Фитбол гимнастика для дошкольников

Содержание

Фитбол-гимнастика для детей

0 4168

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях — одна из актуальных задач современной педагогики.

Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики.

Упражнения на фитболе также эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

— учиться правильно сидеть на фитболах;

— учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;

— научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;

— укреплять различные группы мышц;

— формировать и закреплять навык правильной осанки;

— тренировать способность удерживать равновесие;

— учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;

— побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3—4 лет — 20—25 минут, с детьми 5—6 лет — 30—35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

«Золотые правила» фитбол-гимнастики:

Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

  • Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие — либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  • Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  • Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  • Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  • Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  • При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  • Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  • Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
  • На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

Механизмы физиологического воздействия упражнений на фитболе на организм ребенка



В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.

Мячи большого диаметра — фитболы — появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3—5 лет диаметр 45 см, от 6—10 лет — 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

Цветовое оформление помещения, в которых дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличается от комнат, где дети отдыхают. Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.

Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.

Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов

1-й этап.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

— различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

— отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

— передача фитбола друг другу, броски фитбола;

— игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

— сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

— сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Рекомендуемые упражнения:

— Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

И.п. — упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

вернуться в исходное положение.

И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

И.п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

И.п. — лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.

Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

И.п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

И.п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно-методические указания к занятиям на фитболах

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

ходьбу на месте, не отрывая носков;

ходьбу, высоко поднимая колени;

из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

приставной шаг в сторону:

из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

Рекомендуемые упражнения:

поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

наклониться вперед, ноги врозь;

наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;

сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

И.п. — лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

И.п. — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

И.п. — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.

В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

И.п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Рекомендуемые упражнения:

комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

то же упражнение выполнять, сгибая руки;

стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;

сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

И.п. — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

И.п. — то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.

4-й этап.

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Рекомендуемые упражнения:

И.п. — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

И.п. — то же, но опора на фитбол одной ногой.

Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

И.п. — то же, ноги вверх.

Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

Страницы: 1 2

Упражнения на фитболе для детей

для детей и их родителей Для детей и их родителей » Дети: развитие, воспитание » Упражнения на фитболе для детей в разделе: Дети: развитие, воспитание

Чем полезен фитбол для грудничка? Какие упражнения рекомендуется выполнять на мяче с малышом? И как заниматься на фитболе с грудничком? Ответы в этой статье.
Достаточно много методов по уходу за новорожденным канули в Лету. На протяжении достаточного времени наши бабушки и мамы пеленали своих малышей достаточно туго, причем на протяжении четырех месяцев. Необходимость тугого пеленания объяснялась тем, что таким образом у малыша сформируется правильная осанка и ровные ножки!
Но, к счастью, наука не стоит на месте и уже довольно давно доказано, что физическая активность малыша, даже новорожденного, имеет огромное значение для его развития.
А чтобы движение было на пользу, специалисты рекомендуют новоиспечённым родителям массаж и специальную гимнастику. Лучше всего для таких целей для крохи подойдёт гимнастика на мяче. Упражнения на фитболе для детей просты и подойдут даже месячному ребенку.

ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ФИТБОЛ?

Фитбол: гимнастика на нем полезна не только людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, но и абсолютно здоровым. Для малышей гимнастика на фитболе — это не только зарядка, но еще и развлечение.
Итак, чем же полезен фитбол? Фитбол оказывает на кроху следующее воздействие:

  1. Способствует развитию, укреплению спинных мышц, а также пресса карапуза. Укрепляет руки, ноги ребёнка.
  2. Занятие на мяче оказывает массажное действие, тем самым способствуя стимуляции работы внутренних органов крохи.
  3. Фитбол снимает гипертонус мышц.
  4. Занятие на мяче позволяет развить вестибулярный аппарат карапуза, а также координирует движения ребёнка.
  5. Фитбол способствует улучшению пищеварения и является отличным способом борьбы с коликами.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ?

Перед началом занятий стоит посетить любой спортивный магазин и выбрать мяч для гимнастики. Обычно подобные мячи надуваются самостоятельно при помощи насоса.
Для занятий с малышом мяч нужно надувать не слишком сильно, чтобы он был мягкий, не пружинил, но, в то же время, сохранял устойчивость.
Начинать заниматься с грудничком можно с двухнедельного возраста, но лишь при отсутствии противопоказаний, серьезных нарушений в развитии и полностью зажившей пупочной ранки.
Занятия нельзя проводить сразу после кормления (велика вероятность рвоты). Лучше, если пройдет около часа после еды. Чтобы малыша не испугался чего-то нового, заниматься стоит начинать постепенно.
Ребёнок должен привыкнуть к гимнастике. А значит, заниматься следует ежедневно, постепенно прибавляя время занятий. Для первого знакомства с мячом достаточно 5 минут.
Для начала мамочке рекомендуется удобно устроиться либо на диване, либо на стуле, а мяч, на котором будет лежать пелёнка, должен располагаться перед ней. Кроха укладывается на мяч на животик. В случаях страха за малыша, можно осуществлять гимнастику вместе с папой или кем-нибудь из родных.

УПРАЖНЕНИЯ НА ФИТБОЛЕ ДЛЯ ГРУДНИЧКА

Существует ряд упражнений на мяче для гимнастики с малышом:

  • Упражнение покачивания — развивает вестибулярный аппарат, что немаловажно для крох до года.
  • Упражнение, называемое пассивным плаванием — чем то похожи на движения кроха, находящегося в утробе мамочки..
  • Для стимуляции почек, надпочечников, и других органов малыша очень хорошо подходит упражнение вибрации.

Кроме того, подобная гимнастика помогает малышу расслабиться. Не стоит забывать, что с каждым разом, как только кроха становится старше, упражнения на фитболе для детей должны становиться всё сложнее. Такой метод позволяет развиваться мышцам, а также оказывает укрепляющий эффект всех групп мышц. Также гимнастика на мяче способствует укреплению позвоночника и спины в целом. Гимнастика способствует нормальной работе нервной системы малыша, тем самым ребёнок вырастает более спокойным и уравновешенным. Да и сами упражнения для крохи являются неким развлечением, которое большинству приходится по душе. А при виде мяча кроха начинает радоваться.
Упражнение 1. Покачивания на животике
Малыша уложить животиком вниз на мяч. Одну руку положить ему на спинку, другой придерживать обе ножки. Покачивать кроху назад-вперед, вправо-влево.
Упражнение 2. Покачивания на спинке
Упражнение на фитболе для грудничков дублирует первое с той лишь разницей, что кроху нужно положить на мяч на спинку. При выполнении этого упражнения следить, чтобы головка крохи не запрокидывалась назад.
Как только малыш привыкнет к этим двум упражнениям, его можно будет качать на боку.
Упражнение 3. Пружинка
Положить малыша на мяч на животик. Слегка надавливая на спинку или попу, заставить фитбол пружинить под тельцем крохи. При выполнении упражнения нужно держать ножки малыша. Так же, как и в спредыдущими двумя упражнениями, пружинить можно как животиком вниз, так и лежа на спинке.
Упражнение 4. Попрыгунчик
Это упражнение очень нравится малышам, они смеются и радуются. Мамочка сидит на полу и зажимает мяч ногами так, чтоб он не двигался. Поставить кроху на фитбол ножками и, придерживая со стороны спины, показать, как можно попрыгать на мяче.
Упражнение 5. Отталкивание
Положить карапуза на диван так, чтобы ножки были у края. Поднести мяч к ножкам и слегка надавить. У малыша срабатывает инстинкт и он начинает отталкивать мяч ногами.
Упражнение 6. Тачка
Положить малыша на мяч животиком вниз так, чтобы он уперся ручками. Взять его за ножки так, как будто за ручку тачки и покатать вперед-назад.
Упражнение 7. Достать до пола
Положить малыша на мяч животиком вниз. За мяч уложить несколько ярких игрушек. Придерживая кроху за ножки, наклонять вперед так, чтобы он мог достать ручками до пола. Такое «ныряние» к игрушкам очень нравится малышам, особенно, если им получается руками схватить желаемую игрушку.
Упражнение 8. Учимся стоять
Это упражнение подойдет для более старших малышей, которые уже умеют стоять у опоры. Придерживая мяч, поставить кроху рядом, чтобы фитбол служил ему в качестве опоры.

Гимнастика на мяче является полезной методикой развития малыша, поэтому молодым родителям пренебрегать ею не стоит. Но для комфортных процедур как для крохи, так и для мамы либо папы, рекомендуется придерживаться некоторых условий:

  • Чтобы гимнастика приносила удовольствие малышу, рекомендуется заниматься фитболом с утра. Именно в этот период ребёнок пребывает в отличном настроении, а также наиболее активный.
  • Очень важно, чтобы малыш был в хорошем, спокойном настроении, то есть, чтобы ему ничего не причиняло дискомфорта.
  • Нельзя насильно заставлять ребёнка заниматься на мяче. Стоит помнить, что как только кроха начнёт капризничать, сопротивляться занятия на фитболе, следует закончить гимнастику. Лучше попробовать вновь заняться упражнениями по истечении некоторого времени, чтобы ребёнок привык к мячу.
  • Самые первые занятия на мяче должны проходить несколько минут. Этого будет вполне достаточно, чтобы понять реакцию карапуза на мяч и на ситуацию в целом.

За последние несколько лет в России отмечен возросший интерес к спорту. На волне зимней и летней Олимпиады миллионы человек проводят свободное время в спортзалах, на беговых дорожках, снарядах гимнастики, велосипедах или в бассейнах. Огромную популярность набирает фитбол-гимнастика в детском саду — комплексы упражнений уже стали частью образовательных программ почти в каждом городском ДОУ. популярность завоевывает фитбол в школах и университетах. А что? Дети нуждаются в физическом развитии в разы больше, чем взрослые. Внедряем современные виды спорта в детские умы!

Фитбол для детей

Фитбол — большой мяч, обладающий хорошей упругостью, изготовленный из эластичного ледрапластика диаметром от 55 до 75см. Используется он в первую очередь для общего оздоровления и укрепления организма, стимуляции вестибулярного аппарата и коррекции осанки.

Врачи в один голос утверждают, что согласны со мнением спортивных экспертов — занятия на фитболе оказывают полезный эффект на растущий детский организм и являются практически аналогом верховой езды. Во время выполнения комплекса оздоровительных упражнений ребенок получает нагрузку на все группы органов и мышц: мышечный кор, грудная клетка, руки, ноги, желудок, кишечник и прочее. Помимо всего перечисленного, комплекс фитбол-упражнений способствует развитию баланса, равновесия, помогает улучшить самоконтроль, повышает сосредоточенность ребенка.

Фитбол-гимнастика в детском саду: комплексы упражнений

Первое вводное занятие с группой детей в детском саду — всегда взаимная презентация. Педагог получает возможность внимательно изучить возможности каждого малыша, его физическое состояние, проявленный интерес к личности преподавателя и инвентарю в целом.

Правильно подобранная музыка для фитбол-гимнастики, комплекс упражнений и изменяющийся ритм, наряду с большим количеством игровых моментов, превратит спортивный кружок детского сада в настоящую школу по развитию социальных навыков ребенка. Она поспособствует повышению качества его здоровья и репетицию будущих побед. Кто знает, вдруг среди ваших подопечных растет Олимпийский чемпион, для которого каждая тренировка — шаг в великое будущее?

Виды мячей и комплекс упражнений

В работе с детьми дошкольного возраста в садике обычно используют следующие виды мячей:

Фитбол с ручками (рожками). Это наиболее подходящий вариант для занятия с дошкольниками, так как они позволяют выполнять все виды гимнастических упражнений и подвижных игр с мячом.
Фитбол круглой формы. Он предназначен для изучения подвижных игр, за исключением прыжковых элементов.
Фитбол овальной формы. Он является аналогом круглого фитбола, но с тем исключением, что овальная форма придает больше устойчивости мячу и позволяет заниматься детям с недостаточным уровнем координации и функции равновесия.
Фитбол в форме животных. Этот вид является самой безопасной и устойчивой формой мяча. Рекомендуется для детей самого раннего возраста.

Варианты упражнений

Первые занятия комплекса гимнастики для ребят детского сада должны быть посвящены простейшим элементам с последующим постепенным усложнением и пролонгацией для укрепления всех мышечных групп. Особое внимание необходимо уделить мышцам спины — правильное развитие суставов позвоночника и отсутствие защемлений нервов позволит свободно проходить импульсам по всему телу. И так к упражнениям.

Название упражнения Описание упражнения Количество подходов
«Встреча с мячом» Лежа на спине, держим фитбол за головой двумя руками. Далее следует одновременное поднятие мяча в руках и прямых ног к корпусу. Носками касаемся мяча. 3 подхода по 3-5 раз
«Пружина» Сидя на мяче, крепко держимся за ручки или сам мяч. После этого имитируем прогулку на лошади, ритмические колебания, подпрыгивания. 3 подхода по 20-40 раз
«Пружина 2» Перемещение приставными шагами вокруг мяча сидя сверху. 2-3 подхода по 3-5 раз
«Ловим Колобка» Стойка с фитболом на вытянутых руках. Далее подбрасываем мяч вверх и ловим. 5-10 раз
«Баскетбол» Держим мяч в руках, отбиваем мяч об пол и ловим обратно. 5-10 раз
«Хвост кита» Дети принимают упор лежа, делается стойка на руках, ноги на мяче. Необходимо сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. 3-5 раз
«Отдых» Стойка на коленях, обхватить руками мяч и положив на него голову. Грудная клетка касается мяча. Покачиваться с мячом вперед-назад. 5-10 раз

Фитбол-гимнастика в детском саду: музыка и видео для занятий

Чтобы детям было еще веселее заниматься с мячом, включайте им ритмичную приятную музыку. В идеале это могут быть специальные сборники для детского фитнеса или всеми любимые саундтреки из мультфильмов. Такой подход создаст позитивную атмосферу занятия, и малыши смогут получать удовольствие от занятий гимнастикой или аэробикой. Еще одним способом создать атмосферу интерактивного занятия может стать видео с участием детей. Ребенок, видя на экране сверстника, лучше воспримет поставленную перед ним задачу, а тренер получит отклик со стороны детей.

В заключение можно сказать, что нет необходимости проводить занятия гимнастикой из 20-ти упражнений за раз. Изменяйте программу как можно чаще, разбивайте её на блоки в зависимости от самочувствия детей и их предпочтений. Постепенно включайте более сложные элементы и разбивайте занятия по развитию тех или иных способностей. Повышенной эффективностью отмечены те программы занятий, на которых дети взаимодействуют друг с другом, совершают активные действия с мячом и учатся на примере игры решать важные вопросы по социальному адаптированию.

Читайте также: Как правильно общаться педагогам ДОУ с родителями

Ни в коем случае нельзя допускать халатности по отношению к детям во время элементов на равновесие и прыжков на фитболе. Следует принять все меры по предотвращению травм. Заключительным этапом тренировок могут стать показательные выступления для родителей. Это поспособствует важности понимания взрослых необходимости спорта для детей, продолжению занятия в домашних условиях, а главное — радости и удовольствию их ребенка, беззаботно скачущего на гимнастическом мяче и выплескивающего бесконечную энергию вне домашнего очага.

Комплексы упражнений на фитболах для детей 5-7 лет

Комплексы упражнений с использованием фитболов. Старший дошкольный возраст Комплекс №1.1. И.п.- сидя на фитболе, руки к плечам. 1- руки на фитбол, 2- вернуться в и.п.
2. И.п.- стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь. На счет 1-2 – наклон вперед, не сгибая ног, ладони на фитбол; на 3-4- и.п.
3. И.п.- сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку. На счет 1-2- правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; на 3-4- вернуться в и.п. то же другой ногой.-3-5 раз.
4. И.п.- сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2- наклон вперед, рукой коснуться правой ноги; на 3-4- вернуться в и.п. то же в другую сторону. 3-4- раза.
5. И.п. – сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками. 1-2- выпрямить ноги; на 3-4- согнуть ноги. 4-6 раз.
6. Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте.
7. Повторить упражнение 1.Комплекс №21. «Хлопок» И.п.- стоя лицом к фитболу. 1-2- руки через сторону вверх, хлопнуть в ладоши, сказать «хлоп», на 3-4- и.п. 6 раз.
2. «Дотянись» И.п.- сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох; 1-2- руки через стороны вверх, наклонится вперед, коснуться носков – выдох; на 3-4- вернуться в и.п.- вдох. 3-5- раз.
3. «Приседание» И.п.- стоя лицом к фитболу. 1-2- поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая, на 3-4 – и.п. 6 раз.
4. «Поворот» И.п.- спиной к фитболу, руки на поясе. 1-2- поворот направо, правой рукой коснутся фитбола; на 3-4- вернутся в и.п. то же влево. Ноги на сгибать, смотреть в сторону поворота – 3-4- раза.
5. «Ноги врозь» И.п.- сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади. 1- согнуть ноги ближе к себе; на 2- ноги врозь, не задевая фитбола. 4-6 раз.
6. «Шаги и прыжки» И.п.- стоя боком к фитболу. Сделать 10-12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба на места. 3-4- раза.Комплекс №3 1. «Шагают пальцы» И.п.- стоя на коленях, сесть на пятки, фитбол справа. Перебирая пальцами правой руки , прокатить фитбол вокруг себя. То же влево. 6 раз.
2. » Насос» И.п.- сидя на фитболе, руки на поясе, вдох. На счет 1-2- наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»; на 3-4- вернуться в и.п. 3-4-раза.
3. «Работают ноги» И.п.- сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки в упоре сбоку.1- согнуть правую ногу; 2- вернуться в и.п. то же – левой ногой. То же одновременно сгибая и поочередно выпрямляя каждую ногу, и наоборот. 3-4 раза.
4. «Посмотри на руки» И.п.- сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2- поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку; 3-4- и.п.. то же влево -3-4 раза.
5. «Спрячемся» И.п.- сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки на мяче, спина прямая. 1-2- перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед, наклон вперед; на 5-8 – перебирая ладонями по фитболу, вернуться в и.п. 6 раз.
6. «Высоко» И.п- стоя с фитболом. 1-2- подняться на носки, руки вверх; 3-4- вернуться в и.п. 3-4- раза.Комплекс №4.1. И.п.-сидя на фитболе, руки к плечам. 1—3 круговые движения согнутых в локтях рук; на 4- и.п.6 раз.
2. И.п.- сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо. На 1-2-тнаклон к правой ноге; на 3-4- и.п. То же влево. По 3-4 раза в каждую сторону.
3. И.п.- лежа на фитболе на животе, руки на полу. 1- поднять вверх правую ногу, 2- вернуться в и.п. на 3-4- то же левой ногой.- 3-4 в каждую сторону.
4. «Паук» И.п.- сидя на фитболе, держась за него руками сбоку. На счет 1-4 – переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитболе; на 5-8 и.п. 6 раз
5. И.п.- лежа на полу на спине, прямые ноги на фитболе. На счет 1-2-поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол, 3-4- и.п. 6-8 раз.
6. И.п.- сидя на фитболе, руки за головой. 1- наклон вправо, коснуться локтем правого бедра; на 2-и.п, 3-4- то же в другую сторону. 3-4- в каждую сторону.
7. Прыжки с фитболом в руках.Упражнения при нарушениях осанки во фронтальной плоскости для дошкольников.1. Построение в шеренгу. Ходьба по залу. Гимнастические перестроения в ходьбе (змейкой, противоходом, проверка осанки у гимнастической стенки).
2. И.п.- о.с. с мешочком на голове. 1-2- руки в «крылышки»; 3-4- вернуться. 6-8 раз.
3. И.п.- то же. 1- руки вверх, правую ногу отставить назад на носок; 2- вернуться в и.п. на 3-4- руки вверх, то же -левой ногой. 6-8 раз.
4. Ходьба на носках с мешочком на голове вокруг фитбола. Следить за осанкой, одной рукой придерживать фитбол.
5. И.п.- лежа на спине на фитболе. 1-2- руки к плечам; на 3-4 – поднять правую ногу; на 5-6 – согнуть ногу в колене; на 7-8 выпрямить ногу и вернуться в и.п.; на 9-16- то же левой ногой. 6-8 раз.
6. И.п- то же. Перейти в положение сидя, руки в «крылышки», затем медленно вернуться в и.п.
7. И.п.-на четвереньках, фитбол перед грудью. Выполнить упражнение на расслабление; на 3-4 движение ногами «ножницы» в вертикальной и горизонтальной плоскости. 6-8 раз.
8. И.п.- лежа на фитболе. 1-2- поднять ноги, руки в упоре на полу, на 3-4-движения ногами «ножницы» в вертикальной и горизонтальной плоскости. Голова и позвоночник в одной плоскости.6-8 раз.
9. И.п.-то же.1-4- руки в «крылышки», ноги на полу; 5-8- движения руками, как при плавании брассом. 4-6 раз.
10. И.п.- стоя на коленях рядом с фитболом.1-4 обвести рукой вокруг себя фитбол по часовой стрелке; 5-8- против часовой стрелке. Удерживать правильную осанку.4-5 раз.
11. Ходьба с контролем осанки, руки на поясе- 30 сек.
12. Ходьба боком.
13. Эстафета с фитболом «Кто быстрее?»-3 мин.
14. Игра «Фитбол в воздухе»
15. Проверка осанки друг у друга и подведение итогов занятия.Упражнения при нарушении осанки в сагиттальной плоскости для детей дошкольного возраста.При сутулой и круглой спине.
1. И.п.- о.с., в руках гимн палка. 1-2-палку на лопатки, подтянуть живот, 3-4- и.п.
2. И.п.- о.с. 1-4- «крылышки» руками
3. И.п.- лежа на животе на фитболе.1-2-руки в «крылышки». 3-4- держать.
4. И.п.—лежа на животе на фитболе.1-2-ноги поднять, руки в упоре на полу.3-4- вернуться в и.п.
5. И.п.- то же, руки в упоре не полу. 1-4-горизонтальные «ножницы»; на 5-8- вертикальные «ножницы» ногами.
6. И.п.- лежа на спине на фитболе. 1-2- приподнять голову и плечи, прогнуться, руки в «крылышки», 3-4- держать.
7. И.п.-лежа на спине на фитболе, руки «крылышки».1-4- поднять правую ногу до горизонтального уровня; на 5-8твернуться в и.п. на 9-16 – то же левой ногой.
8. И.п.-лежа на спине на фитболе, руки к плечам. 1-4 перекатываясь на фитболе, сгибать и разгибать ноги в коленных суставах.

Рекомендуем посмотреть:

Упражнения с фитболом для старших дошкольников Конспект ритмической гимнастики в старшей группе Комплекс гимнастики для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Наталия Борисовна Коннова Опубликовано: 305 дней назад (13 марта 2018) Просмотров: 1207 Блог: Блог Наталии Борисовны Конновой Рубрика: Методические разработки 0 Голосов: 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *