капустину, разом з дітьми придумати пісеньку:

Капустина я зелена,
Сто одежин маю.
Від усіх, кого зустріну,
Швидко я тікаю.

Першого разу діти можуть діяли за шаблоном, в точності повторюючи сюжет казки «Колобок». Педагог пропонує дітям поміркувати, чи смакуватиме капустина лисичці, хто із тварин найнебезпечніший для капусти, діти лисичку та зайчика можуть поміняти місцями (чергою зустрічі), а згодом ввести нового персонажа – козу.

У старшій групі педагогу доцільно звернути увагу дітей, що так безтурботно котитися міг колобок тільки за сухої сонячної погоди.

— А що було б, якщо пішов би дощ?

Спонукаючи дітей до творчого пошуку, можна змінити кінцівку казки: Колобок став розумним, не сів лисичці на язичок, а втік, покотився далі.

Куди він покотився? Що з ним трапилося далі? — Може він опинився у іншій казці або на іншій планеті?

Рідко яка дитина без попередньої підготовки зможе придумати щось цікаве. Але перш, ніж дати дітям саме таке творче завдання, вихователю слід пограти з ними в розвиваючі ігри «Плутанина», «Фантазери». Під час гри «Плутанина» діти вчаться одного з прийомів створення фантастичних образів – це склеювання об’єктів. Наприклад, що вийде, якщо прикласти верх зображення лісовика, а низ – Баби Яги. Спонукаючи до творчості можна , запропонувати придумати цьому фантастичному герою характер. Що любить робити? Що в ньому є гарного чи поганого? Що б він нам розповів? Що б ти сказав на його місці? У молодшій та середній групах з цією ж метою доцільно використати настільну гру «Казковий зоопарк», де з розрізаних навпіл картинок можна скласти зображення і реальних тварин, і фантастичних. Наприклад, взяти верхню частину зображення свині, а низ – жаби. Як назвати таку тварину? (Жабкопорося, жабкосвинка, хрюшкожаб). Де вона живе? Що їсть? Що вміє робити? З ким дружить?

У грі «Фантазери» діти вчаться придумувати казку про персонажів казок, здавалося б, не поєднаних один з одним, ось тут і розвиваються цікавість та гнучкість думки і вміння приймати нестандартні рішення.

У старшій групі вихователю можна використати такі методи, як складання казок за схемами, а згодом запис дітьми казок за допомогою піктограм. Спочатку вихователь пояснює дітям, що будь-який предмет, подію можна зобразити схематично, що люди часто користуються знаками-символами, наприклад, дорожні знаки, умовні зображення на мапах – географічних картах. Педагог пропонує схематично зобразити дерево, дощ, дівчинку та інше, знайомить із своїми варіантами схематичних зображень.

За схемами пропонує відгадати і розповісти казку. Наприклад, «Курочка Ряба», «Ріпка».

Після того, як діти освоять розповідання за схемами, схему знайомої казки можна дещо змінити: переставити символи, внести новий символ (а значить і новий персонаж казки); уявити як змінилися події в казці, наділити нового персонажа казки певними рисами. Використовує і такі завдання, як написання листа своєму улюбленому герою за допомогою піктограм, висловити в ньому свої побажання; записати знайому казку за допомогою символів або придумати свою казку і записати її схематично.

З метою формування таких моральних якостей, як чуйність і доброзичливість, милосердя і співчуття доцільними для використання є методи, запропоновані О.Рибцун. Ось деякі з них.

1) Погляд в минуле чи майбутнє персонажів: уявити, що було раніше з тим, а чи з тим із них і що могло відбутися далі. (Скажімо розповісти як зміниться характер Кози Дерези після того, як її виженуть із Зайчикової хатки; як і де жили кожен із звірів до того, як знайшли дідову рукавичку; як усе складеться для Колобка, коли він повернеться до діда й баби).

2) Розповідаючи дітям казку, педагог пропонує їм самим зарадити головному героєві у його пригоді, не залучаючи до цього інших персонажів. Подібний аналіз проводить спочатку на матеріалі вже знайомих дітям казок і лише згодом підводить до розв’язання проблемних ситуацій у нових. Наприклад: як зайцеві із казки «Зайчикові хатка» можна було б і без сторонньої допомоги вигнати лисицю із своєї оселі? (Забити в ній вікна та двері, а Лисиця, коли зголодніє, сама почне проситися, щоб її випустили. Або ж уночі влаштувати гармидер біля хатки, закричати «Мисливці йдуть!», і Лисиця, яка боїться мисливців, сама втече). Як би Колобок заховався від голодних звірів ? (він би міг обмазатися медом і покачатися по соснових голках, той став би схожим на їжачка).

3) Педагог пропонує дітям уявити себе кимось із тих, хто діє у казці, й розповісти, що він відчув би, як сприйняв би конкретну подію, залежно від того, чиїми очима зараз «дивиться» на неї. А як поставився б до подібної ситуації інший казковий герой? Адже сприйняття добра і зла у різних персонажів неоднакове. Баба Яга чи Змій напевно вбачають у добрих вчинках зло щодо себе; дідова ж дочка сприймає їх, як надання допомоги ближньому і як радісну подію. Тобто сам характер сприйняття вчинків залежить від ціннісних орієнтацій та морально-етичних уявлень кожного персонажа казки.

Коли мова іде про позитивного героя, який не зовсім гарно виглядає зовні, чи має певні фізичні вади (наприклад, Кривенька Качечка, Попелюшка), а негативний, навпаки має ошатний привабливий вигляд, педагог пропонує дітям ігри за змістом казок, ігри із залученням казкових персонажів, ігри-бесіди, які допомагають перевірити дітей, чи розуміють вони зовнішню та внутрішню красу людини. Змінити погляд дитини на непривабливий зовнішній вигляд позитивного персонажа допоможе звертання цього героя до неї за допомогою чи порадою. Зазвичай діти пропонують йому випрати одяг, зачесатися, виготовити прикраси з природного матеріалу, і, навіть самі згодні взяти участь у цьому. Не менш охоче вони долучаються і до перевиховання негативних персонажів, навчають їх самостійності, допомагають оволодіти різними позитивними навичками.

Діти охоче граються у ігри «Хто у світі найтихіший?», «Хто у світі найдобріший?», «Чудодійні слова», «Коли б я міг», «Навпаки» та ін.

Таким чином, словесно-емоційна наука казки цілком невимушено підводить дитину до висновків: чому слід поводитись добре, чому лише гарні вчинки дають справжню втіху.

У роботі з казкою доцільним є застосування таких т прийомів:

аналіз казок, розповідання казок, переписування казок, постановка казок за допомогою ляльок, складання казок, залучення вихованців до малювання за мотивами казки, обговорення поведінки та мотивів дій персонажа, програвання епізодів казки. Щоб казка стала моделлю поведінки можна використати казку як притчу. Коли розпитують дитину про казку та її персонажів відбувається закріплення ефекту казки.

Щоб казка мала виховний вплив на дитину педагогу слід дотримується такої послідовності:

1.Обирає героя, близького дитині за віком, статтю, характером.

2.Описує життя героя у казковій країні так, щоб дитина знайшла схожість зі своїм життям.

3.Вводить героя в проблемну ситуацію, відповідну до реальної, яку переживає дитина.

4.Пошук героєм шляхів розв’язання проблеми супроводжує коментарями, показом ситуації з різних точок зору.

5.Робить висновок, залучаючи до цього дитину.

Для інтелектуально-мовленнєвого розвитку дошкільників доцільним є використання коректурних таблиць Н.Гавриш. Використання коректурних таблиць дає змогу педагогу здійснювати ефективну цілеспрямовану роботу з розвитку дітей, спираючи на їхню природну зацікавленість, пізнавальні та ігрові мотиви. Ігри та вправи з використанням коректурних таблиць сприяють розвитку фантазії, активізації мовлення, логічного мислення, вправляє дітей у встановленні причинно-наслідкових зв’язків, утворенні сюжетної лінії на основі опорних слів.

Необхідною умовою повноцінного творчого розвитку дошкільників є співпраця з батьками вихованців. Вихователю слід залучати і батьків до роботи з казкою. Вони можуть знайомити дітей із запропонованими вихователем казками, допомагають добирати матеріали для виконання спільних проектів (газет, книжечок, набірних полотен). З батьками педагог проводить батьківські збори на тему «Казка вчить, як на світі жити», консультації «Виховні та розвивальні можливості казки», «Як заохочувати дітей до творчості», «Що читати дітям?»

Робота з казкою допомагає виховати у дитини чуйність і доброзичливість, милосердя і співчуття, вчить виявляти невластиві ознаки предметів та явищ, приймати нестандартні рішення, розвиває творчість.

Кiлькiсть переглядiв: 5366 <

Цветные сказки

Сказка о дружных карандашах

Однажды мальчику Ване подарили цветные карандаши, но он не обрадовался подарку и положил коробку с карандашами на стол. С тех пор, каждое утро на столе он находил яркий рисунок и заинтересовался, кто же это рисует.

Вечером он притворился спящим и увидел, как получаются рисунки. Вдруг коробочка открылась, и из неё выскочил красный карандаш. Он самый смелый! Красный карандаш сильный, весёлый, радостный и даже очень шумный. Быстро бегал по листу и что-то рисовал, громко напевая при этом весёлую песенку. Иногда он прыгал, стучал, даже кричал – столько от него было шума.

Потом из коробочки выпрыгнул жёлтый карандаш. Он солнечный, радостный, тёплый, как солнышко, весело освещал лист бумаги. Жёлтый карандаш закружился, как будто бы танцевал; он весело пел, но нешумно. Песенка жёлтого карандаша понравилась Ване, и ему очень хотелось посмотреть, что же рисует жёлтый карандаш, но Ваня тихонечко ждал.

И не зря; из коробочки вышел ещё один карандаш – зелёный. Зелёный карандаш сосредоточенно выводил линии, рисовал аккуратно и спокойно. Песенку он пел тихонечко, и была она плавная и задушевная.

Вдруг Ваня услышал, как кто-то плачет тихонечко. Кто же это плачет? Карандаши подошли к коробке и стали кого-то утешать. Из коробки вышел синий карандаш, он перестал плакать и тоже стал рисовать. Только двигался он медленно и грустно. Ваня даже подумал, что этот карандаш не любит рисовать. Но синий карандаш любит рисовать, просто у него было грустное настроение.

Потом карандаши все вместе стали рассматривать рисунок и обсуждать. Рисунок всем понравился, тогда карандаши решили все вместе сыграть на музыкальных инструментах. Красный карандаш играл на барабане; жёлтый – на дудочке, зелёный – на балалаечке, а синий – на скрипочке.

Ваня не вытерпел и вылез из-под одеяла. Он подбежал к столу, рассмотрел рисунок и подружился с цветными карандашами. С тех пор Ваня рисует и играет вместе с карандашами.

Сказка о петушке и радуге

Однажды петушок сидел на заборе и смотрел на солнышко. Вдруг прилетело облачко, и закапал маленький дождик.

«Как интересно!» — подумал петушок: «Сразу солнышко и дождик».

Но тут он увидел на небе радугу. Она была яркая, разноцветная и красивая. Петушку захотелось такой же разноцветный хвостик, но где же взять такие краски?

Земляничка предложила красную краску. Петушок покрасил одно перо красной краской.

Апельсин подарил оранжевую красочку. И петушок покрасил второе перо оранжевой краской.

Одуванчик поделился жёлтой краской. У петушка появилось жёлтое перо.

Травка дала петушку зелёную краску. У петушка появилось зелёное перо.

Колокольчик поделился синей краской. И в хвосте у петушка стало красоваться синее перо.

А фиолетовую краску дала слива. Замечательное фиолетовое перо украсило хвост петушка.

Весёлый и довольный петушок с разноцветным и ярким хвостом взлетел высоко на забор и радостно прокричал: «Ку-ка-ре-ку! Я самый красивый!»

Сказка «Как Тима смешивал краски»

Однажды мальчик Тима решил порисовать красками. Он приготовил кисточки, гуашевые краски, налил водичку в стаканчик и взял свой альбом.

Вдруг слышит, кто-то пищит.

— Кто это пищит? – спросил Тима тихонечко.

— Это я, мышка. Я хочу посмотреть, что ты делаешь.

— Я рисую красками.

— А ты можешь нарисовать мышку?

— Иди сюда и посмотри, — пригласил мышку Тима.

Мышка забралась на стол и стала всё рассматривать.

— А какой краской ты будешь меня рисовать?

— Серой.

— Это жёлтая краска, это белая, красная, жёлтая, зелёная, синяя, чёрная. Но у тебя ведь нет серой краски!

— У меня есть идея! – воскликнул Тимофей и достал палитру, — Это палитра.

— Зачем она нам нужна?

— На палитре можно смешивать краски.

— А какие цвета мы будем смешивать? – спросила любопытная мышка.

— Вначале я положу на палитру много белой краски, потом добавлю маленькую капельку чёрной краски и размешаю.

— Ура! У нас получилось! Ты волшебник, Тимофей! – обрадовалась мышка.

— Теперь ты тоже знаешь, как сделать серую краску. А мышонка нарисовать – не сложно.

И Тимофей нарисовал серого мышонка.

— Что ты ещё можешь нарисовать серой краской? – не унималась мышка.

— Я могу нарисовать серого зайца, серого ёжика, серую птичку.

— А можно я расскажу твой секрет своим друзьям?

— Конечно, расскажи. Пусть все знают, как можно на палитре приготовить серую краску.

Оранжевая сказка

Тима и Тёма – братики. Они часто рисуют вместе.

Мама приготовила им гуашевые краски, кисточки воду для промывания кистей и альбомные листы.

— Тима, давай нарисуем яблоки, — предложил Артём.

— Я буду рисовать жёлтые яблоки, — сказал Тима.

— А я буду рисовать красные яблоки, — сказал Тёма.

И мальчики стали рисовать круглые яблоки.

Артём набрал на кисть красную краску и нечаянно уронил капельку прямо на жёлтое яблоко Тимофея.

— Ничего страшного, — сказал Тима и продолжил кружить кисточкой.

Тут мальчики заметили, что две краски смешались, и получился новый цвет.

— Ура! Получилась новая краска. Я нарисовал апельсин, — обрадовался Тимофей.

— Я тоже хочу нарисовать апельсины, — сказал Артём.

— Чтобы вам было легче смешивать краски, я вам дам палитру, — сказала мама: Вначале Тима положит на палитру много жёлтой краски, а потом Тёма добавит немного красной краски и размешает. Вот так получается оранжевый цвет.

И мальчики стали рисовать апельсины, а потом фантазировать:

— Если мы рисуем этой краской апельсины, то краску можно назвать апельсиновой.

— Мы можем этой краской нарисовать морковку, то краску можно назвать морковной.

— А ещё можно нарисовать грибы рыжики, тогда краска – рыжая.

Мама для них включила оранжевую песенку, и дети нарисовали много оранжевых рисунков.

Потом они устроили оранжевую выставку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *