Горицкий воскресенский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с юго-запада
59°51′26″ с. ш. 38°22′06″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Кириллов
Конфессия православие
Епархия Вологодская и Кирилловская
Тип мужской
Дата основания 1397 год
Настоятель Игнатий (Депутатов), митрополит Вологодский и Кирилловский
Наместник наместник- игуменом Анастасий (Додарчук)
Статус Объект культурного наследия № 3510152000№ 3510152000
Сайт kirillov-monastyr.ru
Кирилло-Белозерский монастырь на Викискладе

Кири́лло-Белозе́рский монастырь (также Кириллов монастырь) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области, который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Фотография Сергея Прокудина-Горского. 1909

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина». На рубеже XV и XVI веков Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведённый в 1497 году артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с Большим Успенским монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.

Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

Кирилло-Белозерский монастырь в XIX веке

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с восемью башнями. Внутри стен стояло девять каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 году священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провёл здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.

В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля монастыря Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского.

Игумены, настоятели и наместники

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

игумены

  • Кирилл (1397 — 9 июня 1427)
  • Христофор (1427—1433)
  • Трифон (1433—1447)
  • Кассиан (1448—1465)
  • Филофей (1465—1466)
  • Кассиан (вторично) (1466—1471)
  • Нифонт (1476—1482)
  • Серапион (1482—1484)
  • Гурий (Тушин) (1484—1485)
  • Иоанн (14 июля 1506—1514)
  • Алексий (упом. 1520—1525)
  • Досифей (1533 — март 1539)
  • Афанасий (Палецкий) (1539 — 18 июня 1551)
  • Пимен (Чёрный) (? — 20 ноября 1552)
  • Симеон (1552—1555)
  • Косма (1572—1581)
  • Сильвестр (до 1593)
  • Иоасаф (1600—1603)
  • Матфей (1606—1615)

архимандриты (c середины XVII века)

  • Иринарх (1705—1732)
  • Феофилакт (Губанов) (14 июля 1732 — 15 декабря 1733)
  • Симон (Лагов) (август 1761 — 28 октября 1764)
  • Иакинф (Карпинский) (1774—1792)
  • Арсений (Тодорский) (1792—1796)
  • Каллист (Звенигородский) (1796—1800)
  • Вениамин (Жуков) (1802—1809)
  • Гедеон (Мошатин) (1818—1829)
  • Иннокентий (1829—1840)
  • Варлаам (Денисов) (31 января 1852 — 22 марта 1857)
  • Иаков (Поспелов) (1866 — 16 января 1896)
  • Никодим (29 января/6 февраля 1896 — 22 января 1900)
  • Феодосий (22 января 1900 — 7/12 сентября 1907)

епископы Кирилловские (c 1907)

  • Иоанникий (Дьячков) (1907—1916)
  • Варсонофий (Лебедев) (8 января 1917 — 15 сентября 1918)
  • Тихон (Тихомиров) (1920—1924)

Наместники

  • Анастасий (? — 1924)
  • Игнатий (Молчанов)

Подворья монастыря

Москва

Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре. В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь.

Вологда

В XVII—XVIII веках, когда монастырь относился к Вологодской епархии, его подворье имелось и в Вологде. Каменный храм Кирилла Белозерского на Соляном дворе был построен в 1650—1653 годах (снесён в 1963 году).

Музей

Основная статья: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

После упразднения монастыря ризница была разграблена; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х годов разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, Сергей Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы (1486); мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий большой коллекцией.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

В середине июня 2018 года Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он выразил надежду, что «совместными усилиями вопросы взаимодействия культурных учреждений и Церкви будет решаться в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». В сентябре 2018 года Вологодская епархия повторно подала заявки в Росимущество о передаче ей в пользование здание Братских келий Кирилло-Белозерского музея для полноценного возрождения монашеской жизни в нём (первая заявка была отклонена по техническим причинам — из-за неполного комплекта документов). Музей-заповедник предложил вместо Братских келий предоставить Церкви здание духовного училища (Священнические кельи).

Современность

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 года игумен Игнатий (Молчанов) освобожден от должности наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря и назначен на должность наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды.

Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия с 14 декабря 2015 исполняющим обязанности наместника монастыря назначен иеромонах Анастасий (Додарчук).

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года часть икон была возвращена в Кириллов.

В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи прп. Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки
Деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы Новый город 1485 год
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня Большой Успенский монастырь 1595 год
Колокольня Большой Успенский монастырь 1757—1761 гг.
Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника Большой Успенский монастырь 1523 год и 1572 год соответственно
Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского, игумена Кирилла Белозерского Большой Успенский монастырь 1497, 1554, 1645, 1785 (1585) годы соответственно.
Церковь Архангела Гавриила. Построена на вклад Великого московского князя Василия III Большой Успенский монастырь 1531—34 гг.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой Большой Успенский монастырь 1519 год
Больничная церковь Евфимия Великого Большой Успенский монастырь 1646 год
Церковь Иоанна Предтечи. Построена на вклад Великого московского князя Василия III Ивановский монастырь 1531—34 гг.
Церковь преподобного Сергия Радонежского, с трапезной палатой Ивановский монастырь 1560 год и 1594 год

Стены и башни

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки
Стены ограды Нового города Новый город XVII век
Белозерская (Озерная, Большая Мережная) башня Новый город 1660-е гг.
Вологодская башня Новый город 1656 год
Казанская башня с въездными воротами Новый город 1659 год
Косая (Караульная) башня Новый город 1662 год
Кузнечная башня Новый город 1670-е гг.
Московская (Ферапонтовская) башня Новый город 1660 год
Грановитая (Смоляная, Плотничья, Часовая) башня (фрагмент) Большой Успенский монастырь XVI век
Малая Мережная башня (фрагмент) Большой Успенский монастырь XVI век
Наугольная башня (Рыболовецкая палатка) Большой Успенский монастырь
Поваренная башня Большой Успенский монастырь XVII век
Свиточная башня Большой Успенский монастырь XVI век
Хлебная башня Большой Успенский монастырь XVII век
Стены ограды Успенского монастыря Большой Успенский монастырь XVI век
Глухая (Котельная, Воскобойная) башня Ивановский монастырь XVI век
Стены ограды Ивановского Горнего (малого) монастыря Ивановский монастырь XVI век

Прочие помещения

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки
Ветряная мельница из деревни Щёлково Новый город XIX век
Солодешная палата (фрагмент) Новый город, Острог 1570-е гг.
Кельи (домик келаря) Большой Успенский монастырь XVII век
Архимандричьи кельи Большой Успенский монастырь 1647—48 гг.
Монашеские кельи (Братский корпус) Большой Успенский монастырь конец XVII — начало XVIII вв.
Поваренные (Уксусные) кельи Большой Успенский монастырь 1680-е гг.
Священнические кельи Большой Успенский монастырь XVII век
Кельи (Духовное училище) Большой Успенский монастырь XVII век
Монастырский архив Большой Успенский монастырь конец XVII — начало XVIII вв.
Большие больничные палаты Большой Успенский монастырь 1643—44 гг.
Казённая палата Большой Успенский монастырь XVI век
Поварня с погребами Большой Успенский монастырь XVI век
Малая Больничная палата Ивановский монастырь 1730-е гг.
Каменные сени над крестом, отмечающим место первой кельи преподробных игумена Кирилла и Ферапонта Белоезерских Ивановский монастырь XIX век
Каменные сени над часовней преподобного игумена Кирилла Ивановский монастырь XIX век

Монастырь в кино

  • 1971 — «Достояние республики»
  • 1975 — «Крестьянский сын»
  • 1997 — «Грешная любовь»
  • 2007 — «Апостол»
  • 2010 — «Раскол»
  • 2010 — «Студенческий роман»
  • 2016 — «Монах и бес»

В 1975 году внутри монастыря снимался художественный фильм о герое-«орлёнке» Гражданской войны Косте Байкове «Крестьянский сын». По свидетельству одного из участников съёмок, жители местных деревень крестились при виде едущей конницы, переодетой в белогвардейскую форму, а в 2007 году гости города и местные жители были шокированы нацистской свастикой, видневшейся во время съёмок сериала «Апостол» над конюшенными воротами в тюремный дворик монастыря.

Примечания

  1. ↑ Произносится не «Кирилло-Белозёрский», а «Кирилло-Белозерский». Название через Ё приводится в нескольких книгах 20-х, 30-х годов XX века, позднее только Белозерский.
  2. ↑ Гипотеза о том, что Кирилл был связан с ними узами родства через Александру Вельяминову, мать Дмитрия Донского, в настоящее время историками отвергнута.
  3. ↑ Шибаев М. А. Кодикологическое исследование рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV в.: итоги и перспективы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2007. — № 3 (29). — С. 127.
  4. ↑ Ефросин, монах Кирилло-Белозерского монастыря.
  5. ↑ Примером может служить новгородский архиепископ Пимен.
  6. ↑ Анисим Самсонов. Православная энциклопедия.
  7. ↑ 1 2 3 4 5 Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — С. 12—13.
  8. ↑ Гедеон (Мошатин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. ↑ Забелин И. Е. История города Москвы. Сочинение Ивана Забелина. Написанное по поручению Московской городской думы. -М., 1905.
  10. ↑ Кирилло-Иоанно-Богословская церковь
  11. ↑ РПЦ отказалась от притязаний на церковь в составе Кирилло-Белозерского музея. ТАСС (13.11.2018). Проверено 14 ноября 2018.
  12. ↑ ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года (журнал № 85)
  13. ↑ Указ № 377 О назначении и. о. наместника Кирилло-Белозерского монастыря иеромонаха Анастасия
  14. ↑ Автосвидетельство актёра Сергея Куракина.

Библиография

  • Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. — 2010. — № 3—4 (19—20). — С. 17—117.
  • Туркин А. М., Боев М. А. Кирилло-Белозерский монастырь // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. — Вологда: Русь, 2006. — С. 241—245. — ISBN 5-87822-305-8.
  • Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. — СПб., 2012. — 406 с. —1 ISBN 978-5-98874-078-3.
  • Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 184 с. — (Памятники городов России).
  • Мельник А. Г. Визуальная репрезентация культа святого Кирилла Белозерского в основанном им монастыре в XV—начале XVII в. // ТОДРЛ. — СПб.; Росток, 2016. — Т. 64. — С. 365—374. — ISBN 978-5-94668-205-3.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
  • Мельник А. Г. Кирилло-Белозерский монастырь как центр почитания русских святых в XVI веке // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2010. — Вып. 12. — С. 67—72.
  • Мельник А. Г. Об интерьерах некоторых храмов Белозерья конца XV — первой половины XVI вв.] // История и культура Ростовской земли. 1993. — Ростов, 1994. — С. 93—101.
  • Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — СПб., 1910.
  • Сойкин П. П. Кирилло-Белозерскй монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 126—128. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Шибаев М. А. К вопросу о ранних этапах формирования библиотеки Кирилло-Белоезерского монастыря. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 1(43). — С. 31—35.
  • Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. — СПб., 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-98874-092-6.

Ссылки

  • Кирилло-Белозерский монастырь — официальный сайт
  • Кирилло-Белозерский музей — официальный сайт
  • Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский на сайте «Русское православие»
  • Преподобный Кирилл Белозерский — сайт о преподобном Кирилле и его монастыре

Горицкий Воскресенский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Горицкий Воскресенский монастырь
59°52′ с. ш. 38°16′ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Село Горицы
Конфессия Православие
Епархия Вологодская и Кирилловская епархия
Тип женский
Основатель Ефросинья Старицкая
Дата основания 1544
Основные даты
1932 — упразднён
1999 — вновь открыт
Здания
Воскресенская церковь • Троицкий собор • Покровская церковь • Введенская церковь
Известные насельники Ефросинья Старицкая
Анна Колтовская
Мария Нагая
Ксения Годунова
Настоятель Евфалия (Лебедева)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 351520255240006 (ЕГРОКН). Объект № 3510153000 (БД Викигида)
Состояние Действующий
Горицкий Воскресенский монастырь на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Горицкий монастырь.

Горицкий Воскресенский монастырь — женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Основание монастыря

Основан монастырь в середине XVI века княгиней Ефросиньей Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца в 1544 году, именно эту дату и принято считать годом основания монастыря. Тогда же была построена новая тёплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Сохранились имена игумений первых лет Горицкой обители: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь, и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по её изволению, и для береженья велел у неё в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

Рака с мощами Ефросиньи и Иулиании в Горицком монастыре
(фотография 1909 года)

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в монастыре были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарьи свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфы. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольги.

В 1727 году, после опалы Александра Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Верёвкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 — 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определённого в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 — 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 — 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Здания монастыря

Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенский собор

Двухэтажный каменный Воскресенский собор построен в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время собор не действует и нуждается в значительной реставрации.

Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1909

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. Ныне собор восстановлен и освящён в 2016 году.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX — начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX—XXI веках

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

В монастыре постоянно живут 10—20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря — игуменья Евфалия (Лебедева).

В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Настоятельницы

  • Маврикия (Ходнева) (1810—1855)
  • Арсения (Клементьева) (1855—1863)
  • Филарета (Сыромятникова) (1863—1885)
  • Нила (Ускова) (1885—1895)
  • Арсения (Корчагина) (1895—1904)
  • Адриана (Свешникова) (1904—1910)
  • Асенефа (Корчагина) (1910—)
  • Зосима (Рыбакова)
  • Евфалия (Лебедева) (1999 — 7 марта 2018)
  • Тавифа (Федорова) (с 7 марта 2018)
  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Сведения о Горицком женском монастыре. — Кириллов, Вологда, 1994.
  2. ↑ Веселовский С. Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси // . Том // Исторические записки. — 1947. — Т. 22.
  3. ↑ Раков Э. Горицкие затворницы // Монастырь опальных княгинь. — СПб.: Концепт, 1995. — 72 с.
  4. ↑ Флоря Б. Н. Разгром Новгорода Великого // Иван Грозный. — М.: Мол. гвардия, 1999.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 Аринин В. Легенды и были девичьей обители. — М.: Памятники Отечества, 1994.
  6. ↑ Варламов А. Сенсационная находка // Речь : газета. — 24.10.2007. Архивировано 1 марта 2012 года.
  7. ↑ Необычная находка или сенсационное открытие?. Служба информации Радиостанции «Трансмит» (24.10.2007). Проверено 6 июня 2009. Архивировано 1 марта 2012 года.
  8. ↑ 1 2 3 4 5 Воскресенский Горицкий женский монастырь на сайте Вологодской епархии
  9. ↑ Горицкий монастырь // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  10. ↑ Демкин А. Могила княгини Дарьи Михайловны Меншиковой в селе Верхний Услон // История Петербурга. — № 2(60). — 2011.
  11. ↑ Летопись Горицкого монастыря. Архивировано 6 августа 2012 года.
  12. ↑ Сестры Горицкого монастыря записали и сохранили устное повествование архимандрита Феофана о старце Клеопе Покровском.
  13. ↑ Воскресенский Новодевичий монастырь. Архивировано 6 августа 2012 года.
  14. ↑ Г. Бочаров, В. Выголов. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. — М., 1969.
  15. ↑ 1 2 Раков Э. Экскурсия по монастырю // Монастырь опальных княгинь. — СПб.: Концепт, 1995. — 72 с.
  16. ↑ Возвращённые имена (недоступная ссылка)
  17. ↑ Возвращённые имена (недоступная ссылка)
  18. ↑ В Горицком монастыре в Вологодской области обвалилась стена XVI века — Портал-Credo.Ru

Литература

Горицкий Воскресенский монастырь на Викискладе
  • Летопись Горицкого монастыря (Публикация, вступительная статья и комментарии Г. О. Ивановой)
  • Куликов С. Б. Некоторые итоги исследований истории возникновения и строительства соборного комплекса Воскресенского Горицкого монастыря
  • Рихтер Д. И. Горицкий-Воскресенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Смирнов А. И. Горицкий Воскресенский женский монастырь во второй половине XIX века
  • 1661 г. мая 31. — Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых. (Подготовка к публикации Ю. С. Васильева)
  • Сойкин П. П. Горицкий Воскресенский монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 146-147. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Е. Э. Спрингс, А. В. Маштафаров, Е. Р. Стрельникова. Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 113-118. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *