Гордость в библии

Главные грехи

Материал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Семь смертных грехов.

Гла́вные грехи́, или коренны́е грехи́ (лат. peccata capitalia) — термин, которым в христианстве называют основные пороки, лежащие в основе множества других грехов. В католическом богословии к ним относятся: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами. В православной аскетике им соответствуют восемь главных греховных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Современные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. В католицизме семь главных грехов отличаются от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

История учения о главных грехах

Восьмеричная схема на Востоке

Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Перечень восьми главных грехов был широко распространён в ранней аскетической литературе. Ещё Киприан Карфагенский, умерший в 258 году, в сочинении «О смертности» (в «Патрологии Миня» — De mortalitate) упоминал восемь главных грехов. Иоанн Кассиан в начале V века в сочинении «Собеседования» (Collationes) говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду. Однако первым христианским автором, в трудах которого точно и определённо излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» (в Добротолюбии это — «О восьми помыслах к Анатолию», в «Патрологии Миня» — De octo vitiosis cogitationibus).

В этом сочинении Евагрия Понтийского суть учения о главных грехах сформулирована в самом начале следующими словами: «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».

Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:

  1. Γαστριμαργία — дословно: чревоугодие (обжорство)
  2. Πορνεία — дословно: блуд (прелюбодеяние, половая распущенность)
  3. Φιλαργυρία — дословно: сребролюбие (алчность, корысть)
  4. Θλῖψις — дословно: скорбь (тоска, печаль)
  5. Ὀργή — гнев
  6. Ἀκηδία — уныние
  7. Κενοδοξία — дословно: тщеславие
  8. Ὑπερηφάνεια — дословно: высокомерие (гордыня, гордость)

После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, преподобных Нила Синайского, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и других, из поздних православных святых — святителя Игнатия Брянчанинова. Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость).

Восьмеричная схема на Западе

В западном христианстве учение о восьми главных грехах получило распространение благодаря трудам Иоанна Кассиана, который перенёс в западное монашество опыт аскетических традиций и практики, распространённых в Египте во второй половине IV в. В египетском монашестве Иоанн Кассиан испытал сильное влияние учения Евагрия Понтийского и, возможно, был знаком с Евагрием лично. Кассиан заимствует учение о восьми главных пороках (principalia vitia) или страстях (principales passiones), как принято в восточной христианской традиции, от Евагрия Понтийского. Отличием схемы Кассиана от схемы Евагрия является взаимное расположение страстей гнева и печали. О восьми главных грехах Иоанн писал в двух известных своих сочинениях: «О правилах общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и «Собеседованиях» (Collationes) между 420 и 427 годами.

Иоанн Кассиан писал на латыни, и его перечень восьми страстей в переводе с латыни таков:

  1. Gula (чревоугодие)
  2. Fornicatio (блуд)
  3. Avaritia (алчность)
  4. Ira (гнев)
  5. Tristitia (печаль)
  6. Acedia (уныние)
  7. Vanagloria (тщеславие)
  8. Superbia (гордыня)

После Кассиана восемь главных грехов в западном христианской традиции различали некоторые другие авторы, такие как Колумбан и Алкуин.

Западная схема семи главных грехов

Изображение семи грехов в книге Иоанна Бузаеуса (лат. Johannes Busaeus). «Panarion, hoc est, Arca medica variis diuinae scripturae, priscorumque Patrum antidotis, aduersus animi morbos instructa et in gratiam confessariorum concionatorum, et religiosae vita cultorum». 1608.

Число семь, укрепившееся в католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл папа Григорий I Великий. Он перечислил семь грехов, которые затем включил в катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia). Из восьмеричной схемы он объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. Он изменил также последовательность грехов, поставив на первое место гордыню, затем — другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец. В результате список семи грехов папы Григория получил следующий вид:

  1. Superbia (гордыня)
  2. Invidia (зависть)
  3. Ira (гнев)
  4. Acedia (уныние)
  5. Avaritia (алчность)
  6. Gula (чревоугодие)
  7. Luxuria (похоть, блуд).

Поэт Данте Алигьери в поэме Божественная комедия (около 1307—1321), во второй её части, описывает семь кругов чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов папой Григорием I.

В Средние века большое влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал святой Фома Аквинский, который занимался развитием этого учения в фундаментальном труде «Сумма теологии». Фома писал сочинения на латыни и в рассуждениях по этому поводу предпочитал употреблять термин vitium (англ. vice), подразумевающий в контексте порок, склад характера, склоняющий к совершению греха. Фома отличал это понятие от греха как неверного с моральной точки зрения действия. Он утверждал, что грех превосходит порок в зле.

Фома Аквинский определил главные пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как их главной причине». Фома рассматривал те же семь главных грехов, которые перечислил папа Григорий, но в несколько ином порядке. Тот же самый список главных грехов предоставлял святой Бонавентура в сочинении «Краткое изложение богословия» (Breviloquium).

К XVIII веку учение о семи смертных грехах проникает и в русское православие. В частности, его активно использует Тихон Задонский:

  1. гордость
  2. лакомство (сластолюбие) — безмерное желание внешних благ, желание иметь богатство и стяжание
  3. блуд
  4. обжорство или чревоугодие
  5. зависть
  6. гнев
  7. леность или уныние

  • Мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция
  • Superbia

  • Invidia

  • Ira

  • Acedia

  • Avaritia

  • Gula

  • Luxuria

Примечания

  1. ↑ Катехизис Католической церкви, 1866
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 O’Neil A. C. Sin // The Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. 14.
  3. ↑ Примечание. Катехизис католической церкви, 4 издание на русском языке 2001 г., с. 442.
  4. ↑ Восемь главных грехов // Жизнь во Христе. Нравственный катехизис. — Львов: Издательство Украинского Католического Университета, 2004. — С. 82—90.
  5. ↑ Cвященник Сергий Дергалев. Восемь главных страстей // Введение в православную аскетику
  6. ↑ Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними // Православие.Ру
  7. ↑ Катехизис Католической церкви, 1854—1863
  8. ↑ 1 2 Викентий Фрадински. Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского
  9. ↑ Cyprianus, De mortalitate, IV
  10. ↑ 1 2 Guy J.-C. Institutions // Sources chrétiennes. Vol. 109 / Texte latin revue, introd., trad. et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965. P. 11; Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров. М., 2006. С. 112
  11. ↑ Joannis Cassiani, Migne lat. s., t. 49, Collat V, cap. XVIII, col. 635 AB
  12. ↑ Авва Евагрий. О восьми помыслах Анатолию
  13. ↑ Evagrius Ponticus. «De octo vitiosis cogitationibus». Migne gr. s., t. 40, cap. I—IX, col. 1272—1276 AB
  14. ↑ Преподобный Нил Синайский. О восьми духах зла
  15. ↑ Преподобный Ефрем Сирин. О борьбе с восемью главными страстями
  16. ↑ Преподобный Иоанн Лествичник. О борьбе с восьмью главными страстями
  17. ↑ Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
  18. ↑ Иванов М. С. Грех // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 330—345. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  19. ↑ 1 2 Фокин А. Р. Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании // Богослов.Ру. — 16.11.2010.
  20. ↑ Омэнн Д. Глава 4. Монашество на Западе // Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ.. — Минск, 1994.
  21. ↑ John Cassian. Institutes (Book V) (англ.)
  22. ↑ Добротолюбие. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Общее очертание страстей и борьбы с ними и далее
  23. ↑ Полное изложение на русском языке: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей (Книги 5 — 12) // Писания преподобнаго отца Иоанна Кассиана Римлянина / пер. с лат. епископа Петра. — Издание 2-е. Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1892. — С. 7–27.
  24. ↑ John Cassian. Conference 5 (англ.)
  25. ↑ Busaeus, Johannes (1543—1611), Jesuit
  26. ↑ Sanctus Gregorius Magnus. Expositio in librum Iob sive Moralia, XXXI, xvii (лат.)
  27. ↑ St. Gregory the Great. Book 31 // Morals on the book of yob = Expositio in librum Iob sive Moralia. — London: Oxford, John henry Parker; J.G.F. and J. Rivinston, 1844. (англ.)
  28. ↑ Кротов Я. Г. История классификации греха
  29. ↑ Словарь церковных терминов и понятий. Приложение к учебному пособию … — Google Книги
  30. ↑ Кротов Я. Г. Классификация грехов у христиан разных эпох и разных конфессий // Радио Свобода, 28.02.2009
  31. ↑ Godsall-Myers Jean E. Speaking in the medieval world. — Brill, 2003. — P. 27. — ISBN 90-04-12955-3.
  32. ↑ Fr. William Saunders. What are Capital Sins? // Catholic Education Resource Center.
  33. ↑ Delany J. Vice // The Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. 15.
  34. ↑ St. Bonaventure. Breviloquium Архивная копия от 15 мая 2013 на Wayback Machine, III Архивная копия от 15 мая 2013 на Wayback Machine, 9.
  35. ↑ ДОЛЖНОСТЬ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ О СЕМИ СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ

См. также

  • Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие
Словари и энциклопедии
Нормативный контроль GND: 4185605-3
Главные грехи в христианстве
Восемь главных грехов в православии
Семь главных грехов в католицизме
  1. ↑ Перечислены в порядке следования, удобном для сравнения с последовательностью в католицизме
  2. ↑ Перечислены в порядке следования, указанном папой римским

Скрытая категория:

    Притчи Соломона

    Глава 16.

    1Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

    2Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

    3Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

    4Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

    5Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.

    6Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

    7Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

    8Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

    9Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

    10В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.

    11Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.

    12Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.

    13Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

    14Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

    15В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.

    16Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.

    17Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

    18Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

    19Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

    20Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

    21Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

    22Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.

    23Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

    24Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

    25Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

    26Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

    27Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

    28Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

    29Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; .

    31Венец славы — седина, которая находится на пути правды.

    32Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

    33В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

    Предыдущая книга

    Следующая книга

    » Предыдущая глава

    Следующая глава «

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *