Храм на рижской

14 февраля 2018 года

Святой мученик Трифон в Москве

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 — 244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Декий (249 — 251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь.

Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено.

Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Этот эпизод описан в романе А. К. Толстого Князь Серебряный:

«Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.

Максим узнал одного из царских сокольников.

— Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! — отвечал сокольник, показывая своего кречета. — Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною свое чудо! — Сокольник снял шапку и перекрестился. — Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь — пожалую тебя, не достанешь — голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! — сказал ратник, — не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!

Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.

— Максим Григорьич, — прибавил он, утирая слезы, — теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет.»

Легенда была отражена на одной из фресок храма (XVI—XVII веков), изображающей всадника с соколом на вытянутой руке.

Святому Трифону молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения, в случаях порчи плодов, о прогнании лукавых духов от человека. Святой мученик считается покровителем охотников и рыболовов. Москвичи традиционно молится мученику Трифону о помощи в поиске работы и об устроении семейной жизни.

Мощи

Мученическая глава святого Трифона хранится в кафедральном соборе святого Трифона в черногорском городе Которе. В католическом храме, за решеткой стоит большой ковчег с мощами. Открывают их один раз в сто лет.

Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трёх ковчежцах в икону, находившуюся в церкви Трифона в Напрудном (Трифоновская улица, д. 38). Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы Знамения Божией Матери в Переяславской слободе. Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве. Частичка мощей мученика Трифона хранится в Храме в честь Корсунской Иконы Божьей Матери в селе Корсунь Орловской области.

Самой известной и почитаемой иконой мученика Трифона в России с частицами его мощей в трех ковчежцах является образ, находящийся в храме иконы Знамения Божией Матери.

Храм мученика Трифона в Напрудном

Москва

  • Описание и контакты
  • 2 Отзывы

1

Перейти на официальный сайт www.triphon.ru

  • Описание и контакты
  • Отзывы

Храм мученика Трифона в Напрудном — одна из действующих культурных площадок, на основе которой проводится большое количество разноплановых мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Для гостей города храм представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры, возможный пункт экскурсионной программы. Это также центр духовной жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Более подробную информацию можно найти на сайте www.triphon.ru.

Храм мученика Трифона в Напрудном располагается по адресу: р-н Мещанский, Трифоновская, 38 ст1, рядом с метро Рижская.

Режим работы: ежедневно: 09:00 — 19:00.

Рядом находятся: салон красоты Эльза на Трифоновской улице, Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского на улице Щепкина, банкомат Сбербанк на улице Щепкина, 61/2 стр 54, средняя общеобразовательная школа № 2107 с дошкольным отделением на метро Рижская, супермаркет Продукты из Армении на метро Рижская.

Тип храмы Адрес: Москва, Трифоновская, 38 ст1 Время работы: ежедневно: 09:00 — 19:00 Закроется через 6 час. 24 мин.

Похожие культурные места поблизости

  • 5 Volchok studio Электрический переулок, 8с2 Елена Очень люблю эту студию! Я впервые открыла для себя это место примерно год назад и с тех пор регулярно хожу на занятия в студию. В Volchok studio всегда невероятно дружелюбная атмосфера, здесь я не только погружаюсь в творчество, но и просто…
  • 4.2 Государственный исторический музей на Красной площади Красная площадь, 1 Lidiya Sigaitseva Интересно, в идеале с экскурсией, очень познавательно
  • 4.9 Музей русской иконы на Гончарной улице Гончарная улица, 3 строение 1 Александр Кузнецов Музей русской иконы — сказочное место, уникальная возможность насладиться русской культурой!!! Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Огромное спасибо за позитив!

1 фотография посетителей из Форсквера

Средняя оценка — 2.5 на основании 2 отзывов и 2 оценок.

Культурные места на Рижской

Храм мученика Трифона в Напрудном — ближайшие культурные места

  • Олимпийский проспект, 9 ст1
  • Олимпийский проспект, 9
  • Трифоновская, вл24

Культурные места в ЦАО

  • Большая Садовая, 10
  • Большой Афанасьевский переулок, 24
  • Комсомольская площадь, 4

Культурные места в Мещанском районе

  • Кузнецкий мост, 12/3 ст1
  • Мира проспект, 26 ст1
  • Щепкина, 47 ст2

Храмы, соборы, церкви в Москве

  • Щепкина, 61/2 ст25
  • Советской Армии, 12 ст1
  • Гиляровского, 35

Типы культурных мест

  • 169 мест
  • 18 мест
  • 1 место

Рекомендуем также

  • 15 мест
  • 15 мест
  • 51 место

vladimirdar

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире…

Храм святого Трифона в Напрудном или Откуда есть пошло Чудо «Скорой Помощи» vladimirdar February 11th, 2015
Всего 31 фото
Давно уже я собирался рассказать об этом удивительном, небольшом, но возвышенном храме святого Трифона в Напрудном, что в Москве на Рижской. В начале лета я выложил в ЖЖ пост о святом Трифоне, где поведал об этом христианском и практически уже исконно русском святом. И поскольку поисковые запросы на ключевое слово «святой Трифон» по данным метрики у меня занимает самое высокое место из всех, я подумал, что рассказать о храме святого Трифона в Напрудном с легким погружением в исторический контекст будет для многих очень актуально, востребовано, да просто, любопытно, с одновременной возможностью осмотреть его внимательно и со всех сторон.
Храм святого Трифона в Напрудном является интереснейшим архитектурным объектом и важнейшим памятником древнерусского зодчества в столице, поскольку это практически единственный уцелевший и древнейший русский храм XV-го века вне границ Московского Кремля, исключая, по всей видимости, Спасский собор Андроникова монастыря. Его история любопытна, таинственна, загадочна, как и сама историческая личность святого Трифона и связанные с ним чудеса. Я не буду подробно останавливаться на истории этого святого — о нем можно прочитать в моем посте, ему посвященном. Здесь же мы узнаем о самом храме святого Трифона, его истории происхождения и строительства, многочисленных загадках и вопросах, которые во многом остались пока неразгаданными нашими современниками.
Поводом для появления этого храма стала известная легенда с обретением в этих исконно великокняжеских охотничьих угодьях утерянного царского кречета сокольничим Трифоном Патрикеевым, которому под страхом смерти была поставлена задача — отыскать любимую птицу великого князя. Во сне ему явился святой Трифон и вернул чудесным образом кречета своему тезке. Якобы сокольничий Трифон в благодарность святому дал обет построить в этом месте обретения дражайшей птицы храм в его честь, что и сделал вскоре.
02.
В этом мифе смешалось очень многое. Ранее считалось, что Трифон Патрикеев служил Ивану Грозному, но при археологических раскопках оказалось, что каменный храм уже существовал к 1492 году и к периоду его правления не имеет непосредственно прямого отношения. Есть соображения, что имелся ввиду не Иван Грозный, а Иван III, которого тоже звали «Грозный». Кстати, князь Иван Юрьевич Патрикеев был реальной исторической личностью и играл видную роль при дворе Ивана III… На печати Патрикеева был изображен как раз всадник с соколом, и этот образ соответствует русско-православному каноническому изображению святого Трифона (в том числе и на фреске, находившейся на алтарной апсиде церкви в Напрудном), — при том, что византийская традиция изображает Трифона стоящим в рост, и не с соколом, а с крестом в руке. Есть также сведения, что при Иване Васильевиче Грозном эту церковь, что являлась тогда каменной, уже перестраивали.
03.
Существует другое, очевидно, более достоверное предание, относящее чудодейственное вмешательство святого Трифона к XIV-му столетию. Однажды на охоте у Великого князя Московского Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325-1340 гг.) улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, во что бы то ни стало разыскать его в три дня. Долгие поиски были тщетны. Измученный ловчий на третий день остановился около Напрудного села и заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно помолился святому Трифону: «…Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте…». И предстал пред ним во сне благолепный юноша на белом коне, держа на руке великокняжескую птицу…
04.

Проснулся сокольник, а на руке у него действительно сидит пропавший сокол. А на том месте, где приснился ему чудный сон, и был построен храм во имя Трифона, так как ловчая птица нашлась 1 февраля по старому стилю, в день памяти святого. А в церкви был поставлен его образ, на котором святой изображен так, как предстал сокольничему в сновидении — на коне и с кречетом на руке.
05..
Однако, скорее всего, на этом месте уже существовала деревянная сельская церковь еще при Иване Калите (о чем есть письменные подтверждения) и, только, значительно позже появилась каменная, очевидно, построенная из-за явления в этих месах христианского святого, расцененного, естественно, как великое чудо. Наверняка великий князь поддержал идею строительства каменного храма, тем более это чудо произошло в его дворцовом селе.
06.
Легенда имеет еще один важный аспект: она показывает значимость села Напрудного. Еще со времен Ивана Калиты оно было великокняжеским. Сюда, на Великий пруд и в Сокольничий лес, любили приезжать великие князья и цари с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. Эта традиция дожила до времен Алексея Михайловича.
07.
08.
Но и это все не главное, а главное то, что в конце пятнадцатого века в этом дворцовом селе Напрудном на невысоком холме близ пруда, существовавшего еще в конце прошлого столетия, был возведен этот небольшой, но удивительно одухотворенный явленным чудом белокаменный храм во имя святого Трифона.
09.
Загадками является само появление этой церкви как архитектурного сооружения, и по сути, имя зодчего, кто ее возводил, а также примененные новаторские приемы строительства для тех времен. Это был один из первых каменных храмов посадского типа, где бесстолпная конструкция обусловила появление крестчатого (крещатого) свода и как следствие этого — трехлопастного завершения фасадов. Сочетание двух строительных материалов (белого камня в стенах, цоколе, порталах и кирпича — в сводах, барабане и деталях), в Москве впервые примененное в Успенском соборе Кремля, вероятно, было особенно характерным для ранних построек этого типа.
В отсутствие точной летописной датировки ученые, прежде всего, сопоставляют архитектурные детали и приемы различных церквей подходящего периода. Трифоновская церковь и здесь дает пищу для размышлений. Главная ее загадка — т.н. «крещатый свод», сложный инженерный прием, который считается изобретением именно московских мастеров конца XV — начала XVI века.
10.
Но в пользу датировки церкви XV веком С.В. Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно… Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».
11.
При Иване III в Москве работали не только заграничные архитекторы и мастера из не менее далекого Пскова. У великого князя были и местные, московские зодчие. Но лучшие были заняты на «госзаказе» в Кремле, а в подмосковное великокняжеское село могли направить мастеров поскромнее. Что случилось во время планировки Трифоновского храма, почему его основание «кривое» — сейчас уже трудно сказать. Можно списать на недобросовестность подрядчиков… Или заказчиком и в самом деле выступил не лично великий князь, а его сокольничий?)
Никто, кроме великого князя или без его соизволения, не мог построить храм в великокняжеском селе. Получается странная ситуация: с одной стороны, в строительстве был применен сложный инженерный прием и новая для того времени строительная техника (белокаменные стены и кирпичные своды), с другой стороны — план церкви действительно «неаккуратный», стены в буквальном смысле не параллельны друг другу.
12.
Что касается даты постройки, с Заграевским также согласна Наталья Горбачева: «Доказательством истинности предания является изображение мученика Трифона на иконе в его московском храме именно таким, каким он явился сокольничему — на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения, названного в народе «русской иконой» св. Трифона, нет мотивов ни в житии этого угодника, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим и с крестом в руке, а иногда еще и с ножом для обрезки виноградных лоз.
13.
В княжение Василия I (1389–1425 гг.) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы, он даже чеканился на монетах. Монеты Василия II Темного (1425–1462 гг.) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462–1505 гг.) исчезает с московских монет, заменяясь постепенно Георгием Победоносцем, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470–1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мученика Трифона в Напрудном»…
14.
При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом. А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний и красивый храм.
15.
А вскоре в нем появилась бесценная святыня — частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бака Котарская. Произошло это вот как.
В 1800 году в Москву приезжал архимандрит из Черногории Стефан Вукотич. Узнав об этом, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил за свой счет соорудить раку для находящихся в черногорском городе Которе мощей мученика Трифона. Спустя время Петр Негош прислал Добрякову в благодарность за благодеяние три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а в 1819-м она была передана в церковь Трифона в Напрудном и в дорогих ковчежцах «вделана» в икону св. Трифона с соколом в руке.
16.
Вскоре после этого храм стал центром прославившегося на всю Москву Трифоновского богомолья. Появились средства. В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная (к этому времени в храме были пробиты новые окна, надложены углы трифолия, устроена четырехскатная кровля, барабан получил высокую декоративную главку, храм был оштукатурен).
В 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский предел, в 1861 году — северный Филаретовский предел. В 1889-1895 годах с запада была пристроена еще одна колокольня, а на месте старой трапезной была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя пределами (также Никольским и Филаретовским). Древняя Трифоновская церковь визуально смотрелась как алтарная часть нового храма.
В 1889–1895 годах почти все пристройки XIX века разобрали, и по проекту архитектора П.П.Зыкова-младшего построили новую, с высокой колокольней и куполом церковь, вмещавшую три с половиной тысячи богомольцев. Древний храм примыкал к ней с востока. Новый Никольский предел освятили в 1896 году, Филаретовский — в 1898 году. Самый большой колокол весил 560 пудов (9 тонн). Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!
Вот так выглядела колокольня храма святого Трифона в 1901 году. Впечатляет, не правда ли!
17.
Но на этом «архитектурные приключения» храма не закончились. Наступило новое время — революционное и безбожное. Но некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.
И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. Конечно, не обошлось без участия знаменитого спасителя московских архитектурных шедевров, Петра Барановского.
18.
Для верующих церковь была закрыта в 1931 году. Часть церковных ценностей и икон, в том числе и знаменитую чудотворную икону с частицами мощей мч. Трифона, перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе (к которому сегодня приписан храм мученика Трифона). Остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мч. Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею.
От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. Но все же предусмотрительно были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. В 1932 году была произведена радикальная реставрация: направленными взрывами были «отстрелены» пристройки XIX века. Церковь Трифона, одна из крупнейших церквей Москвы, вернулась к изначальным средневековым размерам. Работы проводились под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида.
В результате реставрации 1947-1948 годов его архитектурно-художественный облик восстановлен с достаточной полнотой. Фасады храма, завершенные трехлопастными кривыми, расчленены лопатками на три части. Средняя закомара имеет килевидную форму. Горизонтальная кирпичная тяга — пояс и цоколь «крепуется» на пересечении с лопатками, которые благодаря этому приобретают вид пилястр. Тяга, отделяющая трехлопастное завершение от главного объема, соответствует пятам крестчатого свода, перекрывающего внутреннее пространство.
19.
Храм завершен глухим барабаном со шлемовидной главой и килевидными кокошниками в основании. Над юго-западным углом восстановлена однопролетная звонница (нижние части ее столбов сохранились изначально). Внутреннее помещение храма освещается двумя оконными проемами, расположенными над килевидными — западным и южным — порталами, а также двумя щелевидными окнами в алтарной апсиде.
20.
21.
Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. Форма завершений порталов перекликается с килевидными завершениями трифолиев и килевидными кокошниками под тонким и высоким барабаном, и благодаря этим архитектурным приемам Трифоновский храм производит впечатление очень «стройного» и устремленного вверх…
22.
А потом… Больше 40 лет церковь стояла в запустении и только в 1992 году начались эпизодические богослужения. Сейчас около храма возведен церковный домик и ведется строительство других служебных помещений, благоустраивается территория.
23.
24.
В 2000 году торжественно отмечалось 1750-летие со дня преставления святого мученика Трифона. К этой дате в храм было проведено отопление, территория была огорожена забором и благоустроена, была построена звонница. Теперь храм был открыт круглый год. На Светлой седмице 2000-го юбилейного года впервые за многие годы из дверей Трифоновского храма вышел крестный ход.
25.
26.
27.
28.
16 марта 2002 года возле храма святого мученика Трифона отмечены резными памятными столбами-знаками места разрушенных престолов — во имя святителя Николая…
29.
…и святого праведного Филарета Милостивого. Молебен с освящением этих столбов совершил настоятель храма протоиерей Феодор.
30.
В Трифоновском храме хранятся чтимые святыни: крест с частицей Животворящего Креста Господня, частицы мощей многих угодников Божиих. Значительную часть этих святынь передал храму протоиерей Михаил Нейгум († 2001), который любил молиться в храме мученика Трифона в последние годы своей жизни.
Храм произвел на меня очень сильное трогательное и возвышенное впечатление. Земля вокруг церкви наполнена умиротворением и какой-то особенной благостью. Как будто эта святая земля выдохнула с облегчением от мрака десятилетий безбожества и иконоборчества.
Очень хотелось снять церковь изнутри, однако все оказалось не так просто. Одинокая служительница проявив резвость и фанатичную непримиримость категорически запретила фотографировать в храме (а я попросил разрешения на съемку), объяснив свою позицию указом свыше и тем, что она на послушании… так, что ограничусь одной фотографией с сайта о храме и своими личными ощущениями.
31.
Внутри церковь кажется совсем маленькой и, в условиях Москвы, может показаться простой часовней. Однако воздушный бесстолпный свод храма, его древняя энергетика ввела меня в глубокое исступленное чувственное состояние слияния с ним. Тихая радость возрождения, струящийся мерцающий сквозь мрак свет от узких окон храма, его намоленные стены, все это говорит с тобой, отзывается на молитвы… Несмотря на «сверлящий взгляд» послушницы в спину, мне удалось все же получить то, чего я и ожидал — отклик святого Трифона, его доброе пожелание и благословление пребывать на своем Пути…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *