Херувим и серафим

Греческое слово «ангел», как и еврейское «малак» и мусульманское «малайка», означает одно и то же — «вестник». Небесные духи, вестники богов, эти своеобразные нити жизни, соединяющие людей с их создателями, известны многим народам. Викинги называли их валькириями, греки — орами. В Персии были фраваши, а иногда их путали с пери и гуриями, бесполыми женоподобными существами. Римляне знали их как гениев, а индийцы высших небесных духов именовали асурами, а низших — апсарами. Ангелы присутствуют в зороастризме, в буддизме, в даосизме. Они известны ассирийским и месопотамским мудрецам. Вера в ангелов пронизывает манихейские сказания. Шаманская практика так же предполагает знакомство с крылатыми существами-вестниками.

Ангелы — общее имя для очень разных существ, разделяющихся на три триады или девять ангельских чинов. Первыми и высшими среди них являются престолы, серафимы и херувимы. Престолы названы так потому, что находятся ближе остальных к престолу Господа, они высшие силы самоотдачи и самопожертвования. О них в своей «Книге ангелов» современный исследователь Софи Бернхэм пишет так «У Престола Божия ангелы лишены облика, присутствуя там как чистая первичная энергия, громадные, стремительные огненные шары, подобные сверхновым звездам, кружащиеся, вращающиеся, носящиеся в черном пространстве.

Создав человека по своему образу и подобию, Бог научил нас и системе подчинения, которая похожа на то, как устроено Царство Божие. Архистратиг Михаил – Главнокомандующий небесным воинством. Соответственно, существуют и чины Ангелов. Без четкого подчинения навести в любой структуре порядок сложно, потому и девять ангельских чинов были устроены Господом как раз для высокой результативности управления Небесным Царством.

Немаловажно понимать, что наделенный возможностями без границ Бог, порой вынужден отвлечься от одного вопроса, чтобы заняться другим. Ведь существующий мир так непрочен, чтобы выдержать прямое вмешательство Творца. Богу требуется подмога. И девять ангельских чинов непосредственно для этого и существуют. Всевышнему подчиняются Херувимы и Серафимы, которые сотрудничают с Престолами, те управляют Господствами и Силами, которым подчинены Власти, управляющие Началами и Архангелами, в подчинении у которых Ангелы. Девять чинов подразделяются на три триады. Таким образом, первая триада – те, кто находится в тесной приближенности к Богу; вторая выделяет божественную основу мироздания и владычества миром; третья- те, кто находится близко к людям, к человечеству.

Они называются колеса или престолы, и не могут быть изображены даже символически, но мистики, созерцавшие их и слышавшие их оглушительное молчание, знают, что они видели, и потому подавлены этой силой». Впрочем, иногда престолы изображались как огненные колеса с крыльями. Все их тело будто бы состояло из множества глаз, способных охватить своим взглядом все. Пожалуй, они единственные среди ангелов, кто даже отдаленно не напоминает человека.

Огненные духи серафимы в своем шестикрылом теле воплощают великий космический принцип всеобщей любви: само их имя в переводе с халдейского означает Любовь. Их облик довольно подробно описан в библейской Книге пророка Исайи: «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»

Лишь по укоренившемуся недоразумению иногда считают херувимов низшими ангелами и изображают в виде детей с крыльями. Херувимы, принадлежа к высшей триаде небесных созданий, символизируют Мудрость и бесконечные Силы, они — стражи небес.

Об этом свидетельствует и Книга Бытия, где описано, как Господь изгнал из рая согрешившего Адама: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни». И уж совсем не похожи на розовощеких младенцев херувимы, виденные пророком Иезекиилем: «Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.

С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лицо львиное». Столь грозные ангелы охраняли ковчег со скрижалями завета — Божественными правилами человеческой жизни.

На плечах этих могучих духов покоился сам престол Господа, который они легко переносили с одного места в другое: «И воссел (Бог) херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра».

Херувимы больше, чем престолы и серафимы, напоминают людей: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их».

О назначении высших небесных духов в книге «Божественная эволюция» пишет Эдуард Шюре: «Высшая триада (Престолы, Херувимы и Серафимы) являются триадой лучезарных и вдохновляющих Сил, которые действуют в ансамбле Космоса, они составляют часть Божественной сферы как таковой, поскольку они, в сущности, находятся над Пространством и Временем, как и сам Бог, они проявляют Бога во Времени и Пространстве».

Ниже находится вторая троица ангелов — власти, силы и господства. Византийский богослов V в. Дионисий Ареопагит считал господства первыми среди них, четвертыми в небесной иерархии духовных сил. Если силы первой иерархии распространяли божественный свет, мудрость и вдохновение, то вторые — упорядочивали и уравновешивали. Высшие ангелы управляли Вселенной, средние — планетами, в том числе и нашей Землей. Если серафимы, херувимы и престолы сеяли в межзвездных пространствах идеи любви, мудрости и воли, то господства, силы и власти гармонизировали формы всего сущего и его движение. Они сокращали путь от общей идеи к ее конкретному воплощению. О них, покорившихся власти Христа, говорится в новозаветном «Первом послании апостола Петра»: «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен по плоти, но ожил духом, который, взойдя на небо, пребывает рядом с Богом, и которому покорились ангелы и власти и силы». Но и среди этих ангелов появились противники Бога, о которых говорится в «Послании к Ефесянам»: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Ближе всего к людям начала, архангелы и собственно ангелы, которые ведают идеей индивидуальности, божественного огня и самой жизнью людей. И далее он пишет: «Начала, или Духи начала, уже зачали Архангелов… Ведь Начала являются наиболее могущественными магами среди Элохим. Они одной лишь силой воли могут дать жизнь и индивидуальность своим Мыслеформам… Благодаря дуновению Начал, Архангелы восстают и становятся жизнью». Так появились архангелы, многих из которых мы знаем по именам: это небесный военачальник Михаил; Гавриил, который явился к деве Марии с благой вестью о том, что у нее родится сын Иисус; ангел-целитель Рафаил, а также Уриил, Иегудиил, Йеремиил, Салафиил, Варахиил и многие, многие другие.

Ян ван Руйсбрук в своей книге «Семь шагов по лестнице» сообщил: «Высшие чины ангельские (херувимы, серафимы и престолы) не участвуют в нашей борьбе с пороками и пребывают с нами лишь тогда, когда превыше всякого разлада мы соединимся с Богом в мире, созерцании и вечной любви». Действительно, как им, управляющим галактиками и системами звезд, разглядеть беды каждого из нас, одного в многомиллионной массе? Только ангелы, которые по народному поверью, пребывают у каждого человека за правым плечом, всегда в курсе наших радостей и горестей. Они знают о нас все и в трудную минуту спешат на помощь. Зачем они это делают? Ответ заключен в девяностом псалме Давида, где поется: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». О том же писал великий индийский поэт Рабиндранат Тагор: «Я полагаю, мы свободны в определенных пределах, однако невидимая рука или ангел-проводник, подобно скрытому пропеллеру, движут нами».

Они заботятся о нас при жизни, и в скорбный час к нам спускается ангел, чтобы стать нашим проводником в Мир смерти. А к поэтам в час вдохновения прилетает крылатая муза. И, может быть, лучше всего сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «Среди бурных кризисов, среди нестерпимых испытаний, среди устремлений, исключающих сочувствие, и является ангел».

Поделитесь впечатлениями

  • Все в мире подчиняется строгим законам и иерархии. Без порядка не возникли бы города не развилась цивилизация. Но иерархия прослеживается не только в материальном плане бытия, но и в духовном или по другому — ангельский мир.

    Не стали исключением ангелы, помогающие Богу в его делах и ставшие проводниками Его воли. Структура ангельской иерархии четко разделена на три сферы, в каждой из которых имеются свои чины ангелов.

    Икона, изображающая все девять ангельских чинов: архангел, серафим и т.д.

    В каждой религии имеется свои ангелы, архангелы и другие силы небесные, но, разумеется, называются они по-другому.

    Ангелы христианства

    Современная Ангелология начала формироваться на начальных этапах развития христианства. Тогдашние теологи серьезно отнеслись к вопросу создания схем иерархий этих существ. При этом каждая схема разделена на несколько уровней, которые позже стали именоваться хорами.

    Разумеется, христианские теологи придумывали все это не из головы. В качестве источника информации ими использовались Ветхий и Новый Заветы. Это подтверждается тем, что в иудаизме (из которого в христианство последовало множество традиций) нет таких ангельских чинов, как архангел или «начальство».

    Миниатюра, изображающая Серафима, поддерживающего Престол Божий

    Так как все эти схемы создавались примерно в одно время, то они часто перекликаются между собой. При этом часто случалось, что иерархии и хоры подвергались серьезному увеличению или наоборот недосчитывались ранее имеющихся чинов.

    Однако, встречались в истории и примеры схем с радикально отличающимися положениями. Более того, имелись иерархии обратной схемы исполнения (от низшего к высшему).

    Как пример можно привести иерархию, построенную и описанную Афанасием Великим: он не стал систематизировать всю информацию и просто перечислил все имеющиеся чины.

    Те, кого сейчас называют херувимами, на самом деле образ древнегреческого Амура.

    Первый появившийся трактат, в котором более-менее основательно произвелась работа по структурированию скопище ангелов назывался «Ариопагитики». Именно этот талмуд в своих работах использовали теологи, как источник подробного описания хоров.

    Эта книга принадлежит руке Псевдо-Дионосия и в ней иерархия небесных сил показана по возрастающей. Где все более и более важные ангелы размещались выше остальных.

    В трактате «О небесной иерархии» имеется два варианта расположения иерархии небесных сил. Как так получилось объясняется в труде более позднего времени — Схилии к «Ареопагитикам».

    Иллюстрация, изображающая Макария Великого и Херувима

    Еще одной интересной схемой можно назвать видение иерархии от Хильдегарды, что описано в труде «Познай пути света, то есть Господа». В этой схеме имелось девять хоров, которые имели свою символичность:

    1. Ангелы вместе с архангелами соответствовали телу и душе.
    2. Серафимы и херувимы относились к любви к Богу и знания.
    3. Промежуточная пятерка символизировала чувства человека (зрение, осязание и пр).

    Постепенно часть схем атрофировалась, другая — переродилась. Отбрасывались неправильные, по мнению богословов, представления об иерархии. В конечном итоге каноничной стала ареопагитскую схема. В ней имелось три сферы в каждый три группы.

    Небесная иерархия в православии слабо отличается от таковой в католицизме.

    Сферы ангельских чинов и ранги ангелов (по нисходящей)

    Первая сфера:

    • серафимы;
    • херувимы;
    • престолы.

    Вторая сфера:

    • господства;
    • силы;
    • власти.

    Третья сфера:

    • ангелы;
    • архангелы;
    • начала.

    Разумеется, вышеописанная схема не раз дорабатывалась и расписывалась. Нередко появлялись новые интерпретации иерархий.

    Ангел, просто ангел

    Чины Первой сферы

    Все 9 чинов ангельских в православии не сильно отошли от католического канона:

    Серафимы (От древнееврейского Saraf — пылающий) Описывается в Библии всего один раз: Предстает в виде ангела, обладающего тремя парами крыльев. Верхняя пара закрывает голову (в ряде источников утверждается, что серафим имеет птичью голову, но от нее исходит столь яркое сияние, что ее нельзя рассмотреть), средняя пара – летательная, нижняя – прикрывает ноги. Серафимы поклоняются Богу и воплощают его волю на Земле. Наивысший ангельский чин.
    Херувим (в переводе – «подобный юноше») Как и серафим имеет наиболее близкое отношение к Богу. Однако, находится на ступень ниже серафимов.
    Престол Как это не прозвучало бы грубо, но используется Всевышним в качестве табуретки. Бог восседает на них и ведет свой Суд.

    Вторая Сфера

    Господства Выполняют функцию помощников земных властителей. Дают им дельные советы, направляют на путь истинный и не поддаваться физическим искушениям
    Силы Отвечают за возможность святых творить чудеса и предвидеть будущее
    Власть Отвечают за подавление дьявольских сил

    Архангел Михаил

    Третья Сфера

    Начала Им поручено управлять Вселенной и всевозможными стихиями
    Архангелы Выполняют почетную функцию учителей. Обучают людей как правильно поступать в жизненных ситуациях
    Ангелы Из всей ангельской иерархии наиболее близкие к людям создания. Их можно назвать Божьими глашатаями. Однако, в их обязанности входит наставление людей на путь праведный, в этом и заключается сила ангелов

    Вышеописанная таблица полностью отвечает на вопрос сколько в христианской религии ангельских чинов. Как видно в иерархии рая нет ничего сложного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *