Глас 1 тропарный

Значение слова &laquoглас»

  • ГЛАС, -а, м.

    1. Трад.-поэт. Голос (в 1, 4 и 6 знач.). Глас народа.□ Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. И звучный колокола глас Дрожит, обитель пробуждая. Лермонтов, Демон. А мы тем часом Свою в виду держали даль. И прогремела грозным гласом В годину битвы наша сталь. Твардовский, За далью — даль.

    2. (мн. гла́сы и гласы́). Название лада в церковной музыке; название напевов, составляющих систему церковного пения. В обиходе церковного пения употребляется 8 гласов или напевов. Помяловский, Очерки бурсы. умел хорошо петь на гласы и недурно знал церковную службу. Мамин-Сибиряк, Старая реформа.

    Трубный глас см. трубный. Глас вопиющего в пустыне ( книжн.) — о призыве, остающемся без ответа. Ни гласа ни воздыхания ( книжн.) — о полном молчании, безмолвии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Глас — неполногласный вид слова голос, употребляемый как церковнославянизм в высоком и поэтическом стилях речи:
    Глас — многозначный термин, применяемый в православной литургике и музыке православного обихода.
    Глас, Аренд (род. 1968) — голландский бобслеист, пилот.
    Глас, Бентли (1906—2005) — видный американский генетик и преподаватель.
    Глас, Хорхе (род. 1969) — эквадорский политический деятель, вице-президент Эквадора.

Источник: Википедия

  • ГЛАС, а, м. 1. То же, что голос в 1 и 4 знач. (церк.-книжн., поэт. устар.). Все природы голоса́ сливались тут, не раздался… лишь человека г. Лрмнтв. Г. вопиющего в пустыне (см. вопиющий). 2. Музыкальный тон, тональность церковных напевов (церк.). Песнь на г. восьмый.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово медработник (существительное):

Это слово знает
каждый ребёнок Достаточно
распространено Нечасто встретишь
в повседневной ситуации Узкоспециальный
термин Что это?
Впервые вижу Другое
Не знаю

Ассоциации к слову «глас»

  • гласность
  • разногласие
  • возглас
  • согласие
  • соглашение
  • (ещё…)

Синонимы к слову «глас»:

моление призыв мольба напев звук … (все синонимы к слову ГЛАС)

Предложения со словом «глас»:

  • Ты возложила на свои плечи ужасную ношу божьего гласа!
  • Из его блестящего хоботка исходит глубокий, долгий звук, как трубный глас.
  • И пришёл час — народы познали глас пастыря, положившего душу свою за овцы, и мир осенился знамением креста.
  • (все предложения)

Каким бывает «глас»:

трубный громоподобный зычный божественный небесный … (все определения)

Цитаты со словом «глас»:

  • «Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой она соприкасается с Богом, где она получает весть от Бога и слышит голос Божий.»
  • Я хотел стать теологом, но сейчас я вижу, как Бог прославляется через мой труд в астрономии, так как небеса возвещают славу Божью.
  • Истинно говорят, что музыка это речь ангелов!
  • (все цитаты)

Не единожды, приходя в Церковь, можно услышать слово «глас», которое является главной составляющей всех богослужений. Но на самом деле в нём скрыт более глубокий смысл, определяющий состояние человека, его выражение и стремление к Богу в слове, музыке, мысли и её выражении с помощью мелодии. О том, что такое глас в православии, далее в статье.

Православное песнопение — гласы

Гласы – это система в музыке, состоящая из 8-ми ладов, которая является основой всех самых давних песнопений Православной Церкви. В более широком смысле так называют определённый набор мелодий, на которые и поются песнопения – так называемый «шаблон» для исполнения.

Попевки каждого не похожи, так как в богослужении используются песнопения разных типов:

  • тропарь;
  • стихира;
  • прокимен.

И для каждого для них установлены разные напевы. Сделано это для того, чтобы пение было правильным как со стороны произношения текста, так и со стороны соответствия музыкального оформления. Поэтому нужно знать не только гласа по счёту, но и его тип.

И всё же музыкальная основа всех вариантов одного и того же гласа в первоначальном виде сохранилась и до сегодня.

Восьминедельный гласовый цикл

Восемь гласов символизируют количество недель, образуя таким образом восьминедельный гласовый цикл. Согласно некоторым свидетельствам,такую систему гласов ввёл преподобный Иоанн Дамаскин.

Всего гласов – 8, из них:

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

  • 4 основных или главных (прямых, или высоких);
  • 4 косвенных (побочных или низких).

Вместе образуют осмогласие – систему гласов, общепринятую для всей православной Церкви.

В христианстве каждый глас имеет характерную для него тональность, лад и мелодические обороты — попевки.

Существует следующее разделение:

  • четыре основных (атентических) гласа – 1,2,3,4;
  • четыре производных (плагальных) – 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му.

Каждый из произвольных завершает и углубляет содержание соответствующего основного.

Большинство песнопений, которые исполняются на богослужениях на одной неделе, строго подчинено одному из восьми гласов.

Их смена есть поочерёдной и происходит в вечер каждой субботы. Каждый глас, соответственно,исполняется на богослужении всю седмицу включительно воскресной всенощной. Восемь недель образуют гласовый цикл, который повторяется на протяжении года несколько раз.

Счёт гласов начинается, как правило, со второй седмицы после Пасхи. Далее – циклы повторяются. И на каждый день седмицы каждого гласа присутствуют части богослужений, которые можно изменять.

Гласы – достаточно сложные произведения. Они по-своему уникальны и своеобразны. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, как выучить гласы церковных песнопений.

Как выучить гласы

Так, в православии существуют определённые, простые и доступные, рекомендации по их изучению:

  • учить медленно, не спеша;
  • уделять особое внимание качеству изучения;
  • постоянно проверять себя (выступать в роли экзаменатора или режиссёра);
  • не забывать, что повторение – основа любого учения;
  • проделывать распевки (для формирования звука с точки зрения вокала);
  • не начинать разучивать следующий глас, пока не будет идеальным образом выучен предыдущий;
  • начинать осваивать тропарные гласы лишь тогда, когда будет освоено всё стихирное осьмогласие.

Именно это поможет выучить гласы быстрее и качественнее. Ведь в данном случае именно время играет важную роль для изучающего – чем дольше, тем лучше.

О том, что такое гласы в церковном песнопении, можно узнавать бесконечно, ибо в каждом из них кроется огромный и глубокий смысл истинного Слова Божьего, что соединяет человека с Создателем во время исполнения и делает его ближе к заветной жизненной цели – познанию и обретению благодати и вечной жизни.

Вот к примеру церковное песнопение — гласы 1, 8:

Глас 1

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;

Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;

Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;

Догматик «Всемирную славу»;

Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;

Рождества Христова «Христос раждается, славите»;

Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

Глас

Главная » Алфавитный раздел » Г » Глас

(117 голосов: 4.42 из 5)

См. раздел ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Глас Богословско-литургический словарь
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов (+Аудио)
  • Осмогласие
  • Тест: Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

Существует четыре основных (атентических) гласа — 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Звучание Описание
Глас 1 Т.н. глас Богоявления. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 2 Глас Исхода, напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3 Глас Небесной радости. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4 Глас Всепразднственный. Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5 Глас Поклонения. Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6 Глас Покаяния. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 7 Глас Преображения. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8 Глас Вечности. Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *