Фонематический слух

Нарушение фонематического слуха у детей

Нарушение фонематического слуха — патология при которой ребёнок не может полноценно выговаривать и воспринимать мозгом отдельные слоги. Так, например, вместо слова «коза» он слышит «коса», вместо «птица» — «пицца».

Эта особенность сильно мешает общаться малышу, в дальнейшем провоцируя развитие множества комплексов. Чтобы избавиться от легастении, необходимо как можно раньше начинать лечение крохи в кабинете логопеда.

Общие сведения

Особенностью заболевания являются отклонения в головном мозге на тех участках, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Все слова состоят из фонемов (слогов). Когда у ребёнка наблюдается нарушение фонематического слуха, он неправильно понимает услышанные слова. Более того, наблюдаются трудности с их произнесением.

Основное развитие закладывается до 3 лет, после этого возраста исправить речевые дефекты гораздо сложнее. Определить наличие патологии может только логопед после беседы с маленьким пациентом.

В России не более 2-3% легастенников, а заболевание у таких малышей выражено не сильно.

Как проявляется нарушение

Несмотря на то, что заболевание идёт из мозга, дети с проявлениями легастении не отличаются по интеллектуальным способностям от сверстников. Проблема кроется именно в неправильном распознавании слов, которые начинаются с одних и тех же букв, при этом имеют похожие слоги.

Такая проблема существенно мешает ребёнку учиться, воспринимать информацию, общаться. Во время разговора малыш может путать буквы и слоги, то же самое происходит при чтении, письме.

Если ребёнок с раннего возраста неправильно произносит фонемы слова, проглатывает окончания или путается во время чтения, можно заподозрить наличие легастении. Однако диагноз должен ставить детский логопед.

Причины

Нарушение фонематического слуха у детей развивается по различным причинам. Они могут крыться ещё в перинатальном периоде или в генетическом коде, также среди предрасполагающих факторов специалисты отмечают другие психологические отклонения.

Когда риск развития легастении повышается:

  • тяжёлые внутриутробные инфекции;
  • родовая гипоксия;
  • генетическое нарушение, при котором преобладает только одно полушарие мозга;
  • инфекционные болезни в детском возрасте (например, менингит, энцефалит).

Существует также вторичные нарушения, которые диагностируются у 80-90% всех маленьких пациентов с признаками легастении.

К таким можно отнести:

  • тяжёлые психологические потрясения — невроз, депрессия, длительный страх, утрата близкого человека (особенно, до полного формирования речи);
  • гиперактивность — проявляется неспособностью мозга улавливать большое количество информации, из-за чего ребёнок быстро переключается с одного дела на другое;
  • психосоматические проявления — к ним относятся физиологические расстройства (например, рвота, головная боль, слабость желудка) на фоне психологических стрессов, особенно, у дошкольников перед первыми занятиями;
  • неправильная социальная оценка себя — из-за избыточной критики ребёнок практически начинает верить в свою неспособность что-либо делать.

Чем больше предрасполагающих факторов в жизни малыша, тем выше риск возникновения подобных нарушений слуха.

Симптомы и диагностика

Полноценно определить заболевание может только соответствующий специалист. Для проведения полной диагностики ребёнок пройдёт несколько тестов у логопеда, среди которых написание, зачитывание текстов или повторение информации на слух.

Как проявляется легастения:

  • нарушена мелкая моторика, концентрация внимания;
  • неспособность запоминать большое количество информации;
  • неправильные буквы при письме, их зеркальное отражение, а также изменение последовательности слогов;
  • неумение правильно определить себя в пространстве;
  • отсутствие крепких социальных контактов;
  • сильные сложности во время учебы (особенно литература, русский язык, математика).

Комплекс полученных данных во время диагностики даёт врачу основания поставить диагноз нарушение фонематического слуха. После этого назначается преимущественно коррекционная терапия, помогающая добиться положительной динамики в исправлении патологии.

Лечение

Исправить нарушение можно только комплексным подходом. Изначально необходимо определить степень заболевания, после чего выстраивать программу дальнейшей терапии. Для этого применяются медикаментозные средства и различные коррекционные уроки.

Медикаментозное лечение

Препараты назначаются только в тяжёлых клинических ситуациях, когда на использование серьёзных лекарственных средств имеются особые основания. Преимущественно назначаются таблетки для терапии сопутствующего психического или психологического отклонения.

При затяжных неврозах и депрессиях показан приём седативных средств, антидепрессантов, лекарств, улучшающих кровоснабжение в голове. Также следует обеспечивать организм ежедневной нормой комплекса витаминов, отвечающих за деятельность головного мозга.

Лекарственные средства должен назначать психолог или психиатр, самостоятельный приём строго запрещается.

Коррекционная работа

Занятия с малышом можно проводить в кабинете логопеда или самостоятельно дома. Они заключаются в восстановлении утраченных навыков разговора, чтения, письма.

Одна из популярных методик

Необходимо написать на листке 5 несложных слов. Несколько раз чётко их проговорить, попросить ребёнка повторять. Затем малыш должен переписывать с бумажки всё те же слова. При каждом правильном написании рядом со словом нужно ставить плюс. Автор методики утверждает, что после 5 плюсов, кроха уже всегда будет писать данное слово правильно.

Максимальное достижение положительной динамики возможно только при комплексном подходе к лечению. Рекомендуется совмещать коррекционную логопедическую работу с медикаментозным лечением, если на то имеется необходимость.

В занятиях с малышом, имеющим фонематическое нарушение слуха, рекомендуется проявлять выносливость и терпение. Не допускается давление на ребёнка, ругань или отчитывание. Следует концентрироваться именно на достижениях, а не на ошибках. Только длительными регулярными упражнениями можно добиться положительного терапевтического результата.

Особое внимание необходимо уделить питанию. Пища должна быть полезной, сбалансированной, содержать большое количество микроэлементов и витаминов. В квартире нужно осуществлять регулярные проветривания, также стоит ежедневно гулять с малышом на свежем воздухе. На улице тоже можно заниматься в форме игры.

Ребёнок должен находиться в состоянии покоя, поэтому изначально необходимо избавиться от психологических проблем, если они имеются. Следует наладить режим дня и отдыха, в доме должен быть положительный эмоциональный фон. Чем легче степень нарушения фонематического слуха, тем выше шансы на полное избавление от патологии.

Прогноз и профилактика

При появлении первых признаков нарушения восприятия и воспроизведения слов, в обязательном порядке следует заниматься с ребёнком. Делать это нужно регулярно, каждый день и каждый час.

Какие методики можно использовать для профилактики:

  • изучать названия и звуки различных музыкальных инструментов, потом угадывать их;
  • акцентировать внимание на разнообразных домашних звуках (например, от стиральной машины, телевизора и других приборов);
  • таким же образом можно слушать улицу (машины, поезда, шум листьев, прибой моря);
  • учиться определять, откуда идёт звук, при этом глаза должны быть закрыты;
  • читать малышу в слух книжки, ритмичные стихотворения;
  • проговаривать различные слоги и слова, при этом показывая карточки с ними;
  • учить маленькие детские песенки, подпевать в такт музыке;
  • запоминать голоса животных.

Конечно, подобные методы профилактики не всегда бывают эффективными. Если у крохи наблюдаются какие-либо отклонения слуха или речи, нужно сразу же обращаться к логопеду, неврологу, психологу. Только комплексный подход, совмещающий в себе лекарственную и методическую терапию, позволит остановить прогрессирование болезни.

В лечении подобных заболеваний важно именно раннее выявление недомогания на первых стадиях, тогда корректировать проблему будет гораздо проще. Немало зависит и от настроя родителей. Тот ребёнок, в которого верят, порой показывает абсолютно немыслимые результаты, неподвластные объяснению ни одной научной литературой.

«Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

Вход

Гульнара Ахматгалиева
«Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»

«Как научить ребенка слышать звуки»

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.

Игры для развития фонематических процессов.

«Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше?»Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

«Нужное слово».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:

на звук — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки — — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д

«Звуковые песенки»

Цели: развивать фонематический анализ, синтез.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: , — ПА; , , — НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

Па. ап, по-…оп и т. д.

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

Па –. пя, по -. пё и т. д.

«Цепочка».Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

«Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.

Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:

no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».

«Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,

Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

• Мак-бак-банан

• Сом-индюк-ком

• Лимон-вагон-кот

• Так-рак-веник

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

«Доскажи словечко»

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).

То назад, то вперед может плыть. (пароход).

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Дата: 19 марта 2016 Наталья Василишин Рубрика: Для дошкольников

С каким восторгом слушают родители лепет своего малыша, когда ему 1–2 года! Хотя набор слов в этом возрасте совсем неразнообразен. Постепенно ребёнок начинает произносить всё больше звуков, складывать их в слова, а перед мамами и папами встаёт задача разобрать, что же их чадо пытается донести. К дошкольному периоду речь ребёнка становится разборчивее, однако ряд трудностей произношения всё же сохраняется. И чтобы в школе у ребёнка не было проблем с речью, нужно с раннего возраста развивать фонематический слух малыша.

Особенности фонематического слуха у дошкольников

Фонематический слух играет ключевую роль в формировании правильной речи ребёнка

Ребёнок начинает различать именно речевые звуки после 1 месяца жизни.

Развитие речи ребёнка — сложный и долгий процесс. Кроме того, что малышу нужно узнать огромное количество слов, от него требуется чёткое и правильное произношение звуков. Кстати, ошибочным является мнение некоторых родителей, утверждающих, что если малыш знает все буквы алфавита, то проблем с речью у него не может быть. Дело в том, что артикуляционный аппарат человека, отвечающий за речевой акт, должен быть достаточно развитым, чтобы правильно и чётко произносить звуки. В это понятие входят:

  • сила и точность артикуляционных движений;
  • подвижность и гибкость губ, нижней челюсти, языка;
  • координация артикуляционных движений (то есть ритм и темп произношения).

Процесс формирования

Формирование фонематичсекого слуха происходит в несколько этапов

Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения.

  • Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира).
  • Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню);
  • Третий этап — самый длительный по времени — период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки.

Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой — усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.

У всех детей до 5–6 лет наблюдается физиологическое косноязычие: из-за того, что малыш пока не может управлять своим артикуляционным аппаратом, он произносит только те звуки, которые ему удобны. Поэтому отдельно ребёнок может называть все буквы алфавита, а в словах всё равно подменять одни звуки на другие. И чтобы помочь крохе как можно быстрее овладеть правильной речью, с 1,5–2 лет нужно регулярно заниматься развитием у него фонематического слуха, то есть формировать умение выделять, различать и воспроизводить звуки речи. Если же у ребёнка в 5–6 лет нарушены процессы формирования произносительной системы родного языка, то возникают проблемы, связанные не только с говорением (понять малыша могут только родители, так как он не связывает понятие со звуковым образом слова), но и со следующими процессами:

  • письмом (кроха повторяет ошибки в речи и в письменных текстах);
  • чтением (в сознании ребёнка нет точной ассоциации между буквой и её звуковым образом, следовательно, ребёнок либо совсем не умеет читать, либо связывает одни и те же комбинации букв в разные сочетания звуков).

В результате этих нарушений развития возникают проблемы общего характера, такие как:

  • замкнутость (ребёнок становится малообщительным, потому что сверстники его речь не понимают);
  • нервозность (малышу трудно подобрать слова для выражения своих эмоций, от этого он начинает нервничать);
  • снижение успеваемости (отсутствие элементарных навыков чтения и письма существенно отразятся на успеваемости маленького школьника).

В целом недостаточная развитость фонематического слуха отражается на всех уровнях формирования личности ребёнка.

Способы развития

Логопеды рекомендуют показывать различия звуков с помощью «расселения» их по квартирам в разноцветных домиках

Ведущей линией деятельности ребёнка является игра. Поэтому все упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, должны проводиться в интересной и занимательной форме. Перед родителями стоит задача научить ребёнка:

  • узнавать неречевые звуки (как звучат музыкальные инструменты, журчит вода, шумит лес);
  • отчётливо произносить гласные и согласные (исключения составляют сонорные, свистящие и шипящие звуки);
  • различать тембр, высоту одинаковых звуков (например, как мяукает котёнок и взрослый кот);
  • отличать звуковой состав похожих слов (к примеру, кот-рот).

Неречевой этап: упражнения

С рождения малыш должен слышать голос мамы — это так называемый «доречевой» этап развития

Работа по формированию речевого слуха у малыша условно может быть разделена на два этапа. Первый — так называемый неречевой этап, который охватывает возраст с 1,5 до 3 лет. В этот период задача родителей — познакомить малыша с многообразием окружающих звуков. Для этого можно использовать игры-упражнения. Для начала работа направлена на знакомство со звуками:

  • «Угадай что!». Показываем малышу 2–3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а затем прячем и просим ребёнка по звуку определить, что это.
  • «Что гудит?». Взрослый стоит за дверью и издаёт звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит: «Что гудело? Машинка». Такие же манипуляции можно проводить с игрушечным поездом, пароходом и т. д.

Следующая ступень предполагает развитие слуховой памяти и внимания. В эту группу занятий входят такие игры, как:

  • «На чём играет Зайка?». Ребёнку показываются игрушка (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочерёдно извлекаются звуки. Малышу задаётся вопрос: «На чём играет Зайка?» Ребёнок должен угадать.
  • «Прыгаем и шагаем». Ребёнку показываются два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук одного нужно прыгнуть, а под звук второго — прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определённое действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребёнка слуховое внимание.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глазки, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребёнок должен повернуться в направлении звука.

Речевой слух требует постоянной работы и совершенствования. Поэтому, чтобы автоматизация звуковосприятия и звукоразличения происходила эффективнее, следует регулярно уделять внимание играм на закрепление умения.

  • «Поймай звук». Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.
  • «Повтори». Карандашом на столе выстукивается ритм и ребёнку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

Речевой период: игры

Придумывайте постановки для паличикового театра — это также очень полезно для речевого развития ребёнка

Второй этап — речевой — ставит своей целью помочь ребёнку развить фонематический слух, слуховую память. Упражнения на знакомство с материалом на этом этапе, как правило, рекомендованы для детей с 3 до 6 лет и включают следующие игры:

  • «Кто за дверью?». Один взрослый стоит за дверью и произносит: «Мяу!» (можно использовать аудиозаписи звуков). Второй взрослый спрашивает у ребёнка, кто это может быть. Вместе они находят среди игрушек кошку и ещё раз повторяют «мяу-мяу».
  • «Собаки». Ребёнку демонстрируются две собаки — большая и маленькая. Большая живёт в большом доме и громко говорит: «Гав!», а маленькая живёт в крохотном домике и тихо говорит: «Гав». Затем взрослый имитирует разные по силе звуки, а задача малыша отгадать, какая именно собака подала голос.
  • «Кто это говорит?». Читая сказку ребёнку, начните говорить голосом того или иного персонажа, а малыша попросите угадать, кто это говорит.

Умение воспринимать звуки и повторять их лучше тренировать с помощью таких занятий:

  • «Принеси игрушку». Взрослый просит ребёнка: «Маша, принеси мяч». Малыш приносит игрушку и проговаривает её название. Так речь развивается на зрительно-образной основе. Чем старше ребёнок, тем более разнообразными могут быть предметы.
  • «Кто в домике живёт?». Перед ребёнком раскладываются картинки со звучащими животными. Взрослый произносит звук (например, «кря-кря»), а малыш показывает на изображение утки. Задание можно усложнить, попросив кроху найти звучащую зверушку не только на картинке, но и среди своих игрушек.
  • «Найди картинки». Малышу представляются картинки, произносится звук, задача ребёнка отобрать все предметы, в которых этот звук встречается.

Закреплению звуковых образов, а также соотнесению их с буквами и слогами помогают упражнения:

  • «Игры со звуками». Облегчённый вариант игры в города. Малыш должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
  • «Волшебники». Предложите ребёнку менять по очереди по одной букве в слове так, чтобы каждый раз получалось новое слово (например, кот-кит).
  • «Найди самое короткое слово». Произносится ряд слов, малыш должен на слух определить самое короткое.
  • «Исправь ошибки». Взрослый произносит предложение (к примеру, «В лесу стоит большой зуб»), ребёнок должен исправить ошибку («не зуб, а дуб»).
  • «Корзинки». Для этого упражнения потребуются карточки с предметами, в названиях которых есть твёрдые и мягкие пары согласных. Ребёнок должен прослушать слова, а затем разделить карточки по двум корзинам: с твёрдым звуком и с мягким.

Кроме того, существует большой выбор логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха ребёнка. Среди наиболее эффективных:

  • «Логопедическое лото» (помогает научить малыша определять позицию звука);
  • «Путешествие от А до Я» (учит определять первый звук в слове);
  • «Готов ли ты к школе?» (тесты на определение тех или иных звуков в словах).

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждают познавательную активность малыша, но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

(Visited 4 799 time, 1 visit today)

  • Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Слух помогает человеку воспринимать речь окружающих. В 8 месяцев малыш уже пытается подражать звукам, которые слышит. Развитие фонематического восприятия и воспроизведения звуков в норме для ребенка является основой в освоении навыков чтения и письма, а также помогает гармоничному развитию.

Что такое фонематический слух? Каждый звук человеческой речи содержит фонему, одну или несколько. Фонематический слух – способность воспринимать и узнавать произнесенные или услышанные звуки. Благодаря этому человек может сопоставить звук и букву.

В норме фонематическое восприятие формируется постепенно. Важным этапом развития многих навыков, а также фонематического слуха, является сензитивный период жизни ребенка (до 2 лет). Если малыш от рождения слышит правильную родную речь, и родители регулярно читают ему литературу для детей, в 4 года он будет уметь различить на слух все фонемы, а со временем овладеет способностью правильного произношения.

4-летний ребенок должен четко проговаривать звуки (кроме и ), а 5-летний – чисто произносить фонемы.

Малыши часто искаженно понимают слова и отдельные звуки, в связи с чем могут плохо воспринимать и чужую речь. Если детям что-то непонятно, они взаимозаменяют незнакомую фонему – знакомой, а также неправильно произносят некоторые звуки (с-ш, к-т, р-л, ж-ш и т. п.).

Во многих случаях даже по истечении времени описанное явление становится стойким и трудно поддающимся коррекции.

Симптомы нарушений

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием, как правило, произносят все звуки правильно, т. к. их мозг четко воспринимает все фонемы. Но при нарушении этой функции ребенок не в состоянии различить близкие по звучанию фонемы, они слышатся ему (и произносятся им) одинаково: ложки-рожки, дочка-точка, крыша-крыса и т. п.

Во многих случаях предпосылки нарушения фонематического слуха проявляются еще в младенчестве.

Родителей должны насторожить такие особенности:

  • Отсутствие гуления и лепета у полугодовалого малыша.
  • Отсутствие реакции ребенка на свое имя (в возрасте 7–8 месяцев) и на слова, наиболее часто повторяющиеся в речи взрослых (в 12 месяцев).

Чем раньше будут приняты необходимые меры, тем большая вероятность того, что дефект будет устранен.

О нарушении фонематического слуха говорят, когда малыш:

  • Смешивает звуки и заменяет одни фонемы другими.
  • Пропускает в своей речи согласные или гласные звуки, слоги, переставляет их, вставляет другие и т. д.
  • Неспособен различить звуки, схожие в звучании и артикуляции.
  • Смешивает в речи звуки, а во время письма – буквы.
  • Речь ребенка существенно отстает от нормы, согласно его возрасту.

А ведь многие родители даже не догадываются, что ребенок плохо учится из-за того, что у него нарушение фонематического слуха. Данное отклонение не позволяет малышу развивать и обогащать свой словарный запас, поэтому происходит задержка развития речи.

В школе такие дети, как правило, плохо справляются с освоением учебной программы: при чтении они, сами того не замечая, путают названия букв, пропускают их. Это может привести к психологическим проблемам: ребенок становится нервозным и замкнутым.

Предпосылки нарушений

Нарушение фонематического слуха у детей могут вызвать определенные причины. Рассмотрим их более подробно.

Функциональные

Включают:

  • Недостаток общения родителей с младенцем.
  • «Сюсюканье».
  • Тесное общение с людьми, у которых неправильная речь.
  • Длительный период сосания соски, который приводит к неправильной работе органов артикуляционного аппарата (нижняя челюсть, язык).
  • Ухудшение слуха.

Функциональные причины нарушения фонематического слуха у ребенка в большинстве случаев поддаются коррекции, которой занимается специалист-логопед. Однако, если упущено ценное время – первые месяцы и годы ребенка, работа предстоит нелегкая и длительная.

Механические (или органические)

Включают:

  • Короткую уздечку языка.
  • Узкую форму и маленький размер языка.
  • Вялость языковых мышц.
  • Дефекты развития челюсти.
  • Заболевания слухового органа.

При рассмотрении причин нарушений фонематического слуха становится понятно, почему необходимо обращать внимание на проблему как можно раньше. Большинство органических нарушений поддаются лечению (хирургическому, ортодонтическому), а затем исправляются специальными упражнениями.

Важно, чтобы родители вовремя обратились к специалисту. Тогда будет больше шансов исправить ситуацию, ведь с развитием речи у ребенка формируются другие навыки и психические процессы.

Фонетический слух у ребенка следует развивать с самого раннего возраста. Это не значит, что нужно без конца четко и правильно повторять ему одни и те же слова. Некоторые взрослые интуитивно занимаются развитием слуха своего малыша, не подозревая об этом.

Вот примеры игр и занятий, которые способствуют этому на начальном, так называемом неречевом, этапе (от 1 до 3 лет):

  • Подражание звукам животных.
  • Слушать и угадывать, какой музыкальный инструмент звучит.
  • Прислушиваться и различать звуки домашней бытовой техники и других предметов (двери, кран и т. п.).
  • Играть с ребенком в «жмурки», чтобы он учился определять направления звука.
  • Слушать звуки улицы (шум ветра, гул машин, дождь, гром и т. п.).
  • Обращаться к малышу шепотом с разного расстояния. Например, попросить что-то сделать или принести.
  • Показывать попарно изображения предметов, названия которых отличаются одной буквой (гора – кора, рот – кот).
  • Больше читать малышу сказки и стишки, развивая тем самым умение вслушиваться в чужую речь.

Любящие родители, проявив фантазию, могут придумать свои упражнения. Важно, чтобы занятия не носили строгий и обязательный характер, а проводились в игровой форме.

Логопедические примеры

В возрасте после 3–4 лет, когда ребенок уже умеет разговаривать, для формирования фонематического слуха можно выполнять специальные задания.

Проводить такие занятия с ребенком можно не только дома, но и гуляя в парке, ожидая в очереди, во время поездок в транспорте и т. п.

Игровые занятия, развивающие фонематический слух, следует проводить 2–3 раза в неделю. Регулярное выполнение упражнений улучшит понимание речи окружающих, произношение отдельных звуков, увеличит словарный запас малыша, поможет будущему школьнику успевать в учебе.

Если же самостоятельные занятия не дадут должного результата, необходимо обратиться к логопеду, который владеет специальными методиками по исправлению данного дефекта.

Как развивать фонематический слух у детей

Вход

Олеся Александровна Вишнякова
Как развивать фонематический слух у детей

Что такое фонематический слух и как его развивать?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.

Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.

При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет.

У ребенка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать? Конечно же, играючи! Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

У ребенка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Слуховое внимание детей можно развивать, использую такие игры:

«Какие звуки нарушают тишину?»: помолчать, прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь).

«Кто услышит больше звуков?»: назвать как можно больше звуков, которые ребенок слышит сейчас. Соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.

«Назови звуки улицы (леса и т. п.)»: игра способствует развитию не только слухового внимания, но и развивает память.

«Жмурки с колокольчиком».

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:

Игра «Эхо». Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама, а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка (ребенок должен в точности воспроизвести весь слоговой ряд). Постепенно можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам.

Игра «Живая азбука». Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх: З-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, Ш-Ж (по одной паре). На других карточках изображены предметы. Ребенок должен выбрать предметы, названия которых включают ту или иную букву, и разложить их по стопкам. Освоив «карточный» комплект предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) те предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только те вещи, начинающихся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов на заданный звук.

Игра «Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него по звучанию. Задача ребенка – услышать это другое слово и назвать его. Взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора. Можно подобрать другие ряды таких слов, например: Голос, голос, голос, колос, голос, голос, волос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса, коса, коса. Рама, рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама. Коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.

Можно использовать двустишия со словами-паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

На обед дали вкусный халат. У Аленушки новый салат.

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

Игра «Цепочка». Называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

«Как развивать у детей 4–5 лет представления о величине». Консультация для родителей Величина — это такое качество предметов, по которому они сравниваются друг с другом. Зачем нужны знания о величине? С одной стороны знания.

Что такое фонематический слух? Как же развивать фонематический слух? Рекомендации для родителей Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие.

Детские интересы: как их развивать Детские интересы, как их развивать. Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких.

Детские интересы, как их развивать Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его.

Как развивать интерес к чтению В наше время у детей есть все, что они пожелают. Некоторые родители покупают планшеты раньше, чем ребенок научился говорить. Вместо того,.

Как развивать талантливых и одаренных детей Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения? Одаренность – это свойство личности человека,.

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности» Консультации Как развивать музыкальные способности. Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь,.

Консультация для родителей «Фонематический слух-основа правильной речи ребёнка» Фонематический слух – основа правильной речи ребёнка. Каждая мама, отдавая ребёнка в детский сад, произносит одну фразу: «Может теперь.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности дошкольников» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Родительское собрание в подготовительной школе группе «Как развивать внимание ребенка» Цель: • показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; • познакомить родителей с методами и приемами развития.

Библиотека изображений:

Опубликовано в разделах:

  • Темочки

+3 Голосовать Комментарии: Всего комментариев: 3. Для просмотра комментариев Популярное из нового

Сегодня маленький Христос Спасенья Чудо нам принес. Сверкает снега серебро. И хочется дарить добро. И хочется летать, как птица. Любви Всевышнего…
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Лэпбук «Зима» для подготовительной группы…
Уважаемые, коллеги и друзья, предлагаю вашему вниманию фотоотчет о проведении спортивного развлечения для детей подготовительной группы «Зима пришла и…
Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы «Зима пришла и веселье принесла». Цель: Совершенствовать двигательные умения и…
Сценарий развлечения к международному дню «Спасибо» Подготовка к празднику. Провести беседу с детьми. Рассказать о значении слова — спасибо. Подготовить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *